Главные условия молитвы – ни на кого не гневаться и примириться со всеми «Прежде молитвы» требуется: «Первое». Ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи. «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф. 6, 12 и 13). «Второе». Примириться с тем, кого обидели или словом, или делом. «Аще принесеши дар твой ко олтарю и тут помянеши, яко брат твой нечто имать на тя: остави ту дар твой пред олтарем, шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой» ( Мф. 5, 23 и 24) (1:190). Чтобы получить прощение, необходимо самому простить Хотя с пользою молитися, остави ближнему согрешения, да неосужденно Отца небеснаго призовеши, глаголя: «Отче наш, Иже еси на небесех» и проч. «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И ежели не оставишь ближнему согрешений, знай, что и тебе от Бога не оставятся согрешения (1:103). Кто не прощает, того молитва не угодна Богу Не можно тому и молитися, кто ближнему не оставляет согрешений. Како бо скажет: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?» Отпусти ближнему твоему сто пенязей, чтоб тебе тму (то есть десять тысячей) талантов отпустил Господь ( Мф. 18, 23–25 ). Какого имать хочешь к себе Бога, таков буди к ближнему твоему (1:172). Кто не прощает ближнему, того молитва не услышится Не можно тому и молиться Богу, кто ближнему не оставляет согрешений. Как бо скажет: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – что в молитве Господней заключается, – а сам не оставляет? Бог бо знает сердце человеческое и на сердце смотрит, а не на слова. И тако какое СЕРДЦЕ, такая и молитва его. Когда сердце злобы исполнено, убо и молитва есть пустая. Паче же таковый, хотя просит Бога устами, чтобы оставил ему согрешения, но сердцем не хощет того оставления, ибо сам не оставляет. Бог бо сердца слушает, а не слов. И потому злобный с темижде грехами отходит от молитвы, с каковыми приходит к молитве, и когда еще не с множайшими. Ибо пишется: «и молитва его да будет в грех» ( Пс. 108, 7 ) (2:361) (также 5:185; см. ОСКОРБЛЕНИЕ , 628).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Не все носящие имя Христа имеют веру Ибо не вси веру сию имеют, которые имя Его святое исповедают: много между христианами таких есть, которые отрицаются Его, хотя и зовут Его: Господи, Господи! Сам бо глаголет таковым: «что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» ( Лк. 6, 46 ). Я по силе моей, с помощью Его отвещаю тебе. Ты прилежно разсуждай о сем важном деле, понеже всем начало и конец спасения нашего есть Иисус бо «Альфа и Омега», начало и конец нашего СПАСЕНИЯ: без истинной и живой в Него ВЕРЫ нет никому СПАСЕНИЯ, и потому в сей ВЕРЕ надобно христианину прилежно поучатися (5:12). Признаки угасшей веры Знаки веры, в сердце человеческом угасшия; а именно: 1) БЕЗЗАКОННОЕ и слову Божию противное житие. У БЛУДНИКА, прелюбодея и всякаго нечистаго угасла вера; у ВОРА, татя, лихоимца, насильника и грабителя угасла вера; ЗЛОБНАГО, ненавистливаго и отмщением дышущаго угасла вера; у КЛЕВЕТНИКА, досадителя, укорителя, поносителя и ругателя угасла вера; у ЛИЦЕМЕРА, лживаго и ЛЬСТИВАГО угасла вера; словом: у всякаго беззаконника, который СОВЕСТИ своей не хранит, но противу ея поступает, угасла вера, но вместо светильника веры тьма в них неведения Божия. Кое бо участие свету со тьмою беззаконнаго жития? Таковые хотя Богу и МОЛЯТСЯ, но лицемерно; яко СЕРДЦА их далеко от Бога отстоят. Им приличествует Божие оное слово: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). 2) Презрение БОЖИЯ СЛОВА и от Него отвращение. 3) Оставление МОЛИТВЫ. 4) Удаление от ПРИЧАСТИЯ Святых Тайн Христовых: без сих бо ВЕРА быть и сохраниться в сердце человеческом не может. 5) ПРИСТРАСТИЕ к временным вещам, богатству, чести, славе и РОСКОШИ: ВЕРА бо есть дар небесный; потому СЕРДЦЕ человеческое от земнаго мудрования отвлекает, и подвигает к мудрованию небесному. Таковый человек грешит противу апостольскаго слова: «горняя мудрствуйте, а не земная», и проч. ( Кол. 3, 2 ) (4:165–166). Когда вера бывает мертвой Живой вере противополагается мертвая вера, о каковой святый Иаков апостол написал: «якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» ( Иак. 2, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Пастырь должен привести всех пасомых ко Христу Пастухи пригоняют стадо свое с поля в домы к хозяевам: пастыри стадо Христово от мира сего в небесную ограду ко Христу Господу предпосылают. Пастухи за труды и пастьбу мзду получают от хозяев: пастыри от Христа Господа за труды и пастьбу стада Его приимут мзду – «неувядаемый славы венец» ( 1Пет. 5, 4 ). От пастухов, ежели какой скотины не пригонит в дом, хозяева спрашивают: где моя тая-то и тая скотина? от пастырей, ежели какой христианин погибнет и не явится в небесной ограде, спросит Христос Господь: где Моя тая-то овца? Где овца, которую Я тебе поручил пасти, и ты принял в целости в крещении? Где овца, которую Я не сребром и златом, но Своею Кровию стяжал? Пастух не может сказать хозяину – «не знаю где», потому что взял хранить стадо: пастырь не может сказать Христу-Господу – «не знаю, где овца», потому что страж был стада Христа, и взял хранить стадо. Пастух лишается от хозяина мзды за потеряние скотины: пастырь лишается от Христа мзды за погубление словесной овцы, и отдается в наказание (5:351). Пастырь – посланник Божий звать людей в Царство Божие Посылал прежде Пророков, и чрез них звал; посылал потом Апостолов, и чрез них звал: «грядите, яко уже готова суть вся!» Посылает ныне епископов и пресвитеров, и велит им такожде звати всех. Епископы бо и пресвитеры вместо оных избранных мужей вступают, и должность их на себя восприемлют. Сего ради должны звать не леностно, всех увещавать и молить, яко посланники Божии: «грядите, яко уже готова суть вся!» О возлюбленне (епископ и пресвитер)! посланник еси и раб небесного Царя: твори и исполняй повеление Господа твоего; трудись неленостно, ходи и зови на вечерю Господа твоего, и не преставай звати всех; толкай в двери сердечных домов их, да услышавше, поспешат на славную оную вечерю (4:362). Господь через пастырей призывает в Царство Небесное (4:59, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , 1149). Пастырь есть голова христианского общества Что в теле голова; то в обществе христианском пастырь и начальник. Когда в теле разумная есть голова, то все тело в добром состоянии находится: тако когда в обществе христианском разумный пастырь и начальник имеется, то в добром состоянии общество тое имеется (4:102).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Необходимо постоянное сокрушение о прежней греховной жизни За преждебывшие грехи даже до кончины жизни жалеть, что ими человеколюбца Бога прогневлял, не слушал, и противника Его диавола волю злую исполнял, а тем себе вечную казнь заслужил. Сия есть «печаль по Бозе, яже покаяние нераскаянное во спасение соделовает» (1:152). Покаяние есть горькая печаль о своих согрешениях Видишь в Святом Писании, что то есть покаяние. Петр Апостол, отвергшися Христа, «изшед вон, плакася горько» ( Мф. 26, 75 ), тако в первый лик апостольский принят. Блудница умывает слезами нозе Христовы, и власами главы своея отирает, и лобызает нози Его, и тако слышит от Христа: «отпущаются тебе греси» ( Лк. 7, 37–48 ). Ниневитяне, облекошася во вретище, еже есть знак печали и сетования, и возопиша прилежно к Богу, и возвратися кийждо от пути своего лукаваго и от неправды сущия в руках их... Блудный сын признает пред отцем своим себе недостойным нарещися сыном... Мытарь же не дерзает и очес возвести на небо, но биет в перси своя, глаголя: «Боже милостив буди мне грешнику! И сниде в дом оправдан паче фарисея» ( Лк. 18, 13–14 ) (2:229–230). Покаяние – сокрушение, что ничего, кроме грехов, не имеешь Истинно кающийся сам себе уничижает, как пред Богом, так и пред человеками, разсуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи: душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное теми же грехами; и вменяет себе как град или опустошенный и разграбленный от разбойников, или как путника, впавшего в разбойники, «которые совлекши его, и язвы возложше, отъидоша еле жива» ( Лк. 10, 30 ). Чего ради признает от сердца свое недостоинство, и, подражая блудному сыну, исповедает пред Отцем небесным, глаголя: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» ( Лк. 15, 18–19 ). И утешается милостью благоутробнаго небеснаго Отца, всем кающимся и ему, яко единому от всех, отверстою (5:26). Покаяние – быть в непрестанном сокрушении и избегать всякого греха (5:21, см. ГРЕШНИК , 270).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Что ни есть в мире сем, или драгое, или красное и приятное людям, то есть богатство, злато, сребро, убор, камение драгое, украшение строений, домов, коней, платья, лиц, честь, слава, власть, и прочее, что очесам и прочим чувствам и похоти приятно, все тое минуется и отходит от нас, как и сам мир, как Апостол учит: «Мир преходит, и похоть его» ( 1Ин. 2, 17 ). Во время бо смерти все оставляем, и не токмо тое, что имеем, но и самый мир, и самое тело оставляем; а отходим токмо душами отсюда, ничего с собою не относим. На что ж о том стараться, что сегодня или утро оставим (5:32–33). Мир останется, а вси наги как вошли в мир, так и изыдем от мира, и ничего с собою не возьмем, ни сребра, ни злата, ни вотчин, ни чести, ни славы... Сколько ни жить и наслаждаться мирских красот и утех, надобно будет и не хотя с ними разстаться, и итить к суду Божию (1:175). Мир суетный дает БЛАЖЕНСТВО, но ложное Обещает мир и представляет любителям своим блаженство свое, но прелестное и ложное. Блаженство его состоит в чести, славе и сласти; но сие блаженство подобно есть сонному мечтанию, и меху надменному воздухом, который дотоле показуется бьпь полным и нечто имеющим, доколе воздух не выйдет; или подобно водному пузырю, который как скоро является, так скоро и исчезает (3:154). Суетный мир любить и со Христом быть невозможно и есть неблагодарность к Богу Миру работать и Христу, мира наслаждаться и со Христом крест свой носить, без котораго никто не спасется, невозможно. «Не можете Богу работать и мамоне», глаголет Христос ( Мф. 6, 24 ). Великое неблагодарствие и презрение являем Христу, когда небесная благая, кровию Его дражайшею нам приобретенная, оставляем, а ищем тленная земная. Временных бо и вечных искать купно невозможно. Великое паки неблагодарствие Ему и презрение бывает, когда Его, яко Создателя и Отца своего оставльше, любим создание Его безчувственное, и прилепляемся ему (1:176). Нельзя одновременно и слово Божие и мир суетный любить (3:210; см. СЛОВО БОЖИЕ , 914). Все в мире употреблять ради нужды, а не похоти (5:36; см. ЧЕЛОВЕК , 1166).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Земная жизнь есть время для молитвы (4:73; см. ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ , 352). II. КАК ПРИОБРЕСТИ МОЛИТВУ И КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ Молитва возбуждается Духом Святым Видишь, что, когда огонь коснется ладана или инаго какого благоуханного порошка, тотчас курение дыма бывает и приятное благоухание восходит. Так точно бывает, когда сердца человеческаго коснется благодать Святаго Духа, тогда востанет в таковом сердце воздыхание и молитва истинная, аки благоухание, от огня возбужденное, и восходит в высоту к небесному Отцу, и обретает у Него благодать и милость. Сей случай учит нас просить у Бога Духа Святаго, дабы Он возбуждал в сердцах наших истинную молитву, «о Нем же вопием: Авва Отче!» ( Рим. 8, 15 ) (2:79). Молитва есть дар Святого Духа Что истинная молитва без действия Святаго Духа не может быти. Егда бо Сей благий утешитель коснется сердца нашего, тогда, яко от фимиама зажженнаго курение, от сердца произыдет воздыхание, святое желание и истинная молитва, и приближится к престолу благодати (3:104). Молитве БЛАГОДАТЬ научает Не имеет человек от себе истинной и сердечной молитвы: Божия благодать научает его, о чем молиться, и возбуждает в нем истинную и сердечную молитву. И как дым благовоннаго порошка, положеннаго на угле горящем, восходит: тако возбужденная благодатию Божиею молитва от сердца востает и восходит к Богу. Тогда человек кратко, но усердно молится и вопиет: «О Господи помилуй! О Господи ущедри! О Господи услыши и спаси!» Таковыя слова суть слова сердечныя, и устнами произносятся. Сии слова от избытка сердца уста глаголют. Таковая молитва, хотя краткая, но проходит небеса и входит во уши Господа Вседержителя (4:342). Сам Бог возбуждает и научает молитве 1) Бог всех возбуждает к молитве и призывает, как о том на многих Святаго Писания местах обретается. 2) Молящагося услышати милостивно обещал: «просите и дастся вам» ( Мф. 7, 7 ). 3) Сам Бог научил, как и молитися нам, якоже молитва: «Отче наш» ( Лк. 11, 1–4 ) и псалмы и прочия молитвы пророческия показуют. Ибо мы сами от себе не знаем, как и о чем молитися, того ради милосердый Бог и тому нас научил (2:325).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

МОЛИТВА I. ЧТО ЕСТЬ МОЛИТВА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Молитва есть беседа с Богом (1:206). Молитва есть беседа с Богом. Коль же великое дело есть человеку тленному с Богом великим и безсмертным беседовать! За велико почитаем с царем земным беседовать, кольми паче с Царем небесным и вечным беседовать великое и желаемое дело есть! (2:325) (также 4:15; см. БОГ , 90) (3:196; см. СЛОВО БОЖИЕ , 890). Несравненно блаженнее... пред Богом живым... верою предстоять, верою на пресвятое Его лице смотреть, и советы сердечные, которые Он и прежде предложения нашего знает, предлагать, и от Него взаимно ответствующия милости ожидать! Христиане, истинные раби Христовы, так высочайшей милости и чести сподобляются! Сколько раз в молитве обращаются, столько раз с Богом удостоеваются разглагольствовать, и Ему, как отцу чада, любезно и со страхом и благоговением предстоя, о различных вещах предлагать (3:434). Молитва бо истинная есть беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним. Коль же сие великое дело есть, кто не признает? За велико люди имеют с земным царем или князем, или иным каким высоким лицем беседовать, и за честь тое себе поставляют; как христианам за велико и за высочайшую честь не поставлять беседование с Богом, Царем небесным, Царем царствующих и Господем господствующих? Столько сие большее и честнейшее дело есть от онаго, сколько Царь небесный отстоит от земного, – отстоит же бесконечно, яко Создатель от создания Своего. Аще убо за велико сие почитаем, человече, и хощем того, то да отступим от неправды, по учению премудраго Павла: «да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне» ( 2Тим. 2, 19 ) (3:257–258). За немало почитается беседовать с царем земным: малое ли дело беседовать человеку с Богом, земному с Небесным, и созданию с Создателем, и смертному с Безсмертным, и рабу с Высочайшим Господем?! (3:412–413). Достоинство молитвы великое: есть бо собеседование верныя души с Богом. Коль же великое и приятное дело есть человеку тленному с Богом великим и безсмертным беседовать (1:190).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Верующие более других должны любить друг друга, так как имеют одну веру и Единаго Бога Христиане, кроме выше писанных причин, еще важнейшия имеют к любви взаимной, Единаго Отца имеют Бога, от Котораго духовно рождены, в Котораго веруют, Котораго призывают, благодарят, славят и поют; единаго Христа, Сына Божия, Избавителя и Спасителя своего, надежду и упование свое, – единаго Духа Святого просветителя, наставника, оживотворителя и освятителя имеют; единаго Триипостаснаго Бога помощника, защитителя, сохранителя и промыслителя почитают. Единым Тайнам причащаются; к единой таинственной трапезе тела и крови Христовой приступают, единаго Божия слова слушают; к единому вечному животу на велию оную вечерю позваны. В единой Церкви святой, как в доме Божием, верном Сионе, и граде Царя небеснаго, живут. Единую главу, как духовные уды, Христа признают, и от Нея управляются. Видишь ли, любезный христианине, коль крепко мы друг с другом связаны. А от сего признать должно, коли крепок союз любве между нами должен быть, – так крепок, как в естественном и вещественном теле между членами (2:337). Любить друг друга ибо все люди происходят от одного АДАМА Единаго родителя по плоти признаем Адама, от котораго вси начало свое и поколение ведем, единым образом рождаемся; едино естество вся имеем; единою душею вси оживляемся; единою плотию обложены есмы; вси единым и темжде немощам подлежим и друг от друга взаимнаго вспоможения требуем. Сие убо братство убеждает нас друг друга любить (2:336–337). Любить ближняго, ибо он брат наш Ближний наш есть брат наш, есть раб Божий, по образу Божию созданный, кровию Христовою искупленный, единыя церкве уд, к вечному животу званный (1:163). Вси есмы братия между собою. От единаго Бога созданы, верные и неверные, добрые и злые. Единаго Господа на небесах имеем Бога, Который есть Царь небесе и земли, Который всеми добрыми и злыми, мертвыми и живыми обладает. Единаго имеем Промыслителя Бога, Который всех питает, одевает и сохраняет; «солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя»... Единаго имеем Законоположника Бога, Который велит нам друг друга любить, мне тебе, а тебе мене: «возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе». Единаго наконец имеем Судию Тогожде Бога, Который всем будет судить и воздаст всем по делом. Сей убо союз единости да увещавает нас и любви взаимной (2:336).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Плод любви к Богу – ревность об умножении славы Божией Плод любве Божия есть усердное попечение о умножении славы Божия; истинный бо боголюбец везде и во всяких случаях и делах ищет славы и чести Создателя своего; звание свое тщательно проходит во славу и честь имени Божия; и ежели начальник есть, тщится всяким образом искоренять в подкомандных пороки и беззакония, ими же имя Божие хулится. Отсюду востает ревность по Бозе, которая с великою печалию, негодованием слышит имя любимаго своего хулимо, и более желает само быть в бесчестии, ругании, поношении, озлоблении и в смерти, нежели чтобы честь Божия умалилась. Отсюду бывает, что истиннаго боголюбца «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч не возможет разлучити от любви Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем», как великий научает Павел ( Рим. 8, 35 ) (1:159–160, также 1:86). Истинный христианин познается по любви (2:43, см. ХРИСТИАНИН, 1076). Истинно верующий не может не любить Христа Аще бы кто тебе от временного бедствия и смерти избавил, и избавил бы не иным чим, как своим бедствием и страданием самовольным: скажи пожалуй, как бы ты его любил, почитал, имя его, яко благодетеля своего, везде с любовью и почтением поминал? не все ли бы ты делал, что он хощет? Бесспорная сия есть истина. Аще убо веруешь, что ХРИСТОС Сын Божий, от бедствия и смерти, не временныя, но вечныя избавил, и избавил не сребром и златом и иною какою тщетною вещью, но страданием, кровью и смертью Своею, и отворил небесное вечное царствие: како не будешь Его, такого так высокаго и великаго, Благодетеля любить, почитать, благодарить от всего сердца и во всем Ему угождать? како усерднаго и любовнаго не будешь Ему послушания показывать? Малаго благодетеля – человека, который временно тебе обдолжил, любишь и высоко почитаешь: как не будешь Того, Который вечно обдолжил, любить и почитать? (5:24). Христианин должен иметь в сердце любовь к Богу (3:86, см. ПОДВИГ , 685). Если в сердце нет любви, то и вообще ее нет Якоже всякая ДОБРОДЕТЕЛЬ, тако и любовь на сердце должна быть. Когда в сердце нет ея, то и в самой вещи нет. Бог не ко устам нашим глаголет: люби, смиряйся, милосердствуй, молись, проси, призывай Мене и проч., – но к сердце нашему. Должно убо иметь любовь, СМИРЕНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, МОЛИТВУ, и проч. в СЕРДЦЕ. А когда в сердце будет, то неотменно, как отрыжка от желудка, вне окажется. Огнь бо сокровенный оказывает себе теплотою, и благовонный бальзам добрым запахом (5:234).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Бог любит человека, хоть он и отступил от Него Любитель с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Тако Бог, Иже есть вечная любовь, понеже любит человека, когда человек отступил и отлучился от Него, благоволил с ним в воплощении соединитися, и тако любовию Своею привлещи к Себе человека, и благодатно обитает в рабах Своих, кровию Христовою очищенных, якоже писано есть: «Вы есте церкви Бога живаго» ( 2Кор. 6, 16 ) (3:141–142). В чем выражается любовь Божия к человеку Видим, какую и как горячую любовь имеет Бог к роду человеческому, как хочет, и аки алчет и жаждет спасения его. Кокоши уподобляет Себе зде Господь. Кокош или курица, как малых своих птенцов любит, хранит их, как печется, чтобы хищныя птицы не похитили их, как кричит, когда видит находящую на них напасть, как во время бури и стужи собирает их под криле своя, и согревает их, как старается напитать их, – всякому видно; сама бедствует и страждет, только чтобы детей своих сохранить. Тако Бог милосердый и благий печется о нашем СПАСЕНИИ. Создал нас от любви по образу и по подобию Своему, но мы погибли; подал нам святое слово Свое, и чрез тое нас призывает к Себе: устрашает примерами казнь пострадавших и геенною: привлекает милостивыми Своими обещаниями, чтобы обратилися и пришли к Нему; послал к нам пророков Своих; после и Сам пришел взыскати и спасти нас погибших; и апостолов послал к нам, и повелел им увещати и молити нас, чтобы мы обратилися и примирилися с Ним; возбуждает учителей и пастырей к наставлению, научению и исправлению нашему; подает пищу, питие, одежду, времена прохладна; сияет на нас солнце Свое, и дождит на нас; наказует нас, да аки от сна, от греха пробудившеся, покаемся, и тако спасемся; и прочая неисчетная к спасению нашему изобретает посредствия. Тако хощет нас, аки кокош, под криле благости Своя собрати, и вознести в вечные отечества небеснаго кровы (5:115). Бог падшаго человека так чудным и уму непонятным образом возстановил и обновил и в первое состояние, паче же в лучшее, чрез единороднаго Сына Своего Иисуса Христа привел, так, что «елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» ( Ин. 1, 12 ). Небо вместо рая со всеми благими, «ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор. 2, 9 ), человеколюбно отворил им, и того жителями и царствия Его вечнаго участниками учинил. Духа Святаго, Утешителя, Просветителя, Наставника и Хранителя просящим им подает, Который вопиет в сердцах их: «Авва Отче» ( Гал. 4, 6 ). Заблуждших и отвратившихся со всяким желанием призывает и ожидает на покаяние; кающихся с радостию приемлет. Вся сия и прочая недоведомая благая от единой любви делает нам. Истинное бо благодеяние не от инаго чего, как от истинной и горячей любви, происходит. Достойно убо и праведно любить Того, Который «первее возлюбил нас» ( 1Ин. 4, 10 и 19) (2:279).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010