Церковь Петра и Павла, поставленная на берегу Волхова, восточным фасадом обращена к реке. Силуэт, пропорции и умело выбранное местоположение храма делают этот памятник архитектуры одним из важнейших компонентов «восточного фасада» Софийской стороны Новгорода. Сильно поврежденная в период фашистской оккупации Новгорода, церковь Петра и Павла в 1959 году была восстановлена в первоначальных формах. Церковь Петра и Павла — один из трёх уцелевших на поверхности земли памятников смоленского зодчества XII в. и сохранившийся лучше двух других. К сожалению точной летописной записи, датирующей эту постройку, не существует. С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем униатской епископии архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х гг. XVII в. с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм превращён в костёл. После возврата Смоленска в 1654 г. в лоно России униатская база у церкви Петра и Павла была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса была построена красивая шатровая колокольня с двумя эффектными раскидистыми лестницами. В следующем столетии над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью Варвары. Так замечательный памятник XII в., храм Петра и Павла, включился в чуждый ему архитектурный комплекс, в котором занял явно подчинённое место — он был ниже и меньше дворцового корпуса. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского. Во время очередного ремонта в 1812 году была разобрана древняя глава, заменённая новой, а при ремонте 1894-1895 годах стены всего храма снаружи были перетёрты и окрашены, что ещё более объединило древнее здание с его поздними пристройками. Лишь наблюдения П. П. Покрышкина, сделанные во время ремонта храма в 1908 году, установили, что пол храма сильно поднят против первоначального, а в нижней части его стен были ниши. Собор святых апостолов Петра и Павла является самым значительным из сохранившихся петергофских храмов. Построенный в 1905 году по проекту архитектора Николая Султанова, он имеет много планировочных особенностей, отличающих его от традиционных храмов. В нем находятся специальные места для освящения яиц, куличей и пасхи, исповедальня, помещение для отпевания усопших и галерея для крестных ходов при непогоде.

http://pravmir.ru/siloj-duxa-otmechennye...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 12 июля 2013 г. 20:19 12 июля 2013 года, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемая Мария Владимировна, глава Императорского дома! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать с этим особым днем — днем празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых и был освящен этот исторический кафедральный собор северной столицы. Сегодня мы совершаем здесь Божественную службу, вспоминая, что именно 280 лет тому назад храм этот был освящен. Он стал действительно одним из духовных центров Петербурга, а также усыпальницей для тех представителей династии Романовых, которые правили страной из северной столицы. Празднование памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла у нас соединилось с еще одним великим торжеством — митрополитом Патрским Хризостомом, митрополитом Мантинийским и Кинурийским Александром, благочестивыми священнослужителями и мирянами из Греческой Православной Церкви в северную столицу принесена великая святыня — крест Андрея Первозванного, то древо, на котором мученическую смерть принял первозванный апостол, просветитель земель, на которых позже возникла великая Русь — могучее государство, черпавшее свою духовную и нравственную силу из проповеди Андрея Первозванного, из служения, которое в продолжение этой проповеди совершала Русская Православная Церковь. Вспоминая апостолов Петра и Павла, мы задумываемся о том, что есть апостольство, каков смысл этого служения. Из истории мы знаем, что апостольство было установлено Господом и Спасителем. Он возжелал иметь ближайший круг учеников, которые слышали бы все, что Он говорил, видели все, что Он творил, были бы живым свидетельством Его миссии. Именно этих учеников соблаговолил Господь послать в мир, а потому и усвоилось им наименование «апостолы» — посланники. Они были свидетелями до края земли всему, что совершил Господь, включая Его крестную смерть и воскресение, приобщая через свое свидетельство к Евангельскому посланию род человеческий.

http://patriarchia.ru/db/text/3096684.ht...

Посеянное семя единства русских земель, благодаря молитвам святителя Петра, очень скоро дало всходы. Последующие за ним митрополиты отличались личной святостью. Митрополит Феогност, митрополит Алексий – люди удивительной чистоты, привлекающие своим служением окрестных князей и простых людей. Очень скоро вокруг Москвы стали собираться княжества, объединяясь ради единой цели – единства русского народа. Собор святителя Петра в Высоко-Петровском монастыре Высоко-Петровский монастырь – жемчужина Москвы Наступающий 2015 год – юбилейный. Мы празднуем 700-летие прибытия в Москву митрополита Петра и 700-летие основания Высоко-Петровского монастыря. В 1315 году митрополит Петр основал подле Кремля на возвышении у Неглинки небольшой скит во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Князь Иван Калита, вскоре после кончины митрополита Петра, переименовал храм Петра и Павла в честь самого митрополита Петра — московского первосвятителя. К сожалению, в Москве не сохранена традиция почитания митрополита Петра, и это трагично для Москвы. Каждый день мы поем кондак митрополиту Петру, которой завершается строкой: «Радуйся града нашего утверждение». Митрополит Петр – это краеугольный камень величия и благополучия Москвы. Благодаря ему из совершенно неприглядного городка Москва превратилась в тот прекрасный город, который мы видим сегодня. Возрождение памяти митрополита Петра тесно связано с возрождением церковной жизни в Москве. Без почитания первого московского святого, первого Московского митрополита это возрождение невозможно. Решением Священного синода возрождение монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре началось в 2009 году. Сегодня мы, монахи Высоко-Петровского монастыря, не отделяем монашескую жизнь от внешнего служения монастыря, в том числе возрождения его архитектурного комплекса. Сам монастырь своей историей подсказывает нам, каким он должен быть сегодня. Последние три века с монастырем было связано московское образование и просвещение. В 19 веке наместниками обители часто назначались ректоры духовных академий — Московской и Петербургской.

http://pravmir.ru/bez-svyatitelya-petra-...

Новотроицк. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор Собор. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1994 и 2000. Адрес: Россия, Оренбургская область, город Новотроицк, Советская улица, 127 Координаты: 51.189726, 58.269596 Проезд:1) Маршрутки 2, 5а, 8, 30, 108 до остановки «Петропавловский собор». 2) Маршрутки 4, 8, 8а, 10, 55, 61, 63, 101, 108 до остановки «Винокурова» 3) Трамвай 1, 3, 4 до остановки «Винокурова». Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Петропавловский собор строился и возводился по инициативе и непосредственном участии самих горожан. В 1987 году группа жителей города обратилась в исполнительный комитет Новотроицкого городского Совета народных депутатов с просьбой о строительстве в нашем городе православной церкви. При этом следует отметить особый вклад в основание новотроицкого храма бывшего генерального директора АО «НОСТА» Павла Ивановича Гуркалова. Девяностые годы 20-го столетия – начало строительства новотроицкого Храма. За работу над проектом взялись специалисты «Орскгражданпроекта». Самые первые проектные разработки велись в 1991 году группой молодых специалистов, в которую входила жительница города Новотороицка, известная поэтесса JI.A. Баева. Разработка проекта потребовала знаний, таланта и фантазии, которые смогли продемонстрировать авторы проекта, под руководством главного архитектора «Орскгражданпроекта» – Сергея Васильевича Михайлова. Далее понадобилось сделать макет будущего храма. Главным архитектором г. Новотроицка был найден человек, который вызвался воссоздать в уменьшенном виде Храм. Собор в малых масштабах был выполнен умельцем Юрием Петровичем Обыденовым. По завершению основных работ по детальному проектированию Храма, приступили к его строительству. Заложение первого камня состоялось в 1994 году. Для проведения настоящей церемонии, а также освящения места (строительной площадки) в наш город прибыл владыка Оренбургский и Бузулукский Леонтий.

http://sobory.ru/article/?object=10270

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы. С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский Собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками. Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г. В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г. Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам. Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Престолы Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, первоверховных апп. Петра и Павла. Святыни Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, г. Москва, Кремль, Соборная площадь Web-caйm: www.uspenskymos.moseparh.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244559...

Встреча папы Льва I с Аттилой и явление апостолов Петра и Павла. 1645–1653 гг. Скульптор Алессандро Альгарди (собор св. Петра в Риме) Встреча папы Льва I с Аттилой и явление апостолов Петра и Павла. 1645–1653 гг. Скульптор Алессандро Альгарди (собор св. Петра в Риме) Художественная среда Рима в сер. XVII в. испытывала влияние 2 крупных стилистических систем - классицизма и барокко. Лаконичность и строгость языка, компактность формы классицизма ярко проявились в творчестве Алессандро Альгарди. Первыми его заказами были реставрация римской и эллинистической скульптуры из собраний Рима и создание произведений, имитирующих эллинистические образцы. В работах такого рода он достиг вершин элегантности и технического мастерства («Сон», ок. 1630, Галерея Боргезе, Рим). Ориентирами для стиля Альгарди в лепных статуях св. Марии Магдалины и ап. Иоанна (1628-1629, ц. Сан-Сильвестро-аль-Квиринале, Рим), вероятно, послужили 2 скульптуры для той же капеллы, исполненные Моки. Мраморная группа «Св. Филипп Нери и ангел» (1635-1638, сакристия ц. Санта-Мария-ин-Валличелла, Рим) - индивидуальное произведение «большого стиля», казавшееся современникам «живым и дышащим». Группа служила образцом для мн. скульптур вплоть до XVIII в. После восшествия на престол папы Иннокентия X (1644-1655) Альгарди стал придворным скульптором понтифика. Его стиль в это время эволюционировал под влиянием Дж. Л. Бернини. Свобода размещения объемов в пространстве и грандиозность замысла с очевидностью проявились в монументальном надгробии папы Льва XI (1652, собор св. Петра, Рим), где Альгарди впервые отдал дань выразительным возможностям барокко, восприняв идеи Дж. Л. Бернини, но не отказавшись при этом от личного видения и классического образования. После создания колоссального алтарного рельефа «Встреча папы Льва I с Аттилой и явление апостолов Петра и Павла» (1645-1653, собор св. Петра, Рим) слава Альгарди достигла апогея. Патетический и внутренне холодный рельеф кажется переводом на язык скульптуры одного из алтарных образов круга Карраччи. Эта работа Альгарди стала прототипом алтарных рельефов скульпторов XVII-XVIII вв. Один из шедевров мастера - большая бронзовая статуя Иннокентия X (1649-1650, Капитолийские музеи, Рим), за к-рую автор был возведен в рыцари ордена Христа. Эта работа далека от произведений мастеров круга Дж. Л. Бернини и отличается сложной и подвижной моделировкой форм, игрой светотени на просторном облачении, идеализированностью облика и живой красноречивостью благословляющего жеста. Альгарди остался символом академическо-классицистической скульптуры, получившей широкое распространение в XVII в. Его произведения повлияли на формирование школы последователей, работавших в XVIII в. Наиболее известными учениками Альгарди, в нек-рой степени разделявшими классицистические тенденции, были Эрколе Феррата, Доменико Гуиди и Франческо Баратта.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

В " Летописи Петропавловского собора " говорится: " Иконостас, по золотому полю, весь сплошь покрыт лучшей работы и позолоты густой массивной резьбой, изображающей собой репейки травы, цветы, виноградные ветви, виноградные кисти и другие фруктовые ветви, с их плодами: грушами, персиками и другими. Особенно же густа, массивна, разноообразна, а потому и особенно красива эта резьба в 6-м ярусе иконостаса и на его царских дверях " . В 1860-е годы раму иконостаса реставрировал М.А. Тюфилин " с сохранением прежнего вида " . Иконы, впрочем, тогда подверглись довольно серьёзному подновлению. В " первобытном " виде, по отзыву тогдашнего старосты В.Н. Унженина, осталась только икона апостолов Петра и Павла в местном ряду. Следующая серьёзная реставрация иконостаса последовала уже в 1990-е годы. " Престолов в соборе, - цитата из " Летописи Петропавловского собора " , - было устроено четыре, - два вверху и два внизу; 1) в главном храме во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла... 2) вверху, в приделе к северу во имя Божией Матери Живоносного Ея Источника... 3) внизу, в приделе, во имя Сретения Господня и 4-й же внизу, в приделе к северу, во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Все четыре престола освящены в первый раз в 1726 году, как это видно из клировых ведомостей 1830 и позднейших годов " . Натиск на Петропавловский собор с целью его закрытия начался в 1931 году. Незадолго до этого он лишился своих колоколов - их забрали на переплавку. Настоятеля протоирея Андрея Боголюбова отправили в лагеря. Повсеместно рабочие коллективы Казани собирались на заседания и принимали резолюции, требуя закрыть " очаг религиозного дурмана " и превратить его в " культурный очаг " . В соборе предлагалось обустроить библиотеку, читальню, антирелигиозный музей и ещё какой-нибудь красный уголок. В конце-концов в соборе с 1939 года разместились сотрудники партархива, которые и начали потихоньку сбивать наличники с окон, ломать резные детали иконостаса, растаскивать позолоченные ажурные украшения. Ничуть не переменилась к лучшему ситуация и в 1964 году, когда верхний храм Петропавловского собора заняли реставрационные мастерские. В нижнем храме расположился планетарий, а в алтаре - уборная. Фасады собора, начиная с 1970-х годов, поддерживали в порядке, но внутри реставрация началась только после его передачи епархии в 1989 году. Собор первоверховных апостолов Петра и Павла представляет собой восьмерик на четверике, высота купола - 38 м. от пола. Общая высота собора - 52 м. С севера и с запада собор огибает открытая галерея-гульбище. Престолов - четыре. Высота главного иконостаса - 25 м. Рядом с собором - колокольня. До революции во втором ярусе колокольни стояли скульптурные фигуры евангелистов. Колоколов было десять, самый тяжёлый из которых весил чуть более трёх тонн. В 1997 и 2005 году собор посещал и служил здесь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://sobory.ru/article/?object=01001

Храм Петра и Павла (Можайск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Петра и Павла (Петропавловский собор, в прошлом Старо-Никольский собор) — храм Московской областной епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Можайске Московской области на территории бывшего Можайского кремля. Был сооружён при Можайском князе Андрее Дмитриевиче (сын Дмитрия Донского). Находится рядом с Никольским собором . Содержание История [ править править код ] В период расцвета Можайска перед Смутным временем в городе действовал Петропавловский мужской монастырь (см. подробнее) с соборным храмом апостолов Петра и Павла. Современный Петропавловский храм Можайска - наследник первого храма города, старой соборной церкви воздвигнутой примерно в одно время с постройкой детинца на территории Можайского кремля в XIII веке. Вероятно храм был первоначально построен из дерева, но при удельном Можайском князе Андрее Димитриевиче в конце XIV-haчaлe XV века взамен прежнего был выстроен белокаменный собор. Главный храм города был освящён во имя покровителя Можайска, святителя Николая Угодника. В 1450-1475 годах к южной стороне собора, справа от входа, была пристроена придельная церковь святого Георгия. Самое раннее сохранившееся письменное упоминание собора относится к 1536 году. Второе известное упоминание, которое относится к 1541 году, можно и по сей день прочесть на камне с северной стороны собора: " Лета 7049 делали паперть, да и город делали тогож лета " . Во время польско-литовского нашествия в годы смуты храм был разграблен, но здание уцелело. Строивший в 1624-1626 годах Можайскую крепость И. В. Измайлов сообщал патриарху Филарету о том, что ему было велено " поделать соборную церковь Николы Чудотворца " , и что он ту отделку сделал. Надпись 1541 года в стене Петропавловского храма В 1683-1685 годах был перестроен надвратный храм на Никольских воротах, получивший название Новый Никольский собор (верхний), в связи с чем древний городской собор стал именоваться Старым Никольским (нижним) собором. К тому времени старый собор сильно обветшал и нуждался в ремонте. В 1688 году протопоп Терентий и казначей Андрей Владыкин отправили патриарху Иоакиму челобитную с просьбой выделить средства на ремонт собора, на что патриарх 22 сентября того года выдал 48 рублей 12 алтын и 3 деньги на покупку железа для обвязки стен. В следующем году работы по укреплению стены были завершены. По периметру собор был обвязан железным поясом, а на месте разобранного Георгиевского придела был поставлен контрфорс. В 1758 году крышу собора покрыли новым железом, о чём на металлическом подзоре кровли над южной алтарной апсидой была сделана надпись: " Былъ покрытъ 1758 " . В это время старая позакомарная кровля была заменена на четырёхскатную, а к куполу была приделана " шея " с дополнительной главкой.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_П...

Луганск. Кафедральный собор Петра и Павла. Петропавловский собор Карта и ближайшие объекты Петропавловский собор — православный храм в Каменном Броде, существующий с 1761 года. Свято-Петропавловский кафедральный собор является одним из самых старинных храмов Луганской епархии, сохранившихся во времена массовых разрушений. Собор может быть отнесен к памятникам храмового зодчества конца XVIII века. Согласно документальным свидетельствам, на том месте, где находится ныне собор, в 1761 году по благословению Преосвященнейшего Иоасафа (Миткевича), епископа Белгородского и Обоянского, была сооружена деревянная церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1782 году при этой церкви в слободе Каменный Брод насчитывалось около 200 приходских дворов и до 600 человек постоянных жителей, церковный причт был одноплатный. По истечении 30 лет после строительства крыша и своды, а также фундамент церкви пришли в крайнюю ветхость, в связи с чем сначала планировалось заменить верх и произвести ремонт фундамента с сохранением стен, затем было решено перестроить церковь на том же месте, на что в 1793 году было получено благословение Преосвященнейшего Иова (Потемкина), епископа феодосийского и Мариупольского. По завершении строительных работ Высокопреосвященнейший Гавриил (Бодони-Бонулеско), митрополит Екатеринославский, распорядился освидетельствовать перестроенную Петропавловскую церковь, а затем 26 ноября 1795 года благословил освятить ее и выдать для этого освященный антиминс. Петропавловская церковь после перестройки была в плане трехнефная, однокупольная, кроме центрального, имела с северной стороны боковой вход с крыльцом. В 1905 году церковь была построена заново, теперь уже каменная, с колокольней, на которой находилось 7 колоколов общим весом около 200 пудов. В церкви имелось три престола: апостолов Петра и Павла, Покрова Божией Матери и Сретения Господня. К 1930-м годам в церкви насчитывалось 89 икон, 50 из них составляли трехъярусный иконостас. Значительная часть этих икон была написана местным мастером Иваном Яковлевичем Новаковичем, председателем приходского совета Петропавловской церкви. Его имя стояло под многими иконами, украсившими храмы Луганской епархии в конце XIX - начале XX века.

http://sobory.ru/article/?object=06562

Мосальск. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Мосальск. Николая Чудотворца собор. С приделами в честь иконы Божией Матери Грузинской и в честь свв. апп. Петра и Павла. Каменная. Построена в 1818 г. майором А.С. Хлюстиным. Здесь в семье соборного священника родился и крещен А.И. Чупров, профессор Московского университета. http://korolev.msk.ru/ В центре города расположен Никольский собор, его заложил в 1806 г. богатейший собственник отставной секундант – майор А.С.Хлюстин. Это место, по-видимому, уже представляло собой некую точку притяжения, потому генеральный план и взял его за основу формирования нового города. А Пятницкая гора, сыграв свою роль, отошла в историю. После смерти А.С. Хлюстина к 1818 г. собор достроили его дети. Он был воздвигнут во имя Николая Чудотворца и имел два придела: Грузинской Божьей Матери и апостолов Петра и Павла. Здесь служил священником отец Иоан Чупров и крещен его сын, будущий экономист с мировым именем, профессор Московского университета Александр Иванович Чупров. В едином комплексе с собором смотрелась колокольня со сквозными проемами, архитектурным украшениями. Особенно выделялся ее высокий шпиль. При ломке нашли склеп с останками А.С. Хлюстина, который завещал похоронить себя в заложенном им соборе, и памятную серебряную доску с записями о ходе строительства собора. Перезахоронение останков А.С. Хлюстина, извлеченных из-под щебня и мусора, их вторичное освящение состоялось тут же в июле 2000г., когда шло восстановление самого здания собора. http://www.adm-mosalsk.ru/page/36.html Собор Николая Чудотворца находится на территории города Мосальска Калужской области. Обиходные названия собора: Никольский; Николаевский; Николы Угодника; Николая Мирликийского; Свято-Никольский собор. Здание храма построено в начале 2000-х годов по проекту постройки храма в 1806 году. Здание прежнего собора Николая Чудотворца 1816 года было разобрано на материалы в 1950-х годах. Каменный одноглавый храм, построенный в 1806-1816 годах на средства семьи отставного майора, известного мецената А.С. Хлюстина, был построен в стиле классицизма с двумя боковыми притворами, с трапезной и трехъярусной колокольней. Церковь была освящена в 1818 году во имя Николая Чудотворца Мирликийского, правый придел в честь Грузинской Богоматери, левый – во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=01608

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010