Один отшельник спросил Сисоя: " Если в мою келью войдёт разбойник, чтобы меня убить, то, чувствуя, что я сильнее его, могу ли я убить его сам? " - " Нет, - отвечал преподобный, - но предоставь его Богу. Ибо, в какой ни находишься опасности, должно думать, что это наказание за грехи. А когда случается что-нибудь хорошее - признавать, то мы обязаны этим лишь благости Божией " . Преподобный Сисой перед гробницей Александра Македонского. Средиземноморье, Критская школа. XVI - XVII века. Остановившись однажды у могилы Александра Македонского, старец в оцепенении созерцал тщету земной славы и проливал слёзы об обычной доле всякого человека: " К чему вся эта слава, богатство, великолепие, которого безвозвратно лишается человек со смертью, а бессмертная, но истерзанная несовершенством душа, словно заключённая в темницу своего бренного тела, так и не обретёт для себя покоя, ибо не радел человек о воспитании её, не упражнял в молитве, богомыслии, не закалял в лишениях и скорбях. О, смерть, кому возможно избежать тебя! " Был у сего преподобного Сисоя ученик по имени Аполлос. Кроме прочих пожеланий и искушений, у него появилось сильно желание стать священником. В сновидениях ему являлись бесы в образе святителей, хиротонисавшие его во епископа. Пробудившись от сна, он начал упрашивать старца, дабы тот благословил его идти в город к архиерею принять рукоположение. Но старец воспрещал ему, поучая его, вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным наставлением старца, Аполлос тайно бежал от него и отправился к родственникам в Александрию, чтобы при их содействии получить пресвитерский сан. Когда Аполлос шел по дороге, встретился ему в образе неизмеримо высокого человека бес. Он был наг и чёрен, с отвратительным лицом, толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное подобие, он в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распространяя смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что это невозможно даже передать на письме. Кинувшись Аполлосу не шею, бес обнимал его руками и целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и пытался вырваться, но бес говорил: " Зачем ты убегаешь от меня? Знай, что ты мой, и я люблю тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и пришёл к тебе, чтобы сопровождать тебя, до тех пор, пока исполню все твои желания! " - Чуть отступив от Аполлоса, бес преобразился в красивую нагую женщину и сказал: " Подойди и исполни твоё желание, которым ты много успокаивал меня в твоих сердечных помыслах! " Будучи не в состоянии больше переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвёл очи к небу и громким голосом взмолился: " Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от этой напасти! " Тогда бес сказал: " Я хотел сделать тебя священником и епископом! Но молитвы Сисоя, сластолюбивого старца, отгоняют меня от тебя " , - и с этими словами стал невидим. А объятый страхом Аполлос возвратился к старцу и, припав к его ногам, исповедал пред ним всё происшедшее и просил прощения.

http://drevo-info.ru/articles/6371.html

Не нужно отвергать этого делания из-за отчаянного страха от него рождающегося, ибо такой страх, по слову того же святого Отца, есть «признак нераскаянных согрешений» 227 . Следовательно, надо желать раскаяния в совершенных грехах, а не желать грешить дальше, избегая памяти смертной. Итак, как сказал один старец: «Пойди, имея такие мысли, какие имеют преступники, находясь в тюрьме. Они постоянно спрашивают других: где судья? когда придет он? – и от ожидания (его) плачут» 228 . Так должен делать и всякий христианин, непрестанно внимая и облегчая свою душу. Такое делание, по всей видимости, имел преп. Агафон, потому что, когда наступило время его кончины, он три дня смог пребыть в глубоком внимании к себе, не беседуя ни с кем. На вопрос братии: – Авва Агафон, где ты? Он ответил: – Я предстою суду Христову. Братия, удивляясь, опять спросили: – Неужели и ты, отец, боишься? Он отвечал: – Я старался по силе моей сохранить заповеди Божии, но я – человек, и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу. Братия опять спросили: – Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией? – Не могу уповать, – отвечал он, – потому что ин суд человечий и ин суд Божий. Они хотели еще спросить его, но он их попросил: – Окажите мне любовь, теперь не говорите со мной, потому что я не свободен. Когда он кончался, ученики свидетельствовали: – Мы видели его веселящимся, как бы он встречал и приветствовал дорогих друзей. Но это уже плод памятования смерти и суда. Само же делание не так легко, как может показаться несведущему. – Кто может носить помысел Антония? – спросил как-то Великий Сисой. А потом, имея в виду себя, добавил: – Впрочем, я знаю человека, который может его носить. Что это за помысел, который носил преп. Антоний и который трудно было носить кому-либо еще? Преп. Силуан Афонский объясняет, что преп. Сисой имел в виду тот помысел, которому преп. Антоний научился у сапожника александрийского, открывшему ему свое духовное делание. Когда преп. Антоний по указанию Божию пришел к сапожнику и спросил, как он живет, тот ответил, что ничего особенного не делает, а лишь во время работы смотрит на проходящих мимо него людей и помышляет так: «Все жители этого города от большого до малого войдут в царство Божие за свои добродетели, а я один пойду в вечную муку за грехи мои» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   Слово 3, гл. 1.    Лествица. Слово 28, гл. III.    Требник. Последование Исповедания.    Алфавитный Патерик. Преподобный Арсений Великий.    Святой Исаак Сирский. Слово 41.    Святого Иоанна Карпафийского, гл. 13. Добротолюбие, ч. 4-я.    Преподобного Макария Великого, Слово 1, гл. 1. Слово 7, гл. 1.    Четьи-Минеи 2 октября.    Лествица. Слово 27, гл. 56.    Заимствовано из 56-го Слова святого Исаака Сирского.    Преподобный Нил Синайский. О молитве. Добротолюбие, ч. 4-я.    Иов. Главы 1 и 2-я.    Преподобный Нил Сорский, Слово 3-е.    Преподобный Макарий Великий, Слово 7-е, гл. 31.    Преподобный Макарий Великий, Слово 4, гл. 7.    Апок. II:7; Преподобный Макарий Великий, Слово 4, гл. 5.    Преподобный Макарий Великий, Слово 4, гл. 6.    Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября.    Преподобный Нил Сорский, Слово 3.    Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11-е, о еже скоро отсекати страсти.    Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. XVII.    Преподобный Макарий Египетский. Беседа 21, гл. 2, 3.    Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков.    Благовестник.    Святой Исаак Сирский, Слово 1-е.    Святой Исаак. Слово 21-е.    Преподобный Макарий Великий. Слово 6, гл. 11. Слово 7, гл. 12.    Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик. Сисой Великий.    Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282-й.    Преподобного Григория Синаита о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие, ч. 1.    Благовестник.    Слово XXVIII, гл. LXIV    Лествица. Слово 28, гл. II. 14. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями...    Заимствовано из святых отеческих писаний 1.Чревообъядение    Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

• Это монахи: Антоний, Аммун, Арсений, Амон, Агафон, Ахилла и Амон, Анув и Алон, Аммонаф и Анфим, Афре и Акакий, Авксентий, Авраамий, Афродисий, Афинодор, Аммоний, Анина, Антиох, Агапит, Афанасий Великий , Висарион Великий, Иов Новый, твердый Вениамин, Светильник Виталий, Вавила, Ве- недикт, пастырь Вассиан, Василий, Геласий – царь страстей, Герасим, Гер- ман, Гаий, Давид фессалонитский, Даниил, Дий и Далмат, Дометиан и Доме- тий, Евфимий, Елладий, Ефрем, Евлогий, Зосима, Захария, Зинон, Зоил, Ве- ликий Исайя, Илия, Феодор Ферминский, Еннат, Феодул, Феона, Феодосий, Феоктист, Фалассий, Феодор Великий, Иоанн, Антоний, Евфимий Великий, Павел и Арсений, Феоктист, Евпраксия дева, Божественный Иларион, Вели- кий Иустин, Иеракс, Ивистион со Иосифом, Иеремий, Карион, Коприй, Ка- стор, Кассиан, Лаврентий, Логгин, Лот, Леонтий, Максим, Маркиан, Марк, Макарий Великий , Мартиниан, Малх, Маркелл, Милл, Нил, Навкратий, Ни- кон, Нафанаил, Нисферон, Ксенофонт, Порсисий, Онуфрий, Пимен, Памво, Пуплий Всеславный, Пиннуфрий, Павнутий, Пиор, Патермуфий, Павел Пре- простый, Пахомий, Паламон сострадалец, Божественный Петроний, Пасари- он, Равул, Руф, Сисой, Ерид и Силуан, Симеон столпник, Савва Освященный, Серапион, Силван, Сармат, Тимофей, Тифой, Иперехий, Фармуфий, Фока, Харитон, Херимон, Псой, Ор Премудрый. • Это жены: Вриена, Феврония, Фомаида, Платонида, Мелания, Евпраксия со двумя Феодорами и Анастасиями, Мария Египетская, Ефросина, Феодула, Феодотия, Иулитта, Исидора, Марина, Матрона, Сигклитика, Сара, Иустина, Пелагея, Таисия. В пятую неделю Великого поста особо вспоминается св. Мария Египетская: «…Якоже и еже прежде блудница, постническим подвигом подвизася: отнюдуже и немощное отвергши, доблественно сопротивоста на диавола». 252 Будучи блудницей, Мария Египетская при помощи поста смогла преодолеть свои немощи и противостать диаволу. • Это святители, священноначальники и священномученики: Василий Великий , Афанасий, Григорий Богослов , Иоанн Златоглаголивый, Кирилл Богомудрый, Исихий Богослов, Мелетий, Григорий Нисский , Епифаний, Амфилохий, Митрофан, Нектарий, Аттик, Геннадий, Анатолий, Евсесий, Николай священноисповедник, Софроний, Евлавий, Диадох , Евстафий, Амвросий, Александр, Федим, Спиридон Богоносный, Антипатр, Палладий, Иероним и Герман, Дионисий, Клим многострадальный, Флавиан, Павел Великий, Михаил Синадский, Тарасий, Никифор, Феодор, Феофан, Петр, Игнатий, Поликарп и Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как нелегко человеку воздержаться от грехов языка, как трудно бороться ему с этим грехом без помощи Божией, — нам разъясняет св. отцы Церкви. Пока человек ни начал борьбы с каким-либо грехом, он не понимает насколько крепко этот грех держит его в своих когтях, а как только начнет борьбу с этим грехом — так сейчас же чувствует, что он — во власти этого греха, и что без помощи Божией ему нечего и думать о том, чтобы этот грех победить. Вот что говорят о грехах языка святые Божии угодники — люди, отдавшие всю свою жизнь подвигу, постоянно себя строго контролирующие, постоянно себя очищавшие. Великий подвижник, наставник монахов, известный в древности своею мудростью — преп. Пимен Великий, беседуя однажды со своими учениками, и читая Евангелие, прочитал им слова Спасителя: . Потому что, — пояснил Господь, — осужден будешь» (Мф.12:36). Прочитав эти слова, Авва Пимен сказал ученикам: «Чада мои, где уж нам оправдаться от наших слов; чтобы не быть осужденными, — будем лучше молчать». А другой подвижник — Агафон Великий, 3 года носил во рту камень, чтобы приучить себя молчать: когда язык хотел что-нибудь сказать, — камень напоминал, что, быть может, лучше помолчать или, во всяком случае, сначала, как следует, подумать. Авва Арсений Великий перед смертью так говорил своему ученику: «Сын мой, скажу тебе, — сколько раз я каялся в том, что говорил, и ни разу не раскаялся в том, что промолчал». И преп. Сисой Великий — подвижник, который силой своей молитвы воскрешал мертвых, так говорит своему ученику: «Сын мой, вот уже 20 лет, как я ежедневно утром и вечером молюсь: «Господи Иисусе, защити меня от языка моего, я ничего с ним сделать не могу!» Вот как держится этот грех за сердце человека. Вот потому и молится церковь: «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих», чтобы не вылетала из них празднословная, лишняя, грешно осуждающая речь. И дальше к этим словам добавляются слова, которые далеко не все понимают: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Шестая соловецкая челобитная 1144 (л. 32). Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Роши самодержцу бьют челом твои царьские богомолцы Соловецкого монастыря келарь Азарей, казначей Симан и соборные старцы и вся рядовая и болнишная братая и слушки и В прошлых, великий государь, годех по твоему великого государя указу и по грамотам присланы к нам богомолцам твоим в Соловецкой монастырь гречане и киевляне и руские люди. И ис тех, великий государь, опалных людей в прошлом во 176-м году октября в 1 день ночью, проломав тюрму, збежало из монастыря человека: Афонские горы архимарит Феофан, да белой non Сисой, да казненой Андреянко Веревкин. И мы, богомолцы твои, посылали за ними в погоню монасгырьских трудников десять человек. И тех опалних двоих тела архимарита Феофана да казненого Андреянково, сторонние люди нашли на мори на лудах. И те утопшие погребены в монастыре. A попа Сисоя тело не сыскано, а которые, великий государь, трудники монасгырьские десять человек посыланы были за ними в погоню, и те люди на мори погибли без вести. А мы, богомолцы твои, заперты, болше посылать нам никуда нельзя. И в нынешнем, великий государь, во 177-м году июня в 16 день мы, богомолцы твои, выслали из монастыря опалных людей тринатцеть человек Сумского острогу с стрелцом Силкою Аверкиевым с товарищи. И велели поставить в Сумском остроге перед стряпчим Игнатьем Волоховым. И к нему о том отписали, и имена их под отпискою к нему послали. А выслали для того, чтоб оне у нас не ушли, потому что мы ныне, богомолцы твои, в монастыре заперты. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй нас, своих царьских богомолцев, призри на наше моление. Вели, государь, нам быть в Соловецком монастыре в церковном пении по прежнему преданию, как указали чюдотворцы Зосима и Саватие, и Филипп, и Герман. А нового пения, великий государь, нам принять невозможно. А сию нашу челобитную стряпчему Игнатью Волохову под отпискою вели, государь, послать к себе великому государю к Москве. Царь государь, смилуйся, пожалуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно в Галлии появился вождь франков, Хлодвиг, который объединил враждовавшие племена, образовал сильное государство и, после битвы при Тольбиаке, крестился в 496 году. Хлодвиг был первым из германских вождей, который принял православное крещение, тогда как все остальные были крещены арианами. Большое влияние на его обращение имели его жена, св. Клотильда и св. Женевьева Парижская. На Востоке монофизитское движение вновь возобновилось после Халкидонского собора и особенно усилилось в Египте. Тогда имп. Зенон издал государственное и обязательное исповедание веры, которое должно было примирить всех, и назвал его «Енотикон» (акт объединения). В нем говорилось о Никейском Символе Веры и анафематизмах св. Кирилла, но отвергалась Халкидонская формула. Востоку пришлось жить под «Енотиконом» до восстановления православия в 518 году. Сам имп. Зенон был нейтрален и миролюбив, но его преемник Анастасий (491–518), по роду славянин, склонился к монофизитству. Так как «Енотикон» был официальным исповеданием веры, то его приняла, как норму, армянская Церковь , которая, после периода гонений от персов, получила свое устройство на соборе в Валаршападе в 491 году. С этих пор армянская Церковь осталась полумонофизитской. Монашество в 5 веке В 5 веке монашество распространилось во всех областях Империи. Кроме монастырей Египта и Палестины, было основано много обителей по всей Малой Азии, Греции и Южной Италии. Самыми великими подвижниками на Востоке были: Св. Феодосий Великий (память 11 января), родом из Каппадокии, который основал недалеко от Иерусалима первый общежительный монастырь в Палестине. Он был великим подвижником и обличителем Евтихиан, за что был сослан при имп. Анастасии. Св. Сисой Великий (память 6 июня) жил в Египте и прославился чудесами. Он воскрешал мертвых и целил болезни. Св. Евфимий Великий, родом из Великой Армении, подвизался в Палестине и привлек многих ко Христу своими подвигами и примером (память 20 января). Его ученик, св. Савва Освященный, был основателем великой Лавры около Иерусалима (память 5 декабря). Св. Савва написал первый устав церковных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Учтите, Франциск Ассизский – это не какой-нибудь маленький святой. Это светило первой величины в западной Церкви. Это светило, которое у нас сколько людей превозносят, только почитайте вступление Дурылина в книге «Цветочки Франциска Ассизского», как он там пишет, как он превозносит Франциска! Сами апостолы, оказывается, ниже его. Вот это тщеславие и гордыня порождаются самим догматическим учением Церкви. Для широкого круга людей вся догматика – это достаточно сложная область и скучная. Когда же коснешься ее преломления в непосредственной духовной жизни человека, начинаешь понимать, какое огромное значение имеет то или иное понимание того, что совершил Христос. Сверхдолжные заслуги. Христос говорит: если бы вы сотворили все, повеленное вам, говорите и думайте, что вы рабы неключимые. Если мы возьмем и рассмотрим психологию тех, кого Православная Церковь именует величайшими святыми. Их в истории не так много, тех, кого церковь называет великими: Антоний Великий, Афанасий Великий, Макарий Великий. Их не так много. Но если мы посмотрим на их психологию, как они себя мыслили, как они себя чувствовали! Вот поразительный пример, который мы встречаем в жизни преподобного Сисоя Великого. Перед смертью, когда собрались вокруг него все его сподвижники и ученики, он молится, его спрашивают: “О чем ты молишься, Сисой?” – “Чтобы дал Бог мне еще время на покаяние”. – “Сисой, тебе ли каяться?” А его лицо при этом становилось все более и более просветленным и сияющим. Настолько сияющим, что на него было уже трудно смотреть. Он ответил так, что до сих пор приходится удивляться: “Поверьте, братья, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего”. Обращаю ваше внимание: человек умирает, ни о каком лицемерии и речи не может тут идти. Мы находим подобные же примеры сколько угодно. Те, кто тут сидит, и те, кто читает утренние молитвы, не могли не обратить внимание, например, на утреннюю молитву Макария Великого. Поразительная молитва, очень краткая, но подумайте, что он говорит, Великий Макарий, которого называли “земным богом”: “Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою”. Т.е. я ничего доброго перед Тобой не сделал. Это он, Макарий, так говорит.

http://pravmir.ru/chto-takoe-pravoslavie...

И отсюда мы одновременно видим, что только Господь может положить это «хранение» на наши уста.    Как нелегко человеку воздержаться от грехов языка, как трудно бороться ему с этим грехом без помощи Божией, — нам разъясняет св. отцы Церкви. Пока человек ни начал борьбы с каким-либо грехом, он не понимает насколько крепко этот грех держит его в своих когтях, а как только начнет борьбу с этим грехом — так сейчас же чувствует, что он — во власти этого греха, и что без помощи Божией ему нечего и думать о том, чтобы этот грех победить.    Вот что говорят о грехах языка святые Божии угодники — люди, отдавшие всю свою жизнь подвигу, постоянно себя строго контролирующие, постоянно себя очищавшие. Великий подвижник, наставник монахов, известный в древности своею мудростью — преп. Пимен Великий, беседуя однажды со своими учениками, и читая Евангелие, прочитал им слова Спасителя: «Глаголю... вам, что за всякое слово праздное, какое скажут люди, они дадут ответ в день судный . Потому что, — пояснил Господь, — от слов своих оправдаешься, и от слов своих осужден будешь» (Мф.12:36). Прочитав эти слова, Авва Пимен сказал ученикам: «Чада мои, где уж нам оправдаться от наших слов; чтобы не быть осужденными, — будем лучше молчать».    А другой подвижник — Агафон Великий, 3 года носил во рту камень, чтобы приучить себя молчать: когда язык хотел что-нибудь сказать, — камень напоминал, что, быть может, лучше помолчать или, во всяком случае, сначала, как следует, подумать.    Авва Арсений Великий перед смертью так говорил своему ученику: «Сын мой, скажу тебе, — сколько раз я каялся в том, что говорил, и ни разу не раскаялся в том, что промолчал».    И преп. Сисой Великий — подвижник, который силой своей молитвы воскрешал мертвых, так говорит своему ученику: «Сын мой, вот уже 20 лет, как я ежедневно утром и вечером молюсь: «Господи Иисусе, защити меня от языка моего, я ничего с ним сделать не могу!»    Вот как держится этот грех за сердце человека. Вот потому и молится церковь: «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих», чтобы не вылетала из них празднословная, лишняя, грешно осуждающая речь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Счастливо уцелевшую часть этого первоначального росписание стен Успенскаго собора, сделанного в 1515 году по приказанию Великого Князя Василия Ивановича и по благословению митрополита Варлаама, A. С. Павлов видит в стенописях на предалтарной стене, закрытой в настоящее время деревянным иконостасом 3 . О существовании этой преграды и о ее росписи, по словам Снегирева, знали еще в начале XIX столетия. „Фрески и лики святых, говорит он, обнаружились в 1812 г., когда святотатственные руки сдвинули с мест образа иконостаса 4 ; на нее натолкнулись в 1852 году при поновлении иконостаса, но, к сожалению, без пользы для науки и, повидимому, без всякой мысли об их важном археологическом значении. Лишь в 1882 году, благодаря Коммиссии по реставрации собора, предалтарная стенка была снова открыта, и покрывающие ее фрески обратили на себя особенное внимание археологов (Усова, Павлова и Мансветова). – В летописях нет указаний, когда построена эта стенка, но нет сомнения, что она относится ко времени построения собора Аристотелем, и не была чем-нибудь новым в тогдашней архитектуре. Эта стена, как видно по новой кладке, неоднократно подвергалась исправлениям, вызываемым необходимостью поднимать выше двери, вследствие повышения пола в соборе 5 . Она была оштукатурена и по штукатурке росписана фресками, которые идут не от пола, a лишь на высоте 2 ½ аршин от него, следовательно, не менее, как на 3 ¼ аршина или даже выше над первоначальным полом. Вследствие поднятия надверных сводов, часть штукатурки обита, a вместе с нею, несомненно, уничтожены и некоторые из фресок. – До настоящего времени сохранились следующие фрески. – От северной стены собора до дверей, ведущих в приделе св. Димитрия Солунскаго, идет ряд изображений, прерывающийся лишь над дверями, где фрески уничтожены. Представлены: 1) Алексей Человек Божий (дверь в приделе ап. Петра), 2) Парфений, 3) Иоанн Лествичник , 4) Иоанн Кущник (северная дверь главного алтаря), 5) Павел Фивейский, 6) святой, надписи над которым не сохранилось, 7) Феодосий (неизвестно, какой – Великий, или Печерский), 8) Исаак Сирин , 9) Ефрем Сирин , 10) Евфимий Великий, 11) Антоний Великий (около царских дверей), 12) святой без обозначени имени, 13) Савва Освященный, 14) Симеон Столпник (Сирийский, летопроводец), 15) Арсений Великий , 16) Пимен Великий или Палестинский, 17) Царевич Иоасаф, 18) св. Варлаам Индийский, 19) Нил постник и 20) Сисой Великий – Над дверями, ведущими в придел Петра и Павла, Спас Благое Молчание, с крестообразно сложенными на груди руками, с двумя серафимами по сторонам (один серафим, налево, уничтожен вместе с штукатуркою). На двух столпах, над иконостасною стеною, – Благовещение. На стене над южными приделами собора – сцены из жизни Спасителя, – бегство в Египет и друг.“ 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010