Глава 6. Митрополит Филарет Московский (1782 – 1867) Митрополит Филарет – в миру Василий Дроздов, родился 26-го декабря 1782 г. в семье диакона московского пригорода Коломны. Это было чуть позднее полувекового периода после смерти Петра I-ro. Было еще свежо упразднение патриаршества, обезглавившего Церковь , и недавнее учреждение на протестантский манер Синода, ломка православного быта и учреждения духовных школ по католическому образцу. Это было смутное, переходное, неустойчивое время. Нужен был новый Моисей, который бы мог вывести народ Божий на истинный путь, ззакрепить истинные православные устои, не дать им исказиться на не должный лад, как это легко могло случится в этих создавшихся условиях. В такой критический момент Богом был послан духовный вождь, соединивший в себе и гений и святость. Такого другого Филарета не было и не будет, возгласила о нем народная молва! Мы здесь не в состоянии коснуться, хотя бы даже кратко, жизнеописания Митрополита. Мы только можем попытаться отметить его значение касательно интересующей нас темы, т.е. распространения святоотеческого учения о внутреннем делании в России. Мы скажем предварительно только несколько слов о том, какое выдающееся место занимал м. Филарет в церковной жизни своего времени. С 24-го марта 1821 г., еще в сане архиепископа, Филарет занял московскую кафедру. Ему было тогда 39 лет. Здесь он пробыл до самого гроба. В течение этих 36-ти лет (1821–1867) как утверждает его жизнеописатель Н.И. Барсов : «…Ни один вопрос догматический, канонический, церковно-законодательный, ни одно административное распряжение Св. Синода, имевшее значение для Церкви, не решались и не воспроизводились без предварительной справки о том, как думает об этом вопросе или решении Филарет, и редко что-нибудь делалось в Синоде иначе, нежели думал Филарет». И это положение существовало даже несмотря на то, что вследствие несогласий с 1843 г. митрополит раз навсегда отказался от присутствования в Синоде. Но по верному замечанию проф. архим. Константина «в этой обособленности и мог возвыситься м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Доршево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Усадьба Дорошево, что на большой Дмитровской дороге — старинное владение Засецких, принадлежавшее им с конца XVI в. до 1917 г. Усадебный комплекс, сформировавшийся в конце 1770-х гг., сохранился частично, утратив ранние хозяйственные постройки.Преображенская церковь в усадьбе построена из кирпича вместо прежней деревянной в 1778 г. по заказу П.А. Засецкого.  Образец провинциального зодчества эпохи классицизма типологически храм связан с традицией, восходящей к XVII в. Небольшой двусветный одноапсидный четверик перекрыт глухим сомкнутым сводом. Декоративная обработка фасадов практически отсутствует. Колокольня нарядно украшена ленточным рустом, арочными и овальными нишами и колоннами. До наших дней храм дошел в сильно разрушенном состоянии. В 1931 г. служивших в церкви иеромонаха Анастасия (Павлова) и диакона Пахомия (Слепова) расстреляли. В 2003 г. храм передали Православной Церкви. Богослужения совершаются во временно оборудованном помещении при церкви. http://www.vidania.ru В писцовых книгах 1627 и 1628 гг. записано " ... в Лутосненском стане Дмитровского уезда ... вотчина за Дмитрием и Иваном Васильевыми детьми Спиридоновыми и князя Никиты Яковлева сына Львова, село Дорошево, а в нём место церковное, где была церковь Ильи Пророка " . Церковь пророка Ильи, позже Преображения Господня, была упразднена к началу XVII века, в Смутное время, и возобновлена в 1670 году. В середине XVII века И. В. Спиридонов и князь Н. Я. Львов продали Доршево Михаилу Ивановичу и Назарию Михаиловичу Засецким. Они в 1670 году строят новую деревянную церковь. В 1734 году по прошению майора Гавриила Богдановича Засецкого было разрешено в селе Доршево вместо ветхой церкви на том же месте построить новый деревянный храм с двумя приделами во имя пророка Божия Илии и святителя Николая Чудотворца. Церковь была освящена в следующем, 1735 году. Последующий храм, выстроенный на этом месте, уже был каменный. Скромный храм, провинциальной архитектуры был выстроен на средства помещицы П.А. Засецкой в 1787 году, а освящён был только в 1787 году. Стены церкви изнутри и снаружи были оштукатурены и покрашены голубой краской, отапливался он двумя голландскими печами. Четверик храма с большими арочными окнами и купольным завершением украшен очень скромно, фронтоны по всем четырём сторонам - небольшие и простые, здание окружено межъярусным кирпичным поясом украшений. Колокольня в плане декора интереснее: невысокая, выстроенная в три яруса, она в первых двух украшена ленточной рустовкой, в верхнем - колоннами, поставленными на пьедесталы. Арочные узкие проёмы придают ей более стройный вид. Завершается колокольня маленькой главкой, поставленной на высокий барабан. Колокольня с четвериком храма соединяется посредством небольшой трапезной, в советское время разрушенной, ныне восстановленной.

http://sobory.ru/article/?object=08586

Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921–2007/Сост. Д.П. Анашкин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012 ЖМП 2 февраль 2013 /  25 марта 2013 г. 01:00 Церковное нормотворчество: новый сборник правовых актов Русской Православной Церкви Заграницей В минувшем году Русская Православная Церковь отмечала пятилетие со дня объединения с Русской Православной Церковью Заграницей. Сейчас можно уверенно сказать, что воссоединение не стало формальным. Успешное объединение и последующее углубление отношений стало прямым следствием внутреннего единства между двумя частями русского православия, того единства, о котором говорил еще святитель Иоанн (Максимович): «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с нею» (Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь. Нью-Йорк; Джорданвилль: Свято-Троицкий мон-рь, 1996. С. 36). Слова архиепископа Иоанна стали пророческими: спустя 40 лет после его кончины разделение было преодолено. Важной задачей, стоящей в настоящее время перед исследователями, является осмысление пути русской церковной эмиграции как части истории единой Русской Церкви. Однако понимание исторического пути любой социальной группы невозможно без четкого представления о ее законодательной базе. Так, например, известный сборник документов и материалов «Акты Святейшего Патриарха Тихона» открыл дорогу к исследованиям довоенной церковной истории, а сборник «Следственное дело Пат­риарха Тихона» позволил подробно изучить гонения на Церковь первой половины 1920-х годов. Исследования по истории русской церковной эмиграции в ХХ веке до сего времени встречали препятствия прежде всего из-за недоступности многих правовых актов, принятых Русской Зарубежной Церковью. Чтобы получить представление о взглядах зарубежного церковного центра на ту или иную проблему, исследователям приходилось подолгу просматривать подшивки старых эмигрантских журналов в зарубежных библиотеках. Нет необходимости говорить, что в России найти эти периодические издания почти невозможно. В результате о многих решениях, принятых РПЦЗ, в России было смутное представление. Иногда оно было и вовсе неверным, что создавало почву для различных фальсификаций. Более того, даже в самой Русской Зарубежной Церкви память о принятых некогда решениях постепенно стиралась. Таким образом, необходимость составления единого свода законодательства Русской Православной Церкви Заграницей назрела давно. Весьма радует, что такой труд все-таки появился.

http://e-vestnik.ru/reviews/tserkovnoe_n...

Закрыть itemscope itemtype="" > Авария на Чернобыльской АЭС: как эксперимент закончился катастрофой Часть 1 09.07.2020 2458 Время на чтение 65 минут Посвящается всем участникам этих трагических событий. «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде " полынь " ; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки», ( Апокалипсис , Откровение святого Иоанна Богослова, 8: 10-11) ЧАСТЬ 1. ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ Слово «полынь» по-украински означает «чернобыль». 34 года назад - 26.04.1986 на 4 блоке ЧАЭС произошла крупнейшая в истории человечества техногенная катастрофа, трагедия общенационального масштаба, мистически-знаковое событие, обозначившее кардинальную смену вектора нашего национального развития, который вскоре под лозунгами свободного рынка вверг нашу страну в новое «смутное время». Ущерб от аварии был схож с последствиями войны с ограниченным применением ядерного оружия, а экономические и нравственные легли непосильной ношей на плечах государства, бывшим вторым полюсом мира. Суммарные потери от аварии за период с 1986-1990 г.г. оцениваются в 200 млрд. руб. - около 48 % годового бюджета СССР 1986 г. Почему нам нужно знать правду об этом? Авария вызвала активную критику власти со стороны граждан, и незримо стала первым актом трагедии, способствующей началу процесса развала СССР . Автор надеется, что раскрытие истиной картины аварии сможет привести общество не только к переосмыслению причин аварии на ЧАЭС, но и многих других событий того сложного времени . НАКАНУНЕ АВАРИИ Наступил вечер. Была пятница, стояла отличная погода. Ничего не подозревавшие жители г. Припяти гуляли. Матери укладывали своих детей спать. Если бы мы прошли по дороге через лес к станции, то увидели бы здание 3-4 блока, и услышали тихое и мирное «урчание» реактора. Прямо перед нами - ставший потом печально известным силуэт трубы, устремленный вверх. Освещенный мощными лампами, ночью он представлял собой невероятно красивое зрелище. Все это напоминало межзвездный космический корабль, который готов был взмыть в небо.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/09/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже непервоначальных...» Дискуссии о местонахождении явленной Казанской иконы Божией Матери в XIX - начале XX вв. 18.04.2018 1763 Время на чтение 105 минут Несмотря на то, что история явленной Казанской иконы Божией Матери (первообраза) достаточно хорошо изучена и отражена в научной и церковной литературе, её местонахождение на протяжении уже более полутора веков продолжает оставаться предметом дискуссий. Согласно официальной церковной версии, явленная икона постоянно пребывала в г. Казани - в Казанском Богородицком женском (девичьем) монастыре (КБМ), основанном на месте её чудесного явления (обретения) (произошедшем, согласно церковному преданию, 8 июля 1579 г.), откуда она была похищена 29 июня 1904 г.(1) Однако с 1830-х гг. факт явленности («подлинности», «оригинальности») находившейся в КБМ Казанской иконы Божией Матери начал оспариваться. В изданиях по истории г. Санкт-Петербурга появились утверждения о том, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г. Санкт-Петербурга, построенном в 1801 - 1811 гг., пребывает явленный образ, который был принесён в начале XVIII в. по повелению Царя Петра I Алексеевича из г. Москвы, куда, в свою очередь, он был доставлен в «Смутное время» из г. Казани. Позднее данная версия «утвердилась» в книге религиозной писательницы А.С. Наумовой «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1867 г.,(2) и в первом выпуске исследования «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», изданного в 1869 г. Санкт-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом под председательством епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии, впоследствии - архиепископа Казанского и Свияжского Павла (в миру - П.В. Лебедева) (1827 - 1892)(3). Так, в исследовании «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» сообщалось, в частности, что в Казанском соборе (соборе Казанской иконы Божией Матери) г.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь, отданная России 14.05.2004 324 Время на чтение 9 минут Бывают люди, которые всего себя отдают служению Отечеству. Именно таким человеком и был пламенный русский патриот, замечательный ученый и талантливый флотоводец Степан Осипович Макаров, со дня трагической гибели которого в апреле исполнилось 100 лет. В наше нелегкое, смутное время, когда определенными кругами в России русскому народу активно навязываются чуждые идеалы и западные стереотипы поведения, доблестный пример адмирала Макарова, бескорыстно и верно служившего Родине не за страх, а за совесть, особенно поучителен и актуален. Родился будущий великий флотоводец 27 декабря 1848 г. в приморском городе Николаеве в семье флотского поручика Осипа Федоровича Макарова, выслужившегося из матросов в боцманы, а потом в офицеры. Сама судьба предрекла маленькому Степе стать военным моряком. С раннего детства, вращаясь в морской среде, он мечтал о флотской службе, на которую поступили и оба его старших брата: Иван и Яков. В 1858 г. его отец получил назначение в Сибирскую военную флотилию и от теплых берегов Черного моря и города, названного в честь покровителя русских моряков - св. Николая, будущий адмирал вместе с отцом перебрался в дальневосточный Николаев - город Николаевск-на-Амуре, где поступил в морское училище, готовившее штурманов. Летом кадеты старших классов проходили морскую практику на судах Сибирской флотилии и кораблях русской Тихоокеанской эскадры, исполняя обязанности матросов и унтер-офицеров. Первым кораблем, на котором 12-летний Степан вышел в открытое море, был винтовой клипер " Стрелок " , а в 1863 г. юного Макарова назначили для практики в тихоокеанскую эскадру контр-адмирала А. А. Попова, сперва на клипер " Абрек " , а затем на флагманский корвет " Богатырь " . В США шла тогда гражданская война между промышленным Севером и рабовладельческим Югом. Англия и Франция поддерживали южан и одновременно под лицемерным предлогом защиты Польши, восставшей против Царя, готовили новую Крымскую войну, собираясь опять напасть на Россию. Вот тогда-то, чтобы русский флот не оказался блокированным в своих портах, Александр 2 заранее выслал в Атлантический и Тихий океаны для крейсерских операций против английских и французских военных и торговых судов эскадры адмиралов Лесовского и Попова, которые для базирования выбрали порты Северо-Американских Штатов, ставших в сложившихся условиях союзниками России. В результате этого военно-политического демарша Англия и Франция не решились на войну с Россией, а в США русская поддержка ускорила победу северян над южанами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > За русский христианский социализм Выступление полковника В.В. Квачкова на Русском марше 4 ноября 2019 г. 05.12.2019 1132 Время на чтение 4 минуты Источник: Русский вестник Судари и сударыни! Братья и сестры! Товарищи! Москви чи и граждане России! Сегодня мы празднуем день Русской Победы 1612 года. Тогда для русского народа и всех православных людей России тревожным набатом прозвучали слова Патриарха Московского и всея Руси священномученика и чудотворца Гермогена: «Да будут благословенны, которые идут на очищение Московского государства, а вы окаянные московские изменники, будете прокляты!» В этот день, 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, народное ополчение, возглавляемое гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, освободило Кремль от засевших там польских захватчиков и боярских национальных изменников. И после мучительного Смутного времени в России была восстановлена Русская Православная Держава. Сейчас мы тоже живем в Смутное время. Как и тогда, государственная власть в стране, по своей сути, является оккупационной, антирусской и в целом антинародной. Современная оккупация не обязательно связана с военными патрулями захватчиков на улицах столицы побежденной страны. Советский Союз потерпел поражение в мировой холодной войне, и сейчас, чтобы убедиться, что мы живем в условиях оккупации, достаточно просто выйти на московские улицы, или прийти на рынок либо в магазин, или сесть в такси. Никакой оккупации войсками НАТО не надо: полчища в составе десятков миллионов иммигрантов, введенные в Россию нынешней, также иммигрантской государственной властью, для установления контроля над нами, уже здесь. Будем честны перед собою, необходимого национального сопротивления нет. В чем же главная и системо­образующая причина безволия, бездействия и бессильного уныния нынешнего русского народа? Сейчас я скажу то, что многим покажется неожиданным, непривычным и даже прямо не относящимся к делу. Главная причина – в утрате нами религиозно-духовной основы русского образа жизни. Религиозное невежество основной массы русского народа таково, что не позволяет осознать, что наша материальная жизнь здесь, на Земле, определяется нашей духовной связью с Богом. Мы на Земле живем так, как верим и во что верим.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/05/za_rus...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из каждой смуты Россия всегда выходит более сильной К 400-летию преодоления Смутного времени 29.10.2012 720 Время на чтение 11 минут От редакции : 4 ноября, в день праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, в Санкт-Петербурге впервые после 1917 года состоится общегородской Крестный ход . Организаторы получили благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и поддержку городской администрации. В этот день исполнится 400 лет преодолению Смуты начала XVII века. Крестный ход пройдет от Казанского кафедрального собора, где находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, до Исаакиевского собора - символа государственного величия России. Он станет зримым свидетельством благотворного соработничества епархии, городских властей и общественных организаций. Сегодня мы предлагаем читателю статью, посвященную преодолению Смуты, в которой автор пытается в современных категориях осмыслить это величайшее событие нашей истории. В 2013 году исполняется 400 лет преодоления российским народом Смуты XVII века и 400 лет избрания на царство династии Романовых. В память о преодолении Смуты учрежден государственный праздник - День народного единства, 4 ноября. «Смутное время» - драматический период русской истории с 1598 по 1613 год, когда, на фоне катастрофических стихийных бедствий, в России разразился тяжелейший политический, экономический и социальный кризис. Вертикаль государственной власти разрушилась, свирепствовал голод, выступления несистемной оппозиции и так называемых «самозванцев» привели общество в состояние гражданской войны. Внутриполитической ситуацией воспользовались западные соседи России - поляки, организовавшие интервенцию, оккупировавшие большую часть территории тогдашней Руси, захватившие Москву с целью формирования марионеточного правительства. В этих условиях, сохранившиеся институты гражданского общества, - Русская Православная Церковь и бизнес-сообщество - мобилизовали народное ополчение на национально-освободительную борьбу с интервентами и бандформированиями. Оккупанты были изгнаны из страны, боевики ликвидированы, на Земском соборе восстановлена вертикаль власти - избран царь.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неоельцинизм во внешней политике 17.12.2010 564 Время на чтение 7 минут Любой, имеющий опыт вождения, знает, как трудно, попав в колею на разбитой или заснеженной дороге, из нее выбраться. Судя по всему в аналогичную колею под названием «перезагрузка» угодила нынешняя кремлевская администрация. И виной тому развернувшаяся внутриполитическая борьба в России. В ЗАЛОЖНИКАХ У ПЕРЕЗАГРУЗКИ Почему хорошее дело улучшения отношения с Западом у нас почти всегда заканчивается потерей лица? Почему Соединенным Штатам кнопка переза­грузки не мешает пачками вылавливать российских «шпионов», по-гангстерски вывозить из Таиланда наших граждан и как ни в чем не бывало планировать кольцо ПРО вокруг России, а российские политики, подержав ту же кнопку в руках, словно забывают, какой стране служат и готовы выворачиваться наизнанку перед всем миром? Можно, конечно, объяснить этот феномен низкой исторической культурой наших политиков, продолжающих грезить «общеевропейскими домами», «цивилизованными сообществами» и прочими сказками о единых простран­ствах, однако это будет полуправдой. Вся правда раскроется, если мы разбе­ремся, в чьих конкретно интересах нынешняя внешняя политика России? Для этого зададимся вопросом, что делать президенту, которого назна­чили править страной года этак на четыре, приблизительно с таким напутствием: дерзай, если покажешь себя, сделаешь что-нибудь путное, может быть и останешься на второй срок, если нет - вернется мускулистый и сильный. Оглянулся вновь назначенный президент и прослезился: вокруг коррупция, преступность, межнациональные проблемы... Где тут себя проявишь? Тут не проявлять себя, тут жизнь положить надо. С коррупцией начал было бороться, но быстро понял, что она не где-то там за долами, за морями, а в соседних кабинетах. Да, и с харизматическими качествами проблема. Нет, это задача для Петра I, Столыпина, Пожарского... Однако ответ, что делать, нашелся. Запад! Вот опора для всех честолюбивых либеральных российских политиков, не имеющих серьезной опоры в самой России. Последний пример по времени - Ельцин; но можно вспомнить и про смутное время, и про Курбского, и про политиков времен Александра Невского... Не все исторические аналогии годятся для данного случая, но пример с Ельциным, думается, в точку! Зажатый оппози­цией в своей стране, имеющий мизерный рейтинг он шел на беспрецедентные геополитические уступки ради поддержки западных лидеров. Министра Козырева мы еще долго будем вспоминать.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православие как идея национальной гармонии 18.01.2005 320 Время на чтение 4 минуты Не первый год новая Россия ищет свою национальную идею. Ищем в политике, в экономике, в государственном строительстве, в праве. Сменяются лозунги - один ярче другого, но это не помогает. А все потому, что мы явно не туда устремляем взоры. Наша опора и надежда вовсе не внизу, не под ногами, а значительно " выше этажами " - в духе, в духовности, в духовном взгляде на мир и на себя в этом мире. На протяжении своей многовековой истории наш народ не единожды убеждался: Россия без веры - это начало конца. Даже любые колебания и послабления в вере для России горше всякой болезни. Так было в начале XVII века, когда Смутное время чуть было не лишило Россию независимости. Так было и в первой половине двадцатого. Хватит, хватит подобных поисков, в результате которых мы не находим, а только теряем! Россия стремится сегодня к своему будущему и одновременно к своим духовным основам - не только к православной традиции, но и к православному присутствию в мире, к православной мечте. Хорошо известно при этом, что верное истинно христианским заветам русское православие самым терпимым образом относится ко всем другим религиозным конфессиям, к людям иных верований. Православная и многонациональная Россия - это страна с глубокими традициями духовной толерантности, искреннего уважения к любой вере вообще. И наш Петербург - один из самых ярких тому примеров. Выйдите на Невский проспект и взгляните на украшающие его храмы: наряду с Казанским собором там стоят голландская и армянская церкви, протестантская Петрикирхе и католический костел святой Екатерины. Потому и называли справедливо начиная с позапрошлого века наш Невский " проспектом веротерпимости " . Так было, есть и, уверен, будет: русское православие всегда творило атмосферу согласия и сотрудничества между народами, населяющими Россию, устанавливало взаимопонимание между верующими различных конфессий. И все это во имя и во благо нашей общей Родины - России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010