проф. Я. Пеликан Глава II Соединение и разделение во Христе В учении о Христе, изложенном в формулах вселенских соборов, было достигнуто и выражено единство православного кафолического христианства. По иронии судьбы именно православное учение о соединении и разделении во Христе стало причиной разделений в Христовом теле, – причем эту иронию ощущали и сами участники раздоров. Ссылаясь на Эфесский Собор 431-го года, несториане заявляли, что время утверждения единства Христа было временем, «когда церковь начала разделяться” 326 Двадцать лет спустя, в 451-м году Халкидонский Собор породил ересь монофизитов, однако если церковное и политическое разъединение началось соборами этого столетия, то «интеллектуальное и культурное разделение совершилось через сто или более лет после политического» 327 . С вероучительной точки зрения время с 7-го по 9-й века было даже более решающим, потому что именно тогда все три основных восточных партии (несториане, монофизиты и халкидониты) столь резко заявили о своих христологических позициях, что разделение окончательно упрочилось, исключив возможность возврата (или продвижения) к формуле единства. После никейского вероопределения тоже наступило время смут и перетолкований, однако все это длилось около полувека. Смутное время, начавшееся после Эфеса и Халкидона, длилось пятнадцать веков. Несмотря на то что причины этого неугасавшего раскола, возникшего из-за разногласий в учении о личности Христа, в значительной мере лежали вне истории самого учения, мы прибегли бы к явному редукционизму, если бы предположили (а это как раз и делают многие современные комментаторы), что решение подлинно вероучительных вопросов не было поставлено на карту. Стремление свести проблему соединения и разделения Божества и человечества во Христе к перечню догматических формул в лучшем случае оказывалось недостаточным и вообще не всегда было самым лучшим. «Из всех тайн Божиих, – писал Максим, – тайна о Христе есть самая сокровенная» 328 . Православные богословы делали правильно, когда заявляли, что «мы позвещаем… о двойственности сущностей, единящихся в Нем, а также об их свойствах… однако равным образом возвещаем об их сущностном сочетании в единство лица посредством ипостасного соединения» 329 ; это, однако, не обязательно приводило к той вероучительной позиции, которая удовлетворяла критерию последовательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Триста лет назад русское царство пережило время глубоких и опасных потрясений. Кончилась правящая царская династия Рюриковичей, и наступило «смутное время», время «лихолетья», когда русские люди, особенно принадлежащие к высшим кругам, «измалодушествовались». Но русские люди были тогда глубоко преданы православной вере. Православная Церковь была в Древней Руси могущественной народной и государственной силой; эта сила спасла Русь от разорения и из теснин смуты вывела ее снова на широкий путь возрождения и дальнейшего процветания. Светоч православия указывал русскому народу истинный национальный путь и в потемках всеобщей разрухи. Венец и бармы Мономаха 1 попадали в руки самозванца, но самозванец был окружен иноверцами, его невеста была «девка лютерской веры», он взял «некрещеную жену бесерменския веры», его свита – «ляхи и лютари и римского закона каплаки бечинствоваху во святой Божией церкви» – и этого достаточно было не только для того, чтобы народное сердце отвернулось от нового царя, но даже и для того, чтобы возмущенный народ надругался в Кремле над трупом загадочной личности. Отчаявшись своими силами установить порядок, бояре решают просить в московские цари польского королевича Владислава 2 и пускают ляхов в Москву. Сам король польский Сигизмунд 3 не прочь сделаться московским царем. Но был в Москве твердый, как «адамант», «начальный человек земли русской» святейший патриарх Ермоген 4 , готовый «душу свою положить за веру христианскую несомненно». Он потребовал, чтобы Владислав был прежде крещен и чтобы литовские люди вышли из Москвы. Напрасно бояре «позорили и лаяли» патриарха, напрасно говорили, что «попы не управляют государством», – «поборатель за веру православную и отечество русское» был непоколебим, проклинал изменников и благословлял народ на восстание, на защиту национальных святынь от поругания иноверных. Русский народ оказался с патриархом и против изменников. Народными ополчениями отозвалась земля русская на голос патриарха. Ценою жизни своей заплатил Ермоген за свою верность Церкви и отечеству. В мрачном подземелье московского Чудова монастыря – там могучий дух православного патриарха дал новое направление русской истории. 17 февраля 1612 года уморенный голодом скончался патриарх, а через год Москва встречала своего русского православного царя Михаила Феодоровича Романова 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Маркиан и Пульхерия. Халкидонский собор. Общеисторическое значение 28-го канона. Лев I. Федераты. Аспар и Ардавурий, Экспедиция в Африку Ф. И. Успенский. История Византийской империи Неожиданная смерть Феодосия в 450 г. открывала вопрос о престолонаследии, т. к. у него не было прямого мужского потомства. После него осталась дочь Евдоксия, находившаяся в замужестве за западным императором Валентинианом III; кроме того, оставалась в живых, хотя едва ли могла иметь притязания на власть, императрица Евдокия, проводившая жизнь в Иерусалиме; но всех ближе к престолу была августа Пульхерия, по всем сохранившимся данным имевшая сильное влияние на политику. В смутное время религиозных споров к ней обращается с письмами папа, равно она ведет переписку с влиятельными лицами по делам церковным. Вопрос о вакантности престола она разрешила весьма своеобразно, но в то же время и практично, пригласив к соучастию в правлении старого и опытного в делах Маркиана и утвердив его права браком с ним. Патриарх Анатолий, избранный на место умершего от горя и потрясений Флавиана, совершил над новым императором церковный обряд коронации, который с тех пор постепенно входит в обычай во всех европейских государствах. Время было чрезвычайно тревожное, оно как раз совпадало с походом Аттилы на Таллию. Но для Византийской империи на первом плане стояли религиозные вопросы. Любопытно, что мысль, впервые высказанная в письмах папы Льва, согласно которой от правильной веры в единую Троицу зависят единство и прочность государства, вполне была усвоена на Востоке и сделалась руководящей в церковной политике. Ни для кого не оставалось сомнения, что со смертью Феодосия и устранением от дел евнуха Хрисафия должен наступить полный переворот в церковных делах.

http://sedmitza.ru/lib/text/442757/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #691aabf50e Закрыть Остановиться и подумать! Сергей Штин   04:00 25.07.2008 703 Время на чтение 4 минуты В нынешнее смутное время потребно нам, всечестные отцы, братья и сестры, не забывать, что «враг спасения человеческого, сатана, прилагает неимоверные усилия, чтобы воспрепятствовать обращению людей к спасительной церковной благодати. Под влиянием этого лукавого и лживого духа сейчас особенно умножились еретики и сектанты, пытающиеся совратить неискушенных и доверчивых, выдавая свои безблагодатные собрания за истинную Церковь»,- так верно описывает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) происходящее вокруг нас (О Церкви Христовой. Одоление смуты, СПб, 1996, с. 280). Добавить можно только одно. Лукавству этому невольно помогаем и мы, православные миряне. С поразительной легкостью, порой неумело и непристойно мы зачастую втягиваемся в ловко разыгрываемые за нашей спиной многоходовые антицерковные махинации, целью которых является желание посеять смуту в душах, ожесточить сердце и привести к искусственному противостоянию верующих во Христа людей. Церковь наша восстанавливается и крепнет на глазах. «Подписанный всего лишь год назад Акт о каноническом общении внутри Русской Православной Церкви заложил, наконец, по милости Божией, основу правильных и новых отношений между Русской Церковью на родине и заграницей» (из доклада Митрополита Илариона, Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 25 июня 2008 г.). Впервые за время многолетнего раздельного существования нашей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви Архиерейский Собор в Москве был представлен во всей ее естественной и благодатной полноте. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25-27). Святость Церкви, переданная нам апостолами, неотделима от ее единства, которое, в свою очередь, немыслимо без соборности. Мы, православные христиане, по слову апостола, «составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5). Мы призваны обсуждать все вопросы, даже непростые, в духе открытости, честности, братской любви и стремления к единомыслию. Соборность, советование друг с другом- лучший способ избежать конфликтов, разделений, недоумений» (из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 24 июня 2008 года).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В. На Богородичные дни I. ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1–14.X) 1. МАТЕРЬ БОЖИЯ – НАШ ПОКРОВ И ЗАСТУПЛЕНИЕ " Д несь, благовернии людие, светло празднуем» Покров Божией Матери. Воспоминаемое чудесное событие совершилось во Влахернском храме в X в. в смутное время Византийской империи. Нападавшие враги подступили к самому стольному граду. Не надеясь на свои собственные силы, жители Константинополя обратились с молитвенной просьбой к Царице Небесной. И вот во время всенощного бдения преподобный Андрей Христа ради юродивый и ученик его Епифаний увидели на воздухе Божию Матерь с Крестителем Господним Иоанном, с ап. Иоанном Богословом, сонмом других угодников Божиих и ликом небесных воинств, молящуюся перед Сыном Своим и Богом за христианский род и покрывающую собравшийся в храме народ честным Своим омофором. Это чудо совершилось в утешение и ободрение жителям Константинополя и совершилось давно, но оно утешительно для всех времен и веков. Драгоценно оно и для нас, ибо наглядно свидетельствует, что на небе есть у нас Высокая Покровительница, Которая ходатайствует за род человеческий перед престолом Вседержителя и осеняет нас святым Своим омофором. Та, Которая удостоилась соделаться по плоти Матерью Господа – Перворожденного всей твари, – стала и нашей Матерью по благодати, ибо мы искуплены бесценной кровью Сына Ее, ибо Сам Господь называет нас Своими братьями ( Мф. 12, 47–50 ). По-матерински Она печется о нас, проникает в наши нужды, внемлет нашим мольбам. Под Ее омофором и проходит вся наша жизнь, совершаются все наши судьбы, доколе не прекратится время нашего действования на земле и не наступит час суда и воздаяния за совершённое нами, за прожитое. В этой неистощимой любви Божией Матери к нам – высочайшая радость сегодняшнего дня. Дети свободно и просто обращаются к матери со своими нуждами, и мать всегда делает для них что можно и что полезно. Так и мы во всех случаях жизни – и печальных, и радостных – должны прибегать к Матери Божией, Ей поверять свои желания и надежды, с Ней разделять свои печали и радости. В Ней мы найдем живое и родственное участие, ибо Она сродна нам по естеству и ведает наши немощи и скорби по собственному опыту. Сквозь Ее чистую душу прошло оружие страданий ( Лк. 2, 35 ). Особенно мы должны обращаться к Ней с молитвой, когда чувствуем свое бессилие в борьбе с живущим в нас грехом, с плохими привычками, или когда видим себя слабыми на служение Богу, на совершение добрых дел, на посещение храма Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В своем докладе архиепископ Константин, в частности отметил: «В этом высоком собрании нельзя умолчать и о политической культуре, в частности - о взаимоотношении Церкви и государства. Несмотря на то, что временами их отношения были достаточно сложными и даже трагическими, они строились на принципах симфонии, изложенных в свое время в 6 новелле императора Юстиниана: " Существует два великих дара, которые Бог в своей любви к человеку даровал ему свыше - священство и царство. Первое служит божественному, второе управляет человеческими делами, однако оба происходят из одного источника и украшают жизнь человечества. Поэтому если священство свободно от порока и обладает доступом к Богу и если цари справедливо и равновесно управляют государством, доверенному их заботе, то из этого происходит прекрасная симфония (или благостное созвучие), благополучие даруется человеческому роду " . Если наша церковь стремилась словом и делом поддержать государство в его тяжелые времена (в борьбе с монголо-татарами, а также в Смутное время), то и государство старалось обеспечивать Церкви режим наибольшего благоприятствования в ее воспитательных и проповеднических трудах. В противоположность атеистической концепции отделения Церкви от государства, цель которой - выгнать Церковь на задворки общества, концепция симфонии подразумевает живое взаимопроникновение Церкви и государства, взаимное соучастие в жизни общества, естественно в пределах компетенции и полномочий каждой из сторон. Благодаря этой симфонии, созвучию, мы имеем богатейшую русскую церковную архитектуру, иконопись, литературу. Но гораздо важнее, что эта симфония давала возможность обеспечивать социальный мир. Так, только присущими Руси были такие ситуации, когда по просьбе царя целые сословия отказывались от претензий друг к другу и к правительственным чиновникам. Петровская реформа, при всей необходимости изменений, явилась тяжелым ударом и потрясением и для России, и для русской культуры в частности. Фактом остается то, что русский народный стиль архитектуры надолго замирает в петровских казармах, русская живопись надолго теряет свою самобытность, русская музыка на какое-то время становится довеском итальянской. Гораздо тяжелее было то, что русская культура и традиции делятся на дворянскую и народную, высший класс отрывается от своих корней и даже от своего языка. Именно с петровских времен в русское общество входит эта страшная раздвоенность - " дворянское - народное, " " русское - иноземное " и, как результат, " православное - неправославное, религиозное - атеистическое " . Церковь в определенной степени теряет свою самостоятельность и становится одним из государственных учреждений. Но в самих реформах и в особенности в манере их проведения был вызов России. Не сразу, но она ответила на него в духовной сфере - Серафимом Саровским, а в культурной - Пушкины м.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/30/...

В сегодняшний день исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Сергия, великого подвижника Радонежского и всей России чудотворца. 500 лет – много времени. Сколько в течение его великих событий и важных перемен совершилось на русской земле? Сколько благоверных Государей царствовало и восседало на русском престоле? Сколько сошло в могилу великих людей, ревностных слуг и защитников своего отечества, прославившихся высокими доблестями и заслугами для родной земли? Народная память даже не может вполне вмещать и живо сохранять всего, что видела и испытала православная Русь со времени смерти преподобного Сергия. Только некоторые более важные и выдающиеся события, как например: татарское иго, смутное время, война 1812 года – сохранили некоторый след в народных воспоминаниях; большинство же событий и лиц, имевших в свое время важное значение в жизни нашего отечества, совершенно забыто русским народом и помнится только людьми учеными, интересующимися прошлым родной страны. Но это народное забвение не коснулось св. угодника Божия преподобного Сергия, святая память о нем не ослабла и не затмилась от времени, но и доселе остается дорогою и незабвенною для каждого русского человека. По слову Божию, «праведники во веки живут» ( Прем.5:15 ). Так и преподобный Сергий, несмотря на полтысячи лет после его кончины, всегда остается жив не только в небесных обителях, но и среди православного русского народа; при своей блаженной кончине он только «преставился», переселился с земли на небо и никогда не умирал в памяти народной. Кто из русских людей не знает св. угодника Божия преподобного Сергия? Кто не слыхал про его святую обитель вблизи первопрестольного града Москвы? Сюда, на поклонение св. мощам угодника Божия, во всякое время года идут православные богомольцы со всех концов земли русской. Как при жизни преподобного Сергия к его убогой лесной келлии шел всякий русский человек с целью поведать святому пустыннику свое душевное горе и тучу сердечную, так и теперь св. Троицкая Лавра Сергиева усердно посещается всеми русскими людьми без различия званий и состояний. Благоговеют к памяти преподобного Сергия Благочестивейшие русские Государи, свято чтят ее наши святители, иноки и весь русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/pr...

Валерий Орлов История движения неопятидесятничества Скачать epub pdf Введение Духовная жизнь нашего общества в настоящее временя характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, это явно выраженное стремление человека к поиску форм своего духовного существования, неудовлетворенность все нарастающей активизацией материальной составляющей своей жизни. В человеческой среде всегда идет процесс дифференциации общества по материальному признаку. В России особенно, после того как «был поднят железный занавес», этот процесс активизировался по меньшей мере на порядок. Появилась возможность приватизировать материальные богатства страны. «Серое общество» стало делиться на белых и черных по материальному признаку. Этот процесс в определенной степени спровоцировал дифференциацию общества и в духовной сфере. С одной стороны, появились «технари»: компьютерщики, бизнесмены, финансисты и пр. т.е. люди активно занятые в сфере материального производства. Для этого требовалась полная отдача сил и времени, иначе «не сделаешь карьеру» или «прогоришь». С другой стороны, как бы в противовес такой тенденции, в обществе явно проявилась особая тяга к духовному осмыслению своей жизни, поиска утраченных духовных ориентиров, поиска слова истины, поиска слова Божьего. Это было явное проявление Божией милости к нашей стране. В России как в стране традиционного православия, которое было подвергнуто жестокому преследованию со стороны атеистического государства, в это смутное время сразу не хватило сил вознести Слово Божие к мятущемуся обществу. Предвидевшие эту ситуацию православные священнослужители прямо и обеспокоено говорили, что «настанет время, когда слово Божие можно будет нести людям прямо через средства массовой информации, и мы не сможем это сделать как должно». Западное христианство , особенно протестантизм, всегда отличавшийся некоторой легковесностью и подвижностью, «адекватно» отреагировало на ситуацию. У всех на памяти время, когда обе столицы, особенно С.– Петербург буквально забрасывался листовками с ликами протестантских, прежде всего неохаризматических проповедников, не жалевших никаких денег на аренду концертных залов, а то и целых стадионов для того, чтобы просветить «исчадие ада», создать «свою, живую церковь ». Что двигало этими людьми? Заблуждение, ложно понятая собственная значимость как духовных людей, тщеславие, в котором, по-видимому, они и сами не отдавали себе отчет. Это был «чуждый огонь», сущность которого так или иначе должна была проявиться.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дедушка Вася Памяти полковника В.Я. Чугунова (22.02.1906-18.08.1983) 17.08.2023 541 Время на чтение 56 минут 18 августа 2023 года исполнилось 40 лет со дня кончины полковника инженерно-артиллерийской (1) службы В.Я. Чугунова (2) . Василий Яковлевич был третьим мужем моей бабушки Веры Макариевны, и по крови мы с ним не являемся родственниками. Но для меня он стал настоящим, можно сказать, классическим дедушкой, и я храню о нём самую светлую память. Для написания его полноценной биографии у меня в настоящее время недостаточно данных, поэтому, главным образом, я намерен поделиться личными воспоминаниями о Василии Яковлевиче. Тем не менее, кое-какие сведения, относящиеся к его жизни, мне удалось установить по документам, фотографиям и из общедоступных источников. В.Я. Чугунов родился 22 февраля/7 марта 1906 года в селе Жестылево Дмитровской волости Дмитровского уезда Московской губернии в семье Якова Павловича Чугунова и его жены Прасковии Лаврентиевны. Жестылево – старинное русское село на реке Якоть. По преданию своё наименование оно получило благодаря обилию красной смородины, именуемой местными жителями «жестылем». В первой половине XVI века Жестылево являлось вотчиной дьяка Федора Семеновича Башенина, а затем его сына Ивана. В 1568 г. передано по закладной в 100 рублей епископу Сарскому и Подонскому Герману (бывш. архимандриту Новоспасского монастыря). Затем принадлежало царским стремянным конюхам Плишкиным и продано ими царскому крестовому дьяку Андрею Константиновичу Верещевскому. Он или его сын Андрей Андреевич (6) в 1577(78) году продал село за 250 рублей Троице-Сергиеву монастырю. Деревянный жестылевский храм Покрова Пресвятой Богородицы сожгли польские интервенты в Смутное время, в 1610 году. До 1880-х гг. на его месте существовали лишь часовни, а жители Жестылева окормлялись в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подчерково, в восьми верстах. В конце XIX века иждивением жестылевцев для возобновления собственного храма и зарабатывания средств на его благоукрашение построен кирпичный завод (8) . Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и св. Пророка Иоанна Предтечи воздвигнут в Жестылево в 1899-1904 гг. по проекту выдающегося русского архитектора С.К. Родионова.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лагерь польских военнопленных в Оптиной Пустыни Катынь: мифы и реальность 09.06.2013 2516 Время на чтение 16 минут Исторический факт существования с 1939 по 1941 год лагеря для военнопленных поляков в Оптиной Пустыни не дает покоя некоторым деятелям с польской стороны. В 1989 году к нам приехал польский режиссер Анджей Вайда, фильм которого «Катынь» впоследствии вызвал волну обострения русско-польских отношений. В 1992 году польская католическая делегация даже предприняла попытку совершить католическое богослужение на территории скита. Начиная с 1989 года, посещая монастырь в качестве паломников, байкеров и различных делегаций, поляки, нарушая покой братии не всегда корректным поведением, пытаются навязать установку памятной доски о тех событиях. Издатели предлагают читателю статью Л.И.Соколовой, историка, секретаря СПб Комиссии по канонизации, которая поможет разобраться в исторических событиях тех лет, до сих пор будоражащих не только поляков, но и нас. Редакция «Оптинского альманаха». Расстрел польских офицеров в Катыне - событие в чреде тех, что обостряли и обостряют и без того весьма непростые отношения между Польшей и Россией. Вновь и вновь возникает этот вопрос по разным поводам и на разных уровнях. Многие российские историки, считающие все происходившее в советский период преступлением перед человечеством, априори поддерживают западную точку зрения на эту трагедию. Удивляться не приходится. Еще А.С. Пушкин во время польского восстания 1830 года писал о таких «гражданах России»: Ты просвещением свой разум осветил И правды честный лик увидел, И нежно чуждые народы возлюбил, И мудро свой возненавидел. Отношения России и Польши на протяжении всей истории были напряженными. В 1772 году произошел первый раздел Польши. В 1793 году второй раздел еще больше уменьшил ее территорию в пользу России. Когда в 1795 году, было подавлено восстание Костюшко, и А.В. Суворовым взята Варшава, государство Польша исчезло с Европейской карты: его территория была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Так часть Польши вошла с состав России. В свою очередь в Смутное время (1598-1613) поляки стремились захватить власть в Русском государстве и запомнились нам разорением Кремля, намерением навязать России католичество и длительной осадой Троице-Сергиевой Лавры.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/10/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010