кн. Иоанна Васильевича, всея России самодержца, и при архиеп. Пимене Вел. Новгр. и Пскова, повелением и стяжанием Никольского игумена Антония, обновлен бысть сий образ велик. чудотв. Николы Липен- ского мон.“. Эта икона находится ныне в Сковородском мон., к которому он приписан в 1798 г. По штатам 1764 г. монастырь был оставлен на своем содержании, но вскоре упразднен. Оставшаяся церковь св. Николая сохранилась доныне в своем первобытном виде и украшена древнею иконописью, но не фресковою. Филимонов, “Археолог. исследов. по памятник.”; вып. I, церковь св. Николая чудотв. на Липне, близ Новгор, Москва, 1859 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 13; Ратшин, 399; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.”, 253; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.”, I, 521; II, 20, 56, 77, 78; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 47; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.”, 84; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 112, 58; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Новгор. писцов. кн.”, I, 711, 713, 714; II, 628; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 98, 224; “Извест. Археол. Общ.”, 1859 г., I, 345 (об обретении иконы св. Николая); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 123 (писц. кн. 1583 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 197, 139 (Дело XVII ст. строителя старца Игнатия на своих крестьян в непослушании); “Полн. собр. лет.”, III, 156 (в 1552 сгорела трапеза при игум. Давыде), 170 (встреча у м-ря 1572 г.), 213 (образ св. Николая 1113 г.), 221 (в 1292 г. заложена кам. церк. св. Николая; в 1294 г. написана икона св. Николая, которая обновлена в 1556 г. игум. Антонием); VI, 285 (в 1528 г. введено общежитие); XV, 406 (в 1292 г. заложи влад. Климент св. Николу на Липне); “Опис. докумен. и дел Архива св. Синода”, III, прилож., CXLVI, XXXV (в 1723 г. против м-ря останавливались за непогодою на 2 дня мощи св. Алекс. Нев.); Прохоров, “Русские Древн.”, I, 1871 г., 42 (фрески XIII ст.). 324. Николаевский – Макошинский , мужской, ныне село Макошин, Черниговской губ., Сосницкого у., в 13 вер. к юго-зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Произведения, в разной степени демонстрирующие классицистические живописные начала: иконы «Сошествие Св. Духа» из Духова мон-ря (нач. XV в., НГОМЗ), «Двенадцать апостолов» из одноименной церкви (ок. 1432, НГОМЗ), деисусные чины из Софийского собора (1438), волотовской церкви (все - НГОМЗ) - изящные пропорции, тонкие линии, стройные фигуры, музыкальный ритм, сияющие чистые краски создают поэтичные образы, исполненные мягкости и лиризма. Неизвестно, могли ли такие иконы создавать в новгородских мастерских, хорошо зная московские художественные традиции, или новгородские иконописцы работали в Москве. Отклик на балканское направление в новгородском искусстве без утраты местных черт демонстрируют иконы «Ап. Фома» (1-я треть XV в., ГРМ), «Богоматерь Умиление» (галерея икон банка Интеза, палаццо Леони Монтанари, Виченца). Киноварный фон, стилизованная линейная трактовка, декоративность рисунка, плотность письма, героизация облика сочетаются с размеренным ритмом, точеными ликами, лиричностью и замкнутостью, близкими к фрескам Сковородского мон-ря. Ряд произведений демонстрирует консервативный характер: «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из Вяжищского монастыря (ок. 1411 или 1417, ГММК) с энергичной жестикуляцией и экспрессией в многофигурных композициях, «Покров» из собрания А. В. Морозова (ГТГ) с симметрично-геометризированной композицией и динамично направленными скошенными взглядами персонажей, икона «Евангельские сцены» (НГОМЗ) со статичными фигурами и ярким контрастным колоритом. К наиболее ярким образцам, отражающим специфику самобытной культуры Новгорода, относятся 3 краснофонные иконы, исполненные на высочайшем художественном уровне: «Вмч. Георгий» (ГРМ), «Прор. Илия» (ГТГ) и «Вмч. Димитрий Солунский» (Музей икон, Рекклингхаузен). К кон. XV в. новгородская иконопись, подчиняясь общерус. тенденции, становится все более каллиграфичной, миниатюрной и изящной. Ансамбль Софийских святцев-«полотенец» (таблеток, аналойных икон, в НГОМЗ, в музеях Москвы, С.-Петербурга и Лондона) был создан при свт.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

СПб., 1999; он же. Народное деревянное зодчество Новгородчины. Вел. Новг., 2012; Седов Вл. В. Собор Михаила Архангела Сковородского мон-ря//Тр. VI Междунар. Конгресса слав. археологии. М., 1999. Т. 5. С. 264-270; он же. Повышенные подпружные арки в новгородской архитектуре XVI в.//Памятники рус. архитектуры и монумент. живописи XIII-XIX вв. М., 2000. С. 81-95; он же. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001. (Архив архитектуры; 14. Новгор. древности; 6); он же. К вопросу о строительстве Прозоровских в Новгороде//Филёвские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 231-240; Бирюков Ю. Б., Булкин Вал. А. Открытие Рождественского собора Коневского мон-ря - памятника архитектуры XVI в.//Археология и история Пскова и Псковской земли, 1996-1999. Псков, 2000. С. 127-140; Мельник А. Г. О русских 6-столпных 5-главых храмах XVI в.//СРМ. 2000. Вып. 10. С. 193-251; он же. Собор Рождества Христова в Каргополе//Там же. 2014. Вып. 20. С. 146-162; Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Каменных Полянах. М., 2000. (Архив архитектуры; 12. Новгор. древности; 6); Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Секретарь Л. А., Царевская Т. Ю. Знаменский собор. М.; Вел. Новг., 2001, 20162; Архитектурное наследие Вел. Новгорода и Новгородской обл./Ред.-сост.: М. И. Мильчик. СПб., 2008, 20142; Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009; Khodakovsky E. Wooden Снигсн Architecture of the Russian North: Regional Schools and Traditions (14th - 19th Cent.). L.; N. Y., 2016. И. В. Антипов XVIII-XX вв. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (1758) в центре панорамы новгородского Детинца. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Входа Господня в Иерусалим (1758) в центре панорамы новгородского Детинца. Фотография. Нач. XX в. В нач. XVIII в. церковное строительство в Новгороде почти прекратилось. Его возобновлению содействовали внедрение с 1723 г. принципов регулярной планировки, в первую очередь на Торговой стороне, под рук. «архитекторского ученика» Г. П. Охлопкова, а также образование Новгородской губ.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Ввиду того что в Новгороде «издревле заведено быть многим крестным ходам… для отправления коих весьма нужны архимандриты», а к нач. XIX в. их осталось всего трое (в Юрьевом, Антониевом и Вяжищском мон-рях), в 1805 г. была учреждена архимандрития «на игуменский оклад» в третьеклассном Сковородском мон-ре. В 1826 г. в Новгороде состоялся крестный ход для сопровождения гроба с телом имп. Александра I, следовавшего в С.-Петербург из Таганрога. С устройством в 1827 г. Перынского скита Юрьева монастыря 8 сент. в него стал совершаться крестный ход из мон-ря: это был единственный день в году, когда в скит пускали женщин. Наречение 3-го сына имп. Николая I, родившегося 27 июля 1831 г., в честь блж. Николая Кочанова, память к-рого праздновалась в этот день, привлекло внимание богомольцев к Пантелеимоновской (Николо-Кочановской) ц. Новгорода, где под спудом почивали мощи святого. В 1832 г. имп. Николай I, посетивший церковь, пожаловал ей 2 тыс. р. и в том же году прислал бархатный покров на раку юродивого. В 1858 г. церковь была расширена с устройством придела блж. Николая Кочанова - расходы на написание для него икон взял на себя вел. кн. Николай Николаевич ( Галкин А. К. Никола Кочанов и Николай Романов//Новгородика-2006: К 100-летию акад. Д. С. Лихачёва. Мат-лы междунар. науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. Вел. Новг., 2007. Ч. 2. С. 52-60). В 1884 г. над мощами святого было устроено серебряное надгробие на средства с.-петербургского купца, члена-учредителя Имп. Православного Палестинского об-ва Е. Н. Сивохина (Новгородские ЕВ. 1884. 19. С. 302). В сер. XIX в. многочисленные крестные ходы, возглавлявшиеся епископами Старорусскими, были связаны с поновлением святынь: в Новгородском кремле прошли ходы в связи с переложением в серебряные раки мощей еп. Никиты (30 апр. 1846) и архиеп. Иоанна (4 окт. 1856; из-за того, что осенью 1856 Старорусская кафедра не была замещена, в Новгород командировали присутствовавшего в Синоде архиеп. Феодотия (Озерова), ранее бывшего Новгородским викарием) и в связи с 800-летием Софийского собора (15 сент. 1852); крестный ход из Софийского в Знаменский собор (6 авг. 1850) с иконой «Знамение» был приурочен к возложению на икону новой золотой ризы; крестный ход на Софийскую пл. (8 окт. 1861) связан с освящением перенесенного туда из Кремля памятника Новгородскому ополчению. В сент. 1862 г. Новгород стал центром празднования 1000-летия России. 8 сент. в присутствии имп. Александра II состоялось освящение памятника в честь этого события (автор проекта М. О. Микешин). В крестном ходе из Софийского собора участвовал митр. Исидор с 2 викариями, Ревельским еп. Леонтием (Лебединским ; впосл. митрополит) и Старорусским еп. Феофилактом (Губиным).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Чудеса, в синодальный период происходившие от иконы, ставшей всесословной святыней и целительницей, привели к увеличению спроса на ее повторения. Об этом свидетельствуют ряд памятников, воспроизводящих круглый образ свт. Николая, а также композиции, посвященные чудесному его обретению, исцелению кн. Мстислава, торжественной встрече в Новгороде. Прориси и иконы при этом утрачивают круглый формат и становятся своего рода квадратными рамами, в центре к-рых помещается круглый медальон с поясной фигурой свт. Николая. На иконе кон. XVIII - нач. XIX в. из собрания НГОМЗ композиции со сценами из сказания помещены в прямоугольные рамки. Прорись 1-й пол. XIX в. (1829 г. (?), ГРМ, была снята 25 нояб. с иконы, написанной в 1818 по благословению Михаила, митр. Новгородского и С.-Петербургского) содержит комментарии к житийным клеймам, торжественной сцене крестного хода, соединяющей нижние сцены-клейма с исцелением кн. Мстислава и перенесением круглой иконы в храм. Надпись на нижнем поле прориси, как и на восходящих к ней иконах, включает пространный текст, упоминающий не только дату и обстоятельства обретения чудотворной иконы из Дворищенского собора, но и факт существования мон-ря на месте ее обретения на о-ве Липно (см. ст. Липенский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ) и приписки его «по бедности» к Михаило-Сковородскому новгородскому мон-рю. Прориси 1829 г. из ГРМ близка икона 2-й пол. XIX в. (Музей икон, Рекклингхаузен), на которой круглый медальон осеняет сверху слетающий Св. Дух в виде голубя, в верхних углах размещены сцены, также заключенные в круглые медальоны, нижняя часть представлена как живописное пространство между 2 зданиями, из глубины к-рого приближается крестный ход с круглой иконой и вносит ее в храм. На полях помещены преподобные Феодосий и Антоний Печерские; обращение к ним могло быть связано как с киевским происхождением древнейших рус. икон, в т. ч. новгородской Дворищенской, так и с личными пожеланиями заказчика. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, Германия) границы между житийными сценами превращены в фигурные элементы, внутри заключены образы крылатых огненных херувимов, на верхнем поле - сегмент со Спасителем в облаках, в клеймах восстановлена логическая последовательность событий: явление святого больному князю, обретение иконы близ острова на воде, исцеление князя принесенной иконой и крестный ход с иконой по городу.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

XIV - нач. XV в. свидетельствует о работе в Новгороде неск. артелей фрескистов. Внутри византинизирующего направления сосуществовали 2 течения, одно из которых связывают с работой приезжих греч. мастеров, а другое - с южнослав. художниками. Первое объединяет стенописи церквей: в честь Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле (1363), Преображения Господня (Спаса Преображения) на Ильине ул. (1378) и во имя вмч. Феодора Стратилата на Ручью (80-е гг. XIV в.). Их живопись имеет стилистическое родство, но каждый ансамбль представляет собой самостоятельное явление, обладает индивидуализированным художественным языком. К т. н. южнославянской, или балканской, группе принято относить фрески церквей: в честь Преображения Господня (Спаса Преображения) на Ковалёве (1380), Благовещения на Городище (кон. XIV в.), Рождества Христова на Красном поле (90-е гг. XIV в.) и арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.). Сохранность их различна: отреставрированы части фресковой декорации Преображенской ц. на Ковалёве, уцелели разрозненные фрагменты стенописи Благовещенской ц. на Городище, так же как росписи церкви на Красном поле; Сковородский монастырь полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны. Ранним примером монументальной живописи является алтарная композиция 1352 г. из Успенской ц. на Волотовом поле (фотографии, копии, описания и реставрационные работы в разрушенном во время войны храме дают возможность тщательного изучения росписей). Массивностью форм и акцентированной линейной стилизацией «Служба святых отцов» (в алтаре) отличается от остальной росписи, созданной в более свободном живописном стиле с присущей искусству эпохи Палеологов экспрессией и динамикой. Архаический характер алтарной росписи мог быть продиктован волей ктитора - свт. Моисея, ориентировавшегося на культурное и художественное наследие своего города. Заказчиком стенописей волотовского храма в 1363 г. стал сменивший свт. Моисея владыка Алексий (1360-1388), портретные изображения обоих ктиторов по сторонам тронного образа Богоматери с Младенцем были представлены на юж.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Икона-спилок. 1-я пол. XVI в. (собрание К. В. Воронина) Несмотря на немногочисленность сохранившихся образцов прикладного искусства домонг. периода, их иконография свидетельствует о достаточно широком репертуаре в выборе изображений И. Так, на 2-сторонней каменной иконке «Явление Господа прор. Илии. Свт. Николай Чудотворец» (кон. XII в., ГТГ) И. показан сидящим в пустыне, вверху в небесном сегменте - благословляющий Иисус Христос. И. стал одним из самых любимых святых, что повлияло на распространенность его изображений в иконописи. В XIII-XIV вв. И., как сщмч. Власий Севастийский или вмч. Георгий Победоносец, почитался как покровитель сельского хозяйства. Сохранился ряд сев. икон одного иконографического типа, где И. изображен по пояс, седовласым старцем в хитоне и милоти, с повязанным на шее белым платом, со свитком в руке, с характерным пророческим жестом (пальцы, как правило, направлены в сторону свитка). К этому изводу принадлежат иконы: из часовни И. пос. Пяльма Пудожского р-на (1-я пол.- сер. XV в., МИИРК); из храма на острове оз. Машезеро (XV в., частное собрание); из собрания И. С. Остроухова (сер.- 2-я пол. XV в., ГТГ) - на красном фоне; из Покровской ц. с. Ракулы на Сев. Двине (1-я пол. XV в., ГТГ); из с. Манихина Ленинградской обл. (кон. XV в., ГРМ) и др. В сохранившихся новгородских храмовых росписях XIV - нач. XV в. И. присутствует вместе со св. Иоанном Предтечей среди пророков в купольной декорации: в храме Спаса на Ковалёве (1380); в ц. Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в.); в ц. Спаса на Ильине ул. (1378); в ц. Рождества Богородицы на Красном поле (90-е гг. XIV в.); в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.). Близкое расположение И. к образу Пантократора в куполе появилось под влиянием исихастских воззрений: свт. Григорий Палама, опираясь на текст Книги Царств о явлении И. Господу на горе Хорив (3 Цар 19. 11-13), писал о пророке, что «свидетельство и правдивое известие - его общепризнанное прозвание: боговидцем и даже высшим боговидцем его зовут все» ( Григорий Палама, свт.

http://pravenc.ru/text/389301.html

С. 176-179; Апр. С. 123-124; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 7, 136-138, 217, V; Голубинский. Канонизация святых. С. 145, 555; Суслов В. В. Церковь Успения Пресв. Богородицы в с. Волотово близ Новгорода, построенная в 1352 г. М., 1911; Мацулевич Л. А. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Волотове//Памятники древнерус. искусства. СПб., 1912. Вып. 4. С. 1-34; Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. М., 1914. 2 т.; Богусевич В. А. К вопросу о реставрации Волотовской церкви//НИС. 1940. Вып. 7. С. 48-54; Алпатов М. В. Фрески Успения на Волотовом поле//Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 103-148; он же. Фрески ц. Успения на Волотовом поле. М., 1977; Лазарев В. Н. Росписи Сковородского мон-ря в Новгороде//Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 77-102; Каргер М. К. Новгородское зодчество//История рус. искусства. М., 1954. Т. 2. С. 50-54; он же. Новгород. Л., 19804. С. 29-31; Гладенко Т. В. и др. Архитектура Новгорода в свете последних исслед.//Новгород: К 1100-летию города: Сб. ст. М., 1964. С. 224-226; Максимов П. Н. Архитектура Новгорода и Пскова кон. XIII - нач. XVI в.//Всеобщая история архитектуры. М., 1968. Т. 6. С. 18; он же. Творческие методы древнерус. зодчих. М., 1976. С. 98-99; Красноречьев Л. Е. О датировке волотовских фресок//ДРИ. М., 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 149-152; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980 (по указ.); он же. Моисей, архиеп. Новгородский//Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв. СПб., 2009. С. 298-299; Понырко Н. В. Житие Моисея, архиеп. Новгородского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 306-306 [Библиогр.]; она же. Житие Моисея архиепископа//Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв.: (Энцикл. слов.). СПб., 2009. С. 177; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и ист. критика. М., 1988; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Серг. П., 1996. Кат. 26); на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; ладонь М. раскрыта перед грудью); на 2 небольших образах «Новгородские чудотворцы» 1726 и 1728 гг. письма свящ. Георгия Алексеева (ГИМ, ГТГ; см.: Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст./ВНИИР. М., 1984. 9(39). С. 91-95); на образе нач. XVIII в. из бывш. собрания А. М. Постникова и на прориси с него (святые предстоят образу Софии Премудрости Божией; см.: Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899. Табл. 69); на иконе «Новгородские и избранные святые, с ангелом-хранителем» 1-й пол. XIX в. (НГОМЗ; М. держит Евангелие обеими руками); на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 г. (в оправе мастера К. Рябкова), поднесенном свт. Филарету (Дроздову) в 1867 г. от новгородской паствы (СПГИАХМЗ; см.: Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253); на небольшой иконе 1855 г. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 300-301. Кат. 126; М. в черном клобуке, с длинной раздвоенной бородой). На поздних памятниках, в т. ч. литографированных, М. часто представлен с храмом в руках, к-рый можно понимать и как образ определенного строения, напр. Сковородского мон-ря, или как общее обозначение активной строительной деятельности владыки. Так он показан на большой пяднице кон. XIX - нач. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; надпись с именем утрачена) и на идентичной ей хромолитографии Е. И. Фесенко в Одессе (1902, один из экземпляров нач. XX в.- в собрании Ф. Р. Комарова), на иконе 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. В этих произведениях М. изображен в митре, вероятно под влиянием помещенных в книгах эстампов ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра новгородских святителей. Новг., 1891. Т. 1: Со времени введения христианства в Новгороде (в 992 г.) до покорения его Московской державе (в 1478 г.); Житие иже во святых отца нашего Моисея, архиеп.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

В русских, преимущественно новгородских, росписях изображение М. почти всегда помещается в паре с Аароном или Захарией на предалтарной арке (напр., в Вел. Новгороде в ц. Успения на Волотовом поле, 1363; в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, 80-90-е гг. XIV в.; в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря, нач. XV в.; в ц. св. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; в ц. Спаса Преображения на Ильине ул., мастер Феофан Грек, 1378,- образ М. помещен в простенках окон барабана вместе с праотцами, с прор. Илией и со св. Иоанном Предтечей). На фресках собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий) М. представлен дважды: в барабане в цикле праотцев и на предалтарной арке в паре с Аароном; в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) - между окнами центральной главы. Прав. Мелхиседек. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Прав. Мелхиседек. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек В иконописи до появления рус. высокого иконостаса образ М. встречается исключительно редко (напр., на синайской иконе «Авраам и Мелхиседек, с ктитором»; известна по фотографии из коллекции Принстонского ун-та, США). По мере формирования высокого иконостаса изображение М. включается в праотеческий ряд (напр., иконы из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля, сер.- 3-я четв. XVI в.; Троицкой ц. Свияжска, кон. XVI в., ГМИИРТ; Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1630, иконописец Ждан Дементьев; собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря, 1649-1650, иконописец Степан Григорьев Рязанец «со товарищи»; ц. прор. Илии в Ярославле, 1647-1650, и др.). В послереформенной иконописной традиции изображение М. могли иногда помещать и на боковых алтарных дверях (напр., в Рождественской (Строгановской) ц. Н. Новгорода, откуда происходят датированные 1723 г. иконы письма игум. Корнилия (Кирилла Уланова)). К периоду позднего искусства принадлежат иллюстрации к апокрифическому Житию М. (миниатюры из ркп.: Georgios Choumnos. Metrical Paraphrase of Genesis and Exodus. Греция. Brit. Lib. Add. 40724 BL. Fol. 36r - 41r. ок. 1600 г.). Известно, что в 1688 г. Иван Федосеев Богданов, Алексей Филиппов Гулинов, Елисей Иванов, Леонтий Карташёв, Михаил Селиверстов, Дмитрий Петров Фирсов и Иван Фомин написали на стенах в покоях царевны Татианы Михайловны притчу о М.

http://pravenc.ru/text/2562922.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010