Брань Брань. (духовная). Человек до самой смерти не может не иметь брани с помыслами ( сл. 4 , стр. 23–24). – Победившие страсти добродетелями, хотя и бывают тревожимы помыслами, однакоже не побеждаются ими ( сл. 4 , стр. 24) . – Когда человек хранит чувства от приражений, тогда победа совершается без борьбы, а когда вознерадит об этом, входят приражния помыслов, и бывает брань ( сл. 5 , стр. 25). – Если человеку и приключится впасть в прегрешения, то, и побеждаемый, он должен возставать на борьбу с сопротивниками ( сл. 7 , стр. 35). – При духовном упражнении бывает то брань, то помощь благодати ( сл. 46 , стр. 196). – Бог попускает брань, требуя от нас опыта любви нашей к Нему ( сл. 46 , стр. 197). – Бог попускает на нас брани от страстей, чтобы мы притекали к Нему ( сл. 46 , стр. 200). – Вся наша жизнь есть время борьбы и поприще для состязанй ( сл. 47 , стр. 204). – Человек, поражаемый в борьбе, иногда внезапно получает победу над врагами ( сл. 47 , стр. 204–205). – Одержавшие победу в брани внешней отваживаются на внутреннюю ( сл. 56 , стр. 288). – Должно вести брань прямо противсвоей страсти и недуга ( сл. 57 , стр. 293 –294). – О различии браней. Как враг борет ленивых и с сомнением и холодностью вступивших в подвиг? ( сл. 60 , стр. 323). – Как борет он мужественных и с ревностью вступивших в подвиг ( сл. 60 , стр. 325). – Сластолюбие и любовь к покою бывают причиною попущения и поражния ( сл. 60 , стр. 326). – Во время подвига полезно вспоминать первую ревность, с какою вступил человек в подвиг ( сл. 60 , стр. 327). – О вражеской брани с сильными и мужественными, коих враг старается победить гордостью ( сл. 60 , стр. 328). – Враг борет подвижников вещами чувственными и нечистым воспоминанием о женщинах ( сл. 60 , стр. 329–330). – Кто не покоряется врагу в малом, того не одолеет он и в великом; если же будем пренебрегать малым, то впадем в велиие труды (бранные) ( сл. 75 , стр. 378). – Брани, происходящия от разрешения чувств, более опасны и вредны, чем порождаемые разслаблением и покоем (излишним) ( сл. 90 , стр. 428). Читать далее Источник: Слова подвижнические/Преподобный Исаак Сирин. - Сергиев Посад : Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019. – 712 с. (Сокровищница святоотеческой письменности)/Алфавитный указатель предметов, содержащихся в словах святаго Исаака Сирина. 526-625 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/al...

7 Есть ещё пятый возможный мотив, – загробный интерес, желание приобрести вечное райское блаженство. Это побуждение, хотя утилитарное в широком смысле, связано опять-таки с предположениями другого порядка, принципиально отвергаемыми современною доктриной пользы. 10 Враги захватили его родной городок, разграбили его имущество, похитили его дочерей, и когда его спросили, что он потерял, Стильпен отвечал: «ничего; всё моё при мне». 11 «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения». Публичная лекция. Казань, 1895 г., стр. 5–6, 11–20. 12 Флп.3:18–20 . Это учение новозаветного откровения создавало в христианах непреложное убеждение, что все христиане, если только они по жизни своей окажутся достойными своего спасителя Христа, освободятся от тления и страдания и будут жить с Богом и царствовать с Ним (1уст. мучен. Apo1og. 1, с. 10). На основании такого убеждения, неизвестный автор Послания к Диогнету, – гл. 5, – писал своему учёному другу-язычнику: «христиане живут на земле, но в действительности они суть граждане неба». 13 Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова. «Великое в малом». Сергея Нилуса. Москва. 1903 г., стр. 108–133. 14 «Движение языка и сердца в молитве суть ключи, а что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети. Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык; да умолкнут и сердце – этот распорядитель помыслов, и ум – этот правитель чувств, и мысль – эта быстропарящая и бесстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение. Здесь да остановятся ищущие, потому что пришёл Домовладыка» (Преп. Исаак Сирин . Слова подвижнические, сл. 15). Прим. редакции 16 Так как некоторым может показаться невероятной изображённая здесь картина озарения Духом Божиим преп. Серафима и его собеседника, а потому и рассказ Н. А. Мотовилова может быть сочтён вымышленным, то мы считаем полезным сопоставить с ним изображение того же богоозаренного состояния человека, заимствуя его из творения величайшего христианского подвижника 6-го века, преп. Исаака Сирина . Из этого сопоставления видно, что могущие показаться, пожалуй, даже соблазнительными иные подробности рассказа Мотовилова находят для себя подтверждение в собственноручных писаниях знаменитого христианского философа-отшельника.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-t...

   Чтобы сказанное стало более понятным, сосредоточим внимание на учении двух отцов Церкви: преподобного Исаака Сирина и святителя Григория Паламы. Вначале мы рассмотрим три ведения по преподобному Исааку Сирину, а затем – познание Бога по учению святителя Григория Паламы. Три ведения по учению преподобного Исаака Сирина    Рассматривая учение преподобного Исаака Сирина о трех ведениях, мы имеем в виду слова святого отца под номерами 62—66 (в русском издании сл. 25—29 – прим. пер.) по его книге «Слова подвижнические» , где это учение в основном и содержится.    Прежде всего преподобный отец проводит разграничение между человеческим знанием и верой. Особенность человеческого знания в том, что оно «не имеет власти что-либо делать без разыскивания и исследования, а, напротив того, разыскивает, возможно ли тому быть, о чем помышляет и чего хочет» (с.118) (цифрами в скобках указываются страницы русского издания. – прим. пер.). Таким образом, человеческое знание является в высшей степени рациональным, причем в нем преимущественно действует падший разум, нарушивший свои естественные пределы, то есть захвативший власть и над умом. Вера же имеет иное определение, из которого явствует как ее большое отличие от знания, так и ее великая ценность. Преподобный Исаак говорит о вере, что под нею он разумеет «не ту, какою человек верует в различие достопоклоняемых и божественных Ипостасей, в превосходящее все, особенное естество Самого Божества и в чудное домостроительство, совершенное в человечестве восприятием нашего естества (хотя и сия вера крайне высока), – но веру, воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума (της διανοας) подкрепляющую сердце, чтобы не колебалось оно в несомненности надежды» (с.130—131). Эта духовная вера познает тайны не от слышания, «но в духовных очах, которые видят сокрытые в душе тайны, невидимое и божественное богатство, сокровенное от очей сынов плоти и открываемое Духом питающимся с трапезы Христовой, в поучении законам Христовым...» (с.131). Таким образом, если человеческое знание приобретается благодаря деятельности разума и человеческим усилиям, то божественное ведение приобретается верой. При этом имеется в виду прежде всего та вера, которая загорается в душе от света благодати и силою которой человек познает тайны, скрытые от очей плотских людей века сего. Вот почему «вера утонченнее ведения, как ведение утонченнее вещей чувственных» (с.130), и это потому, что вера есть божественное знание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

33 Букв. " испытывающий», ср. далее «предварительный опыт знания». Оставлен традиционный славянский перевод, поскольку русские слова «искушение», «искус» и «искусство» позволяют адекватно передать однокоренные греческие слова. 35 Почти дословная цитата из Евагрия (Практик, 47//SC 171, p. 606: 5–6 A. et C. Guillaumont; PG 40, 1245 B; коммент.: Ibid. P. 607–609). 36 При другом чтении (отсутствии артикля) половины рукописей всех семейств следует перевести: «диавол и щитоносцы его скрываются в нашем уме». 38 Редчайший глагол ψευδοκτυπω, отсутствующий в стандартных греческих словарях, засвидетельствован в TLG у Иоанн Каминиата (IXX вв.): μτην ο ν ν τοτοις ψευδοκτπησαν λληνες, τν ληθ γνσιν τν πραγμτων φ ρημνοι κα τας κενολογ αις τς ατν δεισιδαιμον ας καθ αυτν πλισμενοι (На взятие Фессалоники, XI, 4//CFHB 4, p. 12: 34 Bohlig; PG 109, 541 A). 46 Абсолютный hapax (слово не засвидетельствовано ни в одном из доступных нам словарей; во всем TLG лишь единожды зафиксирован однокоренное сущ. φαυλοπραγ α в Житии Симеона Столпника младшего, гл. 160: 32 van den Ven). 49 Букв. «вложенный внутри»; эпитет имел у стоиков (и отчасти у ранних христианских авторов) терминологическое значение «мыслимого слова» (антоним – «произнесённое слово»). 53 Абсолютный hapax. Один из редчайших для прозаиков (не схолиастов) случаев, когда в одной фразе соседствуют сразу три нарах’а (напр., в весьма объёмном Макариевском корпусе нам встретилось только одно подобное место). 60 В рукописи S имеется схолия (внесённая в рукописи А в текст): «Восстание, и сражение, и война со страстями». 71 Ср. аналогичный образ (с перечислением новозаветных заповедей – блаженств) и даже тождественные выражения у Пс.– Макария Египетского (I, 7, 16, 11//Vol. 1, p. 111: 16–18 Berthold; 3, 2, 1 сл.//Ibid., p. 29: 10 sqq.). 74 Эти два очень редких слова следуют друг за другом (в виде существительных) в сочинении Пс.- Ефрема Сирина (О добродетелях и страстях//Vol. 3, p. 425 F Assemani; vol. 5, p. 394: 6 Phrantzoles; рус. пер.: «позднее и то в малом количестве вкушение пищи», с. 386), в более полном виде воспроизведенном у Пс.- Иоанна Дамаскина (О добродетелях и пороках//PG 95, 88 A 2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

В них почти не встретишь инокинь, которые могли бы поделиться опытом своей аскетической жизни. Тем не менее, пастырское служение незаменимо, без него не будет полноценного монастыря. Хотя современные реалии таковы, что пастырь не всегда является желанным лицом в обители женской. Мы задались целью оказать хотя бы небольшую помощь таким пастырям, предостеречь их от тех ошибок, которые совершили сами. «Святой Иоанн Лествичник говорит, что некоторые, проходя по болотистым местам, увязли в грязи и, покрытые ею, поведали о том, как это случилось с ними, другим, которые тут проходили, для спасения их. За спасение ближних Всемогущий избавил из болота и тех, которые, попавши в него, предостерегли ближних от впадения в него». 31 Мы хорошо представляем возможные последствия публикации данной статьи, но молчать не можем. Положение современных женских монастырей в России не только печально: оно бедственно. Хоть кто-нибудь должен об этом сказать! Исходя из того, что знаем, дальнейшее молчание почитаем греховным. Если об этом не говорить, перемен не настанет, все останется по-прежнему. Чтобы уврачевать недостатки, на них необходимо указать. Мы готовы ответить за свои слова перед кем бы то ни было. У тех, кого невольно обидели, испрашиваем прощения, а у тех, кому написанное принесло пользу, просим святых молитв. 20 . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Ново-открытые тексты. М. 1998. Предисловие. С. 10-11. 21 . О Божественных тайнах и о духовной жизни. Ново-открытые тексты. С. 201 22. Там же. С. 205. 23. Там же. С. 208. 24 . Там же. С. 208. 25 .  Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М. 1993. С. 311-312. 26 .  Лествица. Сл. 5. Гл. 41. 27. Творения свт. Игнатия. М. 1995. Т. IV. Письма к мирянам. Письмо 28. 28 . Публикация является частью эфира на радио «Радонеж». Издательство им. свт1. Игнатия готовит1 более полную работу иеромонаха Сергия по данной теме. 29 . Издательский дом «Святая Гора». М. 2002. 30 .  Лествица. Слово 4. Гл. 105. 31 . Лествица. Слово 26. Гл. 2. Учение свт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

Исаак говорит: «Дьявол усиливается сначала сделать, чтобы оставлена была непрестанная сердечная молитва» (Творения Аввы Исаака Сирина , Слова подвижнические, изд. 2-е, Москва, 1893 г.. Слово 75, стр. 372). Исаак говорит о непрерывном сердечном делании, упоминает об «ином способе молитвы и пребывания в ней», предпочитая не называть ее (Сл. 59,318). Он имеет в виду, повидимому, медитативную Иисусову молитву. В VI веке и Филимон, писатель «Филокалии», говорит о сокровенной сердечной молитве. Третий ученик Иоанна Златоуста , Марк Подвижник говорит: «Призывай Господа (Иисуса), чтобы открыл очи сердца твоего, чтобы видеть пользу чтения и молитвы» (Патр.М. Т.65, духовном законе, 905). «Ум имеет власть внимать сердцу и вести там всякую стражу, входя во внутреннейшие и нетронутые его склады» (там же). Марк говорит о хранении ума и сердца, об умном чувстве, об умной молитве и трезвении ума. Второй не синайский источник умного делания представлен в лице Диадоха из Фотики, епископа Епирского, аскетического писателя века, основателя аскетической литературы «в главах» (Caprtelliteratur). Он говорит: «Когда ум замкнут в памяти Божьей, нужно дать ему «Господи Иисусе». Кто, будучи свободен от фантазии, говорит это непрерывно в глубине сердца, тот может зреть свет ума. Это и есть драгоценный перл (жемчужина, упоминаемая в Евангелии от Матвея, 13, 45)». Здесь все элементы умной молитвы: концентрация ума в сердце, непрерывное произнесение Иисусовой молитвы в сердце, мистическое созерцание ума и путь к внутреннему сокровищу в сердце. Аскетические фигуры Исаака, Диадоха, Марка, Исихия, Максима Исповедника говорят сами за себя и свидетельствуют о древности метода. Некоторые из них принадлежат к поколению, непосредственно следовавшему за Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом . Нил С., Иоанн Лествичник и Марк были учениками последнего. Исихий Пресвитер (V век) представляет другую ветвь древней апостольской традиции, он ученик другого великого Отца Церкви, Григория Богослова (Назианзина).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Сердце Рассказы о святых, хранивших свое сердце в чистоте Высочайший и недостижимый для человека образ чистоты сердца представляет Богочеловек Иисус Христос. Св. апостол Петр говорит о Нем, что Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его ( 1Петр.2:22 ; сл. Ис.53:9 ). Иисус Христос – единственный пример на земле совершенной чистоты сердца. Пример этот вполне недостижим ни для кого. Даже св. подвижники и угодники Божии не достигали совершенной чистоты сердца. Между всеми земнородными одна пренепорочная и пречистая Матерь Божия более всех приблизилась к истинной и совершенной чистоте сердца. Она по преимуществу образ и пример чистоты сердца; Она по преимуществу покровительница дев и девственников, скорая помощница душ чистых. Иоанн Креститель, дивный пустынножитель и проповедник покаяния, строгий девственник, великий борец и мученик за правду, служит образцом чистоты сердца. Все св. подвижники благочестия стремились к достижению чистоты сердца и по мере сил своих и возможности достигали ее. Так, о преп. Силуане повествуют, что он никогда не допускал в сердце свое помыслов, прогневляющих Бога («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», стр. 311). Рассказывают также о преп. Исидоре, что он, в течение сорока лет своих подвигов, ощущая греховные помыслы, никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», стр. 108). Преп. Исаак Сирин в пример чистоты сердца поставляет преп. Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских желаний и помышлений и, пришедши в первоначальную простоту, стал как бы младенцем, только без младенческих недостатков. Преп. Сисой даже спрашивал ученика своего: «Ел я или не ел?» Но, будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душой (Св. Исаака Сирина «Слова подвижнические», стр. 142). Как редко и как трудно достигают чистоты сердечной и св. подвижники, показывают слова преп. Пимена, который говорил: «Многие из отцов наших были сильны в подвигах; но сильных по чистоте помыслов – один или два» 40 («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», стр. 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание л. 1 Предисловие Никифора Феотоки об издании слов Исаака Сирина. «О издании печатию еллиногреческим языком книги». Нач.: «Ниже Исаак Сирин хотяше убо в конец себе сокрыти...» л. 9. Надписание. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии». Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна...» л. 23. Оглавление. «Оглавление яже в книзе обдержимых». л. 29. Слова подвижнические (1–91). «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшелника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии». Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели...» Л. 363. Толкование слов. «Толкование некиих неудоборазуменных словес святаго Исаака Сирина». Нач.: «Слово 1. Иже от человек почести приемляй, едва возможет гордыни убежати сетей...»   3/21-1 Посл. четв. XVIII в. Исаак Сирин, Слова подвижнические, часть 1-я. 1-я редакция перевода. 4 о . 29,5х20. 185 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами и киноварью в колонтитулах. На полях имеются сноски. Переплет картон в коже с тиснением. Украшения Инициалы и заголовки киноварные. На л. 1, 16, 30 цветные заставки растительного орнамента. На л. 1, 16, 23, 30 инициалы имеют орнаментальные украшения. Содержание л. 1. Надписание. «Надписание со Богом о молчании и безмолвии». Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоцелна...» л. 16. Оглавление. «Оглавление яже в книзе обдержимых». Л. 23. Предисловие Никифора Феотоки об издании слов Исаака Сирина. «О издании печатию еллиногреческим языком книги». Нач.: «Се Исаак Сирин хотяше убо в конец себе сокрыти...» л. 30 (1)– 184 об. (154 об.). Слова подвижнические (1–51). «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшелника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии». Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели...»   3/21-2 Посл. четв. XVIII в. Исаак Сирин, Слова подвижнические, часть 2-я. 1-я редакция перевода. 4 о . 29,5х20. 212 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами и киноварью в колонтитулах. На полях имеются сноски. Переплет картон в коже с тиснением.

http://bogoslov.ru/article/6193417

240 . Исаак Сирин , преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Ново-открытые тексты/Пер. Иларион (Алфеев) , иером. М. 1998. 289. [Рус. V2]. 241 . Исаак Сирин , преп. О совершенстве духовном/Пер. Иларион (Алфеев) , иером.//ЦиВ 1998. 4(7). 179–191. [Рус. VI. Неперев. С Соболевским 5.238) слова 19, 20, 21, 55]. 242 . Οι ασκητικο, λγοι ββα Ισακ το Σρου μετενενεχθντες εκ της αρχαας εις την νεωτραν Ελληνικν Εκδ. Παντοκρατορινοσ Κ. θναι 1961. [Новогреч. VI]. 243 . Mystic Treatises by Isaac of Nineveh. Transl. Wensinck A. J. Amsterdam 1923. 2 Wiesbaden 1969. [Англ. VI. Первый пер. с сирийского на (неск. искусственный) англ., сделанный голландским востоковедом]. 244 . Ascetic Homilies of St. Isaak the Syrian. Transl. the Holy Transfiguration Monastery. [Transl. Miller D.] Boston 1984. [Англ. VI]. 245 . Isaak le Syrien. Oeuvres spirituelles/Trad. Touraille J. P. 1981. [Франц. VI]. 246 . Isacco di Ninive. Discorsi spirituali (Capitoli sulla conoscenza, preghiere, contemplazione sull’argomento della Gehenna, altri opuscoli)/Introd., trad., note a cura di Bettiolo P. Bose 1985. изд., доп.: Bose 1990. 272. [Итал. VI]. 247 . Isacco di Ninive. Un’umile speranza. Antologia. Scelta, tradotta dal syr. a cura di Sabino Chialà, monaco di Bose. Bose 1999. 248. См. также Peradze G. Die altchristliche Literatur in der georgischen Überlieferung 14 .91): здесь опис. и каталог груз. пер. древнехрист. лит-ры включают пер. Исаака Сирина (см. 15, 16 под им. Ефрема). Главы подвижнические (Capita ascetica, CPG 7868) 248 . Besson М. Un recueil de sentences attribuées à Isaac//OrC 1901. 1. 46–60; 288–298. [Греч.]. О вере православной (Tractatus de fide orthodoxa, CPG 7870) 249 . Abramowski L., Goodman A. E. A Nestorian collection of christological texts. Cambridge 1972. 1. 58–105. [Пер.]; 2. 36–61. [Введ., указатели]. Исследования 250 . Иларион (Алфеев) , иером. Мир Исаака Сирина . М. 1997. 323. 251 . Иларион (Алфеев) , иером. Творения преп. Исаака Сирина в греческом и русском переводах: послесловие к публикации новооткрытых текстов//ЦиВ 1998. 4(7). 146–178. [Обсуждаемая публ.: см. 5 .240].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

ГЛАВА IX св. Исаака Сирина къ св. Симеону Дивногорцу, какъ свидтельетво нравственнаго этихъ двухъ подвижниковъ. Св. столпники не представляли изъ себя какихъ-либо замкнутыхъ аскетовъ, всецло занятыхъ самими собой и не имвшихъ ничего общаго съ другими. Отчасти мы уже познакомились объ ихъ съ ближними, а теперь коснемся вопроса о руководительств въ духовной жизни, которымъ св. столпники весьма дорожили и о томъ нравственномъ въ какомъ они находились съ другими подвижниками. Руководителями ихъ, во-первыхъ, былъ Самъ Господь, напр., св. Дивногорцу о Ему, во вторыхъ, игумены монастырей, гд св. столпники начинали свою подвижническую жизнь и, въ третьихъ, лица, посылаемыя Богомъ, св. столпникамъ смыслъ благодатной жизни. Въ этомъ увряетъ насъ св. Исаака Сирина къ св. Симеону Дивногорцу. Оно иметъ то еще что въ отрывкахъ сохраняетъ въ себ т вопросы жизни, какими занимался св. столпникъ-созерцатель. св. столпника къ преп. Исааку Сирину не сохранились, и потому Исааково весьма драгоцнно. Можетъ быть и св. столпники находились въ переписк съ опытными подвижниками, но объ этомъ въ ихъ не упоминается, и потому намъ остается довольствоваться только однимъ св. Исаака Сирина къ св. Симеону столпнику съ тмъ, чтобы познакомиться съ аскетическимъ св. столпника Симеона, вроятно, раздляемымъ и другими св. столпниками . Вотъ его [MXCV] . Получивъ отъ св. столпника, св. Исаакъ Сиринъ пишетъ отвтное въ которомъ прежде всего поражается тою любовью, какую оказываетъ св. столпникъ къ нему и тмъ предупредительнымъ какое св. столпникъ являетъ св. Исааку, надявшемуся учиться истин отъ него. Считая себя недостойнымъ учить великаго св. столпника, но руководясь его и вря тому, что вопросами духовными св. столпника онъ возбудитъ отъ свою душу, св. Исаакъ исполняетъ просьбу св. столпника, котораго предварительно приглашаетъ молиться Богу, чтобы Онъ открылъ св. Симеону чрезъ св. Исаака, какъ искреннему Своему слуг то, чего онъ проситъ. Посл этого св. Исаакъ Сиринъ приступаетъ къ вопросовъ, предложенныхъ св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010