2. Утвердить наместником обители иером.Филарета (Панку). – 1995, 5, 15. -------- 2861. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 марта 1991 года: 1. Благословить открытие в Ленинградской епархии Рождество-Богородицкого Коневского мужского монастыря. 2. Утвердить настоятелем обители архим.Назария (Лавриненко). – 1991, 6, 10. 2862. КОМАРОВ Е. Обитель преподобного Арсения. – 1991, 11, 20. 2863. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1999 года: Освободить архим. Назария (Лавриненко) от временного и. о. настоятеля монастыря и назначить на эту должность иером.Мстислава (Дячину) с возложением наперсного креста. – 1999, 8, 9. -------- 2863. БОГАЧЕНКО И., прот. В Свято- Троицком Корецком монастыре. – 1987, 10, 31. 2864. ЕГО ЖЕ. В Свято-Троицком Корецком монастыре. – 1988, 2, 18. 2865. В МОЛИТВЕ и труде. – 1988, 6, 38. 2866. БОГАЧЕНКО И., прот. Праздничные дни в Корецком монастыре. 1988, 7, 31. 2867. ЕГО ЖЕ. В Свято-Корецком монастыре. – 1988, 11, 18. 2868. ЕГО ЖЕ. Юбилейные торжества в Корецком монастыре. – 1989, 2, 19. 2869. ЕГО ЖЕ. В Корецком Свято-Троицком монастыре. – 1989, 4, 18. 2870. КОРЕЦКИЙ Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь. – 1990, 6, 18. -------- 2871. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Благословить открытие Корнилие-Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере. 2. Утвердить иером. Вениамина (Тамразова) наместником обители. – 2000, 4, 22. -------- 2872. ОПЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19, 20 июля 1990 года: Благословить открытие Костромского Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря. – 1990, 10, 5. 2873. КОМАРОВ Е. Первая служба в обители. – 1991, 5, 29. 2874. КИРЬЯНОВА О. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь. – 1996, 11, 52. -------- 2875. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 13 ноября 1989 года: Утвердить настоятельницей Покровского Красногорского женского монастыря Киевской епархии монахиню Агнию (Меняйло) с возведением в игуменское достоинство в связи со смертью игумении Иларии. – 1990, 2, 4. 2876. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1989 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Arhiva În capitala Kazahstanului au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii a 20 de ani de la instituirea Eparhiei de Astana i Almatî 12 mai 2019 17:54 12 мая 2019 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице Казахстана — городе Нур-Султане — начались торжества, посвященные 20-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии . К этой дате приурочено принесение  из Костромы в пределы Казахстанского митрополичьего округа чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Перед началом Божественной литургии древний образ Царицы Небесной был внесен под своды Успенского кафедрального собора — главного храма Православной Церкви Казахстана. После встречи святыни в соборе началась Литургия пасхальным чином, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр . Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Нарвский и Причудский Лазарь ( Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата), епископ Единецкий и Бричанский Никодим ( Православная Церковь Молдовы ), епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Муромский и Вязниковский Нил , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Арцизский Виктор , епископ Бирский и Белорецкий Спиридон , благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), сопровождающие Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии — настоятель Петропавловского храма Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора диакон Сергий Бахтин, а также руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство Округа и клирики, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5434528...

Идя по улицам Костромы с крестным ходом Якутск-Москва, вновь ощущаю необычайную силу, исходящую от этого небольшого образа,. И вот мы подходим к Богоявленско-Анастасьинскому женскому монастырю, который встретил молитвенно-покаянное шествие колокольным звоном. Это – место пребывания чудотворной Феодоровской иконы Богородицы, покровительницы Дома Романовывх. Шествие встречали священники Костромской епархии, монахини монастыря, учащиеся Костромской духовной семинарии. Главные святыни хода образы Божией Матери «Державная» и «Живоносный источник» и другие были возложены на аналои. Среди них – Малый Соловецкий крест и икона Собора Бутовских святых из храма Новомучеников Российских в Бутове, а также мироточивая икона святой Царской Семьи из храма святителя Николая в Бирюлёве. которые уже прошли с ходом немалый путь от Урала. Ранее первая группа паломников из Бирюлёвского храма 3 марта встречала крестный ход Якутск-Москва на границе с Екатеринбургской епархией (мне тогда поехать не довелось), передав ему святыни из двух московских храмов.   Впервые после мироточений в храме икона святой Царской Семьи замироточила во время движения по Сибирскому тракту. Крестоходы при встрече с новой группой паломников свидетельствовали, что 10 мая, в Мантурове икона мироточила вновь. Миро было замечено на ликах святых мучеников. В Богоявленско-Анастасьинском монастыре был совершен краткий молебен, все собравшиеся поклонились чудотворной Феодоровской иконе Богородицы. А на следующий день, 20 мая, наша паломническая группа поклонилась святыням Ипатьевского монастыря. И представился нам, словно воочию, как из этой древней обители, возникшей на стрелке, где река Кострома впадает в Волгу – Пресвятая Богородица явилась здесь предку Годуновых!– выходит в Москву другой крестный ход. Тот, который провожал в Москву первого Романова – царя Михаила.   В Москву! В Москву! Уже совсем близко к ней крестоходы России, Украины, Белоруссии. Сегодня, в Пушкинский день России 6 июня (26 мая по старому стилю) – день рождения русского гения Александра Сергеевича Пушкина , братья по крови и вере на восьми въездах в родной город поэта, столько, сколько было ходов, символизирующих лучи звезды Богородицы, установят Поклонные Кресты. В память

http://pravmir.ru/tri-sestry-idut-v-mosk...

Платон положил на верху её с окроплением св. водою крестообразно ряд кирпичей равным образом и на прочих трех углах положено основание самим владыкою. Затем положены камни воссозидательницею обители, иг. Мариею, также некоторыми из священнослужителей и начальствующих лиц светского звания; на это основание по древнему обычаю клали деньги. По выходе из рва по прочтении архиереем положенной в требнике Петра Могилы (66 стр.) молитвы, крестный ход направился к южной стене монастырской ограды, и здесь после молебствия св. Николаю сделана была закладка добавочной стены, после чего он возвратился в Смоленскую церковь , где и закопчено это торжество церковным чинопорядком. По окончании же священнослужения, архипастырь в сопровождении сослуживших, шествуя в мантии чрез весь монастырь в уцелевшие от пожара келии, с обычною молитвою благословил поставленные среди монастыря хлебы, которые после того были раздаваемы народу; роздано было также до 9000 крестиков металлических и кипарисовых. Умилительную картину представляли эти тысячи пришедших на торжество и с большими усилиями старавшихся получить, на память о нем, кусочек хлеба или небольшой крестик! Вскоре же после закладки, выведен был фундамент для пристроек к древнему уцелевшему зданию Богоявленского собора; на пяти обгоревших куполах его устроены главы и покрыты белым железом; над обгоревшею башнею на западной стороне ограды над св. вратами возведен шатер крытый железом и украшен в византийском стиле четырьмя фронтонами с пятью малыми, крытыми белою жестью, главами с крестами; и башня эта обращена в колокольню. В этих работах в связи с устройством других монастырских зданий незаметно прошло благоприятное для постройки время. Между тем, как бы в ответ на воззвание архипастыря, на возобновление монастыря притекли уже весьма многие жертвы. На это ясно указал еп. Платон в своей новой речи при священнослужении в Смоленской церкви в празднование первой годовщины (7 января 1865 г.) возобновляемого Богоявленско-Анастасиина монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь: основан в 1426 г. как мужской, закрыт в нач. 1919 г., возрожден в 1991 г. как женский; святыни – Феодоровская икона Божией Матери и крест-мощевик с частицами мощей святых; при монастыре действуют приют для девочек и богадельня для престарелых им. Св. Марии Магдалины; настоятельница – игум. Иннокентия (Травина). Источник: сайт Православной газеты Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, основан в 1-й половине XV в., в 1744 г. преобразован в кафедру костромских архиереев, с 1835 г. первоклассный, закрыт в 1919 г. В советское время на территории монастыря располагался Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырские здания возвращены Церкви Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь в Костроме, основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове. В 1918 г. монастырь был закрыт, но Богоявленский собор действовал до 1924 г. 20 июля 1990 г. монастырь возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский. Так в тексте. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6592, л. 337–337 об. Подлинник. Рукопись Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852–1924 гг.), иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Основатель музея, содержащего уникальные коллекции редкостей и древностей, являющегося одним из лучших провинциальных музеев России. Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 2–2 об. Подлинник. Рукопись. Подпись неразборчива. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 4–4 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 16–16 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 26–26 об. Подлинник. Рукопись. Там же, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 301–301 об. Подлинник. Машинопись на бланке. Пометы: Совершенно доверительно. Лично. 111381. Александр Павлович Мартынов (1875–1951? гг.), с1906 г. начальник Саратовского охранного отделения, с 1912 г. начальник Московского охранного отделения. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 302–302 об. Заверенная копия. Машинопись. Пометы: Секретно. 296166. Литература   Августейшая паломница ее императорское высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в Оптиной пустыни, Перми и Верхотурье. Нижний Новгород, 2010 Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II: Документы и материалы (1884–1909 гг.). СПб., 2009 Вяткин В. В. Христовой Церкви свет благоуханный: Жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2001

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

В конце 1950-х - начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города. Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Из книги: Игумения Иннокентия (Травина). История Богоявленского монастыря. - Кострома: Костромской Богоявленский монастырь, 2010 Крупнейший монастырский комплекс в центре города с замечательным собором 16 в., самым древним из сохранившихся ныне в Костроме памятников, и рядом интереснейших построек 17 и 19 вв. занимает целый квартал между улицами Симановского, Комсомольской, Козуева и Пятницкой. Основан в 1420-х гг. на посаде как мужская обитель старцем Никитою, учеником Сергия Радонежского. До сер. 16 в. все монастырские здания были деревянными. В 1559-1565 гг. построен каменный Богоявленский собор, среди ктиторов которого был князь В.А.. Старицкий. В период Смуты, в 1609 г., монастырь разграбили польско-литовские отряды, однако вскоре он был восстановлен и приступил к обширному каменному строительству, продолжавшемуся до конца столетия. В 1610-х гг. собор обстроен двухъярусными папертями-галереями с крыльцами и северным приделом Николы. В 1-й четв. 17 в. также сооружены церкви Трех Святителей и надвратная звонница с церковью Сергия Радонежского и трапезная палата. Пожары 1629 и 1646 гг. сильно повредили здания обители, но не приостановили строительство. В 1642-1648 гг. возвели окружавшие монастырь каменные стены с башнями, а затем настоятельский и братский корпуса келий, больничную и казенную палаты, гостиницу, хозяйственные постройки, погреба и пр. В 18 - 1-й пол. 19 в. наступает период упадка монастыря. Лишь в 1760 г. построена церковь Николая Чудотворца на средства Е.М. Салтыковой над могилой ее мужа, генерал-майора И.И. Салтыкова. В 1763 г. обитель упразднили и при учреждении в Костроме наместничества в 1778 г. все здания его (кроме собора) использованы под присутственные места, которые оставались здесь до 1809 г. В 1814 г. тут разместилась духовная семинария, при которой в 1824-1825 гг. сооружена Смоленская церковь при Больничных палатах. После сильного пожара в городе в 1847 г. многие здания обители 17 в. разобрали. Возобновили обитель уже в 1860-х гг. как женскую Богоявленско-Анастасиину после перевода сюда монахинь соседнего упраздненного монастыря, в связи с чем возобновилось и довольно интенсивное каменное строительство.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Баженов И.Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. Изд. 5. Кострома, 1913. С. 4– 5. О Богоявленском монастыре см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома, 2004; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 100–141; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 342–346. РНБ. ОЛДП. О.125. Краткая характеристика этого источника содержится в статье: Алексеев А. И. Вкладная книга Костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки//Шестнадцатые Загребинские чтения. Сборник статей по итогам ежегодной научной конференции (Санкт-Петербург, 6–7 октября 2021 г.). СПб., 2022. С. 143–150. Арсений занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1603—1618 гг. ( Строев П. М.Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 854). Иов занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1722—1739 гг. (Там же. Стб. 855). РНБ. ОЛДП. О.125. Л. 69. Там же. Л. 69. Там же. Л. 92 об. Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. — ревнители благочестия//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) . T. 43. Л., 1990. C. 64; Морохин А. В.К вопросу о времени обновления Макарьевского Желтоводского монастыря//Творцы и герои. Источники и исследования по нижегородской истории. Н. Новгород, 2012. С. 64—66. Алексеев А. И. Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря//Вестник церковной истории. 2007. 4(8). С. 19—34. Антонов А. В. К начальной истории нижегородского ополчения// Антонов А. В.Историко-археографические исследования: Россия XV — начала XVII века. М., 2013. С. 84—286. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 93 об. Там же. Л. 143. О землевладении Салтыковых см.: Павлов А. П. Думные и комнатные люди царя Михаила Романова: Просопографическое исследование. Т. 2. СПб., 2018. С. 266—276. Михаил Михайлович КривойСалтыков, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

2. Диакон Александр Васютан, сотрудник Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 3. В.Ю. Квятковский, руководитель спецпрограмм миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия об утверждении монахини Екатерины (Мальгиной) настоятельницей Свято-Пантелеимоновского женского монастыря г. Краснотурьинска Свердловской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Екатерину (Мальгину) настоятельницей Свято-Пантелеимоновского женского монастыря г. Краснотурьинска Свердловской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра о преобразовании Успенского подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев и об утверждении настоятельницы обители, ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Успенского подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев. 2. Утвердить настоятельницей женского монастыря во имя святых Царственных Страстотерпцев г. Домнино Сусанинского района Костромской области игумению Феофанию (Ложкину), освободив ее от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря г. Костромы. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Людмилы (Охотниковой) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Людмилу (Охотникову) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010