30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Двадцать пятый день. Св. апостол и евангелист Марк. (О том, отчего путь к небу есть путь скорбный). I. Св. еванг. Марк, ныне прославляемый, один из 70-ти апостолов, был родом иудей. Св. ап. Петр в одном из своих посланий ( 1Nemp. V, 3 ) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он с ним вместе был в Риме, и там спустя двенадцать лет после вознесения Господа, написал Евангелие свое. Св. апостол Петр посылал Марка проповедывать в разных городах и странах. Последние апостольские подвиги Марка принадлежали Александрии, где и принял он мученическую смерть. Недалеко от морского берега построил он первую христианскую церковь . Египтяне, опасаясь умножения христиан, решились умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства праздник языческого бога Сераписа; в самый этот день, 24-го апреля, приходилось Воскресение Христово, и накануне еще святый Марк увещевал народ не участвовать в грешном, языческом торжестве. Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда святого и, обвязав ему шею веревкою, с криком и ударами потащили по городским улицам. Кровь святого обагряла острые камни мостовой; но он не переставал молиться и повторять: «благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради». К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами других апостолов, и память его сохранится на земле. Сам Спаситель явился потом святому Марку и сказал ему: «мир тебе, евангелист Мой!» На другой день мучение возобновилось. Св. Марк не переставал молиться, и, наконец, произнося слова: «в руце Твои предаю дух мой», отошел к Господу. Святого похоронили в построенной им церкви, и над мощами его долго совершалось избрание патриархов александрийских. Впоследствии мощи святого Марка были перевезены в Венецию, где над ними построен великолепный собор. Путешественники до сих пор удивляются красоте этого собора и площади, на которой он стоит и которая носит имя святого евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Именины:   Дионисий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Дионисий - имя древнегреческого происхождения, переводится как «Дионису принадлежащий». В античной мифологии Дионис – бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза; Дни памяти : 16 октября – день памяти священномученика Дионисия Ареопагита; 17 января – Собор 70-ти апостолов; Священномученик Дионисий Ареопагит ( I век) . Подготовил Тихон Сысоев . Ил.: Икона святого и фото: Афины, Греция. Руины Ареопага и других строений;   Святые с именем Дионисий : Преподобный Дионисий Олимпийский (90-е гг. XV в. - 1541). Преподобный Дионисий Радонежский (ок. 1570-1633); Известные люди с именем Дионисий: Денис Фонвизин (1745-1792) – литератор, драматург, автор сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Денис Мацуев (род.1975) – известный российский пианист. Фото Вячеслава Прокофьева/ТАСС; Интересные факты. Ил.: Ангельские чины. Икона (по преданию Дионисию Ареопагиту принадлежит главное в святоотеческой литературе сочинение об ангелах, о девяти ангельских чинах). Фото: угол Бауманской улицы и Денисовского переулка в Москве, где в конце XVIII века жил Денис Фонвизин//Фома. - – октябрь 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Тихон Сысоев . Как сомневались святые? 5 историй об искренней вере: Фома, Антоний Великий, Николай Японский, Иосиф Исихаст, Лука (Войно-Ясенецкий). Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – октябрь 2017. – С.32-35. – (раздел « Вера »).   Школа «Фомы». Суть вещей:   Вериги преподобного Никиты Столпника . [Вериги (старослав. верига – «цепь») – тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг – один из видов аскетического подвига; Преподобный Никита Столпник. [Жил в XII веке в Переславле-Злесском]. О нем и его подвиге; Большие вериги (с указанием, где находятся); Малые вериги ; Ил.: Преподобный Никита Столпник. Икона святого. Большие вериги. Малые вериги. Никитский мужской монастырь. Фото www.lori.ru; Кто еще носил вериги : Евфросиния Полоцкая. Преподобный Феодосий Печерский. Преподобный Иринарх, затворник Ростовский; Интересный факт: 29 января Православная Церковь празднует поклонение честным веригам апостола Петра. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме. Подготовил Кирилл Баглай . Фото Михаила Кудрявцева//Фома. - – октябрь 2017. – С.36-37. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Вильям Симпсон. Карантинное кладбище и церковь Всех Святых. Вид с французской батареи. Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1856. Литография. Национальный музей героической обороны Севастополя (Панорама), Севастополь 15 июня 2011 г. " Образы православного Севастополя " : уникальная выставка ко Дню города-героя В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря открылась выставка «Образы православного Севастополя». Всего представлено более 70-ти реликвий из Национального музея героической обороны Севастополя (Панорама), Военно-исторического музея Черноморского флота РФ, Государственного научно- исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Крымского республиканского центрального музея Тавриды, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Севастопольского художественного музея, галереи современного искусства «Зеленая пирамида», частных коллекций. Никогда ранее экспозиция, посвященная православной тематике, не формировалась в севастопольских музеях. Однако именно в 2011 году давно ожидаемое событие свершилось. Концепция выставки сформировалась под влиянием поистине вселенских событий, происходивших на Херсонесе и в его окрестностях. Здесь 1910 лет назад принял мученическую кончину ученик святого апостола Петра, первый святой, в земле Российской просиявший, Климент, папа Римский. На Ангельском островке в Казачьей бухте в 861 году обрел его мощи равноапостольный учитель Словенский Кирилл. Наконец, 150 лет минуло с того дня, когда император Александр II собственноручно заложил Свято-Владимирский собор на месте крещения Великого князя Руси Владимира Святославовича. Выставка «Образы православного Севастополя» относится к числу проектов концептуально сложных, требующих больших организаторских усилий. Она подразумевает освещение православной жизни города в той мере, в какой это позволяют сделать дошедшие до нас артефакты из музеев Крыма и частных коллекций. Экспозиция посредством иконографических, художественных и лапидарных экспонатов наглядно отображает сакральное бытие на легендарной Гераклейской земле, начиная с ее раннехристианского периода.

http://e-vestnik.ru/reports/obrazy_pravo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНЕНСКАЯ И ВЕЛИКОПРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Варненска и Великопреславска епархия], Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Варна. Объединяет приходы и мон-ри на территории Варненской обл. и Тырговиштского окр. Разградской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское и Шуменское. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Ковачёв). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 308 храмов и 14 часовен, в к-рых служат 95 священнослужителей. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Варне, 2-й по величине храм-памятник в Болгарии, возведен в 1882-1886 гг. в память погибших за освобождение Болгарии рус. воинов и болг. ополченцев. Сев. престол посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь имп. Александра II Освободителя, юж.- свт. Николаю Чудотворцу в честь вел. кн. Николая Николаевича, главнокомандующего Дунайской армией. Монастыри На территории епархии действуют мон-ри: во имя св. равноапостольных Константина и Елены муж. (3 насельника) близ Варны (основан до XVI в., в 1828-1829 разрушен, затем восстановлен), недавно открывшийся в честь Рождества Пресв. Богородицы в Варне жен. (1 насельница), во имя св. апостолов Петра и Павла жен. в Златаре (4 насельницы), во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Преславе муж. (3 насельника). Недействующий мон-рь-музей Аладжа во имя Св. Троицы . Планируется восстановление мон-ря во имя вмч. Пантелеимона, основанного в IX в. ок. Преслава на р. Камчия, в к-ром работали ученики Кирилла и Мефодия святые Наум и Климент Охридские . Образована по решению 1-го Церковно-Народного Собора 1871 г. путем объединения 2 ранее самостоятельных епархий, Варненской и Преславской. Основание епископской кафедры в Варне восходит к апостольским временам. Известно о проповеди ап. Андрея Первозванного на побережье Вифинии, Понта, Фракии и Скифии и о поставлении им в греч. колонии Одесс (совр. Варна) своего ученика ап. от 70 Амплия . Упоминания об этой кафедре сохранились от III - нач. IV в., в кон. VI - нач. VII в. она имела статус автокефальной архиепископии. В VII в. Одесс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болг. поселение под названием Варна, в IX-X вв. была возрождена и церковная организация. В нач. XIII в., после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата. После восстановления Византийской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/154303.html

По прозванию Гонзов, бывший учеником преп. Савватия Соловецкого, на Валааме, с 1480 года архимандрит Чудова монастыря, где он начал постройку каменного храма в честь святителя Алексия. Посвященный в сан архиепископа Новгородского, едва прибыл он в Новгород (в начале 1485 г.), как узнал, что здесь скрытно действукт ересь жидовствующих. Блаженный святитель запылал ревностию к святой истине Христовой. «Быв пущен, говорит преп. Иосиф, на злодейственных еретиков, он устремился на них, как лев, из чащи божественных писаний и с красных высоких гор учения пророков и апостолов; он разрывал ногтями скверные утробы, напоенные жидовским ядом, сокрушал и терзал зубами, и убивал о камень» (Просветитель, стр. 51). По требованию св. Геннадия и по державной воле в. кн. Uoahha III , в Москве, 17 октября 1490 года, открыт был Собор. Допросили еретиков, обличили их, предали проклятию, некоторых сослали в заточение, других отправили в Новгород к святителю Геннадию, который, давно желая искоренить настоящее зло и страхом наказания предотвратить будущее, подверг еретиков всенародному позору. Присланных из Москвы еретиков он велел посадить на коней, лицом к хвосту, в вывороченных тулупах, в шлемах берестовых, остроконечных с мочальными кистями, с венчиками из сена и соломы и с надписью: «се есть сатанино воинство». В таком виде возили их по улицам, проходящие плевали им в глаза и говорили: «се враги Божии, хульники Христа»! На втором Московском Соборе против жидовствующих, в 1503 году, главные и нераскаянные зачинщики ереси, были переданы в распоряжение великого князя и казнены. Другим важным делом св. Геннадия было составление полного списка Библии . Эта драгоценная рукопись его, писанная в 1499 году, находится в Синод. библиотеке. Превосходный обзор ее – в «Опис. рукоп. Синод. библ.» 1855, стр. 1–164. Он же составил Пасхалию на первые 70 лет осьмой тысячи, не смотря на ожидание кончины мира. В Пасхалии 1699 года поставлено было замечание: «зде страх, зде скорбь; аки и в распятии Христове сей круг бысть, сие лето

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Рождественское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь каменная, построена в 1820 г. расстоянием от гор. Вятки в 170 верст, от уездного города в 20 верстах. Часовни: Александро-Невская при Шумской мельнице каменная, построена в 1884 г., Тихвинская в деревне Сарде деревянная, построена в 1770 г. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: 34 десятины 1500 сажень, из них усадебной и под церковной площадью 3 десятины 150 сажень, а остальная земля находится в пользовании крестьян. Братский денежный доход по общей кружке: священника 640 руб. 38 коп., диакона 426 руб. 92 коп., псаломщика 213 руб. 49 коп.; по частной кружке: священника 115 руб. 84 коп. , диакона 77 руб. 22 коп., псаломщика 38 руб. 61 коп. Содержание от казны 931 руб. на весь причт; руги собирается на весь причт до 70 пуд. ржи и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2560 муж. пола, 2927 жен. пола, приход состоит из 19 селений, расстоянием от 2 – 7 верст. Село расположено на высокой горе, с двух сторон окружено лесом, в 1,5 верстах течет река Буй, которая впадает в реку Вятку, отстоящую от села в 2 верстах. В селе министерское смешанное училище. Занятие прихожан – земледелие и бурлачество. Часть прихожан занимаются грузкою леса и сплавом его, некоторые крестьяне служат матросами, лоцманами, кочегарами, масленщиками на пароходах и баржах. Из древних предметов и книг в церкви сохранились: иконы – св. Варсонофия, Антипы, Германа и Гурия, собор Божей Матери, разных святых до 30, св. и чуд. Николая; евангелие в большой лист 1771 г., евангелие в средний лист 1754 г.; сосуды: два оловянных потира и дискоса, одна дарохранительница и железный крест; книги: устав церковный 1745 г., апостол 1704 г., следованная псалтирь 1703 г., постная триодь 1699 г., библия 1787 г., псалтирь 1791 г., творения Игнатия Богоносца 1784 г., кормчая 1787 г., достопамятные сказания подвижничеств св. отцов 1677 г., поминальный синодик XVI столетия.

http://sobory.ru/article/?object=08979

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава екзарх на для друку 22 серпня 2019 р. 11:23 18-20 августа 2019 года митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний , Патриарший экзарх Западной Европы, совершил архипастырскую поездку на приходы юга Франции. 18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, митрополит Антоний совершил Божественную литургию в храме-часовне в честь апостола от 70-ти Трофима (Тропеция) в г. Сен-Тропе (на Лазурном берегу). Архипастырю сослужили секретарь Патриаршего экзарха иеромонах Амвросий (Мацегора) и иеромонах Кирилл (Порубаев). За богослужением пел хор Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. По окончании богослужения митрополит Антоний обратился к верующим с архипастырским словом. Уже пятый год подряд храм в Сен-Тропе (XVI в.) в августе передается местным католическим приходом в пользование Духовно-образовательного центра им. прп. Женевьевы Парижской. 19 августа, в праздник Преображения Господня, митрополит Антоний посетил Свято-Никольский собор в г. Ницца и ознакомился с приходской жизнью. В сопровождении настоятеля собора протоиерея Андрея Елисеева архиерей осмотрел храм, храм-часовню на месте преставления цесаревича Николая Александровича и разбитый вокруг собора парк. Затем владыка Антоний совершил Литургию. Патриаршему экзарху сослужили протоиерей Андрей Елисеев, секретарь Корсунской епархии священник Максим Политов, настоятель прихода святых Царственных страстотерпцев в Монако протоиерей Вадим Закревский, иеромонах Амвросий (Мацегора), настоятель храма в г. Грасс священник Гонтран Пусу ( Румынская Православная Церковь ), настоятель храма во имя Архангела Михаила в Каннах иерей Антоний Одайский ( Русская Православная Церковь Заграницей ) и протодиакон Иоанн Буздуган.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5488570...

Скачать epub pdf Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

«Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников» 17 января. ПРАВМИР. Церковь вспоминает и празднует Собор 70 апостолов. Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти». Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: «Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников». Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V—VI bekax. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды. Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-sobor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010