Итак, чего же мы ожидаем в будущем? Умереть или пожить? Пожить, скажешь ты. Но сколько можно пожить? Для каждого человека без исключения есть конечный пункт в этом жизненном путешествии. Остановка эта обязательна и неотвратима для всех людей. Следовательно, мы живём, ожидая не жизни, но смерти! Все те, кого мы видим по телевизору, на площадях, в кафе, в магазинах, школах, университетах, в министерствах, и те, кто соревнуются на Олимпийских играх и получают олимпийские награды, и те, кто на переполненных стадионах пинают мяч и вызывают всеобщий восторг, а также те, кто ими восторгаются, и все прочие, независимо от пола и возраста, суть кандидаты… в покойники! За углом их поджидает смерть! И едва родившийся младенец, которого нежно обнимает мать, и он однажды умрёт! «Ох, смерть, кто может избежать тебя?!» – говорил, сокрушаясь, великий подвижник Сисой, взирая на надгробие легендарного Александра Македонского. Танцуя! На одной живописной картине изображен зал, где юноши и девы, старики и старухи самозабвенно кружатся в танце. Танцевальная площадка переполнена танцующими, а неподалеку стоит смерть и с сарказмом наблюдает за этой сценой. В центре площадки находится люк, створки которого постоянно открываются, поглощая каждый раз человека! А что же танцующие? Одни бросали мимолётный взгляд на люк (непрестанно поглощавший людей!), другие закрывали глаза, и все «спокойно» продолжали свой смертельный танец! И так до тех пор, пока страшный люк не истребил всех, отправив их навсегда в глубины ада! Вот такое беззаботное у нас смертных (и наделённых разумом!) отношение к своей смерти! То есть мы живём, как бессмертные боги, а не как тленные человеки. И пусть умирают и умирают вокруг нас наши собратья! Мы не хотим всерьёз осознать, что приближается и наша очередь, мы не просыпаемся! Видите, насколько глубок наш сон! Мы напоминаем беззаботного пассажира, который каким-то образом оказался спящим в поезде, несущемся куда-то с головокружительной скоростью. Проснувшись, он выпил чашку кофе, почитал газеты, зевнул и снова заснул, не задавшись даже вопросом: как я оказался в этом поезде?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   Старец посмотрел на него, а брату сказал:    – Пойди и покорми их.    Когда монахи увидели кашу, то спросили:    – У вас, наверное, гости. Иначе зачем бы старец стал есть вместе с вами?    – Да, — ответил брат.    Они начали сокрушаться и говорить:    – Да простит вам Бог, что мы заставили старца сегодня с утра есть. Разве вы не знаете, что теперь он будет измождать себя многодневным трудом?    Услышав это, епископ покаялся перед старцем:    – Прости меня, авва, за то, что я думал о человеческом. А ты сотворил дело Божие.    – Если бы Бог не прославил человека, — ответил авва Сисой, — человеческая слава была бы ничем. 10. Об отшельниках говорили, что, если кто-нибудь другой постигал, в чем их делание, то есть узнавал о них что-либо, то они уже вменяли себе это делание не в добродетель, а в грех. 11. Сказал старец: «Человекоугодничество уничтожает чего достиг человек: и приверженность добродетелям, и доблестную привычку, и оставляет за собой выжженную пустыню». 12. Он же сказал: «Тот, кто объявляет и везде разглашает о своих добрых делах, подобен тому, кто сеет прямо по целине. Слетаются птицы небесные и поедают все зерна. А кто проводит жизнь в тайне, тот сеет глубоко в землю и потому собирает обильный урожай». Глава 27: О том, что не следует заводить дружбы со знатными мира сего    Арсений Великий стал знаменитым не только среди местных жителей, многие из которых приходили к нему в поисках спасения. Слава о нем распространялась все шире, и немало людей стало пребывать и издалека — всем им хотелось увидеть Арсения и напитаться сладостью его речей. Когда молва о его добродетельной жизни разнеслась повсюду, достигнув слуха множества людей, то к нему стали приезжать даже из Александрии. К ним принадлежал и архиепископ этого города Феофил. Он почел за великое благо отправиться к Арсению, не взирая на трудности далекого пути и прибыл к старцу вместе с начальником города, чтобы услышать столь необходимые душеполезные слова аввы. Помолчав немного, авва сказал:    – Я скажу вам нечто, если вы пообещаете сохранить это в тайне. — Они, конечно, пообещали, и авва продолжал. — Об одном вас прошу, если услышите, где сейчас Арсений, не ходите к нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Следует держать всегдашнее покаяние (монахи – это просто монастырские рабочие, если они не держатся покаяния), к которому прилепляется благодать Божия. Нужно постоянно болезновать о своих грехах; как говорит Псалмопевец: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну ( Пс 50,5 ). Мы же – словно ночью – не видим пятен на себе, пребываем в окамененном нечувствии. Но чем ближе христианин к Богу, тем виднее ему собственная греховность. И великие подвижники представляли себя во грехе, как по горло в тине – вот-вот захлебнусь, помоги мне, Господи, на Страшном Суде. Сисой Великий, умирая, обращался к Ангелам: дайте мне время покаяться, не знаю – начинал ли я покаяние? На Исповеди мы порой бываем немы – значит мы праведны? Если мы немы, то дай, Господи, зреть наши грехи (да сделаемся мы нищими духом (ср. Мф 5,3 ), да приобретем мы сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (ср. Пс 50, 19 )). И помни: исповеданный грех становится внешним по отношению к тебе. Ненавистен Богу самодовольный праведник, но близ Он сокрушающегося грешника. Где Бог, там и рай, – и в чистой душе тоже делается рай. Куча грехов у нас еще не раскопана – почему и не рыдаем подобно святым Угодникам о них. Нечистая сила, как невидимый воздух, окружает нас; так побежим в страхе от нее, что засвистит в ушах. Одним лишь страшным именем Божиим можем бороться с бесами и грехом, очищать сердце, в коем сей источник зла. Борись с парением мыслей – собирай ум. Мечтам не внимай – они отвне. Мечты – это задние мысли. Суетные помыслы оскверняют (чти, когда одолевают тебя, акафист Иисусу Сладчайшему). Не следует внимать помыслам; они – чужие, от диавола, Мысли хульные, нечистые, неверие – от него. Если они приходят без твоего соизволения , то они – ничто, не обращай на них внимания, презирай их, не возбуждаясь ими, не смущаясь по прельщению диавола и маловерию. Молись об избавлении от них. Здесь и ненависть к демонам нужна: Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми ( Пс 138,22 ), Познавай действия врага и не внемли, откинь помысл. Его тщание против тебя: отнять твою веру, надежду, любовь, вринуть в отчаяние, в грехи, в нераскаянное чувство – в богопротивление , погубить навечно. Первым делом – следует отревать помыслы, не внимать им, не сочувствовать, распознать – чьи они. Внимание не следует обращать на духовно вредное, но на молитву, заповеди Божии. Помысл встречаю, как огнь, со слезами – и исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Как-то я сидел с блаженным Сергием, игуменом Равнины и читал книгу Притчей. Дойдя до слов: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» ( Притч. 26:20 ), я попросил блаженного Сергия объяснить их смысл. «Дерево, – сказал он, – основа огня. Если не подкладывать дрова, огонь гаснет. Так и у страстей есть причина. Если её убрать, то страсти не будет. Причины гнева – стремление получать выгоду путем обмена, желание вершить свою волю, поучать других, кичиться, считать себя самым благоразумным. Если человек отсечёт эти причины гнева, то страсть гнева ослабеет. Об этом же говорил и авва Сисой, когда брат спросил его, почему от него не отступают страсти». «Потому что сосуды страстей, – ответил авва, – то есть их причины, внутри тебя. Отдай им их приданое (т.е. причины), и они отстанут от тебя». А любитель страсти, в котором не утихает брань, – тот, кто не довольствуется первым возмущением и подстрекает себя на повторный гнев. Если какой-то человек вспыхнет гневом, но тотчас придет в себя, осознав свои границы, и начнет каяться перед братом за своё возмущение – он не гневливый. В его душе возмущение стихает, а после покаяния дружба с братом не прекращается и в будущем войдёт в мирное и безмятежное русло. А кто гневается, тот забывается и ещё больше злится, сам себя побуждает к гневу да ещё и сожалеет, что не сказал больше, тот называется спорщиком. В нём никогда уже не утихает битва: за сердечным смятением у него следует злопамятство, огорчение и лукавство. А на будущее злоба и гневное смятение ещё больше в нём возрастают и преумножаются. Гнев с каждым днём становится всё больше и, в конце концов, окончательно овладевает несчастным, доводя его до беснования. Да освободит нас от такой участи Иисус Христос, благой Владыка наш и Господь». Он же говорил, что мы нуждаемся во многом трезвении и разумении, чтобы противостоять разнообразным уловкам дьявола. Он заставляет человека возмущаться без всякого на то повода, даже малейшего, а иногда приведет какой-нибудь благой предлог, чтобы человек думал, что разгневался праведно. Всё это обнаруживает только человеконенавистничество дьявола. Человек, который искренне стремится следовать путем святых, должен совсем перестать гневаться на людей. Как сказал Макарий Великий : «Братьям совершенно чуждо гневаться и гневить».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

— Да простит вам Бог, что мы заставили старца сегодня с утра есть. Разве вы не знаете, что теперь он будет измождать себя многодневным трудом? Услышав это, епископ покаялся перед старцем: — Прости меня, авва, за то, что я думал о человеческом. А ты сотворил дело Божие. — Если бы Бог не прославил человека, — ответил авва Сисой, — человеческая слава была бы ничем. 10. Об отшельниках говорили, что, если кто–нибудь другой постигал, в чем их делание, то есть узнавал о них что–либо, то они уже вменяли себе это делание не в добродетель, а в грех. 11. Сказал старец: «Человекоугодничество уничтожает чего достиг человек: и приверженность добродетелям, и доблестную привычку, и оставляет за собой выжженную пустыню». 12. Он же сказал: «Тот, кто объявляет и везде разглашает о своих добрых делах, подобен тому, кто сеет прямо по целине. Слетаются птицы небесные и поедают все зерна. А кто проводит жизнь в тайне, тот сеет глубоко в землю и потому собирает обильный урожай». Глава 27: О том, что не следует заводить дружбы со знатными мира сего 1. Из жития святого Арсения Арсений Великий стал знаменитым не только среди местных жителей, многие из которых приходили к нему в поисках спасения. Слава о нем распространялась все шире, и немало людей стало пребывать и издалека — всем им хотелось увидеть Арсения и напитаться сладостью его речей. Когда молва о его добродетельной жизни разнеслась повсюду, достигнув слуха множества людей, то к нему стали приезжать даже из Александрии. К ним принадлежал и архиепископ этого города Феофил. Он почел за великое благо отправиться к Арсению, не взирая на трудности далекого пути и прибыл к старцу вместе с начальником города, чтобы услышать столь необходимые душеполезные слова аввы. Помолчав немного, авва сказал: — Я скажу вам нечто, если вы пообещаете сохранить это в тайне. — Они, конечно, пообещали, и авва продолжал. — Об одном вас прошу, если услышите, где сейчас Арсений, не ходите к нему. Такая просьба не огорчила их, но обрадовала, потому что они поняли его любовь к безмолвию и невиданное смирение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

9 Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 120 (2-я коптская статья о Макарии Великом ). Еще подробнее рассказывается в житии Макария, составленном епископом Серапионом, Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 101–104. Здесь еще очень важна следующая подробность: после исцеления дочери Агафоника посланный им слуга предлагал Макарию большой подарок – 4 000 золотых монет; но Макарии отказался от денег, говоря, что дара Божия не продают и что ему не нужно ничего подобного. 10 Βιτμιος, Витимий. Очевидно, грек не мог произнести тот коптский звук, который мы произносим легко. Лат.: Vindemius. Vitae patrum, VI, 3, § 2. 11 ως πδ πλοτου=как бы от богатства. Какое сходство греческого и коптского выражения мысли! Очевидно, греческий текст есть перевод коптского текста. 12 В Копт. стоит цифра 9, а в самом переводе Амелино cinq – пять, как и в греческом и латинском изданиях и в русском переводе. 13 μαρτριον, martyrium=мученичество; место, где погребен мученик; храм – малый, в отличие от большого – εκκλησα 14 Αποφθγματα... Μκρ. 33. Достопамятные сказания... – Мкр. § 32. Vitae patrum, lib. III, § 195. Vitae patrum, VI, 3, § 2. Древний патерик, гл. 20, § 3, с. 395–396. 15 Αποφθγματα... Μκρ. 39. Достопамятные сказания... – Мкр. § 38. Vitae patrum, lib. III, § 127. 16 Αποφθγματα... Мкр. 13. Достопамятные сказания... – Мкр. § 13. Vitae patrum, V, 7, § 10. Древний патерик, гл. 7, § 15, с. 114. 18 hAI=πτον, ventilabrum (Peyronis. Lexicon copticum 326). Β ποφθγμα-τα читаем ντρο ν=селитру. 20 YIYWI =Σισης, Сисой. Грек не мог произнести такого коптского звука и заменил его несколько похожим звуком. 22 επτ ονματα ( Αποφθγματα). Но в Достопамятных сказаниях читаем: «чтобы сжать семь нив». Это не совсем верно: первое – «будучи всемером» – осмысленнее, чем «сжать семь нив». 23 «Αποφθγματα... Мкр. 7. Достопамятные сказания... – Мкр. § 7. Древний патерик, гл. 19, § 11, с. 385–386. 25 Αποφθγματα... Мкр. 27. Достопамятные сказания... Мкр. § 27: никого не обижай, никого не осуждай: соблюдай сие, и спасешься.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В комментарии к восьмой заповеди – " не укради« – говорилось, что укравший должен был возместить стоимость кражи в двойном, а то и в пятикратном размере. Если же платить ему было нечем, то он продавался в рабство. Пойманный на месте вор подлежал смерти. 38 Девятая заповедь – «не лжесвидетельствуй» – кроме ложного свидетельства, запрещала внимать пустому слуху, предписывалось удаляться от неправды. 39    Может ли честность принести счастье? Не секрет, что ложь чаще всего используется в корыстных целях. Будучи честными, мы можем проиграть материально. Но в обмен на финансовое благополучие честность приносит нам чувство собственного уважения и спокойствия. Честность не показная, не демонстративная, несуетная, не фанатичная – счастье. Прожить честно день, неделю, месяц, год – счастье. Прожить честно и праведно жизнь – великое счастье . Есть ли такие люди? Есть! И не только святые... Просто ли прожить, не произнося ложных свидетельств? Сие зависит не только от нравственного императива человека, но и от социально – исторических обстоятельств, в капканах которых оказался неплохой человек. Сохранить незапачканную лжесвидетельством совесть – счастье. Девятая заповедь ориентирует на праведную жизнь, ибо в праведности – счастье на все времена. Десятая заповедь говорит о том, человек должен иметь не только благородные дела и речь, но также и порядочные мысли: не завидовать тому, что есть у наших ближних. Некоторое «дублирование» седьмой и восьмой заповедей здесь не случайны: то, что сегодня есть в мыслях, в скором времени будет и в делах. Итак, ветхозаветные заповеди представляют собой определенное руководство для жизни. Зная наши ограниченные возможности, а также наши потребности, Господь дает нужные указания, чтобы помочь нам вести мирную, счастливую жизнь. Один из святых отцов V столетия Сисой Великий в отношении ветхозаветного закона говорил, что тщательное выполнение заповедей открывает человеку его немощь. Иначе говоря, Бог , давая заповеди, подталкивает его к осознанию необходимости обращения человека к источнику всех благ.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Исаака Сирина . И дальше еп. Игнатий говорит; «После того делается ясным, почему великие отцы – Сисой, Пимен и другие, имея обильный дар исцелений, старались скрывать его». А другим, при этом даре, посылались искушения и скорби, чтобы предохранить их от превозношения. Говорит св. Исаак Сирский: «Дарование без искушений – погибель для приемлющих его. Если твое делание благоугодно Богу, и Он даст тебе дарование, то умоли Его дать тебе и разум: каким образом смириться тебе при даровании; потому что не все могут сохранить богатство безвредно для себя». «Священное Писание, – пишет еп. Игнатий, – на всем пространстве своем свидетельствует, что Бог посылает различные скорби, а между ними и телесные недуги, тем человекам, которых Он возлюбил. Священное Писание утверждает, что все без исключения святые Божии совершили земное странствование по пути узкому и тернистому, исполненному разнообразных скорбей и лишений». «Без них невозможно стяжать душевной крепости», – сказал св. Исаак. От искушений приходит человек в смирение; а «видение своего ничтожества и своей немощи», а вместе с этим и «видение Бога, Его величества, всемогущества и бесконечной благости возбуждает душу устремляться молитвою к Богу. Вся надежда такой души сосредоточена в Боге» (еп. Игнатий). Святые, все без исключения, несмотря на то, что раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многим и тяжким скорбям и искушениям», – говорит еп. Игнатий. Для чего же это? «Разрешается этот вопрос, по наставлению Свящ. Писания и св. отцов, следующим образом. Хотя греховность и побеждена в праведных человеках присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования: не отнята и у них свобода в избрании добра и зла», как учит св. Макарий Великий . «Неизменяемость в добре – принадлежность будущего века. Земная жизнь до последнего часа ее – поприще подвигов произвольных и невольных». «Доколе христианин, хотя бы он был сосудом Святого Духа, странствует на земле, – греховность может снова объять душу и тело».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

б) Но таковое назначение тела осталось почти и тогда, когда человек, вследствие грехопадения прародителей в раю, подвергся болезням и смерти по телу. И теперь тело грешного человека , хотя по причине греха его подверглось расстройству, болезни и смерти, служит тем не менее одеждою для души, вполне приспособленною к теперешнему греховному состоянию ея. Расстройства и болезни тела, бывающия почти всегда от греха и стоящия почти всегда в причинной связи с ним, дают «настоятельно» знать душе, что грех есть великое зло, от которого всемерно нужно освободиться, чтобы не погубить и души и тела. – Хотя и видим, затем, что теперь тела усопших отцов и братий спускаются в мрачную могилу и покрываются землею; хотя ожидаем, что та же участь постигнет и наши тела, но веруем и знаем, что эти тела не пребудут навсегда в земле. Они воскреснут, как воскресло из мертвых тело нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа. Посеянное в могилу тело «в тление» восстанет «в нетлении», восстанет «в славе», восстанет «в силе; тело земное» соделается «теломь небесным, тело душевное» – «телом духовным» (1 " Кор. 15, 40–46). в) Но для христианина назначение его тела не оканчивается тем, чтобы быть душевною и духовною одеждою его души; оно вместе с душею человека имеет высшее назначение – быть храмом Св. Духа: «телеса ваши храм живущего в вас Св. Духа суть» ( 1Кор. 6, 19 ). Это преобразование нашего тела в храм Св. Духа начинает совершаться при посредстве св. таинств, установленных в церкви Христовой. Так в купели крещения оно возраждается во спасение по образу тела, которое приял небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистыя Девы: «елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27 ). Посредством чудного таинства евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Христа, – соединяется наше тело с Божественным телом, наша кровь с Божественною кровию. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь», сказал Господь, «во Мне» «пребывает, и Аз в нем» ( Иоан. 6, 56 ). Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине – Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к ним: «телеса ваша удове Христовы суть» ( 1Кор. 6, 15 )! «Тело Господеви и Господь телу» ( 1Кор. 6, 13 ). «Облецытеся Господем нашим И. Христом, и плоти угодия не творите в похоти» ( Рим. 13, 14 ). «Дары Святого Духа», сказал некоторый великий угодник Божий (Сисой Вел.), «уже естественны естеству обновленному. Уже естественно телу , составляющему собою единое с телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там неслитно и неразлучно со Христом и Дух Святый».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Наиболее характерным примером является вызов в 1901 году из состава Тихоокеанской эскадры в Кронштадт судов: «Наварин», «Сисой Великий», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», «Корнилов» − единоличным решением Управляющего Морским Министерством П.П. Тыртова. Так и не успев отремонтироваться и модернизироваться, все они (кроме совсем аварийного «Корнилова») пришли в мае 1905 года на Цусиму, напрасно совершив практически кругосветное путешествие! [В 1905 году вновь назначенный Морской Министр адмирал Бирилев был настолько поражен этим фактом, что потребовал показать ему все соответствующие документы]. Вызывает неформальное удивление также еще один маловерноподданный поступок адмирала П.П. Тыртова: прямой саботаж им Высочайшего повеления, фактически отменившего режим «вооруженного резерва» для Тихоокеанской эскадры, и предписывающего усилить ее боевую подготовку в стрельбе, маневрировании и практическом изучении будущего театра войны. И вот это Повеление не было даже сообщено адмиралу Алексееву, но положено приказом Управляющего Морским Министерством в сейф Военно-Морского ученого отдела! Так исполнялись у нас прямые Высочайшие повеления Самодержавного Царя, когда Госдум еще и в проекте не было! Между тем, именно системой « Высочайших повелений» лишали самостоятельности и принуждали выполнять объективно вредоносные для Российской Империи действия героев нашей трилогии: адмиралов Дубасова, Алексеева и Рожественского. Они-то были верноподданными. К другим вредоносным действиям Морского Ведомства следует отнести: сознательное снижение тактико-технических характеристик новейших кораблей русского флота, их вооружения и особенно боеприпасов, непродуманность, или продуманность не в нашу пользу, судостроительной программы урезание средств на плавание, маневры и боевые стрельбы флота, введение в 1885 году системы “морского ценза”; отсутствие Морского Генерального Штаба, о необходимости которого еще в 1880-е годы говорил адмирал И.Ф. Лихачев, и другие подобные им, проводимые через последнего Генерал-Адмирала Великого Князя Алексея Александровича.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/31/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010