Сопровождение Надвратной иконы Одигитрии было поручено батарейной 1-го роте 3-ей артиллерийской бригады под командованием полковника В.А. Глухова. Данная рота входила в состав 3 корпуса 1-ой армии и принимала активное участие в боях под Смоленском 5 (18) августа. Для обороны города эта рота сначала была расположена в Мстиславском предместье, где приняла бой, однако с другими войсками под неприятельским огнем вынуждена была отступить для занятия следующей позиции у Молоховских ворот. Во время отступления, французское ядро попало в один из зарядных ящиков 1-ой батарейной роты. Взрыв был таким, что от ящика осталось только одно днище. Этот ящик был сохранен и затем в нем, как в колеснице, возили Надвратную икону Богоматери в течение всех трех месяцев ее пребывания в русской армии [ 12 ] .   Фельдфебель и солдаты роты полковника В.А. Глухова, приняв икону в свое ведение, соорудили для нее особый деревянный киот, который окрасили в зеленый цвет и убрали разноцветными лентами. Через три-четыре дня после выхода из Смоленска для сопровождения Надвратной иконы Одигитрии были назначены особый священник и церковнослужитель, которые совершали перед ней молебны в течение всей военной кампании. С этого момента Надвратная Смоленская икона Божией Матери постоянно находилась среди русского войска — в третьей пехотной дивизии генерал-лейтенанта Коновницына, укрепляя силы и боевой дух наших воинов [ 13 ] . На протяжении всей войны при иконе помимо полковника В.А. Глухова состояли: штабс-капитан И.Ф. Богданович, поручик А.И. Гречь, подпоручики М.К. Реан, Г.Г. Сигунов, А.А. Ольхин, прапорщики Н.Г. Сигунов и П.Д. Зеленин [ 14 ] . Протоиерей П. Левашев в своей небольшой книге “Краткое сказание о Смоленской иконе Божией Матери – Одигитрии, именуемой Надворотной” так пишет о том огромном значении, какое имело пребывание Надвратной иконы Пресвятой Богородицы в рядах русской армии: “ Эта святыня, поистине, была единственным духовным прибежищем для нашей благочестивой армии. Всюду следуя с армией, оставаясь при ней  во всех случаях боевых действий, Икона Богоматери — Одигитрии являлась поистине Взбранной Воеводой для русского воинства и залогом побед над  врагами. Каждый раз, как пред началом, так и при окончании битвы, для всех участников сражения Небесная Заступница была истинным прибежищем, подавала им бодрость и крепость сил, одушевляла их, а умирающим на поле брани служила утешением в последние минуты жизни. Твердая и живая вера в небесное заступление Богоматери, как бы лично, через Свою чудотворную Икону, пребывавшей в русской армии, могла придавать необыкновенную силу и храбрость русским воинам” [ 15 ] .

http://e-vestnik.ru/history/smolenskaya_...

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь. В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск. Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска. Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

http://pravoslavie.ru/1909.html

24 мая 1950 года в храме был освящен северный придел в честь этой святой иконы, переданной из закрытой одноименной церкви и помещенной справа перед иконостасом. В северной же части храма, за приделом иконы Божией Матери " Милующая " , расположен Рождественский придел, который украшает искусно выполненная Вифлеемская пещера. Здесь всегда горит лампада, на Рождество устанавливаются ёлочки, развешиваются светильники. Южный придел - в честь святой блаженной Ксении Петербургской, неизменной покровительницы этой церкви - был устроен уже в наши дни, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Освящение первого в России престола во имя святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года. В иконостасе придела рядом с образом святой Ксении помещена икона другого покровителя нашего города - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Справа перед иконостасом в отдельном киоте - образ Божией Матери " Всех скорбящих радосте (с грошиками) " , или Петербургской. В Ксенинском приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, а также святого первоверховного апостола Петра. В 1987 - 1988 годах Смоленская церковь была полностью отремонтирована. Засияла позолотой резьба иконостасов и киотов, промыто стенное письмо, расчищена живопись многих икон. Преобразилась церковь и снаружи. Свое 200-летие в 1990 году небоподобный храм Васильевского острова встречал во всем великолепии. Сведения о храмах Смоленского кладбища - из буклета к 200-летию Смоленского храма. На северо-западной стороне Васильевского острова… находится Смоленское православное кладбище, одно из древнейших и самое обширное из столичных кладбищ. Существует предание, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Они недолго прожили: непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро свели их в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Потому и первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери. Церковь эта, деревянная, как видно из донесения в с.-петербургскую духовную консисторию священнослужителей этой церкви от 2 мая 1768 г. и промемории, посланной из духовной консистории в губернскую канцелярию от 9 июня 1768 г. за 188, построена была в силу указа императрицы Елизаветы из правительствующего сената, в 1756 г., от губернии, казенным коштом, по середине существовавшего уже кладбища, которое в то же время обнесено деревянным забором квадратно, на западной же стороне кладбище, кроме забора, отделено было от поля каналом.

http://sobory.ru/article/?object=00742

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Из икон этого храма замечательны: местная храмовая икона святого великомученика Феодора Стратилата в житии. Письмо на ней древнее, но поновлено. На иконе риза серебряная, позолочена с разными драгоценными украшениями: вклад девицы Фотиньи. Венец на ризе с сиянием осыпан стразами, пояс и некоторые другие места украшены камешками разных цветов и бирюзой со стразами, – малых венцов на ризе вызолоченных 20. Кроме этой ризы в ризнице на эту же икону есть ещё две серебряные: одна листовая, известная по описи 1763 года, – другая серебряная с драгоценными украшениями. На ней в венце 3 запанки золотые, а в запанках искры алмазные и яхонтовые, 3 изумруда и 7 жемчужин больших зёрен; ожерелье обведено 2-мя нитками – одной из бурмицкого жемчуга, другой из кафимского; между жемчужинами в серебряных гнёздах вставлены изумруды и пронизки яхонтовые. Другие местные иконы в серебряных же ризах, письма XVII века, но поновлены. Образ Спасителя, живоначальной Троицы, Святого Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы Смоленской в серебряной ризе с золотыми венцами. Из икон неместных замечательны: 1 . Икона Грузинской Божией Матери, писана она на масле на полотне и наложена на деревянную доску. На Божией Матери и Младенце риза серебряная с позолоченными венцами и драгоценными украшениями; убрус низан в узор мелким жемчугом по малиновому бархату со стразами. На венце Божией Матери корона стразовая с бирюзою, – в середине оной звезда с 30 алмазными искрами, – выше оной звезды три больших топаза; вверху короны крестик из 4 аметистов. 2 . Икона Неопалимой купины – художественного письма. На ней риза серебряная, вызолочена. Этой иконою Архимандрит Фотий благословил девицу Фотинью, когда определял её в Фёдоровский монастырь. 3 . Икона Фёдоровской Божией Матери – прекрасного письма XVII века. Риза на ней серебряная с жемчужным убрусом и другими украшениями. По сторонам изображены– Святой Феодор Стратилат, Николай чудотворец и два херувима. II. Тёплый храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм этот стоял прежде напротив церкви святого Феодора Стратилата на западной стороне монастыря и переделываем был два раза: сперва после пожара в 1655 году, а потом за теснотою в 1685 году. Наконец в 1710 году, по обещанию царевны Наталии Алексеевны, построена новая каменная церковь на том месте, на котором стоит доселе. Главный храм построен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в нём два придела: во имя Знамения Божией Матери и во имя святого мученика Адриана и Наталии. В переписных книгах 1635 года о нём пишется так:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения От пола до купола храма высота составляет 36 метров Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора Фрагмент росписи – четыре всадника Апокалипсиса: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» Более года в Новоспасском монастыре осуществлялся сбор пожертвований для отливки тысячепудового колокола. Этот колокол именуется Романовский в честь четырехсотлетия восшествия на престол дома Романовых В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Учебные заведения в городе: Техническое железнодорожное училище, мужское приходское училище, женское приходское училище, две церковно-приходские школы. В городе существует Благотворительное Общество и учрежденный им приют для детей женского пола. Христорождественский собор Когда и кем сей собор сооружен, – неизвестно; зданием каменный, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в соборе три: главный – в честь Рождества Христова, придельные – в честь Смоленской иконы Божией Матери (южный) и во имя Преподобного Макария, игумена Калязенского (северный). Из св. икон, находящихся в соборе, особенным почитанием граждан пользуется местная икона Смоленской Божией Матери; эта икона украшена сребропозлащенной ризой, жемчужным убрусом и драгоценными камнями. Христорождественскому собору принадлежат здания: каменная ризница и сторожка, деревянный амбар, 6 каменных невходных часовен и одна входная – деревянная. Копии метрических книг и исповедных росписей имеются и хранятся в ризнице. Опись церковного имущества составлена в 1896 году. Причт при соборе состоит из 4-х священников, 2-х диаконов и 4-х псаломщиков. – На содержание свое члены причта ежегодного дохода получают до 5,200 рублей. – Домов церковно-общественных для членов причта не имеется. В приходе Христорождественского собора числится 497 дворов, душ мужеского пола 1,662 и женского пола 1,706 душ; сверх того, временно-проживающих в городе: мужеского пола 216 душ и женского пола 412 душ. К Христорождественскому собору приписан теплый каменный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1884 году. При соборе – каменная колокольня. Престолов в сем соборе три: главный – в честь Преображения Господня, придельные: южный – во имя Святителя и Чудотворца Николая, северный – во имя иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость». Утварью, ризницею и св. иконами церковь снабжена достаточно. В иконе Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня утвержден небольшой сребропозлащенный крест с частицами мощей св. великомучениц Варвары и Анастасии-узорешительницы, муч. Наталии, великомучеников Феодора Тирона и Иоанна Белградского и преподобного Авраамия Галичского; сей крест приложен в собор в 1884 году дворянами Култашовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе.

http://pravoslavie.ru/put/031013145534.h...

Вся жизнь святого патриарха Тихона соприкасалась со святым царем-мучеником. Удрученный тем, что на Аляске, как и в больших городах Америки, под церкви приспособлены простые жилые дома, владыка Тихон, в бытности его служения там, обращается за помощью в Россию и к местным православным жителям. Император Николай II первым отзывается на эту просьбу, и на средства, пожертвованные им, в Нью-Йорке и Чикаго вскоре строятся православные храмы. В год празднования 300-летия династии Романовых, когда Владыка был на Ярославской кафедре, Государь, Императрица, Наследник и Царевны посетили Ярославль. Он обратился к всероссийскому Императору со словом приветствия и благословения. Во время войны с Германией Владыка бывал на фронте и даже под обстрелом. В 1916 году за труды во славу Отечества, Николай II наградил его бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Когда Император томился в Тобольске, патриарх Тихон смог через тобольского епископа Гермогена передать ему просфору и благословение. Узнав о зверском убийстве Царя, Патриарх в тот же день собрал совещание Соборного Совета, на котором было решено безотлагательно совершать панихиды по убиенному Царю. В протоколе совещания Святейший написал: «Благословляю архипастырей и пастырей молиться о сем на местах». А через два дня, в праздник явления Казанской Божией Матери, он произнес проповедь, ставшую исторической, — с обличением безбожных убийц Императора. Это было началом прославления Царственных мучеников. Так идут они к встрече друг с другом в вечности у Креста Христова. К той встрече, которая запечатлена на иконе, написанной по откровению свыше. Невозможно не видеть исключительное участие Божией Матери в судьбе патриарха Тихона. И это так понятно для нас, знающих о всегдашнем Покрове Божией Матери над Россией — этим «Домом Пресвятой Богородицы», — особенно в решающие ее судьбу исторические периоды. Все наши святые отмечены Ее благодатным заступничеством, тем более, оно должно распространяться благословением стоящего рядом с Ней у Креста Патриарха на весь гонимый православный народ. Все главные события в жизни Первосвятителя связаны с Богородичными торжествами. Так Поместный Собор, на котором был избран патриарх, открылся в день Успения Божией Матери. После Божественной литургии в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери — той самой величайшей нашей святыней, перед которой издревле совершалось помазание на царство и на патриаршее служение, — старец Зосимовой и Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем новоизбранного патриарха. Перед этой же иконой была коронация нашего последнего святого Царя. Интронизация Патриарха Тихона была совершена в Успенском Соборе Московского Кремля в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. И святая кончина его была в день Благовещения.

http://moral.ru/святой-патриарх/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010