имел крестьян 173 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, прилож., DXXX, XLVII (церк. св. Георгия с приделом Алексея челов. Божия постр. благословением патриар. Иоакима); VI, 1726 г., 312 (прошение кн. Вас. Андр. Мещерского о продаже келии сестры его Софии Квашниной, быв. игум. м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, книги дозорн., переписн. и проч., к 110, стр. 84 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчине м-ря села Михаиловского, что в Лужках); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1789 г., XI, 296 (церкви в м-ре); 1791 г., XVII, 214 (в 1683 г. в м-ре погребена супруга кн. Ивана Андр. Голицына, Ефимия); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Егорью каменному 10 руб.); 1789 г., V, 147 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; «дать ми на Москве Юрьевского м-ря 100 руб. и пол османатцати рубля»); “Переписн. книги Москвы”, 1738–42 г., III, 58 (опись дворов церковнослужителей м-ря и пустопорожн. места), 67 (опись дворов, на земле м-ря); 1638 г., 77 (м-рь Георгия Страстотерпца девичий, против м-ря; во дворе поп Иван, поп Антоний, дьякон Павел Киприянов, дьячек Тимошка Федоров, пономарь Федька Спиридонов, сторож Никита); 1665–76 г., 161 (дворы на земле Георгиев. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 134 (замечат. предметы в Москов. церквах). 155. Георгиевский , женский, общежительный, близ станицы Государственной, Терской обл., Пятигорского у., при р. Куре. Еще в 1878 г. отстав. подполк. Ласточкин, желая увековечить память о Турецкой войне, заявилъ преосвящ. Кавказскому готовность пожертвовать принадлежащий ему участок земли в 332 десят. с 2 домами, службами, разн. хозяйств. принадлежностями и 1.000 руб. на построение церкви. Но преосвященный посоветовал Ласточкину вместо церкви устроить иноческую женскую обитель, так как женских м-рей в епархии не было. Эта мысль была приведена в исполнение в 1885 г.; при учреждении м-ря были открыты больница и школа. Первыми инокинями м-ря были те самые сестры, которые во время войны служили раненым и больным воинам под Карсом и Эрзерумом и получили примерные аттестаты по своему усердию и поведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Арх.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1755. О службе в Риме настоятеля церкви при Русском посольстве. 1853 г.; Там же. Ед. хр.1830. Формулярный список настоятеля Кирилло-Новоезерского мон-ря Иакова 1858; Об определении настоятелем Кирилло-Белозерского мон-ря Иакова//Там же. Ед. хр. 1928; 1 февр.- 17 июля 1866; Формулярная ведомость настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря архим. Иакова//Там же. Ед. хр. 2083, 1879 г.; Ед. хр. 2072, 1878 г.; Ед. хр. 1982, 1870 г.; Ед. хр. 2059, 1877 г.; Ед. хр. 2094, 1880 г.; Переписка благочинного Иакова с Новгородской духовной консисторией и настоятелями мон-рей//Ед. хр. 2069, 1878 г. Соч.: Путешествие в Бар-град на поклонение мощам свт. Христова и чудотворца Николая (в 1855 г.). СПб., 1859; Краткие заметки о Римской Церкви. СПб., 1859; Пастырь по отношению к себе и пастве. СПб., 1880; Смирением ищи благодать: Наставления. Письма игум. Арсении (Корчагиной). М., 2002. Публ.: Житие прп. отца нашего Кирилла, Белозерского чудотворца. СПб., 1875, 18962; Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского мон-ря//Древности: Тр. МАО. 1880. Т. 8. С. 135-154; Иванова Г. О., Смирнова А. В. Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского мон-ря, 1397-1893 гг.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 273-347. Лит.: Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 520-521; Измайлов А. Памяти отца архим. Иакова, бывш. настоятеля Кирилло-Белозерского мон-ря//Новгородские ЕВ. 1896. 6. С. 383-390; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Авг. С. 465-466; Б-овъ И. Иаков (Поспелов)//ПБЭ. 1905. Т. 6. Стб. 154-156; Смирнова А. В. Об авторе «Летописи событий Кирилло-Белозерского монастыря»//К свету. М., 1997. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 20-21. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов)

http://pravenc.ru/text/200185.html

Ок. 1376 г. Цикл иллюстраций А. Богородице окончательно сложился не ранее посл. трети XIII в. и вскоре получил распространение в монументальных росписях, в иллюстрациях рукописей, на иконах и в произведениях шитья. Подробный цикл А. Богородице, а также изображения отдельных композиций встречаются в росписях церквей: Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320 г.; Панагии Халкеон в Фессалонике, 1-я пол. XIV в.; Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг.; капеллы свт. Григория Богослова в ц. св. Климента в Охриде (Македония), 1364-1365 гг.; Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1371-1381 гг.; Богоматери и Христа Спасителя в Рустика близ Ретимнона (Крит), 1381-1382 гг.; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; св. Петра на о-ве Велики-Град на оз. Преспа, ок. 1360 г.; Богоматери Пантанасы в Мистре (Греция), XV в.?; лат. капеллы мон-ря св. Иоанна Лампадистиса в Калопанайотисе (Кипр), кон. XV в. Из греч. икон визант. времени известны: «Похвала Богородицы с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. XIV в. (ГММК); «Успение Богоматери с Акафистом» из ц. Зоодохос Пиги в Ливадии на о-ве Скопелос (Греция), 1-я пол. XV в. Сохранились греч. и слав. иллюстрированные рукописи этого периода с циклами А. Богородице: А. Богородице (1355-1364 гг. ГИМ. Син. Греч. 429 и ее список - кон. XIV-XV вв. Escor. Cod. R. I. 19), Псалтирь Томича (1360-1363 гг. ГИМ. Муз. 2752), Серб. Псалтирь (1429-1465 гг. Баварская Гос. б-ка. Мюнхен. Slav. 4). Иллюстрации к А. Богородице известны по многочисленным поствизант. памятникам - греч., слав. и рус. К их числу относятся росписи трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г.?; ц. Моливоклисиа на Афоне, 1536-1541 гг.; трапезной мон-ря Ставроникиты на Афоне мастера Феофана Критянина , ок. 1540 г.; трапезной мон-ря Дохиар на Афоне, 1568 г. (реставрация 1855); трапезной мон-ря Дионисиу на Афоне, XVI в.; трапезной Хиландарского мон-ря на Афоне мастера Джодже Митрофанофича, 1620 г.; ц.

http://pravenc.ru/text/63814.html

свт. Ионы 1455 г. в обитель о послушании братии игумену и соблюдении иноческих обетов, в послании упоминается игумен мон-ря Вениамин. Сохранилась запись грамоты царя Иоанна IV сер. XVI в. о порядке поминания владимирских князей и епископов, похороненных в кафедральном соборе и Георгиевском мон-ре, в грамоте имеются сведения об участии в годовых заупокойных богослужениях боголюбовских соборного попа и диакона. В 1687 г. братия Б. м. состояла из игумена, казначея, 3 иеромонахов, 8 служебных старцев, 11 старцев рядовой братии, белого диакона, 2 клиросных дьячков, крестьянских детей, служивших дьячками (6 чел.),- всего 33 чел. В 1702 г. в мон-ре жили 22 инока, включая игумена. В 1763-1764 гг. в мон-ре значились игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 12 служебных монахов, 2 конюха, 3 слуги, целовальник «у присмотра хлеба», столяр и 9 отставных военных. В XIX в. в мон-ре жили от 20 до 40 насельников, а также до 20 учеников. Ведомости мон-ря за XIX - нач. XX в. свидетельствуют, что иноки обители отличались благонравием и добрым поведением, в документах зафиксировано крайне незначительное число дисциплинарных проступков. Святыни, крестные ходы Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г. Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г. Главной святыней мон-ря была Боголюбская икона Божией Матери (в наст. время - в Успенском соборе владимирского Княгинина мон-ря), в Боголюбском соборе мон-ря у правой колонны находится одна из чудотворных копий иконы кон. XIX в. До 1917 г. в Б. м. хранилась перенесенная из владимирского Успенского собора по благословению архиеп. Феогноста (Лебедева) гробница с частицей мощей блгв. кн. Андрея Боголюбского. Среди находившихся в Б. м. предметов старины следует отметить рукописное Евангелие 1543/44 г.- вклад Рязанского еп. Ионы в Волосов мон-рь; уникален монастырский синодик с поминальными записями вкладчиков мон-ря XV-XVII вв. (оба памятника - в собрании ГВСМЗ). Ежегодно с 20 мая по 18 июня из Б. м. во Владимир совершались крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери в память о прекращении чумы в городе после принесения чудотворного образа (1771).

http://pravenc.ru/text/149505.html

посадской выгони, земли Мякишевской слоб. с монаст. пустошами Биричевой и Псаревой), 82 (межевая книга 1689 г. вотчин м-ря в селе Русинове), 1366 (межев. кн. 1659 г. вотчин. земли в сельце Терешкове Сетунского стана), 1448 (меж. кн. 1676 г. вотчины в пустоши Князищевой Гоголева стана), 1450 (меж. кн. 1676 г. вотчины в пустоше Оксиньиной, Волохово тоже, Гоголева стана), 1451 (меж. кн. 1676 г. вотчины в сельце Терешкове и пустоши Вараксиной), 1468 (меж. кн. 1679 г. вотчины м-ря в сельце Терешкове Сетунского стана), 2481 (межев. кн. 1691 г. вотчин. земли в селе Борисоглебском, Енино тоже, и пустоши Гречихиной Окологород. стана Серпухов. у.), 2588 (межев. кн. 1691 г. вотчины м-ря села Васильевского, Татьянинское тое, Селецкого стана Тарус. у.); II, 3175 (межев. кн. 1700 г. спорной земли м-ря в селе Адамовском Городск. стана Медын. у.), книги дозорн., переписн. и проч., 18 (1683 г. келарь м-ря старец Пафнутий), 19 (1697 г. архим. Корнилий и старец Александр), прибавл. к 17 (сельцо Покровское было вотчиною м-ря и отсюда церковь перенесена в монаст. вотчину село Атепцово), 24 (игум. Леонтий 1676 г.), прибавл. к 110, стр. 76, 118 (м-рю принадлежали дер. Лукина и сельцо Ивановское Москов. у.), к 183 (опис. 1620 г. церков. земли в вотчине м-ря села Енина, Серпухов у.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 186, 41 (житие и подвиги преп. игум. Пафнутия, творение инока Иннокентия, ученика преподобного), 42 (преставление преп. Пафнутия чудотв.), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Пафнутия 1 мая); “Справочн. кн. Калуж. губ.» на 1871 г., Отд. 2, 25 (из всех церквей города и окрестн. селений крестн. ход в м-рь 1 мая); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 6, 84 (об остатках древних зданий; камен. в два этажа монастыр. корпус, называемый «Царские чертоги» и ограда с 6 башнями); 1840 г., XXXVIII, смесь, 39 (грамота 1592 г. царя Феодора Иван. игумену м-ря Иоасафу для приема Терновского митрополита); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Иона подписал акт избрания ц. Мих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лит.: Ист. сведение о бывшем ставропигиальном Киево-Межигорском мон-ре. К., 1830; Крыжановский Е. М. Киево-Межигорский монастырь//Киевские ЕВ. 1863. 23. С. 702-715; 24. С. 740-750; Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 455-498; Максимович М. А. Сказание о Межигорском мон-ре//Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 282-283; Петров Н. О 2 древних помянниках упраздненного Киево-Межигорского мон-ря//Киевские ЕВ. 1884. 6. С. 261-270; 7. С. 303-312; Андриевский А. А. По поводу восстановления Киево-Межигорского мон-ря, неск. сведений к его истории//Киевская старина. 1885. 9. С. 178-183; Орловский П., прот. Киево-Межигорский ставропигиальный мон-рь в 1774 г., во время учреждения архимандрии в Запорожской Сечи//Киевские ЕВ. 1895. 18. С. 840-855; Короленко П. П. Древние сведения о Межигорском мон-ре//Кубанский сб. Екатеринодар, 1898. Т. 4. С. 1-30; Стрижевский Н. Киево-Межигорский Спасо-Преображенский жен. общежит. мон-рь: (Его прошлое и настоящее). К., 1899; Герасименко Н. О. До icmopiï Meжurip " я//Укр. icm. журн. 1990. 12. С. 90-99; она же. Meжurip " я: Cmopihku icmopiï//Киïвська старовина. 1996. 4/5. С. 35-48; она же. Про стан вивчення icmopiï Meжurip " я//Icmopiorpaфiчhi дocлiджehhя в Ykpaïhi. К., 2002. Вип. 11. С. 258-269; Бреяк О. Бyдibлi мон-ря//Hobi дocлiджehhя пам " яток козацькоï доби в Ykpaïhi. К., 1999. Вип. 8. С. 123-129; она же. Там же. 2000. Вип. 9. С. 122-127; она же. Дерев " яhi бyдibлi Meжuripcьkoro мон-ря першоï половини XVII ст.//Украïнська культова apximekmypa у cbimoboмy kohmekcmi: Мат-ли мiжhap. наук. конф. К., 2001. С. 202-207; Кузьмук О. С. Поменник Meжuripcьkoro мон-ря: Спроба системного ahaлiзy//Npoceмihapiй: Icmopiя Церкви, науки i культури/Ред.: В. Ульяновський. К., 2000. Вип. 4. С. 80-100; он же. Cmabponiriя мон-ря: Спроба компаративного ahaлiзy//Там же. 2003. Вип. 5. С. 165-191; он же. Meжuripcьkuй мон-р - Запорозька Ciч//Киïвська старовина. 2003. 3. С. 21-44; он же. «Козацьке благочестя»: Biйcьko Запорозьке Низове i kuïbcьki чoлobiчi мohacmupi в XVII-XVIII ст.: Eboлюцiя К., 2006; он же. Meжuripcьkuй монастир у XVI ст.//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2008. К., 2009. С. 107-110; он же. Некрополь Meжuripcьkoro мон-ря//Охорона культурноï спадщини Киïвськоï обл.: Проблеми, мamepiaлu, дocлiджehhя: Зб. наук. праць. К., 2006. C. 193-200; Попельницька О. «Koзaцьki» церкви i мohacmupi у XVII та XVIII ст.//Hobi дocлiджehhя пам " яток козацькоï доби в Ykpaïhi: Зб. наук. ст. К., 2004. Вип. 13. С. 188-192; Доля украïнськоï cbяmuhi: З icmopiï Meжurip " я. К., 2005; Слуцкий А. Судьба б-ки Межигорского мон-ря на Кубани//Донецький bich. Наукового товариства iм. Т. Шевченка. Донецьк, 2005. Т. 8. С. 98-114.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

М., 1968. С. 331-382; Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Ужинно-умолотные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1590-1600 гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1976. 3 вып.; То же: Книги денежных сборов и выплат Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1573-1595 гг. М.; Л., 1978. 2 вып.; То же: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 70-80-х гг. М.; Л., 1980. 2 вып.; То же: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря, 80-90-х гг. М.; Л., 1987. 2 вып.; КЦДР. Л., 1991. [Вып.]: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности; Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh./Hrsg. L. Steindorff et al. Köln; Weimar; W., 1998; Баранов К. В. Новые акты Иосифо-Волоколамского мон-ря кон. XV - нач. XVII в.//РД. 1998. Вып. 4. С. 22-35; Волоколамский патерик/Подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников//Древнерусские патерики. М., 1999. С. 81-106, 186-210; Народное движение в России в эпоху Смуты нач. XVII в.: Сб. док-тов. М., 2003; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.)/Подгот. текста, исслед.: Т. И. Шаблова. СПб., 2004; Описи ризницы, церк. имуществу, равно и всему монастырскому, с описанием бывших зданий, около 1760 г./Публ.: Л. И. Шохина//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 5-летию обретения св. мощей прп. Иосифа, 520-летию освящения первого монастырского каменного храма - Успенского собора - и 80-летию со дня рожд. митр. Волоколамского и Юрьевского Питирима. М., 2008. С. 432-490; О принесении иконы пречистыя Богородицы Владимеръскыя и чюдо стого о диаке Петре/Публ.: В. А. Меняйло//Там же. С. 427-429. Лит.: Казанский П. С. Список книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 г.//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4. С. 1-16; Булгаков Н. А., свящ. Прп. Иосиф Волоколамский. СПб., 1865; Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868; Жмакин В. И. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881; Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА, составленная иером.

http://pravenc.ru/text/673721.html

В текстах монастырских уставов содержатся и важные свидетельства, напр., по аграрноправовым отношениям, как в Типике Бачковского мон-ря, основанного в Болгарии визант. вельможей кавказского происхождения Григорием Пакурианом и его братом Апасием в 1083 г., или в Типике сер. XII в. мон-ря Богородицы Спасительницы мира (Космосотиры) близ Эноса Фракийского. Устав к-польского мон-ря Пантократора содержит уникальные сведения об организациимонастырской больницы в XII в. Нек-рые уставные акты не сохранились в греч. подлиннике и восстанавливаются по дошедшим переводам. Важнейший Типик к-польского Студийского мон-ря известен в списках XI-XII вв. в славяно-рус. переводе (см. Студийско-Алексиевский Типикон ). Среди др. типов монастырских актов - жалованных, дарственных грамот, купчих, исковых заявлений - существенное значение имеют описи имущества мон-рей. История внутреннего устройства Русского мон-ря на Афоне известна благодаря сохранившейся в оригинале описи (πογραφ) мон-ря Ксилургу (Ξυλουργο букв.- древоделя, первоначальное наименование обители), перешедшего в ведение Русского мон-ря (14 дек. 1142). По др. акту из Протата (авг. 1169) рус. монашеской общине Ксилургу по просьбе ее игумена Лаврентия был передан мон-рь Солунянина на правах дочерней обители. С этого времени Русский мон-рь на Св. Горе стал именоваться мон-рем Солунянина (др. название - св. Пантелеимона). Вместе с Пантелеимоновым мон-рем к Русскому мон-рю перешли и его земельные владения. Упомянутая же опись 1142 г. содержит подробный перечень имущества мон-ря - от хозяйственных предметов до священных сосудов и книг, среди к-рых специально выделены «русские книги». В поствизантийский период Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) с 1453 г., традиция издания греч. актов не прерывалась. Это прежде всего относится к документам церковным: патриаршие послания из К-поля или Иерусалима, акты из обителей Афона и Синая продолжали традиции визант.

http://pravenc.ru/text/158424.html

1851. Т. 10. С. 502-527; Дворцовые разряды. М., 1852. Т. 3; Выписка из обихода Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид [Краснопевков]//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Надгробное слово прп. Иосифу Волоцкому инока Досифея Топоркова/Подгот.: К. И. Невоструев//ЧОЛДП. 1865. Кн. 2. С. 153-180; Житие прп. Иосифа, игум. Волоколамского, составленное Саввою [Чёрным], еп. Крутицким//Там же. С. 1-76; Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным//Там же. С. 77-152; Житие прп. Иосифа, игум. Волоколамского, составленное Саввою [Чёрным], еп. Крутицким//ВМЧ. Сент. Дни 1-13. 1868. Стб. 453-499; Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА/Составленная иером. Иосифом. М., 1882; Летопись Волоколамского мон-ря//ЧОИДР. 1887. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-128; Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря: Мат-лы из дел архива Московской духовной консистории, 1746-1852 гг./Собр.: свящ. П. И. Виноградов. М., 1888; Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1891; Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным/Ред., вступ. ст.: А. П. Кадлубовский//Сб. ист.-филол. об-ва при ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 98-149; Житие прп. Иосифа Волоколамского, сост. неизвестным/Предисл.: С. А. Белокуров//ЧОИДР. 1903. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-47 (отд. отт.: М., 1903); Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря. М., 1906; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. М., 1911. Прил. С. 8-21; Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в./Ред.: М. Н. Тихомиров, А. А. Зимин. М.; Л., 1948; АФЗХ. 1956. Ч. 2; Иосиф Волоцкий, прп. Послания/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 223-281; Житие Новгородского архиеп. Серапиона/Публ.: Г. Н. Моисеева//ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. 21. С. 147-165; Тихомиров М. Н., Флоря Б. Н. Приходо-расходные книги Иосифо-Волоколамского мон-ря 1606-1607 г.//АЕ за 1966.

http://pravenc.ru/text/673721.html

ведом.), 66 (до 1744 г. настоятелем м-ря был архим. Воскр. Истрин. м-ря Иларион Григорович, а с 1744 г. м-рь сделан кафедральным и в нем поселились Москов. архиереи), 126 (прош. архим. Феофилакта о дозволении м-рю по случаю неурожая в 1721–22 г. в вотчинах взять заимообразно из Воронеж. архиер. дома разн. хлеба), 336 (о назначении на место умершего наместника м-ря Глеба исправляющими его должность келаря Нектария и соборы, старца Антония; архим. м-ря назван Феофил), 375 (в вотчине м-ря состояло село Покровское Ярослав. у.), 376 (назначение Синодаль. асессора иером. Феофила Кролика на место преосвященного Феофилакта), 443 (м-рю принадлежала дер. Кривцова Коломен. у.), прилож., XVII (в 1702 г. из вотчин м-ря отдано во влад. гр. Зотову дер. Лыткорино да пустошь Регоусово Москов у. с 5 двор. и неизвестно кому село Филипповское с деревн., пустошами и 139 двор. в Переслав. у.), CLXVII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в монаст. вотчин. в 1723 г.), CLXXXIV, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа 1720–23 г.); IV, 280 (дело о распределении монаст. доходов для больн. и увечн.), 315 (дело о сборе с вотчин м-ря денег и хлеба), 335 (правила о содержании монахов м-ря и доношение архим. Феофила о невозможности их выполнить), 337 (дело о монахе Филарете, в мире Федоте Тавлееве, не сдавшем отчетности в 50.000 руб. по Адмиралт. Коллегии), 402 (архим. Иркут. Вознесен. м-ря Антоний Платковский назначен наместником Чудова м-ря, от чего он отказался), прилож., XLV, IX (возражения архим. Феофила на пункты о содержании м-ря; см. стр. 335); VI, 1726 г., 238 (дело о невзимании штрафа за прописку монастыр. крестьян), 321 (доношение об обидах вотчинным властям от офицеров и солдат в вотчинах м-ря), 536 (быв. келарь м-ря монах Нектарий Титов определен казначеем Тр. Сергиева м-ря); VII, 1727 г., 67 (реестр деньгам и запасам, взятым архим. Феофилом с 1723 по 1727 г.), 169 (архим. Феофил назначен быть при Русск. войске, отправленн. на помощь Цесарскому войску, а на место его определен архим. Лукьяновой пуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010