Покаяние есть звание христианина Всякий христианин позван от Христа Господа на покаяние, яко же глаголет: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Мф. 9, 13 ). А как вси грешники: «вси бо согрешиша, и лишены суть славы Божия» ( Рим. 3, 23 ): то вси и на покаяние призваны, которые ни призваны. Звание убо христианское, к которому они от Христа призваны, есть истинное покаяние: на сие бо их Христос призвал (4:144). Истинно кающийся грешник спасается смертью Христовою (5:28, см. ГРЕХ , 291). Необходимо каяться, так как без покаяния нет спасения (5:204, см. НЕРАДЕНИЕ , 607) (4:42, см. СПАСЕНИЕ , 971). Чтобы войти в царство небесное, необходимо покаяние (5:105, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , 1149) (5:104, см. ПОКАЯНИЕ, 712). Кто хочет от Бога просветиться, приступать к Нему с покаянием (4:12, см. ПОКАЯНИЕ, 711). Следовать за Христом – быть в истинном покаянии (5:145, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ , 879). Согрешившим против ОБЕТОВ КРЕЩЕНИЯ одна НАДЕЖДА – покаяние Согрешившим противу обетов своих, при крещении учиненных, осталася надежда – истинное покаяние (о котором сказано в первой книге). Того ради, когда хотят у Бога милости получить, должно им чистосердечно обратитися к Богу, Которого оставили. Аще бо они и не сохранили веры своея к Богу, но Бог верен пребывает, Который обещал и покаяние грешникам, и кающимся паки в Свою милость принять. Имеем образы согрешивших и покаявшихся: Давида, Манассию, Петра и прочиих, и паки милость получивших у Бога. Бог ныне каятися всем повелевает (3:39). Покаяние – единственная надежда на спасение для грешников Христианину, по крещении падшему и в след похотей ходившему, едина спасения надежда осталась – покаяние; а покаяние истинное, как из Святого Писания и святых Отец, толкователей Святого Писания, видно, состоит в сих пунктах: от прежних грехов отстать и ими так, как мерзостью, гнушаться. За оныя жалеть и Бога умилостивлять, и духовнику исповедаться. От других грехов всячески берещися. Оставлять ближнему согрешения, дабы самому Бог оставил... Любовь и милость всякому являть, чтобы сам помилован был... Смирить себе: «смиряяй себе, вознесется» ( Лк. 18, 14 )... Никого не осуждать, ни оклеветать. Читай притчу о мытаре и фарисее ( Лк. 18, 10–15 ). Богу молиться всегда, чтобы в напасть вражию не впасть. «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть», Христос глаголет ко ученикам ( Мф. 26, 41 ): понеже сатана всячески ищет человека уловить в погибель ( 1Пет. 5, 8 ) (1:115).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Вера – как дар небесный, стремится к небу (3:16, см. ВЕРА, 150). Вера есть дар Божий, как семя, всеваемое при крещении Вера живая есть дар Божий, и есть аки семя некакое божественное, которое на крещении всякому крещаемому всевается. Семя сие тое есть, от котораго человек называется рожденный от Бога (1:73). Вера есть небесный дар и от Бога происходит, поэтому и стремиться к Богу Вера святая, понеже есть небесный дар и от Бога происходит, никакого сообщения с тленными и мирскими вещами не может имети, отвращается их; честь, богатство, славу и сладострастие мира сего, как ничто вменяти верное сердце научает, от всех сих отвращается увещавает и восхищает к небеси, откуду произошла и Бога, от Котораго начало имеет, усердно искать и желать непрестанно побуждает; вечных и небесных благ богатство и славу представляет и к нам восхищает сердце человеческое, в котором место свое имеет. Сродное бо к сродному стремится и от несродного удаляется, и подобного себе ищет и от неподобного отвращается, якоже выше сказано. Тако вера подобнаго себе духовнаго естества и начала, от которого произошло, ищет и спешит (2:96). Вера есть дар Святого Духа (3:103, см. МОЛИТВА , 557) (3:11, см. ВЕРА, 156) (3:95, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 364). Господь возжигает светильник веры (3:255, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 27). Вера одна в Ветхом и Новом Завете Таяжде вера была от начала мира, которая ныне проповедуется, яко Ветхого Завета отцы веровали в «грядущаго» Христа, а мы веруем в «пришедшаго» (3:10). В вере все блаженство В вере бо все БЛАЖЕНСТВО наше состоит. Верою во Христа избавляемся от грехов наших, гнева, клятвы, власти диавольския, вечнаго осуждения, ада и вечныя муки, и сподобляемся Божия милости, благодати, благословения, царствия Божия и всех вечных благ, по неложному Его обещанию. Аще убо веру соблюдем, вся сия благая наша будут; аще же веру погубим, всех тех благ лишимся, и паки подпадем всему бедствию, гневу Божию, клятве, власти темной, вечному осуждению и мучению (3:187–188). Вера содержит все христианское блаженство (3:23, см. ВЕРА, 158) (3:20, см. БЛАЖЕНСТВО , 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Бог любит человека, хоть он и отступил от Него Любитель с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Тако Бог, Иже есть вечная любовь, понеже любит человека, когда человек отступил и отлучился от Него, благоволил с ним в воплощении соединитися, и тако любовию Своею привлещи к Себе человека, и благодатно обитает в рабах Своих, кровию Христовою очищенных, якоже писано есть: «Вы есте церкви Бога живаго» ( 2Кор. 6, 16 ) (3:141–142). В чем выражается любовь Божия к человеку Видим, какую и как горячую любовь имеет Бог к роду человеческому, как хочет, и аки алчет и жаждет спасения его. Кокоши уподобляет Себе зде Господь. Кокош или курица, как малых своих птенцов любит, хранит их, как печется, чтобы хищныя птицы не похитили их, как кричит, когда видит находящую на них напасть, как во время бури и стужи собирает их под криле своя, и согревает их, как старается напитать их, – всякому видно; сама бедствует и страждет, только чтобы детей своих сохранить. Тако Бог милосердый и благий печется о нашем СПАСЕНИИ. Создал нас от любви по образу и по подобию Своему, но мы погибли; подал нам святое слово Свое, и чрез тое нас призывает к Себе: устрашает примерами казнь пострадавших и геенною: привлекает милостивыми Своими обещаниями, чтобы обратилися и пришли к Нему; послал к нам пророков Своих; после и Сам пришел взыскати и спасти нас погибших; и апостолов послал к нам, и повелел им увещати и молити нас, чтобы мы обратилися и примирилися с Ним; возбуждает учителей и пастырей к наставлению, научению и исправлению нашему; подает пищу, питие, одежду, времена прохладна; сияет на нас солнце Свое, и дождит на нас; наказует нас, да аки от сна, от греха пробудившеся, покаемся, и тако спасемся; и прочая неисчетная к спасению нашему изобретает посредствия. Тако хощет нас, аки кокош, под криле благости Своя собрати, и вознести в вечные отечества небеснаго кровы (5:115). Бог падшаго человека так чудным и уму непонятным образом возстановил и обновил и в первое состояние, паче же в лучшее, чрез единороднаго Сына Своего Иисуса Христа привел, так, что «елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин. 1, 12 ). Небо вместо рая со всеми благими, «ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2, 9 ), человеколюбно отворил им, и того жителями и царствия Его вечнаго участниками учинил. Духа Святаго, Утешителя, Просветителя, Наставника и Хранителя просящим им подает, Который вопиет в сердцах их: «Авва Отче» ( Гал. 4, 6 ). Заблуждших и отвратившихся со всяким желанием призывает и ожидает на покаяние; кающихся с радостию приемлет. Вся сия и прочая недоведомая благая от единой любви делает нам. Истинное бо благодеяние не от инаго чего, как от истинной и горячей любви, происходит. Достойно убо и праведно любить Того, Который «первее возлюбил нас» ( 1Ин. 4, 10 и 19) (2:279).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Как учит о Нем СЛОВО БОЖИЕ Слово бо Божие представляет нам Бога единосущнаго, но Триипостаснаго, и для того непостижимаго, и потому не надобно Его испытовать. Слово Божие представляет Его всемогущаго, и потому надобно от Его единаго помощи искать. Слово Божие представляет Его о всех промышляющаго, и потому надобно на Него надеяться. Слово Божие представляет Его неложнаго, и потому надобно Ему несомненно веровать. Слово Божие представляет Его праведнаго и воздающаго комуждо по делам его, и потому бояться Его надобно. Слово Божие представляет Его великаго, и потому надобно пред Ним смиряться. Слово Божие представляет Его вездесущаго, и вся дела, слова и помышления наша назирающаго, и потому пред Ним, как пред страшным Царем, ходить со всяким страхом и опасением надобно, и делать, и говорить, и думать воли Его угодное. Слово Божие представляет Его преблагаго, и потому любить Его надобно. Слово Божие представляет Его милостиваго ко грешником кающимся, и потому надобно к Нему с покаянием и жалением прибегать. Слово Божие представляет Его грядущаго судити живым и мертвым, и потому надобно к суду Его приготовляться. – Так и о прочем, что до веры и плодов ея касается, представляет, научает, показует и уверяет слово Божие. Сим образом СЛОВО БОЖИЕ произрастает и умножает ВЕРУ в сердце человеческом (1:73). Бог есть Вседержитель Бог вся в руце Своей содержит, якоже поет Пророк: «в руце Его вси концы земли» ( Пс. 94, 4 ). Откуда называется «Вседержитель»; в которой вседержительной руце и грешник содержится, сохраняется, живет, движется и есть яко «в Нем живем, движемся и есмы» ( Деян. 17, 28 ) (3:341–342). Бог есть Господь всей твари и все трепещут Его Бог есть Господь всех и Царь небеси и земли, всеми владеяй, Который весь мир в руце Своей содержит, и страшен зело, так что вся создания Ему со страхом и трепетом работают. АНГЕЛИ и вся небесныя силы славы Его трепещут, и волю Его со всяким страхом исполняют. Человек, когда воли Его не хощет творить, противится повелению Его, то тем себе оказует ослушником и преслушником так страшнаго Господа и Царя, – в чем вся тварь и вси ангели святии негодуют на него, ревнуя по славе Создателя своего и Господа (1:59).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Молитва есть беседа с Богом и уподобление Ангелам Ангельское дело есть Богу предстоять и петь Его. АНГЕЛИ Богу предстоят и поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис. 6, 3 ). Ангелам подражают и люди, когда Богу сердечно молятся и хвалят Его, якоже поют Христиане на литургии: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе», и прочая. Видишь, Христианине, как велико есть Богу молиться и хвалить Его! Но кто хощет с пользою Богу в молитве предстоять, и с Ним беседовать и хвалить Его, и тако Ангельское звание совершать, тот должен Ангелам и подражать чистотою и добродетельми (4:316–317). Прославление Бога есть ангельское дело Ибо хвалити Бога есть ангельское дело. Ангели Божий непрестанно хвалят и поют Бога и взывают: «свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его» ( Ис. 6, 3 ). Ангелам убо уподобляется тот человек, который от сердца Бога хвалит и поет; и еще на земли вкушает вечныя радости сладость. Ибо и в будущем веке не иное что избраннии Божии будут делать, как непрестанно Бога хвалить и петь, как видим в Апокалипсисе. Высочайшая убо христианская слава, честь и радость есть Бога хвалить, котораго Ангели святии хвалят (3:258). Великая благость, что человек сподобляется беседовать с Богом «Великое» благости Божией «дело есть» сие, что человек сподобляется с непостижимым Богом – Отцем и Сыном и Святым Духом беседовать, нужды свои Ему представлять и просить о них, хвалить, петь и благодарить Ему, что посредствием истинныя, верныя и смиренныя молитвы бывает, якоже святый Златоуст глаголет: «Егда молишися, не Богу ли беседуеши, рцы ми? Егда чтеши, слышиши Того беседующе тебе» (Бес. 6-я на 1 Сол.). За счастие свое вменяет человек, что с земным монархом разглагольствует: как же должно за великое благополучие христианам вменять того, что к беседе с небесным Царем, преблагим и милостивым Богом, допущаются, не токмо допущаются, но и привлекаются к Тому повелением и обещанием услышания прошения их! От сего, возлюбленный христианине, «вкуси и виждь, коль благ Господь наш» ( Пс. 33, 9 ) (3:101–102).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Человек недостоин беседовать с Богом, но Бог Сам этого удостаивает человека Без сумнения, сие известно, что недостоин человек с Богом беседовать: и христиане тое охотно признают. Кто бо достоин с Тем беседовать, пред Которым и «ангели лица своя покрывают, и не смеют на Него взирати» ( Ис. 6, 2 ). Но Бог Сам, благодатию Единороднаго Своего Сына, того удостоевает их. Христиане, разсуждая величество Божие и Господа своего страшную славу, благоговеют пред Ним, падают и покорением духа глубоко смиряются; но, взирая на непостижимую Его благодать и милосердие, и благодать всесильнаго Ходатая своего Иисуса Христа, не отлагают дерзновения, якоже Пророк глаголет: «не на наша правды уповающе, повергаем моление наше пред Тобою, но на щедроты Твоя многия, Господи» ( Дан. 9, 18 ) (3:435). Бог прежде нашей молитвы знает все, что нам необходимо, но молитвой мы выражаем свою нужду и познаем помощь Божию Знает Бог и прежде прошения нашего, чего мы требуем, якоже Христос глаголет: «весть Отец ваш небесный, яко требуете сих всех» ( Мф. 6, 32 ), то есть пищи, пития и одежды и всех к житию нужных; и подает благая Своя праведным и грешным, яко милостив и щедр, «яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5, 45 ). Такожде ведает, что и духовная благая, как-то: вера, благодать, мир совестный и прочая, нужна нам к спасению. Но нам должно знать, что вся благая от Бога происходит, «яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» ( Иак. 1, 17 ). И ради того их верою от Бога просить должно, да познаем и признаем, что от Бога все приемлем; а приемля благодарить Ему, яко Благодетелю, туне нас милующему (3:101). Молитва есть выражение истинной веры и надежды Молитвою исповедуем тое, что Бог Сам глаголет: «Аз есмь Господь Бог твой», то есть показуем молитвою о себе, что мы инаго Бога не знаем, кроме Его, и на Него единаго всю надежду нашу полагаем, Ему единому покланяемся, Его единаго почитаем, от Него единаго милости ищем; и тем исповедуем, что Он есть Бог живый, вечный, вездесущий, всеведующий, всемогущий, о всех промышляющий и един всякое добро подающий, и есть Бог наш, Господь наш», Промыслитель наш, «и мы людие Его и овцы пажити Его» ( Пс. 99, 3 ) (2:324).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Через веру во Христа верующий приходит к Отцу Вера безпосредственно зрит и приемлет Христа, яко всех благ, человеку от Бога обещанных, виновнаго, яко не чрез Него никто не может ко Отцу прийти, и обещанных благ от Него сподобитися. И тако всяк, приемля Христа истиннаго верою, верует и в Бога, пославшаго Его; веруяй в Сына, верует и в Отца, пославшаго Его; и тако посредством Сына ко Отцу приходит, якоже рече: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» ( Ин. 14, 6 ) (3:138–139). Вера таинственно соединяет душу со Христом, как невесту с женихом Вера душу верного «таинственно» соединяет со Христом, аки невесту с женихом, якоже Пророк глаголет в лице Господа: «обручу тя Себе в вере и увеси Господа» ( Ос. 2, 20 ). И Апостол сему соответствует, глаголя: «обручих вас (верным глаголет) единому Мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор. 11, 2 ). Сего ради Христос таковую ДУШУ верную очищает от ГРЕХА и всякия скверны, и соделовает ее святу, отъемлет от нея бедствия духовныя – клятву, осуждение, СМЕРТЬ и всякое духовное неблагополучие, и вместо того подает Своя духовная благая: благословение, избавление и вечный живот, якоже апостол о сем научает: «Христос бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» ( 1Кор. 1, 30 ), и, как жену какую, совлекши с нея раздранная рубище и от смрада омывши, облекает в чистую правды Своея багряницу, да пред очесами Его и небеснаго Отца Его явится чиста и, как дщерь царская, духовною утварью «одеяна и преиспещрена» ( Пс. 44, 10 ). Откуду Пророк святый, о сем духом радуяся, восклицает, глаголя: «да возрадуется душа моя о Господе! Облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя: яко на жениха, возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою» ( Ис. 61, 10 ) (3:19) (также 3:178, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ , 880). Вера представляет человеку Христа как истинный живот, истинное блаженство (3:148, см. ЛЮБОВЬ , 472). Потерявший веру, теряет и ЛЮБОВЬ, и Христа Христиане, потерявшие веру, и с верою любовь (вера бо без любви не может быть), оставили и Самого Христа, а вместо Христа ПОХОТЬ плотскую, похоть очес и ГОРДОСТЬ житейскую, как тройственного Бога, почитают (3:149).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Бог есть верховнейший Владыка Бог есть самоверховнейший властелин и владетель над всеми тварьми, видимыми и невидимыми, в числе которых и всякий грешник заключается, и власти Его «всякое колено небесных и земных и преисподних покланяется» ( Ис. 45, 23 ; Рим. 14, 11 ; Флп. 2, 10 ). Ангели святии со всяким усердием и послушанием волю Его исполняют; святии человеки велению Его со усердием, страхом и любовию повинуются; демони страшные власти Его трепещут, и вся тварь одушевленная, как-то скоты, звери, птицы, рыбы и прочая движущаяся, и бездушная, как-то: солнце, луна, звезды, огнь, и прочая «творит слово Его» ( Пс. 148, 8 ), и «всяческая работна Ему» ( Пс. 118, 91 ) (3:340). Бог есть любовь и источник любви (2:278, см. ЛЮБОВЬ , 474). Бог есть Свет При сем помянем о Свете, Который явился на земли. Свет Отец, Свет Сын, Свет и Дух Святый, Свет вечный и незаходимый. Свет Сын Божий, Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго, явился на земли и просветил во тьме и сени смертной седящия. О сем Свете написано: «Людие, седящии во тьме, видеша Свет велий, и седящии в стране и сени смертней, Свет возсия им» ( Мф. 4, 16 ). Сей Свет «бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» ( Ин. 1, 9 ), сей Свет блеснул лучи на горе Фаворстей, когда «просветилось лице Его, яко солнце, ризы же Его Быша белы, яко свет» ( Мф. 17, 2 ). Сей Свет увидевши Петр святый, так обрадовался, что с горы святой не хотел снити, но жити тамо хотел: «Господи, рече, добро есть нам зде быти», и проч. ( Мф. 17, 4 ). Он глаголет о Себе: «Аз есмь Свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный» ( Ин. 8, 12 ). И паки: «Аз Свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет» ( Ин. 12, 46 ). И паки: «Сей есть суд, яко Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: Быша бо их дела зла», и проч. ( Ин. 3, 19 ). К сему Свету приступили Апостоли, и в след Его пошли, пошли святители, мученицы, преподобнии и вси святии и просветилися, и ныне сияют, яко светила во царствии Его (5:79; также 2:54, см. ГРЕХ , 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Мир с Богом наступает после примирения с ближними (5:185) (см. ОСКОРБЛЕНИЕ , 628). III. МИР-ВСЕЛЕННАЯ Какие значения слову «мир» придаются в слове Божием Мир в Святом Писании не в едином разуме берется. 1) Мир разумеется за весь небесный и земный круг, в котором все созданныя вещи заключаются. Тако разумеется оное слово: «в мире бе, и мир Тем бысть» ( Ин. 1, 10 ). (О создании сего мира пишется в главе 1-й и 2-й книги Бытия). 2) Мир означается за лучшую мира сего часть, то есть человека. О сем мире глаголет Христос: «тако возлюби Бог мир» ( Ин. 3, 16–17 ) и проч. 3) Мир берется за все, что в мире сем услаждает и увеселяет нашу плоть, разжигает похоть ея, и от Христа отводит и ведет к вечной погибели. О сем глаголет Апостол: «все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть» ( 1Ин. 2, 16 ). 4) Мир приемлется за людей, которые, своим прихотям работая, не хотят истины евангельской принять и последовать. Сей мир означает Христос, глаголя Апостолам: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» ( Ин. 15, 18 ) (2:266). Мир-вселенная имеет своего Создателя Ничто само от себе не бывает. Всякий град не от себе, но от инаго; всякий дом не от себе, но от инаго созидается; всякое письмо не от себе, но от инаго пишется; всякая книга не от себе, но от инаго сочиняется; словом, всякая вещь не от себе, но от инаго делается, тако мир сей не от себе, но от Создателя своего сотворен. «Той рече и Быша; Той повеле, и создашася» ( Пс. 148, 5 ) (4:7). Мир-вселенная управляется и сохраняется Творцом Небо и земля с исполнением своим стоит и пребывает, как создана от Создателя, и будет стоять, пока Всемогущей воли Его угодно будет. «Постави я в век, и в век века; повеление положи и не мимо идет» ( Пс. 148, 6 ). Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывати будет, всесильным словом утверждена. Небо, и воздух, и земноводный круг неподвижимо на своих местах пребывают. Бог тако повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их тако. Земля прорастает плоды и животныя плодятся, хлеб питает скоты и человеки и всякое животное: сие действует всемогущее слово Его и повеление. Облаки, премножеством вод исполненныя, по тончайшей стихии – воздуху ходят, и с места на место переходят; и не падают на землю, но только дождь из себе испущают: сие всемогущей силе Его причитаем, и проч. Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, тако Бог, яко Господь, весь мир во всемогущей руце Своей содержит, хранит и управляет. «В руце бо Его вси концы земли суть» (5:64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Вера вводит в Церковь Христову (3:30, см. ЦЕРКОВЬ , 1153) (3:35, см. КРЕЩЕНИЕ , 439). Вера есть сердечное упование на Бога Тщись и молись Богу, чтобы подал тебе истинную, живую и сердечную веру во Христа. Истинная вера во Христа есть сердечное упование на Него, яко Искупителя, Спасителя, Заступника и Помощника нашего, и – ни от кого и ни от чего инаго, кроме Его, спасения вечнаго не искать и не ожидать. Сия вера соделывает радость и утешение в сердце, соделывает истинный Божий страх, отвращает от мирской суеты, чести, богатства, славы, и учит презирати тоя. Она учит страсти Христовы высоко и дорого почитать, увещевает любить Бога и ближняго; учит смирению, заповедует молитися часто, и воздыхати к Богу и всего человека переменяет (1:108). Вера есть восприятие Евангелия Вера спасающая евангельская есть не иное что, как утешительное ЕВАНГЕЛИЯ восприятие, в сердце соделоваемое Духом Святым; или есть сердечное УПОВАНИЕ и несумненная НАДЕЖДА БЛАГОДАТИ Божия, туне, ради Христа обещанныя, то есть отпущение грехов и вечного живота (3:12) (также 3:18, см. РАДОСТЬ , 1575). Вера есть духовная жертва Богу (также 3:87, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 376). Вера есть то, чего умом не постигаем Вера есть тое, чего не видим или умом не постигаем, но веруем тако быти. Тако не видим Бога (хотя из создания мира познаем Его, но познание тое, яко несовершенное, вера совершает, и так более от веры, нежели от разума познаем); но веруем, что есть Бог, есть един. Непостигаем умом, како БОГ «един естеством, но троичен в лицах», но веруем, словом Божиим наставляеми. Не видим Христа Сына Божия вечного живота, небесного царствия, но веруем. Не постигаем умом воскресения мертвых, в святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовой, но вера утверждает нас в том. В сих и прочиих тайнах Божиих РАЗУМ вере последовати должен, а не вера разуму, то есть, ПОЗНАНИЕ их не от разума зависит, но от веры, и не того ради веруем, понеже познаем, но того ради познаем, понеже веруем; и так познание их не есть разума нашего плод, но веры, которая утверждается на твердом святаго Божия слова основании и истине и всемогуществе Божии. Сие на такий конец предлагается, дабы не испытовати умом того, что единыя веры требует, но пленять разум в «послушание Христово» ( 2Кор. 10, 5 ) (3:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010