Большевики часовню при Стекольном заводе закрыли, а икону сохранили прихожане. В 1947 году на торжественном освящении Троицкой церкви в дар храму ее передал митрополит Григорий. Записи всех чудес, произошедших по молитвам у иконы, собраны и изданы книжкой еще до революции. Но убедиться в ее дивных свойствах можно и сейчас, свидетельств хватает: от исцеления больных до удачного поступления в институт. Нередко именно к этой святыне стремятся приезжающие в Петербург современные паломники. Называть этот образ Божией Матери Санкт-Петербургским предложил нынешний настоятель храма «Кулич и Пасха» протоиерей Виктор Голубев. Через митрополита Владимира передавал он Патриарху просьбу дать особое название иконе с монетками: «Ведь есть в Тихвине Тихвинская Божия Матерь, в Казани — Казанская, в Смоленске — Смоленская, а у нас явилась Санкт-Петербургская», на что Патриарх ответил, что такое именование будет справедливо. Покаяние активиста Протоиерей Виктор Голубев рассказывает, что его приход всегда был многолюдным. В СССР церковь была одной из немногих действующих. На большие праздники люди заполняли весь церковный сад, потому что внутри здания места не хватало. Правда, после крестного хода немногие оставались на ночную службу. И сейчас храм во время богослужений полон. А это самое главное в жизни прихода, считает настоятель, ведь совместная молитва — первейшее из всех приходских дел. Отец Виктор хорошо помнит, что не так давно для участия в любой церковной службе требовалась смелость настоящих исповедников веры. Руководство соседствующего с храмом завода «Большевик» строго относилось к внутреннему облику своих работников. За посещение церкви человека порицали на собраниях, за венчание — могли уволить. Христиан отслеживал специально назначенный человек — активист по натуре, любящий общественную работу, организовывающий районные выборы. Но когда власть сменилась, этот общественник вдруг начал воцерковляться. — Прихожане стали мне говорить, — вспоминает протоиерей Виктор Голубев, — отец настоятель, что же Вы его пускаете, он же столько горя принес людям. Я поразился: «Но ведь он пришел в Церковь! Господь всех принимает! Если бы Иуда покаялся, Он бы и его принял...» Но все равно остались недовольные. И я этому бывшему общественному активисту сказал: «Владимир Иванович, приходи в алтарь».

http://old.aquaviva.ru/news/2011-04-24/2...

В Клировой ведомости за 1840 год записано, что причт издавна состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Дома у священно-церковнослужителей были собственные, деревянные, на церковной земле. В 1848 году, в холерное время, в Андреевский приход приносили чудотворную Колоцкую икону Божией Матери из Свято-Колоцкого монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии. После этого в храме поставили список с Колоцкой иконы, а в 1874 году при построении ныне существующей каменной церкви во имя мученика Андрея Стратилата с трапезной и колокольней, в трапезе устроили единственный во всей Российской империи придел, посвятив его Колочской иконе Божией Матери. Если в XVIII веке причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, то с 1888 года - из священника и псаломщика. Земли при церкви было тогда 44 десятины. В 1899 году на должность настоятеля храма был назначен иерей Николай Соколов. С этого года он также был заведующим церковно-приходской школы в селе Андреевском. В советское время был дважды арестован, после ареста 11 октября 1937 года расстрелян 31 октября того же года на Бутовском полигоне. В 2002 году канонизирован РПЦ как новомученик Российский. В середине 1930-х годов церковь Андрея Стратилата была закрыта, здание разграблено и осквернено. Здесь, в разные годы располагались - столовая, пивной бар, склад, котельная. К 1990-м годам храм находился в аварийном состоянии, к этому врени отсырели стены, появились трещины, разрушились своды. Лишь в начале 2000-х годов полуразрушенное здание было передано Церкви. На средства образовавшегося прихода, начались реставрационные работы. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 2011 году сюда был назначен настоятелем протоиерей Вячеслав Иголкин. 19 августа 2011 года, в день празднования Преображения Господня в церкви св. мч. Андрея Стратилата совершилась первая Божественная литургия. 4 ноября 2016 года состоялась торжественная встреча, специально написанной для храма насельниками Святой Горы Афон, иконы св. мч. Андрея Стратилата. Это стало, воистину, основным и важнейшим событием для духовной жизни всего прихода. Неоценимую помощь храму оказали руководители компании ООО агропредприятие " Птицефабрика Можайская " , - учредитель Хмелевцов Владислав и генеральный директор - Жигарев Вячеслав. Они, находясь в паломнической поездке по Афону, оплатили и заказали у монахов-святогорцев эту икону. Написание её длилось около двух лет. Удивительным является и то, что от новописанного образа были зафиксированы случаи чудесной помощи и исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=06701

В кои веки Валентина была не рада потенциальному покупателю и даже облегченно вздохнула, когда дама, рассчитавшись за крестик, начала укладывать его в сумку. — Я скоро выйду, — крикнула Валентина ребятишкам и тут же осеклась. Дамочка обратила свой взгляд на полки церковной лавки, где расположились многочисленные разноликие иконы. После неторопливого осмотра последовал вопрос: — Скажите, а у вас икона Девы Марии есть? — Есть… — обреченно ответила Валентина. — А можно посмотреть? — Так смотрите! — сдерживая раздражение, промолвила обреченно Валентина. — Вот Казанская, вот Донская, вот «Всех скорбящих Радость», вот Смоленская. — Это всё Дева Мария? — недоверчиво спросила привередливая покупательница. — Да, все эти и другие, на этой полке стоящие иконы, — образы Божией Матери. — Милочка, я ведь у вас прошу икону Девы Марии, а вы мне Мать Бога предлагаете! — возмутилась дама. — Если нет, так и скажите! Здесь Валентина не выдержала и минут пять втолковывала пришедшей, что Дева Мария и Богородица есть одно и то же. Дама внимательно слушала и даже руками всплескивала, а по окончании катехизаторского спича Валентины выдала удивленный возглас: — Да не может быть! — И, указав на весь Богородичный ряд, в очередной раз задала сакраментальный вопрос: — А можно посмотреть? Валентина уже ничего не ответила; она с невесть откуда взявшимся тоскливым безразличием снимала с полки иконы Божией Матери. Выбор был длительный, с рассматриванием, расспросами, репликами и комментариями. Помощники Валентины куда-то убежали, часы неумолимо доказывали, что времени на визит домой у работника церковной лавки уже не осталось, а храм терпеливо ожидал троицких зеленых украшений. Покупательница, перебрав более дюжины образов, остановила свой выбор на Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление». — Вот эту возьму, — протянула она икону Валентине и добавила: — Эта больше всего на Деву похожа. Без ребенка на руках, по крайней мере. Валентина молча отсчитала сдачу, проводила дамочку горестным взглядом и как три часа назад устало присела на старенькую приходскую скамеечку.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

«Вера православная укрепляется в Отечестве нашем, в том числе на древней Смоленской земле. И поэтому мое первое слово, которое я хотел обратить к архиереям и пастырям: никогда не позволяйте унынию и хладности захватить ваш ум и ваше сердце. Всегда открывайте перед собой новые цели, новые горизонты, устремляясь к которым, напрягайте свои силы, мобилизуйте людей, достигайте этих целей и потом ставьте новые цели. Потому что нет предела Божественного милосердия к нам, как нет и пределов человеческому совершенству», — подытожил Святейший Патриарх Кирилл. Во внимание к трудам во благо Церкви Святейший Владыка вручил митрополиту Исидору юбилейные панагию и крест, которые были изготовлены по случаю торжеств, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар кафедральному собору Предстоятель Русской Церкви передал серебряную лампаду к чудотворной Смоленской иконе Божией Матери. От лица духовенства и мирян Смоленской митрополии митрополит Исидор приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству список Смоленской иконы Божией Матери, созданный после завершения научной реставрации чудотворного образа. Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды: Юбилейные медали «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» был вручены члену Общественной палаты Смоленской области Н.В. Девелириной и скульптору, профессору кафедры изобразительного искусства Смоленского государственного университета В.С. Гращенкову. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на начало нового учебного года. Перед богослужением Святейший Владыка обратился к верующим с призывом вознести молитвы об учащих и учащихся. «Давайте помолимся за наших детей — гимназистов, школьников, студентов, а также за педагогов, преподавателей, профессоров, за всех тех, от кого зависит будущее нашего Отечества. Как сформируются дети, так они и сформируют общественную жизнь, так они и организуют жизнь народа и государства в будущем», — отметил Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4207656.ht...

Во время пребывания Е. на Казанской кафедре в городе нек-рое время (вероятно, между кон. 80-х и сер. 90-х гг. XVI в.) действовала типография (3-я в России XVI в. после типографий в Москве и в Александровой слободе). На возможную связь местного книгопечатания с Е. указывают вышедшие в свет 2 издания службы Казанской иконе Божией Матери (описание экземпляров см.: Поздеева И. В., Турилов А. А. «Тетрати… печатаны в Казане»: К истории и предыстории Казанской типографии XVI в.//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 45-49; 4(6). С. 17-21; Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. Кн. 2. С. 680, 711, 908-909, 946-947; 97, 130), напечатанные тем же шрифтом, что Триодь Цветная, изданная Московской анонимной типографией не позднее 1564 г. (Там же. Кн. 1. 34). Время перевоза типографского оборудования в Казань неизвестно, брошюры датируются по водяным знакам. Типография находилась в Казани до 1620 г., когда ее оборудование было перевезено на московский Печатный двор, о книгопечатании в Казани после сер. 90-х гг. XVI в. сведений нет. В 1598 г. Е. присутствовал на Земском соборе в Москве, избравшем на престол Бориса Феодоровича Годунова , участвовал во всенародном молении Бориса Годунова вступить на престол у стен Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . В 1601 г. Забулацкую слободу в Казани, всегда принадлежавшую местным архиереям, Е. передал городу для расширения посада. В 1602 г. на части территории Казанской епархии была образована Астраханская епископия. Е. писал о том, что многие в епархии «укоряли» его - по-видимому, на митрополита посылались в столицу жалобы. Гонсевский сообщал, что к письму московского священника (в к-ром содержались сведения о жизни Е. у казаков) были приложены «з дворца Казанского многие доводы на того Гермогена, кои за прежних господарей на него с Казани русские люди делали». Вероятно, причиной недовольства были суровые меры, к-рые применял Е. по отношению к провинившимся (тюремное заключение, телесные наказания, сидение на цепи).

http://pravenc.ru/text/190175.html

Дмитрий Анохин 5 ноября 2018 г. 22:18 В Российской Государственной библиотеке, в Доме Пашкова, при участии Совета Европы, впервые состоялась Международная конференция, участники которой обсудили вопросы продвижение культурного и духовного туризма в России и за рубежом, в частности проекта «Святыни неразделенного христианства».  Алексей Реутский 10 октября 2018 г. 14:21 В Смоленской епархии состоялись торжества, посвященные празднику иконы Божией Матери «Одигитрия», которая пребывает в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. В этот день, 10 августа в соборе служили три Литургии: ночью, в семь и десять утра, чтобы все желающие могли исповедоваться и причаститься. На позднем богослужении свои молитвы к Владычице Небесной возносили восемь архипастырей из России, Беларуссии и Украины. А затем состоялся праздничный концерт и мастер-классы для детей по народному творчеству. Но уже накануне праздника, с вечера, к Смоленской Надвратной иконе Божией Матери «Одигитрия» выстроилась очередь из паломников и участников крестного хода Витебск-Смоленск.  Алексей Реутский 11 августа 2018 г. 13:45 В ДК МЭИ открылась выставка «Живые», посвященная жизни христиан в послевоенное время. Здесь собраны самодельные иконы, сделанные из фотографий, самиздатские молитвословы, церковные календари и переписанные от руки акафисты, богослужебная литература, редкие экземпляры Священного Писания, изданные в СССР. В особый отдел экспозиции выделены духовные стихи и иные неканонические, но так или иначе отражающие народную религиозность, тексты. Все эти экспонаты создают наглядное впечатление о богоборческой эпохе и служат прямым доказательством того, что несмотря на репрессии и гонения вера в народе оставалась жива.    Алексей Реутский 29 мая 2018 г. 19:30 Отмечая День православной книги, мы вновь говорим о роли литературы в жизни человека. Что такое книга? Учитель, как мы не раз читали в школьных учебниках? Друг? Советчик? Что делает книгу православной? Об этом рассуждает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. ПДФ версия

http://e-vestnik.ru/culture/page/5/

Затем состоялась братская трапеза, в ходе которой перед верующими выступил с советскими и современными песнями ансамбль «НаСветЛен» из дома культуры поселка Боровенка Окуловского муниципального района Новгородской области. Затем сын В.А. Михайлова, прозаик и поэт, автор-исполнитель, член Союза писателей России Андрей Владимирович Михайлов-Еграшов исполнил под гармонь как свои песни, так и песни других авторов. Особенно проникновенно прозвучала в его исполнении песня-молитва « Матушке Богородице »:    Мир, что полон суровой беды, Море черной холодной воды. Я тону, и не видно не зги, Матерь Божия, мне помоги!   Ты за меня попроси у Христа, Мне не нужно другого креста. Мне бы только силенок чуть-чуть, Чтоб пройти до конца этот путь.   Припев: Радуйся, Радосте наша, Покрый нас от всякого зла Честным Твоим омофором!   В прошлом остались веселые дни. И чужой для друзей и родни, Я с тех пор, как пошел за Христом, Только я не жалею о том.   Матушка, ради Сынка Твоего Ты меня не оставь одного, Утешение в скорби пошли И печали моя утоли.   Припев.   Матушка, мне бы еще попросить, Чтобы веру мою укрепить, В душу наглые лезут враги, Матерь Божия, мне помоги!   Доля моя и честна, и проста, И не нужно другого креста. Мне бы только силенок чуть-чуть, Чтоб пройти до конца этот путь.   Припев.   Вскоре гости из различных населенных пунктов Новгородской области стали собираться в обратную дорогу. На прощание было сделано несколько фотографий, в том числе перед огромным вековым дубом, напоминающем Мамврийский дуб, который растет за алтарной частью храма. Оставшиеся паломники вновь посетили храм. Андрей Михайлов-Еграшов рассказал об истории его восстановления. Когда 30 лет назад сгорела церковь в Боровенке, среди местных жителей зашла речь о необходимости возрождения храма в Высоком Острове. Вскоре Владимир Алексеевич Михайлов удостоился видения пред иконой Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», Которая призвала: «Делайте хоть что-нибудь». После этого он ревностно включился в работу по восстановлению храма. Сейчас эта икона находится в храме, справа от алтаря. Икона украшена приношениями от прихожан. Рядом висит другой старинный образ, который пребывал в этом храме еще до революции. Это Смоленская икона Божией Матери. Очевидно, ее написал местный, деревенский художник. Необычный лик Богородицы, Ее глаза. Богородица на иконе напоминает простую деревенскую женщину.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/26/ma...

Накануне революции в храме служил приходской священник Александр Смирнов, состоявший также законоучителем в Константиновской земской школе и духовником благочиннического округа. Церковным старостой был Василий Алексеевич Котляков из крестьян. В 1930 г. церковь закрыли и передали местному райисполкому для использования в культурно-просветительских целях. С образованием Константиновской фабрики игрушек здание церкви было передано ей. К церковному зданию были пристроены фабричные корпуса, верх храма был разобран, разрушен шпиль, надстроен второй этаж, сделаны пристройки, изменены интерьеры, утрачено все внутреннее убранство, перестроены окна и двери, завален подвал, заменены полы. Распоряжением 1327 от 1960 г. здание принято на госохрану как памятник архитектуры местного значения под ошибочным названием «Церковь Михаила Архангела». В 2002 г. храм возвращен верующим. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятель — священник Александр Казаченко. 9 октября того же года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова и памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, был отслужен первый молебен с водоосвящением и чтением акафиста Смоленской иконе Божией Матери. Коренные жители села (а среди них были крестившиеся в свое время в этом храме), желали видеть в нем не мерзость запустения, а совершение богослужений. Началось возрождение храма. Проведена реконструкция внутреннего помещения: удалены выстроенные в советское время стены и перегородки, восстановлен северный придел храма в честь Святителя и Чудотворца Николая. В престольный праздник Смоленской иконы Божией Матери, 10 августа 2003 г.., была отслужена первая Божественная литургия. В последующие годы демонтировали двухэтажные сооружения, пристроенные к храму и скрывавшие два яруса колокольни, над храмом заново выстроили ротонду, снесенную в советские времена. Были освящены и установлены купола и кресты. Затем демонтировали часть двухэтажного литейного корпуса, вплотную примыкавшего к церкви, это дало возможность совершать крест ный ход.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленский_хра...

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана. В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма - Всех Святых и Сергия Радонежского. Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы. При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в " полный затвор " . Нарушил он его в 1917 году - не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового патриарха Русской Православной Церкви. Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала " ликвидационная комиссия " и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

http://sobory.ru/article/?object=00206

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010