Скачать epub pdf О стремлении к спасению и совершенству 22 Мы часто говорим о спасении, но, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова) , не понимаем, что это такое: слово «спасение» стало для нас привычным, оно уже не производит на нас должного впечатления. Мы забываем о том, что можем и не достигнуть спасения. Собственно, вся жизнь христианина (даже самого возвышенного, высокопреуспевшего подвижника благочестия) есть забота о спасении. И если мы всегда будем об этом помнить и заботиться о своем спасении, то будем приближаться к тому, что называется христианским совершенством. Вспомним подвижников, приобретших христианское совершенство. Неужели они достигали такого состояния, пребывая в котором чувствовали себя спокойно и уверенно, и мысль о спасении как о противоположности погибели переставала иметь для них значение? Возьмем, к примеру, великого аскетического писателя, учителя Церкви, преподобного Иоанна Лествичника . Из его жизнеописания мы знаем, что, живя в уединении, он удалялся для молитвенного плача в пещеру и во время этого своего подвига предавался таким рыданиям, как будто его жгли раскаленным железом. Разве мы можем сказать об этом человеке, что он только начал свой христианский путь и потому нуждался в таком плаче? Нам, конечно, точно неизвестно, в какое время своей жизни Иоанн Лествичник занимался таким деланием, но вспомним египетских подвижников, поучения которых есть в древних патериках. В самые последние минуты своей жизни они предавались горькому плачу и умоляли Бога о помиловании. Сисой Великий, например, пламенно просил, чтобы его жизнь была продлена для покаяния. А ведь когда он умирал, то видел перед собой апостолов и ангелов и его блаженную душу принял Сам Господь. Эти люди не считали себя достигшими такого состояния, чтобы можно было быть уверенными в своем спасении; они плакали и рыдали, думая, что недостойны спасения. Что же такое христианское совершенство? Одно из важнейших творений святителя Игнатия так и называется – «Слово о спасении и христианском совершенстве». Прочитав его, мы можем подумать, что есть спасение (оно для всех) и есть совершенство (это монашеский путь). Для того чтобы правильно понять, что именно подразумевает Священное Писание под словом «совершенство», обратимся к поучению Спасителя, сказанному знатному юноше: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? ( Мф. 19, 16–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Наконец лицо подвижника просияло как солнце, и в то же время он воскликнул: - Смотрите, Господь идет ко мне», - и с этими словами переселился в иной мир. Думается, у такого человека есть чему поучиться в жизненном плане. Вспомним, что о нем сохранилось в предании. Сказал авва Сисой Великий: Будь обесчещен (т. е. с полным терпением и охотно переноси бесчестия), вполне отвергнись своей воли, отвергни все, что приводить к попечениям мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие. Брат спросил авву Сисоя: отчего не отступают от меня страсти? Старец отвечал: залоги их находятся в тебе; выдай им залоги их, и они удалятся. Брат спросил авву Сисоя: намереваюсь хранить мое сердце. Старец отвечал ему: как возможем охранять наше сердце, когда язык наш подобен отверстым дверям. Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу; велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари. Сказал авва Сисой: Какое бы ни случилось искушение с человеком, он должен предавать себя воле Божией и исповедывать, что искушение случилось за грехи его. Если же случится что доброе, должно говорить, что оно устроилось по промыслу Божию. Некоторые спросили авву Сисоя: если брат подвергнется падению, должно ли ему каяться в течении года? Он отвечал: жестоко - слово это. Они сказали: и так в течении шести месяцев. Он отвечал: много. Они предложили сорок дней, а он и этот срок назвал излишним. Они сказали: сколько же ты назначишь? и то скажи: если падет брат, и случится вечеря любви, должно ли ему придти на эту вечерю? Старец отвечал им: нет! он должен приносить покаяние в течении нескольких дней. Верую Богу моему: если брат будет приносить покаяние от всего сердца своего: то в три дня примет его Бог. Брат сказал авве Сисою: авва! что делать мне? я пал. Старец отвечал: встань. Брат сказал: я встал, и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат: доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

289 Разумеется, во время прибытия Сисоя на Внутреннюю Гору она уже обезлюдела. Подобно Антонию, он время от времени приходил в Писпир, часть которого, согласно другой истории, все еще была наводнена мелетианами. 290 Все необходимое жившему на Внутренней Горе Сисою доставлял διακονητς «агент» из Писпира. Бывало, он задерживался, и однажды Сисой провел в полном одиночестве десять месяцев. Им стали овладевать горделивые помыслы, но тут ему встретился охотник из Фарана (Синайский полуостров), который не видел людей одиннадцать месяцев. 291 Много позже, когда авву Сисоя спросили, как он оставил Скитекую пустыню, где он жил вместе с аввой Ором (Ор известен как нитрийский монах, соответственно, понятие Скит здесь надлежит толковать в расширительном смысле), Сисой ответил, что Скит стал представляться ему слишком людным, узнав же об успении Антония, он пришел на Внутреннюю Гору, нашел ее тихой и «какоето время пожил там». Когда его спросили, сколько же времени он там провел, авва Сисой ответил: «Семьдесят два года». 292 III. Вторжение мира Ко времени кончины Антония в 373 году и Нитрия, и Скит вступили в пору зрелости. Подавляющее большинство монашествующих, разумеется, составляли египтяне. Но мы не можем считать их чистыми коптами, памятуя о том, о какой части Египта идет здесь речь. Смешанная кровь и двуязычие в Дельте должны были встречаться куда чаще, чем в Фиваиде. Следует обратить внимание и на то, что в ту пору не существовало конфликтов между образованными и необразованными монахами. Так, Памво, один из первых пресвитеров Нитрии, судя по всему, вообще не владел грамотой; 293 однако четверо Длинных Братьев, о которых мы еще услышим, являлись его учениками, при этом, по меньшей мере, один из них Аммоний был очень начитан и сведущ не только в Священном Писании («…великий сей муж обладал ученостию необыкновенною»). 294 Но мы должны понимать, что с самого раннего времени здесь (так же как и в Фау) жили и иноземцы. В 340 году, во время ссылки, Афанасия сопровождали в Риме лица, являвшие собою образец монашеской жизни, 295 после чего благочестивые римляне обратили свои взоры к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Кем он становится? Мы видим, кем становятся эти люди, какую приобретают они любовь. Что Исаак Сирин пишет, отвечает на вопрос: что есть сердце милующее – это есть возгорение о скоте, о пресмыкающихся, о гадах, о самих врагах истины. Так что без слез не может смотреть ни на какое страдание их. И если десятикратно в день он был бы сжигаем за любовь к людям – не удовлетворился бы этим. Вот что такое совершенство. С чем оно сопряжено? Сисой Великий перед смертью как солнцем светился, смотреть на него нельзя было, – умолял Бога время на покаяния дать ему. Когда собравшиеся говорили: «Сисой, тебе ли каяться?» – что он ответил, помните: «Не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию моему». Чем ближе к Богу, к этой абсолютной святыне, тем больше несовершенства видит и ощущает человек. Знаете, ночью все кошки серые, говорят французы – и верно. Почти полумрак, так все мы такие чистенькие, а ну-ка свет дайте – оказываюсь я забрызганный в грязи. Вот что такое совершенство, а вовсе не какие-то сверхдолжные заслуги, какая дикость. Из этой дикости что рождается? Мнение о себе, гордыня. Франциск Ассизский говорил о себе: «Я не сознаю за собой ни одного согрешения, которое я бы не искупил исповедью и покаянием». Сисой молится время на покаяние дать ему, а Франциск не осознает никакого согрешения. Он был верным сыном католической Церкви и знал, что если он оставит все, он получит сверхдолжное и приобретет сверхдолжные заслуги. Эта беда в католицизме, которая проявилась резко в великих святых католической Церкви. Эта беда чисто логически привела к еще большим странностям, я мягко скажу. В протестантизме – я вам скажу краткую формулу, вам станет все ясно: верующему грех не вменяется в грех, мы все святы святостью Христовой. Так что, действительно, теперь прямо в рай, только ножки поднимай. Существуют разные жанры. Песнь Песней – это поэзия. Откровения блаженной Анжелы – совсем не поэзия. Тот же Карсавин пишет, что она была очень проста, недостаточно образованна, язык ее был очень примитивный и простой, но она искренне выражала то, что у нее было. Тут непосредственно исповедь своей души, а если это так, то, что она пишет, может только привести в изумление каждого читателя. Я нисколько не удивляюсь. Кстати, я прочитал Лосева немножко позднее, чем откровения блаженной Анжелы: действительно, там поэзия, а здесь изложение реальных переживаний. Если таковы переживания той, которую называют блаженной, святой, то стоит задуматься, какой же характер носит эта святость. Как нужно относиться к подобному роду вещам.

http://pravmir.ru/chemu-dolzhnyi-uchit-p...

5. Брат спросил авву Мотия: — Если я пойду на чужбину и там поселюсь, можно ли мне будет учительствовать? — Если ты живешь в новом месте, никогда не открывай своего имени, даже не говори, что ходишь на службу и не ешь на трапезах любви, а то тебя начнут попусту прославлять, и будет тебе потом от этого смущение. Люди как только встретят хоть какую–нибудь добродетель, начинают сбегаться. 6. Где бы ты ни жил, поступай, как все. Если видишь, что самые благоговейные люди, о которых ты получил извещение, совершают подвиг, совершай и сам тот же подвиг и обретешь успокоение. Вдвойне обретешь благо, если будешь жить тон же жизнью, что и прочие, стяжаешь смирение и избежишь человеческой славы и смятения. 7. Авва Нисферой Великий шел вместе с братом по пустыне. Вдруг они увидели ядовитую змею, и авва свернул с дороги. — Неужели и ты боишься, отче? — спросил брат. — Я не боюсь, чадо, — ответил старец, — но мне полезно бегать от змеи. Иначе не избегу духа тщеславия, то есть превозношение. 8. Говорил авва Даниил: «Однажды мы пришли к авве Пимену и после того, как потрапезничали вместе, он сказал нам: — Пойдите, отдохните немного, братья. Все пошли отдыхать, а я остался, чтобы поговорить с ним наедине, и пошел вслед за ним в его келью. Авва Пимен увидел, что я вошел, лег и сделал вид, что уснул. Такое у него было правило — все делать втайне. 9. Как–то епископ Илиупольский Адельфий навестил авву Сисоя на горе аввы Антония. Когда он собрался уходить, прежде чем попрощаться с ним, авва Сисой приготовил ему и его спутникам завтрак. Но был постный день. Только накрыли на стол, как ученики аввы Сисоя постучались в дверь. Авва Сисой велел дать уставшим братьям немного каши. Тут авва Адельфий посоветовал: — Не надо, а то будут говорить, что авва Сисоя уже с утра начинает есть. Старец посмотрел на него, а брату сказал: — Пойди и покорми их. Когда монахи увидели кашу, то спросили: — У вас, наверное, гости. Иначе зачем бы старец стал есть вместе с вами? — Да, — ответил брат. Они начали сокрушаться и говорить:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

589. Монах хотел во время голода отнести своей матери хлебы, но, услыхав на пути небесный голос, предал себя и мать в Божие попечение и вернулся в келию; на следующий день мать принесла ему хлеб, полученный ею от какого-то монаха См. также: Воля Божия . Один из отцов поведал: “Некий весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взяв хлебы, пошел отнести их матери. И был к нему глас, говорящий: “Ты заботишься о своей матери или Я пекусь о ней?” Брат, почувствовав силу гласа, пал ниц, молился и говорил: “Ты, Господи, имеешь о нас попечение!” – и вернулся в свою келию. На третий день пришла к нему мать и говорит: “Один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его, раздроби на малые части, чтобы нам питаться.” Брат, услышав это, прославил Бога и, исполнившись надежды, по благодати Божией преуспевал во всякой добродетели.” (Древний патерик. 1874. С. 235. 125). 590. Три старца, посетившие авву Сисоя, были исполнены воспоминаний о вечных мучениях; авва же Сисой был преисполнен надежды См. также: Муки вечные . Три старца, услышав об авве Сисое, пришли к нему, и первый говорит: “Отец! Как мне избавиться от огненной реки?” Старец не отвечал ему. Второй спрашивает: “Отец! Как мне избавиться от скрежета зубов и червя неусыпающего?” Третий недоумевает: “Отец! Что мне делать? Меня мучает воспоминание о тьме кромешной.” Авва Сисой сказал им в ответ: “Я не помню ни об одном из этих мучений. Бог милосерд, уповаю, что Он сотворит со мной милость.” Старцы, услышав это, пошли от него со скорбью. Но авва, не желая отпустить их в огорчении, вернул их и сказал: “Блаженны вы, братия! Я позавидовал вам. Один из вас говорил об огненной реке, другой о преисподней, третий о тьме. Если душа ваша проникнута такими воспоминаниями, то вам невозможно грешить. Что же делать мне, жестокосердному, которому не дано знать, что есть наказание человекам? Оттого я каждый час и согрешаю.” Старцы, поклонившись ему, сказали: “Что мы слышали, то и видим.” (Достопамятные сказания. С. 252. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Бог, как чрез Исаию пророка обетовал тех, которые погрязли в грехи, снова омыть, убелить подобно овечьей шерсти и снегу и исполнить небесными благами горнего Иерусалима, так опять и чрез пророка Иезекииля с клятвою удостоверяет нас: Живу Аз, глаголет Господь, не хочу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33, 11). Авва Руф Брат спросил авву Руфа : какое значение безмолвия, и какая польза от него? Старец отвечал ему: безмолвие есть уединенное пребывание в келлии своей с разумом (разумное, а не безрассудное) и страхом Божиим, в памятовании Бога (в различных видах молитвы), в удалении от памятозлобия и высокоумия (эти две страсти очень борют безмолвника, основываясь первая на второй). Такое безмолвие рождает все добродетели и охраняет инока от всех разженных стрел врага, не допуская уязвляться ими. Истинно, истинно говорю: стяжи, брат, такое безмолвие. Памятствуй о смерти твоей, потому не веси в кий час тать приидет (Лк. 12, 39). Бодрствуй над душою твоею [ 1 ]. Авва Сисой Великий 1. Сказал авва Сисой Великий : Будь обесчещен (т.е. с полным терпением и охотно переноси бесчестия), вполне отвергнись своей воли, отвергни все, что приводить к попечениям мира сего и к рассеянности, и найдешь спокойствие [ 1 ]. 2. Брат спросил авву Сисоя: отчего не отступают от меня страсти? Старец отвечал: залоги их находятся в тебе; выдай им залоги их, и они удалятся [ 2 ]. Залоги страстей суть причины их. Так причина действия страсти блудной - угождение плоти, осуждение ближних. Преставший угождать плоти и осуждать ближних стяжавает силу побеждать блудную страсть. 3. Брат спросил авву Сисоя: намереваюсь хранить мое сердце. Старец отвечал ему: как возможем охранять наше сердце, когда язык наш подобен отверстым дверям [ 3 ]. 4. Брат сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу; велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари [ 4 ]. Старец сказал так по той причине, что истинное действие умной молитвы всегда основано на глубочайшем смирении и проистекает из него. Всякое иное действие умной молитвы неправильно, ведет к самообольщению и погибели. 5. Некоторый брат усильно просил авву Сисоя сказать ему назидательное слово, и авва сказал: пребывай трезвенно (бодрствуя над собою) в келлии твоей, и мысленно представь себя Богу (предстань Богу, ощутив Его присутствие) со многими слезами, в сокрушении духа, и найдешь покой [ 5 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Для утверждения в смирении он советовал удаляться от похвал людских. Кого хвалят или почитают не по достоинству, тот терпит великий вред, а кто не получает никаких похвал от людей, тот прославится на небесах. Для этого советовал скрываться от мира и людей, представляя себя безумным во многих случаях. Сам Ор избегал всякой славы от людей. Вельможа Лонгин, очень усердный к инокам, желал видеть его; постарайся, сказал Ор брату, высказавшему желание Лонгина, чтобы он не переходил этой долины, дабы видеть меня. Глубокое смирение Ора заставляло его во всех скорбях и искушениях не жаловаться ни на кого, а говорить, что это «случилось по моим грехам». Человек столь смиренный должен естественно удаляться всего, что оскорбляет других. Так Ор отвращался злословия, называя его смертью души. Чтобы избежать сего порока, он советовал, раз провинившись в нем, идти к брату и в ногах его молить о прощении, обещая впредь не злословить. Для большего очищения Ора Господь посетил его продолжительною болезнью. Семнадцать лет он был болен. Неразлучным учеником, с которым тесно соединен был он духом, в последнее время был Афре. Как Ор отличался смирением, так Афре послушанием. Однажды, когда Сисой посещал Ора, кто-то принес болящему Ору небольшую рыбу. Афре стал её резать, его позвал Ор. Не докончив дела, Афре в ту же минуту пошел к старцу. Сисой подивился послушанию и спросил, где он научился ему? «Это послушание старца, а не мое, сказал Афре. Посмотри, каково его послушание». Афре, сварив немного рыбы и нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Хорошо ли, старец, спросил Афре? Очень хорошо, отвечал старец. Потом Афре принес ему несколько рыбы, хорошо приготовленной, сказал: прости, старец, я её испортил. Да, немного испортил, отвечал старец. Видишь, сказал Афре, что старец у меня в послушании 28 . Пустыня Келлий Пустыня Келлий отстояла от горы Нитрийской на десять тысяч шагов к юго-востоку. Это была обширная пустыня, в которой, в таком расстоянии, чтобы нельзя было ни видеть, ни слышать друг друга, рассеяны были келлии отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   (См. УНЫНИЕ, ПЕЧАЛЬ). Т ТАИНСТВА    (См. ИСПОВЕДЬ, КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, ПРИЧАЩЕНИЕ). ТЕЛО    Тела наши сотворены для наслаждения духовного... они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения... они могут возвратиться к сочувствию наслаждением духовным посредством истинного покаяния. Увы! даже знание о существовании способности тела человеческого к ощущению духовному утрачено человеками. 1. 346    Родится оно зараженным смертию и грехом, родится оно в смерть, по образу того тела, каким сделалось тело первого, сотворенного из персти и возвратившегося в персть, погибшего человека; но возрождается в купели Крещения во спасение по образу тела, которое приял Небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистой Девы: елицы бо во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Посредством чудного Таинства Евхаристии наше тело соединяется с Телом Самого Христа, — соединяется тело с Божественным Телом, кровь с Божественною Кровью. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, — сказал Господь, — во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56). Ядущий всесвятое Тело Христово и пиющий всесвятую Кровь Христову, при посредстве такой полноты вкушения, приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается Телом Богочеловека, кровь его соделывается Кровью Богочеловека. Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине — Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к ним: Телеса ваша удове Христовы суть (1 Кор. 6:15). Тело Господеви и Господь телу (1 Кор. 6:13). Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13:14). «Дары Святаго Духа, — сказал некоторый великий угодник Божий (Великий Сисой), — уже естественны е с т е с т в у о б н о в л е н н о м у». Уже естественно телу, составляющему собою единое с Телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там неслитно и неразлучно со Христом и Дух Святой.    Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святого Духа. 4. 75—76

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тело Тела наши сотворены для наслаждения духовного... они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения... они могут возвратиться к сочувствию наслаждением духовным посредством истинного покаяния. Увы! даже знание о существовании способности тела человеческого к ощущению духовному утрачено человеками. 1. 346 Родится оно зараженным смертию и грехом, родится оно в смерть, по образу того тела, каким сделалось тело первого, сотворенного из персти и возвратившегося в персть, погибшего человека; но возрождается в купели Крещения во спасение по образу тела, которое приял Небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистой Девы: елицы бо во Христа креститеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3, 27 ). Посредством чудного Таинства Евхаристии наше тело соединяется с Телом Самого Христа, – соединяется тело с Божественным Телом, кровь с Божественною Кровью. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, – сказал Господь, – во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6, 56 ). Ядущий всесвятое Тело Христово и пиющий всесвятую Кровь Христову, при посредстве такой полноты вкушения, приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается Телом Богочеловека, кровь его соделывается Кровью Богочеловека. Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине – Христос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к ним: Телеса ваша удове Христовы суть ( 1Кор. 6, 15 ). Тело Господеви и Господь телу ( 1Кор. 6, 13 ). Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти ( Рим. 13, 14 ). «Дары Святаго Духа, – сказал некоторый великий угодник Божий (Великий Сисой), – уже естественны естеству обновленному «. Уже естественно телу, составляющему собою единое с Телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там неслитно и неразлучно со Христом и Дух Святой. Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святого Духа. 4. 75–76

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010