В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения по инициативе прихожан были возобновлены. Службы совершались до конца 1944 г. В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Храм был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны. После войны здание отремонтировали, в нем долгое время находился государственный архив. 7 декабря 1991 г. в Петропавловском соборе был совершен первый за 46 лет молебен. 6 апреля 1999 г. были освящены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов. В 1992 г. внутри собора, который серьёзно пострадал в результате использования его в качестве склада и архива, начались реставрационные работы. Были проведены неотложные аварийно-консервационные работы: демонтированы перекрытия, проведены работы по укреплению кладки, началась реставрация стенных росписей храма. В январе 2001 г. число колоколов дополнилось еще одним, самым большим. План храма в виде прямоугольника, близкого к квадрату, расчленен на три нефа. Средний из них завершен граненой апсидой. Главный фасад фланкируется по углам башнями. Такой прием был традиционным в Беларуси при сооружении церквей, приспособленных для оборонительных функций. При реконструкции храма в 1970-х гг. фасады его были изменены, построены новые трехъярусные башни-колокольни и купол над средним нефом (разобран в XIX в.). В настоящее время башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Собор имеет три престола: главный престол освящён в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, правый престол - в честь вмц. Екатерины, левый - в честь святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евфстафия. По материалам сайта piligrim.by Полное название - «Собор во имя святых апостолов первоверховных Петра и Павла». Другие названия: «Петропавловский собор», «Екатерининская церковь». Год основания — 1612. Архитектурный стиль — барокко. Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=08772

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РИЖСКИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Рижский Петропавловский собор, 1 сентября 2010. Фото Людмилы Клешниной с сайта sobory.ru Рижский собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла , находится на территории Рижской цитадели Петропавловский собор ведет свою историю со времен Северной войны . После капитуляции шведских войск по личному распоряжению Петра I на территории Рижской цитадели была отстроена деревянная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Уже при Екатерине II она была заменена на каменную. А в 1850 году в Петропавловском соборе состоялась церемония провозглашения Рижской епархии . В июле 1867 года собор посетил Государь Александр II . Во второй половине XIX века он стал усыпальницей двух выдающихся представителей православного духовенства - епископа Вениамина (Карелина) и епископа Филарета (Филаретова) . 1 сентября 1873 года над Ригой разразилась ураганная буря. Один из ударов молнии пришелся на Петропавловский собор. Рухнул верхний карниз колокольни. Огнем уничтожило часть росписи. Во многих местах исчезла позолота. Без стекол остались верхние окна. В 1919 году церковное здание было занято властями Первой Латвийской Республики. Но уже в 20-ые годы за Петропавловский собор вступился архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер) , ныне канонизированный Православной Церковью. В 1922 году владыка обращается к Учредительному собранию: " Этот храм, - писал он, - сооружен православными и для православных и всегда был бесспорной собственностью Православной Церкви. " Владыка Иоанн добился того, что вопрос о Петропавловском соборе неоднократно становился предметом обсуждения в Сейме, однако острые дебаты не дали никаких результатов. После Второй мировой войны Петропавловский храм, как и многие другие, был закрыт. Распоряжением Совета министров ЛССР от 05.10.1963. за N 1442-Р Рижский собор Рождества Христова превратился в планетарий. Приблизительно тогда же началась подготовка к открытию в Петропавловском соборе концертного зала " Ave Sol " . Церковь была перестроена, в алтарной части соорудили сцену, а все внутреннее пространство храма было переоборудовано под зрительный зал. Останки епископов Вениамина (Карелина) и Филарета (Филаретова) были перезахоронены в Спасо-Преображенской пустыни...

http://drevo-info.ru/articles/3018.html

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. В начале XVIII века в ходе Северной войны село Гатчина, или Хотчино, отошло к России после многовековых территориальных споров со Швецией. К началу правления Екатерины II село разрослось до большого имения, которое императрица подарила своему фавориту Григорию Орлову. Граф Орлов благоустроил имение на свой вкус: построил Большой Гатчинский дворец и разбил пейзажный парк. После его смерти Гатчину принял во владение и от всей души полюбил наследник престола Павел Петрович, будущий Павел I. Екатерина сознательно передала поместье нелюбимому сыну, чтобы реже видеть его. Придя к власти, император перестроил Большой дворец и возвёл похожий на средневековый монастырь Приоратский замок. Во времена правления Павла Гатчина приобретает статус города и становится центром Гатчинского уезда. Население города стремительно увеличивалось, и небольшая церковь, построенная в 1823 году, перестала вмещать всех желающих. Сам город тоже разрастался, и в 1845 году был утверждён новый план его развития, согласно которому территория Гатчины значительно расширялась, а главной её точкой призван был стать кафедральный собор. Место для строительства выбрал самолично Николай I - на возвышении в начале Малогатчинской улицы. По желанию императора собор должен был увековечить память его родителей - Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, а также почивших к тому моменту брата и сестры - едва не ставшего императором великого князя Константина Павловича, который отказался от престола в пользу брата, и великой княжны Елены Павловны, умершей в 19 лет. Поэтому главный алтарь собора посвящён святому апостолу Павлу, а боковые алтари - Марии Магдалине и святым Константину и Елене. В 1845 году Николай повелел начать работы по созданию проекта церкви и внести необходимую для строительства сумму в смету на следующий год. Строительство собора было одним из деяний, посвящённых памяти императора Павла, приуроченных к 50-летию его мученической кончины. В 1851 году перед Гатчинским дворцом был установлен бронзовый памятник императору Павлу работы скульптора И.П. Витали. Следующим шагом по увековечиванию памяти императора, который за своё короткое царствование много сделал для России и Православной Церкви, стала постройка храма в честь его небесного покровителя. По замыслу императора, собор Св. Павла должен был соотноситься с недавно возведёнными соборами в Царском Селе и Петергофе: быть выше Петергофского храма Святых Апостолов Петра и Павла, но ниже Царскосельского храма Святой Великомученицы Екатерины. Обе названных церкви возводились по проекту архитектора Константина Тона - любимого зодчего Николая I. Известно, что разрабатывал проект Павловского собора и наблюдал за ходом строительства архитектор Роман Иванович Кузьмин. В композиционном построении и оформлении фасадов собора Св. Павла ясно прослеживаются приёмы, обыкновенно использовавшиеся Константином Тоном в проектах православных храмов.

http://sobory.ru/article/?object=00533

Отсюда можно заключать, что при Соборе Богоявленском в 1722 году был особенно Чтимый Образ Казанской Богоматери, и, конечно, тот самый, который доныне, яко Чудотворный, чествуется Жителями Иркутска, и окрестными селениями. Но, к сожалению, мы еще не открыли, когда, кем и откуда внесен этот Образ в Иркутский Кафедральный Собор. Сочетание же слов жертвователей, что они вносят свои вклады, к церкви Богоявления Господня и Богородице Казанской, ведет к тому заключению, что новый каменный Собор предполагался двухпрестольный во имя Богоявления Господня и Казанской Божией Матери. Но на каком основании, коль скоро зимний отдел храма был окончен постройкою, освящен он 12 мая 1724 года, во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, тогда как разрешение у Тобольского Митрополита было испрошено на построение храма Богоявленского, а народное усердие выражалось в желании видеть при Соборе еще храм Богоматери в честь Иконы Ее Казанской? – Или Митрополит Феодор, в бытность свою в Иркутске, дополнил первое свое распоряжение личными указаниями, чтоб храму быть начально во имя первоверховных. Апостолов Петра и Павла, или, освящавший храм Петра и Павла иеромонах Корнилий руководился советом Святого Странника Иннокентия, в это время уже проехавшего чрез Иркутск за Байкал, и, без сомнения, не без особенного воззрения на новостроющийся в Иркутске вторый (после Спасского) каменный Собор. Святый Иннокентий, по принятии управления Иркутскою Епархиею, предпочитал служить в освященном при новом Соборе зимнем отделе во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, как более поместительном, чем прежний Спасский Собор, не имевший еще в то время пристроенных в посоедствии Приделов. Но особенною заботою Первосвятителя было достроить холодный отдел нового, Собора, предназначавшийся во имя Богоявления Господня. И вот что в показание этой заботливости, представляет упомянутая нами приходорасходная книга: В 1727 году подрядчиками Петром Пахаевым, Васильем да Иваном Кирпишниковым, Посадским человеком Иваном Корюкиным да служилым Иваном Поповым, поставлено кирпичей, первым 30 т., вторым 20 т. и последними 20 тысяч, по 3 рубля за тысячу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1920-е годы храм согласно требованиям большевистской власти был в подчинении раскольников-обновленцев. В 1940 году церковь была закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. Но уже в 1944 году храм был возвращен Православной церкви. Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла//Православные храмы Томска: альбом. – Томск, 2005. С. 54-75.  http://elib.tomsk.ru/page/11366/ Летопись столетия В 1901 году учрежден Приход в честь апостолов Петра и Павла. 31 мая 1909 года святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский, совершил торжественную закладку собора. 18 декабря 1911 года освящен Главный (центральный) престол во имя святых апостолов Петра и Павла. 28 июля 1913 года освящен Правый (южный) престол во имя 1-го и 2-го обретения главы Ионна Предтечи. В 1915 году освящен Левый (северный) престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 февраля 1940 года распоряжением советских властей собор закрыт. Церковь стала складским помещением — зернохранилищем Поросинского спиртзавода. 19 октября 1944 года Петропавловский храм первым в Томске был официально возвращен Русской Православной Церкви. В Крещенские праздники 1945 года возобновлена жизнь Петропавловского собора. В 1970-76 г.г. осуществлена роспись собора, установлены вызолоченные храмовые иконостасы и киоты. 23 мая 1967 года, указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I, Петропавловскому храму было присвоено достоинство собора. С 1980 года Петропавловский собор признан памятником архитектуры местного значения, согласно решению Томского облисполкома. В 1989 году при храме создана первая в Томске Воскресная школа. 13 мая 1991 года первый визит Святейшего Патриарха Алексия II в Томск, Первосвятительское служение Божественной литургии в Петропавловском соборе. В 1992 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, начала свою деятельность Томская духовная семинария. Целый год студенты размещались в помещениях Петропавловского собора.

http://sobory.ru/article/?object=07329

Шахты. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Александровске-Грушевском (ныне Шахты) Самая первая церковь, названная в честь памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, начата строительством 5 июля 1854 года по инициативе и на средства углепромышленников. Во время строительства храма, которое продолжалось семь лет, богослужения совершались во временном молитвенном доме. А первыми клириками Петропавловской церкви стали священник Федор Быстров и дьячок Антон Данилович Сербинов. В 1861 году состоялось освящение однопрестольной Петропавловской церкви Грушевского горного поселения. По описанию клировых ведомостей, она выглядела таким образом: «Зданием деревянная на каменном фундаменте в столбах, с таковою же колокольнею, ошелёванная как снаружи, так и внутри, покрытая железом». Иконостас для этого храма заказывали в Москве. К концу 1880-х годов деревянное здание Петропавловской церкви утратило свою примечательность для горожан, и был поднят вопрос о строительстве новой каменной церкви. К тому времени Грушевское горное поселение уже было преобразовано в город Александровск-Грушевский, а Петропавловская церковь стала центральным городским храмом. Петропавловская каменная церковь была построена и освящена 11 ноября 1899 года рядом со старой деревянной церковью, которая была позже перенесена. Что интересно, храм строился из камня, добытого в станице Кривянской. Как стало известно из документального источника, «граждане Кривянской станицы, проникнутые благим желанием оказать помощь жителям города Александровска-Грушевского, при постройке последними новой церкви в их городе, с пределом в честь св. ап. Филиппа для увековечения памяти о бракосочетании ныне благополучно царствующего государя нашего императора Николая Александровича, постановили разрешить означенной строительной комиссии добывать в юрту названной станицы камень, сколько такого потребуется, но с тем, чтобы добыча камня была окончена к 1 марта 1896 года».

http://sobory.ru/article/?object=34389

Южный. Церковь Петра и Павла. Петропавловский храм Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1994 и 2014. . Адрес: Россия, Алтайский край, городской округ Барнаул, п. Южный, ул. Герцена, д. 1 Координаты: 53.259938, 83.699352 Проезд:на общественном транспорте, напр. на автобусе с площади Победы (рядом с автовокзалом), до пос.Южный Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла построена недавно, один из самых молодых храмов Барнаула. Но первый православный храм в Барнауле был возведен в 1751 году, вскоре после завершения строительства Барнаульского сереброплавильного завода и крепости вокруг него. И это был собор, посвященный первоверховным апостолам Петру и Павлу. Петропавловская церковь была деревянной, ее окружал высокий забор, а колокольня стояла отдельно и одновременно служила вратами для въезда на территорию храма. Забор был нужен для защиты церкви от воинственных кочевников – джунгар. Колокольня была сооружена в середине XVIII века. Вполне возможно, она могла использоваться для наблюдений за «немирной степью», как писалось в старых документах. Однако деревянная церковь простояла недолго – около полутора десятков лет, и вскоре ее заменил каменный храм. Особенно «великое утеснение» наблюдалось в Петропавловской церкви, о чем можно прочесть в архивных документах. В силу этого «утеснения» и был построен каменный Петропавловский собор. Его заложили 23 июня 1771 года. Строительство шло довольно быстро – помощь в возведении храма была делом богоугодным для русского православного человека и почиталась за великую честь, поэтому храм строили многие рабочие Барнаульского сереброплавильного завода. Петропавловский собор был построен и 3 февраля 1774 года освящен. С тех пор он являлся главным центром духовной жизни барнаульцев на протяжении полутора веков. Петропавловский собор был очень красив и в XVIII веке служил образцом для подражания при строительстве храмов в других сибирских городах, в частности, в Томске, Кроме того, храм отличался красотой внутреннего убранства, о чем свидетельствуют архивные документы и рассказы старожилов.

http://sobory.ru/article/?object=53531

В архиве сохранился фрагмент чертежа церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, выполненный прапорщиком Пименом Старцовым в 1751 г. Первая церковь в Барнауле была небольшой деревянной, не имела колокольни. На плане г. Барнаула 1752 г. чуть выше существующей деревянной церкви указано одно из первых в Барнауле кладбищ, место, где «погребают усопших телеса». Кладбище находилось примерно в районе современного пересечения улицы Пушкина и Социалистического проспекта, в северо-восточной части площади. Из-за плохого леса, деревянная церковь вскоре пришла в негодность. Вот как барнаульское духовное правление описывает состояние церкви в письме, отправленном в Канцелярию Колывано-Воскресенских заводов: «… по слабости здешнего леса церковь начала приходить в крайнее обветшание, а именно стены весьма углубились в земле и теми на древесных стойках построенного пола концы угнетены книзу, а середина поднялась кверху. Жертвенник, приделанный к алтарной стене в углу, от давления стенного немало поклонился. В церкви и трапезе пол и иконостас так же стенами сдавило. Летним временем в алтаре и церкви от дождей течь бывает...». В дальнейшем в течение 1771–1774 г.г. по ходатайству и на средства барнаульского сереброплавильного завода, чуть выше места, где стояла деревянная церковь, на другом конце площади, был построен кирпичный на каменном фундаменте собор св. Петра и Павла. Автором проекта выступил московский архитектор Д.П. Макулов, а в Барнауле в данный проект внесли свои изменения горный инженер И. Медер и подпоручик П. Попов. Храм был заложен 23 июня 1771 г., а освящен 3 февраля 1774 г. В июне 1771 г. при закладке фундамента в основание храма были помещены мощи Димитрия Ростовского. Петропавловский собор явился первым каменным культовым сооружением на территории Алтая, единственным в стиле барокко. Резной иконостас выполнил житель Томска А. Гущинов, живописные работы – тобольский купец А.Н. Сумин. Петропавловский собор в XVIII веке служил образцом для подражания при строительстве храмов в других сибирских городах, в частности, в Томске. Кроме того, он имел статус главной церкви Колывано-Воскресенского горного округа. С этого времени и пошло название площади Соборной и близ лежащего Соборного переулка (ныне пр. Социалистический). Храм св. Петра и Павла находился в центре Соборной площади (в 1920-х г.г. – пл. Республики, ныне пл. Свободы). В 1774 г. в барнаульском заводе при Соборной Петропавловской церкви на тот период состояло 496 дворов, служило 3 попа и 1 дьякон.

http://sobory.ru/article/?object=23542

Барнаул. Собор Петра и Павла. Петропавловский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1771 и 1774. Год утраты:1935 Архитектор:Д.П. Макулов Адрес: Барнаул, Соборная площадь (сейчас Площадь Свободы) Координаты: 53.331136, 83.789794 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1 мая 1747 г. бывшие владения Акинфия Демидова на Алтае, включая все заводы, строения, земли, рудники, оборудование, а также приписных крестьян и мастеровых, отошли во владение Императора и отданы в ведение Кабинета Его Императорского Величества. Началсяся новый этап в истории Барнаула, условно называемый кабинетским. В 1748 году в поселке Барнаульского сереброплавильного завода, между казармами и офицерскими домами, началось строительство первой барнаульской церкви " во имя верховных апостолов Петра и Павла. Геодезии прапорщику Пимену Старцеву было поручено " сочинить чертеж " деревянного храма. Строители - плотник Елисей Анчутин, " Сибирского гарнизона Тобольского полка солдат " Анисим Чуркин, " новоучрежденного драгунского полка драгун " Еремей Кабаков и 13 помощников. Деревянный храм был завершен и освящен в 1749 году. При храме было небольшое кладбище. В 1751 году здесь в ограде был похоронен Андреас Беэр, горный специалист, первый начальник Колывано-Воскресенских заводов, а в 1766 году - Иван Ползунов, изобретатель русской паровой машины. Деревянная церковь простояла 19 лет. В 1767 г. духовное правление Барнаульского завода обратилось в Кабинет с прошением " разрешить построить церковь на каменном фундаменте, кирпичную... ибо за слабостью здесь грунта и дряблостью леса деревянное строение весьма непрочно и не более двадцати лет простаивает " . Деньги на строительство выделял Барнаульский сереброплавильный завод. В ответ на прошение в декабре 1767 г. из Петербурга был прислан проект каменного Петропавловского собора архитектора Д.П. Макулова, выполненный в стиле барокко. Поскольку в Кабинете проект был признан сделанным " с излишнею весьма огромностью и по смете превосходящим гораздо предписанные пределы " , в Барнауле должны были его взять за образец и доработать. Разработка сметы и плана строительства собора были поручены горному инженеру И. Медеру и подпоручику П. Попову.

http://sobory.ru/article/?object=23542

Ибо иначе как мог так дерзновенно противоречить ему в Антиохии апостол Павел и даже бросить ему упрек в лицемерии? Святой Иларий Пиктавийский выводит отсюда заключение о равенстве по достоинству Петра и Павла: «Кто же осмелился бы противостать святому Петру, главе апостолов, как не иной, подобный ему, который с верою в свое избрание, сознавая, что он и сам не неравен ему, мог твердо порицать первого за его неблагоразумный поступок?». Далее, как могли апостолы послать Петра вместе с Иоанном в Самарию? Зачем нужен был тогда собор Апостольский? Как могло произойти (пускай временное и фактически не вполне соблюдавшееся) разграничение поля деятельности между Петром и Павлом (разумеется, братская связь апостола Павла и основанных им Церквей с изначальной Церковью, Иерусалимской, не порывается и не ослабляется, но остается живой и деятельной, и апостол Павел чувствует себя единым с прочими апостолами: Я ли, они ли – мы так проповедали, вы так уверовали 85 ); как мог бы Павел так подчеркивать, что источник его веры – не авторитет Петра и других столпов, а откровение Иисуса Христа 86 и что поэтому он всецело равен по достоинству другим апостолам? Если бы апостол Петр был единодержавным руководителем Древней Церкви, наподобие нынешнего папы в католичестве, то как могли бы быть рядом с ним и другие столпы – Иоанн, любимый ученик, и Иаков, брат Господень, первый предстоятель (после Петра, которого он заменил в этой руководящей роли) матери Церквей – Церкви Иерусалимской? Итак, Петр обладал неким преимущественным авторитетом среди апостолов, ему принадлежала руководящая роль, но о владычестве Петра, но о господстве Петра (совершенно иначе звучат слова самого Петра: Пастырей ваших умоляю я, сопастыръ и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться, – 1Пет.5:1 ), но о непогрешимости Петра мы ничего не знаем ни из Писания, ни из Предания Церкви. То, чего он не имел, не мог он передать и своему «преемнику». И еще раз ставится тут вопрос: кто его «преемник»? Почему только епископ Римский, а не в равной степени епископ Церкви Антиохийской и епископ Церкви Иерусалимской? Ибо до Иакова, брата Господня, руководящая, предводительствующая роль в матери Церквей – Церкви Иерусалимской принадлежала, несомненно, Петру, а по древнему преданию, засвидетельствованному уже у Оригена , в Антиохии (где первые верующие стали называться христианами – см.: Деян.11:26 ), первым епископом был Петр («Игнатий – второй епископ после Петра»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010