По смерти царя Федора Алексеевича осталось несколько сестер его и двое братьев: Иван и Петр. Тогда, как известно, объявлен был преемником умершему царю меньшой из царственных братьев, Петр. Старшего обошли, как " скорбного главою " (недостаточно умного). Но, по интригам сестры их Софии, в Москве произошло смятение; устранение от престола старшего из братьев приписали козням Нарышкиных, родственников с матерней стороны меньшого брата; стрельцы произвели переворот, который привел к тому, что оба брата были провозглашены вместе царями и должны были нераздельно царствовать. Несмотря на то, что их происхождение от разных матерей уже прежде возбуждало недоразумения и послужило поводом к стрелецкому восстанию, оба брата не ссорились между собою, как ни старалась поселить между ними рознь царевна София, рожденная от одной матери с Иваном. Петр скоро показал свои необыкновенные способности и вступил в управление делами. Иван сознавал свою духовную скудость, ни во что не вмешивался, ни в чем не перечил брату и спокойно прозябал в своих кремлевских дворцах и в своем подмосковном селе Измайлове. В 1684 году 9 января он соединился браком с девицею Прасковьей Федоровной Салтыковой. Ее прадед был знаменитый в русской истории Михайло Глебович Салтыков. В Смутное Время он держался стороны поляков, горячо старался о воцарении в Московском государстве польского королевича Владислава, но не встретил сочувствия в русском народе и в 1612 году, когда дело поляков явно казалось проигранным, перебрался со всем семейством в Польшу. Его внук Александр (сын Петра Михайловича Салтыкова) во время завоевания Смоленска царем Алексеем Михайловичем присягнул московскому царю и перебрался в его владения, где оставалось немало лиц, носивших одно с ним родовое прозвище, и некоторые из них занимали в государстве важные места. Установившись на родине своих предков, Александр Петрович Салтыков служил некоторое время воеводою в Енисейске, был вызван оттуда царевной Софией Алексеевной и сделан воеводой в Киеве. Тогда он переменил свое имя Александра на имя Федора, в честь царя Федора Алексеевича. У него был сын Василий и две дочери: Прасковья и Анастасия. Первая стала супругою царя Ивана Алексеевича.

http://sedmitza.ru/lib/text/435705/

Радумля. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь в Нетесове /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Радумля расположено на правом берегу реки Клязьмы при впадении реки Радомля в 16 км к юго-востоку от райцентра и 46 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году деревня Радумля (Поддубная) и соседнее село Нетёсово, ныне вошедшее в состав Радумли, находились в Дурыкинской волости Московского уезда. Церковная история этого места идёт от села Спасского, расположенного на противоположном правом берегу реки Радомли, ныне - кладбище на Спасской горке. Ещё в XV веке в селе Спасском на Радомле стояла деревянная Преображенская церковь. После того, как все вотчинные владения по Радомле были в третьей четверти XVI века переданы Ивану Васильевичу Годунову, село было заброшено. В 1584 году храм стоял " без пения " , а само здание постепенно ветшало. В смутное время он окончательно был разрушен. В 1687 году Степан Иванович Кузьмин-Караваев построил в своём сельце Нетёсове деревянную церковь, названную в память старого храма Преображенской. По преданию, храм выстроили на месте явления образа Пресвятой Богородицы " Всех Скорбящих Радость " . Сама икона, украшенная серебряной позолоченной ризой, была главной святыней прихода. В 1712 году владелица села Т. М. Кузьмина-Караваева построила кирпичный двухэтажный Преображенский храм типа " восьмерик на четверике " в стиле московского барокко. В нижнем этаже церкви находился придел прп. Симеона Столпника. Колокольня к храму была пристроена в 1818 году. В 1930-х гг. церковь была закрыта. В верхнем храме была размещена контора МТС, а в нижнем - ремонтные мастерские. Во время боёв при обороне Москвы в декабре 1941 года церковь была повреждена, а в кон. 1940 - нач. 1950-х гг.- разобрана на кирпич. Место, где находился храм расположено восточнее школы на крутом берегу пруда. Не так давно на церковном месте был построен новый жилой дом. В 2010 году по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Радумле на берегу реки Клязьмы была заложена Преображенская церковь, а 18 января 2014 года, в навечерие Богоявления, было совершено первое богослужение. В настоящее время храм приписан к церкви Рождества Богородицы села Льялово.

http://sobory.ru/article/?object=45783

Слова, сказанные Царской Семье Приветственное слово Царской Семье в день освящения памятника императору Александру II Освободителю в Московском Кремле 128 Благочестивейший, Богом венчанный Государь Император! Священный дееписатель, повествуя об освящении храма Истинному Богу, замечает, что в то время царь сотворил великий праздник с народом своим у построенного храма, и весь народ радовался и благодарил Бога о благих, яже Он сотвори ему ( 3Цар.8:65 ). Нечто подобное сотворил сейчас Ты в нашем первопрестольном граде Москве – этом храме и сердце России. Торжествует и твой народ, взирая на чудный памятник, воздвигнутый его любовью своему царю-освободителю, и имея невыразимое счастье видеть на этом празднике тебя, Богом венчанную царицу и многих членов Царствующего Дома. Радуется он и глубоко благодарит Всевышнего, что Он удостоил его принести царю своему этот дар благодарной любви. Пройдут годы, пронесутся столетия – и доколь жива Россия, этот памятник будет живым воспоминанием о величайшем из царей – Александре II, царе-освободителе, царе-крестоносце, царе-мученике. Но это – памятник рукотворенный, а для его бессмертного духа наиболее благоугоден памятник другого рода, памятник нерукотворенный, в душах наших воздвигнутый. К утешению своему и почившего Августейшего страдальца, мы можем сказать, что у нас есть надежда на доставление ему и сей радости. Ибо невинно пролитая им на Русскую землю кровь его не должна пропасть для него даром, бесследно. Но как кровь христианских мучеников служила для мира семенем веры и истины, так и кровь царя-мученика послужит для нашего Отечества семенем отрезвления, нравственного исправления и обновления. Как некогда на гробницах мучеников устраивали престол Христов, так и на костях царя-мученика создается мало-помалу алтарь веры и верности долгу, строгой, но гуманной, чуждой себялюбия, исполненной законности, уважения к правде и порядку, честности в стремлениях и действиях. И благодарение Богу! Этот алтарь уже созидается. Начало ему положено блаженной и вечной памяти достойным Августейшим родителем твоим – императором Александром III, этим носителем идеала Русского царя и народа. Бодро вступив на прародительский престол в смутное время крамолы, он твердо повел Россию по пути веры и верности коренным и здравым началам народной жизни и в короткое время своего царствования возвел ее на такую высоту, до которой она прежде никогда не достигала. Но вот, волею Божией, он умер – но не умерло Его дело, преданное им в твои надежные руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан в 1371 г. иноком Адрианом по благословению митрополита Московского Алексия. Поначалу монастырь был Успенским, а в 1439 г. был назван в честь святителя Алексия. В смутное время за высокой деревянной стеной монастыря оборонялись 60 монашествующих и около 500 жителей. Все они погибли, и все было сожжено. Памятником погибшим стала трехшатровая Успенская церковь(1628 г.). В то время по Руси было немало трехшатровых храмов, но патриарх Никон вел борьбу с неправильным пониманием простым людом Святой Троицы (неграмотные крестьяне думали, что Троица - это св. Иоанн Предтеча, пресвятая Богородица и Христос). Говорят, что народ попросил сначала построить другой храм, потом уже разрушать этот. Строительство нового храма намеренно затянули и тем спасли церковь, которая стала настолько редкой по своему облику, что народ прозвал ее Дивной. Внутри храмов ничего не сохранилось, за исключением росписей 1854 г. в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи(1681 г.). В настоящее время монастырь является женским. Он не велик, но оживлен. Путеводитель по русским городам, север-восток. Составитель Д. Семеник Алексеевский монастырь, 3 класса, в городе Угличе. Основан в 1371 году, по желанию митрополита Московского Алексия, иноком Адрианом. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Вратарницею», на которой Богоматерь изображена в виде монахини, с жезлом и четками в левой руке и свечей в правой; эта святая икона, находившаяся в монастырской кладовой, в 1894 году, 23 июня, по просьбе больного купца, прибывшего из Петербурга в обитель, согласно бывшему ему сонному видению, была торжественно перенесена в монастырский Успенский храм и прославилась исцелением этого больного; празднование в честь этой святой иконы, источавшей и многие другие чудотворения, совершается 23 июня. Кроме святой иконы, в монастыре находится также местно чтимая Казанская икона Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

http://sobory.ru/article/?object=00229

14 октября 2022 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня празднуем Покров Пресвятой Богородицы. Праздник в каком-то смысле уникальный, хотя событие, в честь которого этот праздник установлен, произошло в Византии, — явление Богоматери святому Андрею на воздусех, с распростертым Покровом, который символизировал избавление византийцев от нашествия иноплеменников. Казалось бы, великое явление милости Божией через Царицу Небесную, знак избавления византийцев от грозного врага, но вот что удивительно: праздника Покрова Пресвятой Богородицы в греческих Церквах не существует, и памяти об этом событии там нет… А почему же это событие так отразилось в духовной жизни нашего народа? Да, наверное, потому, что народ наш — многострадальный, и проходил через такие испытания, через которые мало какой европейский народ проходил. Это были разрушительные набеги с Востока и жестокие нашествия с Запада. Страна постоянно боролась за саму себя, за свою веру. Народ боролся за сохранение жизни на наших необозримых просторах, и потому всякий раз, когда происходили нашествия иноплеменников, особенно обострялась потребность наших людей обращаться за помощью к Царице Небесной. Так было в Смутное время. Тяжелейшая эпоха в истории народа, когда и внутренние, и внешние силы работали на разрушение страны, и это разрушение могло обернуться, в том числе, изменой Православию. И тогда, мы знаем, было явление Казанской иконы Божией Матери, перед ней совершались молитвы, и явила Царица Небесная милость над народом нашим и над страной нашей. Ну, а другое страшное историческое бедствие — нашествие Наполеона? Для нас это уже давно прошедшее время, о котором мы знаем по учебникам, по художественным произведениям. На самом же деле это была мировая война! Весь Запад ополчился на Россию.

http://pravoslavie.ru/148741.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 6. Монастырская колонизация в Понизовье Очень много монастырей основано было в обширной области по обоим берегам Средней Волги, до реки Суры на западе и до Уральских гор на востоке,— области, которая на московском приказном языке именовалась Понизовьем и составляла особую административную единицу . Как уже было упомянуто, Понизовье предоставляло монастырям и иночеству большие возможности для христианской миссии. Даже если и не деятельностью, то уже самим своим существованием в области с очень пестрым нехристианским населением они могли служить делу христианизации. Что касается XVI–XVII вв., то, к сожалению, в это время никакой особенно активной миссионерской деятельностью монашество здесь не занималось; лишь в XVIII в. можно говорить о некоторых успехах христианских миссионеров в Понизовье. В отличие от других областей Московского государства, по Понизовью у нас много материала, который освещает не только историю монастырской колонизации, но и постоянный рост монастырских земельных владений . В течение 100 лет борьбы с татарским Казанским ханством, закончившейся завоеванием Казани 2 октября 1552 г. , московская колонизация в области Средней Волги делала свои первые шаги: в 1523 г. у впадения реки Суры в Волгу был основан город Васильсурск, а в 1551 г. у впадения Свияги в Волгу — Свияжск. В Свияжске по приказу царя Ивана построены были не только церкви, но и монастырь. Этот Троицкий Свияжский монастырь, основанный по распоряжению государственной власти, открывает богатую историю монастырской колонизации в Понизовье . После завоевания Казани в 1552 г. монастырская колонизация продвинулась дальше, она шла рука об руку с основанием новых городов, которые возникали планомерно, по воле московского правительства, стремившегося удержать в своих руках Понизовье и всю Волгу до Астрахани, окончательно завоеванной Москвой в 1557 г. Лишь в Смутное время колонизационная деятельность Москвы прервалась на несколько лет. Таким образом, история основания новых городов распадается на два периода: 1) до конца XVI в. и 2) XVII в. На два периода можно разделить и историю основания новых монастырей, которые большей частью появлялись одновременно с городами или вскоре после их основания .

http://sedmitza.ru/lib/text/436519/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Если сохраним Православие, то сохраним и Россию» По словам Патриарха Кирилла, как в Смутное время не было в русском воинстве межрелигиозной распри, так и сегодня, если будем жить по законам Православия, никто в нашей стране не будет чувствовать себя дискриминируемым 09:20 05.11.2021 597 Время на чтение 5 минут Фото: Patriarchia.ru Вчера, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом, сообщает Патриархия.ru. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, которое вошло и в церковный календарь. Мы прославляем Царицу Небесную, Покровительницу земли нашей, вспоминая событие, связанное с Ее чудотворной иконой, ставшее одним из самых важных в истории нашего Отечества. Речь идет о тяжелейшем эпизоде этой истории, о так называемом Смутном времени, когда междоусобная брань, столкновение интересов внутри русского государства привели к тому, что практически исчезла всяческая власть — и центральная, и на местах. Разрушались дома, гибли люди, брат восставал на брата, и в этот кровавый хаос погрузилась вся страна. Не осталось ни власти, ни войска, была разрушена вся система самообороны, люди озлоблены, так что каждый пытался отнять что-то у другого, воспользовавшись его слабостью, обогатиться за чужой счет, создать личное благополучие, невзирая на благополучие ближнего, а значит, ни во что не ставя благополучие страны и народа…», - отметил Его Святейшество.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/05/es...

I. Имя св. Иоанна Крестителя оживляет перед нами великий образ человека, которого Спаситель назвал самым большим из рожденных женами. Он стоит на распутии двух эпох: в нем, после долгого перерыва, вновь ниспослано было людям божественное пророчество, и явилось в такой силе, какой не имело и в цветущие времена Израиля, когда голос Божий часто раздавался перед слухом избранного народа, – и в нем же заключилась длинная история ветхозаветного откровения, приготовлявшего человечество к принятию нового слова о спасении. Св. Иоанн Креститель проповедовал приближение нового царства, говорил о скором явлении величайшего необыкновенного Посланника Божия, и себе вменял в особенную честь быть предтечею этого Посланника Божия. Наша церковь окружает особенным благоговением память последнего и большего из ветхозаветных пророков, и приглашает всех чад своих чтить его пророческое величие. Между тем образ его у нас в сознании темен и неясен. Мы знаем больше чудесные обстоятельства его рождения и мученической смерти, чем собственно пророческую его деятельность. Пророческая деятельность его заслонена пред нами величием божественного Учителя, еще при жизни Иоанна начавшего возвещать исполнение ветхозаветного пророчества, и произведшего спасительную перемену в состоянии всего рода человеческого. Благоговейная память побуждает нас приблизиться своею мыслью к образу Предтечи Господня и по мере возможности уяснить те черты, из которых слагается его величие. Полного восстановления великого исторического характера мы не можем обещать: у нас пред глазами только немногие отрывочные известия, сообщенные нам в Библии , и после них едва ли нужно и упоминать о некоторых известиях об Иоанне Иосифа Флавия. Но мы не можем не сознаться, что для внимательного и чуткого ума здесь содержится все, что может взывать благоговейное почтение к великому имени. II. Смутное время переживала иудея во дни рождения св. Иоанна Крестителя. Это время богато было надеждами, ожиданиями и запросами, но бедно было средствами удовлетворения духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Трикстеры в современной церковной жизни и как с ними бороться Надо отдавать себе отчёт в том, что все эти «пухленькие ангелочки» и «левое» масло – симптом очень серьёзной духовно-нравственной болезни, подобно прыщам на теле Священник Александр Шумский   12:28 13.11.2018 2498 Время на чтение 3 минуты Нечестность, в конечном счёте, всегда (по слову Ф.М.Достоевского) перерастает в бесчестие и ведёт к необратимым катастрофическим последствиям – касается ли это жизни отдельного человека, государства или же Церкви. Когда человек (или группа людей) дают себе право на бесчестие – они отступают от Бога. И самое страшное происходит тогда, когда лукавство, цинизм и бесчестие проникают в церковную среду. Ведь Церковь – последний бастион на пути «шествия разрушителя». Достаточно вспомнить Смутное время или революцию 17-го года, чтобы убедиться в том – насколько жизнь народа и государства зависят от духовно-нравственного состояния церковной среды.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/13/tr...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Золушка на русском троне Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608 – 1645) Мария Тоболова   05:38 21.08.2020 1998 Время на чтение 8 минут Старинный купеческий городок Мещовск Калужской губернии подарил России двух цариц: Евдокию Лукьяновну Стрешневу, супругу Михаила Федоровича, первого монарха из династии Романовых (1596-1645), и Евдокию Федоровну Лопухину (1669-1731), первую жену царя Петра Великого. Евдокия Лукьяновна родилась в 1608 году в семье обедневшего дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. Её мать, Анна Константиновна (1584-1650), родила мужу пятерых детей, среди них Евдокия была средняя. Родители по бедности отдали девочку в семью богатого родственника по материнской линии - окольничего Григория Волконского. Кроткая и добродетельная Евдокия в новой семье подвергалась оскорблениям со стороны строптивой нравом своей сверстницы-боярышни, но никогда никому не жаловалась, молча перенося обиды. Детские годы Евдокии пришлись на одну из страшных годин русской истории - на Смутное время, которое окончилось с воцарением семнадцатилетнего Михаила Романова, избранного на трон Земским Собором 21 февраля (3марта) 1613 года.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/21/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010