В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание церкви Святой Троицы: «В Нерехтском уезде церкви состоящие в пятом классе: .... Пресвятыя Троицы, села Писцова, каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось». А в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» все храмы Писцова описаны в одной статье: «Церкви VI-ro Нерехтского округа. В с. Писцове 3 церкви. 1) Троицкая каменная, когда и кем построена неизвестно... К числу достопримечательностей церквей и местных святынь относятся: ..., деревянный складень помещающийся на особом аналое около царских врат, с 52 частицами мощей Грузинских святых, в деревянном позолоченном футляре, пожертвованным по преданию грузинским царевичем Вахтагнием, вотчиною которого было село Писцово». В «Историко-статистическом описании села Писцово» составленного И.Ф. Токмаковым в 1901 г., говорится о том, что стены Троицкого храма расписаны «... сто лет тому назад. В Троицком храме имеются три древние местно-чтимые иконы: 1) Божией Матери, именуемая Смоленская; 2) Знамения Божией Матери; 3) Св. Николая Чудотворца. – Иконы эти, по преданию, существуют около 400 лет... Все они украшены серебро-вызолоченными ризами... Местные жители оказывают также особое благоволение Иверской иконе Божией Матери, почитаемой Чудотворною, но записей о чудотворениях от нее не сохранилось. Икона украшена серебро-вызолоченным окладом и ризою из крупного жемчуга устроенного усердием купеческого рода из дома Рыскиных. Еще замечательная икона «складень» со многими частицами Св. Мощей, более 50...» Иверскую икону Божией Матери прислал из Москвы князь Яков Петрович Долгоруков. Как следует из родословной князей Долгоруковых - князь Яков Петрович Долгоруков (прибл. рожд. 1697-1707 гг.) был правнуком князя Юрия Алексеевича Долгорукова, которому село и было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1660 году. А дочь Якова Петровича – княжна Мария Яковлевна (прибл. рожд. 1731 г), была замужем за Царевичем Грузинским Егором Вахтангеевичем, который и пожаловал в храм Святой Троицы икону «складень» со многими частицами Св. Мощей. Все, хранившиеся в храме святыни, свидетельствуют о времени построения Троицкого храма.

http://sobory.ru/article/?object=01693

В Сказании приведено 25 чудес от иконы (Там же. С. 7-18). Первые 2 чуда произошли в доме Хитрово, в обоих случаях больным являлась Богоматерь с велением обратиться с молитвой к Ее иконе. Так, исцеление получили слуга Прохор, страдавший от глухоты (чудо 1), и тяжелобольная дочь Хитрово, к-рой, по уверению врачей, не оставалось надежды на выздоровление (чудо 2). После чуда с исцелением дочери помещик побоялся держать святыню у себя в доме и передал ее в ц. Рождества Пресв. Богородицы («что на реке Калужке») принадлежавшего ему с. Калужка (ныне в черте Калуги), находившегося менее чем в километре от Тинькова, где не было храма. Своим потомкам Хитрово завещал икону из церкви в Калужке не забирать. В 2 чудесах, случившихся вскоре после перенесения иконы в храм, подчеркивается, что место, в к-рое Богородица указывала идти страждущим, было им неизвестно, причем оба раза это были жители Калуги. В одном случае старец, чей сын страдал от язв, заготовил для долгого пути много сухарей, но пришел в Калужку в тот же день; сын его после молитв исцелился (чудо 3). В др. раз мещанин Иван Дмитриев Воробьёв с супругой, чьи дети умирали после рождения, обошли неск. храмов на р. Калужке, но, не найдя нужного, вернулись домой. И только после 2-го явления Богородицы, сказавшей, что надо искать храм в честь Рождества, они нашли икону и, помолились перед ней. У них благополучно родилась дочь Анна (чудо 4). В большинстве случаев (чудеса 1-4, 7, 8, 13, 15, 21, 22) страждущим являлась «в сонном видении» Сама Богородица с велением прибегнуть за помощью к Ее иконе в Рождественской ц. в Калужке. Так, исцеление получили: от расслабления житель Калуги Петелин (чудо 5); в 1753 г. от слепоты 5-летний сын Мясоедова Николай (чудо 6); наказанные слепотой родственники именитого помещика из г. Новосиля, к-рый не расплатился за припасы с диаконом храма в Калужке Иаковом Ивановым (чудо 7); от расслабления помещик из Смоленска (чудо 8); от расслабления житель Калуги Петр Иванов Фурсов (чудо 9); в 1782 г. от расслабления помещик из Алексина Федор Иванов Исаков (чудо 11); от расслабления калужанин Гавриил Акимов Бутнев (чудо 12); от продолжительной болезни на пороге смерти помещица Мария Кар (чудо 14); от «одержимости лихорадкой» девица Евдокия Фёдорова из с.

http://pravenc.ru/text/1320157.html

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 528-529; Ч. 6. С. 955-956; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. К., 1831. Ч. 3. С. 78. 15; Строев. Списки иерархов. С. 401. 19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 173; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68. 276; Голубинский. Канонизация святых. С. 322; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 312; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 309, 464, 465, 471, 574, 575; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 225. А. А. Романова Иконография Прп. Досифей Верхнеостровский. Фрагмент иконы. 2-я пол. XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) Прп. Досифей Верхнеостровский. Фрагмент иконы. 2-я пол. XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) О существовании изображений Д. свидетельствует тропарь преподобному («Темже и мы, притекающе ко святей иконе твоей, умильно глаголем...»). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 27 нояб. о святом сказано: «Рус, аки Козма, риза преподобническая, в руке свиток сжат» (РНБ. Погод. 1931. Л. 70 об.- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 101). В Петропавловской ц. на о-ве Белов сохранились 2 единоличные иконы Д. 2-й пол. XIX в. одного извода, к-рый, возможно, восходит к надгробному образу. Святой изображен средовеком с русыми волнистыми волосами на прямой пробор и небольшой раздвоенной бородой, в рост, вполоборота влево, в рясе, мантии и схиме (на одной иконе параман не виден, на плечах, вероятно, куколь), с большим крестом в деснице (у плеча) и длинными четками в левой руке. Более ранняя икона, с нек-рой индивидуализацией образа (глубоко посаженные глаза, острый нос, морщины), написанная на светло-зеленом фоне в академической манере, происходит из иконостаса придела Смоленской иконы Божией Матери (в наст. время в главном иконостасе церкви). Образ посл. трети XIX в. (находится в интерьере храма) с надписью на золотом фоне: «Стый пре: оцъ нашъ Досифей», тоже исполнен с приемами светотеневой моделировки формы. Д. представлен в рост, в монашеской мантии и куколе в числе подвижников XV в.

http://pravenc.ru/text/180309.html

Мы, конечно, можем сказать, что никто не равен апостолу Павлу. Это так, но всё-таки рассказать о Христе хоть кому-то, хоть однокласснику, хоть сотруднику на работе, который расположен, нужно, мы не должны прятать свою веру. Ещё хотелось бы сегодня рассказать о Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, Одигитрии. Это одна из самых главных святынь Руси и Русской Православной Церкви. Она покровительница города Смоленска, привезена туда из Чернигова, вместе с принцессой Анной, дочерью Константинопольского императора, которая выходила замуж за русского князя. Икона была в качестве благословения передана на новую родину, которой должна была стать Русь. Вспомним эти великие святыни: иконы  Владимирская, Знамения, Тихвинская. Есть у этих икон очень много списков. Они являются местночтимыми. Если посмотреть на календарь, то там можно увидеть много-много упоминаний икон, который почитаются в различных местностях. Эти иконы, которые вплетены в жизнь, может быть не так явно, не так известны на всю страну, всё равно своими чудесами удивительно проявляют милость Божией Матери, милость к конкретным людям, конкретным храмам, конкретным обителям. Я хотел бы повторить историю о иконе Смоленской Пресвятой Богородицы, которая находится в нашем храме. Был такой древний русский город Корчева. В 30-е годы делалась система водохранилищ верхней Волги, и планировалось Иваньковское водохранилище. А этот город был весь перенесен. Жители были перевезены в другие поселения, и город был затоплен. Храм были взорван, страшно осквернен. По воспоминаниям очевидцев, это было настоящее беснование, когда устроили что-то типа эшафота, и огромным топором при свидетельстве большой толпы, которая улюлюкала и кричала, рубили ризы, сосуды, иконы, кресты. Было утеряно колоссальное количество памятников церковного искусства, которым место было в любом музее мира. Иконы уничтожались якобы по желанию народа, а делалось это так. Комсомольцы или рабочие, которые участвовали в разработке этого мероприятия, обычно брали иконы у своих мам и бабушек и приносили их на публичное сожжение или на такую рубку, глумление.

http://radonezh.ru/2021/08/21/u-nas-mnog...

Печатались материалы о паломниках к св. местам. Жизнь, легенды и «причитания» с просьбой о подаянии нищих, пребывавших у Киево-Печерской лавры , описаны в очерке В. Данилова «Среди нищей братьи» (1907. Вып. 4. С. 200-206). П. А. Флоренский описал языческий фаллический памятник в мон-ре Кватахеви Тифлисской губ., воспринимаемый верующими как «могила святого» («Фаллический памятник Котахевского монастыря» (1908. Вып. 1. С. 56-58)). П. Любимов в очерке «Панихидное пение старцев: (Из поездки на богомолье в Ордынскую пустынь)» рассказал о богомольцах, приходивших 23 июня на поклонение чудотворной Владимирской иконе Божией Матери в Ордынскую пуст. в Поречском у. Смоленской губ. (Там же. Вып. 4. С. 487-489). Исследование роли калик перехожих в средневек. культуре представлено в ст. Е. В. Аничкова «Из прошлого калик перехожих» (1913. Вып. 1/2. С. 185-200). Интерес читателей журнала вызвали статьи «Особая форма нищенства» Н. А. Тихомирова (1895. Вып. 1. С. 122), «Дурачки и убогие» А. А. Макаренко (1897. Вып. 1. С. 126-128), «Белорусский нищенский «Лазарь»» С. Малевича (1904. Вып. 2. С. 109-114). Материалы по календарной обрядности, опубликованные в «Ж. с.», отражали христ. и языческие черты мировоззрения рус. народа: «Из года в год: Описание круговорота крестьянской жизни в с. Усть-Ницынском Тюменского округа» Зобнина (1894. Вып. 1. С. 37-64), ««Иван Купайло» в селе Корытной Гайсинского уезда Подольской губернии» Ф. Рыбского (1895. Вып. 2. С. 221-222), «Крапивное заговенье» А. В. Балова (1896. Вып. 2. С. 261-262), «Ильинская пятница» Синозерского (Там же. Вып. 3/4. С. 538), «Коляда в Усть-Сысольске» С. Мельникова (1898. Вып. 3/4. С. 481-482), «Коляда во Владимирской губернии» Н. Добротворского (Там же. С. 482-485), «Некоторые поверья, песни и обряды Орловской и Калужской губерний» (1902. Вып. 2. С. 207-213) и «Егорьев день в Смоленской губернии» (1908. Вып. 2. С. 150-154) В. Н. Добровольского, «Пречиста» в Mockaлibцi: (О праздновании Успения Пресвятой Богородицы в Роменском уезде Полтавской губернии)» Н. Е. Макаренко (1907. Вып. 1. С. 21-26), «Народный театр и песни в г. Стародубе, Черниговской губернии» (тексты рождественских песен) П. Мезерницкого (1909. Вып. 1. С. 80-89; Вып. 4. С. 66-77) и др.

http://pravenc.ru/text/182245.html

4 апреля Предстоятель Русской Церкви посетил ряд храмов северной столицы. Вначале Святейший Патриарх направился на Смоленское кладбище, где покоятся мощи святой блаженной Ксении Петербургской. Первосвятитель посетил кладбищенский храм и приложился к чтимой иконе Божией Матери «Знамение». На память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал храму образ Спасителя. Затем Святейший Патриарх проследовал к часовне святой Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. У места упокоения блаженной Ксении Предстоятель совершил молебен. Также Патриарх Кирилл совершил литию по своим родственникам, покоящимся на Смоленском кладбище. Следующим местом посещения стал собор святого равноапостольного князя Владимира. Святейшего Патриарха приветствовал настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин. Настоятель рассказал Его Святейшеству о жизни храмовой общины и о трудностях, возникающих в связи с необходимостью строительства воскресной школы. О. Владимир продемонстрировал Святейшему Патриарху электронный каталог священнослужителей Санкт-Петербурга, репрессированных и пострадавших за веру, а также погибших во время блокады Ленинграда. Затем Предстоятель посетил храмовую крестильню, где он был крещен в 1946 году. После этого Святейший Патриарх посетил собор Владимирской иконы Божией Матери, где его приветствовал настоятель храма протоиерей Владимир Фоменко. Святейший Патриарх посетил также храм прп. Андрея Критского, являющийся подворьем Константино-Еленинского монастыря. Днем 4 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, где в Казанском храме его встречала настоятельница обители игумения София и сестры обители. В дар Его Святейшеству от сестер обители был преподнесен посох. Поблагодарив матушку игумению за подарок, Патриарх Кирилл передал монастырю образ Казанской иконы Божией Матери.  Затем Предстоятель направился в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. На Никольском кладбище Святейший Патриарх совершил литию на могиле приснопоминаемого митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). В 1969 году митрополит Никодим совершил монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева, с наречением имени Кирилл; в том же году он рукоположил инока Кирилла во иеродиакона, а затем во иеромонаха. А в 1976 году митрополит Никодим возглавил хиротонию архимандрита Кирилла во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/vizit_v_peter...

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Умиление (но без державы у Спасителя). Фрагмент иконы " Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери " . Первая половина XIX века. Файл 13819.jpg:   Размер: 608x700, 0.43 MPix, 78 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (439) , (24) . Описание: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. С изображениями в тексте праздников и икон Божией матери. М., 2010 (Перепеч.: СПб, 1891). С. 180: 19.03. УМИЛЕНИЕ.Чудотворный образ Умиления явился в 1103 году в Смоленске, где и поныне находится. На сей иконе Пресвятая Богородица изображается с младенцем Иисусом, на Которого Она с умилением взирает. Другая чудотворная икона «Умиление» явилась в XVII в. на Синичьей горе, где и основан Святогорский монастырь в[...] Файл 30530.jpg:   Размер: 415x607, 0.25 MPix, 99 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (148) , (4) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Умиление. Афон. 18.5 х 15 см. На обороте штамп: Благословение Св. Афонской Горы Русскаго Пантелеимонова Монастыря. Частное собрание. Файл 30532.jpg:   Размер: 1340x1532, 2.05 MPix, 442 Kb. Дата: 2017-12-03, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (229) , (5) . Описание: Умиление Пресвятой Богородицы. 1-я пол. XIX в., Россия. Дерево, темпера. 32,2 х 25,4 см. Частное собрание. -- На окл. нап. Умиление. На фоне окна есть изобр. Богородицы Недреманное око Углическая (таких списков несколько). Файл 30934.jpg:   Размер: 661x849, 0.56 MPix, 236 Kb. Дата: 2018-01-09, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (195) , (5) . Описание: Икона Божией Матери " Умиление " (из старинного гравированного листа XVIII столетия с изображениями икон Божией Матери). В кн.: Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. Рис.439.

http://pravicon.com/icon-330

Вскоре был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Божией Матери. Почему и название монастырь получил Колочевский Успенский Можайский мужской монастырь. А на Соборе в 1547 году при митрополите Московском Макарии († 1563; память 30 декабря) было установлено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9/22 июля. Множество богомольцев привлекала чудотворная икона обители. Сам царь Иоанн Грозный, собираясь в 1563 году в поход для покорения Полоцка, в числе других святынь взял и Колочскую икону Божией Матери: «Изволи же с собою царь и великий князь взятии непобедимую воеводу чудотворную икону Пречистыя Богородицы, сиречь Донскую, прежде того стояла в соборном храме Успения Пречистыя на Коломне, да Пречистую Богородицу чудотворную Колотцкую и иные многие чудотворные образы и кресты» . Монастырь в то время занимал особое положение: настоятели его в сане игуменов неоднократно присутствовали на Соборах в Москве, а игумен Корнилий в 1567 году был хиротонисан в архиепископа Ростовского. Принимали участие игумены монастыря и в политических актах: под Соборной грамотой 1566 года о продолжении военных действий против польского короля стоит подпись игумена Германа, а под грамотой об избрании на престол Бориса Годунова в 1598 году – игумена Никандра. К 1609 году в монастыре было уже две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь. Под колокольней находилась церковь святителя Алексия, митрополита Московского. Надпись, сделанная на чудотворной иконе, гласит: «В лето 7119=от Р.Х. 1611 пречестныя и великия обители Пресвятой Богородицы Колочского монастыря…» Великой обителью назван был монастырь, хранивший чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Располагалась обитель на Смоленском тракте, ведущем от пограничного тогда города Смоленска к столичному граду Москве. Именно по этому пути совершали свои походы литовские и польские войска, пытавшиеся завладеть нашими землями, а позже и наполеоновская армия.

http://pravoslavie.ru/4416.html

По окончании молебна В.В. Путин, Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Ювеналий поклонились чудотворному образу. Затем духовенство монастыря перенесло Иверскую икону в Успенский собор, где ей смогли поклониться многочисленные верующие. В дальнейшем чудотворный образ будет находиться в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. В сопровождении настоятельницы монастыря игумении Маргариты (Феоктистовой) высокие гости проследовали в находящийся в подклете Успенского собора Новодевичьего монастыря крестильный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира . Здесь В.В. Путин поставил свечу у иконы своего небесного покровителя св. равноап. кн. Владимира. Святейший Патриарх Кирилл и В.В. Путин посетили палаты Ирины Годуновой и Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря, а также ознакомились с экспозицией, посвященной истории и сегодняшнему дню Московской областной епархии и Новодевичьего монастыря. Стенограмма выступления председателя Правительства России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Кирилла при передаче Русской Православной Церкви Иверской иконы Божией Матери Справка Принесенный в 1648 году с Афона список иконы Божией Матери «Иверская», с которого началось почитание чудотворного образа на Руси, более трех с половиной столетий находился в стенах Московского Новодевичьего монастыря. История его создания восходит к первым годам царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676), когда в Москву за сбором пожертвований на обители Святой Горы прибыл игумен Афонского Иверского монастыря архимандрит Пахомий. Наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Всероссийский Патриарх, обратился к святогорцу с просьбой даровать святыню Московскому царству. Зная, что без воли Царицы Небесной Вратарница не покинет свою обитель, гость обещал сделать для российского государя точный ее список.

http://patriarchia.ru/db/text/2206568.ht...

Строже всех к себе был Кирилл. Он носил ветхие, много раз чиненные одежды, отвергал предлагаемые боярами дарения, не позволял даже собирать милостыню. В это время на Русь привозится много списков с прославленных византийских святынь. Архиепископ Дионисий Суздальский в те же годы прислал на Русь два списка «в меру и подобие» чудо­творной константинопольской святыни из монастыря Идигон, митрополит Пимен — выдающуюся икону Богородицы, тоже бывшую списком прославленного в Царьграде образа; а симо­новский настоятель Феодор привез список еще одной констан­тинопольской святыни — местночтимого образа монастыря Перивлептос. Икона из этого монастыря принадлежит к варианту «Одигитрии» — тому, который представлен в ряде византийских и русских чудотворных, например в афонской «Портаитиссе» (Иверской) и русской Тихвинской. На чудотворной константинопольской иконе «Одигитрии» (в русском варианте — Смоленской) Бо­городица с Младенцем изображены во фронтальных позах, де­монстрирующих строгую церемониальность и торжественность, являющих Пречистую с воплощенным Предвечным Логосом во всем небесном величии и царственном великолепии. В Иверской «Одигитрии» и близких ей изводах особенно подчеркнута духовная (и душевная) связь Богоматери с Богомладенцем Христом, в обращенных друг к другу ликах Матери и Сына сквозит без­молвное общение. Преподобный Кирилл был знатоком и ценителем Богородич­ных образов. Его созерцательному духу, искавшему уединенной молитвы и безмолвного общения с Господом, его мягкому ду­шевному настрою, его великому смирению, вероятно, особенно близки были образы типа «Перивлепты». И не случайно для своего северного монастыря с главным храмом во имя Успения он заказал именно икону «Перивлепты». Московский иконо­писец наделил образ мягким, созерцательным выражением, тишиной безмолвной молитвы Матери перед Господом Сыном. Не удивительно, что в этом образе, созданном по заказу препо­добного, словно запечатлелись молитвенная самоуглубленность и созерцательность самого святого подвижника. Поэтому ки­рилловская «Одигитрия», если даже она и не была принесена самим преподобным еще в 1397 году и не пребывала вместе с ним в пещерной келье-землянке, а появилась уже в первом Успенском соборе, все же с полным правом может быть «Одигитрией» — «Путеводительницей» белозерского чудотворца.

http://pravicon.com/info-3709

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010