В ней также упоминается митрополит Филипп Колычев, из чего исследователи заключают, что «Повесть...» была написана после 1566 г. Сюжет произведения связан с похищением иконы из храма одним из воинов великого князя и ее чудесным возвращением в храм. Один из ратников, боярский сын, забрал с собой Выдропусскую «Одигитрию» и перенес в свою Муромскую вотчину и поставил в местном храме. Но в субботу недели святых Жен Мироносец попросил он священника петь молебен перед новой иконой Пресвятой Богородицы, сказав: «Отпой молебен пленнице». И тут налетел вихрь, поднял икону; она вознеслась над церковью и исчезла. «В тот же день и час, в первом часу дня, когда взошло солнце, и утро было светлым и чистым, некто селянин Фрол, вышел сеять лен. Внезапно раздался около него шум, как будто пронеслось бурное дыхание. И вновь наступило безветрие». Когда же местный пономарь вошел в церковь, он увидел, что похищенная икона лежала в алтаре, а рядом другая икона — Богородицы «Умиление», которой прежде не было. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям. В церковь устремились люди, чтобы поклониться чудотворной иконе. Ратник, укравший икону, раскаялся и вернулся в Выдропужск, чтобы просить прощения у местных жителей, тогда они поведали ему все обстоятельства невероятного возвращения святого образа. Раз в году икона переносилась с крестным ходом в г. Торжок: «... образ Божьей Матери Одигитрии Выдропусской ... 18 числа июня каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим. В бытность сего чудотворного образа в Торжке в Преображенском соборе отправлялась непрестанная в честь его служба, и самый образ был носим по домам усердствующими гражданами». В 1630 г. в Москве был сделан точный список с иконы и крестные ходы в Торжок прекратились. Одновременно в Торжке в Спасо-Преображенском соборе был сооружен придел в честь Богоматери Одигитрии Муромской. Возможно, это обстоятельство и послужило поводом к версии о том, что икона осталась в Торжке: «со временем этот чудотворный образ по какому-то случаю остался навсегда в городе Торжке».

http://sobory.ru/article/?object=02065

Файл 32020.jpg:   Размер: 648x800, 0.52 MPix, 211 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (164) , (3) . Описание: Богоматерь с младенцем. Нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 31 х 26 см. Музей-заповедник " Дмитровский кремль " , г. Дмитров Московской обл. (Картины, аналогичные известной иконе в Белгородском государственном художественном музее, есть в Национальном художественном музее Республики Беларусь, встречаются на рынке западноевропейской живописи). Файл 32076.jpg:   Размер: 600x744, 0.45 MPix, 119 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (124) , (3) . Описание: Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была принесена в дар Богоявленскому женскому монастырю в 1848 году рабой Божией А.В. Лебедевой. Икона находилась в специально устроенной для Неё часовне в подклете Богоявленского собора. Лебедева А.В. подтвердила, что икона является древней и давно почитается как чудотворная. Сейчас в нашей обители находится точный список с иконы. К великой скорби в годы гонений икона была утрачена, часовня разграблена. Список с иконы находится в Смоленской церкви женског[...] Файл 32905.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 77 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) . Описание: Литография. Икона-образок " Богоматерь Недреманное Око Угличская " Период создания: 70 - 90-е годы XIX в. Материал, техника: бумага, литография Размер: 17,5х13,0 см (изображение); 18,0х13,6 см (лист) Место создания: г. Сергиевский Посад Номер в Госкаталоге: 18512507 Номер по ГИК (КП): СПМЗ КП ИХО-17659 Инвентарный номер: 819-лит Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-за[...] Файл 34251.jpg:   Размер: 533x800, 0.43 MPix, 115 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (80) , (1) . Описание: Богоматерь " Недремлющее око " . Период создания: 1960-е гг., копия с иконы XIX в. XVIII в. Материал, техника: масло, доска прессованная, живопись Размер: 37х29 см. Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 26730118 Номер по КП (ГИК): ТМЧ КП-13996 Инвентарный номер: И-58 Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области " Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник " http://goskatalo[...]

http://pravicon.com/icon-543

2020 год начался также спокойно и размеренно: Рождество Христово, Святки, Крещение Господне, Великий пост… Мы готовились к встрече Праздника Воскресения Христова, когда стали поступать сообщения о пандемии коронавирусной инфекции. Мы буквально за два дня до объявления всеобщей пандемии успели проскочить в «иголочное ушко» – совершили паломничество в Рим, поклонились и помолились у великих первохристианских святынь, и вернулись домой, едва успев не прищемить нос захлопнувшимися, теперь уже очевидно, надолго, дверями. Начался долгий трудный «пандемийный» период, ограничения, разметки, маски, перчатки… С понедельника Страстной седмицы мы совершали богослужения совсем «малым стадом»: священник, пономарь, алтарник, один-два певца. Несмотря на неизбежные ограничения, желающие быть на богослужениях, все-таки такую возможность имели. Проходя самым малочисленным в истории нашего прихода крестным ходом в Пасхальную ночь со слезами радости и горечи одновременно наблюдали, как люди с возженными свечами выходили на балконы, открывали окна и приветствовали нас торжествующим «Христос Воскресе!» Необыкновенное ощущение близости Бога, прикосновение к Царствию Небесному. После ослабления карантинных мер, мы пытались вернуться к привычной жизни, но пандемия внесла серьезные коррективы. Значительно уменьшилось количество прихожан, принимающих участие в богослужениях. Несмотря на разные трудности, мы постепенно возвращались к налаживанию, в первую очередь, богослужебной жизни прихода. Помимо приходских богослужений, мы также возобновили традицию принимать участие в богослужениях и в других храмах (например, в храме пророка Илии на Воронцовом поле были отслужены молебны по древнерусскому чину Илии-пророку и священномученику Серафиму (Остроумову), архиепископу Смоленскому в дни их памяти ; поклонились святыням в храме Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Леонове) и даже совершили несколько паломничеств, например,  на Владимирскую землю: в Георгиевском приделе Успенского собора Владимира совершили заупокойную литию по древнерусскому чину у захоронения митрополита Евлогия (Смирнова) накануне 9-го дня его преставления; поклонились святыням Димитриевского собора и в Рождественно-Богородичном мужском монастыре; в Боголюбово в монастырском соборе поклонились чтимой иконе Божией Матери, прочитали канон о единоумершем у захоронения недавно почившего схиархимандрита Петра (Кучера).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/17/ra...

21-го февраля. Вторник. Погулял полчаса. Погода была холодная и ветреная, шел снег. Принял Беляева, Покровского, Щегловитова, полк. Доброжанского и Крейтона, нового командира л. – гв. 1-го Стрелкового полка. Завтракала Елена Петровна. Посидел наверху у Ольги и Алексея, которому лучше. Погулял с Татьяной. В 4 ч. принял Танеева, в 7 час. Стаховича и в 9.45 Протопопова. Обедали Аня и Петровский (деж.). 22-го февраля. Среда. Читал, укладывался и принял: Мамонтова, Кульчицкого и Добровольского. Миша завтракал. Простился со всем милым своим семейством и поехал с Алике к Знамению, а затем на станцию. В 2 часа уехал на ставку. День стоял солнечный, морозный. Читал, скучал и отдыхал; не выходил из-за кашля. 23-го февраля. Четверг. Проснулся в Смоленске в 9 1/2 час. Было холодно, ясно и ветрено. Читал все свободное время французскую книгу о завоевании Галлии Юлием Цезарем. Приехал в Могилев в 3 ч. Был встречен ген. Алексеевым и штабом. Провел час времени с ним. Пусто показалось в доме без Алексея. Обедал со всеми иностранцами и нашими. Вечером писал и пил общий чай. 24-го февраля. Пятница. В 10 1/2 пошел к докладу, который окончился в 12 час. Перед завтраком  принес мне от имени бельгийского короля военный крест. Погода была неприятная – мятель. Погулял недолго в садике. Читал и писал. Вчера Ольга и Алексей заболели корью, а сегодня Татьяна последовала их примеру. 25-го февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 2 1/4 заехал в монастырь и приложился к иконе божией матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч. пошел ко всенощной. Весь вечер занимался. 26-го февраля. Воскресенье. В 10 час. пошел к обедне. Доклад кончился во-время. Завтракало много народа и все наличные иностранцы. Написал Алике и поехал по Бобруйскому шоссе к часовне, где погулял. Погода была ясная и морозная. После чая читал и принял сен. Трегубова до обеда. Вечером поиграл в домино. 27-го февраля. Понедельник. В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия! Был недолго у доклада. Днем сделал прогулку по шоссе на Оршу. Погода стояла солнечная. После обеда решил ехать в Царское Село, поскорее и в час ночи перебрался в поезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Андрей цареградский (2 окт.) жил в X веке, родом скиф 32 , а не славянин, нотарий некоего константинопольца Феогноста при Льве Премудром. Его жизнь описал пресвитер Софийской церкви в Царьграде Никифор 33 . Время его жизни определяется различно: проф. Голубинский относит его «юродство» ко второй половине V-ro века; проф. Срезневский к VI в. 34 , а преосв. Сергий говорит, что смерть св. юродивого Андрея падает на 940 г. и во всяком случае не позднее 950 г. 35 . По мнению преосв. Сергия житие св. Андрея дает повод относить время его подвижничества к Царствованию Льва VI Мудрого (886–911), а не к царствованию Льва I Макелла (457–474), т. к. во всем житии нет ничего современного Льву I Макеллу и преп. Даниилу Столпнику († 489), упоминание о котором внесено в житие не составителем его, а позднейшим интерполятором. Судя по слогу, по тону и образу мыслей, житие св. Андрея писано в позднейшее время – в эпоху упадка греческого языка именно, в конце X или в начале XI в. Если бы святой Андрей жил в V или VI в., то трудно допустить, чтобы до X в. о нем не сохранилось никаких сведений у церковных писателей, тем более, что подвиг его был особенный и поразительный. Затем и имя его встречается в синаксаре XII в., составленном диаконом константинопольской церкви св. Софии Маврикием; позднее упоминание о св. Андрее в синаксаре константинопольской церкви свидетельствует и о поздней жизни его 36 . 7) Исакий монах Печерский (в мире – Чернь, 14 февр.), бывший Торопецкий купец, жил в XII в. и был современник св. Антония и Феодосия. Сведения о нем заключаются в Киево-Печерском Патерике под 14-м февраля; он † 1090 г. 8) Авраамий Смоленский (21 авг.) жил тоже в XII в. при князе Мстиславе и по мнению преосв. Филарета, митр. Московского, умер настоятелем монастыря положения ризы Богоматери не позже 1220 г. 37 . Житие его – в сокращении из Великих четий-миней – у Димитрия, митр. Ростовского. 9) Прокопий Устюжский (8 июля), жил в XIII в., родом Варяг (по минеи), или немец (по прологу), купец; крещение принял не от Варлаама Хутынского (как говорится в Четиях-минеях), так как последний † 1192 г., а Прокопий столетием позже в 1303 г., а от Варлаама Прокшинича, умершего в Хутыне в 1243 г. 38 . По мнению проф. Ключевского предания о св. Прокопие и его чудесах стали записывать со второй половины XV века 39 . Савваитов говорит, что св. Прокопий † 1285 г., а Карамзин в Истории государства российского (IV, прим. 206) год его кончины показывает 1303 г. Преосвященный Сергий архиеп. Владимирский считает карамзиновское показание более верным потому, что из надписи на чудотворной иконе Устюжской Божией Матери видно, что чудо избавления Устюга по молитвам св. Прокопия было в 1290 г. 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1684 году от государей великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы в сребро-позлащенном окладе с повелением боярам и воеводам тот список носить с собой в походы. В 1687 году, по грамоте тех же царей, икона была носима к оберегателю боярину и наместнику Новгородскому князю Василию Голицыну. Сверх того, в 1689 году, по грамоте последовавшей от государей: Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, с нее снят был список для полков, отравлявшихся в поход. Между тем, и в достопамятный 1812 год Курское градское общество, по усердию своему к отечеству пожертвовав значительную денежную сумму и списав с чудотворной иконы список с украшением оного позлащенной ризой, отправила с депутацией сей список в действующую армию к князю Кутузову Смоленскому для защиты от врагов, за что Главнокомандующий князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября того же года на имя Курского градского главы, изъявил гражданам свою признательность с полным уверением, что город Курск есть и будет всегда в безопасности. Наконец, нельзя не обнаружить и того, что при совершении этого величественного крестного с чудотворной иконой хода в Коренную пустынь, богомольцы сопровождают ее на 27 верст расстояния в таком множестве, что подобного стечения народа не встретишь не только в России, но и во всей Европе, и по особенному вдохновению к Св. Вере, выражается на лицах всех благоговейное умиление, а в сердцах – чистая преданность к святыне. Церемониал 1. Полицейские жандармы на лошадях. 2. Взвод пикинеров квартирующего в Курске Кавалерийского Казанского Драгунского полка. 3. Часть богомольцев простого звания. 4. Хоругвии и в середине оных два церковных фонаря с зажженными свечами, несут оные дьяконы. 5. Киот с списком явленной иконы, несут на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка. 6. Два больших фонаря с зажженными свечами, особенно устроенные для этой церемонии, на носилках несут богомольцы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorich...

В 1947 (по др. данным, в 1948) г. И. обратилась к Патриарху Алексию I с просьбой разрешить выйти на открытое церковное служение, однако не получила благословения. С сер. 40-х гг. И. занималась церковным лит. творчеством, по ее признанию выросшим из навыков ежедневного письменного исповедания помыслов. Первые книги носили мемуарный характер и были посвящены жизни ее духовного отца прмч. Игнатия (Лебедева) и созданной им тайной монашеской общины. В последующем И. откликалась на события церковной жизни, а также писала об истории и о принципах правосл. духовного руководства (старчества). Наиболее зрелые произведения вышли из-под пера И. в 70-80-х гг. XX в. Они были написаны как дневники-размышления о жизни Церкви, о ее истории, о действиях Промысла Божия в совр. мире и в жизни совр. человека. Ею создано более 30 подобных произведений, большая часть к-рых еще не опубликована. Сочетание столь масштабного научного и лит. творчества - явление уникальное для потаенной церковной культуры ХХ в. С нач. 80-х гг. И. работала и в области церковной гимнографии. Ею написаны службы свт. Игнатию (Брянчанинову) и патриарху Иову, блгв. кн. Димитрию Донскому, преподобным Герману (Гомзину) и Зосиме (Верховскому), службы Соборам Белорусских, Смоленских и Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери. С 80-х гг. И. начинает выступать в церковной печати. В сб. «Богословские труды» была напечатана серия ее статей по истории правосл. гимнографии. С 1996 г. И. публиковала свои прозведения в ж. «Альфа и Омега» за подписью мон. Игнатия (Петровская). В этот период главным ее служением стало свидетельство о подвиге старцев Свято-Смоленской Зосимовой пуст. и Высокопетровского мон-ря, нек-рые из них впосл. были прославлены как новомученики и исповедники Российские. 24 апр. 2003 г., в Великий четверг, И. была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь ее небесным покровителем стал прославленный в 2000 г. прмч. Игнатий (Лебедев) - ее духовный отец. Погребена на Ваганьковском кладбище Москвы.

http://pravenc.ru/text/293507.html

В 1997 г. в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в 1998 и 1999 годах - в праздник Преображения Господня мощи Святителя переносились крестным ходом в Иоасафовский собор, где находились до 16 сентября, когда снова возвращались крестным ходом в Преображенский собор. Таким образом, установлена новая традиция в почитании Святителя С историей прославления и обретения мощей святителя Иоасафа связаны еще два воистину чудесных события, происшедших в последние годы. Первое из них - передача нашей епархии бесценных реликвий - скуфьи, парамана и четок, принадлежавших Святителю. Эти вещи были найдены в Москве художницей Галиной Викторовной Вороновой в квартире ее знакомой - Ксении Евгеньевны Топилиной, умершей в конце апреля 1997 г. Принадлежность реликвий Святителю была установлена священнослужителями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Второе событие - чудесное обновление иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " , которая была найдена в одном из полуразрушенных домов Белгорода. Эта икона и икона Святителя Иоасафа - подобная по ей по размеру и материалу - были помещены на застекленной витрине рядом с документами, свидетельствующими о вскрытии мощей Святителя на развернутой в музее с 17 сентября по 17 ноября 1998 г. выставке " Дорогою любви Христовой " , посвященной памяти Святителя. Икона " Знамение " , вначале целиком покрытая ржавчиной, за время проведения выставки (когда к иконе под стеклом не прикасалась рука человека) чудесно просветлела: ржавчина постепенно исчезла с лика и рук образа Пресвятой Богородицы, с лика и нимба над головой Богомладенца, затем - с подписи под иконой. Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями и печатью музея, а икону передали 7 декабря 1998 г. настоятелю Преображенского кафедрального собора протоиерею Олегу Николаевичу Кобцу. Смоленская икона Божией Матери чудесно просияла в ночь на 15 октября 1703 г. над вратами крепостной стены г. Белгорода. В 1743 г. был возведен Смоленский собор, в котором святыня находилась до закрытия храма в 1920-е гг. Долгое время чудотворная икона считалась утраченной. Вновь была обретена в 1990-х гг. В настоящее время почитаемый образ находится в восстановленном Смоленском соборе г. Белгорода.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

В обители духовник сказал мне, чтобы я молился преподобному батюшке Серафиму, святителю Спиридону Тримифунтскому и Божией Матери пред Ее Курским Коренным образом. И я молился. И приехал прямо на то место, где находится святой образ. Семь месяцев учился в семинарии в Джорданвилле, а перед самым отъездом в Санкт-Петербург сподобился не только приложиться к иконе, но и ночевал в одном с ней помещении. – Александр, какие из вещей, подобных старинным, хотелось бы вышить? – В ближайшем будущем – архиерейский саккос. А в целом мне интересна стилистика золотого шитья разных областей России, как церковная, так и светская. Хотелось бы также обобщить историю золотошвейного училища в Торжке. Это одно из старейших учебных заведений России, оно основано в 1894 году. В 1995 году его посетил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Кстати, одновременно с изучением церковной вышивки я пытаюсь больше постигнуть и основы Православной веры: участвую в православных конференциях, которые проходят в городе на Неве, познакомился с мастерскими и школами на Украине, в Белоруссии, в Москве. А еще очень хотелось бы добраться до Смоленска, где, по архивным данным, в краеведческом музее находится плащаница с раки преподобного Ефрема Новоторжского, и вернуть ее в отреставрированный Борисоглебский монастырь в Торжке. – Расскажите подробнее об этом святом. – Преподобный Ефрем – брат Георгия и Моисея Угринов. Венгры по национальности, братья были конюхами у князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Георгий защищал Бориса и сам мученически погиб: желая завладеть золотой гривной, которая была у него на шее, убийцы Бориса отрубили Георгию голову. Ефрем, которого не было при злодеянии, нашел голову брата и, по благословению митрополита Киевского, пошел в окрестности Торжка, где в 1015–1016 годах основал обитель преподобного Симеона Столпника и странноприимный дом. Повествуя о мученическом подвиге князей Бориса и Глеба, он ходил через Смоленск в Киев и призывал прославить князей в лике святых. К 1037 году преподобный Ефрем построил в Торжке каменный храм во имя Бориса и Глеба, позже перестроенный. В XVIII веке при разборке старого собора там нашли посох архимандрита, его литургические принадлежности: чашу и дискос, расшитую золотом шапку архимандрита, что говорит о том, что золотое шитье существовало здесь уже в X столетии.

http://pravoslavie.ru/30441.html

Владелец: lelakut Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Подскажите что это за икона [Добавлено 2017-01-10 14:29:45]: спасибо большое Ответов: 1. Последний ответ: Преподобный Иоанн Печерский, Многострадальный. http://pravicon.com/icon-1962 Добавлено на опознание: 2017-01-03 20:16:27 Владелец: goldenlife Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Антон, найдите в компе Онуфрий Великий,прп. и прочитаете про него и найдёте много его образов в компе. (Онуфрий Великий в картинках). Другого ответа не будет. Добавлено на опознание: 2017-01-03 20:16:21 Владелец: goldenlife Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Дня доброго всем! Прошу помощи в опознании иконы. Досталась от бабули (ушла из жизни в 96лет), она её прятала в своём " ящике-сундуке с одежкой " , возможно имела ценность для неё или память, о которой она видимо хотела забыть. Спасибо большое! Ответов: 1. Последний ответ: Явление Ангела преподобному Онуфрию Великому. Добавлено на опознание: 2016-12-29 07:31:19 Владелец: Evgentru Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Казанская икона Божией Матери. 19 век. Добавлено на опознание: 2016-12-27 06:54:23 Владелец: Evgentru Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: На иконе изображены три святых мужа. Досталась от родителей. Ответов: 7. Последний ответ: Спасибо большое за полную информацию. Добавлено на опознание: 2016-12-23 22:22:13 Владелец: Sveta40 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: это обратная сторона иконы Ответов: 1. Последний ответ: Вероятно, здесь сокращенное обозначение " Смоленская " , " Тихвинская " , " Николай " . С чем связано, не могу сказать. Возможно, заказ таким образом был записан на одной доске. Добавлено на опознание: 2016-12-23 22:20:38 Владелец: Sveta40 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Здравствуйте! Помогите опознать икону.По рассказам семьи ей около 200 лет. Последние много лет хранилась на чердаке, пока не была случайно найдена. На обороте что-то написано, фото докину позже. всем спасибо за участие.

http://pravicon.com/unknown/93

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010