Потому Павел восстал от земли, что Стефан, преклонявший на земле колена, был услышан (Воскр. Чт., г. XVI, стр. 378).   Библиографический указатель к V-VII гл. Гл. 5, ст. 1. Анания. Библ. поп. сл. В. ч. 1874. I, 128. Ст. 3-4. Прот. В. Нечаева. Обличенное и наказанное лицемерие. Душесп. Чт. 1875 г. П. Июнь. 221-227. Ст. 34-40. Гамалиил. Б. п. сл. В. Ч. 1874 г. II, 127. Ст. 37. Иуда Галилеянин. Б. п. сл. В. Ч. 1876 г. I. 176. Гл. 6. В. Михайловского. Устройство христианской Церкви при Апостолах Духов. Вестн. 1865 г. XI, 317-335, 487-502. Ст. 9. Киликия. Б. п. сл. В. Ч. 1876. I, 287. Либертинцы. Б. п. сл. В. Ч. 1876. II, 79. Азия. Б. п. сл. В. Ч. 1874. I, 79. Александрийцы. Там же. 95. Никанор. Б. п. сл. 1877 г. I, 15. Пармен. Там же. 144. Гл. 6 и 7. Первомученик христианский Стефан. Воскр. Чт. 1874. I, 23-24. Первомученик Стефан. Хр. Чт. 1835. I, 57-76. Апостольская община. Первое насаждение ее в Иерусалиме и дальнейшее развитие. Происхождение христианских церковных должностей в кн. Существо Церкви но учению и истории Нового Завета. Кестлина. Перев. с нем. Суворова, стр. 87. Прот. Горского. Умерщвление св. Стефана. Еванг. история и история апостольской Церкви. Стр. 376-377. Его же. Внешнее устроение Церкви апостольской в отношении иерархическом. Там же, стр. 623-654. Дело и мученическая смерть Св. Стефана. Фаррара. Жизнь и труды св. Ап. Павла, т. I, 81 — 102. Леонида, Еп. Дмитровского, Жизнь Св. Ап. Петра. Игнатия, Архиеп. Воронежского. Чтения о Св. Первоверховном Ап. Петре. О деяниях св. Апостола пред исшествием и после исшествия из Иерусалима, для посещения верующих в первый и второй раз. Стр. 143-147. III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии в переходе к язычникам (VIII-XII гл. ) ГЛАВА VIII Стих 1-25 Обращение самарян (VIII, 1-25) Верующие, омыв слезами любви святые останки первого христианского мученика, вскоре познали, что дням плача их положено только начало. Воздвигнутое на них гонение не прекратилось с умерщвлением Стефана: напротив, успех насильственной сей меры усугубил дерзость гонителей. Враги христианства не опасались теперь дать полную волю своему неистовству. До сего времени многих из них могло еще удерживать то уважение, которое приобрели Апостолы своими чудотворениями; но когда уже Стефан, муж равноапостольный, осужден и всенародно побит камнями, изуверство гонителей не находило более преград своей злобе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

35. «Филон, — отмечает Д. Клиффорд, — является самым ранним свидетелем учения о том, что Идеи суть мысли Бога» ( D.A. Cliffford. The History of the Religions Philosophy. Cambridge, 1965, р. 142). 36.См.: В. Лосский. Мистическое богословие…, с. 39 сл. 37. О Слове у пророков см.: Ис 9, 8; 40, 8, 26; 44, 27; 55, 10 сл. Связь учения Филона о Слове с раввинистическим понятием Мемры рассмотрена А. Эдершеймом (Ук. соч., т. I, с. 59 сл. и специальное приложение к т. 2). См. также: Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 28 сл. В Египте учение о творческом Слове появилось еще в III тыс. до н. э. (см.: Б. Тураев. Египетская литература. М., 1920, с. 39 сл.). 38. См.: М. Муретов. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М., 1885, с. 174 сл. 39. De migratione Abrahami, 6. 40. De plantatione, 18. 41. Legum allegoriae, III, 207. 42. De agricultura, 12; De confusione linguarum, 14. 43. De plantatione, 8-9. 44. De opificio mundi, 8. 45. Как последователь философии Аристотеля, Фома признавал и его теорию безначальности мира, но, будучи исповедником библейского учения о творении, он не мог принять ее полностью. Эту дилемму Фома Аквинат решил в духе Филона. По его учению, «универсалии», т. е. духовная первооснова вещей, предвечно пребывают в Самом божественном Разуме. См.: S. Decloux. Temps, Dieu, Liberte dans les Commentaires Aristoteliciens de Saint Thomas d " Aquin. 1967, р. 52. 46. De Providentia, i, 7. 47. De specialibus legibus, IV, 187. 48. Legum allegoriae, III, 77. 49.  Там же, 71. 50. De migratione Abrahami, 9. 51. Quod Deus sit immutabilis, 46. 52. De Providentia, I, 63. 53. См: Г. Генкель. Апион. — ЕЭ, т. II, с. 844. 54. De specialibus legibus, I, 271. 55.  Там же, 287 56.  Там же, II, 70. 57. De praemiis, 15-16. 58. См.: А. Смирнов. Мессианские ожидания и верования иудеев…, с. 75; А. Троицкий. Антропологическое и эсхатологическое учение Филона. — ВР, 1904, с. 198 сл. 59. De opificio mundi, 71; Legum allegoriae, III, 82; De somniis, II, 249.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Учителем покаяния» называет церковная традиция преподобного Ефрема Сирина . «Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом», – писал о нем святой Григорий Нисский 157 . Древний тропарь преподобному Ефрему Сирину , который мы находим в Минеях XVI в. Кирилло-Белозерского монастыря, говорит о святом: «Час присно провидя испытаниа. Рыдаше горко Ефреме. Яко любя безмлъвие. Делательник ж был еси в делех учитель божествен. Тем же Отче всекрасне. Ленивыя въставляеши к покаянию» (РНБ. Кир.-Бел., 344/601, л. 435 об.). На всем протяжении Великого поста читается краткая покаянная молитва Ефрема Сирина , на самых строгих службах Страстной седмицы обыкновенно предлагаются для назидания избранные слова из творений преподобного Ефрема Сирина . Так, в Нило-Сорской пустыне, где службы Великого поста проходили в теплой церкви Ефрема Сирина , в Великую среду, когда Церковь вспоминает предательство Христа Иудой, на службе читалось слово преподобного Ефрема об Иосифе Прекрасном. (Об этом сообщает правило всенощного бдения Нило-Сорского скита – РНБ. Соф. собр.,1519, л. 88.) И это имело символический смысл: жизнь Прекрасного Иосифа ( Быт. 37–50 ), проданного в рабство своими родными братьями, прообразовала, по толкованию Ефрема Сирина , первое пришествие Христа, преданного и распятого, и Его второе пришествие в славе для Страшного суда над человечеством 158 . В Великий пяток (пятницу) на выносе Плащаницы читалось слово Ефрема Сирина о великих страстях Господних (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 88). Многие проповеди преподобного Ефрема Сирина обращены к монашествующим, где он говорит, что должно строго хранить монашеские обеты. В храме Ефрема Сирина Нило-Сорского скита в местном ряду находилась икона преподобного Ефрема (что известно из самой ранней описи храмов Нило-Сорского скита – ФИРИ. Кол. 115 , ед. хр. 683, л. 6 об.), перед которой и проходили, в основном, монашеские исповеди. На этой иконе преподобный Ефрем Сирин изображен «с хартией со словами против нерадивых иноков», не соблюдающих монашеских обетов: «Ефрем глаголет яко велика беда есть, идеже закон и правила не жительствует во иноцех. Аще ты, окаянне, слабости ради твоея и пристрастия, скорбей ненавидиши и терпения отбегаеши, и ярем легкый Господа своего злословиши, яко жесток и тяжек есть, глаголеши, и не могу понести его. Люте тебе, окаянне, и кто помилует та, самого себя погубивша, лутще тебе тату не есть тебе. Разбойник и блудник молят бо да спасени будут. Тебе же блажат человецы яко предвечна. Ты же со лжею живеши в добром жити, и сладост мира сего и похоти его возлюбив, Небесное ж Царствие возненавидел еси» (КБИ АХМЗ. Дж. 212, надпись со свитка; пунктуация моя. – Е.Р.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Т. Патаридзе История зарождения переводов трудов прп. Исаака Сирина и их распространения в Лавре св. Саввы Источник Настоящая статья посвящается роли монастыря св. Саввы 1 в деле распространения «Аскетических Слов» Исаака Сирина . Кроме того, я намереваюсь поделиться с вами некоторыми наблюдениями, сделанными на основе сравнительного изучения сирийской, греческой, арабской и грузинских версий этих слов. Эти данные исходят из анализа древнейших рукописей святого Исаака, распространенных в святой Лавре. Содержание Западносирийская редакция и ее соотношение с грузинским и арабским переводами Соотношение рукописей Sinai geo. 35, Strasbourg arab. 151 and Sinai syr. 24     Прежде чем перейти к этому анализу, хотела бы отметить, что предметом моего внимания был главным образом грузинский перевод и его отношение к другим версиям Слов Исаака Сирина . В связи с этим хотела бы напомнить, что на грузинском языке существует несколько переводов святого Исаака. – Первый из них, так называемый старый перевод, заключает в себе выдержки из Слов 1-го собрания (1-го тома) Исаака Сирина . Текст содержится в Sinai geo. 35 (906 г.), рукописи, происходящей из монастыря св. Саввы. – Еще два Слова Исаака (а именно Слова, соответствующие в публикации Беджана 2 8-му и 77-му трактатам) приписаны Ефрему Сирину в группе рукописей, содержащих то же собрание текстов, что было опубликовано под общим названием «Учение Отцов» 3 . 38-е слово Исаака Сирина также включено в это собрание 4 . Старейшая рукопись этой группы – Sinai geo. 36 (925 г.), происходит также из монастыря св. Саввы 5 . – Позднейший грузинский перевод творений Исаака Сирина осуществлен с греческого текста и выполнен Евфимием Афонским (955–1028) в конце X в. на горе Афон. Этот грузинский перевод соответствует широко распространенному в Χ–ΧΙΙΙ вв. типу греческих рукописей, содержащих текст recensio brevior, согласно Μ. Пирара 6 . Соответственно, перевод Евфимия включает в себя полные тексты 32 Слов 1-го собрания 7 . Как можно видеть из этого краткого экскурса в грузинскую рукописную традицию, связанную с именем Исаака Сирина , старейший грузинский перевод, содержащийся в рукописи Sinai geo. 35, выполнен в монастыре св. Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/is...

23. Творения святого Григория Нисского . Ч. 6. M., 1864. 24. Творения святого Григория Нисского . Ч. 7. M., 1865. 25. Творения святого Григория Нисского . Ч. 8. M., 1871. 26. Святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Беседы. Т. 1. M., 1994. 27. Святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Беседы. Т. 2. M., 1994. 28. Святитель Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Беседы. Т. 3. M., 1994. 29. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 10-е изд. Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1913. 30. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е шд. Ч. 1. M., 1881. 31. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. Ч. 2. M., 1881. 32. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 5-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1912. 33. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1900. 34. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. Ч. 5. М„ 1887. 35. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. Ч. 6. ТСЛ, 1901. 36. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 2-е изд. Ч. 7. ТСЛ, 1913. 37. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 2-е изд. Ч. 8. ТСЛ, 1914. 38. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 1. Аскетаческие опыты. 2-е изд. СПб., 1905. 39. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 2. Аскепиеские опьпы. 2-е изд. СПб., 1886. 40. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 3. Аскегические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. 41. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 4. Аскетическая проповедь. Письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905. 42. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 5. Приношение современному монашеству. 3-е изд. СПб., 1905. 43. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина . Точное изложение православной веры . СПб., 1894. 44. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. 2-е изд. Т. I: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы . Т. 3. М., 1994. 29. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 10-е изд. Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни: Свято-Троицкая Лавра, 1913. 30. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. Ч. 1. М., 1881. 31. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. Ч. 2. М., 1881. 32. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 5-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1912. 33. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1900. 34. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. Ч. 5. М., 1887. 35. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 3-е изд. Ч. 6. ТСЛ, 1901. 36. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 2-е изд. Ч. 7. ТСЛ, 1913. 37. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . 2-е изд. Ч. 8. ТСЛ, 1914. 38. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : Аскетические опыты. 2-е изд. Т. 1. СПб., 1905. 39. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : Аскетические опыты. 2-е изд. Т. 2. СПб., 1886. 40. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : Аскетические опыты. 3-е изд. Т. 3. СПб., 1905. 41. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : Аскетическая проповедь. 3-е изд. Т. 4. СПб., 1905. 42. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова : Приношение современному монашеству. 3-е изд. Т. 5. СПб., 1905. 43. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина : «Точное изложение православной веры» . СПб., 1894. 44. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. 2-е изд. Т. 1: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898. 45. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 2: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1896. 46. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Т. 3: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

иеромонах Никон (Скарга) Введение Значение и влияние прп. Ефрема Сирина на восточно-христианскую мистику трудно переоценить. Однако возрастающий авторитет Феодора Мопсуестийского начиная с середины V в. постепенно вытеснял дотоле неоспоримый авторитет прп. Ефрема Сирина , завоевав Эдесскую и Нисибинскую школы и заменив все толкования прп. Ефрема на толкования Феодора. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать влияние на прп. Исаака прп. Ефрема, воспринимая последнего как главного представителя ранней, дофеодорианской сирийской традиции в христианской духовности. Прежде всего, мы рассмотрим связь писаний прп. Исаака с ефремовскими «Комментариями на Диатессарон». Мы приведем несколько аллюзий у прп. Исаака на эти комментарии в качестве прямого подтверждения того, что ему был хорошо известен этот труд. Аллюзии посвящены в основном христологии. 1. Параллели в экзегетическом методе у двух святых отцов Прежде всего, отметим, что у прп. Исаака использование некоторых христологических терминов, таких как «смешение» 1 () [la]) и «лицо» ( [parp]), относится к ранней традиции, которая восходит к прп. Ефрему Сирину 2 . Заметим, что термин «parp» у прп. Исаака не имеет той богословской трактовки, которую придали ему несторианские писатели VI–VII вв 3 . Прп. Исаак употребляет слово «parp» не только в его обыкновенном значении «лицо», но использует его также и в широком антропологическом контексте, практически не затрагивая христологической тематики 4 . Подобное употребление этого термина имело место в ранней сирийской традиции, в частности у прп. Ефрема Сирина 5 . Итальянский сиролог Сабино Кьяла, исследовавший ефремовские цитаты в корпусе прп. Исаака Сирина , отметил одну интересную деталь: «Мар Афрем мог восприниматься как идейная альтернатива мар Феодору Толкователю в контексте двух кризисов VII века: хнанитского спора и истории с Сахдоной. Именно поэтому ни Шим’он д-Тайбуте, ни Иоанн Дальятский, ни Иосиф Хаззайя не цитируют мар Афрема вообще» 6 . Интересно отметить, что не только восточно-сирийские авторы (несториане), но также и западно-сирийские (монофизиты) предпочитали обходить стороной богословское наследие прп. Ефрема 7 . На этом фоне прп. Исаак Сирин является исключительной фигурой. Наличие у прп. Исаака двух прямых цитат прп. Ефрема (слова 5-е и 62-е из 1-го тома) 8 , а также отсылки к «Комментариям на Диатессарон» могут свидетельствовать в пользу того, что экзегеза и аскетическое учение прп. Ефрема Сирина оказали существенное влияние на прп. Исаака Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

Итак, на примере нашего небольшого исследования можно сделать несколько выводов. Ранняя сирийская традиция, представленная в сочинениях прп. Ефрема Сирина , заметно отразилась в текстах прп. Исаака Сирина . Влияние прп. Ефрема сказалось как в экзегетическом, так и в аскетическом направлениях. Эти факты позволяют видеть определенную приверженность прп. Исаака к ранней сирийской традиции на фоне возрастающего всеобщего преклонения перед авторитетом Феодора Мопсуестийского в Церкви Востока. Выявленные параллели, аллюзии и цитации могут свидетельствовать о значительном пласте влияния прп. Ефрема на прп. Исаака Сирина , которому еще не уделено должного внимания в исследовательской среде и которое требует дальнейшего изучения. Обнаружение одного фрагмента, принадлежащего перу прп. Исаака Сирина , в корпусе греческих текстов, приписываемых прп. Ефрему Сирину , равным образом с очевидностью свидетельствует о том, что между этими двумя авторами имеет место определенная связь и духовная преемственность, которая была вполне очевидна для позднейших составителей корпуса текстов «греческого Ефрема». 1 «Мир смешался с Богом ( ) [Нами исправлено неверное написание этого выражения в издании (слева направо). – Редакция Азбуки веры], и творение с Творцом сделались едино!» (Isaacus Syrus. Sermo II, 5// Исаак Сирин , прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/Пер. с сир., примеч., предисл. и послесл. еп. Илариона (Алфеева) . СПб., 2006. С. 97. 2 См.: Фиори Э. Особенности терминологии «смешения» в богословии и полемике прп. Ефрема Сирина //Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие: Материалы Четвертой Международной патристической конференции. Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия. Москва, 27–29 апреля 2017 г./Под общ. ред. митр. Волоколамского Илариона (Алфеева) . М., 2019. С. 196; Заболотный Е.А.Христология прп. Ефрема Сирина и ее место в сирийской богословской традиции IV – начала VII в.//Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. С. 244.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/vl...

к безумию, о котором свидетельствует псевдо- Симеон 2077 . «До времени очищения и обновления Духом, – пишет Игнатий Брянчанинов , – [не следует] признавать никакого сердечного ощущения правильным, кроме ощущения покаяния, спасительной печали о грехах, растворенной надеждою помилования» 2078 . Однако возможность отклонений и опасностей не должны охлаждать тех, кто еще здесь стремится достичь изначальной гармонии между духовным и материальным, обожения всего человека. И преп. Иоанн Кассиан Римлянин обрисовал этот идеал: «Итак, вот назначение уединенного монаха, таково должно быть намерение, чтобы он удостоился еще в этом теле стяжать некоторое подобие будущего блаженства и начал в этом сосуде предвкушать начатки небесной жизни и славы» 2079 . 1884 Ср.: Simeone Nuovo Teologo 25, 15; 55,5; изд. под редакцией I. Наusherr//Оr. Chrism. IX, 2. Roma, 1927. 1885 Apophmegmama, Arsenio 1//РG 65, 88b; ср.: агаве jacobime 13, mois de Bachons, éd. Ваssel//PO XVI, р. 1022. 1889 D. Stiernon//DS XI (1982), col. 198–203. Ср. также: М. Il nel сиоге. Roma, 2002. 1891 Р. Adnès, Указ. соч., col. 1138; J. Meyendorff, Palamas XIII (108), col. 81–107. 1893 Монах Румынской Православной церкви (Scrima), L’aènemenm dans 1958, 295–328, 443–474. 1895 Р. Adnès, Указ. соч., col. 382 и сл.; I. Hausherr, Указ. соч., р. 5 и сл.//ОСА 176, р. 163 и сл. 1900 I. Hausherr, L’Hésychasme. Émude de 22 (1956), р. 19 и сл.; ОСА 176 (1966), р. 177 и сл. 1906 Reg. Вге. 23//РG 31, 1197dss. Итал. перевод под редакцией М. Armioli di Cesarea, Ореге ascemiche. Torino, 1980, р. 351. 1909 Enchiridion 10, s. I. 1801, р. 157; ср.: Р. Adnès, Указ. соч., col. 389 и сл.; I. Hausherr, Указ. соч., р. 262; ОСА 176, р. 214 и сл. 1911 Понятия исихия и америмния часто сополагаются друг с другом, ср., например: de Септ 16//SС 5 (1966), р. 92, 20. 1920 Origène, Libr. Jesu Пае, hom. 13, 1//GСS 7, 373; hom. 15, 3, р. 387; Dorothée, 11, 117//SС 92 (1963), р. 363. 1934 Ср.: pseudo-Simeone, Memodo della sanma е ed. I. Наusherr//Оr. Chrism.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Св. Григорию принадлежит, в числе прочих слов, «Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге». В нем он очень ярко рисует картину современных ему неустроений в этой области. Главную причину он видит в «природной горячности и высокомерии. Не простая пламенность, без которой невозможно успеть ни в благочестии, ни в другой добродетели, но твердость, соединенная с неблагоразумием, невежеством и дерзостью» (Сл. 32, 3). К этому присоединилась, говорит он в «Слове о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы»: «усиливающаяся ныне болезнь языка, скороспелые мудрецы, производимые вновь богословы, для которых довольно только захотеть, чтобы стать мудрыми…» (Сл. 20, 1). В Церкви должен быть порядок, «чтобы одни были пасомые, а другие пастыри, одни начальствовали, а другие были подначальными» (Сл. 32, 10). Нужна, стало быть, прежде всего подготовка для богословствования, как она нужна и во всяком ином деле. «Говорить о Боге — великое дело, но гораздо больше — очищать себя для Бога… Учить дело великое, но учиться дело безопасное. Для чего представляешь из себя пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты нога?» (Сл. 32, 12–13). «Любомудрствовать о Боге можно не всякому. Да ! Не всякому. Это приобретается не дешево, и не пресмыкающимися по земле. Добавлю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать, когда, пред кем и сколько». Богословствовать можно тоже не перед всяким, а только «перед теми, которые этим занимаются тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об этом после конских ристаний, зрелищ и пений, по удовлетворении чрева и того, что хуже чрева» (Сл. 27, 3). «Если ты еще младенец, если долу влачишься умом и не имеешь сил взойти к высшим познаниям, то будь коринфянином, питайся молоком. Для чего ты требуешь твердой пищи, которую члены твои, по немощи, не в состоянии еще употребить и сделать питательной?» (Сл. 32, 13). «Как в древности у мудрых евреев не позволялось молодым людям читать некоторые священные книги, потому что они не принесли бы пользы душам, еще не твердым и нежным, так и у нас надлежало бы постановить законом, чтобы не всякому и не всегда, а только в известное время и известным, лицам дозволялось учить о вере, именно тем, которые не вовсе нерадивы и медлительны умом, и не слишком ненасытимы, честолюбивы и более надлежащего горячи в деле благочестия» (Сл. 32, 32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010