367 См. сведения об участии в киевской политике военной «галицкой помощи», достигавшей пяти полков, – ПСРЛ, т. II, стб. 481, 488, 491, 500, 505, 507, 509, 517, 533, 546, 548 – 549, 616, 631. Получая «причастье», не только галицкие, но и суздальские князья выделяли войска для защиты Киева и его владений. См. любопытный эпизод, когда, вероятно, по предварительному сговору великих князей, владимиро-суздальские гарнизоны Киева и других городов «Русской земли» перешли на сторону галицкого князя (ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 417 – 418, 1202 г.). 388 Изучение этнической структуры выдвигалось в качестве задачи. См.А. Г. Пригожин. Карл Маркс и проблема социально-экономических формаций. – «Известия ГАИМК», вып. 68. Л., 1934; ср. М. М. Цвибак. Марксизм-ленинизм о возникновении восточноевропейских национальных государств. – «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, стр. 53 – 57; для более позднего времени см.: В. Рахметов. Образование Российской империи. – «Книга для чтения по истории народов СССР». Харьков, 1930, стр. 88 – 137. 389 W. Ko1arz. Russia and her Colonies. London, 1952, p. 2; W. Baczkowski. Russian Colonialism: The Tsarist and Soviet Empires. – «The Idea of Colonialism». N. Y., 1958, p. 70 – 114; см. В. Т. Пашуто. Истоки немецкой неофашистской концепции истории России. – ВИ, 1962, стр. 61 – 79. 394 См. Б. А. Рыбаков. Русская эпиграфика X – XIV bb. – «История, фольклор, искусство славянских народов. V Международный съезд славистов». М., 1963, стр. 58 (граффити подтверждает усвоение царского титула Ярославу Мудрому); ср. в «Послании о повинных», адресованном, вероятно, Владимиру Мономаху , автор наделяет его «господьскым и царьскым саном» (М. Н. Тихомиров. Малоизвестные памятники. – ТОДРЛ, т. XVI. М. – Л., 1960, стр. 456). Восставшие киевляне «ругающися царьскому и священному телу» князя Игоря Ольговича – ПСРЛ, т. II, стб. 352 (1147 г.); «царскою» рукой Андрея Юрьевича Бог спас Русь от епископа Федора – ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 357 (1169 г.); «царю мой благый» Называла смоленского князя Романа Ростиславича причитавшая над его гробом жена – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лихачев Д.С. Литературная судьба “Повести о разорении Рязани Батыем” в первой четверти XV в.//Исследования и материалы по древнерусской литературе. Μ., 1961. Т.1. С.9–22; Прохоров Г.Μ. Повесть о Батыевом нашествии в Лаврентьевской летописи//ТОДРЛ. 1974. Т.28. С.77–98; Комарович В.И. Из наблюдений над Лаврентьевской летописью//Там же. 1976. Т. 30. С. 27–59; Fennell J.L.I. The Tale of Baty’s Invasion of the North-East Rus’ and its Reflexion in the Chronicles of the Thirteenth-Fifteenth Centuries//RM. 1977. T.3. P.41–78 (Изд.: Воинские повести Древней Руси. Μ., Л., 1949. С.244–255 (подг. текста, перев. и комм. Д.С.Лихачева); прочие многочисленные издания см.: СлККДР. Вып.1. С.336–337; Poppe A. On the So-Called Chersonian Antiquities//Medieval Russian Culture (прим. 31). P. 72–84; он же. К начальной истории культа Св. Николы Заразского//Essays in Honor of A.A.Zimin/Ed. D.C. Waugh. 1985. C. 289–304; Лобанова И.А. Проблема соотношения старших редакций “Повести о разорении Рязани Батыем”//ТОДРЛ. 1993. Т.46. С.36–52.) [см. также: Лихачев Д.С. Повести о Николе Заразском//СлККДР. Вып.1. С.332–337; здесь литер. – Прим. изд. (А.Н.)]. Общие работы: Насонов А.Н. Монголы и Русь. Μ., Л., 1940 (перепеч.: The Hague, Paris, 1969); Vernadsky G. The Mongols and Russia. New Haven, 1953; Пашуто B.T. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). Μ., 1956; Spuler В. Die Goldene Horde: Die Mongolen in Rußland, 1223–1502. Wiesbaden, 1965; Черепнин Л.В. Монголо-татары на Руси (XIII в.)//Татаро-монголы в Азии и Европе. Μ., 1970. С. 179–203; Schmidt W.-H. Gattungstheoretische Untersuchungen zur altrussischen Kriegserzählung. (SIVer. Bd.44). Berlin, 1975. S. 114–122 (1237 r.), 155 f. (литер.); Fennell J. The Crisis of Medieval Russia, 1200–1304. London, New York, 1983 (См. также комментированный перев.: Феннел Дж. Кризис средневековой Руси, 1200–1304/Пер. с англ.; вступ, статья и общая ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. Μ., 1989; а также: Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. Μ., 1985.) [см. также: Halperin Ch.J. Russia and the Golden Horde: The Mongol Impact on the Medieval Russian History. Bloomington, 1985. – Прим, изд. (К.А.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

433 М. И. Артамонов. История хазар. Л., 1962; он же. Белая Вежа. – МИА, 62. Труды Волго-Донской археологической экспедиции, т. 1, 1958; МИА, 75. Труды Волго-Донской археологической экспедиции, т. 2, 1959; П. П. Ефименко и П. Н. Третьяков. Древнерусские поселения на Дону. – МИА, 8, 1948; А. Е. Алихова. Русский поселок у села Березовка. – МИА, 80. Куйбышевская археологическая экспедиция, т. 3, 1960. 435 С. А. Плетнева. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. – МИА, 62, 1958, стр. 150 – 226. 439 Ср. Ю. К. Бегунов. Памятник русской литература XIII века «Слово о погибели Русской земли». М. – Л., 1965, стр. 123. 441 ПСРЛ, т. II, стб. 114. Известно, что вплоть до смерти Ярослава Мудрого Новгород (не Киев!) платил варягам 300 гривен в год «мира деля». Это пережиток давнего соглашения Олега со скандинавами, от той поры, когда государство было невелико и нуждалось в мире на севере. Сравнение этой символической суммы с новгородской данью Киеву красноречиво определяет истинное место варяжского элемента в жизни Руси. Ср. А. А. Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах, стр. 333. 451 ГЛ, XIX, 10; Арнольд Любекский говорит, что полоцкий князь собирал дань с ливов «время от времени» (MGSS, t. XXI, р. 212). 455 ПВЛ, ч. 1, стр. 167; текст внесен в летопись в 1118 т. (ПВЛ, ч. 2, стр. 127). Киев тоже претендовал на этот край: великий князь Ярополк Владимирович в 1133 г. направил князя Изяслава Мстиславича «к братьи Новугороду, и [они] даша дани Печерьские и от Смолиньска дар» – ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 302 (1133 г.). См. В. В. Сенкевич-Гудкова. Отражение фольклора народов Севера в Повести временных лет. – ТОДРЛ, т. XVI. М. – Л., 1960, стр. 411 – 460; но край ненцев знали еще плохо – см. Д. Н. Анучин. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. М., 1890. 458 См. Б. А. Романов. Деньги и денежное обращение. – «История культуры древней Руси», т. 1. М. – Л, 1948, стр. 376. 459 На это с основанием указывал наш немецкий коллега из ГДР Б. Видера (см. B. Widera. Ware-Geld-Beziehungen. – «Jahrbuch für Wirtschaftsgeschichte», Bd. II. Berlin, 1961, S. 322 – 331).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания Нет никаких данных считать, что приглашение прибыть в Москву, посланное князю Юрию, «было продиктовано желанием не допустить совместных политических акций галицко-звенигородского князя и «ордынского царя»» (Греков И.Б. К характеристике политики галицко-звенигородского князя Юрия Дмитриевича в 20-е годы XV в.//Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 229). Андрея — Акинфа Ослебятева см. в митрополичьей, грамоте 1383 г. (АФЗХ. Ч. I. 1. С. 24 — Андрей) и в грамоте 1391 г. (Там же. 201. С. 179-180 — Акинф). По Ермолинской летописи, в ночь смерти Василия I Фотий послал за князем Юрием в Звенигород, но тот, «не ида на Москву, иде к Галичу» (ПСРЛ. Т. 23. С. 146). По московским летописям — сходно: после посылки Акиифа князь Юрий, «не ходя на Москву, иде к Галичу» (ПСРЛ. Т. 26. С. 183). В позднейшей Софийской II летописи содержится неясность: Фотий якобы после смерти Василия I послал «по брата его князя Юрия; он же иде на Москву из Звенигорода , а послал по него Акинфа... Тое же весны князь Юрьи Дмитреевич иде в Галич» (ПСРЛ. Т. 6. С. 142). Получается вроде, что князь Юрий поехал в Галич после вторичного приглашения посетить столицу и что первоначально он сам хотел прибыть туда из Звенигорода. «Тое же зимы отьеха князь Юрьи в Галич во Великое говение» (ПСРЛ. Т. 17. СПб., 1907. Стб. 59). Версия Никоновской летописи о том, что сам князь Юрий «присла... с грозами» к Василию II (ПСРЛ. Т. 12. СПб., 1901. С. 2), носит явно позднейшие черты. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Пг., 1915-1925. С. 380; Т. 5. СПб., 1851. С. 247-248; Т. 26. С. 165. ПСРЛ. Т. 26. С. 166; Т. 15. СПб., 1863. Стб. 487; Т. 23. С. 137 (6907 г.). НПЛ. С. 399. Подробнее см.: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. Т. 2. С. 290-306. См.: Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976. Прозвище Шемяка скорее всего восходит к татаро-монгольскому чимэху, что означает украшать, а отсюда чимэк — украшение, наряд. Если не считать сомнительного упоминания о некоем Василии Шемяке, рыльском князе XIII в. («Повесть о граде Курске»), то впервые прозвище Шемяка связывается с князем Дмитрием Юрьевичем. Прозвище Красный означает красивый. Неизвестно, когда Василия Юрьевича стали называть Косым. Некоторые историки связывают появление этого прозвища с его ослеплением в 1436 г. (см., например: Черепнин Л.В. Объединение русских земель вокруг Москвы//История СССР. Т. II. М., 1966. С. 99). Он так именуется в Устюжской летописи уже в 1433 г. (ПСРЛ. Т. 37. М., 1982. С. 85), в Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 12. С. 19), в Московском летописании 70-х годов XV в. в записи о его смерти (ПСРЛ. Т. 26. С. 208).

http://sedmitza.ru/lib/text/438775/

1453 Обоснование этой даты см.: F. Liebermann. Die Gesetze der Angelsächsen, Bd. 1. Halle, 1903, S. 664. 1454 Реальность этого факта ранних русско-английских связей установлена на основе анализа этого и ряда других памятников М. П. Алексеевым (см. М. П. Алексеев. Англосаксонская параллель..., стр. 46; он же. К вопросу об англо-русских отношениях при Ярославе Мудром. – «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета», 1945, стр. 31 – 33). 1461 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 1, Н. А. Баумгартен. Добронега Владимировна, королева польская, дочь св. Владимира. – «Благовест». Париж, 1930, 3, стр. 102 – 109. Биографические сведения о Н. А. Баумгартене и библиографию его работ см.: OChP, v. 5, 1959, p. 527 – 529. 1464 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 2, он же. Cunégonde dOrlamünde. – OChP, v. 20, 1930, D. 162 – 168. 1467 Otto Bischof von Freisingen. Chronik oder die Geschichte der zwei Staaten. Übers. von A. Schmidt. Hrsg. von W. Lammers. Berlin, 1960, S. 536. Предыдущие издания: MGSS, t. 20, p. 259; «Ottonis episcopi Frisingensis Chronica». Rec. A. Hofmeister. Hannoverae et Lipsiae, 1912. 1468 О Евфимии Владимировне и ее сыне Борисе Коломановиче, выступавшем в первой половине XII b. в качестве претендента на венгерский престол, см.: С. П. Розанов. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. Из европейской политики XII b. – ИАН, 1930, стр. 585 – 599, 649 – 671; M. Wermner. Boris und Rostislaw. Beitrag zur Geschichte der russisch-polnisch-ungarische Beziehungen. Berlin, 1889.  1469 MGSS, t. 20, p. 492. Предыдущее издание: «Othonis episcopi Frisingensis Gesta Friderici I Imperatoris». Curavit B. de Simson. Hannoverae et Lipsiae. 1912. Немецкий перевод: «Thaten Fridrichs von Bischof Otto von Freising». Übers. von H. Kohl. Leipzig, 1883, S. 228. 1472 В. Нотап. A. Szent Lászlo-kori Gesta Ungarorum és XII – XIII. századi leszármazoi. Budapest, 1925. 1473 J. Györy. Gesta regum – gesta nobilium. Budapest, 1948; Gy. Györffy. Krónikáink és a magyar östörténet. Budapest, 1948, 5. o.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1559 N. de Baumgarten. Généalogies..., table 3, 3; H. фон Баумгартен. Первая ветвь князей галицких, стр. 6. 1561 Характеристику хроники, ее автора и изданий, а также историографию вопроса см.: С. А. Аннинский. Введение. – ГЛ, стр. 1 – 67. В ФГР изданы текст и перевод хроники Генриха: «Heinrichs Livländische Chronic», 2. Aufl. Bearb. von L. Arbusov und A. Bauer. Hannover, 1955; Heinrich von Lettland. Livlandische Chronic. Neu übers. von A. Bauer. Darmstadt, 1959. Предпринята попытка проанализировать мировоззрение Генриха: P. Johansen. Die Chronic als Biographie. Henrich von Lettlands Lebensgang und Weltanschauung. – JGO, Bd 1, H. 1, 1953, S. 1 – 24. Издатели источника и его исследователь стараются оправдать в духе реваншистского «осгфоршунга» завоевание немецкими рыцарями Ливонии и идеализировать апологета немецкой агрессии на Востоке хрониста Генриха. Оценку сочинения Генриха и критику работ указанных представителей «изучения Востока» см.: В. Т. Пашуто. Образование Литовского государства. М., 1959, стр. 127 – 128; Е. Donnerm. Heinrich von Lettland und die Anfänge der Deutschherrschaft in Livland. – JG, Bd 3, 1959, S. 331 – 341. 1579 Оценку этого факта см.: В. Т. Пашуто. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950, стр. 258 – 259. 1580 «Vetera Monumenta Historica Hungariam Sacram Illustrantia», t. I. Ed. A. Theiner. Roma, 1859, p. 10. 1581 М. С. Грушевський. Icmopuя – Руси, т. 2, стор. 454; N. de Baumgarten. Généalogies..., table 3, 20, 21. 1583 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 5, 33; H. А. Баумгартен. София Русская..., стр. 95 – 104. 1588 О Рикарде и Юлиане, рукописях и изданиях их сочинений см.: С. А. Аннинский. Известия венгерских миссионеров XIII u XIV bb. о татарах в Восточной Европе. – ИА, т. 3, 1940, стр. 71 – 76; L. Bendefy. Fontes aunthentici itinera (1235 – 1238) fratri Juliani illustrantes. – «Archivum Europae Centro-Orientalis», t. 3. Budapest, 1937, p. 1 – 20; J. Perényi. Magna Hungaria kérdéséhez. – «Magyar Nyelv», 55. k., Budapest, 1959, 488 – 499. o.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внутри ковчега находятся скелетированные мощи 4 мучеников, аккуратно положенные, согласно христ. традиции, ногами на восток. Мощи хуже сохранились в области торса, у 2 мучеников справа (т. е. с юж. стороны) отсутствуют черепные кости, у 2 других черепа сохранились фрагментарно; элементов одеяния не найдено. Внутренние стены крипты имеют форму полукруглых тимпанов. После возведения кирпичного купола, арки к-рого расположены в 4 углах погребального помещения, они были оштукатурены известью с песком. Арки, обрамляющие стены, были закрашены 2 полосами (выполненная красной охрой толщиной 5 см, белой известью 6 см). В верхней части стен по обе стороны входа выскоблены 2 надписи, также раскрашенные красной охрой. Буквы (высота 7-8 см, толщина 4,5-6 см) наклонены вправо. Выделяются Ε и Σ округлой формы полумесяца, более близкие к скорописи формы букв Μ, Λ, Α и W . Над обеими надписями расположены хризмы, выполненные в той же технике, что и надписи, в форме простого креста с буквой R , завершающей столб креста. Надпись слева от входа гласит: «ΜΑΡΤ U ΡΕΣ C ΡΙΣΤΟΥ» (Мученики Христовы), справа - «ΜΑΡΤ U ΡΕΣ Ζ W ΤΙΚΟΣ ΑΤΤΑΛΟΣ ΚΑΜΑΣΙΣ ΘΙΛΙΠΠΟΣ» (Мученики Зотик, Аттал, Камасий, Филипп). По типу каллиграфии надписи относят к IV-V вв., их аналоги встречаются в Александрийской хронике, составленной в кон. IV в., а на территории Добруджи - в надгробных надписях юриста (νομικς) сирийского происхождения Симпликия (Συνπλκιος), захороненного в Каллатисе вместе с супругой Мельтис, и в надписи из Томиса, посвященной «блаженному Тимофею Диниасом, недавно просвященным Эммануилом (т. е. крещенным с именем Эммануил.- Авт.)», датированных V в. Монограммный крест подобной формы известен и по другим памятникам римско-византийской эпохи (егип. покровец кон. IV в., перстень неизв. происхождения V в. из Нантского музея, надпись в Ульмете времен визант. имп. Юстиниана I). В растворе 3-ступенчатого порога у входа в крипту была обнаружена серебряная монета плохой сохранности. Ее атрибуция предположительна и соотносится с монетными эмиссиями типа CONCORDIA AUG или AV GG с крестом на реверсе 395-408 гг. ( Baumann. 2004. P. 135-136).

http://pravenc.ru/text/2577605.html

Насонов А.Н. Указ. соч. С. 73. Попытку Волжской Орды вновь поменять великого князя владимирского следует, видимо, связывать с враждой между Ногаем и первым претендентом на престол Туда-Менгу Телебугой (занявшим трон в 1287 г.), начавшейся после их совместного похода в Венгрию в январе-марте 1285 г., который для войска Телебуги завершился катастрофой (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 888, 890–891; Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 106; Scriptores rerum Hungaricarum. Budapestini, 1937. Т. 1. P. 213, 472; Budapestini, 1938. T. 2. P. 44; Catalogue fontium historiae Hungariae. Budapestini, 1937. T. 1. P. 277, 474, 514, 787; Feier G. Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis. Budae, 1830. Vol. V, 3. P. 282, 394–395, 399, 452–454; Documente privitóre la istoria Românilor. Bucuresti, 1887. T. 1. P. 462, 504, 520–522; Веселовский Н.И. Указ. соч. С. 32–33; Lambor P. Atacurile Cumano-Tâtare asupra Transilvaniei n a doua jumâtate a veacului al XIII-lea//Anuarul institutului de istorie i arheologie Cluj-Napoca. Cluj-Napoca, 1974. Т. XVII. P. 215–219; Параска П.Ф. Внешнеполитические условия образования Молдавского феодального государства. Кишинев, 1981. С. 45–48). 111 Подробно см.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С. 76–79. 112 Андрей княжил тогда, по-видимому, в Ярославле, а Федор – в Городце (являясь одновременно смоленским князем), см.: Там же. С. 76–77, 79–80. 115 Соловьев С.М. Соч. М., 1958. Кн. 2. С. 193; Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 118; Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. М., 1960. С. 459–460. 116 См.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С. 78–81. Перечень из 11 взятых городов определенно наличествовал в Троицкой летописи начала XV в. (хотя данное место не вошло в число выписок Н.М. Карамзина , сопровождающихся прямой ссылкой на нее), так как он имеется в нескольких восходящих к ней (или ее протографу), и не связанных между собой памятниках (ПСРЛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПСРЛ. Т. 26. С. 206. Ср.: Т. 4. Ч. 1. С. 455 («царевичя два, Трегуб Каисым и Ягуп»); Т. 27 (Сокращенный свод конца XV в.). С. 273. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 493; Т. 23. С. 154. Под 6956 (надо: 6955) г. в летописи говорится, что Дмитрий Шемяка и Иван Андреевич «выехаша за Волгу в Галич, и на Кострому, и на Вологда, и стоаху противу себе о реце о Волге» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 444). ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 444. См.: Инока Фомы слово похвальное... С. 44-45. ПСРЛ. Т. 23. С. 154 («развие... галичане и можаичи»). ПСРЛ. Т. 26. С. 206; Инока Фомы слово похвальное... С. 45. Инока Фомы слово похвальное... С. 45-49. Там же. С. 16-17. Река Сижка находилась в Ржевском уезде (см. там же. С. XXIV). По Я.С. Лурье и Л.В. Черепнину, экспедиция Колычева состоялась в конце 30-х годов XV в. (см.: Лурье Я.С. Роль Твери в создании Русского национального государства//Учен. зап. ЛГУ. 36. Сер. истор. наук. Вып. 3. Л., 1939. С. 92-93; Черепнин. Архивы. Ч. 1. С. 125). Мы принимаем датировку А.А. Шахматова (см.: Шахматов А.А. Отзыв об издании Н.П. Лихачева «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». СПб., 1909. С. 12). Каргополь находился на левом берегу Онеги, вблизи того места, где она вытекала из озера Лаче. В Синодике (до 1666 г.) одного из каргопольских монастырей в списке князей нет Василия II, но зато упомянут Юрий Дмитриевич. Это говорит о принадлежности Каргополя галицким князьям (см.: Тихомиров М.И. Каргопольские рукописи//ТОДРЛ. Т. XI. М.; Л., 1955. С. 486). «Таков беаше мастер, но яко и среди немець не обрести такова» (Инока Фомы слово похвальное... С. 46). ДДГ. 45. С. 129-140. Не исключено, что докончание было составлено вскоре после капитуляции Углича. 10 мая 1447 и около 1447—1455 гг. Василий Ярославич уже выдавал жалованные грамоты на владения в Дмитрове (АСЭИ. Т. I. 191. С. 136-137; 198. С. 142). П. Нитче считает, что гарантии перехода престола к детям Василий II начал вносить в докончания с 1445 г. (Nitsche P. Grossfürst und Tronfolger. S. 68-74). Но он, на наш взгляд, заблуждается, датируя грамоту 31, в которой уже содержится упоминание о «детях» великого князя, 1445 г., а не 1433 г. Не упоминает П. Нитче и грамоту 37 (с князем Борисом Александровичем) 1437—1439 гг., содержащую подобное же глухое упоминание. Вообще же общий термин «дети» Василий II, очевидно, начал вносить в докончания с некоторыми наиболее преданными ему князьями еще в 30-х годах XV в. Но этот термин отсутствует в его докончаниях с галицкими князьями, не признававшими семейный принцип престолонаследия (грамота 27 с Василием Ярославичем, в которой «дети» отсутствуют, восходит по формуляру к более ранней). Грамоту 36 П. Нитче ошибочно приписал Василию Ярославичу (надо: Василию Юрьевичу).

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

1151 Мухаммед Балами происходил из знатного арабского рода. Отец его был преемником известного географа ал-Джайхани в должности везиря Саманидов. Сын также занимал эту должность. Согласно Гардизи Балами умер в 974 г., но по данным Утби был жив еще в 80 – 90-х годах Х в. 1153 Имеется литографированное полное издание персидского текста в 1879 г. в Лакхнау. В 1958 г. в Тегеране вышел первый том по другой рукописи, охватывающей события до середины VII b. 1156 «Chronique de Tabari traduite selon la version persane de Belami». Ed. par H. Zotenberg, v. I – IV. Paris, 1867 – 1874. Новоеиздание – Paris, 1958. 1158 Там же, стр. 153. О славянах в связи с этими событиями упоминает прикаспийский историк XIV b. Моуляна Аулия-улла Амоли (см. его «Тарих-е Руйан». Тегеран, 1934, стр. 25). 1160 Согласно Прокопию Кесарийскому анты жили к северу от Меотиды и по Дону (см. Л. Нидерле. Славянские древности. М., 1956, стр. 32; Б. Т. Горянов. Славянские поселения VI b. – ВДИ, 1939, 1, стр. 311; Б. А. Рыбаков. Анты и Киевская Русь. – Там же, стр. 320; «Очерки истории СССР. III – IX bb.» М., 1958, стр. 46). Маркварт также считал, что славяне с VI b. господствовали до Дона (J. Marquarm. Op. cit., S. XXXIII). 1161 Сам термин «ас-сакалиба» – славяне, вероятно, перешел к персам и арабам от византийцев (см. Т. Lewicki. róda..., str. 7, 86; он же. Znajomos " c» krajów i ludów Europy u pisarzy arabskich IX i X w., str. 100). «Саклаб – обычное у арабов обозначение славян, вышедшее из греко-латинской формы Sclavi» (П. К. Коковцов. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932, стр. 62). 1162 Абу Мансур ал-Хусейн ибн Мухаммед ас-Саалиби (961 – 1038 гг.) – арабский филолог и историк, ок. 1021 г. написал большой труд по истории Ирана и халифата «Китаб ал-гурар ахбар ал-мулук ал-фарси ва-сийарухум» («Лучшее из жизнеописаний персидских царей и известий о них»). Текст издан в Париже X. Зотенбергом в 1900 г. (с французским переводом). Персидский перевод вышел в Тегеране в 1958 г. 1163 Захир ад-дин написал в конце XV b. «Тарих-е Табаристан ва Руйанва Мазендеран» («История Табаристана, Руйана и Мазендерана» издана академиком Б. Дорном в «Muhammedanische Quellen zur Geschichte der südlichen Küstländer des Kaspischen Meeres», Bd. I, SPb., 1850).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010