При увеличении прихода древние храмы расширяли пристройками в тоновской стилистике (или без выраженных стилевых признаков, избегая контраста со средневек. памятниками), напр. работы в классицистическом стиле архит. Дмитрова в Десятинном мон-ре: ограда и кельи (1814-1820); в Хутынском мон-ре: реконструкция келейных корпусов, больницы со Всехсвятским храмом (не сохр.), трапезной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского и Преображенского собора (1822-1829); в Сырковом Владимирском мон-ре: перестройка Вознесенской трапезной ц. (1823). В 1832 г. губ. архит. Праве в боровичском Свято-Духовом мон-ре расширил собор 1658 г. Совместно оба мастера, Дмитров и Праве, работали в Вяжищском Николаевском мон-ре в 20-30-х гг. XIX в.; известны работы городского архит. И. Ф. Соколова в Антониевом мон-ре (30-е гг. XIX в.). Новые колокольни были преимущественно ярусные, в стилистике классицизма, напр. в мон-рях: Клопском (1804-1805), Антониевом (1806-1807), Десятинном (1809-1810), Духовом (30-е гг. XIX в.), Мало-Кирилловом, Зверином (юж. надвратная колокольня с шатровым верхом 1846, архит. Р. К. Кржижановский); при церквах в Вел. Новгороде: Власиевской (1775); Борисоглебской в Плотниках (70-80-е гг. XVIII в.), Спасо-Преображенской на Нередице (1796-1797), Иоанно-Богословской на Витке (1799), Феодоро-Стратилатовской на Щирковой ул. (1804), Благовещенской на Городище (1806-1807, 1882), Иоанно-Предтеченской на Опоках (1825), Георгиевской на Торгу (20-е гг. XIX в., 1912 г.), Рождество-Богородицкой в Перынском скиту (1826-1828), Успенской на Торгу (30-е гг. XIX в.), Троицкой в Ямской слободе (придел и колокольня - 1830, архит. Соколов), Воскресенской на Красном поле (1844), Успенской на Волотовом поле (1857), Спасо-Преображенской на Ильине ул., Климентовской на Иворовой ул. В 1781-1798 гг. Вознесенский собор 60-х гг. XVII в. в Савво-Вишерском мон-ре был окружен приделами и папертью, получил новый алтарь (не сохр.). Перестройке в классицистических формах в 1812, 1835, 1850 гг. подверглась Михаило-Архангельская ц. на Торгу, в XVIII - 1-й пол. XIX в.- храмы и колокольня Старорусского Преображенского мон-ря и Никитская ц. в Новгороде, в нач. XIX в.- собор Михаило-Архангельского Сковородского мон-ря (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Т. 21. 470). Четыре «монахини-расколницы» из их числа в 1755 г. значились узницами жен. мон-ря в Тихвине, где имелись еще 5 арестанток, в т. ч. присланная в 1747 г. из Канцелярии тайных розыскных дел «девка персианка Гликерия Михайлова». В бежецком Антониевом мон-ре к 1755 г. находились 3 «распопа» (лишенные сана священники), присланные по указам Синода из Канцелярии тайных розыскных дел, отбывал 6-летнее заключение «бывый в Сковородском монастыре» игумен Петр. Наибольшее число арестантов (до 15 чел.) в сер. XVIII в. содержалось в Кий-Островском Крестном мон-ре, в их числе - строитель Палеостровского мон-ря иером. Варлаам, 2 ученика Новгородской ДС 1-го набора, объявлявшие «слово и дело государево», и ученик более позднего набора (все - из школы философии) (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 970). Также в мон-ри «под начало» направлялись клирики, замеченные в «не пристойных духовному сану поступках». В окрестностях Новгорода для этой цели использовался Вяжищский монастырь. В нем же 22 года (с 1745 до кончины 10 марта 1767) содержали колодника Василия Татаринова, гобоиста Невского пехотного полка, присланного в Новгородскую консисторию из Канцелярии тайных розыскных дел (РГИА. Ф. 796. Оп. 48. Д. 199). В 1-й пол. XVIII в. в мон-рях Новгородской епархии отбывало наказание и духовенство из С.-Петербургской Синодальной области (с 1742 епархии). Так, диакон Сампсониевской ц. Иоанн Григорьев за нетрезвую жизнь в 1741 г. был направлен на год в Хутынский мон-рь, а бывш. священник Преображенского собора г. Копорья Никон Пахомов с 1745 г. отбывал заключение «по смерть» в Александрове Свирском мон-ре. В последнем же в 1747-1763 гг. содержался «для исправления в уме» подпоручик Преображенского полка Дмитрий Никитин (затем митр. Димитрий перевел его в «назначенный под долгауз» (от нем. Tollhaus - дом для душевнобольных) Зеленецкий монастырь, а в 1766 имп. Екатерина II разрешила передать его на попечение родственников). Возглавлявший Новгородскую епархию в 1740-1745 гг. архиеп. Амвросий (Юшкевич) в 1741 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Вениамин (Багрянский ; впосл. епископ Иркутский); в 1784-1785 гг.- Иннокентий (Полянский ; впосл. епископ Воронежский); в 1792-1795 гг.- архим. Анастасий (Братановский-Романенко ; впосл. архиепископ Астраханский); в 1795-1796 гг.- архим. Феофилакт (Русанов ; впосл. митрополит, экзарх Грузии); в 1796-1798 гг.- архим. Ксенофонт (Троепольский ; впосл. архиепископ Подольский); в 1798-1799 гг.- архим. Флавиан (Ласкин) ; в 1800-1802 гг.- архим. Евгений (Болховитинов); в 1810-1816 гг.- архим. Гедеон (Федотов), участник кругосветного плавания на корабле «Нева», с 1804 г. благочинный амер. миссии, с 1809 г. наместник Александро-Невской лавры, после 1816 г. архимандрит новгородского Сковородского Михаило-Архангельского мон-ря; затем поселился на покое в Коневском мон-ре и в Андрусовой Николаевской пуст., где принял подвиг юродства; в 1910-1918 гг.- архим. сщмч. Виктор (Островидов ; впосл. епископ Глазовский), при к-ром было издано последнее перед революцией описание мон-ря. Братия З. м. была немногочисленной. Так, на 1736 г. было лишь 9 насельников (игум. Иоиль, иеродиак. Сергий, «крылосный» мон. Иннокентий, «житенный» мон. Маркелл, «подкеларник» мон. Тарасий, чередной мон. Феогност, посыльный мон. Филарет, больничные монахи Серапион и Матфей), 4 бельца (3 псаломщика и «отправляющий пономарскую должность»), за мон-рем в рабочей слободе проживали 24 чел. (ЦГИА СПб. Ф. 2280. Оп. 1. Д. 4. Л. 12). Среди жителей рабочей слободы упоминается Иван Еремеев, возможно, буд. предводитель старообрядцев-самосожженцев. По штату 26 февр. 1764 г. в обители должно было быть 12 монашествующих, включая настоятеля; в 1803 г. числились архимандрит, 2 иеромонаха, священник, иеродиакон, 2 монаха и 11 послушников; в 1814 г.- архимандрит, 4 иеромонаха, иеродиакон, диакон, 3 монаха и 3 послушника; в 1830 г.- архимандрит, 6 иеромонахов, 2 священника, 3 иеродиакона, 8 послушников. В 1832 г. З. м. определено было иметь 12 послушников и 12 чел. братии. Двух иеромонахов и 2 иеродиаконов по указу духовной консистории от 22 июня 1833 г.

http://pravenc.ru/text/199709.html

К началу Великой Отечественной войны мощи Новгородских святых были собраны в Новгородском музее, в т. ч. в Софийском соборе, ставшем его частью. Останки М. были перенесены туда, после вскрытия его гробницы спецкомиссией по постановлению Леноблисполкома, произведенного 24 февр. 1936 г. (на вскрытии присутствовали ок. 40 местных жителей - колхозников и учащихся дер. Сковородка). 1 июня «церковь Моисея Сковородского» (Михаиловский собор) была закрыта по постановлению Леноблисполкома, согласно к-рому мощи М. было предписано сжечь без присутствия свидетелей, бронзовую раку отдать на нужды промышленности, серебряную крышку от раки сдать в райфинотдел. Однако в акте, утверждавшем постановления о закрытии данной церкви вышестоящей инстанцией (ВЦИК), распоряжения об уничтожении мощей не было. Вероятно, поэтому 22 июня 1936 г. здание Михаило-Сковородского собора, мощи М., приписываемый ему напрестольный крест и все, что находилось в соборе, были переданы Новгородскому музею; при этом Ленисполкому было доложено, что мощи, согласно его указанию, сожжены. 5 сент. 1941 г. мощей М. в Софийском соборе, согласно докладу от 22 дек. 1944 г. митр. Алексию (Симанскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) благочинного Новгородского окр. прот. Василия Николаевского, не было (хотя в докладе указаны наряду с мощами святителей, изначально погребенных в Софийском соборе, также мощи св. кн. Феодора Ярославича, перенесенные туда из Георгиевского собора Юрьева мон-ря). Однако в присутствии прот. В. Николаевского, получившего с 3-й попытки разрешение нем. военных властей на вывоз св. мощей из Софийского собора, 6 сент. 1943 г. «по опознанию верующих» нек-рые из мощей, обнаруженных в Софийском соборе, были определены как останки М. Наряду с найденными там же мощами прп. Антония Римлянина они были переложены в оказавшуюся пустой гробницу свт. Иоанна (Илии) Новгородского и вывезены в ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Георгий (Егорье) Новгородского р-на. 26 сент. 1943 г. мощи Новгородских святых перевезли по железной дороге в Литву, в г. Векшняй Тельшяйского у. (в источнике - местечко Векшня Можейского у.). После освобождения этих мест Красной Армией 31 окт. 1944 г., по словам прот. В. Николаевского, несмотря на то что храм сильно пострадал во время боевых действий, св. мощи остались неприкосновенными. 11 дек. 1944 г. мощи святых были на поезде возвращены в Новгород, где при содействии горсовета их поместили в Софийский собор, в т. ч., очевидно, и мощи, определенные в 1943 г. как останки М.; 13 дек. мощи были переданы в музей (Кафедра новгородских святителей. Новг., 2011. Т. 1. С. 237, 241-245, 248-252). После этого следы мощей М., или признанных таковыми в 1943 г., теряются; в наст. время они считаются утраченными. Их судьба остается неясной: были ли они действительно сожжены в 1936 г., утрачены в 1943-1944 гг. или же пребывают в неизвестном месте.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Рудметаллторгу были сданы колокола демянского Богоявленского собора весом 208 кг; 5 колоколов закрытой Троицкой ц. новгородского Духова мон-ря (104 пуда) направлены на переплавку. В янв. 1930 г. в течение 10 дней Рудметаллторг получил из Новгородского окр. Ленинградской обл. 18 колоколов общим весом 311 пудов. В февр. 1930 г. вышло постановление Новгородского горсовета, запрещавшее колокольный звон и требовавшее снять все колокола с новгородских храмов с последующей их передачей в Рудметаллторг. Вырученные от переплавки колоколов средства предполагалось направить на строительство городского Дома культуры. В 1932 г. был закрыт Спасский собор Юрьева мон-ря, монастырские колокола общим весом 80 т были отправлены на переплавку. С целью «смывки золота» были уничтожены золоченые иконостасы в закрытых новгородских храмах: Симеоновском (в Зверином мон-ре), вмч. Георгия на Лубянице, св. Власия на Волосове ул., св. Иоанна Предтечи на Опоках, арх. Михаила в Сковородском мон-ре, в Георгиевском соборе. С той же целью разобрали главы Спасского собора и др. храмов, а также изъяли иконы с золотым фоном. 30 окт.- 1 дек. 1934 г. с 49 храмов Новгородского р-на было снято 166 колоколов. Ценные в историческом отношении 3 колокола передали музею, 81 колокол весом до пуда (до 16,58 кг) - сельсоветам и предприятиям «для пожарной сигнализации». Остальные колокола (общим весом более 66,6 т) направили на переплавку в гострест «Металлолом». Здания мн. закрытых храмов использовались в качестве зернохранилищ. 4 и 16 марта 1934 г. акционерному об-ву «Интурист» для продажи за валюту были переданы не менее 174 ценных предметов, происходивших из Юрьева, Антониева, Духова мон-рей, Знаменского собора, церквей мч. Никиты, вмч. Феодора Стратилата, свт. Климента, ап. Филиппа, Успения Пресв. Богородицы и др. В числе проданных оказались средневек. изделия, нахождение к-рых вне музейных собраний запрещала инструкция зав. отделом музеев Наркомпроса Н. И. Седовой 1922 г. Из отчета Новгородского музея следовало, что значительная часть церковного имущества была уничтожена: «Самый полный разгром и расхищение церкви: великолепная резьба иконостаса испорчена на весьма больших протяжениях, сами иконы вынуты из своих мест, другие порезаны, хрустальная люстра лишена хрусталя, а ее металлический каркас смят и исковеркан...» (ГАНО.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Миниатюра из Книги пророков. Кон. Х — нач. XI в. (Taurin. B. I. 2) Прор. Иоиль. Миниатюра из Книги пророков. Кон. Х — нач. XI в. (Taurin. B. I. 2) В мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) иконография И. необычна: он показан плешивым старцем с седой бородой, отдельными прядями закрывающей шею и спускающейся на грудь. На иконе из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (ок. 1497, ГРМ) И.- седой старец с длинной клинообразной бородой, в синем хитоне и темно-коричневом гиматии. Одной рукой он именословно благословляет, в другой руке держит свиток с текстом (Иоил 2. 29-30). В той же иконографии в полный рост И. представлен на миниатюре из Книги пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 16 об.). Редкое исключение составляет образ И. на иконе пророческого ряда в главном иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в., ГММК), где он - средовек с короткими волосами и курчавой клиновидной бородой. На нем темно-бурые порты с белой перевязью под коленями, ярко-зеленая рубаха с длинными рукавами и узкими манжетами; поверх рубахи - причудливо обернутый вокруг фигуры оранжевый плащ. На голове - кидар (головное священное украшение иудейского первосвященника в виде чалмы) с белым донышком, на ногах мягкие высокие охряного цвета сапожки. Образ И., как и изображения др. пророков, как правило, располагается в верхней части храмовой декорации: на стене главного нефа (в соборе Сан-Марко в Венеции, нач. XIII в.), в барабане купола (в монастыре Хора (Кахрие-джами), 1316-1321 гг. и ц. Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) (ок. 1315) в К-поле; в ц. Спаса Преображения на Ковалёве (1380) и ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря (нач. XV в.) в Вел. Новгороде и др.), на подпружных арках (в ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде, ок. 1363, на зап. арке) и др. Образ И. входит в состав пророческих рядов иконостасов: Троицкого собора Троице-Сергиев à мон-ря (1425-1427, СПГИАХМЗ); Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/578234.html

М., 1989; Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь: Очерк истории церк. и культурных связей в XIV в. П., 1990 (То же// Он же. История Церкви и восточно-христ. мистика: Единство империи и разделение христиан. Св. Григорий Палама и правосл. мистика. Византия и Моск. Русь. М., 2000. С. 448-449, 454); Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью. Л., 1991. С. 29-31; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выставки к 18-му конгрессу византинистов, Москва, 8-15 авг. 1991. М., 1991; Кузьмина Н. Н., Петров Д. А. Раскопки М. Х. Алешковским руин собора Рождества Богородицы Десятинного мон-ря в Новгороде//Новгородские древности. М., 1993. С. 18-37. (Архив архитектуры; Вып. 4); Раппопорт П. А. Древнерус. архитектура. СПб., 1993. С. 135-136; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 50, 291, 292, 295; Где Святая София, там и Новгород. СПб., 19982. С. 75-78; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Кузьмина Н. Н., Секретарь Л. А. Деревяницкий Воскресенский мон-рь: (История строительства, архитектуры, реставрации)//НИС. 1999. Вып. 7(17). С. 226-227; Седов Вл. В. Собор Михаила Архангела Сковородского мон-ря//Тр. VI Междунар. конгресса слав. археологии. М., 1999. Т. 5. С. 264-270; Печников М. В. К вопросу о времени и обстоятельствах возникновения новгородско-псковской секты стригольников//Столичные и периферийные города Руси и России в средние века и раннее новое время: Мат-лы II науч. конф. (Москва, 14-17 декабря 1999 г.). М., 2001. С. 20-31; он же. Митрополичье летописание 20-х гг. XVI в. о движении стригольников//Moruляhcьki читання, 2003. К., 2004. С. 295-301; Булкин В. А. Знаменская ц. XIV в. в Новгороде//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: Искусство и культура. С. 246-258; он же. О древнерусской архитектуре: Избр. тр. СПб., 2012. С. 119-136; Комеч А. И. Церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде: Соотношение канона и творчества//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Изучая специфику деятельности М. как заказчика каменных храмов, нужно отметить, что в отличие от свт. Василия, в основном строившего в новгородском Детинце, М. закладывает церкви в пригородных мон-рях (Деревяницком, Волотовском, Сковородском, Радоковицком), возводит он и храмы на Торговой стороне, ц. в честь св. Прокопия на Ярославовом дворище (1359) и Благовещенский храм на Михайловой ул. (1363). Особое внимание владыки к монастырскому строительству безусловно связано с его любовью к уединенной монашеской жизни, со стремлением основывать новые обители вокруг Новгорода. Определенный аскетизм в архитектуре 2 монастырских построек владыки (на Волотове и на Сковородке) может быть связан с конкретными пожеланиями заказчика, много лет подвизавшегося в различных мон-рях. И. В. Антипов Почитание Почитание М. началось спустя немного времени после его кончины, о чем свидетельствует фиксация связанных с ним 4 чудес 2-й пол. XIV - XV в., записи о к-рых вошли в его Житие. Первый текст повествует о 30 разбойниках, к-рые спустя неск. лет после погребения владыки захотели ограбить Сковородский мон-рь; однако ночью возле мон-ря им явился М., завел их в одну из трясин, окружавших обитель, и призвал покаяться; после покаяния разбойники были отправлены безопасным путем в Вел. Новгород. Второе чудо произошло с новгородским купцом Алексеем, к-рый плыл в ладье в Выборг, упал за борт, и его поддерживал в воде неожиданно явившийся седой муж, пока купца не спасли товарищи. Благолепный старец спас Алексея и от разбойников во время поездки в Выборг (3-е чудо). Явившись купцу в «тонком сне», М. открыл ему свое имя, повелев отправиться в Сковородскую обитель и устроить покров над его гробницей. Четвертое чудо содержит важную датирующую информацию. Архиеп. Сергий (избранный на Новгородскую кафедру в Москве и поставленный 4 сент. 1483 - ПСРЛ. Т. 18. С. 270; Т. 25. С. 330) во время посещения Сковородской обители приказал вскрыть гробницу М., находившуюся в паперти монастырского собора, а когда священник храма отказался это сделать («не смею, владыко, дерзнути открыти гроб святителя Моисея, то бо есть твое святительское дело» - Яблонский. 1908. С. LXXXVIII), оскорбительно высказался о Новгородском святителе («кого сия смердия сына смотрети» - Там же; ср.: НовгорЛет. С. 140) и покинул обитель. После этого, по новгородскому сказанию, Сергий душевно заболел и вынужден был покинуть архиепископию.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

митр. Феогноста (Л. 330). На миниатюрах М., как правило, одет в черный клобук и архиерейскую (иногда монашескую) мантию, в т. ч. в эпизоде переговоров, к-рые вели новгородцы с князьями Москвы, Твери, Суздаля, с кн. Александром Михайловичем Тверским в Пскове (Л. 331 об.- 332 об. и др.); в композициях, повествующих об оставлении кафедры, о постриге в схиму и об уходе в мон-рь на Коломцах (Л. 336 об.- 337), о закладке Деревяницкого мон-ря и о благословении мастеров (Л. 358). В иллюстрациях событий 2-го периода управления кафедрой М. изображали гл. обр. в белом клобуке, напр. в эпизоде с избранием М. новгородцами и его выездом к митр. Феогносту в Москву (Л. 461). Проиллюстрированы благословение новгородского посольства в К-поль в 1353 г. (Л. 477 об.) и принесение оттуда «крещатых» риз М. (Л. 486): владыка придерживает сложенную, усеянную крестами фелонь, посланники читают грамоту из К-поля. На следующей миниатюре М. ставит ц. арх. Михаила на Сковородке (Л. 486 об.). В сцене вторичного ухода с кафедры в мон-рь М. облачен в рясу и черный монашеский клобук, он оставляет на престоле омофор и жезл (Л. 509). Самостоятельным сюжетом является преставление М. в Сковородском мон-ре (Л. 535): на первом плане он изображен лежащим на одре в полном архиерейском облачении, с Евангелием в руках, на голове - небольшая округлая митра, а не клобук. Действие происходит на фоне 5-главой церкви, возле одра - новгородские бояре и клирики. На дальнем плане вверху показано погребение: открытый гроб с телом М. и предстоящие с владыкой во главе. Согласно иконописным подлинникам XVII-XIX вв., М. следовало изображать в соответствии с его возрастом и саном под датой преставления (25 янв.): «…рус, [брада] Богословля (Иоанна Богослова.- М. М.), а инде седа, риза святительска, в клобуке белом» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ. ПД. Перетц. 524. Л. 115 об.). В сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в. подробнее описаны облачение и атрибуты: «…на главе клобук белый, ризы святительския и омофор, в руках Евангелие…» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

По окончании 2-й сессии Собора А. 25 апр. вернулся в Новгород. 28 июня в Десятинном мон-ре под председательством А. прошло епархиальное собрание, на к-ром архиерей рассказал о работе Собора, восстановлении Патриаршества и о декрете Совнаркома, на собрании был избран епархиальный совет во главе с прот. Иоанном Семёновским. Вскоре А. вновь выехал на заседания Собора в Москву. В кон. сент. 1918 г. А. был назначен председателем образованного при ВЦУ Школьно-просветительского отдела, 28 марта 1919 г.- председателем комиссии для обсуждения вопросов о задачах, цели и типе совр. пастырей. В сент. 1918 г. Поместный Собор завершил свою работу, но А. не смог вернуться в Новгород, поскольку как член Синода должен был находиться возле Патриарха в сложное для Церкви время. В дек. 1918 г. свт. Тихон поручил А. дело «оживления церковного учительства» в храмах 8-го благочиния Москвы: участие в воскресных и праздничных богослужениях, произнесение проповедей и совершение бесед с паствой. Временное управление Новгородской епархией А. возложил на еп. Тихвинского Алексия (Симанского), к-рый осуществлял руководство епархией в 1917 г., между архиереями продолжалась активная переписка. 3 июня 1918 г. Новгородский губисполком издал постановление о передаче в ведение Отдела народного образования зданий Арсениевского епархиального дома, Новгородской ДС и ДУ, в помещениях епархиального дома открылся Дом искусств, в семинарии поселились красноармейцы, церковно-ликвидационный подотдел наложил арест на всю переписку и канцелярию митрополита. Осенью 1918 г. в Новгородской епархии начались аресты и расстрелы духовенства, разорение храмов и мон-рей, преобразование их в трудовые коммуны, к кон. 1918 г. в Новгородской епархии без суда и следствия были расстреляны еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев) , сщмч. Павел Кушников , сщмч. Иоанн Иванов , игум. Ферапонтова мон-ря прмц. Серафима (Сулимова) и др. После постановления Наркомата юстиции от 14 февр. 1919 г. по всей России началась кампания по вскрытию мощей . В Новгородской епархии зимой-весной 1919 г. были вскрыты мощи прп. Кирилла Новоезерского , прав. Иакова Боровичского , святых, почивавших в Софийском соборе. В этих условиях Патриарх Тихон 17 февр. 1919 г. обратился к епархиальным архиереям с указом, в к-ром предписывал «по обстоятельствам времени… с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где признано будет… необходимым и возможным, с донесением о последующих Ваших распоряжениях Священному Синоду» (Акты свт. Тихона. С. 158). В личном разговоре с еп. Алексием (Симанским) А. определил, какие меры должны быть приняты в Новгородской епархии во исполнение послания Патриарха. В февр.-марте еп. Алексий и клирики епархии освидетельствовали мощи в Софийском соборе Новгорода, в Сковородском и Антониевом мон-рях, изъяли из рак вату, лишние пелены и др. предметы. Аресты, судебные процессы, ссылка

http://pravenc.ru/text/76250.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010