Слово праздное то, которое учит делать добро, а само не делает (22,282). Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видал… Худой отзыв о другом есть праздное слово (22,281). Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветою, а также… и пустое слово; например, возбуждающее смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное. Привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам. Поэтому со всяким охранением надобно оберегать душу, чтобы, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества (4,298). Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний (5,43). Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так и вместе тех, которые стоят близ него (23,294). Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкои отверстия основательного ведения (53,104). Вместо слов, произносимых безрассудно, будем произносить молитвы (33,707). Некоторый старец сидел вместе с братией и, когда велась душеспасительная беседа, видел, что между братьями стояли Ангелы и на лицах их сияла улыбка, но когда разговор заходил о предметах суетных, Ангелы огорчались и тотчас уходили далеко от беседующих. На их месте появлялись нечистые кабаны, покрытые стругами, и кружились вокруг братии. Это демоны, в виде кабанов, услаждались пустословием и многословием монахов. Увидев это, старец ушел в келлию и в продолжение всей ночи плакал. Он всегда увещевал братию по монастырям: хранить себя от многословия и суетных бесед, в которых рождается вред и погибель для души (77,456). НЕДЕЛЯ 8-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 58. (14,14–22) О ПРИЧАЩЕНИИ Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует… пищи духовной, дабы, укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и выдерживать постоянную брань (35,83).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 25-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 65. (12,13–15;22–31) О ЗАБОТАХ ЖИТЕЙСКИХ, О ЛЮБОСТЯЖАНИИ И НЕБЕСНОМ ЦАРСТВИИ Лихоимец отдаляется от Бога подобно тому как идолослужитель (42,150). Пределом заботливости твоей о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть (14,444). Душа не в состоянии преодолеть духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (31,158). Кто не имеет забот, тот неуловим демонами, а заботящийся… с трудом исторгается из сатанинских рук (46,36). Никогда нельзя видеть море без воды, так и (заботящуюся) душу без попечений, без скорбей, без страха: за первыми следуют другие, их в свою очередь сменяют третьи, и не успеют еще утихнуть последние, как воздымаются новые (38,419). Чем душа выше тела, тем тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день своими заботами, соединенными со страхом и трепетом (43,171). Мы, связав себя бесчисленными заботами, нагрузив на себя бесчисленные житейские тяжести, задыхаясь и изнывая, таким образом надеемся пройти тесный путь (спасения)? (43,850). Кто занят житейским, тот не представит себе ничего небесного, ничего ангельского (49,445). Кто желает представить Богу чистый ум, а смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти (54,226). Попечение о делах житейских приводит в смятение душу… лишает тишины ум (52,305). Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61). Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, неизнеженные, но усильные искатели (50,632). Тысячи лет века сего то же в сравнении с вечным и нетленным миром, как если бы кто взял одну песчинку из всего множества морских песков. Так беспредельны, бесконечны и неизмеримы век праведных и Царство Небесное (24,35). Желаешь ли стать небесным? Не ищи того, что на земле, но пренебрегай сим и подвизайся как совершенный и как совершенный возлюби Царство Небесное (24,375).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 4-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 40. (11,2–15) О ХРИСТИАНСКОМ ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ Вступи на путь, ведущий к небу; вступи на путь узкий и тесный, пойди по нему, изнуряя и порабощая духу свое тело… (33,48). Сперва должно упражняться в трудах и приобрести венец в подвиге, чтобы таким образом вкусить и Божественной благодати. Горечь подвига заменяется сладостью упокоения, и суровость жизни заменяется благодатию (24,261). Малые подвиги здесь (в кратковременной жизни) совершаемые, даруют нам великое дерзновение (в загробном мире) (35,254). Подвизающимся в этой жизни предстоит брань не с людьми, а с демонами и бесплотными силами. Вот почему и вождем у них не какой-нибудь человек, не ангел, а Сам Бог. И оружие этих воинов соответствует характеру брани: они изготовлены не из кожи и железа, а из истины, правды, веры и всякого вида любомудрия (38,13). Не будем скорбеть, если на пути жизни случится с нами много несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны, но не таков тот Град, к которому ведут они (38,269)… Видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награда, где войны, там и почести, где борьба, там и венец (43,446). Не тем уподобляй себя, друг, которые с радостью прияли Божественную проповедь, но не препроводили семени в глубину разумения, ибо, пустив расти вверх и разостлав корни по земле, скорее, нежели произносится слово, засохли, не принесши зрелого плода, но соделавшись жертвою искушений; напротив того, уподобляй себя тем, которые, глубоко укоренившись, пустили от себя много корней и стволов и стали многоплодны; у которых класы, красуясь и обременяясь плодом, тяготеют и клонятся вниз и ко времени жатвы как бы сами на себя призывают серп жнецов. Ибо хорошо знают, что Христос повелел Ангелам вносить таковых в небесные уделы, чтобы там они сопраздновали, соцарствовали и приобщились нескончаемой радости (47,372). Всякое подвижничество и всякое деяние совершается нами, чтобы мы, как свеча, приобщились Божественного Света, когда душа, как один воск, вся предлагается Неприступному Свету (56,204).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 6-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 40. (11,47–57) О ХРИСТОВОЙ ПОБЕДЕ НАД СМЕРТЬЮ Немногие капли Крови воссозидают целый мир и для всех людей делаются тем же, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя воедино (11,183). Христос один совершил великое и спасительное Искупление и уврачевание души (30,172). Смерть Христа соделалась для нас спасением, и смертью Его навсегда умерщвлен грех (31,142). Ради пленного Адама пришел Ты в страну нашу, Господи, как соглядатай, и извел его из стана того крепкого, который обольстил и увлек его (25,143). Благодарение Благому, освободившему род наш от рабства диавола и смерти и примирившему нас с горними сонмами, которые гневались на нас за неправду нашу… Небо и земля и все, что на них да славословят вместе с нами Возвеличившего род наш, потому что обновил Он образ Свой в нас, изгладил грехи наши, дал нам имя Свое и все покорил нам (25,279). На уничижение пришел (Господь), чтобы всем даровать Жизнь: хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою (26,173). Умер Он Своим телом для нашего мира, чтобы Своим телом оживить нас для Своего мира (29,327). Он из любви к нам все претерпел: исшедши из самых… недр Отеческих, благоволил приять зрак раба, испытать все человеческие (нужды), потерпеть озлобления и бесчестие от иудеев; наконец, приял Крест и поносную смерть, чтобы посредством веры в Него избавить нас, пресмыкающихся по земле и обремененных бесчисленным множеством тяжких грехов (35,370). Для того снисшел Единородный Сын Божий, чтобы нас возвести и поставить выше небес (36,566). Христос избавил нас Своею Кровию от смерти и грехов: Он и искупил нас, и не обнаружил никакого превозношения в отношении к искупленным, призывая мертвых к жизни, исцеляя всякую болезнь и душ, и телес (21,450). Эта смерть (Господа) спасла погибельную вселенную; эта смерть соединила Небо с землею; эта смерть разрушила власть диавола, соделала людей Ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на престол Царский (42,764). И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот доказательство этому представлено на земле во святых, а вечность подтвердит это покоем, исполненным блаженства (25,396).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как ты, ты, раболепный, приуготовляешь сынов Божиих? Самому тебе должно очиститься и потом очищать – не святотатствовать и тогда уже стать священником. Перестань губить не свою только душу, но и многие другие, за которые умер Христос. Размысли, к чему клонится это зло, когда тех, кого искупил Христос, отдав за них не золото, но Честную Кровь Свою, ты губишь своею жизнью (47,329). ПЯТНИЦА. Лк. Зач. 63. (12,2–12) О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ И О СМЕРТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ … Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но что все происходит или по Его воле, или по Его попущению, именно: все доброе совершается по Его воле и с Его содействием, противное же сему бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие, оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям (50,222). Все встречающееся с тобою принимай за благо, зная, что ничего не бывает без Бога (23,523)… Мы должны быть убеждены в одном только, что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его (32,185). Должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и радостью великою все, что ни определит Он; и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он лучше нас знает, что нам полезно; знает и то, как устроить наше спасение (35,322). Бог ничего не делает без цели и как случится, хотя сам ты и не постигаешь тайны Премудрости (40,703). Когда мы увидим расстройство и замешательство в делах, не будем обвинять Бога и думать, что течение настоящей жизни не предусмотрено; истинное расстройство и замешательство не в течении дел, а в находящемся в таком состоянии помысле: для него не будет никакой пользы от благоустройства в делах, хотя бы он пользовался величайшим благоустройством, пока он не уничтожит расстройства и замешательства… в нем самом… око нашего ума, пока будет здраво, хотя бы увидело по видимому неустройство, будет видеть прекрасный порядок, а если будет повреждено, то, хотя бы ты возвел его на самое Небо, и там найдет великое неустройство и замешательство (43,551).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И многие жены отличились не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества (5,35). Один цвет любезен в женщинах – это добрый румянец стыдливости. Его живописует наш Живописец. Если хочешь, уступлю тебе и другой цвет: придай своей красоте бледность, изнурив себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями, бдениями день и ночь. Вот притирания, годные и незамужним и замужним! А красильные вещества побережем для стен и для таких женщин, в которых производит бешенство и помет молодых людей. Они пусть скачут, а нам даже не позволено смотреть на распутных женщин. Лучшая драгоценность для женщин – добрые нравы… на устах, на глазах, на ланитах носить узы… искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин и в одном своем муже, для которого ты, с Божия благословения, разрешила девственный пояс. Да и вольностям мужа полагай меру, чтобы тем самым уверить его, как далеко ты держишь от себя чужих мужчин (12,237). Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги ему нежным словом и добрыми советами. И укротитель львов не силою усмиряет разъяренного зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя и приговаривая ласковые слова (12,241). На щеках твоих не должно быть ни похотливых движений, ни гневливых трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно же для женщины, и делает лицо безобразным… Не спеши на брачный или именинный пир, где пьянство, пляски, смех… это приводит в расслабление и целомудренных, как солнечный луч топит воск… Уши твои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, и для худых речей замыкать их ключом ума (12,243). Продерзливый язык причинял часто зло и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не дает места нескромному слову. Твое слово да останется предметом желаний (12,244). Жену делает любезною не благообразие тела, но добродетель души, не притирания и подкрашивания, не золото и драгоценные одежды, но целомудрие, кротость и постоянный страх Божий (32,614).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не будь судией чужих падений. У них есть Судия праведный (5,43). Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои (31,140). Осуждающий другого налагает печать на свои злые дела (51,20). Если, забывая о себе, ты восседаешь как судья над другими, то нечувствительно собираешь сам себе только большие бремена грехов (35,465). Не будем строгими судьями других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, а мы ведь обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем иметь больше сожаления к тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую к себе милость; хотя, сколько бы мы ни старались, никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Отсюда не безрассудно ли, когда мы сами находимся в великой, столь великой нужде, строго разбирать дела своих братьев и все делать против себя самих? Таким образом, не столько ты выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего брата, с того гораздо строже взыщет Бог (40,673). Тогда как следует оплакивать собственные пороки, мы осуждаем других, между тем как не должно делать этого и в том случае, если бы мы были чисты от грехов (43,195). Надлежит душевное око от чужих погрешностей обратить на собственные свои и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом его бывает оправдание (47,372). Если бы видел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий не известен людям… Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали в тайне, и те, которые любили осмеивать их, гонялись за дымом, не видя солнца (54,97)… За какие грехи осудим ближнего – телесные или душевные, в те впадем сами и иначе не бывает (54,98). Грех ближнего (Господь) уподобил сучку, а осуждение бревну; так-то тяжело осуждать, осуждение превосходит всякий грех (55,80).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СРЕДА. Мф. Зач. 86. (21,28–32) О ЛОЖНОМ ХРИСТИАНСТВЕ, О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ Если именуешься христианином в том смысле, что Христа исповедуешь Богом, то докажи делами свое исповедание (10,228). Когда иные носят имя веры, а жизнь их противоречит имени, или идолослужительствуя любостяжанию или бесчинствуя в пьянстве и на пиршествах, или наподобие свиней валяясь в тине распутства, тогда у неверных тотчас готов отзыв, осуждающий не произвол худо пользующихся жизнью, но Таинство, как будто оно учит поступать таким образом, и будто бы такой человек, посвященный в Божественные Таинства, не сделался бы или злоречивым, или любостяжательным, или хищником, или подверженным иному какому пороку, если бы грешить для них не было законно. Посему-то Писание обращается к таковым со строгою угрозою: «Горе тем ихже ради имя Мое хулится во языцех» (14,419). Тем, кои именуют себя именем Христовым, прежде необходимо быть тем, чего требует имя, а за сим уже усвоить себе сие название (20,228). Как в том случае, когда Бог за нас благословляется, Он удостаивает нас великого Своего благословения, так напротив, – когда из-за нас хулят Его, тогда мы подвергаемся тем большему осуждению за то, что подали повод к этому (35, 309). Будем остерегаться, братия, чтобы нам не потерпеть крушения, подобно безумному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами… (36,619). Когда мы говорим, что есть Воскресение и бесчисленные блага, а сами пренебрегаем ими и предпочитаем блага здешние, тогда кто поверит нам?… Бог послал нас свидетельствовать о Нем. Будем же свидетельствовать и убеждать думающих так, если не станем свидетельствовать, то сами будем виновны в их заблуждениях. Если же на судилище, где исповедуются дела житейские, не принимается во свидетели делатель многочисленных злодеяний, то тем более здесь, где идет дело о предметах настолько высоких. Мы говорим, что слышали Христа и веруем Его обетованиям, а они скажут: «Покажите это делами: жизнь ваша, напротив, свидетельствует, что вы не веруете» (40,411). То и ослабляет важность нашей веры, то и низвращает все, что никто нисколько не думает о достойной жизни; это унижает веру (40,412)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страсти (29,224)… Не только делающие зло, но и одобряющие их, подвергаются одинаковому с ними или даже более тяжкому наказанию… (35,845). Зло не иное что есть, как неповиновение Богу (38,608). Диавол не попускает ощущать зло, но множеством злых (людей) прикрывает гнусность зла, так как, если бы злому случилось жить между многими добродетелями, то он лучше бы увидел свою наготу (38,816). Надобно отражать (в себе) зло вначале; даже и в том случае, если бы первые преступления (нравственного закона) и не навлекли за собою дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими: между тем, они доходят до большего, когда душа вознерадит (38,856). Если человек не хочет зла, то душа свободна, а если он не делает зла, то и тело свободно: все зависит только от одной злой воли (40,639). Зло, которое почитают ничтожным, легко оставляют в пренебрежении, а оставленное в пренебрежении оно усиливается, усилившись же, становится неизлечимым (42,127). Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло (61,188). Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла (51,52). Памятуй о смерти и не возносись, ибо еще немного и сведен будешь во гроб, какую пользу несут тебе злые дела? (22,195). Всегда должно иметь пред глазами Суд Божий, и все зло угаснет (41,519). Когда истребится зло, то тем более прекратится смерть, потому что невозможно оставаться реке, когда иссякает ее источник, или быть плоду, когда засохнет корень (41,408)… Злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбою и обессиливают… (57,186). Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, – будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло – вот что действительно значит страдать от зла (34,740). Многие, по своим погрешительным мнениям, считают вредными (и злом) для нашего достоинства разное: одни – бедность, другие – телесную болезнь, иные – потерю имения, другие – злословие, иные и смерть, и непрестанно о том сокрушаются и плачут. А никто не плачет о живущих нечестиво, но, что всего хуже, часто даже называют их счастливыми: это бывает причиною всех зол (34,476).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вот признак веры истинной – когда обетования бывают выше человеческого понятия и мы твердо уповаем на силу обещанного (35,396). Вера есть якорь обуреваемой природы, вера есть тихая пристань человечества, вера есть ясное зерцало невидимого, вера есть лучший учитель о Единосущен Троице (39,735). Потому вера особенно и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но и удобна, весьма легка и для всех доступна (40,504). Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, чего просит (54,229). Веру разумею воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце, чтоб не колебалось оно в несомненности надежды, далекой от всякого сомнения (52,137). Не старайся в горсти своей удержать ветер, то есть веру без дел (52,345). Не думай, что вера, если только надобно назвать верою твою веру, обличаемую делами, возможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благодати, по справедливости, должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (48,128). Вера, дел не имеющая, не имеет Бога, животворящего ее, и мертва есть, яко не стяжавшая того, о чем говорит Христос: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает, и Я и Отец к нему приидем и обитель у него сотворим» ( Ин. 14,23 ), чтоб воскресить из мертвых душу присещением Своим и оживотворить того, кто сподобился стяжать сие. Вот почему мертва такая вера, мертвы те, которые имеют ее без дел (57,325). Как ни орудия без художника, ни художник без орудий не могут сделать никакого сосуда, так ни вера без делания заповедей, ни делание заповедей без веры не обновляют и не воссозидают нас, или не делают новыми из ветхих. Когда же стяжеваем сии сердцем нераздвоенным, то есть веру и заповеди, и сделаемся для Владыки Христа благопотребным сосудом, го-жим для приятия духовного мира, тогда и Господь, положив тьму за кров Свой, обновляет в нас благодать Святого Духа, делает нас из ветхих новыми, восставляет из мертвых, рассеивает тьму, приводит ум наш об ону сторону тьмы и дает ему благодать (57,408).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010