Потом мой возражатель указывает еще следующие «сильные» доказательства, приведенные им на беседе в разрешение моего вопроса, а мною в печати опущенные: 1) слова из подстрочных замечаний в греческой Кормчей, изданной в 1700-м году, где издатели Кормчей приводят известное изречение Петра Дамаскина , как свидетельство о древности двуперстия; 2) самые слова Петра Дамаскина ; 3) объяснение тех же слов Петра Дамаскина , с указанием на подстрочное замечание издателей греческой Кормчей, сделанное в Протоколах Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения господином Филипповым. Итак, он указывает в трех разных книгах слова одного и того же Петра Дамаскина, объясняемый некоторыми, в нашем веке жительствующими личностями, коих мнения и толкования, не будучи святоотеческими, ни для кого из нас не обязательны 73 : значит вся сущность дела заключается в изречении Петра Дамаскина . Но, во-первых (и это в настоящем случай самое главное) изречение Петра Дамаскина вовсе не содержит свидетельства о том, что будто бы двуперстие есть неизменяемый догмат веры, утвержденный соборами: в нем говорится только о том, чтó образуют два перста и едина рука; а чтобы самое это образование составляло неизменяемый догмат веры, о том нет ни слова. Зачем же мой совопросник приводит изречение Петра Дамаскина , когда я требовал от него доказать именно, что двуперстие есть неизменяемый догмат веры, которого собор 1667 г. не должен был касаться, и когда в сем изречении доказательства на то не содержится? При том же, во-вторых , изречение Петра Дамаскина , как я и прежде имел случаи объяснять, не может быть признано ясным и несомнительным доказательством даже древности употребляемого старообрядцами двуперстного сложения. В словах Петра Дамаскина не указуется точно, не говорится, какие два перста разумеет он, – те ли, которые употребляются в именуемом двуперстном сложении, т.е., указательный и великосредний, или же другие. И еще: о совокуплении двух перстов у Петра Дамаскина ничего не сказано, – напротив, он соединение двух естеств во Христе повелевал образовать не совокуплением двух перстов, но единостью руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Повенец. Собор Петра и Павла (второй). Петропавловский собор, Смоленский собор с 1908 года /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла , Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1861 и 1864. Год утраты:приблизительно 1945 Адрес: Карелия, Медвежьегорский район, Повенецкое городское поселение, Повенец Координаты: 62.849706, 34.82511 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Собор был расположен между улицами Петровской и соборной, Пудожской и Загородной (ныне улицы Ленина и Калинина, Парамонова и 9 мая). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Поселок Повенец находится на самом севере Онежского озера, на берегу одноименного залива. «Основание получил он в 1598 г., при державе Бориса Годунова… крестьяне были государственные, отданные во владение Вяжитского монастыря, состоящего в 12-ти верстах от Новгорода». Сразу после основания поселения – в 1600 г. – схимонахом Анфимом и новгородскими купцами здесь был поставлен собор во имя апостолов Петра и Павла. В 1703 г., на обратном пути из Соловецкого монастыря, Повенец посетил Петр Великий. С этим визитом связана вполне правдоподобная легенда: будто бы, выехав из Повенца, государь, застигнутый сильной бурей в Онежском озере, воротился в пристань и отслужил молебен в Петропавловском соборе, после чего ветер утих, и царь благополучно отправился в путь. По-видимому, во многом именно благодаря памяти об этом событии древний храм сохранялся почти три с половиной столетия. Статус города был присвоен Повенцу по указу Екатерины II в 1782 г. Незадолго до этого, в 1761 г., собор был существенно перестроен и расширен, из-за чего этот год стал значиться датой его основания, хотя всегда с оговоркой, что первоначальный храм был построен в 1600 г. В 1859-1864 гг. рядом со старым возвели новый деревянный собор с тем же посвящением. С тех пор в документах появляется уточнение, о каком из повенецких храмов идет речь – «древнем» или «новом». Во время Великой Отечественной войны старинный Повенец был стерт с лица земли. Здесь проходила линия фронта, шли жесточайшие бои, и отступавшие красноармейцы были вынуждены взорвать плотину водохранилища: 7 декабря 1941 г. водяной вал смыл все городские постройки и в том числе оба собора.

http://sobory.ru/article/?object=35835

Сейчас разрабатывается проект окружить Никольскую часовню сквером " Морской славы " , который станет музеем под открытым небом, единым памятником России, как могучей морской державы, чтобы учителя и родители приводили сюда детей - и наше будущее соприкасалось и знакомилось с нашим прошлым. Центр сквера займет небольшой квадратный холм, обрамленный камнем, по углам которого будут установлены якоря. Несколько ступеней на вершину холма, символизирующего братскую могилу, выводят к площадке, где установлена деревянная часовня. Даже дорожки сквера будут выполнены так, что если смотреть на них сверху, они указывают все основные румбы морского компаса. Вдоль уреза воды будут произведены берегоукрепительные работы и установлены три корабельные пушки прошлого века. И этот сквер будет всегда осенен святым крестом часовни. Часовня приписана к приходу церкви Петра и Павла, который в 2003 году приступил к возведению недалеко от часовни нового храма, взамен разрушенного в 1932 году собора свв. апостолов Петра и Павла - главной святыни Сестрорецка. 12 июля 2002 г. состоялась торжественная закладка камня у основания будущего храма. Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена в 1722-1723 годах и впоследствии разобрана. В 1781 году был выстроен каменный храм, но он был уничтожен пожаром 1868 года. 29 июня 1871 года на правом берегу реки Сестры, напротив Сестрорецкого завода, была заложена каменная церковь святых апостолов Петра и Павла. Постройка Собора осуществлялась по плану, высочайше утвержденному 6 мая 1870 года. Строительство производилось под надзором епархиального архитектора Г.И. Карпова, подрядчиком Козловым (имя архитектора проекта не известно). При строительстве храма использовались кирпичи, оставшиеся после разбора Дубковского Дворца Петра I. Каменный собор с приделом во имя Иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радосте " был построен в византийском стиле. 26 июня 1874 года Собор Петра и Павла был освящен митрополитом Исидором. Из Домовой церкви Дубковского Дворца был перенесен иконостас, различные церковные принадлежности и икона Николая Чудотворца. Внутри храм был расписан греческой живописью. Длина собора была равна 37 метрам, ширина в средней части 20 метров, высота купола - 31,5 метров, высота колокольни - 38,5 метров. Звонница храма состояла из 8 колоколов, самый большой весил 6 тонн.

http://sobory.ru/article/?object=01190

   На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».    Если праздник Благовещения случится в среду или четверток 5-ой седмицы Великого поста, то служба Великого канона преп. Андрея Критского, так называемое «Андреево стояние», переносится на вторник и, следовательно, совершается не в среду вечером, как обычно, а в понедельник вечером. Июнь    24-го июня — Рождество честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. — Вспоминается рождение от неплодных и престарелых уже родителей священника Захарии и его жены Елисаветы величайшего из всех пророков св. Иоанна Крестителя, который должен был приготовить иудейский народ к пришествию Мессии Господа нашего Иисуса Христа. Это — великий праздник, который имеет и один день попразднства. Служба совершается бденная с литиею и благословением хлебов, с полиелеем и величанием, без какихлибо особенностей.    29-го июня — Святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла. — Этих двух апостолов св. Церковь особенно чтит и выделяет из ряда других — Петра, яко апостолов предначальника, то есть начавшего первым апостольское служение, Павла, яко паче инех потрудившася, более других потрудившегося для проповеди Евангелия. Оба этих великих апостола окончили свою жизнь в один день — 29 июня 67 года мученическою смертью в Риме при императоре Нероне: св. Петр был распят на кресте головою вниз, а св. Павел, как римский гражданин, был усечен мечем. По некоторым другим сказаниям, св. Павел был усечен через год после муч. конч. св. Петра, в тот же день, в 68 году.    Это — великий праздник, который имеет один день попразднства. На следующий день 30 июня совершается вместе с тем и Собор 12-ти апостолов. К празднику свв. апостолов Петра и Павла верующие подготовляются особым постом, который называется Апостольским, или Петровым постом. Начинается он с понедельника после Недели всех святых. Вследствие этого, он бывает в разные годы, в зависимости от дня празднования Пасхи (от которой зависит празднование недели Всех Святых, бывающей всегда в следующий за Пятидесятницей воскресный день), то длиннее, то короче. Самый краткий Петров пост продолжается 8 дней, а самый длинный 6 седмиц. Оканчивается он 28 июня, но в том лишь случае, если день свв. апостолов Петра и Павла не случится в среду или в пяток. Устав вкушения пищи в Петров пост, такой же, как в Рождественский пост (смотри выше). Рыбу разрешается вкушать в субботы и воскресные дни, а также в праздники. В понедельник, среду и пяток, если нет никакого праздника, положено сухоядение (без елея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Санкт-Петербург. Собор Петра и Павла (старый). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сестрорецкий оружейный завод, основанный Петром Великим в 1721 г., находится в 26 верстах от Петербурга, против Кронштадта, на песчаной отлогости, в 2 верстах от Финского залива. Назван по имени реки Сестры, которая, вытекая из болот Финляндии, разделяется в 60 верстах выше завода на два рукава: один впадает в реку Воксу, другой с именем реки Сестры, делает крутой поворот с юго-востока на северо-запад, снабжает водою все мастерские и в 4 верстах ниже завода впадает в Финский залив. Местность завода понравилась Петру Великому и он в 1720 г. приказал выстроить на мысе, вдающемся в залив, по плану, им составленному, трехэтажный каменный дворец и в нем церковь. В описании Сестрорецка, составленном командиром завода, сказано, что, по кончине Петра, дворец опустел и понемногу разрушился, украшения и утварь его были сданы в гофинтендантскую контору, иконостас и вся церковная утварь пожертвованы в Сестрорецкую церковь. Из остатков здания заводское начальство выстроило в 1782 г. каменную церковь Петра и Павла, вместо прежней, деревянной, существовавшей с основания завода. О деревянной же церкви известно только, что она в 1730 г. была вновь построена, вместо прежней, сгоревшей 4 января того же года. Кроме Петропавловской церкви, была здесь другая деревянная церковь Николая Чудотворца, устроенная в 1734 г. на православном кладбище, длиною в 12 саж., шириною в 4 и высотою в 10 саж. Обе церкви, при общем пожаре Сестрорецка, 15 июля 1868 г. сгорели; Никольская сгорела до основания, даже колокола ее расплавились. Имущество и антиминсы спасены старанием причта и церковного старосты. До 1871 г. служба совершалась в деревянном бараке, устроенном из уцелевшей от пожара каменной часовни, обращенной, с разрешения митрополита Исидора, в алтарь. Нынешняя церковь во имя Петра и Павла каменная, заложена 29 июня 1871 г. и освящена 26 июня 1874 г. митрополитом Исидором. Постройка церкви по плану, высочайше утвержденному 6 мая 1870 г., производилась под наблюдением епархиального архимандрита Карпова, подрядчиком Козловым.

http://sobory.ru/article/?object=36058

Рига. Собор Петра и Павла. Rgas Svto apustuu Ptera un Pvila pareizticgo katedrle /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1781 и 1785. Архитектор:Сигизмунд Зеге фон Лауренберг, Кристоф Хаберланд Адрес: Латвия, г. Рига, ул. Цитаделес 7 Citadeles iela 7, Rga, Latvija Координаты: 56.955056, 24.101043 Проезд:трамвай 5, 7, 9, 11 до остановки " Национальный театр " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Петропавловский собор находится на территории Рижской цитадели. После победы над шведами по приказу Петра I шведская деревянная гарнизонная церковь в Рижской цитадели была обращена в православный храм. На ее месте по указу Екатерины I в 1728 году была построена первая каменная церковь, которая была разобрана в конце 18 века при строительстве новой соборной церкви, сохранившейся до наших дней. В 18 веке цитадель еще сохраняла свое оборонительное и политическое значение для Риги. Это было самостоятельное укрепление, отделенное от Старого города глубокими рвами с водой и земляными валами. Цитадель должна была служить убежищем гарнизону в случае оставления им основной крепости и в качестве опорного пункта являлась символом государственной власти в городе. В 1765 году генералом-фельдцейхмейстером Вильбоа был разработан проект перепланировки Риги и реконструкции Рижской цитадели, утвержденный императрицей Екатериной II в 1769 году. В 1777 году развернулись строительные работы. В цитадели были построены солдатские и артиллерийские казармы, инженерные и обер-офицерские дома, дом священнослужителей, обер-комендантский дом, реконструированы провиантские магазины, ворота и мосты. В результате реконструкции сформировался цельный архитектурный комплекс. Все основные постройки были двухэтажными, декор - сдержанный, типичный для казенных построек России времен классицизма. Идейно-художественной доминантой обновленной цитадели стала соборная церковь св. апостолов Петра и Павла, воздвигнутая на главной площади. Ее высокая колокольня закрепила ось симметрии площади и стала градостроительным ориентиром улицы, направленной к площади со стороны Старого города.

http://sobory.ru/article/?object=09900

Помимо святоотеческой литературы и философских трудов, где на протяжении двух последних тысячелетий рассуждается о влиянии этих двух апостолов на дальнейшее развитие христианской религии, Петр и Павел удостоились бесчисленных воспроизведений в иконах, статуях, барельефах, картинах. Также по всему миру в честь святых апостолов строились храмы. Самым значимым для Католической Церкви стал собор святого Петра в Ватикане. В России поспорить с ним не может ни одни храм, за исключением, возможно, Петропавловских соборов в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, в Казани и Петергофе. Но храмы, церкви и часовни, посвященные этим святым, стоят в большинстве городов нашей страны. Собор Петра и Павла в Казани — уникальный образец русского барокко XVIII века, очень редкого в истории русского провинциального зодчества. Сочетание традиционного православного храма и колокольни, принадлежащей иной школе зодчества и решенной в традициях, характерных для архитектуры Востока, создало необыкновенный ансамбль. Необычайно также цветовое решение церкви, в котором отразились местные традиции. Строительство Петропавловского собора в 1722-1726 году, завершившее цепочку башен монументального ансамбля церквей Кремлевского и Воскресенского холмов, стало для казанцев знаменательным событием. Собор Петра и Павла иногда сравнивают с церковью в Филях и другими произведениями «русского барокко». Собор Петра и Павла. Казань. Фото: http://sobory.ru Архитектура собора Петра и Павла оказывается при ближайшем рассмотрении весьма сходной с теми зданиями, что была выстроены в местных традициях казанского края. В московском барокко XVIII века таких форм нет, зато в казанском зодчестве они применялись вплоть до второй половины XVIII столетия, в том числе и в архитектуре татарских мечетей. Что касается колокольни, если даже эта многоярусная башня и появилась одновременно со зданием собора, едва ли ее строили те же мастера, поскольку сама архитектура ее говорит об ином профессиональном подходе ее создателей. Судя по всему, мастер, возглавлявший строительство, решил противопоставить колокольню храму — прием, издавна применявшийся, например, на Востоке при строительстве мечетей.

http://pravmir.ru/siloj-duxa-otmechennye...

Петрозаводск. Собор Петра и Павла. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Три величественных православных храма располагались на Соборной площади Петрозаводска (ныне площадь С.М. Кирова) до 30-х годов ХХ столетия. Это был исторический и духовный центр города. Согласно «Летописи православных соборов», годом постройки самого древнего храма, Петропавловского, считали 1703 год, год основания Петровских заводов. В местной краеведческой литературе также принята эта дата, но документами, подтверждающими это событие, кроме летописи, составленной во второй половине XIX века, мы не располагаем. Академик Н. Озерецковский, побывавший в городе в 1785 году, описывает собор так: «...Соборная во имя апостолов Петра и Павла построена государем Петром I ... видом церковь сия круглая, осьмиугольная, с четырьмя вокруг перилами, в некоторых окнах оконницы в ней слюдяные». Собор был необычной для православных храмов архитектуры – имея «осьмиугольное основание и поднимаясь ввысь четырьмя уступами, завершался высоким шпилем с крестом». Выстроенный из толстых обтесанных бревен, храм состоял из нескольких ярусов. Вокруг каждого были устроены прогулочные балконы, соединявшиеся между собой лестницами. Отсюда открывался вид на Онежское озеро и окружающие леса. В самом верхнем этаже зажигался на ночь фонарь, служивший маяком для ходивших по озеру кораблей. Крыша каждого яруса была покрыта тесом, балконы обнесены деревянными перилами. Внутри храм был двухъярусным. В нижнем ярусе располагался главный придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, другие два на хорах: на правой стороне придел во имя Алексия, человека Божия, на левой – во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского. Древние иконы были переданы в храм из походной церкви императора Петра Великого. Эти иконы описал в своей книге архиепископ Олонецкий Преосвященный Игнатий, прибывший в Петрозаводск в 1828 году. Духовенство и жители города сохраняли уникальный памятник петровской эпохи более двух столетий.

http://sobory.ru/article/?object=35352

Москва. Высокопетровский монастырь. Собор Петра, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Изначально на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 г. переосвятили в его честь Собор Митрополита Петра, древнейшее сооружение монастыря, был построен в 1514-1517 гг. и является одним из ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве, единственным его представителем в современной Москве. Собор Петра Митрополита (1514-1517) посреди монастырского двора в Высокопетровском монастыре был построен зодчим Алевизом Новым на месте прежнего деревянного храма. Столпообразный, восьмилепестковый в плане храм явился одним из первых образцов церквей такого типа на Руси. На первый ярус поставлен световой восьмерик с изначально узкими, позднее растесанными окнами. Сейчас, после реставрации, вокруг восстановленных узких окон нетрудно заметить следы более широких квадратных проемов. Венчает двухъярусный храм шлемовидный, крытый лемехом купол с крестом. Под куполом идет тонкий поясок декоративных арочек. В конце XVII века по заказу царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, желавшей ознаменовать таким образом победу Петра I над его сестрой Софьей, храм был обновлен в стиле московского барокко, его окружили низким гульбищем, которое в хорошей сохранности было обнаружено под почти двухметровым культурным слоем при реставрации, начатой в 1990-х гг. Изначально храм был посвящен св. Петру, а после реставрации, законченной в 1690 г., его переосвятили в честь Петра Митрополита; тогда же монастырь приобрел название Высокопетровского. Перестройки так изменили вид храма, что долгое время считалось, что в 1690 г. он был построен заново, а не обновлен. Белокаменная крытая галерея (гульбище), выстроенная в 1690 г., была открыта заново и восстанавливается; уровень грунта вокруг храма понижен почти на 2 метра, так что крыша гульбища приходится на уровень нижней части входной храмовой двери.

http://sobory.ru/article/?object=02165

(Chiesa dei SS. Pietro e Paolo; EUR – Piazzale SS. Pietro e Paolo, 8) Церковь примечательна тем, что она устроена на месте, где, по преданию, в последний раз простились друг с другом апостолы Петр и Павел, когда ведены были, по повелению Нерона, из Мамертинской темницы, где они перед этим содержались, на мученическую смерть 20 . Отсюда повели апостола Петра, как еврея, не пользовавшегося правами римского гражданина, на Яникульский холм для распятия (см. церковь св. Петра, 2), а апостола Павла, которого, как римского гражданина, нельзя было предать бесчестной смерти через распятие и в черте города, отвели для усечения мечом дальше за город, в местность, именуемую «Сальвийские Воды», где ныне стоит церковь во имя св. апостола Павла (см. 5). Последнее прощание двух апостолов выражено в надписи, находившейся над главным входом в церковь с наружной стороны: «На сем месте расстались друг с другом св. Петр и св. Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: «Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых». Петр же ответил Павлу: «Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению». 4. Собор во имя святого славного и всехвального первоверховного апостола Павла по Остийской дороге (Basilica di S. Paolo fuori le mura; Via Ostiense, 186–190) «Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла. Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах» (см. 5), тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). C этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины. В 90 г. над местом упокоения св. Павла был устроен небольшой надгробный памятник, под которым честные останки его покоились в мире до III в., когда они взяты были отсюда верными и перенесены, одновременно с мощами св. апостола Петра, в загородные катакомбы по Аппиевой дороге, известные ныне под именем Севастьяновых (см. 19). Но недолго покоились мощи Павловы (как и Петровы) на новом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010