Документы Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви 14.09.2018 18:47 Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года (журнал 69). Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием — единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение «экзархов» как этап в реализации плана предоставления «автокефалии» Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов — «всея Руси». И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Месть патриарха Варфоломея не осталась без ответа Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе осудил решение Фанара о ликвидации Архиепископии; напротив, модернисты Свято-Сергиевского богословского института в Париже торжествуют 03.12.2018 2386 Время на чтение 7 минут 30 ноября Совет Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе выступил с заявлением в связи с решением Священного Синода Константинопольского патриархата распустить Архиепископию, которая является Западноевропейским экзархатом Фанара. Заявление опубликовано на официальном сайте Архиепископии . Авторы документа напоминают, что 19 июня 1999 года многолетние дебаты внутри Архиепископии и переговоры с Синодом Константинопольского патриархата были завершены дарованием патриаршего и синодального Томоса. «Он был дан по просьбе Архиепископии и придавал ей статус Экзархата (не временного)», - говорится в заявлении. «Именно этот статус, - подчеркивается далее, - без всяких предварительных консультаций с каким бы то ни было официальным органом Архиепископии, был отозван Синодом 27 ноября 2018 г. Неожиданный характер синодального решения Константинопольского патриархата об отзыве Томоса 19 июня 1999 г. не может не вызывать серьезной озабоченности внутри Архиепископии. Тем не менее, очень важно не торопиться с поспешным ответом». «Действительно, как свидетельствует православная экклезиология в лице своих великих богословов современности, таких как митр. Пергамский Иоанн (Зизиулас) или о. Николай Афанасьев, именно вокруг своих епископов общины верных составляют Церковь в своей соборности: " Множество православных синодов составляли энциклики и директивы, касающиеся внутренней жизни епархий, словно они являются высшим авторитетом в церкви. Некоторые православные богословы даже считали, что синоды являются высшей властью, и утверждали такую иерархию, в основе который находятся епархии, над ними - местные синоды, и на высшем уровне - вселенские соборы. Является ли синод или собор той структурой, которая находится выше епископа? С точки зрения экклезиологии, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным, так как для православной экклезиологии нет ничего выше епископа " ( " Епископ в Православии "http://Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Церковь и ее институции. Париж, 2011, сс. 386-387). Поэтому, чтобы явить подлинный голос Архиепископии, нам надо оставаться едиными вокруг своего правящего архиепископа, Преосвященнейшего Иоанна Хариупольского. Оставаясь верными идентичности Архиепископии, мы будем собраны вокруг правящего Архиепископа и в тех институциях, которые определены нашими статутами и признаны Синодом. В первую очередь внутри каждого прихода или общины, но также и на ассамблеях духовенства и мирян, имеющих право выносить решения».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/03/me...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Стирается грань между Церковью и расколом» Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей 06.12.2019 2499 Время на чтение 5 минут Сегодня в резиденции Предстоятеля УПЦ МП на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры началось последнее в 2019 году заседание Священного Синода Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ МП. Заседание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Донецки й и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Лугански й и Алчевский Митрофан, секретарь Священного Синода УПЦ МП, управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Священный Синод, обсудив последние события в сфере межправославных отношений, заявил : «Вынуждены констатировать, что в результате антиканонических действий Константинопольского Патриархата в Украине, а также в связи с принятием в общение Предстоятелями Элладской и Александрийской Православных Церквей раскольнической " Православной Церкви Украины " , ситуация в мировом Православии значительно ухудшилась, и разделение между Поместными Православными Церквами углубилось не только на административном, но и на духовном уровне — то есть на уровне общения в Таинствах. Стало очевидным, что этот кризис является не только проблемой двусторонних отношений между Константинопольским и Московским Патриархатами, но касается всего мирового Православия — всех Поместных Православных Церквей, поскольку разрушает сами основы жизни и миссии Церкви Христовой. Эта проблема имеет не административный, а экклезиологический характер. Наружу вышла новая концепция первенства Константинопольского Патриарха как «первого без равных» в мировом Православии, которого никогда не знала Православная Церковь, и фактически является нарушением принципа соборности Церкви и следствием неправильного понимания природы Церкви вообще и роли отдельной Поместной Церкви в Теле Церкви Христовой в частности. Кроме того, Константинопольский Патриархат начал допускать к сослужению лиц, не имеющих священного сана, что является кощунством и надругательством над Евхаристией.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/06/st...

М.А.Шахбазян, К.Г.Шахбазян Новая терминология Фанара: на примере богословской антропологии митрополита Иоанна (Зизиуласа) Источник Аннотация Сегодняшняя ситуация кризиса межцерковного общения в Православии требует осмысления в контексте не только внешнеполитическом или церковно-каноническом, но и богословском, собственно догматическом. Уже очевидно, что одной из важнейших причин возникших нестроений является новая экклезиология, которая просматривается в ряде заявлений и действий священноначалия Константинопольского Патриархата. При этом важно заметить, что к исповеданию этой новой экклезиологии Константинопольский Патриархат движется вполне самостоятельно, не принимая во внимание мнение ряда Поместных Церквей. Целью настоящего исследования стало выявление специфики богословия Константинопольского Патриархата как одной из причин новой экклезиологии. Задачи исследования – последовательный анализ богословской терминологии митрополита Иоанна Зизиуласа (влиятельнейшего на сегодняшний день богослова Константинопольского Патриархата), сравнение её с традиционным святоотеческим словоупотреблением. В работе использовались историко-сравнительный метод, метод герменевтической интерпретации (историческая распознающая интерпретация). В результате анализа выявлено несоответствие учения митрополита Зизиуласа об ипостаси и сущности применительно к антропологии учению Церкви. Не является оно и разъяснением смысла учения Церкви для современного читателя, но попросту искажает его смысл. Введение В Послании иерархам Румынской Церкви от 24 ноября 2018 г. патриарх Варфоломей, оправдывая намерение самостоятельно предоставить автокефалию украинским раскольникам, сказал, что, хотя в процессе подготовки документов Критского собора предполагалось согласовать и определить иной способ провозглашения автокефалии, это оказалось невозможно, так как на Соборе отсутствовали делегации четырех Поместных Церквей. По этой причине документ об автокефалии даже не оказался среди тем, «подлежащих изучению Святым и Великим Собором» 2; 3]. Эту явную ложь затем высказал и Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним Священный Синод РПЦ опроверг эту ложь, указав, что «тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея» Разумеется, если бы патриарх Варфоломей не настоял на исключении темы, то Критский собор принял бы согласованный вариант документа. А, как утверждается в докладе митрополита Дамаскина (Папандреу), работа Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези (7–13 ноября 1993 г.) хотя и завершилась тем, что «сформировались совпадающие и расходящиеся подходы и толкования», однако согласие было достигнуто в главном: признании необходимости достижения консенсуса как условия возникновения новой автокефалии с. 254]. И Константинопольский Патриархат также признал главенствующую роль всей полноты Вселенской Церкви, о чем и было сказано: «в сознании Церквей вопрос автокефалии касался компетенции всей Церкви в целом» с. 247].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

С больной головы на здоровую 21.03.2019 10:42:29 Протоиерей Андрей Новиков Не секрет, что не только для чад Русской Православной Церкви, но и ревнителей Православия во всей полноте Церкви Христовой, тяжелым ударом стала, мягко говоря, соглашательская и попустительская позиция большинства обителей издревле чтимой церковным народом Афонской горы в связи с последовавшими с конца августа 2018 г. чудовищными действиями Константинопольского патриархата по признанию украинского раскола и вступлению в полное церковное общение и единство, включая литургическое, с раскольниками. Константинопольский патриархат грубейшим образом попрал все канонические и нравственные нормы, не «узаконив» раскол, а повергнув себя в беззаконную раскольническую пучину, поддержав светских гонителей страждущей Церкви на Украине, покрывая захваты святых храмов, избиения и оскорбления священнослужителей и верных со стороны воинствующих схизматиков, грубо вторгнувшись в самую сердцевину Русской Православной Церкви и оправдывая свои беззакония проповедью догматической ереси «восточного папизма»: чуждого лжеучения о главенстве Константинопольского патриарха над всем Телом Христовым – Святой Церковью и мнимых правах судить и отменять суды, решить и вязать над всеми Поместными Церквами. Также, поправ установленную Господом в Священном Писании (1 Тим.3,2) и закрепленную в святых канонах норму о единобрачии пресвитеров и диаконов, Синод Константинопольского патриархата разрешил второбрачие белого духовенства, повторив позорный путь раскольников-обновленцев 20-х гг. ХХ века и почитая себя, очевидно, уже выше не только утвердивших святые каноны Вселенских Соборов, но и Того, Кто говорил устами святого апостола Павла. Сам факт того, что святогорское сообщество, авторитет которого зиждился, прежде всего, на убежденности в его непоколебимой верности догматам и канонам Православия, не только продолжило поминовение и признание своим предстоятелем явного ересеучителя и расколовождя Варфоломея, утерявшего право именоваться православным патриархом после соединения с анафематствованным сборищем, но и обошло малодушным молчанием вопиющий раскол, устроенный в Православии руководством Поместной Церкви, к которой это сообщество принадлежит – сам этот факт уже вызвал печаль и недоумение у православного народа.

http://radonezh.ru/2019/03/21/s-bolnoy-g...

Закрыть itemscope itemtype="" > О. Николай Данилевич: Синод рассмотрит вопрос о вступлении Украины в НАТО В УПЦ МП посоветовали Порошенко, умоляющему Патриарха Варфоломея предоставить «Киевскому патриархату» томос об автокефалии, не лезть не в свое дело 18.04.2018 796 Время на чтение 3 минуты Во вторник, 17 апреля, президент Украины Петр Порошенко провел встречу с главами фракций в Верховной Раде Украины и призвал депутатов поддержать обращение к Патриарху Варфоломею о предоставлении раскольничьему «Киевскому патриархату» Томоса об автокефалии, сообщает пресс-служба главы Украины. Порошенко призвал депутатов и украинский народ поддержать его обращение к Патриарху Варфоломею и «получить единую поместную православную украинскую церковь». Он отметил, что « Украина как никогда близко к появлению собственной автокефальной поместной православной церкви. Это покажет не только позиция Вселенского Патриарха, но и членов Синода». Порошенко заверил, что Филарет передал соответствующее обращение с подписями всех «епископов» «Киевского патриархата», которые засвидетельствовали поддержку о предоставлении Томоса раскольникам. По его словам, все «архиепископы» УАПЦ и другие раскольники также подписали обращение к Патриарху Варфоломею. Также Порошенко выразил надежду, что решение о «единой поместной Украинской православной церкви будет принято до 1030-летия Крещения Руси-Украины». Тем временем, как сообщает Укринформ, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Нежинский и Прилукский Климент в эфире «Радио Свободы» заявил, что «мы не слышали никаких новых заявлений от Патриарха Варфоломея. То, что он говорил недавно и вообще за последние несколько лет, - его позиция никоим образом не менялась. Вселенская Патриархия считает единственной в Украине легитимной Церковью - Украинскую Православную Церковь, которую возглавляет на сегодня блаженнейший митрополит Онуфрий». По его словам, «никаких других новых данных не было, никакие официальные источники Константинопольского Патриархата не давали новую информацию».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/18/o_...

П.В. Безобразов Записка, поданная 3 декабря 1842 года директору канцелярии Св. Синода А.И. Войцеховскому 3 При размышлении о нарочитом отправлении нашего архимандрита на Восток и о сношениях его с тамошним православным духовенством и народом сами собой представляются вниманию некоторые вероятности и действительные потребности, из коих первые должны быть пояснены, а вторые удовлетворены в самом начале отправления его, дабы он не встречал затруднений и споспешествовал видам и цели правительства верностью мнений, определённостью и благотворностью действий: 1) При свидании нашего архимандрита в Константинополе с вселенским патриархом и членами его синода естественно зайдёт речь о состоянии православной церкви в России. Посему заблаговременно надобно сообщить ему точные и подробные сведения о числе наших епархий, монастырей, церквей, монашествующего и белого духовенства, семинарий и училищ духовных, учащих и учащихся, о доходах и пожертвованиях и распространении православия, дабы он мог верно отвечать на вопросы патриарха и возбудить в нём и других соутешение с нашей церковью, которую видимо благословляет Бог. 2) Если бы константинопольский патриарх пожелал иметь ежегодные прежние, или будущие, хотя краткие извлечения из отчётов обер-прокурора Св. Синода на русском или греческом языке, то что должен отвечать на это наш архимандрит? Не благоугодно ли будет дозволить ему просить взаимно и вселенского патриарха о сообщении нашему Св. Синоду подробных сведений о состоянии всей восточной церкви? Ибо таким взаимным общением, между прочим, скреплялось бы единство церквей восточной и российской и приобретались бы верные материалы для истории всей вообще православной церкви. 3) Что скажет наш архимандрит, когда патриарх вселенский и другие святители пожелают иметь то историческое сведение о воссоединении униатов в России, которое рассылаемо было через Венскую миссию православному духовенству, находящемуся в Австрии? 4) Есть современный важный вопрос, который, как известно, занимает и даже тревожит многих ревнителей православия и на который отвечают не одинаково; это – вопрос о законности Афинского синода, сделавшегося независимым от константинопольского патриаршего престола. Ежели учреждение этого синода может быть оправдываемо политическими обстоятельствами Греции, то можно ли оправдать оное канонически? Законен ли этот синод канонически, когда он учреждён гражданской властью без согласия и благословления четверопрестольных патриархов? Зависимость православной церкви на Ионических островах от константинопольского патриарха, подчинённого султану, не обличает ли даже политическую незаконность Афинского синода? Не должен ли этот священный собор, даже в настоящее время, испросить благословение четверопрестольных патриархов на собственную независимость?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иларион: разрыв с Константинополем не повредил ни Русской, ни Украинской церкви 16.10.2019 877 Время на чтение 12 минут Митрополит Иларион © Михаил Метцель/ТАСС Ровно год назад раскол между Московским и Константинопольским патриархатами получил каноническое оформление — 15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) постановил " ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении " . Конфликт, начавшийся со спора о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), созданной из двух объединившихся неканонических структур, стал одним из крупнейших в тысячелетней истории православия, и последние события в жизни православных церквей свидетельствуют: он не угасает, а расширяется. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), вот уже десять лет возглавляющий Синодальный отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, непосредственно участвовал в большинстве связанных с ним событий. О том, как раскол стремительно меняет православный мир, он рассказал в интервью ТАСС. — Об Архиерейском соборе Элладской церкви, прошедшем в субботу, поступают самые противоречивые сведения, в основном — из анонимных источников. Возможно, вы могли бы объяснить, какие решения были приняты на нем и как их оценивает Русская церковь? — Мы пока что узнаем о том, что решила Элладская церковь на своем соборе, из прессы. Опубликовано коммюнике собора, опубликована речь архиепископа Иеронима (архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним II, предстоятель Элладской православной церкви — прим. ТАСС). Все это, конечно, требует тщательного анализа, прежде чем мы можем сделать какие-то выводы. Реакция на это событие последует, и эту реакцию сформулирует Священный синод нашей церкви, который соберется в ближайшее время и рассмотрит этот и другие вопросы. — За те 10 лет, которые вы возглавляете Отдел внешних церковных связей, многое изменилось во взаимоотношениях Русской церкви с инославными христианами, с другими православными церквами, с иностранными государствами. Какие задачи стояли перед " церковной дипломатией " 10 лет назад и какими вы видите их сейчас?

http://ruskline.ru/opp/2019/10/16/mitrop...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарх Варфоломей не совсем адекватно воспринимает окружающую действительность» Константинопольский Патриархат решил во что бы то ни стало провести Всеправославный Собор, невзирая на замечания ряда Православных Церквей 07.06.2016 1713 Время на чтение 5 минут Вчера, 6 июня, Синод Константинопольской Православной Церкви провел внеочередное заседание, посвященное подготовке «созванного и уже близящегося» Всеправославного Собора, на котором призвал все Поместные Православные Церкви участвовать в Соборе, так как «ни одна институциональная структура не может пересмотреть уже начавшийся соборный процесс», сообщает РИА Новости. «Священный Синод, после неожиданного и удивительного выражения позиций и взглядов братских Православных Церквей, и после их оценки, подтверждает, что ни одна институциональная структура не может пересмотреть уже начавшийся соборный процесс», — говорится в заявлении. «Таким образом, ожидается, что предстоятели святых православных церквей, в соответствии с Правилами организации и деятельности Всеправославного собора, должны будут обеспечить любые " предложения по поправкам, исправлениям или дополнениям в единогласно принятые тексты в рамках Предсоборной всеправославной конференции и сбора предстоятелей по пунктам повестки дня " (см. статью 11), для их окончательной формулировки и решений в ходе работы Всеправославного собора», — говорится в заявлении. Константинопольский Патриархат, «как первенствующая Церкви по поддержанию единства православия», призывает быть на высоте ситуации и принять участие, в уже определенные сроки, в работе Всеправославного Собора, как было решено всеми православными и подписано как Предстоятелями, так и их уполномоченными, и в соответствии с этим решением шла длительная процедура подготовки Собора. Клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист, миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш) считает, что Константинопольская Православная Церковь пытается навязать православному миру папство, проявляя диктаторские замашки в организации Всеправославного Собора. Такое мнение он высказал в интервью ТАСС.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/07/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церкви у края ойкумены Противники Собора на Крите опасаются его превращения в инструмент модернизации православия 15.06.2016 798 Время на чтение 7 минут Патриархов Варфоломея и Кирилла обвиняют в стремлении к «восточному папизму». Фото РИА Новости Сегодня на остров Крит начнут прибывать делегации от православных Церквей для участия во Всеправославном соборе, который в официальных документах называют «Святым и Великим» - в отличие от церковных собраний в рамках каждой юрисдикции. В пятницу должен состояться так называемый малый синаксис, то есть предсоборное совещание делегатов. Но ни на совместных богослужениях, которые будут предварять торжественную часть, ни на церемонии открытия утром 20 июня фотографам не удастся запечатлеть картину воплощенной солидарности православных иерархов. От участия отказалась РПЦ, а ранее это сделали Болгарская, Антиохийская, Сербская и Грузинская церкви. Из 14 Церквей в «Святом и Великом» соборе примут участие в лучшем случае девять. Собравшись на экстренное заседание вечером в понедельник, Синод Русской православной церкви принял решение не направлять на Крит делегацию. В своем официальном заявлении епископы постановили «поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской православных церквей о переносе проведения Всеправославного собора» на срок, который будет принят в результате консенсуса. Синод РПЦ направит это решение Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею, инициатору Собора. Московский патриархат ждет ответа от Константинополя, а если его не получит - на Крит не поедет. По сообщению РИА Новости, из стана «константинопольцев» уже поступают заверения, что Собор все равно состоится, невзирая на позицию Москвы. Однако Русская церковь оставляет за собой возможность в дальнейшем участвовать в соборном процессе, но уже на условиях полной солидарности Церквей. Также РПЦ видит будущий Собор в таком формате, который предполагает участие всех епископов, что дает ей преимущество как самой многочисленной по числу иерархов Церкви. Ранее Константинопольский патриархат на такие условия не соглашался.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010