Предавший все свое сердце, и душу, и помышление Богу и ни к чему иному, что составляет предмет попечений, в сей жизни не привязанный, находится в высшей степени любви (21,306). Как скоро душа возлюбила Господа – исхищается из сетей (порока) собственною своею верою, а вместе и помощью свыше сподобляется вечного Царства… (30,49). Возлюби Бога всею своею душою, как Он тебя возлюбил: сделайся храмом Божиим – и вселится в тебя Всевышний Бог (23,92). Все лукавое приводится в бездействие приобретением любви к Богу (23,174). Кто язвлен этой любовью и стремится сердцем к Богу, тот уже не обращает внимания на видимое, но постоянно созерцает предмет своих стремлений… (35,17). Удостоиться любить (Господа) искренне и как должно – это Царствие Небесное; это – вкушение блаженства, в этом – блага неисчислимые (35,591). Человеку невозможно с приверженностью к миру приобрести любовь к Богу (52,156). Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем едином приобретает себе упокоение (52,276). Сердце ощутившего любовь к Богу не может вмещать и выносить ее, но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем необычайное изменение (52,363). Влечение и любовь к Богу есть свет. Поэтому воссиявая в боголюбивых душах, она тотчас прогоняет тьму страстей и (чувственных) наслаждений и водворяет день бесстрастия (56,68). Насколько Ты, Спасе, превосходишь все видимое, настолько и сильнее любовь к Тебе, которая затемняет всякую человеческую любовь, отвращает от любления плотских наслаждений и скоро прогоняет все похоти (56,68). Любовь… к Спасителю – это есть действие Духа или осуществленное Его присутствие, ипостасно видимое внутри меня (как) свет. Свет же этот несравним и весь невыразим (56,220). Кто любит (Гопода) так, как должно любить, тот старается все делать, чем может привлечь к себе любовь Возлюбленного (35,591). В этом познаются любящие Христа, что всякую скорбь, их настигающую, переносят мужественно и с готовностью по упованию на Христа (23,532). Ношение креста есть упразднение всякого рода греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (31,127).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разве человеколюбивый Господь для того дал тебе много, чтобы ты данное тебе употребил только в свою пользу? Нет, не для этого, но для того, чтобы, по апостольскому увещанию, твой избыток восполнял недостатки других ( 2Кор. 8, 14 ) (35,186). Как огонь, нашедши горючее вещество, производит сильнейшее пламя, так и юность, получив много денег, возжигает такое пламя, что вся душа юности воспламеняется (35,637). Отсюда рождаются роскошь, неуместные удовольствия и бесчисленное множество зол (35,713). Богатство для невнимательных служит средством к порокам (36,46). Пусть никто не гоняется за обилием богатства, отсюда происходит много зол для невнимательных: гордость, леность, зависть, тщеславие и другие гораздо большие (36,133). Раб Христов не будет рабом богатства, но его властелином (38,98). Кто рабствует богатству, тот и здесь, и там (по смерти) будет в узах, а не имеющий этой страсти и здесь, и там будет свободен… (38,129). Подобно тому как, видя узника, у которого и шея, и руки, а часто и ноги в железах, почитаешь его крайне несчастным, так и видя богатство… не называй его счастливым, но за то самое и считай его злополучным. В самом деле, кроме того, что он в узах, при нем находится еще жестокий страж темничный – злое любостяжание, которое не позволяет ему выйти из темницы, но приуготовляет для него тысячи новых оков, темниц, дверей и затворов и, ввергнув его во внутреннюю темницу, еще заставляет его услаждаться своими узами, так что он не может даже найти и надежды освободиться от зол, его угнетающих. И если ты проникнешь во внутренность его души, то увидишь ее не только связанною, но и крайне безобразною, оскверненною и наполненную червями (38,147). Если Господь не пощадил для нас Самого Себя, то чего будем достойны мы, когда, дорожа богатством, не щадим души своей, за которую Он (умер) (38,521). Любовь к богатству превратила и ниспровергла все, истребила истинный страх Божий: как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей (38,616). Приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего… (38,645).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой (32,320). Пост есть пища для души, и как телесная – утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни (35,5). Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе (35,75). Пост – матерь смиренномудрия и источник всякой мудрости. Как врач, излечив больного, запрещает делать ему то, от чего произошла болезнь, так и Христос после Крещения установил пост (38,131). Ошибается тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотеи, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлении (39,860). Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились уврачевать себя постом (40,907). Благодаря посту утихают страсти и унимается мятеж удовольствий, а ум плывет как бы по спокойному морю и, благополучно преодолевая при посредстве этого воздержания треволнения бури злых дел, приводит корабль в пристань добродетели… Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество; пост исцеляет душевные раны, пост обновляет растленную грехами душу, возбуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. Во дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия и тело обращается в душу, делаясь, вопреки природе, духовным… Не отвращайтесь, возлюбленные, от поста, так как он есть мать добродетелей, корень благ, источник целомудрия, страж благочестия, совоскормленник святых, сожитель Ангелов, враг диавола, друг Духа Святого (40,910). Прекрасен сев поста, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и возращает (42,924). Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил тебя от смерти, спас тебя от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного (40,911).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего Воскресения (25,513). Как вначале из персти земной уготовано и одушевил его Бог… так опять при скончании настоящего века, повелением и силою Божиею из праха и пепла восстанут человеческие тела, восприяв души свои… (45,314). Если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но и душа и тело (33,478). Когда мы хорошо воспользуемся настоящей жизнью, тела воскреснут в большей славе, будут светлее неба, солнца и всего прочего и перейдут в высшее состояние (35,781). Бог не новые тела призовет к Воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах (37,216). Кто убежден, что воскреснет и даст тогда отчет в грехах своих, тот, хотя бы и не видел никакого другого знамения, по одному этому убеждению скоро обратится и постарается умилостивить Судию (39,256). Если бы не было Воскресения, то как бы могла сохраниться правда Божия, когда столько злых людей благоденствует и столько добрых страдает и в страдании оканчивают жизнь? Где все эти люди получат по своему достоинству, если нет Воскресения?… Кто же не верует в Воскресение? Люди, идущие скверным путем и проводящие нечистую жизнь, как говорит пророк ( Пс. 9, 26 ) (39,299). Какое же будут иметь оправдание неверующие Воскресению, когда оно ежедневно представляется в семенах и в растениях и при нашем рождении. Ведь прежде нужно истлеть семени, и потом уже бывает рождение. Впрочем, где действует Бог , там нет нужды в умствованиях (39,446). Кто умеет безмерно любомудрствовать о Воскресении, тот будет ли бояться смерти, станет ли страшиться чего-нибудь другого? (43,45). ВТОРНИК. Лк. Зач.  З. (24,12–35) О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ, ДАРУЮЩЕМ ЛЮДЯМ ЖИЗНЬ Господь, соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрушил узы смерти и Своим вознесением положил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда, по достоинству жизни, произнесет приговор над судимыми (19,18).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

С утра твоя душа должна спешить к Господу и, достигнув вечера, пусть покоится на духовном ложе с благочестивыми помыслами, с надеждою на Бога в бесстрастии и чистоте (42,944). Плыви смело по морю жизни; плыви, держа якорь духа; плыви, направляясь к небу, как к пристани, боясь только кораблекрушения – отрицания (Божией помощи) (43,432). Всего более уповай на руку Великого Царя, которая, едва только покажется, обращает в страх и бегство сопротивных (5,33). Человек сам собою не в состоянии избавить себя от противления, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого (30,176). Без Божия покровительства человек – ничто. Велика злокозненность врагов наших, но премогущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть сего очам своим (23,300). Печется же о нас Бог, когда I и мы печемся о деле духовном (46,127). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого (35,510). Хотя мы не имели уже никакой надежды на спасение (в трудных обстоятельствах), но как скоро Богу угодно будет, мы не будем иметь нужды ни в чьей-либо помощи, а одна помощь – Божия – доставит нам все (35,514). Если ты хочешь видеть силу непобедимую, прибежище неизменное, крепость непреодолимую, ограду непоколебимую, то прибегни к Богу, обратись к Его силе (36,209). Если потерпевшие кораблекрушение и несущиеся на досках, призывая людей, находящихся вдали, немедленно располагают их к человеколюбию, хотя не имеют с ними ничего общего, но стали известны им только по случившемуся несчастью, то тем более Бог человеколюбивый и по существу Своему Благий, избавит находящихся в несчастии, если только они захотят прибегнуть к Нему и искренно призвать Его, оставив надежды человеческие (36,339). Бог везде неразлучен с любящими Его; содержатся ли они в темнице, находятся ли они в изгнании или в бездне моря… или где бы то ни было, подвергаются опасности, Бог не оставляет их, содействует им и облегчает их труды (39,769).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (45,79). Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем выше мирской (32,363). Оттого многое в общественных делах и частных идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок (34,170). Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но, по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61). Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он устроит во всякой безопасности и наше имение (40,564). Оставим большую заботу о житейском, облегчим душу от земного бремени, обратимся мыслями к будущему. Сохраним под драгоценным покровом добродетели достоинства царского образа; поставленные господствовать над житейскими вещами, не обратим царской власти в рабство (43,994). В какой мере оставляет ум попечение о сем видимом и озабочивается упованием будущего, в такой же степени утончается он и просветляется в молитве (52,170). Если веруешь, что Бог промышляет о тебе, к чему тебе беспокоиться и заботиться о временном и потребном плоти твоей (52,295). Будем домогаться вечного, тогда не откажет и во временном Господь (25,336). Будем просить величайшего богатства небесного, тогда (Бог) не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться великой нам трапезы, тогда даст и насущный хлеб (25,335). Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое (25,336). Не будем просить у Господа нашего ничего житейского. Он и не ожидает нашего напоминания, а хоть бы мы и не просили, Сам дарует нам потребное… Итак, не проси как главного того, что должен получить в виде прибавления (35,584). Совершенно недостойно у столь щедрого и обладающего таким всемогуществом просить того, что разрушается вместе с настоящей жизнью и подлежит многим переменам и случайностям. А таково все человеческое… (35,585).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ища похвалы людской, ты бесчестишь не только себя, но и Бога (40,718). Будем же взирать только на то, чтобы похвалил нас Бог; если мы это будем иметь в виду, то никогда не станем искать похвалы от людей, но если даже это и случится, станем презирать, осмеивать, гнушаться. Настроим себя так, как бы мы, протягиваясь к золоту, хватались за грязь (42,852). Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить от всех людей похвалу и удивление, потому что велика сила зла и вражды к добродетели. Господь, зная, что человеку, подвизающемуся в добродетели и от Него ожидающему похвалы, невозможно пользоваться похвалою и доброю славою от всех людей, называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской небрегут о добродетели. Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что хвалимые не много заботятся о самой добродетели. Да и как будут все хвалить добродетельного, если он станет исхищать обижаемых от обижающих; терпящих зло от желающих делать зло? Опять, если Он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут хвалить его, а другие – порицать? Поэтому Господь говорит: «Горе, егда добре рекут вам вси человеци» ( Лк. 6,26 ) (35,218). Сколько вреда делают нам друзья, когда хвалят и ласкают нас, – столько же пользы приносят нам враги, говоря о нас дурно, хотя и справедливо, если только мы захотим надлежащим образом воспользоваться их порицаниями. Ведь друзья из любви часто и льстят нам, а враги обличают наши грехи. По самолюбию мы не видим своих недостатков, а они по вражде смотрят за ними внимательно и своим злословием поставляют нас в необходимость исправляться; и вот вражда их становится для нас источником величайшей пользы, потому что, вразумляемые ими, мы не только познаем свои грехи, но и отстаем от них (35,860). Некоторый брат пришел к авве Иоанну и похвалил его рукоделие. Авва промолчал. Посетитель похвалил еще раз. Авва опять промолчал, и в третий раз пришедший похвалил рукоделие. Тогда авва Иоанн ответил ему: «Приходом своим, брат, ты удалил от меня Бога!»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если борет тебя зависть, то вспоминай, что все мы члены Христовы и что, как честь, так и бесчестие ближнего – нам с ним общи, и успокоишься (31,97). Горе завистникам, ибо они соделывают себя чуждыми благости Божией (31,195). Будем убегать этой пагубной страсти и всеми силами исторгать ее из души своей. Это – гибельнейшая из всех страстей и вредит самому спасению нашему; это изобретение самого дна-вола (35,517). Когда зависть овладевает душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства (35,650). О, зависть, – сестра лицемерия, виновница коварства, сеятельница убийства, змеиное семя, губительный цвет. Что сквернее зависти? Ничто (36,676). Нет зла хуже зависти. Блудник, например, по крайней мере, получает некоторое удовольствие и в короткое время совершает свой грех, а завистливый мучает и терзает себя прежде того, кому завидует, и никогда не оставляет своего греха, но всегда остается в нем (38,431). Плачь и стенай, рыдай и моли Бога, научись относиться к зависти как к тяжкому греху и каяться в нем. Если так поступишь, то вскоре исцелишься от этого недуга… Ныне зависть не считается и пороком, почему и не заботятся избавиться от нее… А зависть превращает человека в диавола и делает его лютым демоном (38,432). Зависть всегда строит козни добрым ближним и страждущего ею терзает и окружает бесчисленными бедствиями (38,640). Велико зло – зависть… она ослепляет душевные очи, вопреки собственной пользе самого одержимого ею (39,238). Завистливые хуже диких зверей и подобны бесам, а может быть, и хуже их. Бесы имеют непримиримую вражду только против нас, а завистливые строят козни против подобных себе по естеству (39,239). Хотя бы ты подавал милостыни, хотя бы ты вел трезвенную жизнь, хотя бы ты постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату своему (39,240). Завистливый живет в непрестанной смерти, всех считает своими врагами, даже тех, которые ничем его не обидели. Он скорбит о том, что воздается честь Богу, радуется тому, чему радуется диавол (39,384).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ничто так не вредит нашей вере, как то, когда мы подаем соблазн неверующим (35,50). Когда неверующие заметят в ком-либо из нас хотя малую небрежность, то тотчас… из-за беспечности одного произносят общий приговор обо всем христианском (35,50). Не так пагубно самому грешить, как ввести в грех других (40,798). Если ты заботишься о своем спасении, доказывай это не словами, а делами, чтобы никто никогда не хулил Бога… Потому постарайся исправить жизнь, так как неверующий спросит тебя: «Откуда мне знать, что Бог заповедал возможное? Вот ты, будучи христианином по самому рождению и воспитанию в этой превосходной религии, ничего такого не исполняешь». Что ты скажешь на это? Без сомнения станешь отвечать: «Я укажу тебе других, которые исполняют, именно монахов, обитающих в пустынях (и святых)». Но не стыдно ли тебе признавать себя христианином и отсылать к другим, как будто ты не можешь доказать того, что и сам совершаешь дела христианские? Неверующий тотчас возразит тебе: «Какая мне необходимость ходить по горам и пустыням? Если невозможно любомудрствовать в городах, то это может быть большим обвинением христианской жизни, для осуществления которой необходимо оставить города и бежать в пустыни» (40,811). Если кто-нибудь совершит тяжкий грех, но сделает его тайно и никого не соблазнит, то подвергнется меньшему наказанию, нежели тот, кто совершит более легкий грех, но открыто соблазнит многих (43,866). Что же такое соблазны? Это препятствия на прямом пути (38,605). Соблазны попускаются для того, чтобы не уменьшилась твердость мужественных (34,529). Хочешь избежать соблазнов и пересудов? Приложи дверь к устам своим о Господе, и отврати очи свои, еже не видети суеты ( Пс. 118, 37 ), и избежишь того и другого: пересудов – молчанием, соблазнов – хранением очей. А если не препобедим в себе этого, то куда ни пойдем, в себе самих будем носить врагов своих. Победи их и будешь иметь покой, где бы ты ни жил (23,187). Внимай себе и отовсюду озирай себя; неусыпно стереги себя оком ума: ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом (40,966).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СРЕДА. Мф. Зач. 12. (5,20–26) О ГНЕВЕ И ПРИМИРЕНИИ С БЛИЖНИМИ Гневливый чужд мира, далек от здравия, потому что и тело у него непрестанно истаявает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою, и всем он ненавистен (22,15)… Гневающийся убивает душу свою, потому что всю жизнь свою проводит он в смятении и далек от спокойствия (22,15). Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где нет в нем нужды, там вмешивается в дело и навлекает на себя все большую и большую ненависть (22,15). Упражняйся в негневливости, чтоб не упиться без вина, отягчив себя пороком и гневом (22,509). Кто питает в себе гнев, вражду, ненависть и раздор, тот враг Божий, тот друг лукавому сатане (25,112). Если где увидишь лежащую змею – бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце твоем. Если змея ползет тебе в недро, – трепет объемлет все твои члены, но сердце твое – вертеп, наполненный василисками (25,364). Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога (25,364). Не позволительно гневаться, как без причины, так и по основательной причине, ибо справедливо воспрещено сие Господом (46,164). Свирепый гнев причиняет великие несчастия как самому преданному этой страсти, так и ближним… потому-то Бог угрожает геенною и огнем геенским (32,433). Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как гнев необузданный и выражающийся с великою силою (32,433). Гневные не видят ничего здраво и ничего не делают как следует, но все делают, как люди с поврежденными чувствами, потерявшие и самую способность рассуждать (35,574). Гнев есть сильный, все пожирающий огонь: он и телу вредит, и душу растлевает и делает человека на вид неприятным и постыдным (39,171). Не оставим этого зверя без обуздания, но, наоборот, набросим на него со всех сторон крепкую узду – страх будущего Суда (39,40). Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость (35,534).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010