Святейший Патриарх обращал внимание на иерархию своего времени. Весьма показателен случай с Суздальским архиепископом Иосифом (Курцевичем). Он прибыл в Москву из Малороссии в 1625 году, где был Владимиро-Брестским епископом. Его род восходил к Кориату, сыну литовского князя Гедимина. В епископы он был рукоположен в 1621 году Иерусалимским Патриархом Феофаном (1608–1644), но из-за начавшихся притеснений со стороны польских властей перешел в Московскую Русь 35 . Его подпись имеется на настольной грамоте Патриарху Филарету 36 . Затем после ухода на покой Суздальского архиепископа Арсения 37 он в 1626 году был назначен на Суздальскую кафедру. Здесь проявилось его панско-шляхетское поведение: со своими дворовыми людьми он всячески досаждал суздальцам. В 1634 году весной Владыка был соборне осужден 38 и сослан в Сийский монастырь, где некогда находился Патриарх Филарет. В царской грамоте Сийскому игумену Ионе предписывалось держать архиепископа Иосифа “во властелинскому чину с панагеею” и причастить “его при смерти” 39 . Затем выяснилось, что он даже в пост ел мясо, вел соблазнительный образ жизни и крещен был обливанием, а если “обли­ванец” хотел креститься, то он запрещал ему это. Поэтому осенью того же года после соборного решения пришла в монастырь патриаршая грамота от 14 сентября 1634 года. В ней было указано, что он недостоин носить святительский сан и должен был находиться “в чину плачущихся и рыдающихся, не менши бо и он зде восхотел содеяти Исидора треклятого Митрополита и Игнатия Патриарха, их же Церкви соборная проклинает, такожде и мы проклинаем, и он убо тем же проклятым восхотел последовати и с ними честь прияти” 40 . В присутствии монастырского собора Сийского монастыря с бывшего Суздальского епископа Иосифа была снята панагия и он был отправлен в Соловецкий монастырь, постриженником которого был Патриарх Иоасаф 41 . Адам Олеарий, находившийся второй раз в Москве в составе Голштинского посольства в 1636 году, отметил, что они были размещены на подворье Суздальского владыки, который “несколько лет тому назад впал в немилость и был сослан в Сибирь” 42 . Через 6 лет опального Владыку перевели по его прошению из Соловков в Казанский Зилантьев монастырь, где он и скончался в 1642 году.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

В личном общении с государем Предстоятель Церкви был покровителем и молитвенником царской семьи. А. Олеарий сообщает о рождении у царя младенца. Родившаяся дочь была “крещена и названа Софиею Говорят, Патриарх был крестным отцом, как у всех прочих детей Великого князя” 19 . В грамоте, посланной в 1636 году в Новгородскую епархию, сообщалось о рождении царевны Татьяны Михайловны “за молитв отца и богомольца Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего освященнаго Собора” 20 . В свою очередь государь давал жалованные грамоты на патриаршие вотчины, освобождая их от уплаты податей 21 , а в дни именин в царской семье Патриарху вручались дары 22 . В 1636 году по государеву указу в Астрахани было выделено место для патриаршего двора “подле Астраханского Троецкого загородного монастырьского дворца, для его патриарша учуюжного всякого промыслу” 23 . Общение Патриарха Иоасафа с Востоком носило традиционный по тому времени характер. В Посольском приказе хранилась грамоты игумена Неофита “о милостыне” 24 , старцев Преображенского монастыря о милостыне 25 , Патриарха “Царего­родц­кого Парфения о милостыне” 26 , грамота Иерусалимского Феофана “о милостыне” 27 . С различными нуждами к Патриарху Иоасафу обращались также старцы, приходившие из Малороссии 28 . Когда в 1637 году русский паломник Василий Гагара возвратился с Востока в Москву, то, как он отметил, “государь царь Михаил Феодорович и Патриарх меня учали жаловать, корм и подачи были” 29 . Будучи в Иерусалиме, В. Гагара встречался с Вифлеемским митрополитом Афанасием, который справился о здравии царя и его семьи, а также “и о Патриархе” 30 . В привезенной им грамоте Александрийского Патриарха Герасима (1621–1636) говорится о внесении имени Патриарха Иоасафа в поминальный диптих наряду с другими Предстоятелями Православных Церквей 31 . В 1637 году к грузинскому царю Теймуразу было направлено посольство из Москвы. Старшим из духовных лиц был соборный старец Троице-Сергиева монастыря Иосиф, ранее бывший в 1617–1622 годах настоятелем Ипатьевского монастыря. Он вез с собой две грамоты Патриарха Иоасафа: царю Теймуразу и архиепископу Иоанну 32 . Ему были также даны инструкции, как “править” благословение от Патриарха, а в качестве даров иконы (царю — образ Живоначальной Троицы; архиепископу — образ Владимирской Богоматери), также святое Миро и т. д. 33 . Когда данное посольство отправилось назад, то Грузинский архиепископ вручил грамоту для Патриарха Иоасафа “и часть мира, принесенного мироносицами Христу и хранившегося в Алавердском Георгиевском монастыре”, и одновременно просил архимандрита Иосифа засвидетельствовать в Москве, что он с “епископами и всеми церковными чиньми государя царя Русскаго и Святейшаго Иоасафа Патриарха Московскаго подданные” 34 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Отмеченное обстоятельство не отразилось на последующей судьбе иерарха. Более того, перед своей кончиной Патриарх Филарет благословил себе в преемники Псковского архиепископа Иоасафа. Спустя четыре месяца после кончины Патриарха Филарета состоялось соборное избрание нового Предстоятеля Русской Церкви. Кандидатами на Всероссийскую кафедру были: митрополит Ростовский Варлаам, архиепископ Вологодский Варлаам и Иоасаф, архиепископ Псковский, который и был избран на Патриарший Престол. Летопись сообщает о его поставлении: “Лета 7142 (1633)-го году октября в 1 день преставися Филарет Никитич, Патриарх Московский и всеа Русии. Того же году февраля в 6 день поставлен на Патриаршеский престол Иосаф Патриарх, а преже сево был П ñ êîâñêèé è Èçáîðñêèé àрхиепископ” 9 . В канун избрания нового Предстоятеля Русской Церкви, 28 января 1634 года, в Москве был принят соборный приговор о взимании денег на жалование ратным людям. Известен архиерейский состав, который, нужно думать, избрал затем нового Патриарха на Москве. Это были Новгородский митрополит Киприан (1626–1634), Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652), Крутицкий митрополит Павел (1626–1636), Вологодский архиепископ Варлаам (1626–1645), Рязанский архиепископ Антоний (1621–1637), Суздальский архиепископ Иосиф (1626–1634), Тверской архиепископ Евфимий (1628–1642), Псковский архиепископ Иоасаф (1627–1634), Коломенский епископ Рафаил (1618–1652) 10 . Патриарх Никон, говоря об особенностях патриаршей интронизации, отмечает, что “Иоасаф Патриарх прежде бывый Псковский архиепископ, второе на Патриаршество от своих митрополит рукоположен” 11 . Интронизация нового Патриарха была совершена в Успенском соборе 6 февраля 1634 года и завершилась традиционным Чином шествия на осляти. В описи архива Посольского приказа хранилась “докладная выписка” о государевом жалованье “на поставленье Иоасафу Патриарху и что он, Патриарх, поднес даров Великому государю и государыне царице и государем царевичем и царевнам” 12 , а также “Столпик, а в нем писан чин поставления Патриарха Иоасафа” 13 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Царь известил восточных Патриархов о кончине своего отца и об избрании ему преемника, называя новоизбранного Патриарха “мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели” 14 . Таким образом, вторым Предстоятелем Русской Церкви после Смутного времени в XVII веке был Святейший Патриарх Иоасаф I. Астраханский архиепископ Пахомий (1641–1656) отмечает, что новый Первосвятитель был поставлен “по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета Патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен” 15 . Новый Предстоятель Русской Церкви действительно не обладал таким авторитетом, как Патриарх Филарет, и был менее значим в государственных делах. Он уже более не назывался “Великим государем”, а только “Великим господином”, царь не ставил больше имени Патриарха наряду со своим даже в грамотах по делам церковным. И это вполне понятно, поскольку особые отношения Патриарха Филарета и царя Михаила Феодоровича обусловлены их родственными связями. Тем не менее при обращении царя к Патриарху Иоасафу за советом по государственным делам Первосвятитель прежде всего считал своим долгом возносить молитвы о ниспослании помощи Божией государю, при этом всячески поддерживая его. В 30-х годах XVII âåêà â Ìîñêâå ïðîõîäèëî òðè Çåìñêèõ Ñîáора, посвященных проблемам взаимоотношения с Крымом 16 . После третьего Собора в 1639 году его участники подали свои “мнения” письменно. Патриарх Иоасаф вручил свое обращение непосредственно царю. Он писал царю в связи с убийством и оскорблением крымскими татарами царских послов: “И я, богомолец твой, со всем освященным Собором даем мысль свою Ты глава всем — покажи ревность и благочестие, чтобы тебе, как можно, освободить своих посланников из бесерменских рук и злого мучения и позоров. Твоя царская казна от того не оскудеет В украйнных же городах пристойно тебе, государь, устроить ратных людей, конных и пеших, по твоему, государеву усмотрению, как тебе Бог известит Рассудить об отмщении врагам и что учинить им дело, государь, твое, и твоих бояр, и ближних людей, и всего твоего царского сигклита, а не нас, твоих, государевых, богомольцев” 17 . Таким образом, Предстоятель Церкви простирал свое влияние и на светские сферы. А. Олеарий говорит, что царь “по предложению Патриарха” в 1634 году “совершенно запретил” торговлю табаком 18 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Сортировать по Исключить новости Соловецкий постриженник на Патриаршем Престоле (Патриарх Иоасаф I: 1634–1640) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 В предисловии Соловецкого Патерика говорится: “Кроме подвижников, просиявших в Соловецкой обители, в ней приняли монашество и духовно возросли приснопамятные иерархи Российской Церкви — Патриархи Иоасаф и Никон, митрополиты — Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский; архиепископы — Маркелл Вологодский и Варсонофий Архангелогородский” 1 . Первым в этом списке замечательных соловецких иноков назван Святейший Патриарх Иоасаф I 2 . В Синодике Корнилиева монастыря XVII века читаем о роде “соловецкого постриженика” 3 , как он назван в летописном памятнике: “Род Святейшего Иосафа Патриарха Московскаго: священноинока игумена Антония, инока схимонаха Боголепа, иноку схимонахиню Юлею (родители Патриарха Иоасафа — а. М.), инока Александра, инока Пимена, Иванна, Прова, Мавру, Лукияна, Мамелфу, Симеона, Анну, Софония, Ксению, инока Порфирия” 4 . В роде Святейшего Патриарха, как это было традиционно в Древней Руси, много имен монашествующих. Постриг будущий Первосвятитель принял на Соловках, очевидно, в конце XVI âåêà, è âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ïîñòðèãàë åãî èãóìåí Èñèäîð (1597–1603). Â 1600 ãîäó èãóìåí Èñèäîð îñâÿòèë Áëàãîâåùåíñêèé íàäâðàòíûé õðàì â îáèòåëè 5 . Затем Соловецкий настоятель был возведен в сан Новгородского митрополита (1603–1619) и при нем находился старец Иоасаф. Здесь в Новгороде они пережили тяжелые годы шведской оккупации в Смутное время. После кончины митрополита Исидора, при новом владыке Макарии (1619–1626) старец Иоасаф был поставлен игуменом Псково-Печерского монастыря в Псковской епархии. Шесть лет спустя, 14 января 1627 года “поставлен во Псков архиепископом Печерский архимандрит Иоасаф” 6 . В конце месяца, 28 января, Патриарх Филарет (1619–†1633) служил в Успенском соборе “панихиду по Патриархех и по Митрополитех Московских и всеа Руси”. Среди сослуживших ему архиереев назван и Псковский епископ Иоасаф 7 . В 1632 году, незадолго до кончины Патриарха Филарета, он подвергся патриаршей опале за подпись под челобитной псковичей царю о том, “чтобы немцам в Пскове не быть”. Немцы добивались свободной торговли в городе и разрешения на постройку в нем немецкого двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление власти и в связи с этим Патриарх Филарет наложил прещение на Псковского владыку, однако в скором времени Патриарх простил его, а псковичи умилостивили государя и при этом смогли добиться, чтобы немцам было разрешено построить свой гостинный двор за пределами города 8 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Сохранившиеся источники свидетельствуют об энергичных усилиях Предстоятеля Церкви к врачеванию различных недугов среди духовенства. В 1639 году по его благословению в Иосифо-Во­лоц­кий монастырь “под начал” за недостойное поведение был направлен из Брянского Свенского монастыря “строитель Варлаам” 51 . Он же повелел закрыть два скита, основанные старцем Капитоном, за его особое ригористическое направление 52 . В 1547 году в Русской Церкви появились указания о старшинстве некоторых монастырей 53 . Более полно и детальней данный вопрос был разработан при Патриархе Иоасафе, когда в 1635–1637 годах была обнародована “Лествица властем”. Вначале в ней указываются согласно старшинства епархии, а затем монастыри: митрополичьи кафедры — Новгородская, Казанская, Ростовская, Сарская; архиепископские — Вологодская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Астраханская, Сибирская, Псковская; епископская Коломенская; настоятели монастырей архимандриты — Троице-Сергиев, Рождественский во Владимире, Чудовский; игумен Кирилло-Белозерского монастыря и т. д. Всего названо 46 обителей, настоятели которых бывали в Москве на Соборах. Некоторые игумены, согласно составленной “Лествице”, поставлены выше архимандритов 54 . Святейший Патриарх заботился о сибирской пастве, направляя туда “черное” и “белое” духовенство, которого там не хватало. В 1635 году он прислал в Софийский собор в Тобольск “по Новгородцком митрополите Киприяне четырнатцать книг”. Среди них была печатная Библия “острошская”, Толкование на Апостол “печать литовская”, Книга Стоглавник… Книга Просветитель” преподобного Иосифа Волоцкого 55 . Владыка Киприан был первым иерархом на Сибирской земле, Тобольским архиепископом (1620–1624), затем два года занимал Сарскую и Подонскую кафедру и скончался на Новгородской кафедре (1626–†1635). В 1611–1620 годах он был Спасо-Хутынским настоятелем и, несомненно, был знаком с будущим Патриархом Иоасафом I, который был при дворе Новгородского митрополита Исидора. Он же возглавил интронизацию Патриарха Иоасафа I â 1634 ãîäó. Ýòî áûë äóõîâíûé ïèñàòåëü, ãèìíîãðàô, ìèссионер, администратор 56 . Теперь после его кончины Первосвятитель прислал книжный вклад в Сибирскую епархию, начало которой полагал владыка Киприан. После кончины митрополита Киприана “поставлен бысть Патриархом Иоасафом Новуграду митрополит Авфоний” 57 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Как Предстоятель Церкви Святейший Патриарх проявляет заботу о благочестии в церковно-нравственной жизни общества и духовенства. Происходит усиление надзора за духовенством, делается постоянное напоминание поповским старостам об их обязанностях заботиться о нравственности духовных пастырей. Для этого в августе 1636 года была издана “Память” поповским старостам на имя тиуна Ивана Манойлова и главного поповского старосты Никольского “попа” Панкратия. Содержание “Па­мяти” можно разделить на несколько частей. Во введении Святейший Патриарх перечисляет нестроения, встречающиеся в храмах. Затем следует оценка данной ситуации, которая заканчивается словами из предисловия к постановлениям Владимирского Собора 1274 года: “…не пленена ли земля, не взяты ли быша гради, не падоша ли без оружия, не помроша ли скоти и не оскудеша ли нивы? И сия вся содеяшася ныне предь очима нашима в наше наказание, а никакоже воспомянухом ся!” 45 . После этого патриаршему тиуну И. Манойлову предписывается собрать поповских старост и прочитать им данную грамоту “и велети им с сее памяти списав списки слово в слово и разослати в Китай, и в Белый Каменной город, и в загородные места, по всем соборным и приходским церквам” 46 . Далее в предписательной части даются указания против многогласия, о времени начала богослужения, о необходимости чтения во время богослужения “Учителныя Евангелия, и святых Апостол и святых Отец поучения и жития, в Прелогах повести, и в которых церквах какия книги Божественаго Писания учителныя есть, прочитати во услышание православным християном” 47 . В “Памяти” также говорится о поведении в храме, о пище, о воздержанности в языке и пр. Последняя часть начинается со слов: “И о том бы о всем, яже суть писаная в сей памяти заповедания, со всяким усердием во всем утвердити накрепко”. Завершается грамота прещениями непослушным 48 . Можно говорить, что содержание “Памяти” взаимосвязано с проблемами церковной жизни того времени. В 1636 году Патриарху Иоасафу подали челобитную девять нижегородских священников, указывая на различные недостатки в жизни общества 49 . С. Зеньковский пишет о челобитной нижегородских священников: «Но если в непорядках Церкви и в их обличениях не было ничего нового, то зато совершенно новым явилась организация священников и тот факт, что желание улучшения шло от них самих, а не от епископата и Патриарха, как это было обычно на Руси. Это были уже не замечания и не дисциплинарные меры сверху, а возмущение низов духовенства, начало проявления их недовольства руководством Церкви и выступления их как самостоятельной силы. Интересно, что Патриарх Иоасаф не наказал их за “мятеж и смелость”, как это сделал всего лишь четыре года перед этим сам Филарет, а согласился с ними и последовал их совету» 50 . Некоторые поставленные в челобитной проблемы почти дословно сформулированы в Памяти поповскому старосте. Этими же проблемами ранее был обеспокоен Стоглавый Собор 1551 года.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

122 Древняя российская вивлиофика…, издаваемая помесячно Н. Новиковым. СПб., 1773. Ч. 1. Месяц Март. С. 164. 124 Древняя российская вивлиофика… СПб., 1775. Ч. 8. С. 101. Когда в 1652 году в Москву из Старицы были принесены священные останки первого Патриарха Иова, то в Успенском соборе их, “пришедше, поставили в ногах и Иасафа Патриарха на мосту наверху”. — Московия и Европа. М., 2000. С. 497. 125 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII âåêà, îïèñàííîå åãî ñûíîì àðõèäèàêîíîì Ïàâëîì Àëåïïñêèì/Ïåðåâîä ñ àðàáñêîãî Г. Муркоса. М., 2005. С. 481. 128 Собинный ‘собственный’. — Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. Изд. 2. СПб., 1867. Т. 3. С. 350. 129 Мнение Иоасафа Патриарха и всего Освященного собора//Записки отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. Т. 2. СПб., 1861. С. 372–374. 131 Белокуров С. Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637–1640 гг.)//ХЧ. 1884. Март — Апрель. С. 465–470. 132 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1. С. XXI– XXIII. Èçäàòåëü ãðàìîòû äàëåå îòìå÷àåò: «То же самое буквально, что и в грамоте Патриарха Иова со старцем Закхеем, напечатанной мной в “Сношениях России с Кавказом” в. 1, стр. 91–93». Затем он отметил некоторые разночтения в списках грамот. 133 Чюга ‘узкий кафтан’. — Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1903. Стб. 1546. 136 Наказывать ‘учить, поучать, наставлять’. — Словарь русского языка XI– XVII ââ. Âûï. 10. Ì., 1983. Ñ. 112. 138 Повычно от глагола повыкнути, то есть ‘привыкнуть, иметь в обычае’. — Там же. Вып. 15. М., 1989. С. 177. 141 Шпынь ‘балагур, шут, насмешник’. — Словарь современного русского литературного языка. Т. 17. М.; Л., 1965. Стб. 1541. 142 Клопот ‘шум от ударов, гул, грохот’. — Словарь русского языка XI– XVII ââ. Вып. 7. М., 1980. С. 178. 143 Пискание от глагола пискати, то есть ‘играть на свирели, дудке и т. п.’. — Там же. Вып. 15. С. 54.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Да еще государь неисправление и лжа церьковная повычна, тако ж по многим церквам в постныя дни государь Великаго поста, в них же должни православнии християне, яко в жатвеное время, с трудом великим и воздержанием плоды добродетельныя собирати в житницу душевную. И в те государь в великия дни не по преданию святых Апостол и святых отец совершают службы церковныя, но по своему государь умышлению, лености ради, и небрежением великим изнуряют время постное и лжут в церквах. Вечерни государь отпевают многия попы по церквам до перваго часа дни на розсвете, а инии до солнечнаго возходу. И в молитвах государь не ощущают, поют по утру: пришедшу солнцу на запад 139 , а солнце еще восходит, и возвышают глас к Богу: видевше свет вечерний, поем Отца и Сына и Святаго Духа Бога; и говорят: Сподоби Господи в вечер сей без г på xa… à åùå ãîñóäàðü è ñîëíöå â äíåâíûÿ ÷ðåäû íå ïîñòèãëî. Äàâèä áî ðå÷å: “Íåáåñà ïîâåäàþò ñëàâó Áæèþ” (Ïñ 18:2). Åãäà ãîñóäàðü ïîåì óòðåíþþ, òîãäà âîïèåì: Господи, заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой; а в вечер вопием: Пришедшу солнцу на запад, видевше свет вечерний, по сему святыми вселенскими отцы утвержено и предано молитвеное время подобными времянми молитвами совершати. И паки рече: седмию днем хвалих тя о судбах правды твоея, и паки: вечер и заутра и полудне поем и благословим, данными государь велелепными хвалами, ими ж государь ты великий святитель и сам возвещаеши, яко поется Бог в коеждо время подобными времянъми молитвами во свое их время, по преданию святых Апостол и святых отец и вас государей. И те государь законы, данныя лености ради, во едино время отпевают: поутру просят государь дне сего совершенна, да в то ж время — вечера сего совершенна просят, а еще государь день настает. И таковою государь ложью и леностию хотим умилостивити Бога и людем благодати испросити. И тава с ударь обычая в началах у православнаго християньства ни у вас великих святителей не бывало. И в том государь неисправлении лжа явис пред Богом, а верным государь людем смута и о вере повреждение. Видим государь в наставницех и в церьквах н еисп paâëåíè e, è îòòîãî èì ñìóùàåòñÿ óì è ñêóäååò âåðà, потому что государь вожди ослепоша леностию и нерадением исправления церьковная погасиша. Да понамари государь по церквам молодыя без жен, да тако ж государь многия по многим церквам поповы дети во время святыя службы в олтари безчинствуют.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Нам же богомолцем твоим государевым лепо по царьскому твоему остроумию и богопреданней мудрости воспоминати, яко царю, яко владычице. Ты же, боговенчанный царю, яко же преже поревновал еси благочестивому и равноапостолному великому царю Константину и благоверному великому князю Владимеру, яко ж они християнский род во своем царствии из рова преисподняго возвели и всех верующих во Святую Животворящую Троицу сердца возвеселили и яко ж сперва честная и непорочная Християнская вера и по Апостольских и Богоутвержденных преданиих во всех наших церквах боголепно и благообразно цветет и проповедаетца. Глава бо еси всем; покажи, государь, ревность и благочестие, чтобы тебе, государю, своих посланников от таких от басерменских рук и злаго мучения и позоров, как мочно, свободить, а царьская твоя государева казна тем скудна не будет, а как Бог твоих государевых посланников своею милостию от таковаго злаго мучения свободит и им о той казне, которая посылана в Крым по старине для дружбы и любви за их многую неправду и мучительство и позор твоих государевых посланников против их запросов мочно в том, по их многой неправде, и отказати, а в украйных городех пристойно тебе, государю, устроити ратных людей конных и пеших, по своему государеву благоразсудителству и разсмотренью, как тебе, милосердому и благочестивому государю царю, Бог известит, а за мучение твоих государевых людей Крымским послом и гонцом, что учинити и о том нам богомолцем твоим такова совету, что им воздаяние учинити, написать не пристоит, занеже, государь, на такое дело на отмщение врагов, что над ними учинити, бывает твое государево царское благоразсмотрительство и твоих государевых боляр и ближних людей и всего твоего государева царьского сигклита, а не нашего чину твоих государевых богомолцов 129 . А такова грамата послана к Грузинскому Теймуразу царю от Иоасафа Патриарха Московского и всеа Русии с ыпацким архимаритом Иосифом… Трисолнечный и светоначальный, единосущный, в Троице славимый Бог наш Отец и Сын и Святый Дух всемогий и во всей твари всяческая действуяй, неизреченною благостию и премногою милостию Отец щедротам и Бог всякия утехи, утешая нас всегда о всякой вещи, яко возмощи и нам утешити сущая в недоумении утешением, им же утешаемся есмы от боголепныя и всесилныя и превысочайшия славы Его.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010