Киевские святые, в том числе и Л., были прославлены свт. Петром (Могилой) , митр. Киевским. В 1643 г. установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих (первоначально в первую субботу после праздника Воздвижения Честного Креста). В 1760 г. Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением, и над ними был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886 г. Платон (Городецкий) , митр. Киевский и Галицкий, перенес празднование памяти Собора Ближних пещер на 28 сент. В 1643 г. установлен Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (во 2-ю Неделю Великого поста). Соборное празднование подтверждено указом Святейшего Синода в 1843 г. В 1762 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 гг.) включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печатать им службы в месячных Минеях. Тем не менее нормативные месяцесловы синодального периода - в Типиконе и Следованной Псалтири - не включали имен киевских святых, продолжая считать их местночтимыми. Месяцесловы др. богослужебных книг (иерейского Молитвослова, Требника и алфавита имен при нем) стали включать имена киевских святых, преимущественно тех, которым были опубликованы службы в Минее Киевской (Службы преподобным отцем Печерским. Киево-Печерская лавра, 1855). Месяцесловы небогослужебные стремились включить максимальное количество имен киевских святых. Память Л. включалась в месяцесловы под 29 янв. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что в книге XVIII в. из киевского Софийского собора «Описание о российских святых» память прп. Лаврентия, затворника, еп. Туровского, праздновалась 10 мая. Имя Л. включено в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе Минского и Белорусского митр. Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) решением Священного Собора РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2462417.html

Местная канонизация Н. совершена при архим. Варлааме (Ясинском) , настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой Н. прославляется в 4-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание Н. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Н.) в общецерковные месяцесловы. При посещении имп. Александром I Павловичем 9 сент. 1816 г. Киево-Печерской лавры ее наместник архим. Антоний (Смирницкий) (впосл. святитель, архиепископ Воронежский и Задонский), сопровождавший государя, обратил его внимание среди прочих святых Дальних пещер, и на Н. Прозвище святого заинтересовало императора: «Там (т. е. в Ближних пещерах) был летописец, отец истории... Некнижный, значит не знал грамоты?» - «Так, Ваше Величество,- отвечал архимандрит Антоний,- он не умел читать. Но слово Божие, вразумляющее человеков, научило его мудрости не земной, но вышней...»». Александр I сказал, обращаясь к сопровождавшему его кн. Волконскому: «Угодник Божий не имел суетного просвещения: но чистое сердце и живую веру. Слушая слово Божие, он исполнял его самим делом. Пламенная молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Тут Государь, осенивши себя крестным знамением, сделал земной поклон, произнесши: «Преподобный отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», потом приложился к его руке»» ( Савостьянов Н. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852. С. 21-22). В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 56-57). День памяти Н., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг. Первоначально, судя по «Полному христианскому месяцеслову» (К., 1875), это было 28 окт. (см. также: Барсуков). Однако уже к кон. XIX в., как и в наст. время, память Н. чтилась и днем раньше (см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 193), совпадая с днями памяти мч. Нестора Солунского и прп. Нестора Летописца.

http://pravenc.ru/text/2565116.html

Г. скончался во время пребывания в Киеве. Место его погребения неизвестно. В XIX в. полагали, что мощи Г. находятся в новгородском Софийском соборе ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 42-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 130; Тихомиров. С. 34). Скорее всего это ошибка, т. к. о перенесении мощей Г. в Новгород ничего не известно, его захоронение в Софийском соборе Новгорода в наст. время отсутствует. В Киево-Печерском мон-ре его захоронение также неизвестно, и в Соборах прп. отцов Ближних и Дальних пещер имя Г. отсутствует. Поэтому утверждение гр. М. В. Толстого о том, что мощи Г. «были положены в Антониевой пещере» (Описание о российских святых. С. 13), также ошибочно. Архиеп. Сергий (Спасский) писал, что мощи Г. находятся в Киеве, но без указания места захоронения (Месяцеслов. Т. 2. С. 39-40). Г. был канонизирован в Новгороде при свт. Евфимии II (Вяжицком) в 1439 г., после 1549 г. установилось его общероссийское почитание. Г. упоминается в 7 известных псковских синодиках 1-й четв. XVI - 1-й четв. XVIII в., в одном из них он ошибочно назван Гермогеном ( Янин. Некрополь. С. 207-209). Память о Г. сохранялась в Киево-Печерском мон-ре. Он упомянут среди особо почитавшихся в мон-ре церковных иерархов в 9-й песни канона прп. отцам Печерским, составленного в Киеве ок. 1643 г. предположительно патриаршим экзархом и протосинкеллом греком Мелетием Сиригом (Дива печер лаврських. С. 148). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.) Новгородский архиерей также назван среди святых, почитаемых в Киево-Печерском мон-ре ( Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 579). О почитании в Киеве «святого Германа, епископа Новгородского» свидетельствует также «Описание о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. С. I, по рукописи XVIII в.). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831) (Минея МП. Май. Ч. 3. С. 456).

http://pravenc.ru/text/164697.html

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери " Умиление " , которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес. Икона " Умиление " написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери " Успение " и " Умиление " были посланы к защитникам Пскова. Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону " Умиление " носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков. Икона Пресвятой Богородицы " Умиление " , которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона " Умиление " , XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой. Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами. В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья. В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново. За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых - преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, - Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

http://sobory.ru/article/?object=01991

Сидя вечером за чаем на лоджии в семейном кругу, мы вели полушутливый разговор о национальной принадлежности. Перебирали предков, из которых большинство - украинцы, и тут я сказал, что не знаю, кто там - кто, а лично я - русский. Хотя это сказано было тоже полушутя, но тон разговора неожиданно стал серьезным. И хотя во время спора мне было сказано, что это только москвичи нас, хохлов, ненавидят, а мы к ним относимся спокойно, на меня за сказанные слова родственники набросились именно с чувством ненависти. Итак, давайте подумаем вместе. Мы помним из истории, что Киевскую Русь населяли разные славянские племена: кривичи, вятичи, поляне, славяне, древляне и другие. Но всех их объединяла общность культуры, экономики, а затем и государство - Русь. Были у каждого племени свои князья, свои столицы, свои языковые отличия, что часто осложняло межплеменные отношения. Однако необходимость противостоять внешним врагам и стремление к внутренней общности заставляли наших далеких предков покоряться киевскому князю и не искать самостоятельности и разделения. Можно ли назвать Киевскую Русь древней Украиной? Но тогда и Великий Новгород и Муром - древнеукраинские города? Святая княгиня Ольга была родом из псковской земли, не назовешь же киевскую княгиню украинкой! Поэтому странно иногда слышать по радио рассказы, как святой князь Владимир крестил Украину. В то время такого государства и такого народа просто не было. Вскоре после Крещения Руси возник Киево-Печерский монастырь - колыбель Русского Православия. Желавшие монашества наши благочестивые предки сходились в него со всей Руси, а не только из близлежащих к Киеву земель. Например, преп. Феодосий Печерский прибыл в Киев из Курска, где проживал со своей матерью от младенчества. Киево-печерские монахи, изучив подвижническую жизнь под руководством преп. Антония и Феодосия, расходились потом по всей Руси, неся свет Православия во все отдаленные ее уголки. Многие святые поставлялись на епископские кафедры. Здесь вспомним только св. Никиту Новгородского, житие которого описывает Киево-Печерский патерик. А преп. Илья из города Мурома?.. Неужели мы станем называть собор преподобных отцов Печерских - украинскими святыми?

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/12.h...

Строг. 66. Л. 316 об., «левыя страны» 20-й). Уподобление святого облику ап. Петра, вероятно, связано со служением Л. при вратах обители и вызвано аллюзией на образ апостола, к-рый в народном представлении был держателем ключей от врат ада и рая (иллюстрация слов Спасителя по Мф 16. 19). В Дальних пещерах на стене при раке с мощами Л. находится его икона (40-е гг. XIX в., работа мастеров Киево-Печерской лавры под рук. иером. Иринарха ) с единоличным поясным изображением. На ней уподобление Л. ап. Петру проявляется не столько в облике, сколько в атрибутах служения - Л. держит в левой, слегка приподнятой руке массивные ключи, как у ап. Петра, их 2; на кисти правой руки - четки с прозрачными бусинами. У святого седая, слегка вьющаяся, сужающаяся книзу недлинная борода, черты лица тонкие, нос с горбинкой. Облачен в рясу, мантию, на голове клобук. Эта икона стала образцом для совр. тиражированных изображений Л. (напр., иконы Художественно-производственного предприятия «Софрино» - святой в облачении схимника). Так же, держащим 2 ключа в приподнятой левой руке, Л. представлен на иконе при нижнем входе в Дальние пещеры «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890, создана в мастерской Киево-Печерской лавры). У святого округлая короткая рыжеватая без седины борода, голова слегка склонена вниз, взгляд потуплен. В композициях Собора Киево-Печерских святых на иконах и гравюрах Л. (поясная фигура) обычно представлен в правой группе преподобных Дальних пещер замыкающим 2-й снизу ряд святых, рядом с прп. Титом Воином. Поскольку образ Л. крайний, то ракурс его головы, склоненной к левому плечу и развернутой к полю иконы, обладает определенной исключительностью (несмотря на то, что обращенными от центра композиции изображаются нек-рые преподобные, напр. Лаврентий Затворник и Макарий Диакон); отсюда данная в иконописном подлиннике характеристика «зрит назад». Некое сходство с ап. Петром наблюдается благодаря некрупным чертам лица, аккуратной форме носа, недлинной, округлой, слегка волнистой бороде с небольшой проседью, а в случаях, когда голова не покрыта, и вьющимся волосам, заходящим на лоб.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Патриарх побывал в храмах в честь Сошествия Святого Духа, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и в пещерном храме свв. Антония и Феодосия Печерских. В завершение посещения Саровской Успенской пустыни Предстоятель Русской Церкви побывал в часовне на месте захоронения преподобного Серафима, после чего направился в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . У Святых врат Предстоятеля встречали настоятельница монастыря игумения Сергия, иерархи Русской Православной Церкви, духовенство Нижегородской епархии. Проследовав в Преображенский собор, Святейший Патриарх приложился к мощам преподобного Серафима Саровского, после чего преподал собравшимся Первосвятительское благословение. Затем в Патриарших покоях обители состоялась встреча Предстоятеля Русской Церкви с архиереями епархий , расположенных в пределах Приволжского федерального округа. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Саров. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Поклонение святыням Саровской Успенской пустыни. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Прибытие в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День первый. Встреча с архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа.   10 сентября В праздник обретения мощей преподобного Иова Почаевского и Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. По совершении Божественной литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре Святейший Патриарх Кирилл выехал в Арзамас. По дороге Святейший Патриарх сделал небольшую остановку в деревне Ореховец, где побеседовал с местными жителями и благословил их. В Арзамасе у Свято-Воскресенского кафедрального собора Его Святейшество встречали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, мэр города А.Н. Мигунов, благочинный Арзамасского округа священник Димитрий Ивин.

http://patriarchia.ru/db/text/740080.htm...

26 сентября (9 октября). Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 100 г.). Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. 27 сентября (10 октября). Преподобного Савватия Соловецкого (1435 г.). Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937 г.). 28 сентября (11 октября). Память преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, в ближних пещерах почивающих. Благоверного князя Вячеслава Чешского (935 г.). Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского (ок. 1337 г.). 30 сентября (13 октября). Святителя Михаила, первого митрополита Киевского (992 г.). Октябрь 1 (14) октября. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Романа Сладкопевца (ок. 556 г.). Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461). 2 (15) октября. Священномученика Киприана и мученицы Иустины (304 г.). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (ок. 936 г.). Праведного воина Феодора (Ушакова) Санаксарского (1817 г.). Благоверной Анны Кашинской (1338 г.). 3 (16) октября. Священномученика Дионисия Ареопагита , епископа Афинского (ок. 96 г.). 4 (17) октября. Обретение мощей святителя Гурия Казанского (1595 г.). Собор Казанских святых. 5 (18) октября. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 6 (19) октября. Апостола Фомы. 9 (22) октября. Апостола Иакова Алфеева. Праведного Авраама, праотца (ок. 1850 г. до P. X.) и племянника его Лота. 10 (23) октября. Преподобного Амвросия Оптинского (1891 г). 11 (24) октября. Апостола Филиппа. Собор преподобных Оптинских старцев. 13 (26) октября. Иверской иконы Божией Матери. 16 (29) октября. Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. 17 (30) октября. Пророка Осии (820 г. до P. X.). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана. 18 (31) октября. Апостола и евангелиста Луки (ок. 80 г.). 22 октября (4 ноября). Казанской иконы Божией Матери. 23 октября (5 ноября). Апостола Иакова, Брата Господня по плоти (63 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Едва прошло несколько месяцев со времени утверждения Иосифа на митрополитской кафедре, как он созвал Собор в Вильне «о церковных вещех и о исправлении дел духовных», который и состоялся в самый праздник Рождества Христова, 25 декабря 1509 г. Причины, вызвавшие созвание Собора, объяснил сам митрополит в начале «соборного деяния» воспользовавшись при этом словами митрополита Кирилла II, сказанными на Владимирском Соборе 1274 г. «С того дня,— говорит Иосиф,— как изволением Божиим я, недостойный, занял престол митрополии Киевской и всея Руси и принял обязанность пасти Церковь Божию, отсекать всякое преступление закона нашей православной веры и утверждать, по древнему обычаю, церковные уставы, я видел много нестроения и бесчиния в духовенстве и много о том слышал... Все это мы должны исправлять и очищать по правилам святым, о всем должны скорбеть и болеть. Ибо какой прибыток получили мы чрез умножение наших грехов? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? Не разведены ли сыны и дщери наши во многие страны поморские, плененные от поганых? Не взяты ли были грады наши; не пали ли сильные князья наши от острия меча; не запустели ли св. Божии церкви; не томимся ли всякий день от безбожных поганых агарян? Все это бывает нам за то, что мы ходим не по правилам св. апостолов и не по заповедям св. отцов наших. Посему мы, Иосиф, милостию Божиею архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси, и составили Собор с преподобными епископами, пречестными архимандритами и игуменами и богобоязненными священниками...» Епископов присутствовало на Соборе семь (а с митрополитом восемь), именно: Владимирский и Берестейский Вассиан, Смоленский Варсонофий, Луцкий и Острожский Кирилл, Полоцкий и Витебский Евфимий, Туровский и Пинский Арсений, Перемышльский Антоний и Холмский Филарет. Архимандритов (хотя в числе их упомянут один и игумен) также семь: Киево-Печерской великой лавры Иона, Благовещенской патриаршеской обители (так называли Супрасльский монастырь) игумен Пафнутий, троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний. Игуменов — шесть: троицкий (неизвестно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Гольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий. Протопопов — семь: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор. Кроме того, на Соборе находились и священники. Деяние Виленского Собора представляет нам верную картину тогдашних недостатков и злоупотреблений, существовавших в Западнорусской митрополии, так как одни из них ясно выражены Собором, а другие указаны самими определениями Собора. Всех определений, или правил, Собор постановил 15, которые, впрочем, могут быть разделены на три класса.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010