Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 126-136; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. Ч. 1; Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество. Джорд., 19882.. Серг. П., 1992р; Четвертый удел Богородицы/Изд. Серафимо-Дивеевского монастыря. [М.,] 1995; Матушка Александра - первоначальница Дивеевской обители/Изд. Свято-Данилова монастыря. [М.,] 1997; Житие преподобных Александры, Марфы и Клены Дивеевских. Дивеево, 2001. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)

http://pravenc.ru/text/64434.html

Ист.: Архимандрит Арефа: [Некролог]//Рус. паломник. 1903. 27. С. 462; [Баранов В. С. ] Архимандрит Арефа//Там же. 1903. 29. С. 511. Лит.: ЖПодв. Май. С. 94-95; Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 281-282; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 13-15. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/75912.html

Вскоре на горе посреди леса выросли храмы. В центре обители возвышался большой Преображенский собор. Чудно расписанный и богато украшенный собор имел четыре придела. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, правый придел был посвящен святителю Николаю, а левый – великомученику Георгию Победоносцу. Внизу, в подклете, находился придел во имя преподобных и богоносных отцов, в Киево-Печерской Лавре просиявших. К западу от собора расположилась надвратная колокольня. В ней была устроена церковь во имя святителя Фотия. Рядом с ней – небольшой храм Воскресения Словущего с трапезной палатой. А с юго-восточной стороны – церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с братским корпусом. Вся обитель была обнесена кирпичной стеной с башнями. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. В обители имелась прекрасная библиотека, включавшая в себя значительное количество старопечатных и рукописных книг, значительное собрание старинных икон – около 500. Гуслицкий монастырь отличался своим стройным неторопливым богослужением, которое должно было производить впечатление на старообрядцев. В 1866 году был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. В соборе был один престол во имя Преображения. По местным преданиям, в храме было еще несколько престолов: Георгия Победоносца и Святителя Николая и Киево-Печерских святых в подклете под главным алтарем. Из собора шли два подземных хода. Первый из них направлялся к реке, второй в сторону монастырской бани. По ним можно было пройти еще в 1950х годах, после чего они были засыпаны. Под 1863 годом в монастыре упоминается построенный, но еще не освященный храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это старейшее каменное и старейшее сохранившееся здание монастыря. При основании монастыря на его территорию была перенесена старая церковь упраздненного погоста Спаса-на-Мошеве. Неизвестно, какой вид она имела прежде, но в монастыре она была собрана двухэтажной, в верхней части поместился храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу – Воскресения Христова. Храм был одноглавый. Ныне не существует. Когда была построена ныне существующая двухэтажная кирпичная монастырская трапезная, также не установлено.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Не совсем ясен статус Д. («игумен успенский») и Ф. (по смыслу текста, игумен «спасский») среди владимирского духовенства. Возможно, Д. был игуменом и духовником во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре , к 1237 г. уже существовавшем. Однако ничего не известно о существовании к 1237 г. во Владимире Спасского мон-ря (его основание при Спасо-Преображенской ц. у Золотых ворот относится к более позднему времени). Более правдоподобным является предположение о том, что «игуменами» летопись называет настоятелей владимирских соборов - Успенского и Спасского (Спасо-Преображенского у Золотых ворот). (Можно предположить, что как настоятель владимирского Успенского собора назван в летописной статье о гибели и погребении блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского Феодул - «игумен святое Богородици» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 370). На принадлежность игум. Феодула к духовенству Успенского собора указывает упоминание при нем «клирошан».) Канонизация Д., П. и Ф. совершилась в кон. XX в., после того как их имена были включены в Собор Владимирских святых (празд. Собору установлено в 1982 по инициативе Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) ). Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 170-171; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Екатеринбург; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 102; ПЦК, 2003. М., 2002. С. 81-82; Минин С. , свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128. А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/171308.html

Богослужебные песнопения исполнили два хора под управлением Натальи Беляцкой и Александра Скалабана. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Чарный. По окончании богослужения с приветственным словом к Патриаршему экзарху обратился епископ Слуцкий и Солигорский Антоний. Владыка Антоний сердечно поблагодарил митрополита Павла за посещение Слуцкой епархии, освящение собора и совместную молитву. Епископ Барышевский Виктор огласил приветствие Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия правящему архиерею епархии и преподнес в дар кафедральному собору Рождества Христова ковчег с частицами мощей священномученика Владимира, митрополита Киевского, и преподобных отцов Киево-Печерских. «Разделяя сегодня с Вашим Преосвященством радость великого торжества, молитвенно желаю, чтобы очи Господни были отверсты день и ночь  (см. 3 Цар. 8:29) на соборный храм, освященный в честь Его славного Рождества. Пусть тихая лампада благодатной молитвы, зажженная на этом святом месте, станет путеводной Вифлеемской звездой для жителей вверенной Вашим попечениям епархии, направляя их стопы ко встрече со Христом и наполняя их души немерцающим светом Божественной правды», — пожелал Предстоятель Украинской Православной Церкви . Далее с приветственными словами ко всем собравшимся обратились: уполномоченный по делам религий и национальностей Л.П. Гуляко; первый заместитель председателя Минского областного исполнительного комитета И.Н. Макар; председатель Солигорского районного исполнительного комитета О.Г. Поскробко и генеральный директор ОАО «Беларуськалий» И.И. Головатый. Митрополит Павел поблагодарил всех выступивших за слова приветствия, поздравил архипастырей, духовенство, благочестивых мирян и паломников с праздником и обратился ко всем присутствующим со словом назидания. В связи с окончанием строительства и освящением кафедрального собора Рождества Христова в городе Солигорске митрополит Павел наградил почетного настоятеля — протоиерея Николая Розова орденом Белорусской Православной Церкви святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Владыка экзарх поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Всем молящимся на молитвенную память были вручены иконы Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/5070634.ht...

В начале 1970-х гг. началась реставрация колокольни и стен обители, однако работы велись крайне медленно. Территория монастыря, храмы и постройки, в том числе собор, активно использовались для своих нужд поселком Дзержинский. В декабре 1990 г. в монастыре были возобновлены богослужения. Зимой 1991 г. решением Московского областного совета обитель была возвращена Церкви. В том же году монастырь получил статус ставропигии. Наместником был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) . В 1990-2000-х гг. в обители проходили реставрационно-восстановительные работы. В 1998 г. решением Священного Синода при монастыре было открыто духовное училище, преобразованное через год в Николо-Угрешскую духовную семинарию. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 27 апреля 2021 г. Николо-Угрешский монастырь при сохранении за ним ставропигиального статуса предоставлен митрополиту Крутицкому и Коломенскому для размещения в нем резиденции и Управления Московской митрополии и Коломенской епархии . Согласно указу, имя митрополита Крутицкого и Коломенского возносится за всеми богослужениями в обители в соответствии с порядком, принятым в Русской Православной Церкви. Храмы и часовни Святыни Мощи прп. Пимена Угрешского, частица мощей свт. Николая, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свт. Игнатия Брянчанинова, Киево-Печерских преподобных отцов и др., крест-мощевик VII в. Чтимые иконы: Божией Матери «Взыграние» Угрешская, список с Тихвинской иконы, список с иконы свт. Николая Чудотворца, явившейся Димитрию Донскому на месте монастыря, икона прп. Пимена Угрешского. Богослужение Ежедневно — Литургия в 6.45 и 9.00, по воскресным и праздничным дням — в 6.30, 8.00 и 9.30. Вечернее богослужение в 17.00. Наместник — игумен Мефодий (Зинковский) ( поставлен во игумены Святейшим Патриархом Кириллом 18 апреля 2023 г.). Страна: Россия Город: Дзержинский Адрес: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Свт. Николая, д. 1 Телефон: +7 (495) 551-26-43 Web-caйm: www.ugresha.org E-mail: ugresha@rambler.ru

http://patriarchia.ru/db/text/243887.htm...

Дмитрий Анохин 19 ноября 2014 г. 21:10 Вчера, 16 ноября, Фонд Андрея Первозванного (ФАП) передал на длительное хранение во Владимирский собор Херсонеса Таврического Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери. В рамках молитвенной памяти в ознаменование очередной годовщины исхода Русской армии из Крыма в ноябре 1920г. святыня была пронесена Крестным ходом от адмиральской усыпальницы Владимирского собора до Графской пристани у площади Нахимова. Дмитрий Анохин 17 ноября 2014 г. 14:00 Оставить  столицу и уехать с женой и тремя детьми служить на глухой сельский приход — это означает начать жизнь с нуля. У настоятеля трех сельских храмов Спировского района Тверской области иерея Димитрия Лихачева ушло несколько лет, чтобы завоевать доверие сельских прихожан, в чьей памяти всё еще жив образ служившего здесь 80 лет назад новомученика. О своих ошибках и удачах, о характерной разнице в духовной жизни городского и сельского прихожанина и о том, как привить молодежи уважение и память о новомучениках, священник рассказал корреспонденту ЖМП. Алексей Реутский 12 ноября 2014 г. 14:41 Вчера, 6 ноября, на шатровые купола строящегося Александро-Невского храма на подворье Троицкого Николаевского мужского монастыря в селе Марково (Лесозаводский р-н, Владивостокская епархия) установили луковые главки и увенчали их крестами. Дмитрий Анохин 7 ноября 2014 г. 16:15 Завершен важный этап возведения Успенского архиерейского подворья — будущего мужского монастыря рядом с новым поселением «Русская православная деревня Беловодье» в предгорье Хехцира (20 км от Хабаровска), о проекте которой рассказывал «Церковный Вестник». Здесь взамен временных созданы капитальные пещерные келии, примыкающие к подземному храму Преподобных отцов Киево-Печерских. Дмитрий Анохин 7 ноября 2014 г. 13:00 Ущелье между горами Кавказа, по дну которого протекает река Баксан, украшает каменный, с большим крестом православный Георгиевский храм города Тырныауза. Этот некогда процветавший моногород — районный центр Эльбрусского района Кабардино-Балкарии — настоятель храма иеромонах Игорь (Васильев) считает одним из форпостов христианства в отдаленном уголке России. В интервью «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, как в их храме проходят будни и праздники, как он освящал высочайшую вершину Европы Эльбрус и при каких обстоятельствах постриг в монахи страшного разбойника и бандита, отсидевшего десять лет в колонии за многочисленные убийства.

http://e-vestnik.ru/church/page/35/

с 1795 года начинается новый период в жизни Корецкого монастыря. По указу Екатерины II православная часть обители должна была снова возвратиться. Но, к сожалению, спустя два года монастырь полностью был уничтожен пожаром. И снова началось восстановление обители. В 1800 году храм и келии для сестер были построены и освящены в честь Святой Троицы, а в 1866 году монастырю передали во владение и развалины католического монастыря. Как птица феникс возрождалась из пела, так и Корецкий монастырь, минуя все преграды, по воле Божией возрождался снова и снова. Будто избрано это место для спасения душ человеческих самой Царицею Небесной. С 1880 года и до сегодняшних дней монастырь уже не закрывался, не смотря ни на что. Наверное сама Богородица покрывала эту обитель Своим покровом в дни тяжких испытаний. Сегодня в Корецком женском монастыре как и всегда совершается служба Богу. Украшением обители является Свято-Троицкий собор. Также на территории монастыря действует храм в честь рождества Иоанна Предтечи. Возвращены монастырю и развалины Воскресенского девичьего монастыря. Там реставрируются Благовещенский и Воскресенский храмы. Главной святыней была и остается по сей день икона Божией Матери «Споручница грешных». Эта икона была передана в дар монастырю князьями Корецкими в 1622 году. И сегодня многие приходят в обитель за помощью к Царице Небесной. Также есть в монастыре чудотворная икона преподобных отцов Киево-Печерских, лики которых дивным образом обновляются. Множество икон святых, а также частицы мощей собраны по милости Божией в этой дивной обители для исцеления и утешения страждущих. Обителью верных многие называют древний Корецкий монастырь. Называют так за верность Православию, за стойкость и нерушимость веры, за пламенные сердца, горящие любовью к Творцу. Если вы столкнулись с ситуаций, когда нужно продать автомобиль, но он куплен в кредит, а кредит еще не возвращен, то можно воспользоваться услугой по выкупу кредитных автомобилей в Москве и МО . Самостоятельно найти покупателя на такой автомобиль очень сложно, плюс различные юридические сложности. А специализированная компания поможет вам сделать это быстро, правда несколько дешевле, чем если бы вы продавали автомобиль после возврата кредита.

http://zavet.ru/obs/mx/mest/060volyn.htm

Свято-Георгиевскому монастырю уже удалось возродить полноценную монастырскую жизнь, и на сегодня эта обитель является глубоко почитаемой православной святыней не только Житомирщины, но и всей Украины. Монстырь знан и далеко за границами Украины. Ежегодно его посещают сотни паломников. Отреставрирован Свято-Георгиевский собор. В конце 1980-х гг. на месте взорванной церкви преподобного Симеона построена одноименная часовня-алтарь, освященный митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом), который является Священноархимандритом обители. Теперь перед ней летом на большие праздники происходят богослужения под открытым небом. В 1995 г. был построен 2-этажный каменный келейный корпус, в котором в 1997 году освящен теплый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Этот чудотворный образ, а также частицы мощей великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Варвары, преподобных отцов Киево-Печерских являются святынями обители. 6 мая 2003 году состоялись торжества, посвященные 100-летию освящения Свято-Георгиевского собора, в которых участвовали митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), архиереи УПЦ, светские власти. В настоящее время монастырь являет собой современный комплекс площадью  ? га, включающий административно-хозяйственные и жилые сооружения, построенные и обустроенные на пожертвования меценатов, паломников и прихожан. Имеется водопроводно-канализационная сеть, автономная котельня, что позволяет обеспечивать насельников теплом в суровые полесские зимы. По периметру территория окружена кирпичным забором. Архитектором и проектировщиком всех современных сооружений является наместник монастыря Архиепископ Александр. При монастыре обустроено обширное подсобное хозяйство (имеются коровы, свиньи, куры), пасека, обрабатывается более 20 га земли. Вырабатываемая сельскохозяйственная продукция идет на кормление насельников, а также реализуется местному населению. Особой заботой окружены престарелые монахи и инвалиды, которых в обители постоянно проживает от 5 до 10 человек. Постоянный уход за ними осуществляют насельники мнастыря. Имеется на територии своя поликлиника, зубопртезный кабинет, оборудованные неоходимой аппаратурой.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

Единоличное изображение М. представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы мастеров Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) и находится на стене у раки святого в Дальних пещерах лавры. М. показан мужем старше средних лет, вьющиеся с проседью волосы открывают лоб с небольшой залысиной, борода окладистая, менее средней длины; представлен в 3/4-ном повороте влево, почти поколенно, облачен в соответствии со своим служением в стихарь, под широкими рукавами к-рого виден подрясник, на запястьях - поручи, препоясан крестообразно орарем; в правой руке держит кадило, левая прижата к сердцу. Преподобные Мартирий и Ахила диаконы. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского мон-ря в Александрове) Преподобные Мартирий и Ахила диаконы. Фрагмент иконы «Собор Киево-Печерских святых». Сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского мон-ря в Александрове) Близок по возрастной характеристике, несмотря на седую бороду, образ святого на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры. М. изображен также в момент служения: левая рука поднята перед грудью в жесте возглашения, в опущенной правой держит край ораря, перекинутого через левое плечо. В составе богослужебного облачения - камилавка на голове (длинные волосы зачесаны назад), стихарь зеленого цвета. Фигура показана в легком развороте вправо. В нимбе надпись: «Прп: Мартрй Даконъ». Образ святого включается в состав композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, начало сложения к-рого связано с процессом соборной канонизации печерских чудотворцев и приходится на 2-ю пол. XVII в. Эта схема воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в. В большинстве случаев местоположение М. остается неизменным - в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах, в верхней части композиции, обычно в 8-м снизу ряду, в центре группы из 5 святых, рядом со святым того же служения - диаконом прп. Ахилой; оба этих святых выделяются диаконским облачением, контрастным по цвету темным монашеским одеждам; фигура М., как правило, показана развернутой от центра, словно в духовной беседе с прп. Ахилой.

http://pravenc.ru/text/2562458.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010