М. В. Шкаровский. Подавление имяславской смуты на Афоне в 1913 г.     К весне 1913 г. «афонская смута» – спор о сущности имени Божия, переросший в массовое религиозное движение, – охватила широкие слои русских монахов на Святой горе и достигла пика своего развития. Однако вскоре произошел ее разгром с помощью военной силы. В середине мая 1913 г. состоялось заседание Российского Святейшего Синода под председательством митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Богоявленского), на котором были заслушаны три независимо подготовленных доклада: архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Никона (Рождественского) и известного канониста, преподавателя Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища магистра богословия С. В. Троицкого. Все доклады признавали учение имябожников неправославным. На основании этих докладов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) написал «Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода всечестным братиям, в иночестве подвизающимся, с подробным опровержением учения имябожников», где обвинил имяславцев в магизме . Кроме того, имяславцы обвинялись в пантеизме: «Новые учители смешивают энергию Божию с ее плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божий, и всякое слово Божие, и даже церковные молитвословия, т. е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге... Но ведь это уже обоготворение твари, пантеизм, считающий все существующее за Бога». В заключительной части послания говорилось о том, что Святейший Синод присоединяется к решению Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, осудивших новое учение «как богохульное и еретическое» . По итогам заседания Синода единогласно было принято постановление, осуждавшее учение имяславцев, и 18 мая опубликовано составленное архиепископом Сергием послание. Однако имяславцы отказались принять это послание, как ранее постановления афонского Кинота и Константинопольского патриарха. Одновременно с публикацией послания Святейший Синод приступил к разработке практических мер по искоренению имяславия. Определением от 16–17 мая он предписал архиепископу Никону в сопровождении магистра богословия С. В. Троицкого отправиться на Афон для выясне ния расхождений между насельниками и преодоления смуты . При этом в Синоде считали, что причины бунта носят скорее социальный и политический, чем религиозный характер .

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

Закрыть itemscope itemtype="" > Падение Александрии Признание Патриархом Феодором раскольнической группировки ПЦУ осуждено православным духовенством и с восторгом встречено либералами 09.11.2019 2234 Время на чтение 9 минут Русская Православная Церковь с глубокой скорбью восприняла решение Патриарха Александрийского Феодора признать раскольническую группировку т.н. ПЦУ и внести имя ее главаря Сергея Думенко в диптих, заявил РИА Новости заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. «Это решение делает невозможным дальнейшее поминовение имени Патриарха Александрийского при патриарших богослужениях в Русской Православной Церкви», — подчеркнул священник. Дальнейшее суждение по этому вопросу будет иметь Священный Синод Русской Православной Церкви, добавил отец Николай. Напомним, что 8 ноября Патриарх Феодор впервые помянул во время Литургии Думенко, а позже заявил, что Александрийский Патриархат вписал ПЦУ в диптих. Решение Патриарха Феодора принято под внешним давлением. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС выразил вчера председатель информационно-просветительского отдела Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Климент. «Чтобы священнослужитель добровольно поддержал раскол, нужен единственный фактор - чтобы этот человек был неверующий. В здравом уме священник, знающий библейское учение о Церкви, а я уверен, что Патриарх Феодор разбирается в православном богословии, и исповедующий святоотеческий символ веры во Единую Соборную И Апостольскую Церковь, не станет даже по благословению Константинопольского Патриарха считать раскольников священниками и совершать с ними богослужение. Раз уж это произошло сегодня в Каире, очевидно, что на Патриарха Феодора II было оказано сильнейшее давление извне. Почти год он не признавал так называемую ПЦУ, и только теперь озвучил такое, мягко говоря, странное решение, не обосновав его никакими церковными канонами», - уверен митрополит. Владыка напомнил, что до этого момента и Патриарх Александрийский Феодор II , и его представители неоднократно в Киеве выражали свою поддержку исключительно блаженнейшему митрополиту Онуфрию как законному главе УПЦ МП. «То, что позиция патриарха Феодора так кардинально изменилась, свидетельствует о существовании внешних факторов далеко нецерковного характера, послуживших основой для принятия такого решения», - считает украинский иерарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/09/pa...

     – Кризис, в котором находится православный мир, очень глубок, и, к сожалению, способен обернуться трагедией глубокого и продолжительного раскола. Однако изменения в глобальном церковном порядке не являются непоправимыми. Церковь не знает необратимых процессов и окончательных перемен. Всё можно уврачевать и преодолеть любовью и милостью Божией, если среди нас находятся люди доброй воли, готовые к покаянию. Церковный порядок в сущности своей неизменен, а проблемы возникают, когда мы, люди, не исключая и тех, кто занимает в Церкви самые ответственные позиции, этот порядок нарушаем по каким бы то ни было причинам, ради достижения каких бы то ни было целей. Это сказал Патриарх Ириней для юбилейного номера «Новостей», имея в виду огромную угрозу, которая нависала над православием в связи с решением Константинопольского Патриархата о признании автокефалии Украинской Церкви. Пока все верующие находятся в ожидании, какой ответный шаг предпримет Москва, пребывая в оправданном страхе, что поступок Варфоломея мог бы даже разжечь пламя войны, спрашиваем первого по чести в Сербской Православной Церкви иерарха, прежде всего о том, что он передал Вселенскому Патриарху и митрополиту Илариону, с которыми по отдельности встречался на протяжении весьма краткого времени. И не носило ли это характера некой примирительной миссии? – У меня не было какой-то специальной примирительной миссии, но от имени Сербской Православной Церкви я сделал всё, что мог, дабы избежать наихудшего сценария. Прежде всего, наш Собор обратился к его Святейшеству Патриарху Константинопольскому с призывом не проявлять поспешности, но идти по пути диалога и всеправославного консенсуса, затем наш Священный Синод направил ему в том же духе повторное обращение, а потом и я сам лично изложил нашу позицию, встретившись с Вселенским Патриархом в Салониках. Конечно, предварительно беседовал я и с Его Святейшеством Патриархом Московским, а позицию нашей Церкви мы сообщили также и всем Поместным автокефальным Церквам. Эта позиция заключается в том, что необходимо полностью и непреложно соблюдать многовековой церковный порядок и священные каноны, чего, по мнению подавляющего большинства епископов и богословов Сербской Православной Церкви, к сожалению, сейчас не делает наша Мать-Церковь в Константинополе.

http://pravoslavie.ru/116690.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Македонцы домогаются томоса от Константинополя Разворачивается интрига вокруг предполагаемого посещения Скопье патриархом Варфоломеем 17.03.2023 303 Время на чтение 3 минуты Источник: Независимая Газета Встреча патриарха Варфоломея и президента Северной Македонии в патриаршей резиденции 11 марта 2023 года. Фото сайта ec-patr.org На греческом ресурсе «Orthodox Times”, поддерживающем Константинопольский патриархат, 9 марта появилось объявление: «Патриарх Вселенский Варфоломей не посетит Скопье» и, следовательно, не предоставит томос, столь ожидаемый недавно легализованной и получившей автокефалию Македонской церковью (Охридской архиепископией). Поводом для опровержения стали утверждения со стороны некоторых СМИ Северной Македонии о том, что в этом году глава Константинопольского патриархата (КП) собирается посетить Скопье. Газеты ссылались на представителя КП митрополита Имбросского и Тенедосского Кирилла Драгуниса, который рассказал об этом при посещении македонского Свято-Бигорского монастыря. Мол, греческий архиерей заверил, что в этом году патриарх Варфоломей посетит Северную Македонию и лично передаст архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану (Веляновскому) «ожидаемый Вселенским патриархатом объем автокефалии», приводит цитату издание «Нова Makeдohuja». На сайте обители действительно имеется информация о том, что 18 февраля Драгунис посещал монастырь. Однако он не заявлял, что Варфоломей уже вовсю готовится к поездке, а лишь выразил надежду, что когда-нибудь такое случится, Охридская архиепископия получит томос об автокефалии из его рук. Очевидно, что в Северной Македонии до сих пор не могут смириться с тем, что духовную независимость они получили не от Вселенского, а от Сербского патриархата. Напомним, что Македонская православная церковь (МПЦ) в своем нынешнем виде существует начиная с 1967 года, когда была учреждена решением III церковно-народного собора в городе Охрид как автокефальная. До этого времени она находилась в юрисдикции Сербской православной церкви (СПЦ). До мая 2022 года МПЦ не имела общения ни с одной поместной православной церковью. 9 мая Синод Константинопольской церкви восстановил каноническое общение с македонцами. 5 июня Стефан (Веляновский) получил томос об автокефалии из рук Сербского патриарха Порфирия. На сегодняшний день Охридскую архиепископию помимо Константинопольского и Сербского патриархато, признали Русская, Болгарская, Элладская, Антиохийская, Румынская, Грузинская, Албанская церкви, а также Православная церковь Чешских Земель и Словакии.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/17/makedo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола. С 8 апр. 1921 г. рус. правосл. приходы в Зап. Европе, согласно указу Патриарха Московского и всея России св. Тихона и соединенного присутствия Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета, находились в управлении архиеп. бывш. Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). Под архиерейским окормлением митр. Евлогия пребывали общины, состоявшие в основном из рус. беженцев, на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, а также Марокко. С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где его кафедральным храмом стала парижская ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Париже были организованы органы епархиального управления, имевшие самостоятельное значение в церковной жизни; был основан Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , превратившийся в крупнейший центр рус. богословской науки и духовного образования. Викарием митр. Евлогия в Центр. Европе с 1922 г. являлся Пражский еп. Сергий (Королёв) ; в 1924 г. было учреждено Берлинское вик-ство во главе с еп. Тихоном (Лященко) ; в 1925 г. управляющим вик-ством Юж. Франции с местопребыванием в Ницце стал архиеп. Владимир (Тихоницкий ; впосл. митрополит). В 1926 г. викарием митр. Евлогия был назначен переехавший в Лондон архиеп. Серафим (Лукьянов ; впосл. митрополит). С сер. 20-х гг. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Сремски-Карловци пытался подчинить себе митр. Евлогия или вывести из-под его управления часть приходов. В 1926 г. было принято решение об образовании на основе Берлинского вик-ства самостоятельной Берлинской епархии РПЦЗ. Митр. Евлогий не признал это решение, однако в юрисдикцию РПЦЗ перешла значительная часть рус. приходов в Германии. После происшедшего в 1927 г. окончательного разрыва с зарубежным Архиерейским Синодом от митр. Евлогия к РПЦЗ перешла и небольшая часть рус. приходов в др. странах Зап. Европы, и т. о. образовалась параллельная Западноевропейская епархия РПЦЗ с центром в Париже. В 20-х гг. находившиеся под упр. митр. Евлогия приходы пребывали в юрисдикции РПЦ и именовались «Западноевропейская епархия» или «Западноевропейская митрополия», хотя с т. зр. Московского Патриархата речь шла о пользовавшихся правами ставропигии отдельных приходах и храмах на территории Зап. Европы, временно порученных митр. Евлогию.

http://pravenc.ru/text/182573.html

Фото: www.ru.hts.edu      Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион (Капрал) о действиях Константинополя, церковных расколах, претерпевании гонений и духовных связях с Украиной. – Владыко, как из зарубежья видятся действия Константинопольского Патриархата, принимающего раскольников, посягающего на власть во всей Церкви? – Мы с большой скорбью и недоумением наблюдаем за действиями Константинопольского Патриархата, в которых чувствуется влияние сильных мира сего и пренебрежительное отношение к правде о Православии в священной для нас земле Украинской. Удивляет и полное отсутствие у Константинополя пастырского подхода к Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Ведь, «легализовав» раскольников и всячески добиваясь их признания со стороны Поместных Православных Церквей, Патриарх Варфоломей фактически отлучает не только подавляющее большинство верных Святому Православию наших собратьев-архипастырей, клир, монашествующих и верующих Украины, но и всех нас. Непонятно, почему Патриарх Варфоломей и его Священный Синод поспешили с такого рода единоличным решением, приняв его без совета Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. Определение об отмене документа трехсотлетней давности с попытками оправдать свое вторжение на территорию Украинской Православной Церкви выглядит по меньшей мере нелепо и безответственно. Тем не менее мы стараемся молиться о нем и его окружении, чтобы Господь их вразумил, просветил и помиловал, при этом испрашивая небесной помощи Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию и всей Украинской Православной Церкви, единственно Христовой и канонической на территории Украины. – На территории Украины гонения на Церковь в той или иной мере не прекращаются ещё со времен революции 1917 года. Насколько в этом контексте для всех нас важна память новомучеников – как пример стойкости в самых тяжелых условиях? – Естественно, пример наших новомучеников и исповедников показывает, как жить в условиях гонений.

http://pravoslavie.ru/139601.html

Это трагедия для всего мирового православия Пресс-секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков дал интервью телеканалу «Спас» относительно  постановления Синода Константинопольского Патриархата. — То, что мы читаем сейчас в интернете, не поддается никакому осмыслению, потому что ты не можешь понять ни логику, хотя можешь дальнейшие действия предугадать и понять, куда это всё ведет. Константинопольский Патриархат продолжает процесс о предоставлении томоса – это первая главная новость. И Синод Константинопольского Патриархата снял анафему с Филарета и с Украинской Автокефальной Православной церкви. По сути, сейчас, когда он предложил вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского Патриархата, здесь ставится под сомнение очень много вещей. — По сути, сейчас мы находимся уже перед самой красной и последней крайней чертой. Фактически можно назвать то, что сегодня было принято на Синоде Константинопольской Церкви, легализацией раскола. Мы отчетливо и совершенно точно видим, что Константинопольский Патриархат не остановился в своих решениях, не одумался, и все те многочисленные голоса, которые были слышны очень громко со всех сторон мирового православия, к сожалению, не были услышаны в Стамбуле. Сегодня Константинопольский Патриархат принимает катастрофические решения, в первую очередь для себя, и вообще для всего мирового православия. — Чем это грозит Константинопольскому Патриархату в первую очередь? Начнем с этого. — Я думаю, в первую очередь эта легализация раскола, о которой мы сейчас уже можем открыто говорить, которая станет следствием тех решений, которые были приняты сегодня, повлечет за собой следующие очень печальные шаги, которые вынуждена будет сделать Русская Православная Церковь в связи с разрывом евхаристического общения, и в связи с другими решениями, которые будут приняты. Но, конечно, в первую очередь это трагедия для всего мирового православия, которая уже сейчас возникла. Сейчас уже мы видим, что этот раскол начинает возникать. Конечно же, как я уже сказал, Константинопольский патриархат перешел эту красную черту, и не по нашей вине, не по вине Русской Православной Церкви, которая на протяжении всех последних лет, всех последних месяцев, всего последнего времени пыталась найти пути взаимодействия с Константинопольским Патриархатом. Святейший Патриарх Кирилл предпринял личное действие и направился в Стамбул, для того чтобы глаза в глаза поговорить со своим константинопольским собратом и найти какие-то пути взаимодействия.

http://pravmir.ru/press-sekretar-patriar...

Документы Заявление Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей 19.10.2018 12:47 Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей передает всей полноте своего духовенства, верующих и православных во всем мире свою глубокую скорбь по поводу неканонических действий, предпринятых в последние дни Константинопольским Патриархатом. Особенно это касается сообщения из канцелярии Константинопольского Синода от 11 октября 2018 года. В то же время мы выражаем полную поддержку позиции, озвученной Священным Синодом Московского Патриархата на заседании 15 октября 2018 года и того заявления, которое в тот же день было принято Синодом. Незаконные действия Константинопольской Церкви никак не могут быть оправданы канонически и представляют собой тягчайшую и опасную несправедливость по отношению к традициям Православия, возмутительное пренебрежение и равнодушие к духовному благу паствы Христовой (cf. Иоанна 10,3; 11). Высказав свое намерение установить ставропигию своей Церкви на Украине, Константинополь, таким образом, вторгся на каноническую территорию другой Поместной Церкви, что само по себе является вопиющим антиканоническим самоуправством, поскольку Синод Константинопольской Церкви не имеет на подобные действия ни власти, ни права, и мы прямо заявляем, что ни при каких обстоятельствах не признаем за подобными учреждениями юридической силы, будем отрицать законность тех, кто дерзнет объявить себя пастырями, принадлежащим к этим нецерковным организациям. Еще более серьезным является решение Константинопольской Церкви «восстановить» канонический статус некоторых раскольников, которые за вопиющие канонические преступления справедливо были низвержены из сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви при согласии других Поместных Православных Церквей. Исходя из ложного утверждения о том, будто бы сложившаяся в давние времена прерогатива получения Константинополем прошений о посредничестве в разрешении споров и несогласий в Православных Церквах может быть приравнена к обладанию единоличной и исключительной властью, Константинополь самовольно присвоил себе несуществующие полномочия и, таким образом, оправдывает свои попытки вмешательства в дела других Поместных Церквей. Однако, согласно канонам, Константинополь не обладает такого рода канонической властью, и – в случаях подобного беззакония – искажается истинная природа концепции «первого среди равных», что прямо выступает против канонического Православия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь сказала свое веское слово Священный Синод предложил перенести Всеправославный Собор; в противном случае наша Церковь отказывается от участия в Соборе 13.06.2016 2505 Время на чтение 11 минут Сегодня Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление о ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня . Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14). Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16). Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а). Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/13/ru...

Мониторинг СМИ «Теперь, когда Церковь освободилась, она добровольно стала рабом государства» Протодиакон Петр Скорер высказывает свое мнение на события в Сурожской епархии 13.06.2006 19:11 Синод Русской православной церкви принимает сегодня решение по громкому конфликту в своей Сурожской епархии (Великобритания-Ирландия).  Эксперты не исключают, что Синод может высказаться даже за разрыв с Константинопольской патриархией. Конфликт этот, возникший между возглавлявшим Сурожскую епархию епископом Василием (Осборном) и Московской патриархией, вышел за рамки чисто церковного спора, приобретя международный политический резонанс. Британская православная община, более сорока лет находящаяся в юрисдикции Русской православной церкви,   расколота, и часть ее во главе с епископом Василием перешла под юрисдикцию Константинопольской церкви. Сурожскую епархию создал на Британских островах покойный митрополит Антоний (Блум), пользовавшийся непререкаемым авторитетом в православной церкви и управлявший епархией вплоть до своей кончины в 2003 году. Он сам назначил себе преемника, им стал его ближайший помощник епископ Василий (Осборн) – живущий в Англии православный американец. Епархия была небольшая, поначалу ее прихожанами была часть старой русской эмиграции и   перешедшие в православие англичане. Служба обычно велась на двух языках – русском и английском. После распада Советского Союза и массовой эмиграции бывших советских граждан на Запад число прихожан стало быстро расти. Новоприбывшие стали требовать пересмотра старых порядков и максимального приближения литургии к российской традиции. Это вызвало несогласие части священников и прихожан, для которых основным мотивом веры было свидетельство о православии без национальных границ. Да и сам епископ Василий жаловался в Москву, что небольшая Сурожская епархия не способна окормлять тысячи новых прихожан и что нововведения в корне изменили бы атмосферу в епархии и суть тех установлений, которые принадлежат митрополиту Антонию. Не получив поддержки в Московской патриархии, епископ Василий направил патриарху Алексию II письмо с просьбой отпустить его в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) патриарха. Однако ему в этом было отказано. Более того, патриарх отстранил его от управления Сурожской епархией и отправил на покой. В Англию была направлена комиссия, чтобы разобраться в возникшем конфликте.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010