Вот благообразие, вот расположение боголюбивых рабов, если всегда пребывают они подражателями Владыки в добрых делах (24,222). Да понесет выя наша на себе сладостное иго Твое, Господи наш! Видимый Крест Твой да будет сокровен во внутренности нашей. Сердце наше, да будет твердо и да распинается повседневно, вместо гвоздей пронзи его заповедями Твоими (25,341). Нет ничего сильнее, огражденного высшею помощью… и нет ничего слабее, лишенного этой помощи (35,514)… Без высшей помощи мы не в силах сделать ничего, как должно… (35,634). Мы нуждаемся в помощи Божией как бы в некотором ветре, чтобы наш парус, точно каким сильным дуновением, подвигаем был к любви Божией (42,608)… Ни тело, ни душа сами по себе, если не получат помощи свыше, не в состоянии совершить ничего великого и доблестного (42,46). Если кто захочет располагать свои дела по воле Божией, то получает свыше такое содействие, что чувствует это в самом ходе своих дел (35,571). Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и помощь Божию (35,568). Где восседает и правит душою Господь, там всегда одерживает Он победу, искусно и постоянно правя браздами и путеводствуя колесницу души к небесному и Божественному образу мыслей (30,10). Достойною же помощи Божией делается такая душа, которая все почитает излишним, не упокоевается ни на чем в мире, одно ждет к своему упокоению – что будет упокоена и обрадована Его благостью (30,39). Когда увидит Господь рачительность твою в искании Его, тогда явится и откроется тебе, подаст помощь Свою… (30,237). Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебе (31,95). Кто не изменяет благоприличию… тому никогда не изменит Божия помощь (48,209). Помощь Божия приходит с щедростью тогда, когда и мы покажем много добродетели (35,670). Преподобный Макарий Новый, претерпевая муки за Христа, был связан и стремглав опущен в глубокий колодец. Каждый день его вытягивали оттуда, подвергали избиению и опять опускали в колодец. В таких мучениях провел он 90 дней. В одну ночь внезапно явился Божественный Свет, раздалось ангельское пение и разлилось чудесное благоухание. Мучитель велел представить святого Макария к нему и спросил: «Что за свет, пение и благоухание появилось в колодце?» – «Кто верует во Христа, тот еще более может увидеть», – ответил мученик и начал благовествовать слово Божие; мучитель же, убоявшись обращения в христианство агарян, повелел усечь святому голову, и душа мученика отошла, радуясь, в небесные чертоги (80,66).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может нам воспрепятствовать в угождении Богу… (35,193). Будем ценить выше всего единодушие (в семье) и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетели родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение (35,423). Где муж, жена и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос (35,770). Разводиться – дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять (38,635). Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь ? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви (42,167). Уважай жену, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим… (42,182). Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе как из источников, и дом твой будет исполнен многоценных благ (42,182). Подобно тому, как богатство с трудом открывает вход в Царство Небесное и, между тем, часто люди богатые входили в него, – так точно и брак (42, 684)… Если в брачной жизни невозможно исполнить свойственное монахам, то все исказилось и погибло, круг добродетелей стал тесен (43,75). ВТОРНИК. РАДОНИЦА. Ин. Зач. Ю. (3,16–21) О ЛЮБВИ БОЖИЕЙ Из любви Бог Слово снисшел на землю. Любовью отверз нам рай и всем показал вход в небо (22,8). Любовь Божия, желая нашего спасения, сама преисполняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спасались (22,381). Святые мученики, вкусившие любви Божией и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия – нежные узы, но рассечь ее не может и меч обоюдоострый (29,93). По любви Божией душа стала невестою бессмертного Жениха, чтобы как в зеркале отражать в себе Его благолепие (23,94). Кроткими делает самых упорных любовь Твоя, Господи, и самых свирепых учение Твое; и благость Твоя всегда старается взыскать погибших (25,128).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Милостыня есть мать любви – любви, отличающей христианство , превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых (42,88). О милостыня, жизнь души, водительница души, прекраснейшее оружие (42,942). Но слеп милостивый, если не бывает справедлив, то есть он должен давать другому из добытого собственными трудами, а не из добытого ложью, неправдою, ухищрениями (52,278). Для Бога приятнее видеть, когда ты один динарий даешь бедному с тою лишь целью, чтобы благоугодить Божественному Его Величествию, нежели когда ты обнажился от всего твоего имущества с другою целью, даже с тою, чтобы получить небесные блага, хотя такая цель и добра, и желательна (59,41). Когда рука выдает милостыню бедным, то уста да молчат, так чтобы мы не упускали плода и сладкое не становилось бы горьким (37,356). Милостыня есть искусство, училище которого находится на небесах, а учитель – Сам Бог (38,539). Как дети богачей имеют на шее украшения и никогда не снимают его в знак благородства, так и нам всегда должно возлагать на себя милостыню, чтобы показать, что мы дети Милосердого (42,222). Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют сил трудами рук своих удовлетворять свои нужды или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения (42,763). Преподобный Афанасий Афонский был очень милосерд и сострадателен к братиям, так что все получаемое от сродников и друзей передавал нищим и бедным. Если же не имел что дать, то снимал с себя одежду и одевал нищих, считая наготу своего тела царским одеянием (79,77). ВТОРНИК. Лк. Зач. 77. (14,25–35) О ЛЮБВИ К БОГУ И ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ Только те в состоянии будут пройти подвиг (христианский) до конца, которые всегда по собственной воле своей любили Единого Творца мира и отрешились от всякой мирской любви. Зачем ты любишь дитя больше Владыки своего? Не Он ли даровал тебе дитя? Зачем же ты так неблагодарен, что дар любишь больше, чем Даровавшего? (42,429). Прекрасна и похвальна любовь к ближним, если только попечение ее не отвлекает нас от любви Божией (52,402).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Едва праведники увидели свет во аде, как с радостью пошли в сретение Сыну Милосердного. Все забыли болезни свои и страдания, какие терпели они, когда видели Господа своего распинаема. По щедротам Своим дал Он нам жизнь и нас, смертных, присоединил к Ангелам. Нас, человеков, уловила в свои сети смерть, Он пришел по благости Своей и избавил нас. Хвала Тебе, Господь Ангелов, явление Твое возвеселило сетовавших во аде! Удалилась и исчезла теперь ночь, и твари воссиял свет Его. Сошел Он с высоты, избавил нас и паки восшел, и вот – сидит одесную Отца, все же ожидавшие Его и надеявшиеся на имя Его, вожделевают сретить Его во Второе пришествие. Сошел Он во ад, и там воссиял свет Его и разогнал тьму среди мертвых во аде… Воскресивший мертвых отверз гробы и в этом показал нам образ оного великого дня (25,294). Христос умерщвляет смерть, низлагает Он сатану, Он – радость горних, пришествием воскресил нас, умерших от грехов и плоти (32,739). Он был пригвожден ко кресту, подвергался оплеваниям и заушаниям. Его били по щеке и издевались над Ним… и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, дабы разрушить твердыню диавола, попрать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в сем, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни, – ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни злые подозрения и ничто другое (34,516). День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа – основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола (34,820). Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов (34,824). Смерть Господа даровала нам бессмертие: сошед во ад, Он сокрушил силы его и разрушил могущество его (35,502). Господь распят на дереве, чтобы разрешить грех , происшедший через дерево… (42,912). Предан за нас Тот, Кто был неразделим от лона Отца, вознесено на крест Слово и умерло по человеческой природе, но оставалось и пребывает бессмертным по Божественности, которая в Нем. Так из двойной природы Он соделался одним Христом, потому что Он претерпел смерть телом, которое было соединено с Божеством. Плоть, которая перенесла мучения, была Богом и была бессмертным Божеством, Которое оделось в тело; Божество сделало Богом плоть, и она была соединена со Словом… то, что умерло и было погребено за нас, тоже воскресло по Божеству и ниспровергло преисподних (43,454)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

За месяц до смерти отец архимандрит Иннокентий (Глинский) принял к себе одну благодетельницу. Она вошла и, всплеснув руками, остановилась, лицо ее изменилось, и потом она говорила гостиннику: «Как только я вошла, то увидела вокруг головы батюшки золотой венец, и лицо его было, как у Ангела. Я трепетала от страха, я хотела сказать о своем видении, но батюшка, улыбнувшись, перебил меня: «Молись, и ты то же получить можешь " » (91,248). ВТОРНИК. Мк. Зач. 50. (11,11–23) О ДОБРЫХ ДЕЛАХ И ЛЕНОСТИ От каждого потребуются плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божиею благодатию (30,228). Те, которые приносят благий плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода (31,122). Душа наша – пустыня, не плодящая добрых дел, от Тебя, Господи, да приимет она силу плодоношения (25,325). От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смирится в человеке образ его мыслей (44,219). Если мы делаем что-либо доброе, но делаем не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего Господа… то мы напрасно трудимся, лишая себя плода от этого доброго дела (35,38). Делающий что-либо доброе для получения славы от людей… пользуется уже здесь достаточною наградою, а там не получит никакого воздаяния за это дело (35,38). Мы бедны добрыми делами не от того, что не можем, а от того, что не хотим; и ясным этому доказательством служит то, что много из подобных нам по природе людей сияют добродетелями (35,459). Всякое дело (доброе), сделанное по принуждению, теряет свою награду (41,639). Кто много говорит, тот ничего не делает; кто много делает, тот ничего не говорит неуместного (42,164). Если упражняющимся в добродетели можно с дерзновением и теперь проводить жизнь, и после здешней жизни предстать Божию судилищу, то возлюбивших порок и теперь преследует, и там преследовать будет стыд. Посему обымем добродетель и стремительно убежим порока (49,394). Кто после Крещения и причащения Тела и Крови Христовых не приносит добрых плодов, тот посекается, как бесплодное дерево, и бросается в огонь (57,422)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (45,79). Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем выше мирской (32,363). Оттого многое в общественных делах и частных идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок (34,170). Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но, по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61). Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он устроит во всякой безопасности и наше имение (40,564). Оставим большую заботу о житейском, облегчим душу от земного бремени, обратимся мыслями к будущему. Сохраним под драгоценным покровом добродетели достоинства царского образа; поставленные господствовать над житейскими вещами, не обратим царской власти в рабство (43,994). В какой мере оставляет ум попечение о сем видимом и озабочивается упованием будущего, в такой же степени утончается он и просветляется в молитве (52,170). Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и потребном плоти твоей (52,295). Будем домогаться вечного, тогда не откажет и во временном Господь (25,336). Будем просить величайшего богатства небесного, тогда (Бог) не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться великой нам трапезы, тогда даст и насущный хлеб (25,335). Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое (25,336). Не будем просить у Господа нашего ничего житейского. Он и не ожидает нашего напоминания, а хоть бы мы и не просили, Сам дарует нам потребное… Итак, не проси как главного того, что должен получить в виде прибавления (35,584). Совершенно недостойно у столь щедрого и обладающего таким всемогуществом просить того, что разрушается вместе с настоящей жизнью и подлежит многим переменам и случайностям. А таково все человеческое… (35,585).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ни для кого не может быть извинительным нерадение о добродетели (35,678). Если мы будем нерадивы, то и легкое покажется нам трудным (37,584). Если же жившие до закона, от… нерадения мало-помалу погрязли в самой глубине зла, то помысли, что потерпим мы, призванные к большим подвигам, если со всей тщательностью не будем обращать на себя внимания и не угасим искры зла прежде, нежели воспламенится целый костер (40,633). Если предадимся беспечности, и сами подвергнемся великому наказанию, и другим дадим повод к соблазну (35,441). Нерадение для трезвящихся бывает причиною многих зол, мало-помалу отвлекая от духовной жизни, охлаждая горячность веры и приучая служить удовольствиям как господам, потому что не попускает приводить себе на мысль будущие воздаяния по исшествии из этой жизни (25,113). Горе тебе, душа! К какой ты призвана чести, душа, человеколюбием Божиим и какое получишь место за свое нерадение? Горе тебе, потому что Он привлек тебя в духовный чертог, а ты отвергаешь эту славу (32,276). Какое будет несчастье, если тварь, для тебя призванная к бытию, преобразится в свободу славы чад Бо-жиих, а мы, бывшие чадами Божиими, по вине которых тварь насладится тем великим блаженством, будем посланы за великое нерадение на погибель в геенну (40,729). В начале 1870 года в обитель преподобного Сергия поступил из диаконов некто отец Иоасаф. Однажды он служил в храме великомученицы Варвары при больничном корпусе. Перед Херувимской он вошел в алтарь после ектений и, сделав несколько шагов к престолу, вдруг изменился в лице и упал без чувств. Три дня он не приходил в себя. Когда же очнулся, то поведал своему духовнику: «Как только я вошел в алтарь, вижу, что у престола стоит Ангел в стихаре с перекрещенным орарем. В руках у него огненный меч. Ангел быстро приблизился ко мне, снял с меня стихарь и, ударяя меня мечом по рукам и ногам, сказал: «Скорее бы изъяли твою душу из тела за твое нерадение к иноческой жизни, но смотри, кто предстательствует за тебя пред Богом». У жертвенника я видел преподобного Сергия, коленопреклоненно горячо молящегося " ». Иеродиакон, парализованный по рукам и ногам, пролежал около года. Все это время он со слезами просил Бога о прощении. Однажды он попросил достать его погребальные одежды и надеть на него. В полном сознании он был напутствован Святыми Тайнами. Затем с чувством радости сказал: «Пришли», – и тут же отошел ко Господу (96,19).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ничто так не вредит нашей вере, как то, когда мы подаем соблазн неверующим (35,50). Когда неверующие заметят в ком-либо из нас хотя малую небрежность, то тотчас… из-за беспечности одного произносят общий приговор обо всем христианском (35,50). Не так пагубно самому грешить, как ввести в грех других (40,798). Если ты заботишься о своем спасении, доказывай это не словами, а делами, чтобы никто никогда не хулил Бога… Потому постарайся исправить жизнь, так как неверующий спросит тебя: «Откуда мне знать, что Бог заповедал возможное? Вот ты, будучи христианином по самому рождению и воспитанию в этой превосходной религии, ничего такого не исполняешь». Что ты скажешь на это? Без сомнения станешь отвечать: «Я укажу тебе других, которые исполняют, именно монахов, обитающих в пустынях (и святых)». Но не стыдно ли тебе признавать себя христианином и отсылать к другим, как будто ты не можешь доказать того, что и сам совершаешь дела христианские? Неверующий тотчас возразит тебе: «Какая мне необходимость ходить по горам и пустыням? Если невозможно любомудрствовать в городах, то это может быть большим обвинением христианской жизни, для осуществления которой необходимо оставить города и бежать в пустыни» (40,811). Если кто-нибудь совершит тяжкий грех, но сделает его тайно и никого не соблазнит, то подвергнется меньшему наказанию, нежели тот, кто совершит более легкий грех, но открыто соблазнит многих (43,866). Что же такое соблазны? Это препятствия на прямом пути (38,605). Соблазны попускаются для того, чтобы не уменьшилась твердость мужественных (34,529). Хочешь избежать соблазнов и пересудов? Приложи дверь к устам своим о Господе, и отврати очи свои, еже не видети суеты ( Пс. 118, 37 ), и избежишь того и другого: пересудов – молчанием, соблазнов – хранением очей. А если не препобедим в себе этого, то куда ни пойдем, в себе самих будем носить врагов своих. Победи их и будешь иметь покой, где бы ты ни жил (23,187). Внимай себе и отовсюду озирай себя; неусыпно стереги себя оком ума: ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом (40,966).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего Воскресения (25,513). Как вначале из персти земной уготовано и одушевил его Бог… так опять при скончании настоящего века, повелением и силою Божиею из праха и пепла восстанут человеческие тела, восприяв души свои… (45,314). Если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но и душа и тело (33,478). Когда мы хорошо воспользуемся настоящей жизнью, тела воскреснут в большей славе, будут светлее неба, солнца и всего прочего и перейдут в высшее состояние (35,781). Бог не новые тела призовет к Воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах (37,216). Кто убежден, что воскреснет и даст тогда отчет в грехах своих, тот, хотя бы и не видел никакого другого знамения, по одному этому убеждению скоро обратится и постарается умилостивить Судию (39,256). Если бы не было Воскресения, то как бы могла сохраниться правда Божия, когда столько злых людей благоденствует и столько добрых страдает и в страдании оканчивают жизнь? Где все эти люди получат по своему достоинству, если нет Воскресения?… Кто же не верует в Воскресение? Люди, идущие скверным путем и проводящие нечистую жизнь, как говорит пророк ( Пс. 9, 26 ) (39,299). Какое же будут иметь оправдание неверующие Воскресению, когда оно ежедневно представляется в семенах и в растениях и при нашем рождении. Ведь прежде нужно истлеть семени, и потом уже бывает рождение. Впрочем, где действует Бог , там нет нужды в умствованиях (39,446). Кто умеет безмерно любомудрствовать о Воскресении, тот будет ли бояться смерти, станет ли страшиться чего-нибудь другого? (43,45). ВТОРНИК. Лк. Зач.  З. (24,12–35) О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ, ДАРУЮЩЕМ ЛЮДЯМ ЖИЗНЬ Господь, соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрушил узы смерти и Своим вознесением положил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда, по достоинству жизни, произнесет приговор над судимыми (19,18).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бог иссушает их за то, что не находит на них никакого доброго плода, а не только лишает оной несравненной сладости Своего Божества (61,35)… Должно воззнать, что враг искушает верных видом добра и многих успевает прельщать оттого, что у них нет рассуждения и мудрости (61,36). Диавол, ниспадший из своего небесного чина за гордость, непрестанно усиливается увлечь в падении и всех тех, кои от всего сердца желают приступить ко Господу, тем же самым путем, каким и сам ниспал, то есть гордостью и любовью к суетной славе. Этим-то борют нас демоны, этим-то и другим подобным думают они удалить нас от Бога. Сверх того, зная, что любящий брата своего любит и Бога, они влагают в сердца наши ненависть друг к другу – до того, что иной видеть не может брата своего или сказать с ним слово. Многие истинно великие подъяли труды в добродетели, но по неразумию своему сгубили себя. Этому не дивно быть и между вами, если, например, охладевши к деланию, вы будете думать, что обладаете в себе добродетелями. Ибо вот вы уже и ниспали в эту болезнь диавольскую, думая, что близки к Богу и пребываете во свете, тогда как на самом деле находитесь во тьме (61,31). Смерть и удаление лукавому, когда оказывается, что ум (христианина) неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памяти о Боге (30,369). ВТОРНИК. Мк. Зач. 12. (3,13–19) О СВЯЩЕНСТВЕ Пастыри – насадители Божиих розг, которые не насаждают ничего чужого виноградной лозе, то есть Христу, и ничего не плодоносного, но со всяким рачением улучшают, что свойственно сей Лозе и плодоносию (3,416). Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятствуют сему и, как бы то ни было, гонят даже до смерти (3,392). (Пастырь) должен не знать даже меры в добре и в восхождении к совершенству, почитать не только прибылью то, что приобретено, сколько потерею то, что не достигнуто; пройденное же обращать всегда в ступень к высшему и не высоко думать о себе, если и многих превосходит, но признавать укором, если не соответствует в чем сану.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010