Пафнутия Боровского//Сб. Ист.-фил. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 119; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. Л. 582 об, 573 об.- 574, 591 об., 567 об., 654. Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Смирнов С., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского//ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. монастыря. СПб., 1879. С. 16-17; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 1895; Описание о российских святых. 1887. С. 230; Толстой М. В. Рассказы из истории Рус. Церкви. М., 1898. М., 1999р. С. 164; Тренёв Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь, его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 36-37, 100; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 476; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 155; Каштанов С. М. К вопросу о сыновьях Боровско-Серпуховского кн. Василия Ярославича//Ист. антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998. С. 122-125; Кузьмин А. В. Происхождение участников заговора 1461-1462 гг. с целью освобождения из заключения боровско-серпуховского кн. Василия Ярославича//Рус. Средневековье: Сб. ст. в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 280-294. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Памятников ранней иконописи с образом Н. не сохранилось ни в Серпуховском, ни в Боровском мон-рях по причине их полного разорения в XX в. Возможно, Н. упоминается в нек-рых иконописных подлинниках ( Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

В столице Казахстана прошли торжества по случаю 20-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии 12 мая 2019 г. 17:54 12 мая 2019 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице Казахстана — городе Нур-Султане — начались торжества, посвященные 20-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии . К этой дате приурочено принесение  из Костромы в пределы Казахстанского митрополичьего округа чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Перед началом Божественной литургии древний образ Царицы Небесной был внесен под своды Успенского кафедрального собора — главного храма Православной Церкви Казахстана. После встречи святыни в соборе началась Литургия пасхальным чином, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Нарвский и Причудский Лазарь ( Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата), епископ Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Арцизский Виктор , епископ Бирский и Белорецкий Спиридон , благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), сопровождающие Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии — настоятель Петропавловского храма Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора диакон Сергий Бахтин, а также руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство Округа и клирики, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://patriarchia.ru/db/text/5434439.ht...

Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Поскольку первые изображения И. появились во 2-й пол. XVI в., можно предположить, что на них оказали влияние распространившиеся к тому времени иконы московских, ростовских и устюжских юродивых, о чем свидетельствуют тексты иконописных подлинников, в которых И. именуется юродивым и уподобляется блж. Иоанну Устюжскому (существенно отличается иконография И., сформировавшаяся в новгородских землях, от образов новгородских же юродивых Николая Кочанова и Феодора в боярских одеждах - Преображенский. 2005. С. 196, 198. Примеч. 75). Вероятно, вариант с изображением ризы и портов возник сравнительно поздно вне основных центров почитания И., в русле общей эволюции рус. иконографии юродивых и под влиянием изображений прав. Артемия Веркольского (нельзя исключить и обратную зависимость, а также влияние изображений И. и прав. Артемия на иконографию др. прав. мирян, прославленных позднее). Однако выводы о развитии иконографии И. во многом остаются гипотетическими из-за утраты большинства его ранних изображений. Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Наличие достоверных сведений о раннем этапе почитания И. позволяет датировать сложение его иконографии временем после 1544 г., когда по повелению Новгородского архиеп. Феодосия мощи И. были освидетельствованы и перенесены в боровичский Свято-Духов монастырь. В грамоте архиеп. Феодосия содержится предписание об изготовлении раки для мощей и надгробного покрова, однако на них скорее всего еще не было изображений святого. Древнейшим известием об иконах И.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Кроме того, в Богоявленском монастыре имеется больница для больных сестер обители на 6 кроватей, содержащаяся частью на % получаемые с билета в 5 тысяч рублей, пожертвованного на этот предмет г-жею Чебышевою, частью на средства общемонастырские. Означенные учебно-благотворительные учреждения в Крестовоздвиженском монастыре поставлены были при особенном усердии иг. Марии в очень удовлетворительное состояние, благодаря, между прочим, и тому обстоятельству, как изложено в донесении (в начале 1887 г.) игуменьи Преосвящ. Костромскому Александру, что «местность и здания упраздненной Крестовоздвиженской обители оставались в распоряжении начальства Богоявленско-Анастасиина монастыря, который пользовался правом свободно располагать своими занятиями как по управлению училищем, так и по хозяйственным в них делам. Распоряжаясь при этом на правах хозяина, монастырь ни от кого не встречал себе противодействий и ничего не жалел для поддержания существующих в монастыре учреждений в должном благоустройстве, достигая полезных результатов всеми доступными для него по обстоятельствам времени способами. Но этого не могло бы быть, если бы Крестовоздвиженский монастырь со всеми его зданиями принадлежал на правах собственности не Богоявленскому монастырю, а какому-либо иному учреждению или ведомству. При этом условии не было бы достигнуто и половины того, что сделано теперь для существующих в Крестовоздвиженском монастыре учреждений. В виду сего, как читаем далее в донесении иг. Марш, монастырское начальство полагает, что было бы полезнее Крестовоздвиженскому бывшему монастырю и существующим в нем зданиям оставаться и на будущее время в полном ведении и распоряжении Богоявленского монастыря, хотя бы на таких же условиях, на каких дарованы ему казенные дачи, т. е. с правом владения им, пока существуют санитарных учреждения. Обеспеченное сим правом монастырское начальство будет иметь возможность и со своей стороны потребить все зависящие от него меры к тому чтобы исполнить в точности Высочайшее, возложенное на монастырь при даровании ему земель, условие: «удовлетворять своему назначению и следовать по пути благотворения и помощи сельскому населению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила Романова – инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме до 1917 г. Так образ «Феодоровская», которым был благословлен на престол первый из Романовых, становится родовым для всей августейшей династии. Согласно установившейся традиции, перед Феодоровской иконой стали принимать православие вступающие в династический брак иноземные принцессы, нередко при этом получая отчество «Федоровна»: императрица Мария Феодоровна, Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. Особо почитал икону – покровительницу Дома Романовых царь Николай молилась перед ней и вся его Августейшая семья. В Царском селе в 1909-1912 годах на месте, которое выбрал сам монарх, на честь святыни был выстроен Феодоровский собор. Незадолго до 1917 года икона Феодоровской Богоматери потемнела и стала почти черной. В наше время Феодоровская чудотворная икона находится в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме. Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря в Костроме Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове , а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске . Эта икона Богоматери всегда находилась при государях — до самых последних и страшных дней. После расстрела Царственных страстотерпцев в доме Ипатьева в Екатеринбурге был найден образ «Феодоровская», с которым Царица Александра Федоровна никогда не расставалась. Таким образом, родовая икона святого благоверного князя Александра Невского стала покровительницей новой царской династии Романовых, Палладиумом Царской России. Торжественная закладка Феодоровского собора состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание .

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

По отношению к себе она была весьма строга и чрезвычайно деятельна. Весьма часто за делами своих монастырей она проводила целые ночи и к утрени шла в церковь . По истине она была для вверенной обители образ словом, житием, любовью, духом, верою и чистотою». Непосредственною преемницею покойной Марии состоит игуменья Евпраксия, которой выпала нелегкая доля продолжать и заканчивать начатые работы по возобновлению Богоявленского и Крестовоздвиженского монастырей. Известная опытностью в созидании и благоустройстве обителей, достопочтенная игуменья со времени своего настоятельства в Богоявленско-Анастасиином монастыре, уже ранее хорошо известном 55 ей, обнаруживает постоянную заботливость и великие труды по благоукрашению храмов Божиих и улучшению хозяйства в обоих монастырях и попечение о доброй жизни инокинь и поддержании и усовершенствовании учебных и благотворительных монастырских учреждений. Уважая смирение и скромность здравствующей матушки игуменьи, мы лишь в общих чертах изобразим её труды, которые бесспорно должны иметь свое место и значение в истории заведуемой ею обители. Так при деятельном участии иг. Евпраксии произведены следующие работы в Богоявленском монастыре. В соборном храме в 1889 г. возобновлена вся внутренняя окраска стен и живописи и произведено вновь несколько живописных изображений; пред иконостасом устроен широкий деревянный помост с семью ступенями и окрашен маслиной краской. В алтаре все древние фрески очищены от пыли и копоти, также весь иконостас очищен от пыли с промывкой позолоты; окрашены клеевыми красками ризничная и северная палаты, паперть и галерея, соединяющая собор с колокольнею; исправлены закладные рамы и переплеты летние и зимние в соборе и куполах. В 1890 г. в куполе собора устроено и повешено большое паникадило, стоящее более 1,000 руб.; в соборе же деревянный помост со ступенями, клиросы и деревянный пол при входе окрашены масляными красками. При иг. Евпраксии начато было возобновление сгоревшей в 1887 г. Смоленской церкви. В 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

48 Первая трапеза в этом корпусе, несмотря на то, что в нем не были вставлены ни рамы в окнах, ни двери, устроена была по освящении Никольской Салтыковской церкви 15 сентября 1865 г., когда иг. Мариею сюда приглашены на скромное торжество представители епархиальной и гражданской власти. 49 Продажа просфор производится под Смоленскою церковью в теплой паперти – под наблюдением старшей монахини, заведующей просфоропекарнею. 50 От этой обители в 1864 г. возвращен Богоявленскому монастырю только выстроенный им в 1820 г. на Богоявленской улице каменный дом; он некогда служил помещением для монастырского училища, также для училища слепых, затем для посетителей монастыря, – ныне же отдан в наймы под квартиры. 51 В 1872 г. на южной стороне ограды этого монастыря с разрешения епархиальной власти устроены при иг. Марии три каменные кладовые. 52 Наличное количество всех их было в разное время неодинаково и находилась в зависимости от средств монастыря. В 1893 г. состояло монахинь 72, указных послужниц 97 и проживающих в монастыре по билетам белиц 180; всех же было 349 сестер. 53 Сверх штатного комплекта из двух священников и двух диаконов, по определению Св. Синода от 1 мая 1891 г., для Крестовоздвиженского монастыря утвержден причт из штатного священника и псаломщика, которые получают жалованье от Богоявленской обители ежегодно, первый 280 руб. сер. и последний 150 р. Сверх того, для совершения священнослужений в Смоленской церкви начальством монастыря приглашается заштатный иерей с платою 100 р. в год. 54 См. Костром. Епарх. Ведомости 1889 г. 5. Еще его же биографический очерк иг. Марии в Церковных Ведомостях 1889 г. 13, 368–373 стр. – См. приложение VI. 55 Иг. Евпраксия (род. 1832 г.) – Костромская дворянка из рода Горталовых, получила образование в Патриотическом Институте; 7 июля 1851 г. поступила в Крестовоздвиженский монастырь и 12 лет проходила клиросное послушание. По пострижении в монашество в 1872 г. 8 апреля, она некоторое время проходила должность ризничей и 9 сентября 1878 г. определена настоятельницею в Солигаличскую Феодоровскую женскую общину. Отсюда 8 октября 1885 г. назначена на должность настоятельницы Белбажского монастыря (в Макарьевском уезде) с возведением в сан игуменьи; затем с 17 мая 1889 г. состоит настоятельницею Богоявленско-Анастасиина монастыря. За отлично усердную и полезную службу иг. Евпраксия в 1888 г. 7 апреля награждена наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым, а в 1893 г золотым наперсным крестом (без украшений) из собственного Его Величества кабинета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Плотскую тяготу утончил еси делы,/душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/и явился еси Троице жилище,/Юже зря, блаженне, ясно,//моли непрестанно о всех нас. мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Тропарь мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Страстотерпцы Господни,/Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/и радуется отечество наше,/в немже вы первии, идолы посрамивше,/Христа со дерзновением исповедасте/и за Него пострадасте./Того, яко Блага, молите,/до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити//и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Кондак мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Светильницы светлии явльшеся,/Божественнии мученицы,/тварь всю светлостию чудес озаряете,/недуги разрешающе,/и глубокую тьму всегда отгоняюще,//Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас. Величание мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Величаем вас,/страстотерпцы святии,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа//претерпели есте. преподобному Арсению Новгородскому Тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 1 Божественною любовию возгоревся,/вся мирская пристрастия отринул еси,/крест же Христов на рамо взем,/во след Его изволил еси ходити,/отечество твое оставив,/Великаго Новаграда достигл еси/и, работая Богови невозвратным помыслом,/дарования чудотворений сподобился еси./Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 4 Отечество свое и род оставил еси,/Христу прилепися,/и Великаго Новаграда достигл еси,/и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/многим постом и воздержанием,/и пророчествия дар прияти сподобися,/и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/и, тело в нем предложив,/обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./Егоже моли, святе Арсение преподобне,/Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ущедрити нас, почитающих твое торжество,//и спасти души наша. Кондак преподобному Арсению Новгородскому, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

«И нын же Богъ мира и молитвами святого Христова мученика Феодора и да уединитъ мысль твою съвершити град сий», – и егда же народу сие изрекшим, и тогда великий князь Борисъ Александровичь повели святителю молитву сътворити на основание града. И егда же наченъшу святителю молитву, и кьнязь великий Борисъ Александровичь въздыхая из глубины сердца своего и нача в соб молитву творити, глаголя: «Господи, Владыко превчный, Христе царю, но сотворивый небо и землю, и бес тебе бо ничтоже не съвершаеться, ни дло, ни слово! Но и нын молитвою святого твоего мученика Феодора призри на мене, раба своего, и на новое се мсто. И дай же ми, Господи, совершити градъ сий. Но понеже ты и веси си вся, совеси, и якоже мнвъ и въжделхъ оградити святого мученика твоего Феодора. И утверди мя, Господи, праведн и несъвратън молитвою его. Но помози ми, Господи, съвершити градъ сий». И сиа изрекъ но повел рубити. И святитель же преже самъ нача рубити. И посемь же великий князь Борисъ Александровичь призва мужи хитры и изообрете ихъ, якоже и Моисй новаго Веселеила, 164 и пристави ихъ къ съвершенню таковаго дла в лтъ 6955, месяца априля 23. А самъ же великий князь Борисъ Александровичь поиде на свой дворъ в новооснованной той градъ и сътвори пиръ веселъ, и не токмо на то позванънымъ, но и прилучившимься. И такъ по томъ длатели начаша длати. Богъ же невдомо помогаше имъ о дле томъ молитвою святого мученика Феодора, но яко дивитися всмъ зрящимъ борзейшему тому длу. И от сего разумваху мнози, яко приятъно есть дло то Богу и святому его мученику Феодору; и егда же кто кого видя иныя грады съзидая, и то городню 165 двма или тремя недльма съзидаютъ, а сего же града городню двма или трема деньма созидааху. Князь же великий Борисъ Александровичь, видя еже от Бога поможение и поспешение великого Христова мученика Феодора ко трудолюбному его длу, и часто нача приижати в той новооснованный градъ и ко святому Христову мученику Феодору. И нкогда бо ему веселящуся у святого Христова мученика Феодора, и бывъ въ своемъ веселии глаголяще, како именовати градъ. И нкто же бо от премудрыхъ, и разумныхъ, и великыхъ старець, и сдиною процвете, и наипаче же и добродтельми, и той рече: «Феодоровъ градъ наречеться». И князь же великий Борисъ Александровичь упремудри старца. И граду же по старческому словеси любественое имя сотваряетъ, но понеже любовъ имя к великому мученику Феодору, и по той великой любв, еже к великому мученику Христову Феодору великого князя Бориса Александровича и нарече градъ Любълинъ, рекше любовъ имя к великому Христову мученику Феодору. И потому градъ нарече любовенъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо когда нужно научить неведующих или заблуждающих, тогда благоразумие весьма полезно. Когда же в науке наступит время совершенства, тогда, оставляя снисхождение, мы приступаем к совершенству догматов. Однако ж, ничто не препятствует и другими примерами убедить защитников Феодора и его сочинений, что нисколько не служит на пользу для поступающих нечестиво, если некоторым, или по незнанию, или по предубеждению, или также по некоторому благоразумию, довелось написать нечто за них. Так святой Василий написал нечто об Аполлинарии, но чрез это не освободил его от осуждения. Вот что Василий написал к Патрофилу, епископу мегарскому: „И Афанасий писал различные послания к Аполлинарию, как мудрствующему одинаково в вере; и однако после, по смерти Аполлинария, написал также целые книги против него, узнав богохульства его в сочинениях; и для Аполлинария нисколько не было полезно то, что прежде было написано к нему, как мудрствовавшему одинаково в вере. А также Лев, святой памяти папа древнего Рима, принял Евтихия, и в своем ответе одобрял его, однако после осудил и анафематствовал его, как еретика. И многих других мы находим анафематствованными также после смерти. Равно как, если кто обратится к временам святой памяти Феофила или прежде, найдет, что Ориген анафематствован после смерти: это же ныне над ним сделала и ваша святость и Вигилий, благочестивейший папа древнего Рима. Защитники Феодора предприняли представить также постановления Иоанна, святой памяти епископа константинопольского, как бы писанные к Феодору и содержащие похвалу этому Феодору. А что они ложны, свидетельство об этом представляют те, которые тщательно написали церковные истории, ясно повествуя, что к Феодору Мопсуестскому, когда он покинул уединенную жизнь, написано было Иоанном послание многострочное и весьма полезное. А также сам Феодорит в своей церковной истории 123 упомянул о той жизни, которую Иоанн и Феодор проводили вместе в монастыре: это прямо и доказывает то послание, призывающее его от мирской жизни к целомудренной жизни в монастыре. Пусть кто-нибудь и согласится, что оно писано к самому Феодору, чего нет; но верно то, что Иоанн, который во все свое первосвященническое служение право толковал слово истины, зная, что Феодор сочинил такие богохульства, написал к нему такого рода послание. А что некоторые говорят, будто Феодор умер в общении и мире с церквами, – это ложь, и больше клевета против Церкви. Ибо в общении и мире с церквами умер тот, кто даже до смерти и сохранил и проповедал правые догматы Церкви. Но что Феодор не сохранил и не проповедал правых догматов Церкви, это также известно из его богохульств. Впрочем Григорий нисский также дает свидетельство защитникам Аполлинариева нечестия, обвиняющим священников Церкви из за Феодора Мопсуестского, и представляющим его богохульства, в которых он явно показал себя почитающим двух сынов этот Григорий в послании к Феофилу говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010