Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИАДНА [греч. Αριδνη] (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., пам. греч. 26 сент., пам. зап. 17 сент. и 1 нояб.). А. (в сир. и лат. источниках Мария) жила во времена правления императоров Адриана и Антонина Пия и была рабыней Тертулла, старейшины г. Промиссии (или Примнесса) во Фригии (М. Азия). А. отказалась участвовать в благодарственном жертвоприношении по поводу рождения сына Тертулла. Тогда сограждане обвинили Тертулла в укрывательстве христиан. После допроса А. подвергли избиению, бросили в темницу и морили голодом. Затем архонт приказал подвесить ее и строгать тело железными крючьями, принуждая принести жертву идолам. А. удалось бежать в горы. Тертулл послал за ней погоню, воины схватили и убили А. По версии греч. синаксаря, по молитве А. скала под ней разверзлась и святая скрылась от преследователей. Греч. пространное житие А. написано в IV-V вв. (BHG, N 165); обвинение против Тертулла и допрос А. восходят к актам, совр. ее мученичеству. Память А. отмечается в зап. мартирологах 17 сент. и 1 нояб. (MartHieron. P. 583; MartRom. P. 403, 489), в греч. календарях - 18, 26, 27 сент. В большинстве визант. источников память А. указывается 18 сент.: в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 38), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 57); Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 57-58), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 287) и др. В нек-рых греч. синаксарях память А. встречается 26 сент. (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 519; Paris. 1582, XIV в.) или 27 сент. (Laurent. San-Marco. 787, 1050 г.). Древнейшее упоминание памяти А. в слав. календарях под 27 сент. встречается в Охридском Апостоле кон. XII в. (Л. 78об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог под 18 сент. (древнейший список - ГИМ. Хлуд. 187. Л. 20, 1282 г.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога (Прилепский Пролог. Л. 27, 1385/1390 гг.). В ВМЧ 18 сент. помещены оба проложных жития А. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 43-44 (1-я паг.)).

http://pravenc.ru/text/75928.html

44. Во вторник на той же неделе Аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою ко искушению Сир.2:1 Кому мы доселе работали? Телу, страстям, чревоугодию, гортанобесию, плотоугодию, роскоши, пьянству, объедению, – тяжела эта работа: кто на голову жаловался, кто на утробу, кто на боль рук и ног, всем нам наскучила эта работа, эта служба плоти и страстям. Станем работать Богу, станем Ему служить, облегчим тяжесть трудов, сбросим иго страстей, облечемся во оружие света; ибо легче работать Богу, нежели миру, легче трудиться духом, нежели плотью: «иго Мое благо и бремя Мое легко» 49 , – сказал Господь. Какая служба, приносимая Богу? Хождение в церковь , пост, молитва , говение, исповедь и очищение от грехов. Но тут и поднимаются против нас искушения всякого рода: ни миру, ни плоти, ни диаволу не хочется, чтобы мы служили и работали Богу. Настали дни Великого поста, – нужно ходить в церковь Божию. – «Э! С понедельника рано, пойду со вторника, со среды, с четверга; в понедельник нужно в баню сходить, нужно похмелиться», – говорит бес лености и бес пьянства, тогда как в понедельник ходить в баню, есть или пить строго запрещает церковь: до среды нельзя даже хлеба кушать. «Надобно держать строгий пост, сухоядение». «Что за грех кушать? Языком больше согрешишь; не в уста что входит сквернит человека, а из уст», – говорит в мыслях и языком бес обжорства. «Нужно ходить в церковь и продолжительно и прилежно Богу молиться», – говорит правило церковное. «Почему не прийти в церковь на молитву в конце Богослужения? Разве необходимо класть поклоны? Я не могу ни воздыхать, ни плакать о грехах; лучше ходить в ту церковь, где скорее служат», – говорит бес лености. Говеть нужно, исповедать грехи нужно; «Не люблю долго говеть, не люблю священника, который долго исповедует; как бы скорее все это исполнить, да на поле, на море, да за дело приняться», – говорит бес любостяжания. Вот какие искушения предлежат тому, кто начинает говеть. «Смотри, – холодно или грязно ходить, – пусть стану ходить, когда потеплеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Священное Писание и подвижники о покаянии В преддверии Великого поста публикуем отрывки из Священного Писания и высказывания святых и подвижников благочестия о покаянии: они помогут настроиться на покаянный лад, укрепят в решимости к духовному исправлению. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОКАЯНИИ «Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33: 19). «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс. 50: 3). «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18: 21–22). «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8) . «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… и царь Ниневитян встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего от насилия рук своих» (Иона 3: 5–8). «Енох угодил Господу и был взят на небо – образ покаяния для всех родов» (Сир. 44: 15). «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13). «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7). «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли... помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 41-42).

http://pravoslavie.ru/91375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАРАТ В ранней традиции название территории, лежащей в среднем течении р. Аракс, позднее - вулканической горы Армянского нагорья (39°42 ¢ сев. широты, 44°18 ¢ вост. долготы, ок. 5185 м; арм. Масис, тур. Агрыдаг), близ границы Турции с Арменией и Ираном, состоящей из слившихся потухших вулканов - Большого и Малого А. Согласно ассир. памятникам, территория на востоке М. Азии вокруг оз. Ван, как и гос-во, существовавшее здесь в IX-VI вв. до Р. Х., называлась Урарту ( Schrader E. Keilinschriften und Altes Testament. Lpz., 1903. S. 45-46). В Библии также речь идет не о горе А., а о горах в стране А.: Ноев ковчег пристал к «горам Араратским» (евр.    , греч. τ ρη τ Αραρατ) (Быт 8. 4); прор. Иеремия говорит об Араратских горах как о стране, называя ее наряду с др. царствами - «Минийским и Аскеназским» (Иер 51. 27); сыновья ассир. царя Синаххериба, убившие своего отца, скрываются в «землю Араратскую» (4 Цар 19. 37; Ис 37. 38). Точно так же ассир. памятники, упоминающие А., относят это название к стране, а не к горам ( Schrader. S. 131-132). Название страны А. прилагалось к Армении Иосифом Флавием (Иуд. древн. I 3. 5) и более поздними христ. авторами (Вульгата (montes Armeniae); ср.: Euseb. Preap. Evang. IX 12, 19). В христ., исламской, иудейской и др. древних традициях о конкретном месте остановки ковчега долгое время не было единого мнения. Достаточно рано гора А. стала отождествляться с местом остановки ковчега (Иосиф Флавий ссылается на вавилонские источники III в. до Р. Х. (Иуд. древн. I 3. 6)). Среди возможных мест также назывались гора Джабаль-Джуди (Коран 11. 44, возможно, имелась в виду гора в гряде Аджа на Аравийском п-ове); район городов Апамея и Адиабена (Иуд. древн. XX 2. 2, возможно, пик Пира-Магнум в гряде Загроса). Очень часто «место ковчега» видели в юго-вост. Турции, там, где Араратские горы спускаются к равнинам Месопотамии, в пойменной части долины р. Тигр, на вершине Джудидаг (Джабаль-Джуди) в горах Карду(н), или Гордиан. (В арам. и сир. переводах Быт 8. 4 читается как «горы Карду» (арам.    , сир.    ); греч. авторы пишут об этом районе как о земле «народа кардухов» (Καρδοχοι; Ксенофонт. Анабасис. III 5; IV 1) или «гордуеев» (Γορδυηνο, Γορδυαοι; Plut. Vitae. Lucull. 29; Страбон. XVI 1).) Джудидаг признавали местом высадки Ноя и христиане-несториане, к-рые воздвигли здесь церковь и неск. мон-рей (один, на самой вершине, был известен как мон-рь Ковчега) (Бейли, 1993. С. 353). Лишь начиная с XI-XII вв. по Р. Х. арм., а затем и др. традициями совр. гора А. стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

http://pravenc.ru/text/75836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРА [араб.  ,  ], город в Сирии, важный центр Антиохийской Православной Церкви в средние века и раннее Новое время. Расположен в 97 км к северо-востоку от Дамаска, в центре плато Каламун, к-рое долгое время было крупным христ. анклавом и одним из последних регионов бытования сир. разговорного языка. К. гипотетически отождествляется с сел. Хонохора (Хонокара) ранневизант. времени, упоминаемым в списках епархиальных центров пров. Финикия Ливанская. Из епископов К. этой эпохи единственной достоверной фигурой считается Дада, современник Халкидонского Собора (451). Не присутствуя на Соборе, он делегировал свой голос митрополиту Дамаска (ACO. T. 2. Vol. 3(2). P. 174); его подпись стоит также под письмом 458 г., отправленным епископами Финикии Ливанской византийскому имп. Льву I в связи с убийством сщмч. Протерия Александрийского (Ibid. Vol. 5. P. 44-46). Впоследствии К. была оплотом халкидонитов в противостоянии монофизитству. От византийского времени в селении сохранился ряд построек, в т. ч. фасад базилики свт. Николая и монастырь св. Иакова, возведенный в V в. на развалинах рим. форта, в 1 км к западу от К. После долгого перерыва упоминания о К. появляются в трудах араб. географов IX-X вв., начиная с Ибн Хордадбеха, к-рые называют К. одним из остановочных пунктов на дороге из Хомса в Дамаск. Детальное описание селения первым сделал магрибинский путешественник Ибн Джубайр (1184). По его словам, население К. целиком состояло из христиан, а своим процветанием было обязано подземным источникам, дававшим воду для окрестных полей. В Британском музее хранится сир. мелькитский Лекционарий XI в. (Lond. Brit. Mus. Add. 14488), в одном из его колофонов перечисляются 10 епископов, занимавших престол К. ориентировочно в XI-XII вв., но без указания дат правления. Из других колофонов этой рукописи известны епископы Афанасий (1136), Михаил (сер.- 2-я пол. XII в.) и Евфимий († 1259). В К., в ц. святых Сергия и Вакха и в мон-ре св. Иакова, сохранились фрагменты росписей XIII в. Стиль этих фресок, как и всего сиро-ливанского изобразительного искусства эпохи крестоносцев, типично византийский, с вкраплениями элементов, заимствованных из западноевропейской живописи. Отмечены явные параллели между изображениями мучеников-воинов Сергия и Феодора из К. и аналогичными образами на синайских иконах.

http://pravenc.ru/text/1470373.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА, КНИГА [Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова], в православной Церкви относится к неканоническим книгам ВЗ (входит в разд. учительных книг), в католич. Церкви - к девтероканоническим (второканоническим), в протестантизме - к ветхозаветным апокрифам. По-видимому, никогда не входила в иудейский канон, хотя цитаты из нее иногда встречаются в раввинистических источниках (напр., в Берешит Рабба. 91. 3; Когелет Рабба. 7. 19). Наименование и место в каноне В Ватиканском кодексе И., с. С., к. названа Σοφα Σειρχ (греч.- Премудрость Сираха), в Синайском , Александрийском и др. кодексах - Σοφα Ιησο Υο Σιρχ (Премудрость Иисуса, сына Сирахова). Известны евр. названия:       (Книга Бен-Сиры),       (Притчи сына Сирахова),        (Премудрость сына Сирахова). В Зап. Церкви помимо названий Sirach и Liber Iesu filii Sirach получило распространение название Ecclesiasticus (Церковный; впервые у Cypr. Carth. Test. adv. Jud. II 1), т. к., несмотря на то что книга в канон не входила, она употреблялась в Церкви. Греч. версия книги использовалась для нравственного наставления уже достаточно рано (Ап. 85; Athanas. Alex. Ep. pasch. 39). Текст Оригинал В предисловии к греч. переводу книги сказано, что первоначально Иисус, сын Сирахов, написал ее по-еврейски. В 1896 г. в Каирской генизе были найдены фрагменты евр. текста И., с. С., к. (больше половины книги), датируемые XI-XII вв. В 1931 г. обнаружено еще несколько фрагментов: среди рукописей Еврейской теологической семинарии Америки (22. 22 - 23. 9 и 32. 16 - 34. 1; текстологи относят фрагменты к рукописи Е), в Кумране (2Q18, 11Qpsa; Сир 51. 13 слл.) и в Масаде (39. 27 - 44. 17). Найденные рукописи были изданы: Peters N., ed. Liber Iesu filii Sirach sive Ecclesiasticus Hebraice: Secundum codices nuper repertos vocalibus adornatus addita versione latina cum glossario Hebraico-Latino. Friburgi Brisgoviae, 1905; Sanders J. A., ed. The Psalm Scroll of Qumran Cave 11 (11QPga). Oxf., 1965; Yadin Y. The Ben Sira Scroll from Masada. Jerusalem, 1965.

http://pravenc.ru/text/293952.html

Вопрос: Как следует правильно понимать места в Священном Писании, где говорится о том, что Бог «есть все» (Сир. 44: 29) и что «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), а также что «один Бог Отец, из Которого все» (1 Кор. 8: 6)? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Как Иисус, сын Сирахов, так и святой апостол Павел строго держались библейского богословия, которое однозначно говорит об абсолютности Бога и относительности тварного бытия. В Библии очень рельефно выражена идея о неравенстве этих двух природ – Божественной и тварной. Поэтому слова «Он есть все» (Сир. 44: 29) нельзя толковать в пантеистическом значении. Для правильного понимания нужно взять не отдельные слова, а весь стих вместе с предшествующим: «Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его. Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов: Он есть все» (Сир. 44: 28–29). Мысль совершенно ясна: сколько бы мы ни изучали сотворенный мир, мы не можем постигнуть величия и премудрости Господа. Нам только остается сказать, что «Он есть все»: Творец и Промыслитель всего мира. Бог есть не только единственный творческий источник всего тварного (любая форма дуализма исключается в Библии), но и та Сила, благодаря Которой поддерживается существование всего. Апостол Павел говорит в 1 Послании к коринфянам о будущем времени: «Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 28). Когда прекратится тление и будет полностью искоренен грех, Бог будет обитать во всех людях, в каждом отдельном верующем, действовать чрез них. Ранее эту богословскую мысль выразил Спаситель в первосвященнической молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Также в 1 Послании к коринфянам ясно выражена мысль, что все реально существующее происходит от Бога: «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8: 6). Последние слова «Которым все, и мы Им» относятся к сотворению и спасению. При толковании таких мест всегда надо брать общебиблейский контекст, а также учитывать особенности библейского языка. 6 ноября 2008 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28169.html

МЕЛАНИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛАНИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 44 , С. 492 опубликовано: 31 мая 2021г. МЕЛАНИЯ [Греч. Μελνεια], прп. (пам. греч. 8 июня). Время и место, где подвизалась святая, неизвестны. Память М. есть в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.); память и посвященное ей двустишие содержатся также в визант. стишных Синаксарях, откуда они перешли в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . О преподобной известно только, что она удостоилась мирной кончины. Ист.: SynCp. Col. 740; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 195. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 330. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Мелания, преподобная (пам. греч. 8 июня) См.также: АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.) АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.) АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта) АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта) АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая) АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГУР Агур [евр.  ,  ], имя предполагаемого автора 30-й гл. кн. Притчей Соломоновых , встречающееся в надписании этой главы: «Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения (евр.  ,  ), которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу». В древности было принято считать, что имя А. восходит к евр. глаголу  ,   со значением «собирать», (т. е. «собиратель»). Во 2-й пол. XX в. доминирует мнение, согласно к-рому это имя означает «нанятый, наемник» (от евр. глагола   II - нанимать) (Köhler). В арам. диалекте вавилонского Талмуда и в сир. языке есть субстантивированное пассивное причастие   - наемный рабочий (Beyer. S. 505). В палестинском арам. зафиксировано мужское имя     (Beyer. S. 395). Имена А. и Иакея в Свящ. Писании больше не упоминаются, однако встречаются в южноараб. (сабейских) надписях (Ryckmans. I 226; II 24). Кроме того, имя А. отмечено в арам. документах евр. поселения в Элефантине. Полагали, что А.- одно из символических имен царя Соломона. Мидраш под именем А. понимает Соломона, к-рый «собрал» (от евр.   II,   - собирать) мудрость, но «отрыгнул» ее (от евр.  ,  - плевать, вырвать; отсюда «сын Иакеев»), когда взял много жен из язычниц. Эта традиция понимания имени А. отражена в Вульгате : «Слова собирающего (verba congregantis) (т. е. Соломона как собирателя мудрости) сына отрыгивающего (filii vomentis)» (т. е. Давида, «отрыгивающего слово благо» - Пс 44. 2). Септуагинта (в большей части списков) не видит в А. конкретной личности и переводит слова нарицательно: «Бойся слов моих...» (τος μος λγους ... φοβθητι), что основано на понимании имени А. как формы евр. глагола  ,   (одно из значений к-рого - бояться). Впрочем, Пешитта , арам. Таргум и Венский кодекс Септуагинты (Codex Venetus) понимают А. как имя собственное. Евр. слово   может быть понято и как вдохновенное изречение (ср. Ис 14. 28; 15. 1 и др.), и как название одного из араб. племен (А. «из Массы», т. е. из племени измаилитов (Быт 25. 14)). Возможно, речь идет о брате Ламуэля, сына царицы Массы (ср. Прит 31. 1). По-видимому, под А. нужно понимать одного из древневост. мудрецов араб. или арам. происхождения. Таким лицам, как, напр., Ахикару, приписывалось авторство целого ряда изречений. Лит.: Глаголев А. , свящ. Книга Притчей Соломоновых// Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1907. Т. 4. С. 418, 496-497; Ryckmans G. Les noms propres sud-sémitiques. Louvain, 1934-1935. Vol. 1-3; Keil C. F. , Delitzsch F. Biblical Commentary on the Proverbs of Solomon. Grand Rapids, 1950; Sauer G. Die Sprüche Agurs. Gött., 1953. (BWANT; Bd. 4); K ö hler E. Hebräisches und Aramäisches Lexikon. B., 1961. Bd. 1; Beyer H. Aramäische Texte des Toten Meer. Gött., 1984; Berry D. K. Agur//ABD. Vol. 1. А. К. Лявданский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАНА [Груз. ], св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругом, царем Картли св. равноап. Мирианом )), груз. царица (сер. III - сер. IV в.). Основные сведения о Н. содержатся в груз. источниках, посвященных истории проповеди в Грузии св. Нины и Крещения Картли при св. Мириане: сборниках древнегруз. летописей «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли; V-VII вв.) и «Картлис Цховреба» (Жизнь Картли; VII-XI вв.). Н. была 2-й женой св. Мириана, его 1-я супруга Абешура умерла бездетной. Источники передают, что Н. была гречанкой, дочерью Олиготоса - знатного вельможи из Понта. Летописец еп. Леонтий Мровели сообщал, что Н. была «жестокосердой и поносила проповедь эту (св. Нины.- Авт.)». Однако после того как по молитвам св. Нины царицу оставил «недуг тяжкий и острый, исцелить от которого не смог никто», Н. стала «подругой, родной и близкой» св. Нины, расспрашивала о Христе и «познала истинного Бога». Исцеление жены побудило св. Мириана заинтересоваться христианством: он беседовал со св. Ниной и с ее мцхетскими учениками, а также читал Свящ. Писание. Однако год спустя царь неожиданно задумал истребить всех христиан, он потребовал от Н., чтобы она раскаялась и «отреклась от веры Распятого», иначе он «уничтожит ее вместе с другими». Исполнению замыслов св. Мириана помешало чудо, случившееся с ним на охоте, после к-рого он пришел к познанию Бога и принял решение крестить Картли. Н. и царевичи приняли крещение сразу после царя. Далее в источниках имя Н. упоминается уже в связи с событиями кончины св. Мириана, происшедшей через 25 лет после Крещения Картли. Царица умерла на следующий год после мужа и была похоронена рядом с ним в кафоликоне мцхетского мон-ря Самтавро с сев. стороны среднего юж. столпа (иллюстрации см. в ст. Мириан ). Ист.: Мокцеваи Картлисай: Шатбердская и Челишская редакции//ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 81-163; Леонти Мровели. Обращение Картли св. Нино//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-74. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/2564652.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010