Такову грамоту прислал к Святейшему Иосафу Патриарху Московскому и всеа Руси Грузинской Лаверденской архиепископ Зеведей з грузинским же послом с нареченным митрополитом с Микифором… Перевод з грамоты, какову прислал к великому государю Святейшему Иоасафу Патриарху Московскому и всеа Русии Грузинской Алаверденской архиепископ Зеведей Теймураза же царя с послом с нареченным митрополитом с Микифором. Святейшему и Пресвятейшему великому Патриарху Московскому и всеа Руси Кир Иоасафу Великие Церкви Алаверденской архиепискуп Зеведей бью челом святому и великому на сем свете земному ангелу, и человеку Божию, и святу, и учителю Церкви Христовы, и пребывающему в место Христово и вместо четырех Евангилист и двунадесяти апостол. Великому и высочайшему великие соборные Церкви пастырю славному, и зело возлюбленному, и почтенному ото всех Патриарх и благочестивых православных крестиян, — Святейшему и Пресвятейшему Великому Патриарху господину Иоасафу многие лета и многие смиренные поклоны и святые руце твои целую и извещаю о православном царе нашем Теймуразе и со всеми епископы. Преж сего мы и Церковь наша с седмью Соборы совокупились и с четырми православными Патриархи и до ныне. А ныне учинилось есми и земля наша и Церковь и монастыри при нашей области, а преосвященный митрополит Микифор посол и приказной государя нашего Теймураза царя и он известит вам обо мне всю истину; то ж и святый архимарит, что он видел землю и церкви наши велми разорены, яко возлюбляете зело честно Господа нашего Иисуса Христа, что Он пролил святую Свою кровь нашего ради спасения. Посем молим и просим вас, да пожалуете нас, потому что земля наша велми разорена и учините нам ныне помощь и защищенье в великой нашей нужде и в бедности и буди святительству вашему ведомо, которую помощь и милость воздадите нам ныне и тому будет явно пред Богом нашим Иисус Христом. Да послал есми к святительству вашему с преосвященным митрополитом с Никифором небольшую хрусталь, а в нем маленькая часть сударя Христова, которым его Господа овертели Иосиф, да Никодим.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

97 Шмидт С. О. К истории монастырской колонизации Х VII â.: (“Ïîâåñòü î íà÷àëå Îðàíñêîãî ìîíàñòûðÿ”)//Âîïðîñû èñòîðèè ðåëèãèè è àòåèçìà. Ì., 1964. Ò. 12. Ñ. 308. 98 Шмидт С. О. Указ. соч. С. 297–309. См. также: Иеромонах Гавриил. Описание Оранского Богородицкого первоклассного монастыря. Нижний Новгород, 1871. 100 Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., б. г. С. 495. 101 Щенникова Л. А. “Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская” из Архангельского собора Московского Кремля//Искусство христианского мира. Вып. 3. М., 1999. С. 69–74. 102 Олеарий А. Указ. соч. С. 64, 65. О расходах Патриарха Иоасафа I в связи с Чином шествия на осляти см. Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884. Стб. 66, 67. 103 Олеарий А. Указ. соч. С. 72. Об этом сочинении см. Аделунг Ф. Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 года и их сочинений. Ч. 2. М., 1864. С. 180–185. 105 Там же. С. 148. А. Олеарий приводит данные о расходах Патриарха, что “дает Великому князю за то, что тот ведет его лошадь”. Ср. данные о патриарших расходах в разрядных записях: Забелин И. Указ. соч. Стб. 66, 67. 106 Поздеева И. В.; Пушков В. П.; Дадыкин А. В. Московский печатный двор — факт и фактор русской культуры. 1618–1652 гг. От восстановления после гибели в Смутное время до Патриарха Никона. Исследования и публикации. М., 2001. С. 208–213. 108 Сазонова Л. И.; Гусева А. А. Бурцов Василий Федоров//СКиКДР. Вып. 3: ( XVII â.). ×. 1: À–Ç. ÑÏá., 1992. Ñ. 148–153; Починская И. В. О первом опыте частного книгоиздания в России//Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Сб. научных трудов. Новосибирск, 2000. С. 225–231. 109 Киселев Н. П. О московском книгопечатании XVII века//Книга. Исследования и материалы. М., 1960. Сб. 2. С. 147. 111 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Ч. 2. Казань, 1885. С. 324.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

А для спасения ради вашего, чтоб вы сынове Божии совершены были в вере, послал великий Государь наш, по совету с нашим смирением и со всем освященным Собором, к твоему царскому достоянию с своими послы учителных людей: Пречистые и великие обители Живоначалные Троицы с Костромы Ипацкого монастыря архимарита Иосифа, да священноинока Алексея, священноинока дья­кона Арсения, священноиерея Григория, священнодьякона Онтония, добре ведящих Божественное Писание книжнаго учения ко истинному извещению правые веры истинных церковных преданий. И егда же приидут к твоему державству послании от на c учительные люди, и тебе б их своим царским присвоением повелеть приняти с любовию и яже ти изрекут о правде и о истинне Божией и утвержении и о укреплении святыя нашея православный християнские веры и о исполнении закона Божия, яко же подобает православным християном творити, та сия вся верою несуменною от учения их восприими со усердием. И подщись убо и благоизволи веру свою принести к Богу нашему живу, благочистительну и благотворительну во всех Его Божиих заповедех. Да аще же убо благоволиши, то и Бог во всем поможет ти и от всякого зла да сохранит тя во вся дни живота твоего, потом же и царство твое во веки соблюдет невредимо, кроме бо Божия силы и споспешиния, ниже мы исправити можем, се бо ниже Бог, кроме нашего подщания и изволения помогает нам. Требуем же и мы прежде всех Божественнаго пособия и силы, кроме ж оного ничтоже совершитися может и Бог паки нашего подщания истезает, аще бо мы не восхощем, ниже подщимся, ниже Бог нам помогает, исповедаем же мы о Бозе, сиречь помощию Его и благодатию, да и той и о нас нашим яве усердием и тщанием и чистою верою во всем да поможет ничто же убо несть паче несомненныя и чистыя веры ниже упование, яже к Богу и надежди еже к нему крепчайше веруя, ибо право много имут к Богу дерзновение и, со дерзновением приступая к нему, обретает елико на пользу просит. Такоже и ты, аще восприимеши веру Божию со всею правостию сердца своего и яже праведная и полезная просиши от Бога, то и подает ти Бог, еже о своем прошении и не погрешити имаши от прошения своего.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

А посем соблюдает тебя Бог ото всякаго зла ныне и присно и во веки веком аминь. А внизу грамоты написано: Всех царей и Леонтия царя гробов архиепискуп Зеведей 135 . Челобитная нижегородцких попов в лето 7144 Великому государю Святейшему И ocaô y Ïàòðèÿðõó Ìîñêîвскому и всеа Русии бьют челом нищии ваши государевы бгомолцы Нижнево Новаграда приходных церьквей попы: поповской староста Успенской поп Симеон, да Вознесенской поп Анофрей, да Николской поп Мелентей Емельянов, да Происхожденской поп Тит Емельянов, да Сергиевской поп Андреи Трофимов, да Георгиевской поп Василей Никитин, да Покровской поп Иван Гавриилов, да Казанския Богородицы поп Трифон Алексеев, да Воскресенской поп Иван Неронов о мятежи церковнем и о лжи християнъства. За леность и нерадение поповское от многаго пиянъства и безчинства, по Давидову государь слову, погибе блгоговейный, и умаляшас истинны и несть исправления, потому государь, что стало, от вас государей великих святителей и наставников заочно, по своей воли без страха повыкли жити, яко заблуждьшая, не имуще пастыря. В церквах государь зело поскору пение, не по правилом святых отец, ни наказанию вас государей: говорят голосов в пять и в шесть и боле, со всяким небрежением, поскору. Ексапсалмы государь такоже говорят с небрежением не во един ж голос, и в ту ж пору и Псалтыр и каноны говорят, и в ту ж пору и поклоны творят невозбранно. А священницы государь о том мир не наказывают 136 , чтоб стояли в церькви со страхом и благочинно, по правилом святых Апостол и святых отец и вас государей; и о поклонех, како подобает во время поклонитис. А се государь Литоргии Божии служат без часов, толко отпустом начинают: и в соборных церьквах у Спаса Всемилостиваго и у Архангела протопопы не часами ж начинают. И на них государь смотря, и по иным церьквам такожде часов пред обеднею не говорят же. И мы государь били челом на твоем государеве патриарше дворе твоему государеву тисятильннку ( sic) Âàñèëüþ Òèìîôååâè÷þ, ÷òîá çàêàçàë 137 в соборех и во всех церьквах, по правилом святых отец и по твоей государь святительской грамоте, обедни часами начинати, и протопопы государь о том его не послушали. А которой государь священник по преданию святых Апостол и святых отец и вас государей похощет творити, и прихоцкия люди з гордостию, не ведаючи божественных преданий и не бояся суда Бжия и вашего государева прещения возбраняют и запрещают и говорят так: Таво не повелос у нас и в соборных церьквах, а ты де затеваешь новыя уставы и, коли де так годно, и ты де привези указ с Москвы, чтоб по всем церьквам так творили. И то государь безчинное и незаконное дело, что не часами начинают обедни, стало повычно 138 , а обедня без часов, аки птица без крыл.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Да еще государь о праздницех Господьцких о Рожестве Христове и о Богоявлении, их же святии отцы уставиша православным християном духовно празновати и со страхом и благоговением стояти и духовная словеса Божественных Писаний со вниманием послушати. На се бо нас и созывают божественнии праздницы, и писания повелевают духовно веселитися и удивлятис милосердию Божию, от невидимых существ сошедшаго и неприступнаго дому Жител, Нань ж не смеют зрети чинове небеснии, человек изволи быти человека ради. В нас ж государь cèÿ ïðåíåáðåãîìà è, ÿêî ÷òî íåèñòèííî äåëî, ïðåçèðàåìî, è âñÿ ïðîòèâíà òâîðèì ÿ ðóãàòåëüíî ïðàçäíèêîì Ãîñïîäüñêèì: âìåñòî ðàäîñòè äóõîâíûÿ, è âîçäåëàíèå òâîðÿò ðàäîñòè áåñîâñêîé, ìíîãèìè ãîñóäàðü åëëèíñêèìè è áåñîâñêèìè èãðàìè äíè ñèÿ ïðîâîæàþò. Îò Ðîæåñòâà Õðèñòîâà è äî Áîãîÿâëåíèÿ äåëàþò ãосударь по домох игрища и собираются на той злой зиь ( sic) çåëî ïî ìíîãó, ìóæè è æåíû, è èãðû òâîðÿò âñÿêîãî áåñîâñêàãî ìåчтани многими образы злыми, ругаются млосерди Божия и Пречистыя Его праздником. И делают государь лубяныя кобылки и туры и украшают полотны и шелковыми ширинками и повешивают колоколцы на ту кобылку, а на лица своя полагают личины косматыя и зверовидныя и одежду таковую ж, а созади себе утвержают хвосты, яко видимыя беси, и срамная удеса в лицех носяще и всякое бесовско козлогласующе и об(ъ)являюще срамные уды, а иные в бубны бьюще и плещуще и пляшуще, и ина неподобная творящее. И сим государь образом не токмо по домох, но и по улицам града и по селом и по деревням ходяще, яко неистови блудници, не стыдящеся образа Божия и честнаго имени християнскаго и спону 146 государь велику xpè( còè)ÿíñòâ y òâîðÿù e. Ñîíìû, ãîñóäàðü, çà íèìè õîäÿò âåëèêèÿ, è áåç÷èñëåнно душ християнъских погубляют сим мечтанием бесовским, и мзды им дают, слугам сатанинским, и отводят государь помышления человеком от празнования духовнаго видимым сим сатанинским служением. А в навечери государь Рожества Христова и Богоявления такожде ходят, по улицам толпами и поют бесовския песни и кличют коледы, творят затеи бесовския. Да еще государь к сим. В шестый четверток по Пасце на празник Вознесения Христова тако ж противляются празнику Христова Вознесения. В Печерской монастырь ходят, понеж там храм во имя Христова Вознесения, от града отстоит две версты, ходят, государь из града мужи и жены, из сел и из деревен сьезжаются, a êîð÷ìèòû ãîñударь с кабаками и со всякими пьяными питии, а игрецы и медветчики и скомороси з бесовскими oðóæèè. È ñîáðàâñÿ ãосударь к тому Печерскому монастырю, и мнятся празновати сицевым образом: медветчики с медведи и плясовыми псицами, а скомороси и игрецы с личинами и с позорными блудными орудии, з бубнами и с сурнами и со всякими сатанинскими блудными прелесми, и злыа государь прелести бесовския деюще, пиянъствующе, пляшущ e è â áóáíû áüþùå è â ñóðíû ðåâóùå è â ëè÷èíàõ õîäÿùå, è ñðàìíàÿ â ðóêàõ íîñÿùå, è èíà íåïîäîáíàÿ äåþùå, èõ æå êàê ñàòàíà íàó÷èë ïðîòèâèòèñ ïðàçíèêó Âîçíåñению Христову.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Да еще государь о разорении и о великом мятежи церковнем, юже искупи Христос честною Своею кровию (Деян 20:28), утверди на камени веры заповедей Своих и земных к небесным присовокупи: церьков бо — земное небо. “Слава в вышних Богу и на земли мир” (Лк 2:14) ангелом и человеком, едино дело благоизволи, в нас ж государь не тако, яко же благоизволи Всещедрый Господь, но вся противная содеваются, их же государь известно скажем. В самое государь великое и страшное время, в него ж закалается Незлобивый Владыка за мирский живот и спасение и раздробляется всем верным, еже есть именуется Литоргия страшных Тайн, в ней же невидимо соделоваются неизреченная; да и во иныя государь церьковныя службы в заутренния и вечерния службы и псальмопения, в них же должни суть со страхом и трепетом стояти, наипаче ж во время страшных Таин, по Писанию: в церкви стояще славы Твоея, на небеси стояти мнимся, а прокураты 140 государь и шпыни 141 не дадут в церькви со страхом и в безмолвии со вниманием божественных послушати. Ходят государь чрез всю церковь невозбранно со всяким безъстрашием и нечистотою, яко разбойницы неистовии, разоряюще церьков клопоты 142 и кличи, и пискания 143 и мятежи творяще великия в церквах; ходят государь толпами человек по десятку и боле. Да те государь толпы выдут, а инии внидут, и безпрестани государь от них в церквах велика смута и мятеж, иногда дерутся в церквах и бранятся. А инии государь прокураты ходят, повеся на выю образ Божий, а инии полагают пелены на блюде и свещи, собирают, ркуще: на созидание церьквам, а потом их мнози видят со пияницами; а инии проданными себе называют и на окуп 144 просят, а сказываются розными имены и грады; а инии творятся бешеными, и потом их видят целоумных; а инии государь ходят во образе пустынническом и во одеждах черных и веригах, разтрепав котыни 145 , а инии помазывают нозе гноем, кровь сливаючи с мозгом и ползают по церьквам, писк творяще, и велик соблазн полагают в простых человецех. И от того государь мятежа и прокуратства церьковъ в великом разорении и несмирении, по Господню словеси: Дом Мой, дом молитвы, сотвориша вертеп разбойник (см. Мк 11:17).

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

И зело государь ослабеюще род человеческий от многих прелестей сатанинских и позабывающе судбы Божия, како не пощаде перваго мира примесившихся сыном Божиим ко дщерем человеческим (Быт 6) и протчих судеб Бжиих, иж в наказание наше. Во истинну государь образ Божий и сыновство обругахом и пременихомся ко дщерем сатанинским, ко злым его прелестем, и не ощущаем Ноева человека, сииреч звания Христова, творим злая, приидут ли на ны благаа? Чего не пострадахом? Не пленена ли земля наша? Не взяти ли гради наши? Не падоша ли без оружия? Не помроша ли скоти и не оскудеша ли нивы? Сия государь вся ныне содеяся пред очима нашима в наше наказание, и никако ж воспомянухомся 147 . И в пастырех государь наказания оскудеша, и на пиянство устремишася; и которыя государь от вас государей к нам грамоты приходят о исправлении християнъства и в наше государь наказание, и о бывшем государь при твоей святительской пастве от образа Спасова и о истекших слезах и в наше государь наказание, к нашему воздержанию и трезвости. И протопопы государь нам тех грамот почасту не прочитают и, по вашему государеву наказанию, от пиянъства удалятися и от всякого безчинства не вазъбраняют и не наказуют. И тех государь злых затей бесовских, непрезнованных праздник, позорных всенародных соборищ на всякое лето бывает четыре збориша, оприч того, что о Рождестве Христове. Первое государь на праздник Вознесения Христова, у Печерского монастыря, о нем ж сказахом, а второе государь в седмый четверток по Пасце, на убогих домов ( sic), òðåòüå ãîñóäàðü — íà ïðàçдник Сошествия Святаго Духа, в селе Высоком: в том селе храм Святаго Духа, а от града государь две версты; четвертое государь зборищ e — íà ïðàçäíèê Ðîæåñòâà Èâàííà Ïðåäòå÷è: íà ïîëå ñõîäÿòñÿ ò aêîâà æ ðàäè ïîçîðíàãî èã paíè a è ïüÿíúñòâà. Äà òå ãîñóäàðü ïîçîðèùà ïîâû÷íû: ñ ñåë è ç äåðåâåí ñúåçæàþòñÿ, è áûâàþò ìíîãîíàðîäíûè çåëî áåç÷èíñòâà, ïîëíû è óáèéñòâà, ÿêî æ óêàçàõîì ó Ïå÷åðñêàãî ìîíàñòûðÿ. Да в седмый ж государь четверток по Пасце собираются жены и девицы под древа, под березы и приносят, яко жертвы, пироги и каши и яичницы, и поклоняс березам, и учнут походя песни сатанинския приплетывая пети и дланми плескати, и всяко бесяся, седчи, поядят те приносы; и востав от яди, кояждо их поимутся две — две, и пришед к той березе, и зовъют тоя березы ветви в колца и скозе те колца творят целование, и от того целования беззаконнаго зовутся кумами и розходятся. А па праздник Сошествия Святаго Духа паки сходятся тем же обычаем; тако ж песни сатанинския с плескою поют и тако, поедчи приносы, паки целование творят в тех же колцех, и поломав тоя березы ветви вершее, промеж кои целовались, и свив ветки, полагают их на главах своих и сносят на воду.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

О Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения, преосвещенному Иванну архиепископу святые и пречистые лавры Пресвятыя и Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мария честнаго и славнаго Ея Успения Самтавраскаго монастыря, Божия града Цхета Иверския земли, Грузинскаго царствия, архиепископом, и епископом, архимаритом, и игуменом, и всему освещенному Собору и всем благочестивым христоименитым людем единыя правыя веры сопричастником святыя апостольския Церкве, истинныя матере сыном правоверным християном и излюблен­ным, еже о Христе, чадом нашим — благодать и мир и милость от Бога Отца Вседержителя и нашего смирения благословение. При­сылал бити челом к великому государю нашему царю и вели­кому князю Михаилу Федоровичю всея Русии к самодержьцу и многих государств к государю и облаадателю Теймураз царь Иверский посла своего нареченнаго митрополита Хусанскаго Микифора, чтоб великий государь наш благочестивый царь и великий князь Михаило Федорович всея Великия Росии и многих государств государь и облаадатель пожаловал, взял ево под свою царскую руку оберегать ото всяких ево недругов и послал бы в его государство учительных людей, могущих исторгнута корень неверия, и возрастити плод благоверия, и просветити светом богоразумия и единоверным быти вам с нами во благочестивой и непорочной нашей, християнской вере во всяком исправлены, по благовестию Христову и по апостольскому учению и по святых отец преданию. Да он же Теймураз царь писал к великому государю нашему о своем пребывании и о гонении и тесноте, как он терпит от иноверных и во всем утесняем, и великий б государь наш царь и великий князь всея Великия Росия самодержец пожаловал ево, в скорбех учинил ему помочь. И благоверный, и христолюбивый и Богом венчанный, и Богом превознесенный, и благочестием всея вселенныя в концех просиявый, наипаче же во царех пресветлейший и преславный во благоверии, великий государь наш царь и великий князь Михаило Федорович всея Великия Росии самодержец и многих государств государь и облаадатель, истинный рачитель благочестию, и богошественный святого пути богоуставнаго закона и премудрый исходатай, и благоразумный поспешник истинно, изыскателъ отческому преданию, благоразумне цветущъ совершенным благочестием, слышав таковая Вседержителя и человеколюбиваго Бога и Пречистыя Его Матере неизреченную милость, юже творит на православных християнех, яко не остави вас заблудити от истиннаго праваго пути… 132

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Такову отписку писал к Святейшему Иоасафу Патриарху Московскому и всеа Руси из Астарохани архиепископ Рафаил посольского приказу с толмачем с Федором Полыщиковым… Великому Господину отцу нашему Святейшему Иоасафу, Патриарху Московскому и всея Руси сын твой государев и богомолец Рафайло архиепископ Астороханский и Терский у тебя великаго Святителя прошу благословения, Бога молю и челом бью. В нынешнем государь во 147 году приехал в Астарохань грузинский посол Теймураза царя митрополит Микифор, а архимарит Иосиф сказал, что де он Никифор нареченный митрополит, а не совершенный. А приехал он в своем платье в черной чюге 133 , и в нынешнем же государь во 147-м году заманил к себе на подворье нашего двороваго портного мастера Олешку Иванову и, запоя иво пьяново, а велел себе сшити мантию с ысточники; а я, государь, того не ведал. И в той, государь, мантии ездил в Спасской монастырь, а посох, государь, у него был желтой о дву рогах, что у протопопов; живет и нашей православные христианские вере так поругался: без повеления ту мантию с ысточники на себя вздел. И мне богомольцу твоему государеву про то учинилося ведомо, что ездил он в мантии с ысточники, и я, богомолец твой государев, посылал к государеву боярину ко князю Юрью Ондреивичу Ситцкому с товарыщи своего приказного Ивана Пшагина и велел про то известити, что на том на черном 134 митрополите Никифоре объявилась мантия с ысточники. И государев боярин князь Юрьи Ондреивич Ситцкой с товарыщи посылали дворянина Савина Горохова с нашим приказным с Иваном Пшагиным и велел ему говорити: Кто ему велел мантию с ысточники зделати? И по чьему указу на себя вздел без государева указу и без твоего святительского благословения? И впред бы он на себя с ысточники мантии не вздевал до государева указу и до твоего святительского благословения и нашей православной вере не поругался. И он, государь, им отказал: Я де вашего архиепископа и боярского указу не слушаю. И о том бы тебе Великому господину отцу нашему Святейшему Иоасафу Патриарху Московскому и всеа Руси было известно.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

122 Древняя российская вивлиофика…, издаваемая помесячно Н. Новиковым. СПб., 1773. Ч. 1. Месяц Март. С. 164. 124 Древняя российская вивлиофика… СПб., 1775. Ч. 8. С. 101. Когда в 1652 году в Москву из Старицы были принесены священные останки первого Патриарха Иова, то в Успенском соборе их, “пришедше, поставили в ногах и Иасафа Патриарха на мосту наверху”. — Московия и Европа. М., 2000. С. 497. 125 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII âåêà, îïèñàííîå åãî ñûíîì àðõèäèàêîíîì Ïàâëîì Àëåïïñêèì/Ïåðåâîä ñ àðàáñêîãî Г. Муркоса. М., 2005. С. 481. 128 Собинный ‘собственный’. — Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. Изд. 2. СПб., 1867. Т. 3. С. 350. 129 Мнение Иоасафа Патриарха и всего Освященного собора//Записки отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. Т. 2. СПб., 1861. С. 372–374. 131 Белокуров С. Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637–1640 гг.)//ХЧ. 1884. Март — Апрель. С. 465–470. 132 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1. С. XXI– XXIII. Èçäàòåëü ãðàìîòû äàëåå îòìå÷àåò: «То же самое буквально, что и в грамоте Патриарха Иова со старцем Закхеем, напечатанной мной в “Сношениях России с Кавказом” в. 1, стр. 91–93». Затем он отметил некоторые разночтения в списках грамот. 133 Чюга ‘узкий кафтан’. — Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1903. Стб. 1546. 136 Наказывать ‘учить, поучать, наставлять’. — Словарь русского языка XI– XVII ââ. Âûï. 10. Ì., 1983. Ñ. 112. 138 Повычно от глагола повыкнути, то есть ‘привыкнуть, иметь в обычае’. — Там же. Вып. 15. М., 1989. С. 177. 141 Шпынь ‘балагур, шут, насмешник’. — Словарь современного русского литературного языка. Т. 17. М.; Л., 1965. Стб. 1541. 142 Клопот ‘шум от ударов, гул, грохот’. — Словарь русского языка XI– XVII ââ. Вып. 7. М., 1980. С. 178. 143 Пискание от глагола пискати, то есть ‘играть на свирели, дудке и т. п.’. — Там же. Вып. 15. С. 54.

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010