6–14, ν  Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes , Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976, σ. 395.  Анонимный автор. Против Векка (Anonyme, contre Bekkos 1275), στχ. 1–16, ν  Archives de l’orient chretien 16, Dossier Grec de l’union de Lyon (1273-1277) par V. Laurent et J. Darrouzes , Institut Français d’etudes Byzantines, Paris 1976, σ. 333.   Иоанн   Анастасиу . « θρυλλομενος διωγμς… ν θωνικ Πολιτε». С. 223.   Χρ . Арабатзис . ρθδοξη κκλησα κα Ρμη κατ τν ιγ ανα. С. 109.   Никодим   Святогорец , преподобный. Пидалион. С. 170–172.   Сп . Биланис , архим.  ρθοδοξα   κα   Παπισμς . Т. 2. νωσις τν κκλησιν, Афины, Изд-во «Ортодоксос Типос» и Общество «Святой Никодим Святогорец»: 2014. С. 18. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел К. 10 марта 2020, 11:12 Согласен -хватит либеральничать с еретиками ! Отступать некуда . Твердая позиция РПЦ -это и есть самая большая любовь к заблудившимся еретикам , а может быть и последняя надежда отвратить гнев Божий грядущий на сынов противления . Елена Ив. 8 марта 2020, 17:08 Спасибо за подробное объяснение! Хочется понимать, что происходит. Евгений 6 марта 2020, 14:14 Прекрасная статья! Это зеркало, в которое нам всем, от Патриарха до мирянина, надо посмотреться. Обязательно! Иван 6 марта 2020, 10:18 Очень хороший разъясняющий текст! Однако, мне остается неясной позиция многоуважаемого прот. Ангелоса в этом месте: " отцы-святогорцы доказывают, что поминовение еретика-епископа на Божественной литургии никак не может рассматриваться как икономия " . Идет речь об соборно отлученном епископе-еретике или необязательно? С одной стороны отцы-святогорцы не могли руководствоваться решением собора, отлучившего Иоанна Векка, т.к. на момент написания послания святогорцев этот собор еще не прошел, с другой стороны отец Ангелос обосновывает непоминовение в Диптихах Патриарха Варфоломея, Архиепископа Иеронима и Патриарха Александрийского Феодора решеним синода РПЦ. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/129039.html

При коронации Фридриха II папа Гонорий получил в свои руки договор, подтверждавший все ранее сделанные дарственные акты Оттона и Фридриха. За папой было признано владение Церковной областью и имениями Матильды. Церкви давалась полная свобода, все изданные князьями или городами статуты против духовенства и его имущества объявлялись еретическими (в то время догматическая ересь не отделялась от политической, и церковь прямо считала ересью любые действия против свободы духовенства и его имущества), была признана свобода духовенства от податей, а еретики были поставлены вне закона. В 1254 г. Иннокентий IV (1243–1254) реанимировал и усовершенствовал концепцию Гильдебранда: в том, что касается светских владений, папство не зависит даже от Константина с его «даром», потому что апостол Петр получил их непосредственно от Бога. 5. Концепция синэргии. II Лионский собор и его последствия В то же время философия и богословие своего времени придерживались идеи о своеобразной синэргии империи и церкви, составлявших единую организованную социальную систему, обеспечивающую внутреннее единство всего общества. Без империи образовывался правовой вакуум, церковь лишалась опоры, a Церковное государство – правовой поддержки. Идею о церковно-государственной синэргии формулирует папа Григорий X в письме к императору Рудольфу I Габсбургу (1273–1291). Это письмо было написано после завершения окончательного разгрома папством дома Гогенштауфенов, на завершающей стадии которого империя оказалась без императора, а христианский мир – без папы. Борьба папства с империей закончилась – борцы умерли, и новый папа, избранный после почти трехлетнего периода sede vacante, писал императору, избранному от безысходности после долгого междуцарствия (1254–1273), о том, что в духовной области – церковь , а в мирской жизни – империя являются высшей властью: «Их деятельность различного рода, но одна конечная цель связывает их неразрывно. Необходимость их единения доказывается теми бедствиями, которые возникают, когда одна остается без другой. Когда Святой престол пуст, империи не хватает того, кто ведет к спасению, а когда пуст императорский трон, у церкви нет защиты от ее гонителей. Императоры и короли должны прилагать старание к защите свобод и прав церкви и не отнимать у нее временных благ. Обязанность правителей церкви – сохранять за королями их власть в полной неприкосновенности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. 1280 г. К. находился в Переяславле Залесском - столице княжества вел. кн. Владимирского св. Димитрия Александровича , там же летописями отмечено пребывание епископов Климента Новгородского, Игнатия Ростовского и Феодора Владимирского. По гипотезе Щапова, в Переяславле состоялся Собор, на к-ром получила одобрение новая редакция Кормчей, где тексты правил из Древнеславянской Кормчей были соединены с комментариями византийских юристов, заимствованными из Кормчей Сербской редакции. Текст был дополнен новыми статьями, содержавшими ряд правил и поучений, памятники древнерус. канонического права, в их числе и соборные правила 1273 г. Древнейший сохранившийся список новой Кормчей Русской редакции был переписан в кон. XIII в. в Новгороде «стяжаниемь» Новгородского архиеп. Климента (пергаменная Синодальная Кормчая ГИМ. Син. 132, датировка которой остается дискуссионной: 1280-1291). Исследование т. н. Волынской Кормчей (сохранились копии текста, переписанного в 1286/87 для владимиро-волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича ) показало, что в этом памятнике отразился ранний этап работы над Кормчей Русской редакции (тексты из Древнеславянской Кормчей здесь соединены с визант. комментариями XI-XII вв., включены решения Собора 1273 г., но отсутствуют мн. статьи новгородского списка кон. XIII в. и др. сходных с ним списков). Очевидно, во 2-й пол. 70-х гг. XIII в. в таком варианте К. рассылал новую редакцию Кормчей книги по епархиям юга Руси. По сведениям Новгородской владычной летописи, митрополит скончался 6 дек. 1280 г., по сведениям Троицкой летописи - 7 дек. в Переяславле Залесском, останки его были перевезены во Владимир-на-Клязьме, затем в Киев, похоронены в кафедральном соборе Св. Софии; К. был последним из Киевских митрополитов, погребенных в этом храме. На стене киевского Софийского собора сохранилась надпись-граффито: «Месяца ноября в 27 день скончался раб Божий митрополит Кюрило» ( Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 95. 50). А. В. Поппе полагает, что в надписи речь идет о К.; однако несовпадение летописных дат с датой граффито может означать, что в надписи имеется в виду митр. Кирилл I (II) (1224-1233).

http://pravenc.ru/text/1840359.html

Как обычно, Михаил VIII предпочитал дипломатические игры полям сражения. Надо было смягчить папу, и в своем послании в Рим Михаил VIII Палеолог довольно убедительно объяснял, почему не в состоянии в настоящий момент реализовать свои обязательства, а попутно просил понтифика принять его делегацию в Лионе. В состав посольства вошли бывший патриарх Герман, Никейский митрополит Феофан, логофет Георгий Акрополит, оставивший нам свои мемуары, два царских сановника, несколько секретарей и духовных лиц. Примечательно, насколько тактично император Михаил VIII пытался разрешить вопрос, нисколько не умаляя статуса и самостоятельности Константинопольского патриарха. Он предложил Иосифу на время работы Лионского собора удалиться в обитель как бы на покой, но с обязательным поминовением его имени на каждой Литургии, как патриарха. Если примирение с Римом не состоится, Иосиф может вернуться к исполнению своих обязанностей. Если же состоится уния, то, связанный клятвой перед остальными архиереями, он добровольно сложит с себя сан, и на его место выберут сторонника унии. Патриарх подумал и согласился 343 . Но в целом папа и император могли испытывать законное недовольство текущими успехами. Они оказались не одинокими в своем недовольстве: переговоры о церковной унии, длившиеся весь 1273 г., приводили Сицилийского короля в ярость. Он был вынужден в очередной раз приостановить приготовление своего похода на Константинополь и, опасаясь негативной реакции папы, не мог добить враждебную ему Геную. Срок его договора с Балдуином II истекал в 1274 г., после чего считался недействительным – в этом случае Сицилиец утрачивал права на византийские территории, которые ему готов был уступить Латинский император. Пока Анжуец вынужденно бездействовал, Михаил VIII Палеолог развил бурную активность. В Западной Европе император Михаил VIII связался к концу 1273 г. через генуэзцев с могущественным королем Альфонсо X Кастильским (1252–1284), претендовавшим на сан императора Западной империи, и щедро финансировал гибеллинов в Италии, активно досаждавших Карлу Анжуйскому. Сицилийским монархом был недоволен и папа Григорий X, полагавший, что тот виновен в осложнении его отношений с Генуей. Однако понтифик не хотел открытого разрыва отношений с Карлом, надеясь использовать того в будущем Крестовом походе. Отношения между папой и сицилийцем еще более охладились после смерти знаменитого богослова Фомы Аквинского, одного из главных идеологов готовящегося Лионского собора, которого, по слухам, отравили агенты Карла Анжуйского 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Албании, этих воротах для вторжения в Византию, он уже укрепился достаточно прочно: католическая часть страны признавала его своим господином. Союз с Сербией и Болгарией он укрепил еще больше: в 1273 г. к его двору прибыли посланцы царя болгар и короля сербов 1061 . Все враги Империи – латиняне и греки, славяне и албанцы – соединились под предводительством Карла Анжуйского, который, вступив в союз и породнившись с титулярным императором Константинополя и владыкой франкской Греции, протянул теперь руку к византийскому императорскому венцу. При таких обстоятельствах угрозы Григория X приобрели прямо-таки подавляющий вес: для императора не оставалось другого выхода, кроме как подчиниться воле папы. Несмотря на отчаянное сопротивление византийского духовенства, Михаил VIII вступил в унию с прибывшим в 1273 г. в Константинополь папским легатом, а затем смог наконец принудить к принятию унии часть византийского клира. На Соборе в Лионе 6 июля 1274 г. состоялся исторический акт. Великий логофет Георгий Акрополит от имени императора клятвенно признал не только папский примат, но и римскую веру. Также и члены византийского посольства из числа духовенства, бывший патриарх Герман и митрополит Феофан Никейский , поставили свои подписи под императорским исповеданием. Церковная уния – одна из главных целей римской политики на протяжении последних двух столетий и предмет многочисленных, но всегда безрезультатных переговоров – стала действительностью. Политические выгоды, которых Михаил VIII ожидал от церковного подчинения, и в самом деле не замедлили явиться. Под давлением папы Карл Анжуйский был вынужден отказаться от запланированного завоевательного похода на Византию и обязался соблюдать перемирие до 1 мая 1276 г. Венеция в марте 1275 г. 1062 также возобновила договор с византийским императором, однако сроком всего лишь на два года. Византия, которая незадолго перед этим находилась в тяжелой обороне, вновь перехватила инициативу и повсеместно перешла в наступление. Еще во время заседаний Лионского Собора византийцы захватили важные города Берат и Бутринто, а затем приступили к осаде Диррахия и Авлоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Fg. de sabbato, 1405–6. Epistola ad Sergium, 1405–08. AA.SS., 1299–1310, Notitia G., 1289–94; FH., 1293–1300. ANASTASIUS IV ANTIOCHENUS. Cf. Anastasius Sinaita, 89. Notitia FH., 1409–10, ANASTASIUS BIBLIOTHECARIUS, s. IX, 108. Historia ecclesiastica ex Nicephoro patr., Georgio Syncello et Theophane contracta, 1187–1428. (Omissa chronographia. brevi Nicephori quæ; est in 100; ex Syncello, 1191–1206; ex Theophane, 1205–1428.) Fabroti monitum, 108, 1187–8. ANASTASIUS CÆSAREÆ, Palæst. arch., s. XI, 127. De jejunio Deiparæ (Cotelerius), 519–32. Notilia Oudin, 517–8. ANASTASIUS MONACHUS, Maximi discipulus, 664, 90. – Ad epistolam Maximi, latine, 133–34. Ad collegium monachorum Calaritanum, lat., 133–6. Notitia FH., 1409–10. ANASTASIUS PRESBYTER et apocrisiarius, 666, 90. Ex editione Maximi (Combefis). Epistola ad Theodosium, latine, 173–78. Patrum Testimonia (S. Hippolytus contra Beronem), 178–88. Syllogismi, 187–94, 10, 839–48. Capperonnier Animadversiones in Anastasii versionem, 847–52. ANASTASIUS S. EUTHYMII abbas, s. VIII, 89. Epistola ad monachos Calaritanos=ANASTASII monachi. Adversus Judæos (M.), 1203–72, 1271–4, 1273–82. Notitia FH., 1407–8. ANASTASIUS SINAITA, s. VII, 89. Hodegus (Gretser). 35–310. Index scriptorum, 1357–64, Quæstiones (Gretser), 329–824. Index quæst., 311–28; scriptorum, 17–20; adde., 1, 517–8 (Cotelerius). Oratio de sacra synaxi (Combefis), 825–5;). In Hexameron, lib. 1–11, latine ex Maxima Bibliotheca Patrum, lib, 12 græce etiam ex editione Allix, (1682), 851–1052, 1051–78. In sextum Psalmum (Canisius), 1077–1144. In illud Secundum imaginem (M.), 1143–50; sermo tertius (Bandini), 1151–80; fg, (M.), 1283–86, græce. Contra monophysitas sententiæ Patrum [contra Arianos] (M.), 1179–92. Sermo in defunctos (Matthæi), 1191–1202. Disputatio adversus Judæos, 1203–72; Dialogus parvus 1271–4; alia interrogatio, 1273–82 (M) ­ vide ANASTASIUS S. Euthymii. De operationibus, fg. græce (M.), 1281–4. Contra Diætetum, fg. græce (M,), 1283–4. In Sergium grammaticum, græce (MA, 1285–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 27-й день. Повесть отца Даниила о Евлогии каменносечце и постнике, л. 1220–1229 об. Нач. «Поведа нам некий от отец глаголя: шедшу ми рече некогда ко отцу Даниилу пресвитеру Сийскому в Вифаиду». В 28-й день. Мучение свв. мученик Максима и Дады и Кинтилияна, л. 1230–1237. «Нач. Царствующема нечестивома Максимияну в упатию Таркуниеву». Память свв. Апостоле Иасона и Сосипатра, л. 1238–1241. Нач. «В сих убо святых Иасон Тарсянин бяше, иже и первый уловлен быв ко благочестив». В 30-й. Слово похвальное св. Апостолу Иакову Зеведеову, брату св. Иоанна Богослова, л. 1242–1231 об. Нач. «Изначала убо учинися во естестве человек». Иже во святых отца вашего Доната Епископа, л. 1252 – 1255. Нач. «Во дни Феодосия Великого царя. Сей иже во святых отец наш Донат Епископ». В той же день и Генваря в 31-й день повесть, еже имать сказание и житие, и пощение, и чудотворение Преподобного Никиты в пощении Великия лавры, иже в Киев. И по сем бывша Епископа Великому Новуграду. Списано бывшим смиренным иеромонахом Иосафом игуменом обители Даниловы, л. 1256–1266 об. Нач. «Бысть же егда чудесем от гроба святого паче умножающимся, якоже некоим речным быстрынам». В той же день обретение честного телеси св. Никиты Епископа Великого Новограда чудо, л. 1268–1273. Нач. «По преставлении убо сего блаженного и присно воспоминаемого». Чудеса св. Никиты Епископа Новгородского (24 чуда), л. 1273. В той же день житие и жизнь св. и блажен. Андрея юродивого, похаба, Христа ради, друга святому Епифанию. Поучение, утешение, моление, наказание, добродушие 1 , л. 1293–1520 об. Нач. предислов. «Жизнь богоугодна и житие непорочно мужа добронрава». Нач. жития: «При царстве христолюбца цари Льва великого , бе некто муж». Начало жития св. Андрея, л. 1304. Нач. «Сей блаженный соблюдая в сердци своем дивляшеся глаголя, что се хощет быти». О блудницах, л. 1307. О блудном демоне, л. 1308 об. О скупом, л. 1310. О прозрении отрока Епифания, л. 1311. О зимнем мразе, л. 1313 об. О видениии Рая, л. 1317 об. О птицах райских, л. 1319.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II КИПРСКИЙ (1241, Кипр - 1290, К-поль), патриарх К-польский (28 марта 1283 - июнь 1289), богослов, писатель. Мирское имя Георгий. «Автобиография» - основной источник сведений о жизни Г. К. Род. в семье богатых и знатных киприотов, утративших состояние и положение после завоевания острова латинянами (1191). Первые годы жизни провел на Кипре; первоначальное образование получил дома, в 1250/51 г. поступил в лат. школу в Лефкосии (Никосии), однако не достиг больших успехов, т. к. не владел в достаточной степени лат. языком, на к-ром велось преподавание. Ок. 1257/58 г. тайно от родителей покинул Кипр и для получения образования на родном греч. языке сначала отправился в Птолемаиду Палестинскую (совр. Акко), а затем переехал на земли Никейской империи. В Эфесе ему не удалось стать учеником Никифора Влеммида , и через полгода Георгий отправился в Никею. Однако и здесь он не смог найти учителей по риторике и философии, чтобы завершить образование. В 1261 г. К-поль был освобожден никейскими войсками. Имп. Михаил VIII Палеолог прилагал немалые усилия для восстановления статуса столицы, в т. ч. и как центра просвещения. В это же время в К-поль перебрался Георгий и поступил писарем на службу в имп. канцелярию; это дало ему право учиться в к-польской школе, где преподавал ученый и историк Георгий Акрополит . В 1261-1266 гг. он изучал философию Аристотеля, геометрию Евклида, арифметику Никомаха, в 1266/67-1273/74 гг. занимался риторикой и проявил себя как писатель. После окончания обучения Георгий избрал духовную карьеру, жил в к-польском мон-ре Спасителя Акаталепта, где среди проч. занимался лит. трудами и преподаванием. В 1273 г. он был произведен в чин протоапостолария. При жизни Михаила VIII Георгий поддерживал его унионистскую политику, однако после смерти императора (1282) отказался от прежних взглядов. 26 дек. 1282 г. пролатински настроенный патриарх Иоанн XI Векк был вынужден отречься от престола.

http://pravenc.ru/text/166693.html

Иоанна], 104-118 [Правила собора 1273 г.]; Срезневский И. И. Обозрение древних рус. списков Кормчей книги. СПб., 1897. Прил. С. 113-126 новелла]; ПДРКП. 4. Стб. 75-78 [Правило свт. Иоанна (Илии) Новгородского и Белгородского епископа]; 6. Стб. 83-100 [Правила собора 1273 г.]; 7. Стб. 101-110 [Поучение новопоставленному священнику]; 11. Стб. 127-128 [Правило епископам]; 14. Стб. 143-144 [Устав о браках]; Степанов Н. В. Летописец вскоре патр. Никифора в Новгородской кормчей//ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 250-293; Кн. 3. С. 256-320; [ Бенешевич В. Н.] Устав св. вел. кн. Владимира о церк. судах и о «десятинах». Пг., 1915 (переизд.: РИБ. 1920. Т. 36. Вып. 1. С. 12-24); Карский Е. Ф. Рус. Правда по древнейшему списку: Введ., текст, снимки, объяснения, указ. авторов и словарного состава. Л., 1930; Юшков С. В. Русская Правда: Тексты на основании 7 списков и 5 редакций. К., 1935. С. 11-22; Правда Русская. М.; Л., 1940. Т. 1. С. 123-133; 1963. Т. 3: Факс. воспроизв. текстов. С. 69-100; Закон судный людем. М., 1961. С. 35-40, 115-127; Тихомиров М. Н. Забытые и неизв. произведения рус. письменности//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 234-243 [«Летописец вскоре патр. Никифора»]; ДРКУ. С. 147-148 [Устав. кн. Святослава Ольговича]; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 358-412 [«Вопрошание Кирика»]; Афанасьева Т. И. Древнеслав. толкования на литургию в рукоп. традиции XII-XVI вв.: Исслед. и тексты. М., 2012. С. 342-347 [толкование на «Отче наш»], 358-366 [«Толковая служба»]. Лит.: Рус. достопамятности. М., 1815. Ч. 1. С. 18-21; Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ист. виде. М., 1829. С. 10. СПб., 18392. С. 7, 56; Калачов Н. В. О значении Кормчей в системе древнего рус. права//ЧОИДР. 1847. 3. Отд. 1. С. 82-88, 114-115; Ундольский В. М. Описание слав. рукописей Московской Патриаршей б-ки//Там же. 1867. Кн. 2. Отд. 3. С. 46-56. 110; Павлов А. С. Первоначальный славяно-рус. Номоканон. Каз., 1869. С. 73-81; Срезневский И. И. Обозрение древних рус.

http://pravenc.ru/text/2577767.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010