Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Велижский. Тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. (Лазарев Иван Иванович; 1869, Лучинский погост Тихвинского у. Новгородской губ.- 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), еп. Велижский. Из семьи священника. В 1892 г., окончив Новгородскую ДС, определен надзирателем в Звенигородское ДУ. 4 нояб. 1892 г. пострижен в монашество с именем Иона, а 3 дек. того же года рукоположен во диакона. 23 дек. 1893 г. зачислен в число братии Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 6 янв. 1895 г. рукоположен во иерея. 30 дек. 1899 г. по ходатайству Полоцкого еп. сщмч. Тихона (Никанорова) И. был переведен в число братии Полоцкого архиерейского дома, 5 янв. 1900 г. назначен казначеем и ризничим, 27 нояб. того же года - настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного мон-ря. 2 сент. 1902 г. переведен на должность настоятеля Сковородского во имя архангела Михаила мужского монастыря . В 1900 г. возведен в сан архимандрита. 22 марта 1911 г. назначен на должность наместником Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . В янв. 1918 г. отправлен в распоряжение Воронежского и Задонского архиеп. Тихона (Никанорова). 29 янв. 1926 г. хиротонисан во епископа Велижского, стал викарием Полоцкой епархии. В лит-ре также упоминается как епископ Невельский. Не смог приступить к исполнению своих архиерейских обязанностей, видимо, из-за засилия обновленцев. 14 мая того же года уволен на покой. Жил в с. Батюшкове Дмитровского р-на Московской обл., служил в Никольском храме. Пользовался любовью и уважением прихожан. В 30-х гг. ХХ в. помогал священнослужителям - заключенным Дмитровского ИТЛ. 15 авг. 1937 г. арестован по обвинению в том, что под видом церковных проповедей вел «контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. 17 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/578268.html

в Полюстрове, а именно сев. придела во имя свт. Феодосия Черниговского в рус. стиле (1898-1899, церковь разрушена после 1933); перестройки ц. св. блгв. кн. Александра Невского при подворье Александро-Свирского мон-ря с устройством в рус. стиле XVII в. звонницы и приделов во имя сщмч. Симеона Персидского и свт. Иулиана (Разъезжая ул., 25) (1889-1891, полностью перестроена); Голгофы в Казанском соборе (худож. В. В. Васильев; 1891, не сохр.); домовой ц. свт. Николая Чудотворца при 7-й гимназии с элементами классицизма и русского стиля (1897, не сохр.); вероятно, деревянной 5-главой ц. свт. Моисея, архиеп. Новгородского, при подворье новгородского Сковородского Михайловского мон-ря (ул. Коммуны, 58) (1900-1901, снесена в 40-х гг. XX в.). Не были реализованы в постройке проекты Успенской часовни на Александровском кладбище за Невской заставой (1904) и часовни Короцкого свт. Тихона Задонского мон-ря по Малоохтинскому проспекту, 10 (1906). Представляется вероятным участие Н. в постройке в русском стиле по проекту А. Ф. Барановского деревянной ц. прп. Серафима Саровского на Новодеревенском (Серафимовском) кладбище (1906-1907). Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г. Иоанновский мон-рь в С.-Петербурге. Фотография. 2015 г. Из приходских храмов в пределах С.-Петербургской епархии следует выделить церкви: свт. Николая в дер. Котлы (1882-1888); 3-престольную ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Хотнежа (1893-1897, ныне разрушается); ц. свт. Николая в дер. Поля (ныне г. Сланцы) (1893-1898, перестройка, разрушена в 60-х гг. XX в.); 3-престольную ц. Рождества Пресв. Богородицы в дер. Пенино (1893-1900, основной жертвователь - с.-петербургский купец 2-й гильдии C. Г. Гаврилов, уроженец дер. Ожево); ц. апостолов Петра и Павла в с. Грызове (ныне дер. Заполье) (проект 1893 или 1896 г., 1898-1901, ныне руины); ц. Воскресения Христова (совр. дер. Торошковичи) (проект 1887 г., построена в 1899-1906), ц. Успения Пресв. Богородицы при Доложских пещерах (близ совр. дер. Заручье) (1907-1908, разрушена в 50-60-х гг.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

В преддверии археологического съезда в Новгороде А. поддержал инициативу духовенства по сбору сведений о храмах и мон-рях епархии. Было изучено более 400 храмов в Старорусском, Новгородском, Великолукском, Порховском, Валдайском, Тихвинском, Кирилловском, Белозерском, Устюжском и Боровичском уездах. Ряд уникальных предметов церковной старины был выставлен в митрополичьих покоях архиерейского дома, эта экспозиция составила основу церковного музея, впосл. организованного А. В 1911 г. состоялся XV Новгородский археологический съезд, А. выступил с сообщением «О современном состоянии собора святой Софии в Новгороде», в к-ром остановился на пагубных последствиях реконструкции, завершившейся к 1900 г. и приведшей к обветшанию собора уже спустя 10 лет. Констатировав плачевное состояние предметов церковной старины в России, участники съезда предложили провести регистрацию икон и утвари, а утратившие богослужебное значение старинные предметы поместить в Новгородский церковно-археологический музей. В февр. 1911 г. А. опубликовал в «Новгородских ЕВ» распоряжение «о точном исполнении существующих по Духовному ведомству постановлений относительно охранения в церквах и монастырях предметов древности». В июне 1911 г. вместе с архит. В. Т. Георгиевским и искусствоведом Ю. А. Олсуфьевым А. посетил Ферапонтов Мартинианов мон-рь , обнаружив «катастрофическое состояние» ц. Рождества Пресв. Богородицы с фресками Дионисия . 6 февр. 1912 г. А. получил разрешение Синода на всероссийский сбор средств для восстановления фресок, благодаря чему в мон-ре были проведены необходимые комплексные реставрационные работы. 15 мая 1912 г. по инициативе и под председательством А. состоялось собрание духовенства и ученых мирян для создания Новгородского церковно-археологического об-ва, учрежденного 3 янв. 1913 г. При об-ве были созданы б-ка, архив и церковно-археологическое древлехранилище. Почетными членами об-ва являлись акад. А. И. Соболевский , профессора С. Т. Голубев и А. А. Дмитриевский , среди действительных членов - искусствоведы В. К. Мясоедов , Л. А. Мацулевич , Н. П. Сычёв , П. Л. Гусев. Об-во, просуществовавшее до апр. 1917 г., имело неск. задач: описание икон, книг, рукописей, утвари, находящихся в храмах Новгородской епархии; собирание коллекции музея-древлехранилища, открытого в Арсениевском доме; исследовательская работа в архивах консистории и архиерейского дома; наблюдение за состоянием архитектурных памятников Новгорода и губернии. За время работы об-ва были составлены подробные описания новгородского в честь Покрова Пресв. Богородицы и свт. Кирилла Александрийского мон-ря , Сковородского мон-ря , Реконской пуст . В 1916-1917 гг. А. вместе с Церковно-археологическим об-вом и Об-вом любителей древности хлопотал о сохранении фресок в ц. Спаса на Нередице (см. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь ), к-рые могли осыпаться в результате строительства железной дороги Петроград-Орёл.

http://pravenc.ru/text/76250.html

В 1764 г. Л. м. был упразднен. Опись обители 1768-1769 гг. называет 2 каменные церкви: свт. Николая Чудотворца и Св. Троицы, каменные настоятельские кельи, ветхую деревянную келью, амбар, баню, рубленную в тарасы ограду (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 310-310 об.). Каменные храмы и ограда сохранились и в 1781 г., когда поручик Андрей Балкашин выполнил план упраздненной обители. На плане не обозначен каменный корпус келий. Возможно, он был разобран. Ограда показана 4-угольной, с выступающими по углам башенками ( Анкудинов. 2005. С. 291-293). После приписки в 1798 г. Никольской ц., обращенной в приходскую, к Сковородскому монастырю Троицкий храм с трапезной был разобран к 1799 г., а кирпич перевезен на Сковородку. Попытка некоего мон. Германа восстановить мон-рь «на острове Липки близ Новгорода» в 1856 г. не увенчалась успехом. Митр. Новгородский Никанор (Клементьевский) сообщил в Синод, куда Герман обращался с прошением, что монах болен, а на возобновление мон-ря нет средств (РГИА. Ф. 797. Оп. 26. Д. 20. 1856. Л. 4). К 2016 г. от бывш. монастырского комплекса сохранился лишь храм свт. Николая Чудотворца. Ист.: НовгорЛет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 65; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. (Памятники отеч. истории; Вып. 3. Ч. 1). Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 13-16; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1; Новгородская епархия в 1-й пол. XVIII в.//Новгородские ЕВ. 1896. 5. С. 823-824; Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1; Максимов П. Н. Церковь Николы на Липне близ Новгорода//Архит. наследство. М., 1952. Т. 2. С. 86-105; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний//НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 291-293; Царевская Т. Ю. Княжеская тематика в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 603-620; она же. Два «Деисуса» в росписи церкви Николы на Липне близ Новгорода//Ежег. НГОМЗ, 2008. Новгород, 2009. С. 56-65; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 213-222.

http://pravenc.ru/text/2110524.html

А. Ю. Никифорова Прор. Аггей. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ) Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - А. облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии А. не существовало. Одно из первых известных изображений - в мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. В 12) А.- молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи. Предположительно изображение А. было в росписи нач. XV в. ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре . В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) А. представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой - развернутый свиток. Одно из ранних изображений А. в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ). А. представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой - свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., А. описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. 20). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г. Об-во древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. (под 16 дек.); Bardtke H.//LCI. Bd. 1. Sp. 80-81.

http://pravenc.ru/text/63282.html

В результате помещения друг над другом 2 ковчегов возникли многоярусные Д. Так, ковчеги башнеподобной Д. (XVII в. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей) разделены карнизами, Д. венчает главка с куполом, стенки покрыты объемными, натуралистичными чеканными изображениями растений и плодов (Сокровища Киево-Печерского музея-заповедника: Фотопутев. К., 1984. С. 25). В XVIII в. многоярусные Д. имели ножки в виде звериных лап, их украшали рельефами и круглыми фигурами ангелов и святых (напр., Д. мастера И. А. Равича. 1743. Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей; см.: Килессо С. С. Киево-Печерская лавра. М., 1975. С. 127 Ил. 107), а также гравированными сценами из Житий местночтимых святых (напр., Д. из Михайловского Сковородского мон-ря близ Новгорода. 1751. НГОМЗ). Д. работы мастера Ивана Семенова Щукина из ярославского Спасо-Преображенского мон-ря (1738. ГММК; см.: Костина. С. 230-231. Кат. 179) декорирована эмалевыми дробницами с изображениями Страстного цикла и выполненными в технике просечной чеканки пышными орнаментами, напоминающими барочные резные иконостасы XVII-XVIII вв. Дарохранительница. 1787 г. С.-Петербург. Мастер Ю. Н. Лунд. (ГЭ) Дарохранительница. 1787 г. С.-Петербург. Мастер Ю. Н. Лунд. (ГЭ) Д. могли иметь ярусную композицию, напоминающую киворий-сень или колокольню. Такова, напр., Д. из Успенского собора в Ярославле работы Афанасия Корытова (1769. ЯХМЗ; см.: Игошев. С. 107. Ил. 3): поверх основного ковчега, украшенного орнаментами и эмалями с изображением евангельских сюжетов, установлен 2-й ковчег в виде гробницы, осененной шатром с главкой, опирающимся на карниз барочной формы и колонки; по сторонам шатра размещены 4 фигурки ангелов с рипидами, обращенных к гробнице. Функции Д. могли выполнять иерусалимы, сионы-дискосы, дополненные покрытием, напоминающим архитектурные формы храма Гроба Господня (ротонда, купол). В новгородском Софийском соборе Д. в форме голубя («голубь серебряной золочен, весом три фунта двадцать седмь золотников без четверти» - Описи новгородского Софийского собора. Вып. 2. С. 69; «…одна лапка поломана и крыло надломлено» - Там же. Вып. 3. С. 113) находилась на жертвеннике вместе с 2 сионами-иерусалимами - византийским сер. XI в. и новгородским 1-й четв. XII в., а также панагиаром 1435 г. работы мастера Ивана. Д. служил, напр., Большой Сион, заказанный вел. кн. Иоанном III для московского Успенского собора (1486. ГММК). Внутри него находится вращающийся на металлической оси серебряный позолоченный поддон-дискос с 36 овальными углублениями, расположенными в 3 ряда, вероятно для Св. Даров. Д. в виде иерусалима-сиона известны в правосл. искусстве Нового времени. Шедевром болг. торевтики является серебряная золоченая Д. из мон-ря св. Наума на Охридском оз., напоминающая ротонду храма Гроба Господня (1833. НИМ(С)), ее круглая, многоярусная форма близка иерусалимам, созданным в Новгороде XII в. и в Москве XV в.

http://pravenc.ru/text/дарохранительницы...

Серг. П., 1901. М., 1995р. Т. 6; [Феодор Мопсуестийский]//PG. 66. Col. 304-317; Образцов П. Св. пророк Авдий в его церковно-пророческом и библейском значении. Смоленск, 1861; Палладий (Пьянков), еп. Толкование на св. пророков. Вятка, 1873. Вып. 2: Толкование на Амоса и Авдия; Смирнов И. К. Амос и Авдий. Рязань, 1874; Якимов И. С. Когда пророчествовал Авдий//ХЧ. 1885. 3-4; Бирюков Н. Пророк Авдий и его книга//ЧОЛДП. 1894. Январь; Юнгеров П. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Каз., 1907. Вып. 2: Пророческие и неканонические книги; Рыбинский В. П. Книга пророка Авдия. К., 1909; он же. Книга пророка Авдия// Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1910. Т. 7; Watts J. D. W. Obadiah: Critical and Exegetical Commentary. Grand Rapids, 1969; Rudolph W. Obadia. Lpz., 1971; Wolff H. W. Dodekapropheton 3: Obadija und Jona. Tüb., 1977. (BKAT; 14/3); Deissler A. Obadia. Lpz., 1984; Dietrich W. Obadja/Obadjabuch//TRE. 1994. Bd. 24 [библиогр.]. Свящ. Афанасий Гумеров Прор. Авдий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) А. Ю. Никифорова Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - он облачен в хитон и гиматий , в левой руке свиток (тексты на развернутом свитке могут варьироваться: Авд 1-4, 8; 1-17), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Одно из самых ранних изображений А.- мозаичный медальон в апсиде кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, где А. представлен погрудно в виде средовека с короткими темными волосами с проседью и небольшой бородой. Существовало неск. традиций изображения А., представляемого и старцем, и средовеком, и юношей. Напр., в новгородских росписях XIV-XV вв., на подпружных арках в медальонах ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре и ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре ,- молодой безбородый пророк. В росписи барабанов ц. Спаса Преображения на Ковалеве и ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде; на миниатюрах в Толкованиях на книги пророков (Кон.

http://pravenc.ru/text/62666.html

XV в. в Сковородском мон-ре), Ст. Ладоги, Пскова, Ростова, Ярославля, Вологды, Костромы. Констатировав недостатки реставрационной техники 10-х гг. XX в., разрабатывал и испытывал новые способы укрепления красочного слоя для живописи разного времени. Помимо музейной работы и реставрационной практики занимался теоретическими исследованиями: онтологией иконного образа, вопросами стиля и художественных школ в древнерус. живописи. Неоднократно обращался в исследованиях к иконе «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва, которую рассматривал как «лучшее произведение лучшей эпохи» и «воплощенную идею прп. Сергия». Полагая, что художественный язык иконы лишен случайности, особое внимание уделял проблеме устойчивых особенностей формообразования, характерных для иконописи различных периодов. Арестован 24 янв. 1938 г., расстрелян 14 марта, реабилитирован в 1989 г. Избр. соч.: Опись Троице-Сергиева мон-ря 1641 г.: Рукопись, подгот. к печ. С. Н. Дурылиным, Ю. А. и М. Ю. Олсуфьевыми в 1919-1922 гг./Предисл.: Ю. А. Олсуфьев//РГБ ОР. Ф. 173. II. 225; Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII-XIX вв. Сергиев, 1920; Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1921; Символы Горнего: Анализ икон Троице-Сергиевой лавры как опыт иконологии. Вып. 1: Иконы до XV-ro в. Серг. П., 1922 (совм. с свящ. П. А. Флоренским)//ГТГ OP. Ф. 157. Л. 1-20; Искусство XIV и XV вв.: Кат. наиболее выдающихся произведений этой эпохи в Музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924; Опись древнего церк. серебра б. Троице-Сергиевой лавры (до XVIII в.). Сергиев, 1926; Амвросий, троицкий резчик XV в. Сергиев, 1927 (совм. с свящ. П. А. Флоренским); Иконописные формы как формулы синтеза. Сергиев, 1926; Схема визант. основ теории творчества. Сергиев, 1926; The Development of Russian Icon Painting from the XIIth to the XIXth Cent.//The Art Bull. N. Y., 1930. Vol. 12. N 4. P. 347-373; Вопросы форм древнерус. живописи//Сов. музей. 1935. 6. С. 21-36; 1936. 1. С. 61-78; 2.

http://pravenc.ru/text/2578353.html

Исаак же сам собою был образом Пригвожденного, быв послушен своему отцу даже до смерти, как и Христос» ( Greg. Pal. Hom. 11; рус. пер.: Григорий Палама, свт. Беседы. М., 1994. Т. 1. С. 109; см.: Царевская. 2007. С. 183). Так же парно в медальонах полуфигуры Авраама и И. были представлены на зап. склоне сев. подпружной арки в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), на зап. и вост. склонах на сев. подпружной арке в ц. арх. Михаила Сковородского мон-ря в Вел. Новгороде (нач. XV в.?). Ростовой образ И. помещен между окнами барабана в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.), в Спасо-Преображенском соборе в Ярославле (1563-1564), в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (1641) и др. Фреска «Встреча Исаака с Ревеккой» украшает внешнюю стену зап. галереи ц. прор. Илии в Ярославле (50-е гг. XVII в.). Вероятно, к XIII в. относится икона с праотцами Авраамом, И. и Иаковом из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Sotiriou A., Sotiriou M. G. Icônes du Mont Sinai. Athenes, 1956. Vol. 1. Fig. 181). «Жертвоприношение Исаака» представлено также на т. н. большом саккосе митр. Фотия (1414-1417, ГММК). Единолично И. изображен на иконах, входящих в праотеческий ряд высокого иконостаса. Самый ранний пример - ростовая икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (кон. XVI - нач. XVII в., вклад в собор Бориса Годунова). Подобные иконы происходят из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (50-60-е гг. XVI в., ГММК) - полуфигура на архитектурном фоне, Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1652, КГОИАМЗ), Вознесенского собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (ок. 1679, ГММК), Рождественского собора Антониева мон-ря (кон. XVII в.), Троицкого собора Троице-Сыпанова мон-ря в Нерехте (1679-1680, КГОИАМЗ), Покровской ц. с. Селезениха Лихославльского р-на Тверской обл. (кон. XVIII в., ГНИИР) и мн. др. В цикле «Страшный Суд» И. изображается вместе с Авраамом и Иаковом в раю: у сидящих на престолах ветхозаветных патриархов (или только у Авраама, как, напр., на фреске Успенского собора во Владимире, 1408) за пазухами видны детские фигурки - души праведных.

http://pravenc.ru/text/674115.html

вышел на Невскую битву. Торжественные богослужения у мощей совершал викарий Новгородской епархии еп. Иоаким. В XVIII в. число крестных ходов в Новгороде заметно сократилось, в т. ч. по объективным причинам - в связи с исчезновением тех храмов, в которые они совершались. После смерти митр. Иова в 1716 г. его преемники до 1799 г. жили в С.-Петербурге. На Владычном дворе были ликвидированы мн. «сенные» церкви; по ветхости разобраны ц. Преображения Господня на воротах Кремля, ц. Воздвижения Животворящего Креста на Воздвиженской ул., в запустение пришел Яковлевский собор, в 1802 г. упразднен Николаевский Розважский мон-рь. Митр. Димитрий (Сеченов), «укрупняя» в Новгороде монастыри и приходы, сократил и число общегородских крестных ходов: 3 летних крестохождения, совершавшиеся с давних времен - в 1-е воскресенье после Петрова дня, в Ильин день и в 1-е воскресенье после Ильина дня,- он заменил одним. Однако в 1781 г. архиеп. Гавриил (Петров) восстановил прежний порядок ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 48). Возможно, с длительным отсутствием в Новгороде правящего архиерея связано прекращение водных крестных ходов - в Сковородский и Хутынский мон-ри, при этом 2-й из них сделался сухопутным. Водный крестный ход до ХХ в. сохранился только в Поозерье: в Клопский мон-рь на праздник «прихожения» в него св. Михаила Клопского (23 июня) приплывали «со кресты» флотилии паломников из 8 окрестных приходов. В 1782 г. в новую бронзовую раку были переложены мощи свт. Моисея в Сковородском мон-ре. По благословению митр. Гавриила архим. Афанасий 23 янв. 1786 г. совершил перенесение мощей архиеп. Новгородского свт. Феоктиста из Аркажского мон-ря в Георгиевский собор Юрьева мон-ря, а 21 янв. 1787 г.- мощей прп. Арсения в собор Малокириллова мон-ря (в этом мон-ре, а не в Кирилловом Белозерском (ПЭ. Т. 3. С. 711) архим. Афанасий был настоятелем в 1777-1783). В 1788 г., при 1-м Старорусском еп. Феофиле (Раеве), для Воскресенского собора Ст. Руссы был изготовлен список Старорусской иконы Божией Матери (сама икона до 1888 оставалась в тихвинском Большом Успенском мон-ре). В 1799 г. состоялось возвращение Коневской иконы Божией Матери в Коневецкий мон-рь С.-Петербургской епархии из Деревяницкого монастыря, где она находилась с нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010