В следствии сего иг. Мария со старшими сестрами монастыря просила преосвящ. Александра употребить пред Св. Синодам Архипастырское ходатайство о дозволении: а) учрежденное в 1873 г. по благочестивому желанию блаженные памяти Государыни Императрицы Марии Александровны санитарное учреждение для народа оставить в силе и действии на все время, пока монастырь будет пользоваться Высочайше дарованными ему в протекшем 1886 г. землями и б) для поддержания сих учреждений в должном благоустройстве предоставить упраздненный Крестовоздвиженский монастырь со всеми его зданиями навсегда в полное ведение и распоряжение Богоявленского Анастасиина девичьего монастыря, «не отчуждая его в какое-либо иное учреждение или ведомство». В половине июля того же года последовало из Св. Синода удовлетворение этой просьбы, и таким образом Крестовоздвиженский монастырь сделался неотъемлемою собственностью Богоявленского монастыря. VI. Годичные празднества в Богоявленско-Анастасиином монастыре Ряд этих празднеств открывается главным в монастыре праздником в честь Богоявления Господня, который, вследствие совпадения с храмовым же празднеством в кафедральном теплом соборе, обыкновенно по издревле принятому порядку отправляется с 6 на 7 января. В день Богоявления, по освящении воды на Волге, крестный ход с чудотворною иконою Феодоровской Б. Матери прямо направляется в Богоявленский монастырь, инокини которого, с благоговением встретив эту великую святыню, сопровождают её в соборный храм, где и начинается непрерывное чтение акафиста Б. Матери монастырскими сестрами. Затем после нескольких ударов колокола, призывных к общей трапезе, все сестры прямо из собора с пением праздничного псалма чинно идут галереей в трапезный корпус, при чем две монахини несут икону праздника с преднесением двух зажженных свечей. По окончании псалмопения и положенных молитв икона поставляется на аналой с зажженною свечою. После обеда (во время которого по монастырскому уставу читается приличное празднику избранное поучение св. отец) пропевши ежедневные благодарственные молитвы, сестры обители тем же порядком, 63 при пении праздничного тропаря и кондака, возвращают св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

преподобномуч. Анастасии в Богоявленском соборе и в правом приделе Ризположенской церкви. На это торжество в Богоявленскую обитель приносится из Ипатьевского монастыря чудотворная икона Тихвинской Б. Матери. 6 декабря – храмовой праздник в Никольской церкви; но так как церковь эта холодная, то богослужение совершается в Богоявленском соборе; в часовне же св. Николая (над бывшими древними вратами) непрерывно поются молебны с акафистами, как и 9 дня мая. Приложения к сочинению «Богоявленско-Анастасиин монастырь» I. (к 10-й странице) Описание древнего Богоявленского храма в писцовых книгах 64 г. Костромы 1628–1630 гг. (с листа 634-го). «На Костроме на посаде в Богоявленском монастыре церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная о пяти верхах на большем подклете. А в церкви образов местных: образ Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа обложен серебром басмами, венец серебряный чеканен, на подзорех финифть, у венца шестнадцать камешков венис и бирюз, а цата серебряна золочена. Да у Богоявления ж икона воротная Рождество Христово, обложена золотом сканным, а в ней четыре камня, да четыре бирюзы, да крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас нерукотворенный, да на пробоях два жемчуга бурмицкие; приложила тот крест великая государыня старица инока Марфа Ивановна; пелена у Богоявления бархат цветной с золотом, оклад у пелены бархатец цветной; крест камки белой; перед Богоявлением свеча местная вощаная полтретья пуда, надсвещник оловянный. Образ Воскресение Христово, а у него венец серебряный золоченый и цата панагия на кости; воскресение Христово обложено серебром сканью, а в ней четыре жемчуга да четыре вениски: пелена олтабаз золотной с зеленым шелком, обложена бархатцем, а перед ним свеча деревянная навожена травы красками; надсвещник оловянный. Образ Благовещение Пресвятыя Богородицы, а у него панагия резная на кости воплощение Пресвятыя Богородицы обложена серебром, золочена, в окладе девять камешков, да у Архангела панагия образ Пречистыя Богородицы с предвечным Младенцем резная, шея обложена серебром сканью с финифтью; пелена бархат цветной с золотом, перед Благовещением свеча деревянная навожена краски: надсвещник оловянной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В Назаретской пустыни в 1890 г. устроен трапезный с мезонином корпус (длиною 9 саж.), крытый железом; особенно здесь в широких размерах заведено фермерское хозяйство, для чего выстроен скотный двор (на 23 саж. длины) с мезонином для сестер, также молочная и кормовая избы, погреб и прочие приспособления. Сверх этого, здесь ремонтированы церковь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятельский и гостиный корпуса. В 1891–92 гг. построен и вполне отделан корпус (длиною 12 саж., шир. 5½ саж.) для помещения сестер и построена рига длиною на 15 саж. В 1893 г. устроена на протяжении 566 саж. деревянная из брусьев ограда в 4 арш. вышины. Все эти постройки и ремонт в Назаретской пустыни (при готовом лесе) стоили до 6,500 руб. сер. В Покровской, что при Беркинской даче, пустыни, после того как в 1890 г. здесь сгорели выстроенный при иг. Марии домик для лесничего и пристроенное к нему училище и часовня, вновь при иг. Евпраксии устроены: а) красивый корпус на каменном фундаменте, вмещающей (12½ саж. шир. и 4 с. шир.) в средине часовню с колокольней, а по сторонам – училище и лечебницу; б) трапезный с большим мезонином корпус (на 10 саж. длины) для помещения живущих здесь 15 сестер и в) флигель для прислуги и разные хозяйственные службы; на все это израсходовано около 6,000 р. сер. при готовом лесном монастырском материале. V. Училища и сельские лечебницы Богоявленско-Анастасиина монастыря Переместив большую часть инокинь в Богоявленский монастырь, иг. Мария, согласно своему обещанию, выраженному в известном нам её прошении, назначила Крестовоздвиженский монастырь для учебноблаготворительных учреждений, для чего в нем были исправлены и приспособлены почти все здания. Прежде всего в нем ею устроено в 1864 г. училище для девиц духовного и других званий, которое и нашло для себя готовое помещение в двух больших корпусах: каменном и деревянном (с мезонином) на каменном фундаменте. На содержание этого училища употреблялись остатки от скудных монастырских средств; сторонних же пособий ни откуда не поступало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

предписаний об изображении Н. не выявлено. В Костроме образы преподобного были утрачены из-за многочисленных пожаров XVII-XIX вв., особенно в костромском Богоявленском мо-ре, к-рые полностью уничтожили убранство всех храмов обители. На хромолитографии «Изображение жития и чудес прп. Сергия Радонежского» 1891 г., изданной в «память 500-летия блаженной кончины» основателя Троицкого монастыря в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва, в среднике представлен «Собор Радонежских святых» в составе 54 учеников и сподвижников (ГИМ, см.: Обитель прп. Сергия. 2014. С. 338-339. Кат. 444; в РГБ аналогичный экземпляр 1894 г.). В числе учеников прп. Сергия помещены образы 2 святых с именем Никита (под 32 и 43), 2-й подписан как Н. Он находится в левой группе во 2-м ряду, облачен в мантию и надетую поверх нее схиму, левая рука со свитком возле груди; у Н. густые волнистые волосы до плеч, разделенные на прямой пробор, и окладистая борода с проседью. Поскольку в XIX-XX вв. Н. отождествляли с прп. Никитой Боровским, сохранившиеся изображения последнего становились образцами для иконографии костромского святого. Так, на основе хромолитографии 1867 г. (СПГИАХМЗ; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 40; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61) в нач. XXI в. выполнен шитый покров, хранящийся в раке над местом погребения Н. в юж. нефе кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромы (Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 41). Преподобный изображен прямолично, в рост, в монашеском одеянии: охристой рясе, коричневой монашеской мантии и синей схиме с красными голгофскими крестами, куколь лежит на плечах, правая рука на груди, в левой свиток. Н.- седовласый старец с правильными чертами лица и бородой средней длины. На иконах 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. иконография Н. довольно разнообразна. В этот период она развивалась в основном трудами московских иконописцев (В. И. Щербинин, Д. Немков, Д. Козлов, Г.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

По сим обстоятельствам настоит крайняя нужда иметь особое вне города кладбище для погребения монахинь». Об изложенном в этом докладе, по резолюции преосвящ. Платона, дух. консистория сообщила, на основании 909 и 910 стат. XIII т. свода законов, в городскую думу с просьбою об отводе нескольких десятин земли близ города для кладбища Богоявленско-Анастасиина монастыря. В думе признано было справедливым отвести две десятины земли между Молвитиным и Галичским трактами в расстоянии на ½ версты от городской черты. На представление губернским правлением снятого плана с уступленной под кладбище земли последовало вскоре же утверждение г. министра внутренних дел. Получивши достаточное для монастырского кладбища количество земли, иг. Мария приложила все старания к тому, чтобы здесь был устроен приличный храм. В это время подлежала разборке упраздненная за крайней ветхостью и безприходством, причисленная к Архангельской церкви, каменная (длиною 8 сажен и 4 сажени шириною) Преображенская церковь , отделявшаяся от семинарского корпуса лишь узкою улицею Щемиловкою. В 1871 г. 11-го июня по ходатайству игуменьи Марии пред епархиальным начальством храм этот поступил и её ведение с дозволением перенести его на отведенное для последнего кладбище. Здесь из кирпича, полученного от разборки храма, в 1872 г. выложен был фундамент и возведены стены до карниза; в 1874 г. кладка кладбищенской церкви была докончена и храм покрыт железною кровлею, а в 1875 г. он был отштукатурен внутри и совершенно отделан. Новоустроенный храм, в котором поставлен один придельный из трех иконостасов в разобранной Преображенской церкви, посвящен и 11 октября 1875 г. архиепископом Платоном освящен в честь Преображения Господня. Очень благоприличный внутри, кладбищенский храм извне украшен знаменательными изречениями из Свящ. Писания, имеющими близкое отношение к христианской вере в загробную жизнь и надежде на попрание смерти и разрушение ада воскресением Христа Спасителя. Занимаемое кладбищем место искусно распланировано: места упокоения монахинь украшены однообразными чугунными крестами с надписями; ныне здесь встречается немало и дорогих памятников над прахом нашедших здесь упокоение мирян. Образцовая чистота этого кладбища, прекрасные цветники летом, различные растения и ныне уже высокие деревья, чистый воздух среди уединенной поляны, – все это, не смотря на грустные памятники о печальном конце жизни человека, способно производить приятно-умилительное настроение в посетителях монастырского кладбища. Здесь в разное время построены три деревянных здания для помещения сестер Богоявленского монастыря и сторожка; здесь же путники имеют возможность утолить жажду вкусною водою из колодца, устроенного возле самой дороги. III. Устроение остальных зданий обители

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

32 Кафедр. прот. Мартин Беневоленский – впоследствии архимандрит Иаков, наместник Ипатьевского монастыря; прот. девичьего монастыря Муравьев и прот. А. Магнитский. 33 По свидетельству этой же комиссии ограда монастыря во всей окружности имела 382 саж., именно: южная сторона её 68 саж., восточная 104 саж., северная 90 саж. и западная 120 саж. Высота ограды с восточной, западной и северной сторон 2½ саж., с южной стороны 3 саж. 1 арш. Толщина ограды не одинакова: снизу в 2½ арш., а к верху в 1 арш. 2 вер. Не безынтересным в представлении комиссии представляется следующее описание тогдашнего состояния ограды. Юго-восточный и северо-восточный углы ограды, где были устроены башни, по ветхости угрожавшие падением, разобраны: первый на протяжении 28 саж., а второй на 5 саж. На восточной стороне, в средине, ограда по ветхости разобрана на протяжении 3 саж. Вся южная сторона ограды имеет небольшую наклонность к северу; по западной стороне видны в пяти местах трещины, которые, простираясь сверху ограды, вначале имеют до ½ вер. ширины, длиною от ½ до 1 арш. Со всех сторон к ограде поставлены контрфорсы. В ограде две каменные башни: на северо-западном углу четвероугольная 4 саж. по длине и ширине и другая в средине западной стены осмиугольная – 6 саж. ширины. Ограда ничем не покрыта. 34 Еп. Платон, между прочим, ходатайствовал и о том, чтобы на отделку Богоявленской церкви была отпущена из казны сумма, имеющая состояться на торгах, которые следовало произвести вновь по смете уже одобренной Св. Синодом, но этот пункт ходатайства остался без удовлетворения. 35 В Богоявленском монастыре семинария пользовалась: Смоленскою церковью для совершения богослужения; еще в каменном двухэтажном здании монастыря помещалась семинарская больница; в трех комнатах одноэтажного каменного здания – аптека; также семинарии здесь принадлежали деревянная баня, конюшня из горбылей и дощатый сарай для экипажа. 36 Из древней утвари церковной ныне имеются в ризнице Богоявленско-Анастасиина монастыря следующие замечательные предметы: три серебряных креста воздвизальных (от 1610 г. по старце Варлааме, от 1662 г. – дар игумена Герасима и от 1759 г. на поминовение по М. П. Салтыкове); драгоценные ризы и бархатная епитрахиль от 1613 г., дар Д. М. Пожарского; от 1618 г. золотой панагийный крест; сребропозлащенная чаша от Н. В. Кафтырева в 1635 г.; два сребропозлащенные сосуда, вклад Д. В. Кафтырева в 1636 г., и еще Я. Волконского в 1666 г.; два кадила серебряные – дар М. М. Салтыкова в 1641 г. и М. Шаровникова в 1676 г., серебряная золоченная ладоница от архим. Павла в 1684 г. и три большого размера напрестольных Евангелия с богатоукрашенными серебряными досками: вклад от 1639 г. Д. Кафтырева, от 1641 г. З. Лукошкова и от 1704 г. боярыни А. В. Салтыковой; еще очень древние шелковые воздухи с вышитыми свящ. изображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В первой сельской лечебнице первоначально только восемь монастырских сестер и несколько мирских лиц женского пола обучались под непосредственным руководством и наблюдением врача правильному уходу за больными. Между тем и старшие воспитанницы монастырского училища, посещая нередко эту сельскую лечебницу, стали под надзором сестер милосердия испытывать силы свои в служении больным и многим из них полюбились в особенности занятия по аптеке и коктории. Это навело иг. Марию на мысль соединить деятельность училища с деятельностью сельских лечебниц при монастыре, чрез что открывалась возможность бедным воспитанницам избрать для себя по окончании курса служение, могшее дать им достаточные средства к жизни. Этим же для общества Красного Креста облегчались средства к образованию для Костромской губернии ученых фельдшериц на случай войны и для потребностей мирного времени. Мысль эта удостоилась милостивого одобрения Августейшей основательницы этого училища и затем немедленно приведена в исполнение. До русско-турецкой войны в 1876–7 годах она осуществлялась в виде опыта; во время же этой войны практическая польза её выяснилась во всей очевидности. В начале этого года в Богоявленско-Анастасиином монастыре образован был отряд сердобольных сестер, который подготовлялся к правильному уходу за больными и ранеными при монастырской больнице, а с прибытием в Богоявленский монастырь из других (Костромской и Архангельской губерний) монастырей сестер, изъявивших желание посвятить себя тому же делу, открыт был для них курс теоретических и практических знаний по программе, изданной от главного управления общества попечения о раненых и больных воинах. Тогда под руководством врачей подготовлено было 66 ученых сестер милосердия и фельдшериц, в том числе 24 сестры Богоявленского монастыря, 25 из других монастырей и 17 лиц светского звания. Этим лицам дано было помещение 56 от монастыря, при чем на 25 сестер из других монастырей отпускалось по 7 р. на содержание в месяц, прочие 41 содержались на средства Богоявленского монастыря до поступления на службу в госпитали. Все они по удовлетворительной сдаче испытания в мае того же года распределены были по эвакуационным госпиталям Костром. губернии по мере открытия последних (сверх монастырского, еще в г. Костроме, Кинешме и Кинешемском уезде) и с успехом проходили свое служение больным и раненым воинам. Кроме того, отряд сестер милосердия был командирован на Кавказ в военные лазареты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

По окончании богослужения митрополита Александра приветствовали епископ Ферапонт и губернатор области С.К. Ситников. Глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой. Еще одной темой проповеди архиерея стал подвиг новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших в ХХ столетии в пределах Казахстана. Во внимание к трудам по укреплению отношений между Костромской епархией и Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Александр вручил епископу Ферапонту награду Православной Церкви Казахстана — орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. В дар Богоявленско-Анастасииному собору глава Митрополичьего округа преподнес икону преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского, с частицей его святых мощей. На молитвенную память владыка Ферапонт подарил митрополиту Александру архипастырский жезл. По окончании богослужения епископ Костромской и Галичский Ферапонт и губернатор Костромской области С.К. Ситников в честь праздника Феодоровской иконы Богородицы и визита на Костромскую землю главы Православной Церкви Казахстана дали прием, в котором приняли участие архипастыри, священнослужители, ктиторы епархии, представители городской и областной администрации, общественные деятели. Затем в Тронном зале Костромского епархиального управления состоялась церемония вручения церковных наград. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр удостоил ряд клириков Костромской епархии и сотрудников Костромского епархиального управления, представителей органов государственной власти и благотворителей наград Православной Церкви Казахстана.

http://patriarchia.ru/db/text/3614386.ht...

Требовалось много усилий со стороны пожарной команды для того, чтобы спасти от огня великолепный, сиявший своими многими крестами, собор, которому большая опасность угрожала с южной, западной и северной сторон; но только на западной стороне новой пристройки собора крыши и главы частью сгорели, а частью разломаны и уничтожены. Общий в обоих монастырях убыток от этого пожара простирался приблизительно до 75 тысяч, между тем ни одно монастырское здание не было застраховано. Таким образом потребны были громадные суммы на возобновление обоих монастырей. В это бедственное для монастыря время на посильную помощь ему пришли граждане Костромские и иногородние благотворители. Уже до 1 января 1888 г. пожертвованная ими сумма простиралась свыше 14 тыс. рублей и по сборным книгам 3,744 рубля. Государыня Императрица «сердечно соболезнуя о несчастии, постигшем Богоявленско-Анастасиин монастырь, и желая со своей стороны способствовать скорейшему восстановлению зданий, поврежденных пожаром, изволила пожаловать от щедрот своих 3,000 рублей, твердо уповая, что, в виду многосторонней и благотворной деятельности, иг. Мария найдет вскоре утешение в приношениях на сооружение всего, что сделалось жертвою пламени и пострадало от огня» (извещение в июле 1887 г.). Сумма эта употреблена была на возобновление Богоявленского собора, колокольни и других зданий в Богоявленском монастыре. На устроение зданий, необходимых для санитарного учреждения, тогда же поступило из главного управления Российского общества Красного Креста 1,000 рублей в единовременное пособие и заимообразно 4,000 рублей. Невыразимо тяжелые дни переживала матушка игуменья со времени пожара до осени 1888 г., когда в двух обгоревших монастырях необходимо было восстановлять все погоревшее, устроять помещение и все самое необходимое по хозяйству и по содержанию почти на 400 сестер. Много усиленных трудов потребовалось, чтобы успеть в этот краткий срок предварить наступление продолжительной Костромской зимы; стремление всех одновременно погоревших с Богоявленским монастырем приготовить себе жилище к зиме – крайне возвысило цены на все строительные материалы и всякого рода рабочие руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934633...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010