сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук В храме Воскресения словущего В одном храме с Владыкой 18 декабря 1942 года во время всенощной накануне праздника Святителя Николая в храме в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке, где мы, дети, стояли на амвоне, меня и еще двух мальчиков по благословению настоятеля храма отца Николая Баженова ввели в алтарь и облачили в стихари. В то смутное и тяжелое время в алтаре было достаточно много алтарников и среди них Алексей Сергеевич Буевский – звали мы его дядя Леша – который был для нас примером во всех послушаниях, возложенных на алтарников. Впервые в этом храме во время служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в праздник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» я познакомился с одним из его иподиаконов Костей Нечаевым. Впоследствии, будучи иеромонахом, он часто посещал наш храм и читал акафист Божией Матери. По прошествии многих лет, в начале 1970-х годов, при настоятеле храма протоиерее Владимире Елоховском, будучи уже в сане архиепископа, Владыка Питирим стал служить в нашем храме, придавая всей службе высокое, духовное, молитвенное торжество. У Владыки всегда было много молодых иподиаконов, многие из которых стали священнослужителями, а некоторые даже архиереями. В отсутствие по разным причинам некоторых из них меня, раба Божиего, всегда звали участвовать в выходах с дикирием, омофором, жезлом и так далее. К этому времени у меня было благословение на ношение ораря архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина), бывшего ранее настоятелем храма во имя святых Космы и Дамиана, который служил у нас в 1944 году. Во время службы Владыки Питирима, видя, что у него много помощников, я порой не надевал орарь. Однажды после малого входа ко мне подошел иподиакон и сказал, чтобы я подошел к горнему месту, где находился Владыка. С поклоном я подошел к нему, а он вручил мне орарь и благословил со словами, чтобы он меня без него не видел. После этого я всегда исполнял повеление Владыки. Мне порою часто приходилось получать от него «сердитые» замечания, в том числе по случаю разговоров его же иподиаконов во время службы. Он считал меня ответственным за порядок в алтаре. Видя, что у меня после этого случалось грустное настроение, он с улыбкой говорил: «Не грусти».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Закрыть itemscope itemtype="" > О православном приходе в Атланте, США «Мы вместе дружим, молимся и не поощряем в храме разговоров о политике» 22.12.2023 57 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру В 1976 году американец о. Иоанн Таунсенд основал в Атланте приход в честь прп. Марии Египетской, сначала в юрисдикции Православной Церкви в Америке, а в ноябре 1997 года приход перешел под омофор Русской Зарубежной Церкви. В 2005 году приход приобрел на то время пустовавшее здание бывшей лютеранской церкви и совместными усилиями переделал его в православный храм, где духовенство и прихожане молятся сейчас. Два с половиной года назад при храме был основан еще и мужской скит. О нынешнем дне прихода и скита святых Оптинских старцев рассказывает иеромонах Александр (Лисничук). Иеромонах Александр (Лисничук) – За последние два с половиной года состав прихода изменился. Если три года назад американцев у нас было около 30%, то сейчас – 70%. Во время пандемии почти все храмы в округе закрылись, и американцы стали приходить к нам. А еще у нас есть русские, белорусы, греки, индонезийцы, вьетнамец, иранец. – Как храму удалось остаться открытым? – Наш губернатор сказал, что не будет требовать закрытия храма, потому что это противоречит нашей конституции. И мы продолжили служить. – Какие еще перемены произошли у вас за эти два с половиной года? – Мы построили новую просторную кухню, трапезную. Наш прихожанин – архитектор из Тбилиси Кишо Беркадзе – построил примыкающую к зданию храма конструкцию с навесом, где мы обедаем и ужинаем. У нас есть замечательная библиотека, в которой собрано более тысячи книг на английском и русском языках. Казалось бы, удивительно, но народ читает! Рядом – книжная лавка. Молитвословы мы раздаем американцам бесплатно. У нас вообще нет фиксированных цен на требы. Если нужно кого-нибудь покрестить, то мы крестим и не говорим о цене. Но люди, как правило, всегда жертвуют. Храм прп. Марии Египетской Все мы дружим, вместе молимся и не поощряем в храме никаких разговоров о политике, поэтому в это смутное время из храма никто не ушел. Зато чего в нашем храме много, так это любви, и люди это чувствуют и сердцем откликаются на эту любовь. Поэтому и духовенству служить хочется, и прихожанам хочется приходить молиться. И все вместе мы служим Господу.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/o_prav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриотическое служение 17.06.2005 384 Время на чтение 9 минут Русская Православная Церковь на протяжении своего тысячелетнего бытия переживала со своим народом все беды и тяготы. И пытаясь дать оценку событиям новейшей истории, полезно следовать мудрому совету св. Иоанна Златоуста: " Не должно останавливаться на словах, а нужно обращаться к мыслям и узнавать цель говорящего, причину и время и, сообразив все это, находить таким образом заключающийся в них смысл " . Патриарх Тихон (Белавин) 1917 год вовлек в круговорот революционной истории и Русскую Церковь. Для самой Церкви решающим событием стал Поместный Собор 1917-1918 годов, ознаменовавший окончание " синодальной эпохи " . Собор восстановил институт патриаршества и регулярную традицию созыва соборов. Духовный авторитет 11-го патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), избранного Собором, должен был укрепить церковное единство и помочь сохранить нравственное и культурное наследие России для потомков. Свой крестный путь Первосвятитель Тихон начал у Кремлевского Успенского собора. В то время центральный барабан пятиглавия собора уже был пробит артиллерийским снарядом, но менять вековое место интронизации не стали. Люди смотрели на печальника и заступника с надеждой, полагая, что в смутное время патриарший авторитет укрепит церковное единство. Пройдет год, и в дни первой годовщины победившей власти Святейший патриарх обратится с воззванием к Совету Народных Комиссаров, призывая их отказаться от " бесцельной жестокости, обагряющей в крови русский народ " . Казни без суда, захват заложников, расстрелы, гноение заключенных в тюрьмах без допросов, обвинение ни в чем неповинных. Вместо обещанной свободы - безнаказанность, убийства и грабежи. Патриарх протестовал против отсутствия свободы печати, против насильственного выселения жильцов из домов. Второй раз (первый раз это было сделано в мартовском 1918 года патриаршем обращении) он дает правдивую оценку Брестского мира - грабительского и унизительного для России. Новая власть расчленила, раздробила Родину, угасила храбрость в сердцах ее воинов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Гурий Казанский 17.12.2009 704 Время на чтение 16 минут В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году, после покорения Смоленска, был рукоположен епископ Иосиф (1515 - 1532). Затем, когда произошло дальнейшее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно поставлен архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии. Несколько ранее,после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ - святитель Гурий (Ф 1563;память 5 декабря). В длинном ряду иерархов, которых рукоположил митрополит Макарий, Предстоятель Русской Церкви середины XVI века, первый Казанский архиепископ, впоследствии причисленный к лику святых, занимает совершенно особое место. В житии архиепископа Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном (1589 - 1606), бывшим в Смутное для России время Всероссийским атриархом (†1612), говорится: «...родился и воспитан был в городе Радонеже...в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» (1). Таким образом, родная земля святителя Гурия ранее была освящена стопами Преподобного Сергия Радонежского. Еще при жизни в миру Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» (2). По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом тезоименитого ему святителя Григория Акрагантийского (VI - VII века; память 23 ноября) (4). Во время заточения «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим» (4). Находясь в темнице, он не искал себе облегчения, во всем положившись на волю Божию, и дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно Божиим произволением освободившись после двухлетнего заточения, он пришел в монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, и стал там послушником. Затем принял монашеский постриг, в котором был назван Гурием, став «чудным иноком» (5). Скорее всего, это произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543), который в таком случае мог и совершить его монашеский постриг. Когда Волоцкий игумен стал епископом Крутицким, инок Гурий был назначен настоятелем обители (1544 - 1551). Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии (6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть Галина Ананьина: «Памятник Патриарху Гермогену – это памятник подвигу Русской Православной Церкви в победе над смутой!» Интервью руководителя Фонда содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену Галины Ананьиной 13.08.2013 319 Время на чтение 18 минут Многое в жизни Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках связано с Патриархом Гермогеном, память которого его прихожанами почитается столь же ревностно, как и память тех святых, в честь которых освящены его престолы: Пророка, Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна и Апостола и Евангелиста Матфея. У игумена Иоанна (Ермакова), настоятеля Патриаршего подворья, храм которого считает своей домовой церковью Общероссийское общественное движение «Народный Собор», возникла идея реализовать вековую мечту патриотов России и поставить в Москве памятник святителю Гермогену. Батюшка поделился своей задумкой с одним из прихожа храма, сопредседателем Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олегом Кассиным, и эта инициатива нашла поддержку со стороны «Народного Собора», при содействии которого был образован Фонд по постановке памятника Патриарху Гермогену. Наша гостья - Председатель Правления Гермогеновского Фонда Галина Васильевна Ананьина. - Галина Васильевна, 25 мая этого года в Александровском саду, прямо под стенами Кремля был установлен памятник Патриарху Гермогену. Мощи этого святого покоятся в Патриаршем Успенском соборе Кремля. Но ведь, как известно, там же своими святыми мощами почивают святители Петр, Феогност, Иона, Макарий, Филипп, Киприан, Фотий, а также Патриарх Иов, а памятник воздвигли только одному святому Гермогену. Почему, чем он снискал такое общественное признание? - Знаете, тема предания забвению нами своей истории и тех великих личностей, которые сыграли решающую роль в судьбах нашего Отечества, волновала меня на протяжении последних четырёх лет - а именно, всё то время, пока мы работали над проектом постановки памятника Патриарху Гермогену. Я сама на тот момент знала о святителе Гермогене крайне мало, наверное, только то, что он - один из 16 Патриархов нашей Церкви, который возглавлял её в Смутное время. Но проделанная в рамках реализации проекта углублённая работа с историческими документами, в которых я почерпнула сведения о заслугах священномученика Гермогена перед Отечеством, привела меня к твёрдому внутреннему убеждению в том, что, если бы не было Патриарха Гермогена, то сегодня не было бы и независимой России. И во время этой работы меня не покидала мысль: почему же нам так мало известно об этом подвижнике веры?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Искра. Георгиевский монастырь. Георгиевский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1691. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, Мещовский район, село Искра, улица Монастырская, д. 1 Координаты: 54.33022, 35.269364 Проезд: Железнодорожной станции в Мещовске нет, добираться до него придется на автобусе или на автомобиле. В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 км. Много времени такая прогулка не займет, однако можно и взять такси. На личном авт ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Железнодорожной станции в Мещовске нет, добираться до него придется на автобусе или на автомобиле. В Москву автобусы с Мещовского автовокзала уходят в то же время. От автостанции до монастыря идти еще примерно 1,5 км. Много времени такая прогулка не займет, однако можно и взять такси. На личном автотранспорте из Москвы следует выезжать по Киевской трассе. На 228 км — поворот на Мещовск. От поворота до города — 14 км. Монастырь находится на окраине, поэтому город придется проехать насквозь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Весной 2001 г. было положено начало возрождению монастыря. В настоящее время построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников Российских, начато строительство братского корпуса, ведется восстановление храмов, благоустраивается территория источника в честь великомученика Георгия Победоносца, формируется монашеская община. Восстановление обители ведет игумен Георгий (Евдачев). С сайта http://www.kaluga-eparhia.ru/ Георгиевский монастырь, заштатный, общежительный, на берегу реки Серебрянка. Первоначально находился в 30 верстах от города Мещовска, в верховье реки Ресы. В смутное время был разграблен и сожжен. В 1-й половине XVII века возобновлен на занимаемом им теперь месте. Здесь находится чудотворная икона Скорбящей Божией Матери. В средней монастырской башне погребен Андрей, Христа ради юродивый ( 28 июня 1812 года), чтимый панихидами.

http://sobory.ru/article/?object=01762

Калуга. Лаврентьев монастырь. Карта и ближайшие объекты В черте современной Калуги действует древняя Лаврентьевская пустынь XVI века. (см. Приложение II о прав. Лаврентии Калужском). Это берег речки Яченки, в нескольких километрах к северо-западу от исторического центра города. Главной святыней монастыря было и остаётся место захоронения св. прав. Лаврентия (мощи его почивают в земле под спудом). В Смутное время монастырь был полностью разорён – в 1617 г. Восстановлен в 1622 г. На щедрые пожертвования активно отстраивался в дереве и камне в XVII – XVIII вв. В 1764 г. по реформе Екатерины II стал Третьеклассным. В 1776 – 1800 гг. в монастыре размещалась только что открывшаяся Калужская духовная семинария. С 1799 г., с самого образования епархии, обитель стала летней архиерейской резиденцией (традиция эпохи: по одному монастырю-архиерейскому дому было в каждой епархии и обычно для этой роли выбирался либо крупный городской, либо самый ближайший пригородный монастырь). Обитель тогда украшали 3 храма: Рождественский собор (в 1650 г. деревянный, освящён в честь Рождества Богородицы, с 1739 г. – каменный, переосвящён в честь Рождества Христова), надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы 1723 г. и домовая преп. Сергия Радонежского 1823 г. В советское время все храмы были разрушены, остались лишь жилые корпуса. В настоящее время в бывшем архиерейском корпусе возрождён домовой храм – пока единственный в обители. На месте разрушенного Рождественского собора стоит лишь часовня (1995 г.), символически обозначая сокрушённый престол. Над предполагаемым местом захоронения преп. Лаврентия 6 ноября 1993 г. установлен крест. Сам мужской монастырь (в статусе архиерейского подворья) вновь действует с декабря 1994 г. Из совсем не сохранившихся монастырей Калуги можно назвать Крестовский, основанный в 1830 г. на средства дворянина Чебышева на городской заставе. Монастырь хранил чудотворный крест начала XVII в., бывший как бы «заступлением и забралом» города Калуги. Такие «защитительные» или «поклонные» кресты стояли на подступах к многим городам. В советское время обитель с единственным храмом Воздвижения Животворящего Креста была разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=02530

Корекозево. Перемышльский Троицкий Лютиков монастырь. Троицкий Лютиков монастырь /// Объект утрачен Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1559. Адрес: Калужская область, Перемышльский район, с. Корекозево. Координаты: 54.320114, 36.166201 Проезд:по дороге Калуга-Перемышль до села Корекозево. Приблизительно в середине села поворот направо, в сторону реки Оки. Дорожка асфальтированная. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кто и когда основал Троицкий Лютиков монастырь - точно неизвестно. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.. По одному из них, наиболее распространенному и имеющему основания в местном предании, основание Лютикова монастыря приписывается князьям Воротынским, которым принадлежала в XVI веке местность вокруг монастыря. Первое достоверное упоминание о Свято-Троицком Лютикове монастыре относится к 1559 году. Подтверждением этого служит одна надпись на полях церковного устава XVI века: " 7067 года (1559 от Р.Х.) июня в 17 день даю сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новые Ногай Иоаннов сын Медведев, при игумене Венедикте " . Выражение " на новые " наводит на мысль, что этот вклад сделан вскоре после построения монастыря. Предание об этом записано в конце XVIII в. настоятелем Лютикова монастыря Геннадием. Он на запрос Крутицкой консистории в 1781г. о времени основания монастыря ответил следующее: «В 1767 г. января дня в бытность мою в Москве у генерала и кавалера Якова Лукича Хитрово, по причине, что он был того монастыря вкладчик, между прочими разговорами объявлял мне, что де оный Лютиков монастырь начало свое возымел построением Воротынскими князьями, по их самовластию, гораздо за долгое время до литовского разорения. Лютиков де называется по прозванию строителя, от оных князей приставленного к строению, который прозывался Лютик». По другим же данным Троицкий Лютиков монастырь был основан в 1444 году, в один год с Пафнутьевым Боровским монастырем. За время своего существования, а это около пяти веков, монастырь имел довольно богатую историю. В 1563 г., во время своей поездки в Оболенск, Калугу и Перемышль, монастырь посещал царь Иван Васильевич Грозный. В 1595 г. состоялось нашествие крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен гетманом Сапегой. Настоятель Троицкого монастыря архимандрит Савватий в 1613 г. подписал в Москве грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Спустя три года Лютиков монастырь пострадал от союзника Лжедмитрия II гетмана Лисовского. В 1618 г. монастырь в очередной раз разорил гетман Сагайдачный. И лишь с 1653 г. начинается обновление и благоустройство этого монастыря ближним боярином и оружейничим царя Алексея Михайловича, а потом и Федора Алексеевича - Богданом Матвеевичем Хитрово. Благоустройство обители продолжалось до 1756 года.

http://sobory.ru/article/?object=20661

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Феодосий (1661, с. Крестецкий Ям Новгородского у.- 18.07.1711, Новгород), основатель беспоповского (см. Беспоповцы ) федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), автор посланий и сочинения об антихристе . Год рождения В. указан старообрядческим библиографом нач. XIX в. Павлом Любопытным (Исторический словарь 86 раскольнических отцов и учителей: Каталог Павла Любопытного. Б. м., б. г. С. 110-111; он же. Исторический словарь староверческой церкви. М., 1863. С. 52; помимо 1661-го Павел Любопытный называет еще и 1656-й год, к-рый, однако, противоречит свидетельству жития В. о том, что в 1686 (или 1690) г. он не был рукоположен во священника из-за «младости»). Основной источник сведений о В.- его житие, написанное сыном и преемником по руководству старообрядческой общиной Евстратом Федосеевым (опубл.: Попов Н. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и поморского монинского согласия. М., 1870. С. 1-20). Согласно житию, В. происходил из московского рода «благородных Усовых дворян или Урусовых», его предки пострадали во время разорения Москвы в Смутное время : нек-рые родственники попали в плен, в т. ч. дед Евстратий, др. были убиты, имение разграблено. В кон. 20-х гг. XVII в., когда дед освободился после 16-летнего плена, он поселился в новгородских землях в дер. Морозовичи на р. Мсте, стал клириком здешней церкви свт. Николая. Один из его сыновей - Василий, отец В.,- был рукоположен во священника к ц. во имя свт. Никиты Новгородского в с. Крестецкий Ям. Иерейство Василия пришлось на время начала проведения церковной реформы (см. ст. Никон , Патриарх Московский и всея Руси). Священник сохранил приверженность старым обрядам и оказывал поддержку противникам реформы, в т. ч. после Большого Московского Собора 1666-1667 гг . Вскоре после кончины отца В., старший из 3 сыновей (имел братьев Леонтия и Георгия), женился и по просьбе односельчан отправился в Новгород, чтобы просить митр. Корнилия (1674-1695) рукоположить его во священника на место отца. Однако архиерей из-за «младости» претендента «на время поповство ему отложи, и оному отрицающуся, но диаконом сего им постави».

http://pravenc.ru/text/149821.html

Пречистое. Церковь Троицы Живоначальной на Аристовом погосте. Успенская церковь на Аристовом погосте Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно историческим данным, на этом месте по благословению митрополита Петра (XIV в.) был построен деревянный женский Пречистенский монастырь, отсюда название деревни Пречистое. В XVII веке, во время нашествия поляков, последней игуменье этого монастыря - Евдокии удалось скрыться, а обитель была сожжена. Именем этой игуменьи названо селение Авдотьино. Троицкий храм в Аристовом Погосте был построен на средства прихожан в 1822 году в стиле классицизма. Колокольня была достроена в 1830 году. Это время и считается датой окончания строительства храма. В этом же году прошло первое богослужение. Со дня основания до настоящего времени в храме богослужения не прекращались. В церкви есть еще два придела - Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы. Здесь хранится особо чтимая икона Казанской Божией Матери (XVI в.). 16 апреля 1999 г. в день прославления иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Троицком храме замироточили иконы: преподобного Серафима Саровского, Иверская икона Божией Матери, Пророка Божия Илии и Воскресения Христова. По преданию, здесь с XIV в. по благословению свт.Петра Митрополита был основан Пречистенский женский монастырь, разоренный в Смутное время и давший название селу. Документально церковь впервые упоминается в писцовых книгах с начала XVII в. " Церковь Успения на Аристовом погосте в Кошелевом стану на реке Вздериноге " . Существующая каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1822-1830-х гг. на средства прихожан. Храм в стиле позднего классицизма состоит из ротонды с боковыми двухколонными портиками дорического ордера, большой полуциркульной алтарной апсиды, трапезной со скругленными углами и трехъярусной, с полуярусом, колокольни. В советское время церковь не закрывалась. Имеется чтимый образ Казанской Божией Матери, написанный в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=06012

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010