Жития святых дополняют сведения о его жизни. Святейший Патриарх Иоасаф послал свою шубу Кожеезерскому подвижнику, старцу Никодиму (†1640; пам. 4 июля), узнав о его строгой жизни. Преподобный поцеловал первосвятительский дар и затем передал его в обитель, сказав: “Для моей худости довольно и рубища”. Патриарх Иоасаф вложил в Кожеезерский монастырь ризу из лазоревой камки, Требник и 5 рублей 94 . Святейший Патриарх Иоасаф I благословил игумена Макарьевского Желтоводского Пафнутия (1640–1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варнавы Ветлужского (†1445; пам. 11 июня) 95 . Игумен Пафнутий, собрав на месте сведения о чудесах, представил затем их Патриарху. С того времени началось почитание преподобного Варнавы, он был причислен к лику святых Русской Церкви, и ему было положено совершать память 11 июня, в день его блаженной кончины 96 . Русская Церковь украшается при Патриархе Иоасафе не только памятями святых, но и празднованиями чудотворных икон. Боярский сын Василий Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил Патриарху о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери (пам. 21 мая). По грамоте Патриарха Иоасафа I была создана комиссия, в которую вошли нижегородский архимандрит Печерского монастыря Рафаил и протопоп Архангельского собора Иосиф. Комиссии предписывалось: “И целбу от образа того получивших кому от каковыя болезни и в кое время, и в коих местех, в той ли пустыни, или в их домех, или на пути, о сем приискренне повелевает изыскав свидетельствовати: колико кто лет, какою болезнию одержим бе, все неизменно описати повеле. И по сем в сем описании ради совершеннейшаго уверения и сие приложив, повеле о них испытати всеми родители и сродники, и соседы их ту близ живущыми всякаго чина духовных и мирских, яко да от неразумных не возмнится истина, лож бысти” 97 . Проверяющие “своими печатми те книги запечатлеша, ко Святейшему Иоасафу Патриарху восписавше, вкупе же и тех свидетельствованых народа Богоматере чудес книгу воспослаша”. Святейший Патриарх сам прочел все и затем возвестил о всем царю Михаилу Феодоровичу. Вскоре последовало патриаршее благословение на открытие Оранского монастыря. В Сказании не называется дата этого события, но, очевидно, оно произошло в 1635 году 98 . В Повести Святейший Патриарх Иоасаф назван “тихосмиренным” 99 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Отголоском Смутного времени явились события 1635 года, когда Патриарх Иоасаф I встречал с крестным ходом в Москве останки царя Василия Шуйского, который скончался в польском плену и теперь был погребен в Архангельском соборе 58 . Красную площадь украшают два выдающихся памятника; собор Покрова на рву построен в XVI веке при Митрополите Макарии в связи со взятием Казани, а Патриарх Иоасаф освятил Казанский собор, воздвигнутый на Красной площади в память окончания Смутного времени и прославления Казанского чудотворного образа Богоматери. Во время пожара в 1626 году сильно пострадал Патриарший двор. Поэтому при Патриархе Филарете велись интенсивные ремонтно-восстановительные работы, причем сам двор при этом претерпел “обширную перестройку” 59 . “Преемник царственного Патриарха святитель Иоасаф I- é çàñòàë ñâîå äîìîâîå õîçÿéñòâî â âåñüìà óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè è çà 8 ëåò óïðàâëåíèÿ Ïàòðèàðõèåé íå ïðîèçâîäèë êàïèòàëüíûõ ïåðåñòðîåê Ïàòðèàршего двора. Но и при Иоасафе был постоянный ремонт, только довольно мелкий, обыкновенно вызываемый большим хозяйством. При этом святителе произведены были значительные постройки только на даче в Троицком-Голени­щеве” 60 . Вскоре после своего восшествия на престол Патриарх Иоасаф повелел написать перед столовой палатой образ Христа Спасителя “Недре­манное око”, а также заново переписать изображения Богоматери Знамение, Живоначальной Троицы и святых 61 . В домовой патриаршей казне среди различных икон был образ “Соловец­ких чудотворцев” 62 . По благословению Патриарха Иоасафа на Руси основывались монашеские обители. В 1637 году “черным попом Ионою” был основан Троицкий Шенкурский монастырь 63 . В Нерехте по благословению Первосвятителя был освящен храм и при нем была устроена Сретенская обитель. В обители находилась икона, принесенная из Ярославля, от которой совершались чудеса. Затем в Ярославле была написана еще одна икона для Нерехты, от которой также начали совершаться чудеса. В Ярославль прибыл Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652) и повелел принести ее в Успенский собор. После этого жители не захотели отдавать икону в Нерехту, поэтому посланцы из Нерехты обратились к Патриарху Иоасафу с просьбой о содействии в перенесении иконы в Нерехту. В связи с этим Патриарх послал “свое писание к Ростовскому митрополиту Варалааму, повелеша отдати чудотворную икону” 64 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

В последующее время в неделю Православия торжественно возглашалось: “Святейшим Патриархом Московским и всея России, Иову, Ермогену, Филарету, Иоасафу вечная память” 124 . Патриарх Никон воздвиг Патриарший дворец, где наверху “устроил маленькую церковь во имя новых московских святых, Митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, коих велел написать над ее дверью, а в церкви написать портреты шести Патриархов, бывших со времен Иеремии Константинопольского: первый из них Иов, затем Филарет, Иоасаф и Иосиф” 125 . Английский дипломат А. Мейерберг в своем описании Московии пишет, что после Патриарха Филарета “по порядку следовали Иоасаф, Иосиф и в настоящее время Никон. Все они правят с неограниченной властию, судят всякие дела, относящиеся к духовенству, церковному послушанию и христианским правам, и никогда не получают у царя отказа на просьбы об утверждении своих приговоров” 126 . В истории Русской Церкви имеется целый ряд Первосвятителей, имена которых стоят в тени своих более знаменитых предшественников. Такими были Митрополит Афанасий (1564–1566) и Патриарх Иоасаф II (1667–1672). Ê èõ ÷èñëó ñëåäóåò îòíåñòè è Ïàòðèàðõà Èîàñàôà I. Îí ñìåíèë íà Ïàòðèàðøåì ïðåñòîëå Ïàòðèàðõà Ôèëàðåòà, êîòîðûé áûë îòöîì öàðñòâóющего государя. Поэтому на Патриарха Иоасафа смотрят прежде всего через призму его предшественника: он не имел титула “Великий государь”, не имел такого влияния на государственные дела, как тот, и т. д. Между тем церковная жизнь при Патриархе Иоасафе продолжалась и развивалась. В своей деятельности он активно продолжал труды своего предшественника — Патриарха Филарета. Он общался с царем, заботился о дисциплине в Церкви, давал вклады в монастыри. Многочисленны источники, свидетельствующие о его личности. Историк митрополит Макарий (Булгаков) так характеризует второго Первосвятителя, поставленного после окончания Смуты: “Пат­риарх Иоасаф был строгий инок, смиренный и благочестивый, помнил место своего монашеского постриженияСоловецкую обитель и почти ежегодно делал в нее свои пожертвования то церковными облачениями, то печатными книгами, то деньгами” 127 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Святейший Патриарх давал вклады в Успенский собор: подсвечники 81 , алтарную завесу 82 , на гробницах святителей Феогноста, Филиппа, Геронтия, Макария покрова — “данье великого господина Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всея Руси” 83 ; он же дал вкладом облачение 84 . В 1634 году в день памяти святителя Алексия “Патриарх Иоасаф указал благовестить в большой колокол, а пели в среду на масленице у Алексея чюдотворца, а в иных храмах пели в четверток” 85 . Таким образом, в Чудовом монастыре, где почивали мощи святителя Алексия, его память творилась в день его памяти, пришедшейся в этом году на среду масленой недели, а везде была перенесена на четверг. Актовый материал монастырей проливает свет на архипастырскую деятельность Первосвятителя. Печерская обитель под Нижним Новгородом до открытия в 1672 году Нижегородской епархии была в патриаршем ведении. Архимандрит Печерского монастыря Рафаил (1628–1637) строил храм в обители с приделами, о которых делал ранее распоряжения Патриарх Филарет. Однако в отсутствие настоятеля келарь сделал изменения в планировке и алтарь Соловецких чудотворцев несколько сместился, поэтому Печерский настоятель спрашивал затем Патриарха Иоасафа: оставить все как есть или переделать 86 . В другой раз Патриарх Иоасаф благословил архимандрита Рафаила строить храм в селе Нагавицыне во имя великомученика Георгия, о чем ему была послана Патриаршая грамота 87 . Сохранилась также гра­мота духовенству о сборе патриарших пошлин 88 . Сохранился интересный документ, как в Нижнем Новгороде “по указу Великого государя Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всеа Руси” был выбран “поповский десятский” диакон Иван на год, “а тот дьякон Иван добр, не плут и не бражник, и душею прям, и государевы патриарховы дела ему дьякону Ивану за обычей, куды его дьякона для дела пошлют” 89 . Глава Церкви подтверждал жалованные грамоты монастырям, данные им его предшественниками 90 . Одновременно Святейший Патриарх заботился и о московских монастырях, о чем свидетельствует возобновленная при нем роспись в соборе кремлевского Чудова монастыря, основанного святителем Алексием (†1378; пам. 12 февр.). При этом был написан храмовой образ Чуда Архангела Михаила в Хонех. “Возобновление в храмовом образе миниатюр из рукописей 1570-х гг. свидетельствует об обращении к наследию эпохи становления Российского государства” 91 . Кроме Соловецкого монастыря он давал вклады и в другие обители. Во вкладной книге Троице-Сергиевого монастыря указано 100 “рублев” — величина патриаршего вклада, сделанного им в 1635 году. В 1636 году он совершил богомольную поездку в Звенигород 92 . Его имя внесено в Синодик Псково-Печерского монастыря 93 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

В 1635 году Яренгский монастырь со всеми землями и угодьями селения Яренги по ходатайству Патриарха Иоасафа грамотою царя Михаила Феодоровича был подчинен Соловецкому монастырю. Новгородский Митрополит Авфоний, напоминая архимандриту Соловецкому Рафаилу, что по прошению Патриарха Иоасафа царь пожаловал им Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Иоанна и Лонгина, предписывал построить и освятить новый храм во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, потому что “Яренгские чудотворцы Иоанн и Лонгин труждалися в древния лета в Соловецком монастыре” 77 . А в 1639 году их святые мощи были перенесены из часовни в новопостроенный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия 78 . В 1646 году на Соловках было открытие святых мощей Митрополита Филиппа, которые ранее были принесены из Твери. В этом священном событии участвовал священник Мартирий. В последующее время он задумывался о внешнем виде святого иерарха, поскольку на иконе, присланной Патриархом Иоасафом “старцу Паисее Дворянинову”, бывшем в 1639–1640 годах Соловецким настоятелем, у Святителя была “брада густа написана, черна и кругла. А в подлиннике в Соловецком написана старых переводчиков, кои жива видели его: борода у него зело скудна, токмо на браде”. Затем старцу Мартирию было видение иерарха. Явившийся Святитель «рече ему: “Зри мене, каков есмь” Брада у него — немного волосов на браде, да и пошло к горлу». Соловецкий инок Сергий (Шелонин), описавший данное событие, рассказал историю написанной в Москве иконы. “А тот образ, что прислал блаженныя памяти Патриарх Иоасаф к старцу Паисее с Москвы, писан с Филиппова образа Митрополита с чюдотворного же, которой был на Москве и преставися в лето 6981 апреля в 5 день в первый час нощи. Преже преставления своего виде аггела Господня, возвещающа изход его ко Господу, и положен бысть у Ионы Митрополита в ногах” 79 . Очевидно, имеется в виду надгробный образ Митрополита Филиппа I (1464–1473) 80 , который таким образом явился основой при написании иконы святителя Филиппа II.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Важным дополнением для описания деятельности Святейшего Патриарха Иоасафа являются впечатления А. Олеария, дважды в 1634 и 1636 годах посетившего в составе голштинского посольства “Московию” и оставившего свои записки. Он описывает крестные ходы, которые он видел, будучи в Москве. О праздновании Нового года на Руси он пишет (хотя и не называет при этом Патриарха по имени, но хронологически это был Святейший Патриарх Иоасаф I): «1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год Процессия, которую устроили русские, справляя этот праздник, была очень красива на вид. На кремлевской площади собрались более 20000 человек, молодых и старых. На верхнюю площадь вышел Патриарх со всем клиром, с почти 400 попами в священническом убранстве, с очень многими хоругвями, иконами и раскрытыми старыми книгами Великий князь с обнаженной головой и Патриарх в епископской митре, оба поодиночке, выступили вперед и поцеловали друг друга в уста. Патриарх также подал его царскому величеству, чтобы тот мог приложиться, крест, с пядень длиною, осыпанный большими алмазами и другими драгоценными камнями. Затем он в многих словах произнес благословение его царскому величеству и всей пастве, а также пожелал всем счастья к Новому году. Народ кричал в ответ: “Аминь”» 102 . Он же описал торжественный крестный ход Патриарха на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в “искусно построенную Троицкую церковь, которую немцы зовут Иерусалимскою” 103 . Он имеет в виду храм Покрова на рву, известный ныне как собор Василия Блаженного. Другой крестный ход 22 октября в день памяти Казанской иконы Богоматери подробно описывает состав крестного хода к Казанскому собору на Красной площади 104 . Чин шествия на осляти совершается после Литургии в Успенском соборе. Государь сам “вел за длинные уздцы лошадь Патриарха. Лошадь была покрыта сукном; ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом. Патриарх сидел на ней боком; на его белую круглую шапку, осыпанную очень крупным жемчугом, также была надета корона. В правой руке его находился золотой, осыпанный драгоценными камнями крест, которым он благословлял окружающий народ. Народ же весьма низко кланялся и крестился на него и на крест. Рядом с Патриархом и позади него шли митрополиты, епископы и другие попы, несшие то книги, то кадильницы. Тут же находились 50 мальчиков, одетых большею частью в красное; одни снимали перед Великим князем свои одежды и расстилали их на дороге, другие же вместо одежды расстилали разноцветные куски сукна (локтя в два величиною), для того чтобы Великий князь и Патриарх прошли по ним” 105 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

9 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. Ñ. 161. Ñì. òàêæå: ÏÑÐË. Ò. 33. Ë., 1977. Ñ. 172. Â ëåòîïèñöå êîíöà XVII âåêà, ñâÿçàííîì ñ Ñîëîâåöêèì ìîíàñòûðåì, åñòü íåêîòорые противоречивые сведения об избрании Патриарха Иоасафа: “Того же году марта в 27 день возведен на Превысокий Патриаршеский престол царствующаго града Москвы Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, бывший архимандрит в Симонове монастыре”. — ПСРЛ. Т. 31. С. 180. Однако, под настоятельством в монастыре, очевидно, следует понимать постриженничество в Соловецкой обители. В перечне Псково-Печерских настоятелей о нем сказано: “…из Печерских же иеромонахов”. — Первоклассный Псково-Печер­ский монастырь. Изд. дополненное. Великие Луки, 1995. С. 85. 12 Опись архива Посольского приказа 1673 года. Ч. 1. М., 1990. С. 35. Перечень даров новопоставленному Патриарху от царской семьи см. Священник Н. Скворцов. Переписная книга домовой Патриаршей казны, составленная при Патриархе Иоасафе I â 1634 ãîäó. Ì., 1911. Ñ. 28–29. 13 Опись архива Посольского приказа… С. 36. Чин поставления Патриарха Иоасафа I ñîõðàíèëñÿ â ñïèñêå XVII âåêà, íå îïóáëèêîâàí; ñì. Шумилов В. Н. Государственное Древлехранилище хартий и рукописей. Опись документальных материалов фонда 135. М., 1971. С. 133. 302. 14 СГГД. Ч. 3. С. 354–359. 105. Муравьев А. Сношения России с Востоком по делам церковным. Т. 2. СПб., 1860. С. 153. 15 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Указ. соч. С. 314; Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции. С. 318. Авторы цитируют Хронограф 1650 года архиепископа Астраханского Пахомия. О данном Хронографе см. Солодкин Я. История позднего русского летописания. М., 1997. С. 95–96. 17 Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Указ. соч. С. 325. О данном Соборе см. Шумилов В. Н. Дело Земского Собора 1639 г.//Дворянство и крепостной строй России XVI– XVIII ââ. Ì., 1975. Ñ. 293–302; Новосельский А. А. Земский Собор 1639 г.//Исторические записки. 1947. Т. 24. С. 14–29; Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 256–260.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Пресвятейший Иоасаф, Божиею милостию, Патриарх царствующаго града Москвы, благочестием цветущий всея вели­кий Р ocèè î Ñâÿòåì Äóñå âîçëþáëåííîìó ñûíó è ñîñëóæåáíèêó, ïðåîñâÿùåííîìó Èâàííó àðõèåïèñêîïó ñâÿòûÿ è ïðå÷èñòûÿ âеликия лавры Пресвятыя и Пречистыя и Преблагословенныя Вла­дычицы нашея Богородицы и Приснодевы Mapèè è ÷åñтнаго и славнаго Ея Успения Самтавраского монастыря, купно же и надзирателю святыя соборныя и апостольския церкви всемирнаго Воздвижения честнаго и Животворящаго креста Господня, священноначальнику Божия града Цхета Иверские земли Грузинского царствия и всему освященному Собору благодать и мир и ми­лость от Бога Отца вседержителя да будет на всем твоем священноначалии. Да подати Иванну архиепископу от Патриарха благословение образ, а молыт: Святейший Иоасаф, Божиею милостию, Патриарх царствующаго града Москвы и всея Великия Р ocèè ïðèñëàë ê òåáå ñâîå благословение — образ Пречистые Богородицы Одигитрия, обло­жен серебром с трубами, венцы резные. — А после того подати Иванну архиепископу грамота учительная 131 . Учительная грамота Патриарха Иоасафа Учительная грамота от Святейшаго Патриарха Иоасафа ко Иверскому митрополиту послати с старцом. Трисолнечный и Светоначальный и Единосущный и в Трои­цы славимый Бог наш Отец и Сын и Святый Дух, всемогий и во всей твари всяческих действуяй неизреченною благостию и премногою милостию, Отец щедротам и Бог всякия утехи, утешая нас всегда о всякой вещи, яко возмощи и нам yòåøèòè ñущая в недоумении утешением, им же утешаемся есмы от боголепныя и всесильныя и превысочайшия славы Его Преблагаго Бога нашего величества и силы, — Богом венчаннаго, и Богом почтеннаго, и Богом украшеннаго, и Богом превознесеннаго и благочестием всея вселенныя в концех восиявшаго, наипаче же во царех во благочестивой православной християнской вере всеизрядно цветущаго, пресветлейшаго и преславнаго, благовернаго и христолюбиваго великаго государя царя и великаго князя Ми­хаила Федоровича всеа Руси самодержьца и многих государьств государя и обладателя первопрестольник святыя соборныя и апостольския церкви Пресвятыя и Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго ея Успения, Иаасаф, Божиею милостию, Святейший Патриарх царствующаго града Москвы и всея Русии, по благодати Божии и по просвещенней славе его, яже показа нам ныне слышати преславная своя чюдеса, яко от тмы на свет богоразумия землю Иверскую благоизволи просветити и в разум истинный благоустрои произвести и сподоби вас рачителем быти и ревнителем закона его Божия, яко же мы восприяхом, такожде и вы ныне ревнители хотяще быти, части и жребия святыя и непорочныя нашея православныя христьянския веры.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Благоверному и благочестивому и христолюбивому государю царю и великому князю Михайлу Федоровичу всеа Русии богомолец твой государев, Иоасаф Патриарх, со всем освещенным Собором Бога молим и совет даем. Прислано ко мне богомолцу твоему ис посолского приказу писмо, что объявлено на Соборе всяких чинов людем Крымского царя и Калгины и Нурадыновы многие неправды, что они мимо своей правды и шерти чинят в Крыме твоим государевым посланником позор и мучение и грабеж и всякую тесноту, чево ни в которых государствах над посланники не бывает. И о тех злых неправдах и о казне, которая посылана по старине в Крым для дружбы и любви и казну емлют, а в правде не стоят и о многом запросе и по вымученым кабалам о платеже, как ныне быть и за мучение твоих государевых людей крымским послом и гонцом, что учинити. И я богомолец твой государев Иоасаф Патриарх со всем освященным Собором даем мысль свою. Наше богомолцов твоих государевых должная молити и просити у Бога милости и Пречистые Богородицы и у Великих Святителей Петра и Алексея и Ионы Московских и всеа Русии чюдотворцов о мире всего мира и о благосостоянии Святых Божиих Церквах и о тишине мира и о устроении и о твоем государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и о твоем государеве благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Евдокее Лукъяновне и о наших государевых благоверных и благородных чадех многолетном здравии, занеже ты благочестивый и христолюбивый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии от вышния Божия десницы поставлен еси самодержец. Глаголет бо Господь Бог пророком: аз воздвигох тя с правдою царя и приях тя за руку и укрепих тя. Сего ради слышите царие и разумейте яко от Бога дана бысть держава вам, вас бо Бог в себе место избра на земли и на свой престол вознесе и посади, милости и живот положи у вас. Тебе же, государь, подобает приемше от Вышняго повеления правление человеческаго рода православна не токмо о своем пещися и свое житие точию правити, но и вся обладаемая тобою от треволнения спасати и соблюдати стадо его и помнити Господне слово реченное во Евангелии: ищите прежде Царствия Небеснаго и правды его и сия вся приложатца вам.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

И аще убо обрящет нас Господь тако творящих прияти веде и заступити нас и избавит нас от тмы греха и искушения и молвы борющих и ненавидящих нас ви­димых и невидимых враг и почести даст светлы и нетленны и просветит душ наших и к Божественному чертогу введет и Своего Царствия дарует наслажения, его же буди всем нам получити благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, с Ним же Отцу купно и Святому Духу подобает слава и держава, честь и поклоняние и велелпие ныне и присно и во веки веком. Аминь. Таков наказ дан от Иоасафа, Патриарха Московского и всеа Р yñèè äóõîâíîãî ÷èíó ëþäåì Èïàòöêîìó àðõèìàðèòó Èîñèôó и архидьякону и попом. Лета 7145-го июня в 16-ое Государь Царь и великий князь Михайло Федорович всеа Р yñèè, ñîâåòîâàâ ñî îòöåì ñâîèì è áîãîмолцем с великим господином Святейшим Иоасафом, Патриархом Московским и всеа Русии, со всем освященным Сбо­ром, и указал послати по прошению Иверские земли начальника Теймураза царя в ево подначальствуемую в Ыверскую землю с послы своими со князь Федором Волконским, да з дьякоим Ортемьем Хватовым для исправления и утвержения святыя и православныя християнския веры учителных людей Живоначальные Троицы с Костромы Ипатцкого монастыря архимарита Иосифа, да священноинока Олексея, да священноинока дьякона Арсения, да священноиерея Григория, да священнодьякона Онтония. И как ож даст Бог будут в Грузинской земле, и велит Теймураз царь быти у себя на посольстве государевым послом, и архимариту Иосифу з братьею и с товарыщи итти к Теймуразу царю вместе з государевыми послы со князем Федором Волконским, да з дьяком с Ортемьем. Да как князь Федор и дьяк Ортемей по государеву наказу Теймуразу царю поклон исправят и речь изговорят и госуда­реву жаловальную грамоту подадут, и их дьяк Ортемей Тей­муразу царю объявит и после того архимариту Иосифу говорить речь Теймуразу царю от Святейшаго Патриарха Иоасафа всеа Руси. Первое благословение правит: Святейший Иоасаф, Божиею милостию Патриарх царствующаго града Москвы и всего царства Росийскаго тебя, Иверские земли началника Теймураза царя, благословляет и велел тебе поклонитися. Святейший Иоасаф, Божиею милостию, Патриарх всея Великия Р oñèè âåëåë òåáå Òåéìóðàçó öàðþ ãîâîðèòü: ïðèñûëàë еси к великому Государю ко благочестивому Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Р yñèè ñàìîäåðæöó ïîñëà ñâоего нареченнаго митрополита Никифора бити челом, чтоб благо­честивый Государь Царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии пожаловал тебя Теймураза царя и всю твою землю Ив epñêóþ, è ïðèíÿë ïîä ñâîþ öàðñêóþ ðóêó è âî îáîðîíó îòî âñåõ твоих недругов, и прислати б к тебе царскому величеству сво­его посла и учительных людей для исправления веры християнские.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010