Для нас имеет большое значение нынешнее посещение Валаамской обители. На территории  Иерусалимского Патриархата находятся святыни, которые важны для всего христианского мира. Благодаря усилиям святых равноапостольных Константина и Елены эти места, связанные с земной жизнью, распятием и воскресением Господа нашего были явлены и стали представлять собой монашеские центры. Литургическая жизнь в этих монашеских общинах была сердцевиной и смыслом их служения, и именно в этих местах был разработан устав, начиная с первых веков христианства. Благодаря святой царице Елене было создано братство, впоследствии названное Святогробским, целью которого стало сохранение христианских святынь. Заботой служителей Святогробского братства также было попечение о паломниках. Мы прибыли сюда, в первую очередь, в качестве монахов, как пастыри и Пастыреначальник Иерусалимского Патриархата и окружающих земель. Поэтому мы сейчас находимся в своем братском родном окружении. Мы передаем благодать и благословение Гроба Господня, чтобы они укрепляли и просвещали всех вас». Блаженнейший Патриарх Феофил подчеркнул большое значение служения наместника обители. «Вы восприняли на себя большую ответственность, потому что отвечаете за спасение многих душ, — сказал он, в частности. — Желаем, чтобы Господь Иисус Христос молитвами Пресвятой Богородицы и предстательством Валаамских отцов — Сергия, Германа, Антипы — даровал Вам силы духовные и телесные». Предстоятель напомнил, что «в трудные времена монашеские центры всегда были спасительным прибежищем для людей, а во времена появления разных ересей сохранили в чистоте нашу веру». Его Блаженство подарил епископу Панкратию иконы Божией Матери. Затем Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви благословил верующих и поднялся в верхний Преображенский храм, где поклонился престольной иконе, образу Спасителя и Смоленской иконе Божией Матери. Члены Иерусалимской делегации пропели тропарь праздника Преображения и сугубую ектению о даровании всем православным христианам мира и благополучия на греческом языке. Владыка Панкратий рассказал высокому гостю о восстановлении храма.

http://patriarchia.ru/db/text/3003077.ht...

      В 2012 году, когда в нашей стране отмечалось 200 -летие Бородинской битвы, организаторами мероприятий было принято решение о участии этой иконы в юбилейных торжествах. Известно, что перед началом сражения Надвратной Смоленской иконе Божией матери «Одигитрия» молились солдаты, офицеры и генералы русской армии во главе с полководцем М.И.Кутузовым. Вот что писал об этом участник сражения офицер Ф. Н. Глинка: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала… Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли». Но перед тем, как отправить икону в Бородино, решили ее обследовать.      Но когда сняли ризу, оказалось, что икона в таком плохом состоянии, что ее невозможно никуда везти. «Доски, на которых она была написана - разошлись, произошло осыпание крашенного слоя, левкасная основа тоже была в неудовлетворительном состоянии,- рассказывает корреспонденту Журнала Московской Патриархии руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. - И тогда, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, мастерами-иконописцами Троице- Сергиевой Лавры была проведена необходимая работа, включавшая в себя, в частности, укрепление живописного слоя и сделаны профилактические заклейки. Также изготовили специальные киот и носилки». После юбилейных торжеств икону передали в Госниирестврации, которая шла немногим более двух лет.       Над ее восстановлением в течение двух лет трудилось десять высокопрофессиональных специалистов. «В ходе исследований,  выяснилось, что за четыре века ее реставрировали 16 раз, - сказал Александр Дубровский. - Но полностью лики Богородицы и Младенца переписывали трижды. Последний раз лик Младенца переписали в XIX веке. Возможно, что к этому времени он полностью был утрачен и реставраторы приняли решения нанести на доску новый левкас и написать заново. Применяя ультрафилетовый, инфракрасный и рентгеновский методы, исследователи обнаружили, что у первоначального лика Богородицы очень большие выразительные глаза и он смещен относительно последующих».  Характерно, что у последнего написанного Надвратного образа Богородицы «Одигитрии» был совсем другой вид, не такой строгий, как четыре века назад, а более ласковый (см.фото). И хотя он не сохранился (т. к. иначе мы не увидели бы первоначальный образ), о нем можно судить по списку с него, который теперь пребывает в Троицком храме села Микулино Рудненского района (написан в наше время).  

http://e-vestnik.ru/culture/nadvratnuya_...

У Смоленской — женщина-прислужница. Там действительно удобное место, за баками: укромный уголок прямо рядом с иконой. Бабуля шаркает к Распятию, коряво крестится, тычется сухими губами в ноги Спасителя и — шепчет, шепчет что-то. «Праздник…», «с праздником…» — не могу разобрать. Да и неохота прислушиваться: уж больно хорошо батюшка читает Евангелие. Хоть и пожилой, а все слова слышны ясно и четко, и смысл читаемого как-то сам собой проясняется. Приложившись к Распятию, бабуля поворачивается к Смоленской иконе Божией Матери. Судя по всему, она спрашивает у служительницы храма, что это за икона, и та с неохотой ей что-то отвечает на ухо. Старушка крестится, прикладывается к образу, продолжая свое бормотание. Оглядывается в нерешительности: у нее в руках — одна дешевая свечка; остальные она уже поставила на другие подсвечники и теперь думает, кому бы из святых еще помолиться. Она теперь повернута ко мне лицом, поэтому я начинаю слышать, что говорит бабулечка. — А это что за икона? — обращается она к женщине-прислужнице и указывает взглядом на образ, который висит прямо у меня за спиной на колонне. — Икона Божией Матери «Боголюбивая»… — женщина понимает, что Евангелие ей послушать не удастся, и, уже смягчившись, мягко под руку направляет старушку в мою сторону. — «Боголюбивая», икона Богородицы. Бабулечка шаркает к подсвечнику, стоящему в метре у меня за спиной, крестится перед иконой, и я слышу, наконец, что она бормочет. — Боголюбимая?.. Матерь Божия Боголюбимая… С праздником! С праздником Тебя, Мать Божия! Хорошая… Самая хорошая… С праздником! Боголюбимая, с праздником Тебя!.. До сих пор этот теплый шелестящий старушечий шепот стоит у меня в ушах. Обнимая ноги Христа на Распятии, эта бабулечка и Его, наверное, с праздником поздравила — искренне, от всего сердца поздравила Спасителя с днем Его страданий и крестной смерти. «…Аминь, аминь глаголю тебе: днесь со Мною будеши в раи…» — голос священника, как луч света, прорезает пахнущую воском темень старого храма. Великая Пятница. Праздник.

http://pravmir.ru/prazdnik-2/

13 января 2009 г. 5 января Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил московскую городскую клиническую больницу 67, которой в наступившем году исполняется 50 лет, и совершил освящение операционной в травматологическом отделении. 5 января 2009 г. Малое освящение храма в честь св. благоверного князя Александра Невского в Кожухово состоялось 6 декабря, в день памяти святого. «Это был второй день после кончины Святейшего Патриарха Алексия, но освящение было решено совершить, выполняя благословение Предстоятеля, — отметил в своем слове протоиерей Владимир Силовьев, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви и настоятель нового храма. — Для нашего храма в первых числах декабря он собственноручно подписал и свой последний антиминс». 26 декабря 2008 г. В ряде епархий Русской Православной Церкви прошли собрания духовенства. С докладами о жизни епархий выступили правящие архиереи, были выслушаны отчеты руководителей епархиальных отделов и комиссий. Главной задачей собраний стало избрание делегатов Поместного Собора Русской Православной Церкви. 26 декабря 2008 г. 22 декабря, в день празднования иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил торжественное богослужение в московском храме во имя святого пророка Божия Илии в Обыденском переулке. Митрополиту Кириллу сослужили епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь), епископ Бронницкий Феофилакт, архимандрит Закхей (Вуд; Православная Церковь в Америке), клирики храма, столичное духовенство. 26 декабря 2008 г. Церковное и общественное служение Патриаршего местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.   22 декабря 2008 г. 10 декабря Священний Синод Русской Православной Церкви определил сроки проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором будет избран Патриарх Московский и всея Руси. Согласно решению Синода Поместный Собор пройдет в Москве 27-29 января 2009 года.

http://e-vestnik.ru/news/page/124/

В середине дня паломническая группа в сопровождении Генерального консула России в Салониках побывала в соседних с Русиком греческих монастырях Дохиар и Ксенофонт, где поклонилась святыням этих обителей. 9 августа архиепископ Костромской и Галичский Алексий совершил Божественную литургию. Владыке Алексию сослужили архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит, игумен и многочисленные клирики обители. Литургия была предварена панигирем (праздничным всенощным бдением), которое, по монастырскому уставу, длилось с полуночи до восьми часов утра. После Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг храма с мощами святых и иконой великомученика и целителя Пантелеимона. Затем архиепископ Алексий огласил с паперти храма поздравительное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . За праздничной трапезой, собравшей около пятисот человек, архиепископ Костромской и Галичский Алексий обратился с приветствием ко всем присутствующим, выразив благодарность Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Священной Эпистасии Святой Афонской горы за благословение посетить Святую гору и совершить богослужения в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Вечером в день праздника была совершена великая вечерня в честь святого великомученика Пантелеимона и в честь Смоленской иконы Божией Матери. После вечерни была совершена панихида по ктиторам (основателям и устроителям) обители, которую возглавил архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. Затем высокие паломники совершили пешую прогулку до бывшей монастырской мельницы (место первоначального послушания и подвигов преподобного Силуана Афонского), где поклонились иконе Спасителя, с которой Господь явился преподобному, и пропели величание святому в малом храме, освященном в его честь. 10 августа паломническая группа Русской Православной Церкви молилась за полиелейной утреней в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии (Смоленской). Ктиторскую Литургию совершил игумен обители архимандрит Иеремия, в сослужении девяти клириков, среди которых был и сотрудник ОВЦС священник Михаил Асмус.

http://patriarchia.ru/db/text/1251044.ht...

«Для меня самое большое чудо, которое я увидел в Русской Церкви это вера, благочестие и любовь русского народа, которые я запомню навсегда», свидетельствовал Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В память о посещении собора Его Блаженству была подарена Казанская икона Божией Матери. Затем у могилы фельдмаршала Михаила Кутузова хор духовенства пропел «Вечную память». Из Казанского собора делегация Православной Церкви Чешских земель и Словакии направилась в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке. У врат обители гостей встречала игумения Людмила (Волошина) с сестрами. Митрополит Ростислав посетил храм во имя преподобного Иоанна Рыльского, где прочитал молитву святому праведному Иоанну Кронштадтскому, который воздвиг этот монастырь в знак своего глубокого преклонения перед Рыльским подвижником. Высокий гость также посетил храм в честь Двенадцати апостолов. Настоятельница обители преподнесла Предстоятелю Православной Церкви Чешских земель и Словакии икону святого праведного Иоанна Кронштадтского. В тот же день Митрополит Ростислав посетил петербургский храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Его Блаженство и членов делегации приветствовал настоятель храма благочинный Василеостровского округа протоиерей Виктор Московский. Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии поклонился чтимой иконе Божией Матери «Смоленская». Затем в часовне святой блаженной Ксении Петербургской Митрополит Ростислав совершил молебен. Отец Виктор преподнес Владыке Ростиславу образ святой блаженной Ксении. В свою очередь Митрополит Ростислав выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность посетить Русскую Православную Церковь. Его Блаженство отметил, что программа посещения России началась в столичном Покровском монастыре у мощей блаженной Матроны и заканчивается в Санкт-Петербурге у мощей блаженной Ксении. «Эти угодницы Божии, святые старицы земли Русской и для нас очень дороги, свидетельствовал Блаженнейший Владыка. Я благодарен за то, что могу поклониться великим святыням Москвы и Санкт-Петербурга».

http://patriarchia.ru/db/text/4602888.ht...

Сирийский раздел энциклопедии включает материалы о (в алфавитном порядке) Сирийской Католической Церкви, Сирийской яковитской Церкви, Сирийских отцах, сирийском языке, сирийском церковном пении. Статья о Сирии содержит подробные сведения о географии, населении, религии и подробно рассказывает об истории страны с древнейших времен. Читатель с интересом познакомится с текстами о славянских государствах Словакии и Словении, которые только в 1990-х гг. смогли добиться независимости и теперь успешно вошли в сообщество европейских стран. В статье о США подробно рассказывается о многочисленных религиозных организациях этой страны, в т. ч. о местных культах индейского происхождения, о религиозном законодательстве США, о первых общинах и их историческом пути. Особое внимание уделяется Православным Церквям в США. Том содержит Смоленский раздел, в который вошли материалы о Смоленской и Дорогобужской епархии Русской Православной Церкви, Смоленской иконе Божией Матери, Смоленской области, Смоленском во имя Святой Троицы женском монастыре, Смоленском в честь Вознесения Господня женском монастыре, Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери женском монастыре, Смоленской иконы Божией матери Зосимовой мужской пустыне. Ряд материалов посвящены всеобщей и отечественной истории, а также религии. Они безусловно привлекут внимание широкой аудитории, к ним относятся (в алфавитной последовательности) статьи о Синедрионе, синтоизме, сирмийских формулах, скандхах (совокупностях дхарм), скапуляре (монашеском одеянии в католической традиции), скинии, скопцах. Статья о Смутном времени повествует о непростом времени для Московского царства. Комплекс материалов относится к Синодальной библейско-богословской комиссии , Синодальной богослужебной комиссии , Синодальной комиссии по канонизации святых , Синодальной типографии, Синодальному училищу церковного пения, Синодальному комитету по взаимодействию с казачеством , а также ряду других отделов. В обширной статье рассказывается о Славяно-греко-латинской академии, важнейшем в истории отечественного образования учреждении. Важная для истории отечественной мысли статья о славянофилах и западниках также привлечет внимание читателя.

http://patriarchia.ru/db/text/5906410.ht...

Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138). В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия. Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

http://pravicon.com/info-16

Дети в течение 12 дней занимались разнообразной деятельностью: убирали территорию, пололи грядки и цветы, помогали кормить скотину, работали на кухне. Ходили в походы в лес и на экскурсии в Оранскую сельскую библиотеку и музей, бывший скит Оранского Богородицкого монастыря; посетили детский лагерь “Березка”, в котором отдыхают дети из детских домов г. Богородска. Очень полезными были занятия лепкой из пластилина (руководитель кружка Рощина Е.М.), фитодизайном (руководитель Апарин Ю.М.), которые были организованы Центром русской традиционной культуры “Ковчег” села Оранки. Но и, конечно, самое главное в таком лагере – приобщение детей к православной традиции через посещение церковных служб, обучение молитвенным правилам, чтению житий святых во время трапезы. Пусть только частично, пусть пока прочитаны были не все положенные каноны и правила, но зато как дружно звучала в конце пребывания молитва “Отче наш”, которую запомнили уже все без исключения. И ощущение монастыря как собственного дома, когда из обычного лагеря “Березка” все захотели пораньше уехать в “свой” необычный, где и побегать-то нельзя, и покричать не дают, но зато есть какое-то неосознанное чувство материнской заботы и защиты над каждым из ребятишек. А задача воспитателей в этом случае – разъяснить и помочь осознать, что у каждого из них есть на самом деле Мать, которая всегда поможет, защитит и пожалеет, надо только попросить. И просили во время молебна в праздник Смоленской Божией Матери, подходя к святыне монастыря – Оранской иконе Божией Матери, где иеродиакон Вячеслав лоб помазывал маслом от неугасимой лампады; просили каждый день перед Владимирской иконой в трапезной, не забывая зажигать свечу и лампадку. Но вот прошла вся короткая смена в сопровождении маленьких и больших чудес, подаренных сиротам их Небесной Матерью. Ведь как не чудом считать целую полянку крупных сладких ягод в скиту (учитывая, что в это время лесная клубника уже прошла), или куст орешника, сплошь покрытый орехами (при том, что орехи в этом году не уродились) – и все это 10 августа, после молебна! Или неожиданную материальную помощь на питание детей от приехавшего в монастырь москвича по фамилии Оранский, который разыскивает родословную своего предка – насельника Оранского монастыря в 50-е годы Х1Х века. Да и жители села Оранки откликнулись на призыв организаторов лагеря и помогли овощами, фруктами, даже блинами, которые специально пекла для ребятишек жительница села Елена Константиновна.

http://pravoslavie.ru/10831.html

С этою мыслью он ходил по берегу монастырского озера и присмотрел себе недалеко от берега камень размером с толстую книгу, похожий по форме на каравай хлеба. По дороге домой, устав нести тяжелый камень, он выбросил его, но неожиданно ослеп. Товарищи нашли камень, отдали Титу и он прозрел. Шли годы. Тит Петрович уже был женат, росли дети. Собрались как-то весной жители деревни пройти крестным ходом в Николо-Березовку. Тит решил взять с собой камень и освятить его на Святом источнике. Вынул он камень из воды, а на камне рисунок проявился. Стал Тит всматриваться и увидел образ Богородицы «Одигитрия». По сторонам проявились лики святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Взял Тит Табаков камень с новоявленным ликом Богоматери и поехал в Уфу к епископу Антонию. Владыка пригласил каменотеса, который высек по намеченному рисунку объемный Образ. Новоявленная икона прославилась чудотворениями. Приходящие с верой к иконе слепые и слабовидящие люди получали от Божией Матери исцеление. Ради такого чуда явления иконы захотел Тит Табаков устроить в деревне женскую монашескую обитель. После многих хлопот он добился от епархиального начальства разрешения на открытие женского монастыря в Бугабашево. Помощником в делах устроения обители он обрел священника храма в селе Писарево о. Игнатия Охотина. Их стараниями в 1902 году был сооружен и освящен храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. С тех пор монастырь стал именоваться Богородице-Одигитриевским. Первой настоятельницей монастыря стала насельница Елабужского женского монастыря инокиня Евфимия. В обители были устроены иконописная и ткацко-вязальная мастерские, разведены фруктовые сады. Имелась своя пасека. Число сестер выросла до 20 душ. В августе 1929 года монастырь был ликвидирован советской властью и разорен. За содействие и приверженность местному монастырю и церкви были арестованы братья Архип Титович и Егор Титович Табаковы (дети Тита Петровича Табакова – основателя монастыря). После закрытия монастыря чудотворная икона долгое время сохранилась у жительницы деревни Бугабаш Таисии Филипповой.

http://sobory.ru/article/?object=46133

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010