Петропавловский собор (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петропавловский собор — православный собор в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Содержание История [ править править код ] В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости. Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере. 30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I. С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году нынешнего Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

Пермь. Собор Петра и Павла ( " Пермоградский " ). Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание Перми. Действующий. Собор Святых Петра и Павла, ул. Советская, 1 Рождение Петропавловского храма уходит к истокам образования нашего города. В 1723 г. по указу Петра I главный управляющий Сибирских казенных заводов В. И. де Геннин " сделал распоряжение к сооружению медеплавильного завода при устье реки Ягошихи, впадающей в Каму " . А в 1724 г. для жителей заводского поселка начато строительство деревянной церкви, освященной в 1726 г. С быстрым увеличением населения заводского поселка построенная церковь стала мала и не могла вместить всех желающих молиться. Поэтому через 10 лет, в 1757 г. рядом с деревянной, по правую сторону ее, была заложена и ныне существующая каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с приделом св. великомученицы Екатерины, одно из первых каменных зданий города, которая была освящена 23 ноября 1764 г. По указу царицы Екатерины в 1781 г. " Повелено селу Ягошихинскому быть губернским городом Пермью... а по приличности и первенству сего города... оной церкви святых первопрестольных апостолов Петра и Павла быть собором к коему для священно служения... перевести из г. Кунгура Благовещенского собора Антония Иоаннова да священника села Банковского Филипповской церкви Дометия Черепанова, а третьего назначить из богословии студента Гавриила Сапожникова " . Интересно отметить, что царицей не только собственноручно были назначены священники указанной церкви, но и пожалованы им церковные одежды, которые были доставлены из столицы специальным курьером. На протяжении двух веков Петропавловский собор продолжал быть одним из религиозных центров Прикамья, в храме проводили службу ведущие духовные лица Пермской епархии, в храм обращались служители других церквей за оказанием материальной и духовной поддержки. В первые годы советской власти Петропавловский собор продолжал свою деятельность, о которой можно судить по книгам церковного делопроизводства: исповедным росписям 1918 г., брачным обыскам 1917-1920 гг., протоколам собраний приходского совета за 1923-25 гг. По советскому законодательству храм считался действующим, пока имелось 20 человек - членов-учредителей религиозной общины и составлялся договор на арендное использование здания храма. Однако недалеко то время, когда полуразрушенные руины храма немым укором свидетельствовали о потерянном почтении к святыне города.

http://sobory.ru/article/?object=02879

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Стари-Рас (серб. црква Светих апостола Петра и Павла) — старейшая из сохранившихся церквей Сербии, датируемая приблизительно VIII веком. Входит в комплекс памятников средневековья Стари-Рас, который признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия в 1979 г. Содержание История [ править править код ] Стари-Рас – город, который некогда был первой столицей династии Неманичей. С конца XII по XIII вв., Стари-Рас был политическим и культурным центром сербского государства. Однако с приходом турков в XIV веке политическое значение города в значительной степени снизилось, а с 1455 года, после захвата города Турцией начался упадок города. Апостол Тит, апостол от семидесяти, уроженец ост­ро­ва Кри­та, отправился в Иерусалим, чтобы встретиться с Иисусом Христом. Считается, что он построил первую церковь на месте сегодняшней церкви Петра, которая считается самой старой не только в Сербии, но и на Балканах. Археологи считают, что здесь было раннехристианское место поклонения, вероятно, баптистерий VI века, и что ядро сегодняшней церкви, датируемой VIII веком, состоит из остатков самого старого здания, которое было построено в V веке до н.э. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Стари-Рас имеет особое значение для сербской истории, потому что с ним связаны ключевые события из жизни Стефана Немани: его крещение, собор против Богумила и передача власти его сыну Стефану. Здания комплекса по большей части были возведены между IX и XI веками. Что касается самой Церкви Св. Апостолов Петра и Павла, то точной даты ее строительства неизвестно. Предполагается, что храм был построен на фундаменте баптистерия VI века в VII-VIII столетиях. При этом уже в X веке церковь упоминается как епископская резиденция. Три слоя фрагментарно сохранившихся фресок датируются по стилистическим характеристикам периодом IX-X веков, концом XII, а также последним десятилетием XIII века. Вокруг церкви сохранилось кладбище с позднеримскими и славянскими захоронениями.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святых...

Храм Петра и Павла (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Петра и Павла построена в первой половине XVIII века на средства владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова. Уникальный для местной архитектуры памятник в стиле " петровского барокко " . Прообразом послужил Петропавловский собор в Петербурге. Огромный по размерам, двухэтажный, с тремя ярусами окон и пышным декором, с высокой многоярусной колокольней, завершающейся шпилем, храм являлся композиционным центром промышленного комплекса: храм, производственные постройки, система прудов с мельницами, регулярный парк, живой массив с регулярной планировкой. Содержание История [ править править код ] Каменная двухэтажная церковь Петра и Павла построена на средства «ярославских мануфактур» основателя и владельца Ивана Максимовича Затрапезнова. Её возвели на территории полотняной фабрики, упразднённой в 1856 году, «у старых фабричных ворот», на месте старой деревянной часовни. Ярославская Петропавловская церковь повторила посвящение и формы знаменитого собора, построенного в Петербурге архитектором Доменико Трезини по указанию Петра I. Церковь двухэтажная, в верхнем этаже располагался холодный храм Петра и Павла, в нижнем — теплая церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Помещение нижней теплой церкви разделено двумя рядами столбов на три нефа. Здесь находилась усыпальница купеческого рода Затрапезновых. Верхняя церковь бесстолпная, с двумя рядами окон. Над входом устроена колокольня. Со шпилем ее высота 57 м. 250рх Строительство растянулось на несколько лет: в 1737 была освящена во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы теплая церковь первого этажа. Ктитор не увидел завершения работ — в 1741-м он был погребен в храме у его входа. Церковь, до окончательного завершения обустройства и освящения в 1744 холодного храма на втором этаже в честь апостолов Петра и Павла, даже называлась по престолу святых Симеона и Анны. В 1835 в нижней церкви был поставлен новый иконостас и устроены еще два придела — Покрова Богоматери по правую сторону алтаря и преподобного Саввы Освященного по левую. В 1880 в теплой церкви проводились значительные поновительные работы на средства владельцев Ярославской Большой мануфактуры Андрея Александровича Карзинкина и Николая Васильевича Игумнова, пожертвовавших на эти цели более шестнадцати тысяч рублей. Стены храма были расписаны «под вид дикого мрамора», позолочен иконостас, поставлены новые иконы, серебряная утварь, облачения, паникадило, сделаны изразцовые печи и чугунные полы. Ранее «скудный, мрачный и обветшалый храм» преобразился.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Петра_и_П...

10. Обращение Савла, 11. Новый центр христианства в Антиохии. Первое миссионерское путешествие ап. Павла. 12. Апостольский Собор в Иерусалиме. 13. Второе миссионерское путешествие ап. Павла. 14. Третье миссионерское путешествие ап. Павла. 15. Заключение ап. Павла вузы в Иерусалиме. Его речи перед народом и перед Синедрионом. 16. Ап. Павел в узах в Кесарии. Его речи перед Феликсом, Фестом и Иродом Агриппой. 17. Путешествие и прибытие ап. Павла в Рим. 18. Проповеди ап. Павла в книге Деяний перед язычниками, перед иудеями и перед христианами. Приложения Приложение 1. Книга Деяний Апостолов – общие сведения 1. Авторство книги Деяний Несмотря на то, что в составе самого новозаветного канона книга Деяний святых апостолов является произведением анонимным, древняя церковная традиция приписывает ее составление автору третьего из канонических Евангелий, ап. Луке (самая ранняя фиксация этой традиции – в так называемом каноне Муратори, ок. 190 г.). Впоследствии о том же говорят сщмч. Ириней Лионский , Евсевий Кесарийский , блж. Иероним Стрилонский и др. церковные писатели. Не вызывает сомнения тот факт, что третье Евангелие и Деяния написаны одним и тем же лицом (ср. обращение к Феофилу в начале обеих книг, в Деяниях упоминается и в очень кратком виде излагается Евангелие от Луки; обе книги характеризуются несомненным единством языка и стиля). Датировка книги Деяний Первые несомненные документальные свидетельства о книге Деяний относятся к концу II в. Сама же церковная традиция относит ее написание к 60–м годам I в. Отголоски оборотов речи, а иногда и скрытые цитаты из Деяний находят удовольно многих христианских писателей конца I и II в., однако ни в одном подобном случае нельзя однозначно утверждать, что данный автор был знаком с Деяниями. Что касается конкретного времени создания книги, то умолчание о столь важных для раннего христианства событиях, как мученичество первоверховных апостолов и гонения Нерона, позволяет говорить о том, что Деян. написаны до 64 г.; некоторые современные исследователи, однако, полагают, что ап. Лука писал Деяния уже после мученической кончины апп. Петра и Павла, а также после Нероновых гонений на христиан. То, что эти события не нашли отражения в Деяниях, вполне может, с их точки зрения, объясняться обшей задачей книги: представить историю распространения Благой Вести начиная с Пятидесятницы и вплоть до прибытия ап. Павла в столицу империи. Как бы то ни было, данная точка зрения и сегодня не получила всеобщего признания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При устройстве Петропавловского завода владельцем завода Максимом Походяшиным была выстроена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, освященная в 1759 г. с благословения Тобольского митрополита Павла. В 1767 г. с благословения того митрополита Павла в Петропавловском заводе на средства Походяшина была заложена каменная двухэтажная церковь. В 1787 г. во вновь выстроенной церкви был освящен нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1798 г. был освящен верхний храм во имя св. апостолов Петра и Павла. Внутри храм был несколько раз обновляем, а снаружи остался в своем первоначальном виде; только в 1893 г. ко храму было пристроено крытое крыльцо и храм обнесен каменной оградой с чугунными решетками. К Петропавловскому храму приписана Николаевская церковь в дер. Лаче. Здесь была прежде деревянная часовня, которая в 1897 г. с разрешения Екатеринбургской духовной консистории от 24 февраля 1892 г. за 1942 была обращена в церковь и 26 января того же года освящена во имя св. Николая Мирликийского. Кем, когда и по какому случаю построена бывшая часовня, достоверно неизвестно. Особого причта при Николаевской церкви не положено, Петропавловский причт служит в ней в ноябре – январе, на 2 и 5 неделе Великого поста и 3 раза после Пасхи. В приходе 3 часовни: в селе Петропавловском, на кладбище, каменная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в XVIII ст. Максимом Походяшиным; другая в дер. Митяевой, деревянная, в честь иконы Знамения Божией Матери, построенная на средства местных жителей, и третья в дер. Денежкиной, построенная местными жителями в честь иконы «Утоли моя печали». «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Походяшин Максим Михайлович – один из таких людей, которые не жалели своего достояния на строительство церквей. За свою жизнь он построил четыре храма: в Петропавловском и Богословском заводе и два - в Верхотурье. К сожалению, в настоящее время сохранился в первозданном виде только один - храм Петра и Павла в городе Североуральске.

http://sobory.ru/article/?object=12530

И они спрашивали у Христа: " Почему мы не смогли изгнать беса? " И Господь ответил: " По неверию вашему… Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " (Мф. 17:19-20). Находясь сегодня среди вас, я чувствую, какую веру вы имели в своем сердце — больше, чем зерно горчичное, потому что много было нужно сил, веры, средств, чтобы воздвигнуть этот великолепный собор. Спасибо вам за ваши жертвенные труды. Вы будете примером в нашей епархии в этом святом деле созидания», — заключил архипастырь. В дар храму Патриарший наместник Московской епархии передал икону первоверховных апостолов Петра и Павла. Деревянный храм святых апостолов Петра и Павла в поселке Ильинский был построен на средства владельцев дач в 1915 году по проекту архитектора С. Баркова. В 1916 году к храму пристроили два придела по проекту архитектора М. Боборыкина. В 1928 году храм полностью разрушили. На церковной территории располагался рынок. В 1994 году в поселке Ильинском возродилась церковная община. Указом митрополита Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Павел Жилин (+2003). Его попечением началось строительство основного каменного и малого храмов. 4 декабря 1996 года Божественную литургию и чин великого освящения храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы совершил митрополит Ювеналий. Одновременно со строительством Введенского храма начались работы по воссозданию разрушенного храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. К концу 1999 года закончились работы по строительству нижнего храма в честь пророка Божия Илии, небесного покровителя поселка Ильинский. В 2000 году архиепископом Можайским Григорием было совершено его великое освящение. Северный придел нижнего храма освящен в честь благоверного князя Александра Невского, а южный — в честь праведного Иоанна Кронштадтского. 23 сентября 2003 года настоятелем Петропавловского прихода в поселке Ильинский был назначен протоиерей Димитрий Федоров. Работы по возведению верхнего храма первоверховных апостолов Петра и Павла были закончены в 2010 году установкой пяти куполов с крестами. Общая высота храма по вершине креста главного купола превышает сорок метров. В настоящее время богослужения совершаются в Петропавловском (верхнем) храме с боковыми приделами в честь блаженной Ксении Петербургской и Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.08.2018 16:29:40

http://drevo-info.ru/news/23925.html

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. В сентября 1894 года каменный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла был освящен Агафангелом, епископом Тобольским и Сибирским. Архитектором каменного храма является Г.Б. Цинке. Приходской храм был действующим до лета 1930 г. Долгое время, в советский период, храм приспосабливался под различные нужды. В восьмидесятых годах в Салехарде появилась православная община. Одним из первых священников во вновь образованной православной общине был отец Зосима из Тобольска. В 1991 году епископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил чинопоследование Великого освящения престола Петропавловского храма. В 2011 году была образована Салехардская епархия. С этого момента Петропавловский храм стал кафедральным храмом правящего архиерея. http://salehard-1.cerkov.ru/ 4 сентября 1894 г. в с. Обдорск (Салехард) был освящен храм во имя первоапостольных Петра и Павла, он стал первым каменным храмом на Ямале. Кроме него в селе была деревянная миссионерская церковь. В Салехарде есть уникальное для наших краев здание – храм святых апостолов Петра и Павла, возведенный на вечной мерзлоте. Путешественники, прибывавшие в с. Обдорск (ныне г. Салехард) еще в прошлом веке неизменно восхищались красотой этого полярного храма. Его золотые купола было видно далеко окрест, никто из них даже предположить не мог, что в этом селе, расположенном где-то на самом краю ойкумены может быть такое большое и красивое сооружение, к тому же выстроенный из кирпича. О строительстве новой церкви в селе говорили давно. Уже в середине XIX в. обдорянам стало ясно, одной церкви уже недостаточно, к тому же она принадлежала Обдорской миссии, а значит, православным прихожанам приходилось во время церковных служб стоять рядом с инородцами-язычниками. Не всем это нравилось. Первоначально, еще в 1813 г., обдорское общество вроде бы решило, вполне достаточно перестроить старую, Васильевскую церковь, но уже с приделами во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, однако оставить старые приделы: угоднику Николаю Чудотворцу и Василию Великому, как бы отвечая требованиям и пожеланиям инородческому населению. Пока шли обсуждения, в обществе созрело решение о постройке нового храма, куда бы вход имели только обдорские православные.

http://sobory.ru/article/?object=07673

Литература: Рудакова Л.П. Каменная часовня в дубовой роще в память обстрела Сестрорецка 14 июня 1855 г.//Бранденбургские чтения. Вып. 2, СПб, 2007. Яковлев В.Д. Мой Сестрорецк. Записки краеведа о жизни родного города. Сестрорецк, 2006. Архив ВИМАИВиВС, Ф.27. Оп. 16. Д. 66. Л. 1. Из статьи «Часовня во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя чудотворца Николая в Сестрорецке» на сайте АБ «Литейная часть-91», дата обращения – 11.09.2014. Освящение часовни состоялось 6 сентября 2014 г. сайт СПб митрополии , дата обращения - 11.09.2014.  http://www.citywalls.ru/house25406.html Мемориальная часовня во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца была освящена осенью 1858 года в память о событии времён Крымской войны. 14 июня 1855 года селение Сестрорецк подверглось часовому массированному обстрелу с кораблей англо-французской эскадры. По молитвам прихожан Петропавловской церкви и жителей селения, собравшихся в момент нападения в храме и горячо молившихся в храме об избавлении от вражеской напасти, совершилось чудо. Сестрорецкий завод, строения и жители не пострадали, ранен был лишь один человек. В память о чуде избавления священник Петропавловской церкви Павел Лабецкий на свои средства (на месте ранения) устроил часовню. Позднее сложилась традиция ежегодно в ближайший к 14-му июня воскресный день к часовне из Сестрорецка совершать крестный ход. Под покровительством святых апостолов Петра и Павла город жил в течение 300 лет, будучи участником как славных, так и трагических событий российской истории. В наши дни Сестрорецк обрёл ещё двух небесных покровителей, служивших в храме святых апостолов Петра и Павла: Николая (Клементьева), епископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Себаринова, последнего настоятеля сестрорецкого Петропавловского собора, закрытого и разрушенного в 1931 году. Они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Священномученик Николай (Клементьев) служил и имел кафедру в сестрорецком Петропавловском соборе с июня 1924 года и до момента ареста, 18 декабря 1925 года. Даже в самые лютые годы испытаний, физических болезней, владыка Николай, не мыслил своей жизни без веры, без благодатного дара священства. Архиепископ Николай был приговорён к высшей мере наказания и 31 декабря 1937 года в 24 часа, в новогоднюю ночь - расстрелян. Он прошёл свой земной путь служения Богу и людям с удивительным смирением и самоотверженностью, не отступив от истинной веры под угрозами богоборческих властей. Архиерейским собором Русской Православнрй Церкви (13-16 августа 2000 года) архиепископ Великоустюжский и Сестрорецкий Николай (Клементьев) включён в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://sobory.ru/article/?object=31437

В Петропавловском соборе Санкт-Петербурга впервые совершена патриаршая Божественная литургия июля 2009 В праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Санкт-Петербурга, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Петропавловской крепости северной столицы и поздравил горожан с «именинами» города. В праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Санкт-Петербурга, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Петропавловской крепости северной столицы и поздравил горожан с " именинами " города. На богослужении присутствовали заместитель председателя Госдумы России Артур Чилингаров, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и члены правительства города, руководители ряда крупных музеев. Всего присутствовало около тысячи молящихся, около трехсот из них причастились. Большое количество жителей и гостей Санкт-Петербурга слушали трансляцию богослужения на Соборной площади крепости. После чтения Евангелия Его Святейшество произнес проповедь, посвященную подвигу святых апостолов Петра и Павла, отметив, что в годы большевистских гонений судьбу мучеников за Христа повторили многие новомученики российские. Это первое патриаршее богослужение, прошедшее в соборе-усыпальнице русских монархов за всю его историю. Император Петр Первый, основатель храма на Заячьем острове в центре города на Неве, упразднил патриаршество, с его именем связано начало Синодального периода управления Русской Церковью. Поэтому в Петропавловском соборе никто из русских первоиерахов до Патриарха Кирилла не служил. Приветствуя Святейшего владыку от имени Санкт-Петербургской епархии, викарный епископ Амвросий преподнес ему в дар образ святых апостолов Петра и Павла. " С особым чувством я совершил Божественную литургию в этом историческом кафедральном соборе города на Неве, города святого апостола Петра. История так распорядилась, что многие люди забыли о том, что самый высокий храм в городе, находящийся в самом красивом его месте, является его кафедральным собором. Но пора вспоминать о том, что город носит имя святого Петра, что кафедральный собор находится в Петропавловской крепости, потому что, вспоминая наши символы - духовные, исторические, - мы соединяем времена, мы становимся сильнее, в нас пробуждается национальное самосознание, а вместе с ним и любовь к Родине, любовь к своему родному городу " , - отметил в первосвятительском слове Патриарх Кирилл.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=196...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010