Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Константинопольского патриарха против стригольников (редакция начала XVI в.) Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Публикуемое ниже «Послание» представляет собой наиболее ранний источник по истории стригольничества. Оно издавалось дважды: в «Актах исторических» (т. I, СПб., 1841, 4) и в «Русской исторической библиотеке» (т. VI, Памятники древнерусского канонического права, изд. А. С. Павловым, ч. I, СПб., 1888 и 1908, 22). Это же «Послание», с именем его автора — патриарха Нила, дошло до нас и в греческом подлиннике (изданном Миклошичем и Мюллером в книге «Acta Patriarchatus Constantinopolitani», т. II, Вена, 1862, стр. 31); русский текст «Послания» представляет собой несомненный перевод, иногда даже буквальное воспроизведение греческого текста (ср. напр. фразу «И етера (с разъяснением — «другая») многа таковая обрящеши»,—ниже стр. 234). Публикуемое «Послание», в отличие от всех последующих памятников по истории стригольничества, не вошло в иосифлянский противоеретический кодекс, представленный макарьевским сборником БИЛ, Рум. 204 и «Великими Минеями Четьими» (см. ниже, стр. 236). Оно сохранилось только в двух более ранних списках: 1) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. Сборник. «Послание», лл. 315 об.—319. По этому списку «Послание» издавалось в «Актах исторических»; 2) ГИМ, Синод. 280; 1°; нач. XVI в. Сборник. «Послание», лл. 427—429. По этому списку «Послание» было издано А. С. Павловым. Оба названных списка представляют большой интерес по своему составу и происхождению. Список ГИМ, Синод. 562, — сборник грамот, так или иначе связанных с митрополичьей канцелярией и приведенных в качестве образца для последующего делопроизводства («митрополичий формулярник»),—был исследован Л. В. Черепниным в его монографии «Русские феодальные архивы XIV—XV вв.». Л. В. Черепнин относит составление основной части сборника ко времени митрополита Симона (1495—1511) и полагает, что «непосредственным толчком к составлению формулярника митрополита Симона послужил, повидимому, собор 1503 года». В этом отношении сборник Синод. 562 отражает, по мнению Л. В. Черепнина, более поздний момент в истории митрополичьего делопроизводства, нежели другой сборник—Увар. 512, в основе которого лежит текст «кафедрального формулярника... 70-х годов XV в.».

http://sedmitza.ru/lib/text/433547/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Климов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Михаил Георгиевич (9.10.1881, с. Завидово Клинского у. Московской губ.- 20.02.1937, Ленинград), хоровой дирижер, педагог, автор переложений. Род. в семье рабочего-ткача. Окончил сельскую школу при Прохоровской фабрике в дер. Солнечная Гора Клинского у. Московской губ., в 1893 г. был принят по конкурсу в Синодальное училище церковного пения в Москве, где его наставниками стали С. В. Смоленский и В. С. Орлов . В 1900 г. К. окончил уч-ще с отличием, его имя было занесено на Золотую доску. В течение 2 лет К. преподавал хоровое пение и обучал игре на скрипке в Тамбовском жен. ЕУ. Составил методическое пособие «О церковном пении» (хранится в архиве К. в РНБ). В 1902 г. в изд-ве П. И. Юргенсона были опубликованы выполненные К. и свящ. В. В. Лебедевым переложения песнопений Триоди Постной для небольших хоров (в 1-й вып. вошли песнопения приготовительных недель к Великому посту и постовых служб, во 2-й - песнопения Страстной седмицы). В том же году Смоленский пригласил К. на должность помощника учителя пения (регента) в Придворную певческую капеллу в С.-Петербурге. С учителем пения капеллы С. А. Смирновым К. проводил церковные службы в Зимнем дворце и Царском Селе, стал любимым регентом имп. семьи. М. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-Лебедева М. Г. Климов. Портрет. 1928 г. Худож. А. П. Остроумова-Лебедева В 1904 г. К. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, в класс теории Н. А. Римского-Корсакова , позднее - в дирижерский класс Н. Н. Черепнина . В период учебы он дирижировал студенческими спектаклями «Евгений Онегин» П. И. Чайковского , «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (в последнем с разрешения автора К. сделал добавления к финальному хору - см.: Музалевский. 1960. С. 12). Весной 1908 г. К. окончил консерваторию с большой серебряной медалью и получил звание свободного художника; его имя было помещено на мраморной доске, где 1-м стоит имя Чайковского.

http://pravenc.ru/text/1841423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. М. Ипполитов-Иванов. Фотография. 1-я четв. ХХ в. [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (7.11.1859, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 28.01.1935, Москва), рус. композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в С.-Петербурге (1872-1875), где преподавали Г. Ф. Львовский и А. И. Рожнов . В 1882 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас). В 1879-1880 гг. посещал муз. собрания «Могучей кучки». С 1882 по 1893 г. жил в Тифлисе (с 1936 Тбилиси); возглавил отд-ние РМО и муз. классы (впосл. ставшие консерваторией), где преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами, с 1884 г.- оперными спектаклями. Вел запись, обработку и исследование груз. народной музыки; в 1884-1889 гг. по поручению еп. Гурийско-Мингрельского свт. Александра (Окропиридзе) И.-И. записал груз. церковное обиходное пение карталино-кахетинского напева с голоса свящ. А. Молодинашвили и братьев В. и П. Карбелашвили (см. изд.: Грузинская народная песня. С. 2; 25-летний юбилей М. М. Ипполитова-Иванова//РМГ. 1908. 3. С. 74). Отмечал влияние «греческих» (семиступенных диатонических) ладов на груз. народную песню и церковное пение, высказал мнение, что «в церковных мелодиях грузин преимущественно встречаются фригийский и дорийский лады», более строгие по характеру (Грузинская народная песня. С. 5; здесь же приведены нотные примеры). Напевы литургии, записанные И.-И., с небольшими изменениями и дополнениями легли в основу издания «Грузинское церковное пение (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста, гармонизованное для смешанного хора З. П. Палиевым» (Тифлис, 1909, с авторским предисловием: «Краткие сведения, касающиеся положения грузинского церковного пения в грузинских церквах»). Из обработок груз. распева, выполненных И.-И., была опубликована только Херувимская песнь (ор. 38, 2), хотя в 1920 г. И.-И. писал, что планирует «закончить гармонизацию церковно-грузинского обихода» (Письмо Н. Н. Черепнину//Письма. Статьи. Воспоминания. С. 183-184).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава II. Повесть о Темир-Аксаке § 1. Епифаниевская редакция В Повести о Темир-Аксаке рассказывается о нашествии на Русь азиатского завоевателя Тимура (Темир-Аксака русских источников) в 1395 г. и о чудесном спасении страны после принесения в Москву Владимирской иконы Богоматери. Повесть о Темир-Аксаке сохранилась в множестве списков, выявление и классификация которых еще не завершены. Но основные редакции определены уже давно, это: 1) Повесть в составе Московского свода 1479 г.; 2) Повесть, читающаяся в Софийской II летописи; 3) Рассказ о Темир-Аксаке Типографской летописи. О происхождении редакций высказаны различные мнения. А. А. Шахматов предполагал, что Повесть создавалась в рамках Полихрона 1418–1423 гг. 117 Л. В. Черепнин считал ранней версией рассказ Ермолинской летописи и относил его к концу XIV в. (в современной литературе признается, что Ермолинская летопись передает в сокращении Свод 1477 г. – см. Главу I), версию же Софийской II и Типографской летописей исследователь датировал второй половиной XV в. 118 Впервые к изучению Повести о Темир-Аксаке широко привлек рукописный материал В. П. Гребенюк 119 . По его мнению, старшей является редакция Софийской II летописи, созданная между 1402–1408 гг.; редакция, отразившаяся в Московском своде 1479 г., возникла до 1408 г.; вариант Типографской летописи является соединением текстов первых двух редакций. Однако отсутствие прочной базы для текстологических сопоставлений и игнорирование исторических реалий привели исследователя к ошибочным выводам. В итоге редакция (Софийской II летописи), занесенная в летописи церковного происхождения, оказалась «княжеской», а редакция, содержавшаяся в великокняжеском своде 1479 г., – «митрополичьей»; версия, осложненная вставками из дополнительных источников (из Повести о Хоздрое), почему-то признана «старшей» по сравнению с теми видами Повести, которые этих вставок не содержали (Типографская и Свод 1479 г.). Указанные слабости в работе В. П. Гребенюка подметила (в определенной мере) И. Л. Жучкова. По ее заключению, основные редакции памятника создаются в 70–80-х годах XV в.: сначала в рамках Свода 1479 г. (на самом деле – Свода 1477 г.), на его основе – Типографская редакция, которая, в свою очередь, перерабатывается составителями редакции, отразившейся в Софийской II летописи 120 . Но получить правильный результат исследовательнице помешали крайняя субъективность в трактовке текстологических связей и не совсем верное понимание этапов истории летописания в XV в. Тем не менее, заслуги И. Л. Жучковой в выявлении рукописной традиции Повести велики; к сожалению, только часть ее открытий опубликована (списки Типографского варианта и перечень древнейших рукописей редакции типа Софийской II летописи).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Послание на Угру Вассиана Рыло Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод О. П. Лихачевой, комментарии Я. С. Лурье «Послание на Угру» ростовского архиепископа (1467–1481 гг.) Вассиана Рыло – один из наиболее замечательных памятников русской публицистики XV–XVI вв. Послание было вызвано политическими спорами, возникшими в русском обществе в связи с нашествием ордынского хана. Архиепископ Вассиан был обеспокоен известиями ο колебаниях Ивана III во время «стояния на Угре» и призывал его к решительной борьбе. Послание Вассиана оценивается исследователями по-разному: некоторые авторы считали, что спор архиепископа с князем свидетельствует ο его принадлежности к «консервативной группе феодалов», но большинство историков и филологов (Л. В. Черепнин, М. Н. Тихомиров, А. Н. Насонов, И. М. Кудрявцев) видели в Вассиане не консерватора, а, напротив, одного из идеологов складывающегося Русского государства, отражавшего в послании на Угру взгляды горожан, также требовавших от Ивана III отпора хану. Вся предшествующая деятельность Вассиана свидетельствует ο его сочувствии государственному единству: в ходе столкновений Ивана III с митрополитом Геронтием Вассиан неизменно поддерживал великого князя. «Послание на Угру» сохранилось как в отдельных списках, так и в летописных сводах. Из отдельных наиболее древним является список РГБ, ф. 178 (Музейное собрание), 3271, последней четверти XV–haчaлa XVI в., состоящий из двух частей. Во второй части рукописи содержится Музейный летописец и отдельные летописные повести (текст «Московской повести ο походе Ивана III на Новгород» см. в наст. томе). Β первой части читается ряд памятников эпистолярного и иного характера и среди них – «Послание на Угру». «Послание на Угру» содержится также в митрополичьем формулярнике начала XVI в. (ГИМ, Син. 562) и в ряде летописей – в Вологодско-Пермской, включая ее первую редакцию 1499 г., в Софийской II, Львовской и других летописях XVI в. Текст «Послания на Угру» публикуется по списку РГБ, ф. 178, 3271, лл. 19 об.–26 с исправлениями по Вологодско-Пермской летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Кузбассе врачи спасли жизнь и зрение мужчины, которому ветка воткнулась в глаз на 12 см 2 ноября, 2022. Новостная служба Несчастный случай произошел на рыбалке 2 ноября. ПРАВМИР. 50-летний житель поселка Шерегеш Кемеровской области отправился на рыбалку, и это едва не стоило ему жизни, пишет «Комсомольская правда». Обходя бобровую запруду, мужчина запнулся о корни дерева и упал лицом на торчащую из земли ветку. Ветка через левый глаз вошла в полость черепа на 12 см. Мужчина не потерял сознание и попросил людей, находившихся поблизости, отвезти его в больницу. Обследование показало, что мужчине очень повезло — ветка не задела ни зрительный нерв, ни артерию, ни гипоталамус. Однако спустя неделю в ране начала развиваться инфекция, и врачи решили провести операцию. «Нейрохирурги смогли полностью удалить абсцесс, не задев при этом кровоснабжающие головной мозг артериальные сосуды, венозные коллекторы и другие важные участки мозга. На втором этапе мужчине закроют дефекты черепа — восстановят участки черепной кости», — рассказали в больнице По словам врачей, полученная травма схожа с пулевым ранением, когда пуля проходит диаметрально, через несколько долей мозга, практически не оставляя шансов на выживание. То, что мужчина выжил, можно назвать чудом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 марта, 2024 22 марта, 2024 22 марта, 2024 20 марта, 2024 14 марта, 2024 7 марта, 2024 26 февраля, 2024 16 февраля, 2024 11 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-kuzbasse-vrachi-spas...

Как сообщили в минувшую пятницу " Известия " , уральские археологи и историки объявили об обнаружении под Екатеринбургом останков детей последнего российского императора Николая II - царевича Алексея и великой княжны Марии. Новость вызвала большой переполох. В связи с находкой Генпрокуратура объявила о возобновлении следствия по делу об убийстве царской семьи. " 29 июля 2007 г. в яме глубиной до 60 см были обнаружены зубы, фрагменты черепных крышек, костей таза, ребер и трубчатых костей двух человек. Там же находились три пули, часть разбитого керамического сосуда с глазурью, большое количество древесного угля и мелких сгоревших частиц костной ткани. На фрагментах черепных крышек имеются повреждения, внешне похожие на огнестрельные. Все кости имеют признаки обгорания и воздействия на них агрессивных веществ " , - говорится в сообщении Генпрокуратуры. Исследования будут проводиться на базе Свердловского бюро судебно-медицинской экспертизы. Специалисты планируют до конца года провести молекулярно-генетический анализ, который позволит определить пол, возможно, возраст людей, которым принадлежат останки, а также давность второго обнаруженного захоронения. Кроме того, выделенный генетический код останков будет изучен на предмет наличия гена гемофилии, которой страдал цесаревич Алексей. Также будет проведена баллистическая экспертиза найденных пуль; их, в частности, сопоставят с пулями, найденными в первом захоронении. Представители дома Романовых пока высказываются осторожно. Адвокат великой княгини Марии Владимировны Герман Лукьянов заявил: " Сама по себе находка костных останков еще ни о чем не говорит. Нет каких-либо экспертиз, подтверждающих предположения археологов. История уже не раз доказывала, что подобные предположения могут не получить окончательного подтверждения " . Председатель Всероссийского монархического центра Николай Лукьянов считает необходимым создать независимую общественную структуру по изучению останков. А пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский напомнил: " Два года назад мы принимали делегацию японских специалистов, которые доказали ложность той (90-х годов. - " Известия " ) генетической экспертизы " . Борис Левич 27 августа 2007 Источник: " Известия " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Жалованные грамоты Д. К. духовным корпорациям не сохранились, но в грамоте его племянника кн. Даниила Борисовича , данной Дудину Амвросиеву во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю , упоминается предшествующий акт, составленный от имени Д. К. (АСЭИ. Т. 3. 298. С. 326). В синодике нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря отмечены вклады Д. К. в эту обитель (см.: Соколова И. В. Древнейшие акты нижегородского Печерского мон-ря//Проблемы происхождения и бытования памятников древнерус. письменности и лит-ры: Сб. науч. трудов. Н. Новг., 1995. С. 54). Известны списки кон. XVII-XVIII в. 2 «местных» грамот Д. К. 1367 г. (с указанием иерархии («мест») подчиненных Д. К. князей и бояр), большинство исследователей отрицают подлинность этих документов. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3; Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 23-25 (по указ.); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; ДДГ (по указ.); Федоров-Давыдов Г. А. Монеты Нижегородского княжества. М., 1989; Орешников А. В. Русские монеты до 1547 г. М., 1996р; Сиренов А. В. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. тр. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 411. Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период, с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2 (по указ.); Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. СПб., 20002; Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.); он же. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в кон. XIV - сер. XV в.//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 140-170; Чеченков П. В. Нижегородский край в кон. XIV - 3-й четв. XVI в.: Внутреннее устройство и система управления. Н. Новг., 2004. Гл. 1.

http://pravenc.ru/text/178237.html

Иными словами, не позднее VI века предание о том, что святитель Николай был на Соборе, распространилось настолько, что попало в несколько списков его участников. Конечно, это автоматически не означает, что святитель Николай был на I Вселенском соборе, но новые свидетельства не позволяют и категорически отрицать его присутствие. Кроме того, к 325 году имя архиепископа Мирликийского могло быть известно уже хотя бы потому, что он был исповедником, пострадавшим во время последнего жестокого гонения на христиан. Статус пострадавшего за веру в начале IV века был так высок, что по свидетельству церковного историка и современника I Вселенского собора Евсевия Памфила, Константин Великий лично приветствовал исповедников на Соборе и целовал из в изувеченные члены. Хотя из жития святителя Николая мы знаем, что святой не подвергался жестоким пыткам, уже упоминавшиеся нами антропологические исследования мощей показывают, что тюремное заключение не прошло бесследно для святого: " Анатомо-антропологические исследования костей грудной клетки и позвоночника свт. Николая свидетельствуют, что святой страдал артрозом позвоночника и, возможно, анкилозом (неподвижность сустава вследствие сращения суставных поверхностей). Радиологическое исследование черепа выявило внутреннее костное уплотнение черепной коробки, весьма обширное и ярко выраженное. Профессор Л. Мартино полагает, что указанные костные изменения должны объясняться долгим влиянием холода и сырости, которым святитель подвергался во время многолетнего томления в тюремных помещениях, куда он был заключен в возрасте около 50 лет " . В самом же житии можно найти прямые указания на то, что в пожилом возрасте святитель Николай не мог быстро ходить. Это лишь малая часть загадок, ответы на которые можно найти при внимательном чтении исправленного жития самого известного на Руси святого, чья икона есть в каждом доме и автомобиле. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024

http://religare.ru/2_98703.html

Позднее, в 1483 г., Михаил Андреевич выгнал из монастыря и другого игумена, Серапиона, не соблюдавшего «святого Кирилла предания» (Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960. С. 57). Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 91. Так, Иосиф Волоцкий писал о симоновском архимандрите Варфоломее, что «ему же и строительство бяше вверено от самодержца и великого князя Василия Дмитриевича» (Великие Минеи Четьи. СПб., 1868. Вып. 1. Стб. 552). АСЭИ. Т. 3. 304. Официальная роль великого князя отражена и в рассказе из Жития Иосифа Волоцкого о его назначении игуменом Пафнутиева Боровского монастыря (Великие Минеи Четьи. Вып. 1. Стб. 460). Российское законодательство X–XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 362–363. АСЭИ. Т. 3. 60. Назаров В. Д. Жалованная грамота Лжедмитрия I Галицкому Великопустынскому Авраамьеву монастырю//Археографический ежегодник за 1965 г. М., 1966. Российское законодательство X–XX вв. Т. 2. С. 323. Стоит отметить в этой связи и практику постоянного выбора приходскими общинами севера России «счетчиков» для проверки казны церквей, находящихся на их попечении (Юшков С. В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV–XVII вв. СПб., 1913. С. 36, 120). Великие Минеи Четьи. Вып. 1. Стб. 493. Обосновывая возможность своего вмешательства, великий князь тогда же говорил: «...аз у вас такоже приказщик». Таким термином обозначались церковные старосты, ведавшие имуществом приходских храмов. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв./Подгот. Л. В. Черепнин. М., 1950. 89. С. 358. ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 221. См. записи «Владимирского летописца» под 1514 и 1516 гг.: ПСРЛ. 1965. Т. 30. С. 142. Там же. Т. 6. С. 194; 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 348. АСЭИ. Т. 2. 486. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 178–181, 266, 277–279, 296, 350. АФЗиХ. Ч. 2. 101. АСЭИ. Т. 1. 521. Памятники русского права. М., 1956. Вып. 4. С. 258. Романов Б. А. О полном холопе и сельском попе в Судебнике Ивана Грозного//Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 141.

http://sedmitza.ru/lib/text/442916/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010