В разделе «О Костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре» в той же книге читаем: «Новое, прибавленное к прежнему название «Анастасиина», что значит с греческаго языка воскресение, весьма характеризует и свидетельствует, что эта обитель воскресшая и собственными устами возвещающая всякому исследователю ея жизни: «прииди и виждь!» Ограждаясь такими суждениями, высказанными неоднократно на словах и в печати, и ссылаясь при этом на непосредственность и общеизвестность всех фактов самаго возстановления, начавшагося в сфере Правительственной переписки с 2-го числа июля 1863 года, а на самом деле с 12-го числа мая 1864 года (когда последовала закладка пристроек к соборному храму Богоявленскому) мы - при всем личном сочувствии к делу возобновления вековой обители, позволяем себе думать, что наше повествование явится лучшим выражением и совпадает с лучшими думами и чувствами» (от Санкт-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры. Санкт-Петербург, Марта 25-го дня 1879 года, Архимандрит Иосиф, Бажанов). «Богоявленский монастырь в разное время получал «особенные милости и права от Царственных особ», доблестных Князей-Патриотов - Д. М. Пожарского, Минина, бояр Салтыковых - родственников Великой Инокини Марфы - Матери Царя Михаила Романова, Князей: Дементия, Никиты и Андрея Кафтыревых; Князей: Иоанна, Андрея, Василия Боровских, Князя Иакова Петровича Волконского, Третьяковых. На втором освящении (первое освящение состоялось в 1565 году) Богоявленско-Анастасииного собора в 1869 году, 28 декабря, Архиепископ Платон прочитал составленную им самим особую молитву: «Святые Ангелы! Присно молим Вас мы, недостойные: не оставляйте никогда сего храма и приносите здесь к пренебесному Престолу Божию в златых кадильницах Ваших чистых молитв молитвы живущих в сей обители и всех приходящих сюда для молитвы! Неведомые Святые Угодники Божии, здесь почивающие! Будьте непрестанными ходатаями пред Господом Богом о живущих в сей обители и благотворящих ей, утверждайте истинное иночество Вашими молитвами! Царица Небесная! Тебе вручена сия обитель! Ты в Своем Чудотворном Образе явила знамение избавления ея среди неоднократных посещений Божиих. Сохраняй ее до скончания века от видимых и невидимых врагов. Да будет, по слову Господа Вседержителя, «мир Божий в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию», то есть на всяком, кто содействовал восстановлению и украшению храма и обители. Господь, по молитвам Церкви Своей, да воспрославит благотворителей обители Своею Божественною Славою».

http://sobory.ru/article/?object=00152

4 . В 1864 г. на восточной стороне ограды возведен одноэтажный каменный корпус, вначале служивший для помещения столяров, работавших по возобновлению обители. В 1878 г. нанесен второй этаж и покрыт железом; внутреннее же устройство корпуса закончено в 1881 г. Ныне этот корпус известен под именем «казначейского». – Сверх того, выстроены были при различных корпусах несколько каменных и деревянных погребов (в 1865–70 гг.); сад с цветниками; очищен и углублен (1865 г.) пруд подле Смоленской церкви; устроены при св. вратах каменная привратная под железною крышею и при Никольских вратах – деревянная привратная сторожка (в 1878 г.); конюшня и сарай каретный и др.; в 1884 г. с двух сторон монастырской ограды, западной и южной, сделан тротуар с гранитными тумбами и обсажен тополями, коих ныне нет только у северной монастырской стены – снаружи. При возобновлении храмов Божиих и устройстве различных зданий в Богоявленском монастыре нередко представлялась необходимость в производстве ремонта старых зданий в Крестовоздвиженском Анастасиином монастыре и устройстве новых, особенно с того времени, как учреждены были в нем и стали развиваться училище для девочек и санитарное учреждение. Из монастырских документов видно, что в 1873 г. на монастырские средства приспособлен был для санитарного учреждения двухэтажный каменный корпус, а в 1878 г. это здание ремонтировано: окрашены стены и полы, сделаны новые оконные рамы, двери, подвальный этаж и т. под. В 1879 г. в училищном здании устроена водопроводная труба из городского бассейна. В 1881 г. устроен был здесь летний барак. Во случаю бывшего в конце 1881 г. пожара, истребившего училищный корпус, совершена была перестройка деревянного на каменном фундаменте корпуса с устройством в нем классных зал; в монастырском же каменном доме, на время занятом под училище, сделаны необходимые для последнего приспособления. В 1885 г. взамен деревянной крыши на деревянном училищном корпусе устроена железная крыша и окрашена масляною краскою. В 1887 г. устроен еще барак зимний. Мы не будем здесь говорить о постройках, в разное время произведенных в принадлежащих Богоявленско-Анастасиину монастырю сельских местностях ниже упоминаемых в нашем описании. IV. Благоустроение Богоявленско-Анастасиина монастыря после пожара в 1887 году

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В 1863 г. было решено объединить бывш. Богоявленский мон-рь с находящимся неподалеку Анастасииным женским монастырем в честь Воздвижения Креста Господня. Основная заслуга в этом принадлежит еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) и игум. Анастасиина мон-ря Марии (Давыдовой; 1822-1889). Игум. Мария, происходившая из московского дворянского рода, в 1847 г. поступила послушницей в Анастасиин мон-рь, в 1858 г. приняла монашество, в нач. 1863 г. была возведена в сан игумении. В нач. 1863 г. она предложила еп. Платону объединить обе обители на средства благотворителей. 27 нояб. 1863 г. решением Синода ходатайство еп. Платона было удовлетворено и обе обители объединились в одну под названием Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Только в 1864 г. на возрождение обители было собрано 20 тыс. р., начались масштабные восстановительно-строительные работы. В 1864-1869 гг. к Богоявленскому собору был пристроен т. н. новый собор (архитектор неизв.) - 4-столпный 5-главый храм из красного кирпича с богатым внешним декором в псевдорусском стиле (освящен 28 дек. 1869). Собор, в к-рый старый храм XVI в. включен как алтарь, стал именоваться Богоявленско-Анастасиин. В нем был один престол: в честь Богоявления и во имя прмц. Анастасии. В крипте юж. боковой пристройки «нового собора» устроили небольшую ц. во имя вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского (освящена 14 сент. 1867). В 1865 г. была перестроена в колокольню зап. башня ограды. В 60-90-х гг. XX в. в мон-ре были построены настоятельский, больничный, рабочий корпуса, надстроен 3-й этаж над бывш. больничной палатой XVII в., переоборудованной в трапезный корпус, в 60-70-х гг. XIX в. восстановлены разрушенные участки стен ограды и заново построены 2 башни. Некоторые из прежних зданий не стали восстанавливать, а Иоанно-Богословскую ц. в 1864 г. разобрали. Во 2-й пол. XIX в. быстро росло хозяйственное значение объединенного мон-ря. В 1859 г. обители была высочайше пожалована пустошь Калашниково Рыло в 16 верстах от Костромы, где в 60-х гг. возникло большое монастырское хозяйство - т. н. Назаретская пуст. В пустыни располагались животноводческая ферма, 3 корпуса для сестер (ок. 60 чел.). В 1874 г. состоялось освящение деревянной ц. Рождества Пресв. Богородицы, которую в нач. XX в. сменил каменный храм (освящен 12 окт. 1917). К 1917 г. пустынь владела 160 дес. земли, в т. ч. 35 дес. сенокосных лугов и 75 дес. пашни, которую обрабатывали сестры мон-ря. В 1886 г. мон-рю были высочайше пожалованы 3 лесные дачи в Костромском у. общей площадью 1248 дес., ему же принадлежали мельница с маслобойным заводом при ней на р. Мезе под Костромой и часовня в центре Костромы.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Звонили до тех пор, пока не сбежались окрестные жители. Представителям новой власти тогда пришлось ретироваться. В 1919 году, уже не в действующей обители, сёстры, проживая при Смоленской церкви, ревностно продолжали выполнять монашеские правила и трудиться по монастырскому Уставу до 1924 года. В монастырских строениях быстро разместился рабочий посёлок, получивший официальное название в 1928 году " Безбожник " . Ещё, в 1919 году губернские власти пытались устроить в монастырском соборе школу для советских детишек. Но встали на защиту храма тогда многочисленные верующие. 21 февраля 1920 года Российская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса запретили Костромскому губисполкому использовать здание Богоявленско-Анастасииного собора под школу, заявив тем самым, что собор является памятником " исключительного художественного и исторического значения " . 11 декабря 1925 года, постановлением президиума Костромского губисполкома здание собора было передано во владение Губернского архивного бюро, которое размещалось в соборном храме 60 лет, сначала как губернский, а затем областной архив. В 1936 году были разрушены Никольская церковь, уничтожено старинное кладбище, засыпан монастырский пруд. Территорию бывшего монастыря застроили сараями, их было 73. В 1982-м году местными несовершеннолетними жителями, жившими вокруг собора, был нанесён огромный ущерб коллекции документов областного архива и самому храму. От пламени пожара сильно пострадали кипарисовый иконостас и фрески Гурия Никитина и Силы Савина, а подклет собора был залит водой. Через 72 года, в 1990-м году, благодаря епископу Александру (Могилёву), ныне постоянному члену Священного Синода, Главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан, было принято решение о возрождении Богоявленского женского монастыря. 20 июля 1990 года, по ходатайству Митрополита Александра, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, для возрождения в нём монашеской жизни.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный Крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей. На территории обители располагается Костромская митрополия РПЦ со своей церковной структурой: Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Почитаемые праздники Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Телефон : +7 (4942) 31-34-86 , +7 (4942) 31-47-07 Электронная почта: is-ke@yandex.ru Сайт: http://богоявленско-анастасиин-м.рф Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Документальные выписки о Богоявленском монастыре из исторических книг 1879 и 1895 годов. Святыни монастыря: чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы; чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери; святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора); святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря) Сайт «Костромская Епархия» Неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Богоявленско-Анастасиина монастыря является Настоятельский, или Восточный корпус – кирпичное двухэтажное здание, имеющее в плане форму глаголя, протянувшееся с севера на юг, позади апсид Богоявленского собора. Главному фасаду соответствовало его короткое плечо, обращённое на юг. Вырази тельное по силуэту, оно имело с этой стороны размещённые по углам две башенные восьмигранные надстройки, увенчанные куполами. В левой, юго-западной части корпуса размещались нарядно оформленный зал – трапезная, и двусветная гостиная – место приёма наиболее почётных гостей (императоров, великих князей, церковных иерархов). Назначение юго-восточной части здания, также отмеченного купольной надстройкой, не вполне ясно. Скорее всего, здесь мог размещаться домовый храм. В центре южного крыла была парадная лестница, отмеченная на фасаде кирпичным гранёным тамбуром. Со стороны западного фасада прежде существовал воздушный переход в северную галерею Богоявленского собора. Настоятельский корпус построен в 1867–1871 гг. Переданный после революции под жильё рабочих текстильщиков, обезображенный снаружи и внутри, он лишился угловых башенных надстроек и тамбура на южном фасаде. http://kostromka.ru/architecture/vasiliev/55.php 1918-й год выдался для монастыря очень трудным. Так, 12 июля 1918 года сёстры Богоявленской обители при виде красноармейцев, подошедших к стенам монастыря, ударили в набат во все колокола монастырской звонницы.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 8 Троичнаго Божества осиянием просветився,/страстотерпче великий княже Михаиле,/с премудрым болярином ти Феодором,/самозванна к подвигом устремистася,/сквозе огнь не идоста,/кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/и нечестиваго царя обличиста,/Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста./И того ради кровей своих струями обагристася, славная./Темже и венца от Него победная прияста,/и нас свыше назираета,/молим вас, святыя, молите Того,/яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/и подаст нам вся благая,//иже Един Сый прославляемый во святых Своих. Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 3 Блаженнии апостолом равночестнии,/прияли есте венец от Христа,/занеже того достойни,/Михаиле богомудре и Феодоре дивне,/мир мирови испросите//и душам нашим велию милость. Ин тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 4 Жизнь вашу мученически совершивше,/исповедания венцы украсившеся, к Небесным востекосте,/Михаиле премудре с доблим Феодором,/молите Христа Бога/сохранити отечество ваше/град же и люди,//по велицей Его милости. Кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 5 Солнца мысленнаго праведнаго — Христа/озарився сиянием, пребогате Михаиле,/видимому солнцу не поклонился еси/и твари паче Творца не послужил еси/и нечестие обуздал еси,/ярости царя не убоявся/и крове своей обагрением/Христови предстал еси, радуяся./И ныне в пренесении мощей твоих/нас свыше назирай и Христа Бога моли,/молимся яко спастися нам/и Православию непоколебиму пребыти,/Отечеству нашему соблюстися во всем/молитвами твоими, святе,//по велицей Его милости. Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 3 Яко светила, в Руси возсиявше,/мучения лучами славными отразисте,/страстотерпцы славнии, Михаиле и Феодоре,/тем вопиясте://ничтоже нас отлучит от любве Христовы. Ин кондак благоверному князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

399. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 295 лл., полууставом XVI в. (на 1 л. вкладная 7072 (1567) г.), в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописью: «Лета 7072 положил сию Минею мисешную месяць сентябрь на престол чудному Благовещению и великому Архистратигу Михаилу Панфил Остафьев сын Семенова да его дети Андрей да Федор неподвижимо во веки. Продали архангилские прихоженя месец октябре чернцу Галахтиону вологженину а подписал архангилской диякон Петр». Службы русским святым: 1) 19 сентября – князю Феодору и чадам его Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (289–295), 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (189–202 об.), 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (235 об.– 248 об.). 400. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 170 лл., без начала и конца, полууставом второй половины XVI в., без переплета. 1 лист порван с ущербом для текста. Рукопись начинается концом службы 17 сентября, а оканчивается началом канона Пресвятей Богородице, творения кир-Феофана. Службы русским святым: 1) 19 сентября – князю Феодору Ярославскому и Смоленскому (125–132 об.); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (133–146 об.); 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (146 об.–169 об.). 401. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 445 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Некоторые листы подклеены. На полях внизу листов 2–8 была приписка, отчасти вырезанная, отчасти вычищенная, остались слова: «града Вологды церкви Живоначальной Троицы домовая». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому (297–349 об.), 2) 19 сентября князю Феодору н чадам его Давиду и Константину Смоленским II Ярославским (411–428 об.); 3) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (429–445 об.). Сверх служб: догматики восьми гласов (402 об.– 406 об.), богородичны и крестобогородичны (406 об.– 409 об.). 402. Минея, месяцы: сентябрь и октябрь , в лист, без начала и конца, 447 л.л., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы 406 и 417. Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается службою 25 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство текстов И. дошло в неполных списках, структура ряда сочинений допускает различные их интерпретации; в частности, можно считать нек-рые тексты, следующие в рукописях за Челобитной царю Феодору Алексеевичу, главами этой Челобитной или же самостоятельными сочинениями. Темой основных сочинений И.- «Книги о титле на кресте Христовом» и Челобитной царю Феодору Алексеевичу - является защита надписания на Голгофском кресте (титла) «Царь Славы Icyc Христос Сын Божий» против все более распространявшегося в то время в России надписания «IHЦI» (Icyc Назарянин Царь Iyдeйckuй), основанного на евангельском чтении Ин 19. 19-20 (ср. также: Лк 23. 28, Мк 15. 26, Мф 27. 37). «Книга о титле на кресте Христовом» - условное название, заимствованное из «Отразительного писания» Евфросина , в старообрядческих рукописях сочинение называется обычно «Писание священнодиякона соловецкаго Игнатия, преждебывшаго отца и страдалца, на отступники-никонияны обличительно о написании титлы IHЦU на кресте Господни». Полный текст сочинения найден мной в рукописи РГБ. Барс. 1011. В «Книге о титле...» аргументация носит богословский характер: автор пишет о том, что «Пилатово написание» («IHЦI») делает Бога земным царем, в то время как Христос является Царем Славы. И. подробно излагает мысли о значимости Воплощения Христа для спасения человечества и о важности почитания Пресв. Богородицы. По утверждению И., «правильное титло» является залогом хранения от ересей, указывает верный путь к прославлению Богоматери, Которая ходатайствует за людей перед Своим Сыном, спасая от пагубного воздействия антихриста. В сочинении звучат трагические ноты, вызванные гибелью защитников Соловецкого монастыря в 1676 г. и падением обители. Челобитная царю Феодору Алексеевичу имеет не только тематическое, но и текстовое сходство с «Книгой о титле...», нек-рые части сочинений совпадают дословно. При этом структура текстов различна, в каждом есть значительные самостоятельные части. Челобитная начинается обращением к новому царю, к-рый, как надеялся И., отменит богослужебную реформу. Затем следует раздел о надписании на кресте, во многом совпадающий с «Книгой о титле...». Сопоставительный анализ раскрытия темы «правильного титла» в сочинениях И. осложняется тем, что не известен ни один полный список Челобитной Феодору Алексеевичу, при этом существующие списки содержат разные редакции текста. В целом можно утверждать, что в Челобитной Феодору Алексеевичу данная тема изложена подробнее, чем в «Книге о титле...». Открытым остается вопрос об окончании Челобитной Феодору Алексеевичу; возможно, она завершалась «Сказанием об Адаме нынешнем», тематически перекликающимся с вводной частью произведения.

http://pravenc.ru/text/293451.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010