73 . Записка 56 о деяниях восточных епископов, в которых они низлагают святейших Кирилла и Мемнона и отлучают от общения всех присутствовавших на святом соборе. С. 282–286. Gesta a synodo Orientalium (CPG 8691t)//ACO I, 1, 5, 119–122 151). Mansi IV, 1260–1268. 5000/1. 74 . Определение их и подписи. С. 286–287. Synodi Orientalium Sententia (CPG 6352t; ср. CPG 8691t)//ACO I, 1, 5, 122–124 151). Mansi IV, 1268–1269. 5000/1 57 . 75 . Отлучительная грамота тех же, посланная святому собору. С. 287. Eiusdem synodi Epistula ad episcopos excommunicatos (CPG 6354t; ср. CPG 8692)//ACO I, 1, 5, 124 152). Mansi IV, 1269–1272. 5000/1. 76 . Тех же послание к императору с уведомлением о своих действиях и о причине позднего прибытия Антиохийского епископа. С. 288. Synodi Orientalium Epistula ad Theodosium et Valentinianum imp. aug. (CPG 6323t; ср. CPG 8693)//PG 83, 1440–1441. ACO I, 1, 5, 124–125 153). Mansi IV, 1272–1273. 5000/1. БУ ТСО 1263 58 . 77 . Послание Иоанна, еп. Антиохийского, и бывших с ним (епископов) к константинопольскому клиру. С. 288–289. Synodi Orientalium Epistula ad clerum Constantinopolitanum (CPG 6341t; ср. CPG 8699)//PG 83, 1448. ACO I, 1, 5, 127 155). Mansi IV, 1273. 5000/1. БУ ТСО 1263 59 . 78 . Того же послание к константинопольскому сенату. С. 289–290. Synodi Orientalium Epistula ad senatum Constantinopolitanum (CPG 6342t; ср. CPG 8700)//PG 83, 1445–1448. ACO I, 1, 5, 127–128 156). Mansi IV, 1273–1276. 5000/1. БУ ТСО 1263 60 . 79 . Того же послание к константинопольскому народу. С. 290–291. Synodi Orientalium Epistula ad populum Constantinopolitanum (CPG 6343t; ср. CPG 8701)//PG 83, 1448–1449. ACO I, 1, 5, 128–129 157). Mansi IV, 1276–1277. 5000/1. БУ ТСО 1263 61 . 80 . Того же донесение к императрицам. С. 291–292. Synodi Orientalium Epistula ad Pulcheriam et Eudociam augustas (CPG 6318t; ср. CPG 8706)//PG 83, 1441–1444. ACO I, 1, 5, 131–132 160). Mansi IV, 1277–1280. 5000/1. БУ ТСО 1263 62 . 81 . Деяние II (совещание собора). Запись, составленная в присутствии прибывших из Рима епископов и пресвитеров. С. 292–297. Gesta Ephesina. Actio II (CPG 8710t)//ACO I, 1, 3, 53–59 106). Mansi IV, 1280–1289. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Конечно, Карл Анжуйский имел все основания быть недовольным этим: вопрос о Крестовом походе и необходимости заключения унии с Константинополем вновь «замораживал» на неопределенное время его войну с Византией. Но откровенно выступать против папы было невозможно – Карл рассчитывал на поддержку понтифика в своем противостоянии с Генуей, втайне подогреваемой Михаилам VIII Палеологом, и, опять же, при содействии Рима получить сан Западного Римского императора, который на тот момент оставался вакантным 329 . Подозрения «французского сицилийца» вскоре подтвердились – как честная и цельная фигура, служившая одной идее, папа Григорий X был готов поддерживать Анжуйца только в тех пределах, которые выгодны Римской церкви и обеспечивали стабильность в христианском мире. Апостолик решительно отклонил его кандидатуру на пост Германского императора, выдвинув через подставных выборщиков Рудольфа I Габсбурга (1273–1291), ландграфа Эльзаса, который и был избран на ландтаге и коронован в Ахене 24 октября 1273 г. К тому времени вражда между Карлом Анжуйским, Генуей и Тосканой стала принимать открытые формы. Осенью 1273 г. Сицилийский король атаковал своих врагов, но не смог добиться серьезных, тем более – решающих успехов. Его поход на Константинополь так и «висел в воздухе», пока отсутствовало благословение понтифика. Между тем Михаил VIII Палеолог урегулировал свои отношения с Венгрией, женив в 1272 г. своего сына Андроника на Марии, дочери короля Венгрии Иштвана V (1270–1272) Венгерского. Свадьба состоялась в храме Святой Софии, после чего молодые были венчаны на царство 330 . Отныне Андроник II Палеолог , как соправитель отца, получил право писать красными чернилами: «Андроник, Божьей милостью Римский царь», единственно не указывая месяца и числа, с которого царский акт вступает в силу – это оставалось прерогативой отца. Кроме того, Андроник поклялся никогда не замышлять ничего плохого против василевса. Таким образом, Анжуец потерял, а Византийский император приобрел ценного союзника 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высшим достижением пастырской литературы такого рода является Правило митрополита Кирилла II (1242/1247–1281) 1269 . Этот церковно-политический документ стал результатом работы церковного собора во Владимире, который ранее было принято датировать 1274 г., но недавно был весьма убедительно отнесен Я.Н. Щаповым к лету или осени 1273 г. 1270 . На то же десятилетие приходится и создание первой древнерусской Кормчей книги (греч. Πηδλιον) 1271 , в которую вошли и оригинальные русские сочинения, в том числе и Правило Кирилла 1272 . Вероятно, Кирилл был автором также и Поучения к священникам, которое выглядит как бы пастырским приложением к Правилу 1273 . Издания: а. Правило Кирилла: [Аноним]//РусДост. 1815. Т.1. С. 106–118 (некритич. editio princeps); Памятники (прим. 202). Стб.84–104 (критич. изд.) [Древнеславянская кормчая XIV титулов (прим. 369). Т. 2. С. 182–185. XXXII (без введ. и 1-го правила). – Прим, изд. (А.Н.)]; б. Поучение к попом: [Горский А.В.] Кирилл II (прим. 1273). С.428–432 (editio princeps); Памятники (прим. 16). Т.З. С. 111– 114; Памятники (прим. 202). Стб. 111–116 (критич. изд.) [своеобразную ред. Поучения см.: Древнеславянская кормчая... Т.2. С. 112–113. – Прим. изд. (А.Н.)]. Кирилл II был одним из самых энергичных древнерусских митрополитов, возглавлявшим церковь в течение очень долгого времени. Правило явилось органическим синтезом его усилий, направленных на реформу церкви, о которых у нас нет возможности говорить подробно. В заглавии названы епископы, собравшиеся, в частности, и для поставления на владимирскую кафедру епископа Серапиона. Текст состоит из введения и ряда постановлений (их число колеблется в разных списках). Во введении внимание священников заостряется на соблюдении древних церковных канонов, ибо они – та стена, которой Христос окружил свою несокрушимую Церковь (следует цитата из Ин.16:33 ). Однако Кирилл вынужден признать, что, как ему известно и по собственному опыту, и по слухам, в церковные законы либо по незнанию, либо по небрежению верховных пастырей проникло немало произвольных и ложных обычаев. Следует напоминание о современных исторических событиях: разве отступление от закона уже не повлекло за собой разрушение городов, смерть князей, пленение детей, опустошение храмов и ежедневные унижения со стороны безбожных и нечестивых язычников? Именно поэтому Кирилл, вместе с собором, и намерен устранить некоторые из злоупотреблений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первые годы исполнения своей новой должности Бонавентура посетил большую часть орденских организаций, чтобы узнать проблемы и нужды ордена. В 1259 году он побывал в Лаверне, где написал трактат Путеводитель души к Богу. После возвращения во Францию Бонавентура стал готовиться к генеральному капитулу (общему собору духовенства францисканского ордена) в Нарбонне (1260) и кодифицировать существовавшие к тому времени декреты. Собор поручил ему написать новую биографию святого Франциска, после чего Бонавентура еще раз отправился на родину святого в Италию для сбора материалов. Он прервал свои занятия для знакомства с новым папой Урбаном IV, избранным 29 августа 1261 года. В апреле 1263 года Бонавентура был в Падуе на перенесении мощей святого Антония, а в мае того же года он провел генеральный капитул, где рассматривался вопрос об упорядочивании литургической жизни ордена. Там Бонавентура представил свое новое Житие святого Франциска. В 1264–1265 годах Бонавентура был при папском дворе, где произносил проповеди. В марте 1265 года в Перуждии Бонавентура встретился с новым папой Климентом IV. Позже, в ноябре того же года новый папа назначил Бонавентуру архиепископом Йоркским, но тот упросил папу оставить его в прежней должности. На генеральном капитуле в Париже в мае 1266 года Бонавентура предпринял меры для исправления злоупотреблений в ордене, особенно в отношении обета бедности. До середины 1268 года Бонавентура оставался в своей резиденции в маленьком монастыре в Мант-сюр-Сен (Франция). Вероятно, в этот период были написаны некоторые его аскетические сочинения. В июле 1268 года Бонавентура был в Риме, где принял в духовное общение с францисканским орденом братство Гонфалоньери, и оставался в Италии до Ассизского собора в мае 1269 года. Во время возвращения в Париж Бонавентура столкнулся с новыми нападками на нищенствующие ордена Герарда Аббевильского, против которого написал свою Апологию бедных (1270). Весной 1273 года Бонавентура был в Париже, где организовал знаменитые Собеседования о Шестодневе. Вскоре после этого папа Григорий X одновременно произвел его во епископа Альбанского и в кардинала. Бонавентура встретился с папой к северу от Флоренции в июле 1273 года и проследовал с ним в Лион. Там в ноябре 1273 года Бонавентура был рукоположен во епископы и до мая 1274 помогал папе в подготовке II Лионского собора. На соборе, открывшемся 7 мая 1274, он защищал идеалы нищенствующих орденов и участвовал в решении главного вопроса собора — унии Церквей. В разгар этой деятельности Бонавентура неожиданно заболел и 15 июля 1274 года скоропостижно скончался; в тот же день он был похоронен во францисканской церкви в присутствии папы.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Вып. 3. С. 467). Выдачу «ярлыка» только частично можно объяснить стремлением язычников-политеистов располагать к себе богов разных религий. Внимание к интересам Русской Церкви было связано также с тем, что с помощью митрополичьей кафедры правители Золотой Орды хотели установить связи с восстановленной в 1261 г. Византийской империей, к-рая интересовала ордынских правителей и как возможный союзник в борьбе с враждебными правителями Ирана, и как страна, через к-рую можно было найти путь к такому противнику гос-ва ильханов, как Египет. В условиях, когда преемники кн. Александра Невского не обладали его авторитетом, роль митрополита в Сев.-Вост. Руси стала особенно значительной. В 1270 г. новгородцы изгнали из города вел. кн. Ярослава Ярославича , обвинив его в нарушениях «ряда» с новгородцами. Хотя «князи вси» ручались за Ярослава, что он исправит нарушения, новгородцы отказывались его принять. Дело изменило лишь поручительство за кн. Ярослава митрополита. В близком по времени к событиям источнике - Синодальном списке Новгородской I летописи - обращение К. к новгородцам состоит из неск. фраз, изложенных в форме прямой речи (НПЛ. С. 89, 321; ср.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 240). В Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.) помещено небольшое послание митрополита, в котором наряду с обращением к новгородцам излагалось представление о превосходстве духовной власти над светской (ПСРЛ. Т. 10. С. 149). Является ли это послание подлинным сочинением XIII в., неясно. В 1273 г. К. прибыл в Сев.-Вост. Русь и привел с собой св. Серапиона , архим. Киево-Печерского мон-ря, к-рого поставил епископом Владимирским. С этой поездкой, очевидно, связан созыв церковного Собора, от которого сохранились постановления, включенные в Кормчую Русской редакции. В преамбуле соборных решений говорится, что в Соборе участвовали Новгородский архиеп. Далмат, епископы Игнатий Ростовский, Феогност Сарайский и Симеон Полоцкий, съехавшиеся на поставление еп. Серапиона. Еп. Далмат скончался 21 окт. 1273 г., а до этого серьезно болел, следов., Собор состоялся раньше этой даты (в лит-ре Собор нередко ошибочно датируется 1274 г.). Большое внимание, уделенное в соборных постановлениях нарушениям в церковной жизни и сохранению языческих обычаев в «новгородских пределах», не оставляет сомнений в том, что Новгородский епископ активно участвовал в Соборе. По мнению Я. Н. Щапова , Собор состоялся в Киеве в 1273 г. Однако этому предположению противоречит состав участников Собора, на к-ром присутствовал Полоцкий епископ и не было, кроме Сарайского (видимо, митрополичьего викария), др. епископов из южнорус. земель. Поэтому представляется более вероятным, что Собор состоялся во Владимире-на-Клязьме.

http://pravenc.ru/text/1840359.html

«Путеводитель души к Богу». После возвращения во Францию стал готовиться к генеральному капитулу (собору духовенства францисканского ордена) в Нарбоне (1260) и кодифицировать существовавшие к тому времени декреты. Собор поручил ему написать новую биографию св. Франциска, после чего Б. еще раз отправился в Италию на родину святого для сбора материалов. Он прервал свои занятия для знакомства с новым папой Урбаном IV , избранным 29 авг. 1261 г. В апр. 1263 г. Б. был в Падуе на перенесении мощей св. Антония Падуанского , а в мае того же года провел генеральный капитул, к-рый рассматривал вопрос об упорядочении литургической жизни ордена и к-рому Б. представил написанное им Житие св. Франциска. В 1264-1265 гг. Б. был при папском дворе, где произносил проповеди. В марте 1265 г. в Перуджии встретился с новым папой Климентом IV . В нояб. того же года папа назначил его архиепископом Йоркским, но Б. упросил папу оставить его в прежней должности. На генеральном капитуле в Париже в мае 1266 г. Б. предпринял меры для преодоления чрезмерного радикализма в ордене, особенно в отношении обета бедности. До сер. 1268 г. он оставался в своей резиденции в мон-ре в Мант-сюр-Сен (Франция). Вероятно, в этот период им были написаны нек-рые аскетические сочинения. В 1270 г. написал «Апологию бедных» против нападок Герарда Аббевилльского на нищенствующие ордена. Весной 1273 г. Б. был в Париже, где организовал Собеседования на Шестоднев. Вскоре после этого папа Григорий X посвятил Б. во епископа Альбанского и возвел в кардинала. Б. встретился с папой в Муджелло (к северу от Флоренции) в июле 1273 г. и проследовал с ним в Лион. Там в нояб. 1273 г. он был рукоположен во епископа и до мая 1274 г. помогал папе в подготовке II Лионского Собора . На Соборе, открывшемся 7 мая 1274 г., Б. защищал идеалы нищенствующих орденов и участвовал в решении главного вопроса Собора - унии Церквей. Неожиданно Б. заболел и скоропостижно скончался. В тот же день он был похоронен во францисканской церкви в присутствии папы.

http://pravenc.ru/text/Бонавентуры.html

Письма Письма (1–53) Предисловие Эпистолярное наследие свт. Амвросия Медиоланского насчитывает 78 писем, к ним присоединяются 15 писем из собрания Extra collectionem и два послания из Деяний Аквилейского собора. Рукописная традиция сохранила деление писем на десять книг, из которых третья книга не сохранилась. 1895 Составителем этих книг считают самого свт. Амвросия (о своем собрании писем святитель пишет Сабину: «Таково у нас с тобой предисловие. И его я включу в сборники наших писем» — 32. 7); письма, не вошедшие в собрание (Extra collectionem), возможно, были собраны секретарем и биографом свт. Амвросия Павлином уже после смерти святителя. Первое печатное издание писем свт. Амвросия было выпущено в Милане в I490 г. Георгием Крибсллом, который изменил порядок писем по своему усмотрению. Непосредственно за ним последовали базельское издание Иоганна Амербахия (1492 г.) и еще одно миланское (1491 г.), Стефана Дульциния. В 1527 г. увидело свет издание Эразма Роттердамского, основанное на издании Амербаха. Следующими изданиями были базельское (1555 г.) и парижское (1569 г.). Во всех этих изданиях отсутствовали письмо 77 и большая часть собрания Extra collectionem. Они, а также Деяния Аквилсиского собора появились в римском издании 1579–1585 гг., выпущенном кардиналом Феликсом де Монте Альто (который позднее стал папой Римским с именем Сикста V). Это издание, так называемое editio Romana, было наиболее авторитетным до появления парижского издания 1896 1686–1690 гг., подготовленного монахами конгрегации св. Мавра Ж. дю Фришем и Д. — Н. ле Нурри, которые также изменили порядок писем: письма были разделены на две категории (classis) — в первую вошли те письма, которые издатели смогли датировать, и они были представлены в хронологическом порядке, во вторую — остальные письма, распределенные согласно логике представленных в них тем. Это издание мавристов было воспроизведено в 16–м томе Патрологии Миня 1897 (1845 г.). Отто Фаллер в своем издании 1898 восстановил порядок писем, следуя рукописям; после его смерти издание писем свт. Амвросия в серии Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum завершила М. Цельцер. 1899 Это издание вернуло эпистолографическому корпусу его литературную форму.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Дружеская переписка эпохи просвещения: из истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В.И. Македонцу Источник Содержание Приложение 1. Два письма митр. Евгения к В. И. Македонцу I. II. Приложение 2 Список источников Список литературы Letter exchange between friends in the enlightenment age: from the history of publication of metropolitan Eugenés (Bolkhovitinov) letters to his Voronezh friend V. I. Makedonets     Статья посвящена истории публикации писем митрополита Евгения (Болхо­витинова) к его воронежскому приятелю В. И. Македонцу. Автор ставит перед собой задачу сопоставить рукописи писем, хранящиеся в двух архивных со­браниях, и их публикации, а также ввести в научный оборот два письма. Дру­жеская переписка двух воронежских приятелей длилась 12 лет, с того времени, когда Е. А. Болховитинов покинул родной Воронеж и направился в Петербург, с которым связано начало его монашеского и епископского служения, и до кончины В. И. Македонца в 1812 г. Спустя несколько десятилетий рукописи писем митрополита Евгения к В. И. Македонцу были случайно обнаружены и спасены от уничтожения преподавателем воронежского кадетского корпуса Э. А. Завадским (1830–1862). Первая публикация 90 из 113 известных в насто­ящее время писем была осуществлена Н. Е. Северным в “Русском архиве” в 1870 г. Затем оригиналы писем поступили в Чертковскую библиотеку, а позже попали в рукописное собрание Исторического музея. В настоящее время эта часть писем, объединенная под единым переплетом, хранится в Ф. 445 Черт­ковых в ОПИ ГИМ. 10 писем попали к сотруднику Императорской публичной библиотеки А. Д. Ивановскому, который опубликовал фрагменты из них в Евгениевском сборнике в 1871 г. Оригиналы этих писем впоследствии оказались в составе коллекции историка, собирателя и исследователя рукописей академика Николая Петровича Лихачева (1862–1936) (Ф. 238 архивного собрания НИИ СПб VI РАН). Введение в оборот рукописного материала позволяет нам рас­ширить наши знания о личности митр. Евгения, получить некоторые важные и даже уникальные свидетельства о его личных и научных контактах в процессе его становления как просветителя и представителя ученого монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

457. Из писем//В духе целомудрия и чистоты: О воспитании детей. — М., 1998. — С. 60–61. Отрывки из 2-х писем без указания адресатов и дат. 458. Из писем: К иноку, терпевшему скорби в общежитии — думавшему, что они препятствуют его преуспеянию, и потому пожелавшему глубокого уединения; К инокине: О любви к врагам, искушениях; К брату, подвергшемуся душевному смущению от обвинения ближних. Об обвинении себя и вреде безвременного покоя; Бог воспитывает смирение; Скорби врачуют душу, приближают к Богу; О необходимости для спасения скорбей и искушений//Кто нас корит, тот нам дарит: Пути к очищению сердца: [Сб.]. — М., 1998. — С. 138–145. Отрывки из 7 писем без указания адресатов и дат. 459. Из писем святителя Игнатия Брянчанинова//Утешения огорченному. — М., 1998. — С. 45–48. Отрывки из писем без указания адресатов и дат. 460. [Письмо Н. Н. Муравьеву-Карскому от 14 мая 1863 г.]: [отрывок]//Игнатия (Петровская). Монашество последних времен: Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева). — М., 1998. — С. 7–8. 461. Выдержки из писем святителя Игнатия//Ставропольский благовест: Спец. вып., посвящ. проведению I Междунар. Свято-Игнатиев. чтений в г. Ставрополе, 11–15 мая 1999 г. — Ставрополь, 1999. — С. 8. Без указания адресатов и дат. 462. Рассуждения о человеческом слове в сравнении со словом Божиим, пожелание последовать цели Григория Богослова: (Из письма); Наставление о том, как говорить о религии: (Из письма)//Язык мой — враг мой: О грехе празднословия. — М., 1999. — С. 7–9, 21. — (Православ. слово). Отрывки из двух писем без указания адресатов и дат. письма: 1844 г., 20 апр. 1864 г., 2 письма б. д., все без указания адресатов]//Смолич И. К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев: (Путь к совершенству жизни)/Пер. с нем. прот. В. Цыпина, митр. Иоанна (Вендланда). — М., 1999. — С. 429–431. 464. Святитель Игнатий (Брянчанинов): [Отрывки из 2-х писем без указания адресатов и дат]//Воспитание детей: [Сб.]/Сестричество во имя прмц. вел. кн. Елизаветы. — М., 2000. — С. 49–50. — (Отечник;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Однако в 19 – начале 20 вв. были опубликованы далеко не все письма преподобного Макария Оптинского . Кроме того, письма публиковались с сокращениями и без указания адресата. После революции издание писем Оптинских старцев прекратилось, однако и в советский период отдельные ревнители продолжали исследование наследия Оптиной пустыни. Так, благодаря исследователю А. Д. Червякову, был подробно описан рукописный фонд Оптиной пустыни Отдела рукописей Российской государственной библиотеки 9 . Вместе с общим возрождением Русской Церкви начался новый период изучения и издания писем старцев Оптиной пустыни. Первенствующее место в издании наследия старцев по понятным причинам заняла возрожденная в 1987 г. Оптина пустынь. В начале 1990-х гг. выходили репринтные переиздания писем преподобного Макария, а затем в издательстве Оптиной пустыни были подготовлены к печати письма старца Макария в современной орфографии и с указанием адресатов посланий. Кроме того, был опубликован сборник поучений преподобного Макария, составленный на основании его писем насельником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иоанном (Захарченко) 10 . Издание писем оптинских старцев осуществлялось и в других местах. В 1989 г. по инициативе митрополита Питирима (Нечаева) на базе Издательского отдела Московской Патриархии началась подготовка сборника писем оптинских старцев в современной орфографии. Работа по публикации сборника была завершена издательством Сретенского монастыря 11 . В 1992 г. появился сборник житий и поучений старцев, составленный в Свято-Троицком Джорданвилльском монастыре. В России этот сборник с незначительными изменениями опубликовал А. И. Яковлев 12 . Следующим этапом стала подготовка и публикация полнотекстовых писем преподобного Макария Оптинского . Деятельность по разработке архива преподобного Макария проводится группой исследователей-филологов Петрозаводского государственного университета. Архивные тексты писем старца Макария, набранные в дореволюционной орфографии, были размещены на сайте группы, а в 2010 г. началась публикация писем оптинского старца 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010