XII. Уничтожение Петром Великим Московского Патриаршества и последствия сего Патриархами в христианской церкви называются старейшие иерархи, сосредотачивавшие в своих руках инициативу высшего церковного управления. Такими патриархами в древней церкви были иерархи Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима,-кафедры которых служили средоточием церковного управления отдельных церковных округов; при чем иерархи Рима и Константинополя пользовались особыми, предоставленными их кафедрам преимуществами 269 . Кафедры Рима, Александрии и Антиохии и их иерархи начали возвышаться и выделяться в ряду прочих со времени развития системы церковного управления, соответственно политическим народным и территориальным условиям Римского государства, на пространстве которого благоустраивалась христианская церковь . Особое положение этих кафедр и их иерархов признал и утвердил первый вселенский Никейский собор в 6 правиле. Возвышение кафедры и иерарха константинопольских последовало в силу особых канонических постановлений 270 в соответствие и параллель кафедре и иерарху римскому, по вниманию к тому обстоятельству, что Константинополь был столицей Византийской империи и починался новым и вторым Римом. Возвышение кафедры Иерусалима и ее иерарха совершилось в силу особого уважения к сему городу, как бы средоточию христианской веры и месту важнейших событий христианской церкви. Взаимное отношение всех поименованных иерархов и междуцерковное положение их кафедр определены VI вселенским Трульским собором (пр. 36). Взаимное отношение в частности иерархов римского и константинопольского и их кафедр разъяснено константинопольским собором (879 г.), бывшем в храме Премудрости Слова Божия и именующим себя вселенским (пр. 1). Постановления соборов христианской церкви в этом отношении находили подтверждение со стороны законов государства; последние в некоторых случаях своими распоряжениями предваряли постановления первых. В византийском законодательстве выражен такой взгляд на патриарший сан и соединенные с ним преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Введение Сторонники первенства власти, говоря о Константинопольском Патриархате, очень часто используют выражение « Церковь -Мать». Это выражение – не просто красивое словосочетание: оно передаёт самую суть новой доктрины о первенстве власти. Константинопольский Патриархат – это Церковь -Мать по отношению к своим дочерям, то есть, согласно интерпретации его приверженцев, ко всем автокефальным Церквам, созданным помимо древних пентархических Патриархатов (и близкой к ним Кипрской Православной Церкви). В трудном положении оказались те Церкви, которые не могут сделать прямолинейный выбор в пользу соборной экклесиологии и которым приходится принимать и ту, и другую сторону, как, например, Иерусалимской и Албанской Церквам 1 . В одном из недавних интервью Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что украинский церковный вопрос единолично решён им раз и навсегда и не нуждается в соборном обсуждении и одобрении 2 . Константинопольская Церковь , как Церковь -Мать, будто бы имеет право самостоятельно давать автокефалию другим Церквам – своим дочерям. После предоставления автокефалии матерински-дочерние взаимоотношения сохранятся. Константинопольская Церковь останется старшей и ответственной, обладающей не только старшинством, но и определённой долей власти – и достаточно большой долей власти – над своей дочерней Церковью . Также Константинопольский Патриархат оставляет за собой право вмешиваться и в геополитику – выражая точку зрения тех, кто претендует в ней на первенство. А именно, недавно Константинопольский Синод призвал вернуть из России, как говорится в заявлении, «насильственно перемещенных» украинских детей – без учёта реального положения дел… 3 Насколько такая интерпретация первенства соответствует реальной исторической практике и византийской традиции? Было ли в византийской традиции особое представление о самой главной среди других Церквей Церкви-Матери? С какого века Константинопольская Церковь стала считать себя самой главной на Православном Востоке и, более того, во всём мире? В настоящей статье делается попытка ответить на эти вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Документы Сообщение Совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Вселенский патриархат) от 17 января 2019 года 18.01.2019 23:50 В последние дни многие священники и дьяконы Архиепископии получили от греческих митрополитов тех стран, в которых они проживают, письма с распоряжением прекратить поминовение своего собственного архиепископа, войти в состав клира греческих митрополий, считать отныне, что наши приходы и общины являются частью этих митрополий и, наконец, приказывают предоставить им всю важную приходскую документацию, в частности учетную. В этой связи Совет Архиепископии, отсылая к своему сообщению от 30 ноября, хочет добавить некоторые разъяснения. Данное вмешательство внешних епископов в само тело нашей архиепископии, даже речь идет об архиереях одного и того же Патриархата, беззаконно с точки экклезиологии и права: Его Высокопреосвященство архиепископ Иоанн - единственный легитимный правящий архиерей православных приходов русской традиции в Западной Европе. 28 марта 2016 года он был избран на законной основе Чрезвычайной Генеральной Ассамблеей Архиепископии, в состав которой входило все духовенство и миряне – делегаты от приходов, составляющих наше церковное тело; 22 апреля 2016 года Священный Синод Вселенского Патриархата утвердил результаты этих выборов. С этого момента архиепископ Иоанн был окончательно утвержден в своей должности. С тех пор он не подавал в отставку и не требовал ее, и по определению, в силу самого своего епископского служения, остается выразителем соборности епархии и председателем Епархиального союза, который, в соответствии с французским законодательством, является юридическим лицом, обеспечивающим единство всех приходов и общин Архиепископии. Как и все его предшественники, начиная с приснопамятного митрополита Евлогия, во всех странах, где учреждены его приходы, Его Высокопреосвященство архиепископ Иоанн совершает в духе соборности евхаристию и другие тайнодействия в Церкви; он возглавляет чины освящения храмов и антиминсов, он поставляет во все степени церковного служения в нашей Архиепископии. Будучи действующим епископом Константинопольского Патриархата, он недавно принимал участие в Архиерейском соборе Вселенского Престола, а в 2016 году – в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Его статус единственного епархиального архиерея нашей Архиепископии не подвергается сомнениям, будь то канонически или юридическим, что подтверждается официальным уставом Архиепископии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть Когда Константинопольский патриархат предоставит автокефалию православной церкви на Украине? Андрей Серебрич   14:10 26.04.2018 933 Время на чтение 7 минут На Украине власть совместно с раскольническими «церквями» активизировала попытки добиться создания так называемой Единой поместной церкви (ЕПЦ). Президент П. Порошенко направил Константинопольскому патриарху Варфоломею обращение с просьбой о даровании автокефалии «украинской церкви». Петицию большинством голосов поддержал парламент и «епископат» раскольнических «Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). Подобные воззвания имели место в истории и ранее, как, например в 2016 г. Однако до сегодняшнего дня сторонники автокефалии не получали из Стамбула ответов, дающих им повод для оптимизма. А вот в настоящей ситуации Синод Константинопольского патриархата отреагировал на обращение достаточно быстро. Его ответ, обнародованный 22 апреля 2018 г., сторонники украинской автокефалии восприняли с воодушевлением, предвкушая последствия получения заветного для них «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». О целях украинской стороны в создании ЕПЦ не имеет смысла особо распространяться. Властям нужна подконтрольная «церковь», которая бы выполняла функции идеологического рупора и полностью легитимизировала русофобскую политику Киева. Сам президент Порошенко стремится за счет решения церковного вопроса поднять свой рейтинг в канун президентских выборов, а духовенство непризнанных «церквей» не оставляет попыток незаконно пополнить семейство канонических, автокефальных православных церквей. Роль проводника, по замыслу инициаторов ЕПЦ, отводится как раз Фанару. Среди епископата канонической Украинской православной церкви также есть лица, продвигающие идеи ЕПЦ и рассчитывающие занять в этой структуре руководящие должности. У всех крупных лоббистов ЕПЦ свои прагматические интересы, но всех их объединяют мотивы исключительно политического характера. ЕПЦ на данный момент является по сути примером ментального проекта «политического православия».

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/26/kog...

Интервью Протодиакон Петр Скорер: Со временем искренние последователи митрополита Антония в Великобритании и во всей Европе соберутся вместе 08.10.2007 21:20 – Отец Петр, прошло полтора года с тех пор, как владыка Василий Осборн заявил о своем переходе из Московского патриархата в Константинопольский. У всех в памяти печальные события, последовавшие за этим. Могли бы вы подвести итоги этого периода? – Первое время было действительно трудным. Это была большая травма для всех бывших членов Сурожской епархии. Приходы и духовенство разделились примерно пополам: половина пошла за владыкой Василием под юрисдикцию Вселенского Патриарха, половина осталась под Москвой. Как известно, и синод Московского патриархата и лично архиепископ Корсунский Иннокентий заняли поначалу очень жесткую позицию – владыке Василию и его единомышленникам из числа клириков грозили лишением сана, однако недавно – и это тоже хорошо известно – епископу Василию была фактически дана отпускная грамота, и теперь мы можем сослужить с духовенством РПЦ. Жизнь Амфипольского викариатства – так теперь называется часть Сурожской епархии, перешедшая вместе с владыкой Василием в Константинопольскую юрисдикцию, – продолжается в том же духе, который был при митрополите Антонии. В этом году собралась первая большая ежегодная конференция, на которой присутствовало около 120-130 человек. Одной из тем дискуссий было: как нам жить в тех новых обстоятельствах, в которых оказалось наше викариатство, как преодолеть последствия травмы разделения. Многие из выступлений опубликованы на сайте нашем http://www.exarchate-uk.org/ , который очень активно освещает ситуацию вокруг Амфипольского викариатства. Также проводился наш ежегодный детский лагерь. – Хотелось бы знать конкретные цифры. Сколько приходов и евхаристических общин было в епархии к Пасхе 2006 года? Сколько из них на сегодня пожелали остаться в МП, и сколько перешло под омофор Константинопольского Патриарха? Были ли основаны за истекший период новые общины? – К моменту разделения в Сурожской епархии было около 30 приходов и евхаристических общин, в том числе очень маленьких – человек по 10. Эти приходы разделились приблизительно пополам. Если считать, что до большого наплыва недавно приехавших «новых русских» в епархии было около 3000 зарегистрированных прихожан (регистрация необходима в соответствии с нашим уставом), то теперь в Амфипольском викариатстве около 1500 верующих.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Церковь-Мать в византийской и пост-византийской традиции Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор МДА Сторонники первенства власти, говоря о Константинопольском Патриархате, очень часто используют выражение «Церковь-Мать». Это выражение – не просто красивое словосочетание: оно передает самую суть новой доктрины о первенстве власти. Константинопольский Патриархат – это Церковь-Мать по отношению к своим дочерям, то есть, согласно интерпретации его приверженцев, ко всем автокефальным Церквам, созданным помимо древних пентархических Патриархатов (и близкой к ним Кипрской Православной Церкви). В трудном положении оказались те Церкви, которые не могут сделать прямолинейный выбор в пользу соборной экклесиологии и которым приходится принимать и ту, и другую сторону, как, например, Иерусалимской и Албанской Церквам . В одном из недавних интервью Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что украинский церковный вопрос единолично решен им раз и навсегда и не нуждается в соборном обсуждении и одобрении . Константинопольская Церковь, как Церковь-Мать, будто бы имеет право самостоятельно давать автокефалию другим Церквам – своим дочерям. После предоставления автокефалии матерински-дочерние взаимоотношения сохранятся. Константинопольская Церковь останется старшей и ответственной, обладающей не только старшинством, но и определенной долей власти – и достаточно большой долей власти – над своей дочерней Церковью. Также Константинопольский Патриархат оставляет за собой право вмешиваться и в геополитику – выражая точку зрения тех, кто претендует в ней на первенство. А именно, недавно Константинопольский Синод призвал вернуть из России, как говорится в заявлении, «насильственно перемещенных» украинских детей – без учета реального положения дел…

http://new.mospat.ru/ru/authors-analytic...

02/08/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ КИЕВСКИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПЕРЕГОВОРОВ С РАССТРИГОЙ ФИЛАРЕТОМ ДЕНИСЕНКО Вопрос о создании единой Поместной Украинской Православной Церкви возможно решить только после прекращения межконфессионального противостояния и объединения верующих, заявил на пресс-конференции предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Киевский и всея Украины Владимир. подробности... ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ ОФИЦИАЛЬНО ОБЪЯВИЛ УКРАИНУ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ Как сообщает газета " Украинское слово " (27 июля, 2000 г) состоявшийся в конце июля с. г. Священный Синод Константинопольского патриархата объявил Украину своей канонической территорией. А присоединение Киевской метрополии к Московскому Патриархату в 1686 году соответственно неканоничным. подробнее... ПОСТАВЛЕНА ТОЧКА В ИСТОРИИ ИПАТЬЕВСКОГО ДОМА Поиск фундаментов дома инженера Ипатьева, в подвале которого была расстреляна Царская Семья, завершен. Археологи исследовали последние квадратные метры земли, на которых раскопки ранее не проводились. Еще в субботу 23 июля была надежда на то, что будут найдены хотя бы какие-то уцелевшие участки фундамента, так как ученые натолкнулись на достаточно массивные камни. Но в последствии оказалось, что это лишь отдельные фрагменты из руин дома. подробнее... ЧЕСТНАЯ ГЛАВА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА ПЕРЕНЕСЕНА В ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 1 августа честная глава святого великомученика Пантелеимона была перенесена из московского Богородице-Рождественского монастыря в Храм Христа Спасителя. Доступ к мощам будет открыт круглосуточно. 6 августа, в последний день пребывания мощей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отслужит прощальный молебен. подробнее... СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ОСВЯТИЛ В САРОВЕ ЗАКЛАДНОЙ КАМЕНЬ БОЛЬНИЧНОГО ХРАМА Закладной камень в основание храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона на территории больничного городка освятил прибывший в Саров Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это будет четвертый действующий храм в древнем городе, где до революции существовал Саровский монастырь, а ныне расположен Федеральный ядерный центр.

http://pravoslavie.ru/news/index35.htm

1855 год 11 Январь. В первый день пламенно молюсь: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. В праздничные дни я удостоверился, что в «Воскресном чтении», издаваемом Киевской Духовной Академией, действительно напечатана была 12 , как говорил мне Джунковский в Вене, статья о безгрешном зачатии Пресвятой Девы Марии. Но после моего допроса цензору архимандриту Нектарию оказалось, что он пропустил ее не читавши. Что касается приведенного в ней учения Константинопольского патриарха Германа о создании Марии безгрешной, то учения такого он не излагал, а сказал только то, что Она украшена была всеми дарами благодати. Это я прочитал в книге его 13 , взятой из библиотеки здешней духовной академии. Человек, яко трава: дни его, яко цвет сельный, тако отцветет. В час пополуночи под шестнадцатый день текущего месяца волей Божией скоропостижно скончался обер-прокурор св. Синода граф Протасов от болезненного расширения сердца. Приглашенный к нему священник уже не успел исповедовать его и причастить Святых Таин и только прочел отходную молитву. Sic transit gloria mundi! Sic ex medio vivorum extirpantur potentes! Est Deus, Qui ad Suum terribile judicium appellat homines usurpantes sanctae ecclesiae jura 14 . Исправление должности обер-прокурора поручено старшему в Синоде чиновнику Александру Ивановичу Карасевскому. Это – человек большого роста с небольшим умом. В 21 день. Я, по указанию 12-го параграфа, представил директору азиатского департамента министерства иностранных дел Николаю Ивановичу Любимову свой отчет об ученых и художественных занятиях нашей духовной миссии в Иерусалиме в течение прошлого года для препровождения его в св. Синод. День 29. Этот директор письменно уведомлен мною о том, что состоявший при нашей Иерусалимской миссии иеромонах Феофан, по прошению его, причислен к Петербургской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

I. Правление § 1. Учреждение Синода С 1721 г. Русская Церковь вступила в новый период существования переменой высшего управления своего. В янв. 1721 г. собран был Собор Пастырей Церкви Русской. Под председательством, самого Царя Собор рассуждал о высшем духовном правительстве. Признано было полезным поручить высшее управление Церковью вместо Патриарха Собору Пастырей. а) Тогда как занятия одного лица, – так рассуждал Собор, – могут останавливаться то болезнями, то смертью его, Собор имеет возможность вести дела безостановочно, и ответы на важные сомнения могут быть всегда готовы. б) Легче дознать правду Собору многих, чем одному лицу. в) В решениях Собора более может иметь место беспристрастие, чем в решениях одного лица. г) Решения Собора более имеют важности и твердости, и потому охотнее будут исполняемы, чем решения одного лица. д) И влияние сильных не столько может мешать правильным определениям Собора, чем решениям одного лица. – Вследствие сего положено было, не изменяя ничего в основаниях церковного правления, открыть постоянный духовный Собор 1 . Поскольку же Церковь Христова есть единое тело Христово, где ни одна часть не существует в совершенной независимости от другой; а отмена патриаршества в России и замена его постоянным Собором тем более требовали сношения с Востоком, что учреждение патриаршества совершалось по определениям Восточных Патриархов: то в сентябре 1721 г. Петр Великий отнесся к Константинопольскому Патриарху посланием. Изложив свои расположения, с какими занимался он учреждением нового церковного управления, Петр писал: «Уповаем, яко Ваше Всесвятейшество, яко первый Архиерей Православной Кафолической Восточной Церкви, сие наше учреждение Духовного Синода за благо признать изволите, и о том прочим блаженнейшим Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому Патриархам сообщение учините». В 1723 г. Константинопольский Патриарх Иеремия писал к Святейшему Синоду: «Мерность наша, благодатию и властию Всесвятаго, животворящаго и совершенноначальствувщаго Духа, узаконяет, утверждает и провозглашает от благочестнейшаго Самодержца..., по Духу Святому нам возлюбленнаго и превожделеннаго, в Российском св. великом царства учрежденный Синод. Есть и нарицается он нашим во Христе братом, Святым и священным Синодом, и имеет власть творити и совершати, елика четыре Апостольские Святейшии Патриаршии престоли». Такое же послание прислал от себя тогда же Антиохийский Патриарх Афанасий. В то же время Константинопольский Патриарх писал, что Патриархи Александрийский и Иерусалимский не прислали от себя отзыва потому, что первый скончался, а второй лежит на смертном одре. «Имеем попечение, – прибавлял Святейший, – да и от иных подтверждение будет, аще востребуется; довлеет бо и сие» 2 . Патриаршие грамоты, полученные в сентябре 1721 г., тогда же разосланы были ко всем Архиереям 3 . Так утвердилось новое высшее управление Церкви Русской!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  разделы   рассылка  распечатать Амвросий (Ленис), митрополит Калавритский и Эгиалийский Митрополит Калавритский Амвросий: " Одна Церковь как мать, а другая как мачеха " Источник:  Богослов.ру Портал " Богослов.Ru " предлагает вниманию читателей перевод статьи митрополита Калавритского Амвросия (Элладская Православная Церковь), в которой дается оценка действиям Константинопольской Патриархии в контексте судебного процесса над игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. Предварительное заключение о. Ефрема еще раз обнаружило неприемлемое поведение представителей Вселенского Патриархата! Мы уже говорили это раньше, однако повторим еще раз: Вселенский Патриархат иногда ведет себя как мачеха! Именно так, по нашему скромному мнению, Вселенский Патриархат повел себя в этой ситуации. Давайте рассмотрим все по порядку, чтобы наглядно увидеть всю трагичность этого дела. Предварительное заключение игумена древнего и великого афонского монастыря к тому же в канун праздника Рождества Христова, побудило многих, как церковных, так и светских лиц, выразить сочувствие о. Ефрему. Единственным исключением стала позиция Вселенского Патриархата и некоторых, весьма малочисленных, архиереев нашей Церкви, которые обычно выступают в роли рупора Вселенского Патриарха Варфоломея в Греции. Многие иерархи Элладской Церкви, среди которых и автор этих строк, поспешили навестить о. Ефрема в его заточении. Они посетили тюрьму Коридаллос, чтобы приободрить о. Ефрема. Некоторые выступили с публичными заявлениями, чтобы выразить свое сочувствие. Также и Русский Патриархат одним из первых выразил свою любовь и сочувствие. Потом и Священный Синод Элладской Церкви в решении от 12 января также заявил о сочувствии святогорскому иеромонаху и игумену. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним объявил о своем несомненно похвальном желании лично посетить заключенного игумена. Точно также и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом сделал заявление в прессе, что одобряет и всецело поддерживает решение Постоянного Священного Афинского Синода по поводу о. Ефрема. Кроме того, Митрополит Пловдивский Николай из Болгарской Церкви также выразил сочувствие и солидарность с заключенным клириком. Единственным диссонансом во всем этом общественном движении стала, к сожалению, позиция Вселенского Патриархата. В своем заявлении от 10 января этого года Вселенский Патриархат выступил " против противозаконного вмешательства в дела Афона " Русской Православной Церквии заявил о недопустимости вмешательства в вопросы внутренней юрисдикции.

http://religare.ru/2_92048.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010