Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 81). Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований... всуе изнуряют тело свое, но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ (прп. Иоанн Лествичник , 57, 147). Источник. ...Смиренномудрие есть безыменная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 163). ...Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно (прп. Иоанн Лествичник , 57, 163–164). Источник. ...Одна только добродетель смиренномудрия такова, что бесы подражать ей не могут (прп. Иоанн Лествичник , 57, 166). Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны (прп. Иоанн Лествичник , 57, 166). Источник. ...Мы не можем сказать, в чем собственно состоит сила и существо сего солнца (смиренномудрия); однако по его свойствам и действиям можем постигать его существо (прп. Иоанн Лествичник , 57, 167). Источник. Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать (прп. Иоанн Лествичник , 57, 169). Источник. Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 170). Источник. Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в Небесный чертог (прп. Иоанн Лествичник , 57, 171). Источник. Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако отринет Господь несмиренномудрого делателя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 184). Источник. ...Велик божественный дар смиренномудрия! И нет никого из святых, который бы угодил Богу не этим достоинством (прп. Феодор Студит , 92, 88). Это всеобъемлющая добродетель, коею... отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, умерщвляется сластолюбие, – вводится... кротость, мир, любовь, сострадание, терпение, любомудрие... (прп. Феодор Студит , 92, 317).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кессель Г. М., 2014=Кессель Г. М. Рукописное наследие прп. Исаака Сирина : обзор сирийских рукописей//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 44–65. Патаридзе Т., 2014=Патаридзе Т. История зарождения переводов трудов прп. Исаака Сирина и их распространения в Лавре св. Саввы//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 66–79. Пирар М., 2014=Пирар М. Критическое издание греческого перевода «Подвижнических Слов» преподобного Исаака Сирина //Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 80–88. Кьяла С., 2014=Кьяла С. Арабский перевод творений св. Исаака Сирина : канал трансляции сирийской христианской литературы//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 89–99. Ханерас С., 2014=Ханерас С. Некоторые примеры искажения смысла в латинских и новоевропейских переводах творений св. Исаака Сирина //Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 100–124. Приложение II к материалам конференции ОЦАД, 2014=Приложение II. Таблицы соответствий//Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 413–420. Туркин С. С., 2014=Туркин С. С. Третий и пятый тома творений преподобного Исаака Сирина // Церковь и время. – 2 (67). – 2014. С. 86–102. Муравьев А. В., 2014=Муравьев А. В. Lapsus traductoris: подходы к неточностям перевода с арамейского на греческий (корпус мар Исхака Ниневийского)//Иудаика и арамеистика. Сборник научных статей на основе материалов Третьей ежегодной конференции по иудаике и востоковедению. – Вып. 3. – СПб.: АНОО «Петербургский институт иудаики», 2014. С. 162–173.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

О.С. Попова Список иллюстраций к данной статье см. в оригинале. В 1389 г. в Лавре св. Афанасия на Афоне была создана рукописная книга «Слова постнические» прп. Исаака Сирина 1 на церковнославянском языке болгарской редакции 2 . Писец ее – монах Гавриил, как сообщается в его записи в конце текста 3 , и судя по языку – болгарин. В начале книги помещена единственная миниатюра, изображающая автора сочинений, прп. Исаака Сирина 4 (илл. 1). Образ этого святого старца крайне редкий во всем искусстве византийского круга 5 . Других портретов его мы не знаем ни на стенах церквей, ни в иконах, ни в миниатюрах 6 . В сочинениях прп. Исаака Сирина 7 распространенные правила монашеской аскезы сочетаются с личным мистическим опытом. При чтении их впечатляют яркость откровений и склонность к психологическим наблюдениям. В его сочинениях доминируют рассуждения о суровой аскезе, необходимой монаху для преуспеяния на путях духовной жизни 8 . Редкостная точность, выпуклость слов отличают индивидуальный слог прп. Исаака, что придает его сочинениям и наглядность, и экспрессию. В иконографию византийского искусства образ прп. Исаака Сирина не вошел. Не будем здесь анализировать причины такой неудачи. Отметим только ее факт. Первый портрет его создается в XIV в. на Афоне. Можно, конечно, допустить, что какие-то изображения были и не сохранились, а какие-то существуют и остаются неизвестны. Возникновение живописного образа прп. Исаака именно в монашеских кругах Афона во второй половине XIV в. не случайно. Уже в начале XIV в. на Афоне делается полный перевод с греческого языка на славянский «Слов постнических» прп. Исаака Сирина . Автор перевода – болгарин, монах Закхея 9 . До тех пор на славянском языке существовали только отдельные небольшие части из его сочинений. Во второй четверти XIV в. здесь же, на Афоне, возникает новый славянский перевод «Слов...» прп. Исаака, сделанный опять болгарином, старцем Иоанном. Один из таких афонских списков перевода старца Иоанна и представляет собой рукопись «Слов постнических» прп. Исаака Сирина 1389 г. 10 . Болгарин Гавриил, переписывавший эту книгу, захотел предварить текст портретом автора. Перед нами – редкий образец собственно афонского монашеского искусства. Среди иллюстрированных афонских кодексов разных времен отнюдь не всегда можно выделить те, что созданы на месте, и те, которые были сюда привезены как подарки и вклады.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

«Основная тема росписи, – пишет Л. А. Успенский , – это утверждение православного вероучения против отклонений еретиков, перечисленных собором 1490 г.: здесь подчеркивается Божество и человечество Спасителя, особое место занимает прославление Богоматери, святых и подчеркнуто значение Вселенских соборов» 156 . Дионисий работал в Ферапонтовом монастыре в то самое время, когда в десяти верстах от Ферапонтова на реке Соре жил преподобный Нил. Он не мог не прийти к старцу, известному своим духовным рассуждением и богомыслием. Вероятно, что в тематике и духовном тоне росписи собора сказалось это общение иконописца со старцем Нилом, который обращал внимание своих современников на богословие догмата о Боговоплощении и призывал «испытывать Божественные Писания». Смысл этого духовного наставления «испытывать Писания» раскрывает сретенская стихира: «Испытаите Писаниа. Яко же рече во Евангелиих Христос Бог наш. В них бо обретаем того раждаема и пеленами повиваема. В яслех полагаема и млеком питаема, обрезание приемлюща. И Симеоном носима... истинною мирови явльшася» (РНБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 2 об.) – т.е. обретаем истинное знание о Боговоплощении. Второй храм Нило-Сорской пустыни, построенный уже во второй половине XVI в., был освящен во имя преподобного Ефрема Сирина . Этого святого особо чтили в скиту. Иконописные образы святого Ефрема Сирина находились в ряду местночтимых икон в иконостасе и на стенах храмов Ниловой пустыни: опись 1672 г. упоминает местные образы преподобного Ефрема Сирина в церквах Сретения и Ефрема Сирина (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 2 об. – 6 об.), «образ Ефрема Сирина на красках на стене церкви Сретения» (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 4 об.), в церкви Иоанна Предтечи икона Ефрема Сирина вошла даже в состав деисусного чина парной иконой к образу Кирилла Белозерского (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 8 об.), в церкви Сретения в местном ряду находилась икона с изображением преподобных Кирилла Белозерского и Ефрема Сирина на одной доске (ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 2 об.). Почитание в Ниловом скиту святого Кирилла Белозерского понятно – это наиболее чтимый северный русский святой, основатель монастыря, с которым Нило-Сорский скит имел самые тесные духовные и экономические связи. Особое отношение в северном русском скиту к святому Ефрему Сирину помогает понять особенности духовного строя этого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

—104— 33: Сам Бог озабочен созданием. 281: Христос – новая локализация ветхозаветного центра религиозной жизни: на месте Бога – Христос. 204: трогательное (?) единение (понятий тела и плоти). 394: Любовь Христа подкупает своим самоотвержением. 306: Как же реагирует Апостол? 395: Павел видел Его (Христа)... осязал Его присутствие. 399: пневматический Христос откроется моему сознанию как осязаемый объект. Б. Но все эти недостатки, частью легко устранимые при печатании диссертации, а частью вполне извинительные по трудности и необычности взятого автором на себя дела, в преизбыточной мере покрываются следующими достоинствами работы: 1) Автор дал хотя и неполный, но яркий, художественно-начертанный и по местам глубоко продуманный по посланиям Ап. Павла образ душевного и духовного человека, как в его личной жизни так и в истории. Земная жизнь человека от рождения до его смерти, постепенное подавление в нем душевности и возрастание духовности, до будущего воскресения с преображенными в духовное состояние телом и душею – это для каждого отдельного человека. Ветхий Завет для душевного человечества и Новый Завет для духовного, до окончательного преображения всего верующего человечества в царстве славы и для вечной жизни, – это в истории человечества. Вот общие границы, в коих автор рисует перед читателем захватывающую картину душевного и духовного человека и человечества. 2) Как в общем подборе, так и в частном истолковании некоторых понятий и мест проявляется глубина психологического анализа, тонкость филологических наблюдений и высота общих построений и созерцаний. В особенности можно отметить: σπρμα и σπερεται стр. 5 сл. – 1Кор.15:45–49 стр. 23 сл., – различие понятий σμα и σρξ стр. 26 сл., – о человеческой речи стр. 42 сл., – о разуме и гносисе душевного человека по Рим.1:21–23 ; Деян.14:15–17 и 17:24–30 стр. 46–83, – о совести по Деян. 23:1 и Рим.2:14–15 стр. 147 сл., – душевная жизнь по суду ветхозаветного закона Рим.7:5 стр. 167 сл., – в довольно большом сравнительно параграфе о «духе» обсто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вопрос 80. Како нецыи от единыя и худы вины множество слез испущают. друзии же аще и тмами в беды и скорби впадают, или иных отпадших зрят, прослезити не могут. Ответ. (Григория Беседа кн.3 гл.32) Суть убо растворения такова душам же и телесем от естества слезы имуща. или неимуща. ова убо тепла и слаба суща естества, абие слезят милостивне, яково же и во всех просто женах зрим бываемо. овии же паки от свирепа нрава и сухаго естества и гордостна сердца прослезити не могут. Сия же рехом о иже посреде мира живущих, иже бо иноческое житие проходящеи множицею и от Божественныя благодати дар слезам приемлют. Обаче некое много и в слезах различие бывает, нецыи бо многащи и от пиянства слезят. нецыи же и славу человеческую ловяще 573 . темже убо оныя суть добрыя слезы. иже сокровенне Богу приносимыя. якоже и милостыни. Вопрос 81. (Лествица сл.26) Аще кто нищим просящим у него на пути, инем мнозем мужем ту сущим и зрящим. что подобает ему сотворити, аще несть мощно сокровенне милостыню дати. Ответ. Помысл человеку судит Бог, аще убо пред тмами Бога ради а не человекоугодия ради сотворит кто милостыню, не осуждается. Вопрос 82. Откуду овогда убо бывает блага душа к милованию, овогда же жестока и не милосерда. Ответ. Едина непременна, и присно такожде пребывающее Божественое естество свемы. ельма и (Небеса сл.15, Ис.14 , Зах.3 , Иов.40 ) от ангел нецыи превратишася, тем сице прочее подобает помышляти о пременнем естестве человечестем. яко овогда убо ублажается, яко (Иоанн Екзарх сл.6, Небеса сл.23, Богослов сл.2,14, Шестоднев сл.5) по образу Божию сущи. овогда же ожесточевается ратуемо от врага, и прилежащи житейским. обаче аще человек нудит себе к милованию, еже сотворити всяко благо, предуспевает благим обычаем, во еже всегда усердно раздаяти. Вопрос 83. Слышим ( 2Кор.9:7 ) апостола глаголюща: ни от скорби ни от нужди, тиха бо дателя любит Бог. не подобает ли прочее понудити человеку свой помысл, и сотворити милостыню. Ответ. Совершенных убо есть, еже всегда тихо творити благое. нудящий же себе в нищаго заповедь, благоприятны суть от Бога. рекшаго, яко нужницы восхищают царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

314 Underwood Р. A. The Fountain of Life in Manuscripts of the Gospels//DOP. 1950. Vol. 5. P. 43 ff.; Velmans T. L’iconographie de la «Fontaine la vie» dans la tradition byzantine à la fin du Moyen âge. Syntronon Paris, 1968. P. 128 ff. 315 Можно напомнить большое количество ранних и более поздних центрических сооружений с планами квадрифолийной формы: от храмов в Эзре и Босре до кафедралов Афона, возведенных в XI в. 318 Близкий орнаментальный мотив в обрамлении мозаики «Сошествие во ад» в монастыре Неа Мони на Хиосе, 1056 г. 321 Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад. С. 268 и сл.; Popova О. Altrussishe Buchmalerei. S. 18; Подобедова О. И. Русские иллюстрированные рукописи начальной поры в их зарубежных связях//Славянские культуры и Балканы. София, 1978. T. 1. С. 206 и сл. 322 Евангелист Матфей. Стиль миниатюр – около середины – второй половины столетия (см.: Добрынина Э. Н. Неизвестная грузинская лицевая рукопись из Государственного Исторического музея. (Щук. 760)//Хрисограф: Сб. ст. в честь Г. З. Быковой. Μ., 2003. С. 259 и сл. Ил. 10). 323 Поппэ А. Феофано Новгородская; Этингоф О. Е. Греко-русские иконы или «русские» домонгольские иконы. С. 121. 324 В повторении князем Мстиславом главного Софийского Евангелия апракос (Остромирова) для храма в своей резиденции на Городище сквозит тот же мотив соревнования, что и в создании, например, Никольского собора на Дворище. 325 См.: Мстиславово Евангелие XII в. Исследования. Μ., 1997. В том числе – уточнение датировки: Лисовой Н. Н. К датировке Мстиславова Евангелия//Мстиславово Евангелие XII в.: Исследования. Μ., 1997. С. 710 и сл. 327 Сводный каталог. 4 (с литературой вопроса); а также; Лифшиц Л. И. О стиле миниатюр Изборника 1073 г.//Хрисограф: Сб. ст. в честь Г. З. Быковой. Μ., 2003. С. 14 и сл. 328 См. об этом: Подобедова О. И. 1) Русские иллюстрированные рукописи начальной поры в их зарубежных связях//Славянские культуры и Балканы. София, 1978.Т. 1; 2) Изборник Святослава как тип рукописной книги//«Изборник 1073 г.». Μ., 1977; 3) Еще один аспект изучения Изборника Святослава//ДРИ. Рукописная книга. Μ., 1983. Сб. 3. С. 75 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответ. ( Василий Великий . Шестоднев сл.1. Небеса сл.23) Человеческая убо душа есть существо умно, безплотно, невидимо, безстрастно, безсмертно, отнюд подобно ангелстей тонкости (Гранограф гл.67) а не ангел бе некогда душа, якоже оригеняне блядут (Иоанн Екзарх сл.6. Криница гл.58. Соборник 5) ниже прежде телес бывают души, якоже манихеи сказуют. Но якоже камени и железу сражаемым из обою раждается огнь, (Иоанн Екзарх сл.6. Палея), тако и о человеце от мужеска и женска совокупления составляется Божиим повелением тело и душа одушевлена бывают телеса, и да уверит тя святый апостол Павел глаголя ( 1Кор.15:44 ) сеется тело душевно, и востает тело духовно. яве яко на воскресение. Вопрос 17. 537 Откуду есть ведомо, яко во время смерти не соумирает 538 с телом душа? нецыи бо тако мнят. Ответ. Христа Бога нашего слово явственне нас учит, смерть естеству 539 телесному, и безсмертию души нашея глаголя ( Лк.12:4 ) не убойтеся от убивающих тело душу же не могущих убити. яве, яко безсмертны и безстрастны суще. Вопрос 18. Верно ( 2Тим.2:11 ) слово и всякаго приятия достойно (Палея), киимже образом разлучается душа от телеси? Ответ. От (Небеса сл.18,23,51,52) четырех вещей, яве веруем, яко тело человеку составляется глаголю же. от крове, и флегма, и черныя, и желтыя желчи, рекше от теплаго и студенаго, и сухаго, и мокраго. сиречь от огня, и воды, и воздуха, и земли. кровь убо яко тепла, яве яко от огня. (Небеса сл.25) хима же яко мокро, яве яко от воздуха, желчь же, яко суха, яве яко от земли. флегма же яко студена. проявлено, яко от воды. В сих четырех составех, якоже в четырех стенах в дому телеснем, равно некоей голубице, затворена есть душа. Во время убо смерти повелением Божиим отступают друг от друга четыре составы, якоже бы рекл, разорятся четыре стены храму, и отходит яже внутрь затвореная голубица, рекше душа. И (Небеса 51. Палея) первее убо отступает кровь, сиречь, теплый животный состав. тем же мертвая телеса желчь убо имут по смерти, и глек 540 , и слуз 541 , кровь же никакоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Предварительные наблюдения над нумерологическими элементами повествовательной структуры «Киево-Печерского патерика» позволяют квалифицировать их следующим образом. Прежде всего необходимо отметить использование в данном литературном памятнике различных в плане внутреннего смысла чисел. Одни из них обладают исключительно прямым, документально-фактографическим содержанием. К таковым, бесспорно, в первую очередь относятся хронологические указания. Например: « основана же бысть сиа божественаа церкви Богородичина в лето 6531» – Сл. 3 365 или « и тако успе (Нифонт.– В. К.) с миром месяца априля в 8 Светлыа недели» – Сл. 13. 366 Подобные по значению числа чаще всего встречаются в древнерусских историографических сочинениях – таких, как «Хроники» (Георгия Амартола, Иоанна Малалы), летописные своды, хронографы. Другую группу в рассказах «Киево-Печерского патерика» составляют числа, несомненно, переносного, тропового, символического содержания. При этом часть из них имеет вполне устойчивые, твердые, общепринятые в христианстве ассоциативные связи с сакральными предметами, событиями и понятиями. Вот несколько примеров: Богородица, отправляя греческих мастеров на Русь для построения в Печерском монастыре соборной церкви, дает им золота ровно « на три лета» – Сл. 2; 367 первоначально при образовании обители « собрася братии» к Антонию « числом 12» – Сл. 7; 368 небольшая свеча, зажженная, когда совершалось пострижение Пимена Многострадального, « за 40 дьний и нощий непрестанно горе и не изгоре» – Сл. 35. 369 Но используются в «Патерике» и числа, сакральность которых как будто очевидна, однако их символическая семантика сама по себе неопределенна. Во всяком случае, весьма не легко найти этим числам точные образно-смысловые аналогии в Священной истории и в предметно-понятийной системе христианства. Такими свойствами, на мой взгляд, обладают, к примеру, числа, характеризующие величину и пропорции церкви, явленной варягу Шимону в чудесном видении и затем построенной в Печерах преподобным Феодосием: мерой для нее, согласно патериковому тексту, послужил пожертвованный Шимоном пояс весом в « 50 гривен злата», так что в ширину она была 20 поясов, в длину 30 и в высоту 30, а « с верхом 50» – Сл. 1. 370 Означенные пропорции, как можно думать, частично соотносятся с пропорциями Ноева ковчега: 50–300–30 ( Быт.6:15 ), а частично – с пропорциями Храма Соломонова: 20–60–120 ( 2Пар.3:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

545 Пескова А. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. Μ. К вопросу о сложении новгородской архитектурной школы//СА. 1982. 3. С. 44 и сл.; Комеч А. И. 1) Архитектура Новгорода XII столетия//АСЕВ. 15. Athènes, 1976. II; Art et archéologie. Athènes, 1981. P. 300 ff.; Лалазоров С. В. Архитектура церкви Георгия// Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге/Ред.-сост. В. Д. Сарабьянов. Μ., 2002; 2) Два этапа строительства церкви Георгия в Старой Ладоге//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 297 и сл. 546 Храмы Успения Богоматери, Св. Георгия, Святителя Николая, церкви на реках Ладожке и Волхове, а также до сих пор не выявленная церковь Симеона Богоприимца. Сохранились лишь церкви Успения и Св. Георгия. 549 Те арки, что открываются в центральный объем, – более низкие и узкие по сравнению с арками, открывающимися в западную треть, – они шире и выше. 553 Представляется сомнительным влияние на архитектуру будущей программы росписи (см.: Лалазоров С. В. Архитектура церкви Георгия... С. 79 и сл.). 554 См. об этом: Комеч А. И. Композиция фасадов новгородских церквей ΧΙΙ–XIII вв.//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 101 и сл. 558 Мирожские приемы сказываются даже в деталях: например, в расширении подкупольных опор по мере приближения к пятам подпружных арок. 560 Среди них особое место занимает монография Η. Н. Воронина, до сих пор сохраняющая свое исключительное научное значение (см.: Воронин Η. Н. Владимиро-суздальское зодчество: В 2 т. Μ., 1961– 1962), а также см: Иоаннисян О. Μ. 1) Зодчество древнего Галича и архитектура Малопольши//Acta archeologica Carpathica. Krakow, 1988. T. 27. С. 190 и сл.; 2) Основные этапы развития Галицкого зодчества//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 41 и сл.; 3) О раннем этапе развития Галицкого зодчества. КСИА. 1981. Вып. 164. С. 38; 4) Строительные артели Всеволода III и его наследников//Дмитриевский собор. С. 37; 5) К истории русско-польских архитектурных связей//ДРИ. XII в. СПб., 2002. С. 213; Иоаннисян О.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010