Об этом имеем рассказ в Деян. 13 . Это было в Антиохии Писидийской: потерпев неудачу у иудеев, «Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (13, 46 и далее) 344 , и лишь на основании этого пророческого дерзновения 345 отправляется ап. Павел в Иерусалим на «апостольский» собор для соборной проповеди его решения (гл. 15). Подобной же силы пророчественное слово имеем мы у ап. Павла о судьбах Израиля ( Рим. 9 –11 ). Здесь мы имеем, так скачать, полную гамму пророчества: сначала беспредельная боль души, сетование (напоминающее пророка Даниила, гл. 10), недоумение, вопрос к Богу: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т.е. Израильтян» ( Рим. 9, 2–4 ), и ответ пророческий, как откровение «тайны» (2, 25), что «весь Израиль спасется» (26). Пророчество не прекращается в Церкви и до самых последних времен, когда Бог воздвигнет двух «свидетелей» или «двух пророков», «мучивших живущих на земле» ( Откр. 11, 10 ) и пророчествовавших 1260 дней (3). В откровении само «свидетельство Иисусово», т.е. действенное и творческое проповедание веры в Него, изъясняется как «дар пророчества»: γρ μαρτυρα ησο στιν το πνεμα τς προφητεας (19, 10). Т. о., здесь новозаветное пророчествование расширяется и обобщается в предельной степени, ибо дух пророческий включает в себя всю силу «свидетельства Иисусова». Но именно такое истолкование силы Пятидесятницы, как всеобщего пророчества, мы имеем в аутентическом его изъяснении в книге Деян. 2, 16–21 , устами Петра в его первой, вдохновенной Духом Святым речи, непосредственно после Его сошествия. Именно здесь он пользуется пророчеством Иоиля (2, 28–32) и на основании его изъясняет происшедшее («это есть предреченное пророком Иоилем»), Что же мы имеем в этом пророчестве? Прежде всего, следует отметить, что оно включено в общую эсхатологическую раму: «и будет в последние дни», которые и описываются в образах иудейской пророческой эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " После праздника первоверховных апостолов Петра и Павла Церковь прославляет собор двенадцати апостолов. С новой благодатной силой мы исповедуем в этот день, что мы принадлежим святой соборной и апостольской Церкви. И с благодарностью вспоминаем тех, чьми трудами она начиналась и возрастала. Нам памятны характерные места пребывания Господа во время Его проповеди, о которых повествует Евангелие. Берег моря — место, где Христос встречает толпы народа, дом или синагога — место столкновения Его с врагами. Гора — место сокровенного общения и молитвы. Господь восходит на гору с самыми Своими близкими учениками. Перед лицом враждебно настроенных фарисеев и колеблющихся как стихия толп Ему надо знать, что Благая Весть, несмотря ни на какие преграды, пробивает себе дорогу. «Он взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел». Не тех, кого мы считаем самыми подходящими для служения в Церкви. Но тех, кого Он считает таковыми. Христос призывает, кого Сам хочет. Он отделил их от народа, и они пришли к Нему. В призванных по Его воле Он влагает волю придти к Нему. Другие могут приходить и уходить. Толпы народа могут быть с Ним здесь сегодня, а завтра — в другом месте. Но эти должны соединить свою жизнь с Его жизнью, и быть с Ним всегда. Они должны быть свидетелями Его учения, образа жизни, терпения и любви, научиться от Него, чтобы они могли научить других. Для этого потребуется время, и не только время. Христовы служители, в каком бы веке они ни жили, должны быть как можно больше со Христом. И Господь дал им власть исцелять болезни и изгонять бесов. Они увидели, что власть, какой Христос совершил эти чудеса, была властью Самого Бога, что Он — не Слуга, а Сын в Своем собственном доме. Наш Господь имел жизнь в Себе, и Дух Святой пребывал на Нем в полноте, без меры. Ибо Он мог дать эту власть немощным и ничего не значащим в этом мире людям. Двенадцать избранных Им учеников именуются апостолами, что означает «посланные». Их число соответствует числу колен Израиля, богоизбранного народа, служение которого, начиная от Авраама, заключалось в том, чтобы принести истинное знание о Боге миру. В синоптических Евангелиях апостолы названы не в одном и том же порядке. Но везде Петр стоит первым, а Иуда — последним. В Евангелии от Марка Матфей поставлен впереди Фомы, а в Евангелии своего имени Матфей поставил себя после Фомы. Но только в Евангелии от Марка упоминается, что Христос дал Иакову и Иоанну имена «Воанергес», то есть «сыны громовы». Может быть, за их ослепительную от края до края земли проповедь в будущем, за их пламенеющую ревность по правде Божией. Мы знаем также, что Иоанн, один из «сынов громовых», был исполнен такой любви ко Господу, что смог устоять у Его Креста вместе с Божией Матерью, когда все апостолы разбежались. И он был возлюбленным учеником Спасителя.

http://moral.ru/собор-двенадцати-апостол...

Павел пишет: «верен Бог , что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною, Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет» (ст. 18–19). Из этого сопоставления повествования Апостольских Деяний с Посланиями (1 и 2) к Солунянам и 2 к Коринфянам ясно видно, что Сила и Силуан одно и тоже лицо и усиливаться вопреки ясным свидетельствам св. Писания о разделении одного апостола (Силу – Силуана), на двух (Силу, упоминаемого в Апостольских Деяниях и Силуана в Апостольских Посланиях) нет оснований. Из сочинений Иосифа Флавия – современника Апостолов (Древности XIII, кн. 3; XVIII, 6. 7; 8–3. Война иудейская II, 19 и др.) видно, что имя Сила семического происхождения и было весьма распространено среди иудеев не только в форме еврейского языка (Села, Сила), но и латинизированного Силуана и Сильвана; в вышеупомянутых сочинениях Иосиф упоминает о четырех евреях, носивших имя Силы или Силуана – Сильвана. В виду чего нет ничего удивительного, что среди спутников и сотрудников св. апостолов был не один св. Сила, Ученик ап. Павла; а из 1-го Послания ап. Петра видно, что между спутниками и учениками первоверховного апостола был Силуан, чрез которого он отправил свое Послание (1-е) к верующим во Иисаса Христа, пришельцам рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (ст. 1). Закончив Послание, св. ап. Петр прибавляет: «сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» ( 1Nemp. V, 12 ). Силуан, по преданию Восточной церкви был епископом Солуни (Фессалоники). Память его совершается 30 июля, вместе с св. апостолами Силою, Крискентом, Епенетом и Андроником, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В службе св. апостолом 30 июля Сила и Силуан отличаются один от другого. В упомянутой службе Сила именуется учеником св. Павла, шествовавшим с ним от востока до запада (4 песнь канона и др.), чего не говорится о Силуане; из службы не видно, чьим он был спутником, но именуется «похвалою Селуня».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Над ним - высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста - тонкая золотая башенка, служащая основанием сверкающего шпиля-иглы. На самом верху установлена фигура летящего ангела с крестом в руках. Лёгкий взлёт шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни, тщательно продуман постепенный переход от собственно колокольни к " шпицу " собора. Колокольня была задумана и возведена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Балтики новую столицу. Стоит отметить, что колокольню существенно дважды переработали: после пожара 1756 года и в ходе перестройки собора в 1857-1858 годах. Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию - это своеобразный ориентир в городе, градостроительная доминанта. Действительно, Петропавловский собор, высота которого составляет 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Сейчас он уступает по высоте только вышке телецентра. Высота шпиля колокольни - 40 метров, высота фигуры ангела - 3,2 метра, а размах его крыльев - 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограммов червоного золота. Комплекс колоколов собора уникален - он включает голландские колокола-куранты XVIII века, русские церковные колокола и карильон. " Горизонтальные " размеры собора относительно невелики: его длина - 61 метр, ширина - 27,3 метра. Высота стен до карниза - 15 метров. Для внутренней позолоты из государевой казны было выделено 200 килограммов червонного золота. При оформлении собора использовались различные породы камня: мрамор, яшма, родонит. Пол вымощен известняковыми плитами. Центральный неф освещается пятью люстрами, выполненными из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём, - подлинник XVIII века; остальные - восстановлены после Великой Отечественной войны. Внутреннее пространство собора разделено мощными, расписанными под мрамор, колоннами на три нефа и напоминает парадный зал.

http://sobory.ru/article/?object=03750

В настоящее время общее состояние здания с наружной и внутренней стороны и внутреннее благоустройство хотя и не отличаются особенным богатством, но находятся в удовлетворительном состоянии, впрочем, в наружном состоянии храма примечается скорая потребность в новой капитальной ремонтировке. В общем основании собор представляет прямоугольник, с небольшими выступами для алтарной и притворной частей; в длину заключает 52, а в ширину 39 аршин. Построен на фундаменте из булыжника, а в стенах из кирпича; крыша по деревянным стропилам устроена из листового железа; такая же крыша устроена на куполе и двух фронтонных колокольнях, небольшие главы коих и кресты на них сделаны из позолоченной меди. Наружные стены и крыша покрашены масляною краскою пепельного цвета. Наружность собора представляет форму постепенных уступов с плоскими крышами, по середине же возвышается больших размеров четырехугольный светлый купол, а в фронтонной части соответственные по архитектуре главному куполу две колоколенныя башни. Во всем здании устроено 58 окон, с двойными дубовыми переплетами. Соответственно трем главным уступам и окна расположены тремя ярусами; в нижнем их находится 20, в среднем 22 и в верхнем, собственно в куполе церковном, 16. Окна нижнего яруса снабжены прочными железными решетками. Входные двери только одни, если не считать небольшой двери из пономарни. Внутренность собора представляет прямоугольную площадь, с небольшим выступом в притворе и в алтарной части; посередине возвышаются четыре массивных столба, служащие основанием вместе с четырьмя соответствующими им пилястрами для сводов и арок, на которых утверждается купол. Площадь вместимости заключает в себе: в главном алтаре, придельном и ризничном отделении 30, на солее 26, а на остальном пространстве храма, вместе с притвором, 88 кв. саж. Пол в самой церкви и на солее, возвышенной на две ступени, устроен из белых мраморных плит, а в алтарях, ризнице и притворе из серых каменных плит. Для отопления собора в разных местах его устроено шесть голландских печей из белых, местной выделки, изразцов; впрочем, нагревание производится неудовлетворительно.

http://sobory.ru/article/?object=08772

А епархиальные власти доверили П. Попову заниматься сбором средств на постройку храма. Жертвовали кто сколько мог: врач и судья – по 1 рублю, берёзовский отставной урядник внёс 25 рублей, а купеческая вдова – 2000 рублей. За три года, обращаясь с «пригласительным листом» для пожертвований к жителям Берёзовского уезда и к тобольским купцам, прот. Петр собрал 6 036 рублей. При пересчёте денег, сданных в консисторию, их сумма оказалась больше означенной в «пригласительном листе»: насчитали лишних 38 рублей. Недоразумение разрешилось, когда у прот. Петра Попова запросили пояснений. Он пояснил: 38 рублей – это его личное пожертвование на обдорский храм; а ставить свою фамилию в соответствующей графе он посчитал излишним: « когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3-4). Замысел производить кирпич для храма на месте оказался жизнеспособным. Вопрос с мастерами оказалось тоже можно легко решить на месте. К этому времени в Обдорск и Мужи переехали на временное жительство зыряне-ижемцы, то есть крестьяне из Архангельской губернии, кстати, имевшие большой опыт в строительстве кирпичных сооружений (их трудами на реке Ижим было построено несколько каменных храмов). В самом Обдорске тоже нашлись желающие взяться за производство кирпича. Об этом Попову заявил местный купец Трофимов. Он предложил изготовить кирпич по двенадцать рублей за тысячу штук. Разговоры о предстоящем возведении нового кирпичного храма дошли и до Берёзово. Там тоже нашлись желающие взяться за это дело: некий крестьянин Фома Никитин предложил свои услуги, но уже по пятнадцать рублей. После окончательного утверждения сметы тобольский купец первой гильдии Иван Никифорович Корнилов, занимавшийся в Обдорске рыбодобычей, в 1883 году заключил контракт со строительным комитетом на возведение каменного храма, обязуясь в течение пяти лет закончить строительство, но к работам смогли приступить лишь в 1886 году. Увы, он переоценил свои возможности, без архитектора и других, сведущих в этом деле специалистов, возведение столь сложного сооружения оказалось невозможным. Поэтому уже на следующий год все работы были приостановлены.

http://sobory.ru/article/?object=07673

Строителем сей церкви считается протоиерей кафедрального собора о. Петр Елиновский, скончавшийся в 1870 г. и погребенный в склепе сей церкви под алтарем. К кафедральному собору приписаны, как прихожане, все православного исповедания лица, состоящие на службе в разных гражданских губернских учреждениях, а равно и чины военного ведомства с их семействами, кои составляют 1298 мужского и 1192 женского пола душ. Причт собора состоит из кафедрального протоиерея, ключаря, двух священников, протодиакона, двух диаконов, двух иподиаконов и двух псаломщиков. Кроме того, по вольному найму при соборе состоят три причетника и три звонаря. Ненарушимый капитал в 3 000 руб. заключается в 4% непрерывно доходном билете государственного банка, выданном 5-го октября 1848 г. за 2861, завещан графинею Анною Алексеевною Орловою-Чесменскою, по которому проценты поступают в половинном размере в пользу церкви и столько же в пользу причта. На покрытие текущих расходов по содержанию церкви и ремонтировке церковного здания и церковного дома ежегодно отпускается из государственного казначейства по 400 руб., а также расходуется почти весь наличный доход церковный, который в год простирается до 1 300 руб. В настоящее время кроме ненарушимого капитала, завещанного графинею Орловою-Чесменскою, от сбережения прежних лет образовалась запасная, собственно церковная сумма в 2 000 руб., состоящая в 5% государственных билетах. Все священно- и церковнослужители кафедрального собора пользуются казенными квартирами, занимая для сего все помещение в принадлежащем собору каменном двухэтажном доме, расположенном при самом соборе и имеющем при себе усадьбу около одной десятины земли. Земельные угодья, принадлежащие кафедральному собору, состоят из плацев, расположенных в черте города в разных местностях, и из земельных участков, расположенных вне оного, составляющих вообще до 100 отдельных участков, находящихся, большею частью, по срочным контрактам во владении разных лиц, численностью своею соответствующих численности самих участков.

http://sobory.ru/article/?object=08772

В 1988 году Петро-Павловский храм был передан вновь образованной православной общине. Помогли прихожанам в возрождении храма многие городские предприятия - завод ЖБИ, деревообрабатывающий цех, трест " Бокситстрой " , " Жилстрой " , автобаза 9 и другие. Освящение восстанавливаемого храма состоялось 26 октября 1989 года. В этот день в храме состоялась первая после долгих десятилетий Божественная литургия. Начались регулярные богослужения, но реставрация церковного здания продолжалась. В 1990-91 годах на колокольне установили титановый шпиль с крестом на верху деревянные купола, покрытые кровельным железом, 7 колоколов. Источник информации - Североуральск (Петропавловское село) находится при слиянии рек Колончи и Ваграна, в 476 верстах от Екатеринбурга; близ села находится Петропавловский рудник. Открытие его приписывают верхотурскому разночинцу Григорию Постникову, который в 50-х гг. XVIII ст. скитался здесь для отыскания слюды и точильного камня. Известный уральский горнозаводчик Максим Походяшин убедил Постникова уступить находку ему и в 1758 г. построил при впадении реки Колончи в Вагран Петропавловский завод, давший основание Петропавловскому селу и Петропавловскому приходу. К заводу были приписаны крестьяне Чердынского уезда, которые и были первыми жителями селения. В состав Петропавловского прихода, кроме села, входят деревни: Мостовая, Воскресенская, Половинная, Денежкина, Боронская, Тылапка, Горная, Ария, Османкова, Митяева, Боровая и Лача; деревни по числу жителей незначительны, а между тем приход раскинут на громадное расстояние, есть деревни, отстоящие от приходского храма более чем на 100 верст. В приходе есть земская школа в селе и две школы грамоты в дер. Лаче и Митяевой, содержимые на средства Екатеринбургского Миссионерского комитета. Прихожане частью русские, частью ясачные вогулы, прикрепленные к земле во время казенного управления Богословским горным округом и ведущие теперь оседлый образ жизни. Всех прихожан около 1250 душ обоего пола, занимаются приисковыми работами, рыболовством, звероловством, поставкой сена и земледелием.

http://sobory.ru/article/?object=12530

В конце 1920-х г.г. религиозная община дополнительно к содержанию и страхованию здания, несла расходы по уплате за продажу в здании собора свечей и др. Так, в 1929 г. община Петропавловского собора оплатила патент на сумму 50 руб. за торговое предприятие по продаже свечей, просфор, крестиков, венчиков, и др. в здании храма на ул. Пушкинской, сроком со 2 сентября по 1 октября. В 1930 г. барнаульский городской финотдел попросил Петропавловскую религиозную общину заплатить 216,32 руб. за обязательное страхование церковного здания, переданного городом в аренду, сроком с 1 октября 1930 г. по 1 октября 1931 г. В 1930 г. вышел «Алтайский сборник», издание Алтайского географического общества и барнаульского Естественноисторического музея, где был опубликован список наиболее выдающихся памятников в г. Барнауле, которые подлежали охране. Из этого списка мы можем узнать, что на площади Республики (пл. Свободы) в 1928 г. находились – чугунная плита на могиле священника Шелковникова, одного из первых учителей в Барнаульской словесной школе, умершего в 1760 г. и яшмовая плита с надписью на немецком языке на кирпичной базе над могилой Марии Качки, умершей в 1794 г., жены начальника Колывано-Воскресенских заводов Г.С. Качки (с 1785 по 1798 г.г.). Обе эти плиты находились на площади, за загородкой между двумя зданиями – бывшей часовней и водоразборной будкой. Яшмовая плита сохранилась до наших дней и находится на территории Алтайского государственного краеведческого музея. В данном сборнике так же была опубликована статья «Охрана памятников старины в Барнауле», где было отмечено, что многие памятники на площадях и кладбищах Барнаула находятся в совершенном пренебрежении, а между тем заслуживают внимания и тщательной охраны со стороны общества, как источники сведений о старине. По мнению автора статьи, к их числу должны быть отнесены чугунные намогильные плиты восемнадцатого века, имеющие значение исторических документов, но постепенного засыпаемые землей, некоторые старинные здания, все памятники на могилах замечательных людей – механика К.Д. Фролова, доктора Геблера, Менье, С.И. Гуляева, Н.И. Журина, Н.М. Ядринцева, и памятники выдающиеся свойствами материала, из которого они сделаны (яшмовая плита на могиле М. Качки и др.)...

http://sobory.ru/article/?object=23542

Шпиль собора сначала был деревянным и страдал от штормовых ветров. В 1756 году он сгорел от удара молнии. Начавшийся пожар серьезно повредил колокольню. Спустя десять лет она была восстановлена в прежнем виде. В 1857 – 1858 годах деревянные конструкции шпиля заменили металлическими, спроектированными архитектором Д.И. Журавским. В 1858 году на Воткинском заводе на Урале был сделан металлический каркас нового шпиля. В Петербург этот каркас доставили в разобранном виде. Монтаж производился на колокольне собора. Внутри каркаса на две трети его высоты была сооружена винтовая лестница, подводящая к наружному люку, от которой на внешней поверхности шпиля начиналась лесенка для восхождения до основания креста. Общая высота колокольни от земли до креста составляет 122,5 м. Это и сейчас самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Ангел первоначально был закреплен на шпиле неподвижно, из-за чего 10 сентября 1777 года его сломала буря. В том же году по рисунку архитектора А. Ринальди изготовили новое изображение ангела, только меньших размеров (высота ангела 3,» м, размах крыльев 3,8м). На этот раз фигура была закреплена на шпиле таким образом, что она не оказывала сопротивления напору ветра, а свободно вращалась, как флюгер. В 1778 году под руководством академика Л.Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом. В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Кровельщик Телушкин, ловко пользуясь приспособлениями из веревок, поднялся на верхушку шпиля и отремонтировал флюгер. При реставрации в 90-х годах ХХ века для снятия ангела со шпиля и его установки использовали вертолет. Внутреннее пространство собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор массивные пилоны, декорированные коринфскими пилястрами, делят его на три нефа. Необыкновенно величественный иконостас в виде триумфальной арки исполнили в 1722 – 1726 г.г. московские резчики и позолотчики, трудившиеся под руководством И.П. Зарудного. Иконостас относится к числу наиболее совершенных образцов русской резьбы, с которой удачно сочетается богатство барочной орнаментики. Образа для иконостаса писал иконописец А.М. Поспелов и его помощники. В стиле московского «нарышкинского» барокко исполнена алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=03750

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010