Новгородка. Храмовый комплекс Георгиевского погоста. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Тверская обл.Спировский р-н.Бирючевский с-с.д.Новгородка Координаты: 57.352923, 35.28903 Проезд:Электричкой до ст.Спирово далее автобусом до д.Бирючёво,далее 4 км пешком. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Погост Георгиевский в Бирючёве. Погост Георгиевский в Бирючёве известен с 1625 г. В Смутное время он подвергся литовскому разорению, в «Писцовой книге Новоторжского уезда 1625 г.» в погосте значилось лишь «церковное место» и многочисленные пустоши, оставшиеся от бывших здесь деревень. О древности этих мест свидетельствуют деревни Волхово и Новгородка. С основанием д. Новгородки связано две версии. По одной из них Новгородку основали выходцы из Новгорода – здесь проходила граница Бежецкой пятины Новгородской земли и Новоторского уезда. По другой и более правдоподобной – Новгородка сокращённое от «новое городище» устроенное неподалёку от старого. На старом городище располагалась первая из известных нам церквей во имя великомученика Георгия. Позднее здесь расположилось сельцо Георгиевское с храмовым комплексом из двух каменных храмов. От древнего городища остался огромный холм с крутыми склонами к югу и востоку и более пологим заездом с севера. Волхово – это название так же древнее, возможно от слова волхв, а возможно и от названия Волхов. Но так или иначе эти земли в Смутное время запустели. От Смутного времени близ с. Бирючёво ещё недавно можно было увидеть оставшееся древние захоронения. Это были земляные насыпи обложенные у основания камнями. В советское время некоторые из насыпей были раскопаны – оттуда брали песок для строительства дороги. Местные свидетельствуют о том, что когда брали песок, то откапывали кости и черепа. В XVII в. местность эта была заселена карелами по указу царя Алексея Михайловича. В 1708 г. на Георгиевском погосте была освящена деревянная Георгиевская церковь. Из надписи на древнем кресте, хранившемся в храме, следует, что освящалась церковь по благословению Ионы Митрополита Великоновоградского.

http://sobory.ru/article/?object=13929

Основан удельными князьями Белёвскими. Место, на котором он построен, в актах XVI и XVII веков обыкновенно указывается " на на посаде, на старом городище " , но кто был строителем из белёвских князей, а равно когда был основан монастырь, неизвестно. По актам монастырского архива существование монастыря становится известным с царствования Иоанна IV Грозного, именно - 1557г. Вместе с основанием монастыря князья обеспечили его существование, приписав к нему в вечное владение свои богатые вотчины, и избрали его местом своего погребения и вседневного церковного поминовения по умершим из рода в род.. В Смутное время монастырь был разорён и сожжён литовцами. Смутное время, бывшее временем " московского разоренья " , по отношению к монастырю в монастырских актах называется временем " монастырского разоренья " . До конца XVII столетия монастырь существовал деревянным зданием. Но в 1651 году монастырские церкви сгорели, и с этого года монастырь начинает обстраиваться каменными зданиями. В 1686 году была выстроена и освящена Спасо-Преображенская церковь. В 1695 году возобновлены святые ворота и на них устроена церковь святого Алексея, митрополита Московского. В 1698-1700 годах построена Введенская церковь и в 1706-1712 годах выстроена церковь во имя Иоанна Предтечи. В 1719 году пожаром истреблён был весь город Белёв, вместе с ним сгорел и монастырь. После пожара церкви были возобновлены в том же числе и с теми же наименованиями. Из построек, произведённых в церквах в сравнительно недавнее время, более крупная состояла в постройке в 1864 году заново трапезы во Введенской церкви на сумму 9000 рублей, завещанную белёвским купцом Иваном Макаровым, и на пожертвования других благотворителей. Трапеза построена в два яруса с 5-ю приделами. Из них три в верхнем ярусе. Средний (главный) во имя Казанской Божией Матери; с правой стороны - во имя Пафнутия Боровского, а с левой - во имя святого Димитрия Солунского. В нижнем ярусе приделы: с правой стороны - во имя Божией Матери " Всех скорбящих радость " , с левой - во имя трёх святителей. Старинные иконостасы сохранились только в двух церквах: Спасопреображенской и Введенской; построены они не позднее 1719-1725гг.

http://sobory.ru/article/?object=04683

Патриарх Ермоген и смутное время Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, чудотворец Миссионерский натиск католического Запада на православный Восток начался одновременно с отпадением Рима от Православной Церкви. Уже в 1204 году, воспользовавшись нестроениями в Византии, ее западные союзники-крестоносцы разграбили столицу Империи и пытались уничтожить восточно-римскую государственность. Сорок лет спустя Рим хищно устремился на Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием. На католическом Западе тогда пытался найти опору Галицкий князь Даниил Романович. Историческим итогом этого стала утрата его землею и Православия, и русскости. Сегодня Галицкая Русь - плацдарм католической экспансии на Восток. Северо-восточная Русь пошла по иному пути. Стоявший во главе ее князь Александр Невский, даже находясь в вассальной зависимости от татарского хана, понимал, что главное зло для Руси - на Западе, там, откуда исходит опасность для Православия. И защита Православия Александром спасла историческую будущность России. Спустя три с половиной столетия, когда на Русь нагрянула открытая католическая агрессия, новый избранник Божий Патриарх Ермоген стал «твердым адамантом и неколебимым столпом» за Православную Веру и Православное Царство. Время патриаршества Ермогена (1606-1612 гг.) приходится на период Смутного времени. У страны в те годы не стало ни государственной власти, ни боеспособной армии. Были разрушены все структуры управления, все сословные и хозяйственные связи. Бояре и дворяне, купцы и посадские, крестьяне и холопы, ратные люди и казаки - все были вовлечены в бесконечную войну за сословные, корпоративные и просто шкурные интересы. Все выступали под знаменем «своего» царя против «ненастоящего», меняя себе «царей» в зависимости от конъюнктуры. Выбор был богатый. Против Василия Шуйского, поставленного боярами на царство после убийства агента Ватикана Лжедимитрия, выступил Лжедимитрий II, получивший прозвище «Тушинский вор». Было множество мелких самозванцев: «царевич Август», «царевич Федька», «царевич Лаврентий», «царевичи»: Семен, Василий, Клементий, Брошка и Мартынка. Всюду по стране слонялись вооруженные банды, терроризируя население.

http://pravoslavie.ru/1622.html

Юрлово. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В наше время у самой дороги близ села Юрлова стоит полуразрушенный храм Воскресения Словущего древнего села Ельманово-Воскресенское. Церковь в селе была исстари. В Смутное время ее уничтожили литовцы. В 1629 г. село находилось во владении Ивана Елизаровича Бартенева как старинная вотчина его отца и деда. Село затем названо Воскресенским по церкви, построенной в 1654 г. Петром Борисовичем Бартеневым. В 1687 г. село перешло к его сыну Павлу Ивановичу Бартеневу. Он в 1711 г. заложил село своему зятю Анисиму Ивановичу Березникову, который в 1727 г. построил ныне существующую церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом в честь великомученицы Екатерины. В 1830-х годах Ельмановым, где было тогда 500 душ, владел отставной драгунский офицер Павел Алексеевич Березников. Гостившая в усадьбе А.О. Смирнова-Россет писала: чистота и порядок совершенно казенные и казарменные, прекрасный хлеб пекли дома, рядом со столовой – оранжерея, в которой росли георгины и розы, на дворе была кузнечная изба, столярная, имелись свои портные и сапожники. В 1898 г. настоятелем храма был священник Михаил Афанасьевский. В 1940-60-х годах алтарь храма, трапезная и верхние ярусы колокольни были разрушены. Источник: Московские епархиальные ведомости, 2002, 9-10 26-го сентября в престольный праздник храма Воскресения Словущего в селе Юрлово состоялась первая Литургия, не совершавшаяся там уже 80 лет. Разрушенные храмы уже стали печальной приметой нашего времени, вернее, наследством от не столь далекой советской эпохи. Не обошла такая участь и храмы Можайского района. Один из них – храм  Воскресения Словущего в селе Юрлово , прежде носившее название Ельманово-Воскресенское. Храм уже подвергался разрушению от рук литовцев в Смутное время. Свой нынешний вид архитектура приобрела благодаря владельцу села Анисиму Ивановичу Березникову. Наверное, у многих возникнет вопрос о названии  церкви,  а именно, что значит Воскресение Словущее. Все Воскресенские храмы за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

http://sobory.ru/article/?object=06477

диакон В. Соколов Святейший патриарх Гермоген. К трехсолетию со дня его мученической кончины. 17 февраля 1612–1912 Источник Святейший патриарх Гермоген. Скончался 17 февраля 1612 г. Чудов монастырь Много тревог и волнений пришлось пережить нашей Православной Церкви в продолжении своей почти тысячелетней истории, много пришлось пе­ренести мучений пастырям еë за этот же период, по не было таких опасных годин для русской Православной Церкви, какая настала в смутное время. Смутное время – это самая мрачная страница Рус­ской истории, когда все святое для русского чело­века – народность, государственность и вера право­славная подвергались крушению. Это – эпоха великого гнева Божия, беспримерных смут и волнений вну­тренних и внешних и вопиющего развращения поли­тического и падения религиозно-нравственного самих русских людей и крайней опасности со стороны ино­верцев и иноплеменников. Все заставляло тогда думать, что пробил последний час для России и ей нет спасения. Но спасение нашлось: оно исходило из недр Православной Церкви, в лице еë первосвя­тителя патриарха Гермогена. Когда, где, от кого родился Гермоген и какое было его мирское имя, достоверно не известно. Даже самое сословие его не выяснено. Одни говорят, что он принадлежал к тяглому сословию, другие – что он был донской казак, третьи производят его из рода князей Голицыных и до пострижения носил имя Ермолая 1 . Это разногласие говорит лишь о том, что Гермоген был дорог для каждого сословия. Казанская икона Божией Матери Достоверные сведения о нем мы имеем с 1579 года, в бытность его священником в Казани в Николо-Гостиннодворской церкви и далеко немоло­дым, ему в то время было около пятидесяти лет. В этот год в городе Казани знамением милости Божией было явление иконы Пресвятой Богородицы. Девяти­летняя девочка, дочь казака, по имени Матрона, жившая с матерью в новопросвещённой столице бывшего татарского царства, видела во сне образ Богоматери, причем голос повелевал ей сказать воеводе и архиерею, чтоб отрыли и взяли из земли св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Н.Ф. Корольков I. Вступление Трудно жилось русским людям в так называемое в истории «Смутное время». Беда следовала за бедой, одна другой злее, переживаемые беды казались лучшим русским людям тяжелыми испытаниями, наказанием Божиим, посланным за грехи. Нагрянувшие иноземцы грабили безнаказанно имущество, издевались над православием ; сама Москва– хранительница святыни была сожжена. Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось близок был конец Московском государству, оставшемуся без государя. О состоянии Москвы «в Смутное время» современник пишет: «В Кремле на царском дворе в святых Божиих церквах и в палатах и по погребам – все стояху литва и немцы и все свое скаредие творяху. ...Все палаты, и хоромы были без кровель, без полов и лавок, без окончин и дверей; все деревянное поляки пожигали для отопления своих жилищ». «Излияся фиал горести царствующему граду Москве, всеобщее разорение. Падоша тогда высокосозданные домы, красотами блиставшие, все огнем поядошася и все премудроверхия церкви скверными руками до конца разоришася»... Когда бедствия дошли до крайнего предела, Промысл Божий, управляющий странами и народами, умудрил и вызвал к, действию лучшую часть русского народа, в сердце которого была жива вера Христова; эта вера соединяла Псковича, Новгородца, русского Казанца, Сибиряка, все чувствовали одинаково, что они православные, все люди одной русской веры, принадлежат одной церкви. Русский народ не был искусен в религиозной учености; само духовенство, при тогдашней малообразованности, было большею частию не сильно в богословии. И однако в этом народе было беспредельное уважение к внешним признакам православного благочестия: храмам, св. мощам, иконам; церковные обряды и уставы были для него предметами духовного утешения, высочайшею надеждою и опорою в жизни; для всех действительное присутствие воли Провидения было фактом, твердо установившимся в сознании. II. Обстоятельства, предшествовавшие Смутному времени Счастливые войны Московского государства с внешними врагами в середине XVI века передали в его обладание громадные пространства плодородных земель. Эти земли нужно было укрепить и заселить. Правительство в заботах об укреплении и заселении границ, не препятствовало, a содействовало переходу населения из центра на окраины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Арсений Эласонский: удивительные приключения грека на Руси Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. 18 августа, 2010 Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. Арсений Эласонский, почивший на русской земле в 1625 году, вот уже более четырех веков почитается в Греции как святой. Его имя, несправедливо забытое в России, сегодня становится одним из символов возрождения Православия и глубокого духовного единства двух народов – русского и греческого. В эти дни в Суздале – городе, где святой был архиепископом последние годы своей жизни, – проходят и церковные, и светские торжества в его честь. И центром празднеств стала первая за пятнадцать лет Литургия, отслуженная в стенах древнейшего суздальского собора Рождества Богородицы. Именно здесь, под спудом, почивал святой, сыгравший важную роль в истории России. Итак, обо все по порядку. Инициатором вскрытия захоронения Арсения Элассонского пять лет назад стал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, тогда еще – митрополит. Его письмо, адресованное президенту Владимиро-Суздальского музея заповедника (ВСМЗ) Алисе Аксеновой, в чьем ведении и сейчас находится суздальский Богородицерождественский собор, послужило поводом к дальнейшей канонизации святителя Русской Православной Церковью. Тогда же, пять лет назад, мощи святителя были обретены. — Мы знали, что он был похоронен под спудом Богородице-Рождественского собора в Суздальском кремле. На специальной карте было отмечено это место. Однако об этой личности мало говорили, — вспоминает президент ВСМЗ. — С другой стороны, в храме был разгар реставрации, стояли леса. И мне долго пришлось объяснять владыке, что пока невозможно приступить к вскрытию. И все же мы ускорили работу реставраторов. Обретение мощей Арсения Элассонского стало настоящим событием, объединившем и музей, и духовенство, и руководство администрации области, и ученых.

http://pravmir.ru/svyatoj-arsenij-elason...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православное большинство петербуржцев поддержит Вас» Собор православной интеллигенции обратился к Георгию Полтавченко с просьбой поспособствовать установке памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) в Санкт-Петербурге 01.11.2014 1740 Время на чтение 4 минуты «Многоуважаемый Георгий Сергеевич! Мы, православные граждане, представители общественной организации " Санкт-Петербургский Собор православной интеллигенции " обращаемся к Вам как избранному петербуржцами, в том числе нами, Губернатору и патриоту нашего великого города и как к человеку, разделяющему наши духовные ценности. Мы помним и полностью солидарны с замечательными словами, произнесенными Вами в самом начале Вашей губернаторской деятельности в октябре 2011 года о том, что " Санкт-Петербург должен стать не только культурной, но и духовной столицей России, и для этого у него есть все предпосылки " . И, действительно, за эти три года в духовной жизни города произошел ряд позитивных событий, среди которых мы особо выделим возрождение традиций общегородских крестных ходов в память перенесения в Петербург мощей святого князя Александра Невского и в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. В них участвуют десятки тысяч петербуржцев, и они стали грандиозными шествиями людей, объединенных общими идеалами веры и добра, любовью к России и ее святыням. В настоящее время по данным репрезентативных социологических исследований более 55% наших горожан называют себя православными людьми», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ открытом обращении Собора православной интеллигенции к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко. «Существенный вклад в духовное возрождение Санкт-Петербурга и его жителей в свое время внес Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Иван Матвеевич Снычёв). Только в течение пяти лет он возглавлял Санкт-Петербургскую епархию, но за это время количество православных в нашем городе выросло более чем в два раза и достигло 57,5% горожан, о чем свидетельствуют данные опросов социологов Петербургского государственного университета. Мы помним смутное криминальное время начала 90-х, когда всевозможные местные и зарубежные " проповедники " и сектанты наводнили город. Именно тогда Владыка Иоанн решительно вступил в борьбу с деструктивными силами, вселяя в души потерявших духовно-нравственные ориентиры людей надежду. Он писал: " Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время – может быть совсем малое – и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству " . Но сколько напраслины и лжи было обрушено на этого истинного патриота России и доброго народного пастыря, а после его смерти была сделана попытка заставить забыть про него, изъять его имя из русской истории», - пишут авторы обращения.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/01/pr...

Отделение третье. Святые угодники Волынские и другие находившиеся в ближайших отношениях к Волыни во времена владычества Литовского и разделения Митрополии. I. Память святителя Феогноста митрополита Киево-Московского на Волыни. Блаженный Феогност, по происхождению Грек, посвящен в Митрополита Всероссийского в 1328 году, спустя два года после кончины Святителя Петра, Митрополита Киево-Московского, – и в том же году чрез Киев и Владимир Волынский прибыл в Москву. Это было самое смутное время Татарского владычества на севере России, под властью жестокого Узбека. 277 Не лучшие времена были теперь и в юго-западном русском крае от насилий Литовских и латинской пропаганды. Поэтому, по прибытии на место своего назначения, бл. Феогност, подобно Св. Петру, немедленно направил стопы свои для обозрения обширной русской паствы, терзаемой угнетениями чуждой власти и внутренними безурядицами. С этою целью сначала он посетил Новгород и Псков и здесь силою своей духовной власти заставил удалиться из русских пределов Тверского князя Александра Михайловича, гонимого Узбеком за убиение убийцы отца его. 278 За тем чрез Смоленск и Чернигов из Пскова бл. Феогност прибыл на Волынь и здесь нашел необходимым остаться на некоторое время в утешение православным, гонимым Латино-Польскою пропагандою. Вследствие этого, блаженный дал знать из Волыни в Новгород, чтобы сюда прибыл к нему для посвящения Василий, избранный Новгородцами во Владыки Новгороду и Пскову. В тоже время между прочим прибыли сюда к Митрополиту послы и от Псковичей, с просьбою, чтобы он поставил им особого Епископа Афанасия. Но Феогност не внял ходатайству Псковитян, и в 1331 г., во Владимире Волынском посвятил Василия во Архиепископа Новгородского и Псковского. 279 Здесь же также рукоположен Митрополитом и другой Епископ из великой России, для Твери бл. Феодор. 280 За тем посетив другие древле-Волынские города: Перемышль, Холм и Галичь, Феогност остановился на некоторое время в Киеве для устроения здешней митрополии, особенно много пострадавшей в то время от набегов Татарских и частью от Литвы. – Отсюда же, из южной России, Св. Митрополит путешествовал в Константинополь, как догадываются, для решения некоторых недоумений, возникших вовремя обозрения паствы. 281 В это же самое время, по всей вероятности, в бытность свою в Константинополе, бл. Феогност предлагал Патриаршему Собору о чудесах Свят. Петра, и получил от Патриарха письменное разрешение праздновать его память. 282

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Переславль-Залесский. Никольский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Ссылки:   Адрес: Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43 Координаты: 56.732102, 38.839098 Проезд:из Москвы автобусом от метро " ВДНХ " , далее от автостанции Переславль по городу пять остановок до монастыря на местном рейсовом автобусе или такси. Ориентировочное время в пути составляет 2 часов 15 минут. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Николаевский монастырь, заштатный, в городе Переславле. Основан в XIV веке святым Дмитрием Прилуцким. Разоренный поляками в начале XVII века, он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (1645 г.). Сначала он был мужским; в 1898 году обращен в женский. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Переславльский Николаевский заштатный необщежительный женский монастырь в самом городе. Основан в конце XIV столетия преп. Димитрием Прилуцким. Разорен в смутное время, но возобновлен схимонахом Дионисием. Первоначально был мужским, в 1898 г. обращен в женский. Игуменья, монахинь 7, послушниц 44. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…» Москва, издание А.Д. Ступина, 1908 На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь, более шести с половиной веков назад было " болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещеева " . Начало основания Никольского монастыря положил в 1348 году святой Димитрий, позже названный Прилуцким. Сам преподобный родился под Переславлем в небольшом селе Веслево в купеческой семье Подкопаевых. В находящемся недалеко мужском Успенском Горицком монастыре он постригся в монахи. Спустя некоторое время преподобный в том самом лесу на берегу Плещеева озера построил деревянный небольшой храм. Спустя некоторое время возле этой церквушки и возникла обитель, названная в честь Святителя Николая Чудотворца и чьим настоятелем святой Димитрий оставался значительное время. В 1354 году в Переславле состоялась знаменательная встреча игумена Димитрия с Сергием Радонежским. Благодаря беседам с преподобным Сергием Радонежским, Димитрий вводит в своей обители общежительный устав. Со временем Никольский монастырь начал приобретать все большую популярность, к нему стали стекаться богомольцы и верующие. В 1368 году по рекомендации преподобного Сергия Димитрий, желая уединенной молитвы, оставляет Переславль и уходит в Вологодские земли, где основывает другой монастырь - Спасо-Прилуцкий. В 1382 году Переславский Никольский монастырь был разорен и сожжен ханом Тохтамышем, а в 1408 году подвергся разорению эмиром Эдигеем. Обитель начала восстанавливаться после разрушительных нашествий только со второй половины 15 века. В то время царь Василий Третий начал собирать земли вокруг Московского княжества в единое государство.

http://sobory.ru/article/?object=00232

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010