Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАЛЫШЕВ Иван Матвеевич (кон. янв. 1802 - 1880), , ведущий иконописец Троице-Сергиевой лавры 2-й пол. XIX в., руководитель и преподаватель лаврской Иконописной школы, хозяин собственной иконописной мастерской МАНГО Манго (Мэнго) Кирилл (Сирил) Александрович (род. 14.04.1928), брит. византинист, филолог, исследователь истории визант. лит-ры, архитектуры, искусства, эпиграфики и археологии, издатель исторических источников по разным аспектам визант. культуры МАНДОРЛА в вост. и зап. христ. искусстве условная изобразительная форма сияния вокруг фигуры Иисуса Христа МАНИ историческая область на юге Пелопоннеса, известная наличием большого количества визант. церковных памятников МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский

http://pravenc.ru/rubrics/123062_46.html

Правило 7 Первого Вселенского Собора, Никейского Понеже утвердися обыкновение, и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающаго в Елии 419 : то да имеет он последование чести, с сохранением достоинства, присвоеннаго митрополии . ( Ап. 34 ; II Всел. 2 ; IV Всел. 12 ; Трул. 36 ; Антиох. 19 ) . Многие обстоятельства, большею частью политического характера, были причиной того, что старейшая из церквей и мать остальных церквей, церковь иерусалимская, не заняла в самом начале того места в иерархии, какое ей по ее значению должно бы было принадлежать. В апостольский век иерусалимская церковь была митрополией для всех церквей в Иудее, Самарии и Галилее. Но уже через 70 лет после Рождества Христова, когда, после разрушения Иерусалима, христиане принуждены были удалиться в греческий городок Пелу, иерусалимская церковь также утратила то значение, которым до того времени пользовалась. Впоследствии, когда император Адриан (117–138) основал на развалинах Иерусалима новый небольшой городок Элию (Aaelia capitolina), в нем образовалась новая, имевшая своего епископа, церковная община из христиан, обращенных из язычества. Этот епископ, хотя и имел свою резиденцию на месте прежнего Иерусалима, однако в иерархическом отношении не занимал того положения, какое принадлежало некогда иерусалимскому епископу, но был подчинен епископу Кесарии, которая, после разрушения Иерусалима, сделалась главным городом первой Палестины (Palestina prima), вследствие чего и епископ кесарийский пользовался значением и властью областного митрополита первой Палестины, которой подчинялся и Иерусалим (Элия) 420 . Таково было иерархическое положение иерусалимского епископа во время Никейского Собора. Этот собор, установив своим 6-м правилом иерархические отношения для упомянутых в нем первенствующих церквей, присоединил к ним и епископа иерусалимской церкви, как епископа города, освященного жизнью и смертью Основателя церкви. В начале этого правила собор говорит, что утвердился обычай и древнее предание ( συνθεια κεκρτηκε και παρδοσις αρχαα) воздавать всегда особое уважение епископу святого града, вследствие чего, желая сохранить это уважение и на будущие времена, собор предписывает законом епископу иерусалимскому пользоваться принадлежащей ему честью и тем, что связано с этой честью ( την κολουθαν της τιμς) среди прочих епископов данной областной церкви, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В Петербурге пройдет международный фестиваль христианского кино «Невский Благовест» 14 ноября, 2013. Новостная служба В Санкт-Петербурге с 18 по 24 ноября в седьмой раз пройдет Международный фестиваль Христианского кино ‘Невский Благовест’. 14 ноября. ПРАВМИР. В Санкт-Петербурге с 18 по 24 ноября в седьмой раз пройдет Международный фестиваль Христианского кино «Невский Благовест». «Невский Благовест» — это пример плодотворного сотрудничества пяти христианских конфессий: Русской Православной, Армянской Апостольской, Римско-Католической, Евангелическо-Лютеранской Церквей и Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России. В течение недели зрители смогут увидеть кинокартины  в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры, в Государственном музее истории религии, в лютеранском соборе святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова и в концертно-выставочном зале «Смольный собор». В кинопрограмму отобрано более 70 фильмов, из них — 11 премьер.  В рамках фестиваля сформировано три специальные программы: «Документальное кино Сербии», «Короткий метр» и «Без срока давности» — программа, посвященная военной кинодокументалистике. Кроме того, в рамках фестиваля откроются 10 выставок. Торжественная церемония открытия фестиваля пройдет в концертно-выставочном зале «Смольный собор» 18 ноября в 19.00. Подробная информация о программе фестиваля и выставках  представлена на нашем сайте  www.blago-fest.com .   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/v-peterburge-projdet-m...

Краткий очерк того, что было сделано до собора Когда из Рима прибыли боголюбезнейшие пресвитеры Петр и Петр и представили свои доверительные грамоты, а с востока – Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, монахи и синкеллы 70 бывших тогда восточных патриархов и также представили свои доверительные грамоты; то лица, управлявшие империей, велели собирать епископов. Когда последние прибыли в богохранимый и царствующий город, самодержцы были во Фракии. – Многие из епископов, погрязшие в ереси христианообвинителей, вместе со многими из мирян, злоумышляли не допускать того, чтобы состоялся собор, но плотно стоять за низвержение и порицание честных икон. Они делали не мало сходок и заговоров против патриарха, так что составлялись даже большие противозаконные сборища. Патриарх слышал об их злоумышлениях и, когда они стали еще делать противозаконные сборища, заявил им, что в Константинополе есть (свой местный) епископ. Без ведома этого епископа, говорил он им, вам не позволительно делать сборища, так как, по правилам, вы подлежите за это низложению. Услышав это, епископы устрашились и присмирели. По прибытии в собрание императоров с их свитой: с телохранителями, с придворными и другими воинскими чинами, служившими в царствующем городе, определили быть собору в честном храме святых и всехвальных апостолов. – И вот накануне назначенного (для открытия собора) дня после полудня взбунтовалось войско: солдаты неистовствовали, бесновались и, пришедши в крещальню святой кафедральной церкви, кричали каждый свое, но все заканчивали одним: не допускать осуществления собора! Патриарх донес об этом обстоятельстве императорам, и не получил никакого запрещения относительно собрания епископов в вышепоименованном честном храме. На следующее утро составляется в нем собрание епископов; лишь только сделано было несколько обращений со стороны святейшего патриарха и боголюбезнейших епископов, и прочитаны были соборные определения о том, что вселенский собор никогда не должен быть созываем без согласия прочих святейших патриархов, лишь только прочитано было это, двинулась масса воинов и, остановившись пред дверьми святого храма, подняла крик.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция) ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИОНСКИЙ I СОБОР (26 июня - 17 июля 1245), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Иннокентием IV ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806) ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) ЛОЙОЛА Игнатий (Игнасио, Иньиго) Лопес де (ок. 1491 - 1556), св. Римско-католической Церкви, основатель и 1-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов ЛУКА († 984), прп. (пам. зап. 13 окт.), из Демены, аббат мон-ря в Арменто в Лукании (ныне Базиликата, Италия) ЛУЛЛ (ок. 710 - 786), св. (пам. зап. 16 окт.), еп. Майнца (с 754, архиепископ с 780/2), англосакс. миссионер в Германии ЛУЛЛИЙ [Льюль] Раймунд (Рамон) (1232, по др. данным, 1233 или 1235, Пальма, о-в Мальорка - весна 1316?), католич. богослов, средневек. философ, христ. миссионер ЛУП [Луп из Ферьера; Серват Луп] (ок. 805 - ок. 862), аббат мон-ря св. Петра в Ферьере (ныне Ферьер-ан-Гатине, деп. Луаре, Франция), деятель Каролингского возрожд

http://pravenc.ru/rubrics/122074_23.html

Углич. Церковь Филиппа апостола. Филипповская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Филиппа апостола , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Рождества Христова Год постройки:Между 1799 и 1801. Год утраты:1937 (разрушена) Архитектор:Т.А. Медведев (интерьеры; внутреннее убранство - иконостас 1813) Адрес: Церковь находилась на перекрестке современных улиц Ярославской и Ольги Берггольц, напротив здания Пожарной каланчи (ул. Ярославская, д. 10), на территории нынешнего Парка Победы Координаты: 57.52812, 38.322748 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Филипповский храм поражал многими частями, но, несомненно, самой внушительной и видной была колокольня. Она была четырехгранной, ярусной. Все четыре яруса были прорезаны арками, углы оформлены пучками колонн. Их венчали по барочному изогнутые разорванные фронтоны. Но в целом колокольня была классической. Ее венчал крупный куб, в котором находились часы. Над кубом поднимался внушительный шпиль. Говорят, что с филипповской колокольни, самой высокой в городе, в ясную погоду был виден Мышкин, отстоящий от Углича на сорок верст. А сама колокольня имела высоту около 70-80 м, один лишь шпиль был в 40 аршин (ок. 28 м). К перспективе улицы разворачивался сам храм - протяженная крупная трапезная и храмовая часть, вместившие три престола прежних церквей. Храмовая часть была вторым интересным элементом храма. В ней, как это ни удивительно для центра России, ярко проявились черты украинских церквей XVII-XVIII вв. В основе храмовой части лежала форма четырехлистника-квадрифолия, завершение образовывали изгибавшиеся по контору боковых пристроек фронтоны и типично украинские купола- «бани», заменявшие традиционное пятиглавие. Но декор и другие детали храма были не барочными, а классическими. Они включали наличники окон в палладианском стиле, состоявшие из двух небольших боковых колонн и треугольного сандрика. По верхней части стен проходил карниз, в упрощенном виде повторявший антаблемент дорического ордера. Почему в Угличе появился храм, включавший элементы украинской архитектуры, не вызывает удивления. Архиереями Ростово-Ярославской епархии в XVIII веке часто становились малороссы - под влиянием одного из них мог быть создан проект и предложен строителям какого-нибудь нового храма. Интересно, что в мологском селе Ново-Никульском до сих пор сохранилась Троицкая церковь (1806 г.), аналогичная Филипповской, но меньших размеров. Их строила, вероятно, одна артель мастеров. Несколько лет спустя в Угличском Богоявленском монастыре был построен Федоровский собор, также наделенный четырехлепестковым планом, но имеющий иную деталировку.

http://sobory.ru/article/?object=28348

Новости Правительство Турции не давало разрешения сменить главу Константинопольского патриархата ААЦ 18.06.2009 15:26 Ереван, 18 июня, Благовест-инфо. Армянская община Турции опровергла распространяемые в турецких и армянских СМИ информацию о том, что правительство Турции намерено изменить свои законы и разрешить сменить неизлечимо больного главу Константинопольской патриархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископа Месропа Мутафяна. Щепетильный и ставший крайне необходимым для 70 тысяч армян Турции вопрос по просьбе корреспондента «Благовест-инфо» разъяснила юрист армянской общины Турции Луиз Багар. По словам юриста, армянская община, как и сам Патриархат, не обращались в правительство Турции с просьбой внести изменения в законодательство страны, согласно которому религиозные общины Турции имеют право выбирать главу своей религиозной общины на пожизненный срок, без права сменить его при жизни или назначить местоблюстителя. «Вся информация о нашем обращении – ложь, как и то, что правительство Турции дало разрешение назначить нового Патриарха», - сказала госпожа Луиз, проинформировав, что здоровье самого архиепископа Мутафяна все более ухудшается и «община больше озабочена этим фактом, чем иными мирскими делами». На сегодняшний день армянскую общину направляют двое священнослужителей Армянской Апостольской Церкви – патриарший викарий, архиепископ Шаган Свачян и председатель Духовного Собора Армянской Константинопольской патриархии, архиепископ Арам Атешян. По турецкому законодательству Патриарха, который является также главой армянской общины Турции, избирает сама община, потом его должность утверждают Католикос всех армян и управление по делам религий Турции. В данном случае еще в феврале текущего года армянская община Константинополя, а потом и Константинопольский Духовный Собор пришли к решению о пребывании архиепископа Месропа Мутафяна на патриаршем престоле пожизненно. Говоря о возможности выбрать соправителя, юрист проинформировала, что согласно турецким законам глава религиозной общины должен быть родом из Турции. Вместе с тем она отказалась прокомментировать то обстоятельство, что в Ереване прочат на этот пост кандидатуру главы Гугарской епархии ААЦ, епископа Сепуха Чулджяна. Было лишь отмечено, что Чулджян родом из Константинополя, что и требуется тюркским законодательством.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Тихвинская икона Божией Матери является одной из крупнейших русских святынь. По преданию, она написана святым апостолом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее была построена Влахернская церковь. 9 июля отмечается память Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская икона Божией Матери является одной из крупнейших русских святынь. По преданию, она написана святым апостолом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее была построена Влахернская церковь. В 1383 году икона промыслительно исчезла из Константинополя (Константинополь будет захвачен через 70 лет). Она явилась  в лучезарном свете над водами Ладожского озера и скоро остановилась возле города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. По приказу царя Ивана Грозного при нем был устроен мужской монастырь. В 1613–1614 годах шведские войска не раз пытались уничтожить монастырь, но благодаря заступничеству Божией Матери обитель была спасена: наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то небесное воинство, и они обращались в бегство. После победы над шведами с иконы снят список, который стал главной порукой мира с русской стороны. Впоследствии его принесли в Москву и поставили в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправили в Новгород – в Софийский собор. Тихвинская икона Божией Матери пережила и страшные гонения ХХ века. Во время Великой Отечественной войны ее вывезли в Америку. На родину святыня вернулась 23 июня 2004 года. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года в Тихвинском монастыре Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил перед ней Божественную литургию. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/segodnya-cerkov-vspomi...

16 ноября в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. В этот же день прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с Главным раввином России Берлом Лазаром 18 ноября в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла со слушателями Высших дипломатических курсов Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации. Святейший Патриарх познакомил присутствующих с внешней деятельностью Русской Православной Церкви, назвав важным шагом по развитию русского мира собирание русскоязычной диаспоры в дальнем зарубежье. Предстоятель выразил уверенность, что значимым фактором на международной арене являются контакты Русской Церкви с древними Поместными Православными Церквами, канонические территории которых распространяются на страны Ближнего Востока. 18 ноября в Белом зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. 19 ноября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил расширенное заседание Епархиального совета города Москвы, посвященное подготовке епархиального собрания московского духовенства. 19 ноября вечером Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Санкт-Петербург. Из аэропорта Предстоятель направился в Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. В нижнем храме — усыпальнице святого праведного Иоанна Кронштадтского Святейший Патриарх поклонился честным мощам угодника Божия. Затем в монастырском храме в честь Двенадцати апостолов Первосвятитель совершил благодарственный молебен по случаю 70-летия настоятеля Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерея Николая Гундяева. 20 ноября Святейший Патриарх Кирилл впервые совершил Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте. По окончании Литургии Святейший Патриарх и почетные гости прошли на площадь перед собором, где состоялась торжественная церемония встречи гюйса с крейсера «Варяг». Гюйс был внесен в собор и установлен на солее храма. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, огласил грамоту, которая была затем вложена в крест на куполе Морского собора, и передал в дар собору образ пророка Божия Илии. Святейший Патриарх Кирилл выразил особую благодарность С.В. Медведевой за вклад в возрождение Свято-Никольского Морского собора Кронштадта.

http://e-vestnik.ru/news/443sluzhenie_pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010