Пастырь есть руководитель в духовной брани. Ему необходимо быть мудрым и опытным Пастырь, видишь, как разумным и мудрым подобает тебе быть, который начальником еси на брани сей духовной! Аще бо на видимой брани требуются искусные и мудрые начальники, где люди с людьми и плоть с плотью сражаются: кольми паче на брани духовной должны быть разумны и мудры начальники, где брань бывает у людей противу демонов, и у плоти и крови противу духов невидимых и хитрых. О пастырь! тебе наипаче подобает быть умудренным в слове Божии, который и прочих наставлять и умудрять должен, тебе наипаче препоясаться мечем глагола Божия, и облещися во всеоружие и бодрствовать, и опасно поступать на брани сей, на которой супостат тебе наипаче уязвляет и низложить тщится, и тако себе и прочих порученных тебе хранить. От руки твоей вси христианские души взыщутся. Помни сие, возлюбленне, и вложи в сердце твое, и не дремли, стоя на страже Господни (4:52). Пастырь всячески должен отвращать верующих от грехов Священницы! Пастыре словесных овец Христовых! Стражие дому Господня! Ангелы, возвещающие волю Отца небесного! на своей должности настойте, умолите, запретите; пощадите души, порученныя вам от Пастыреначальника Иисуса Христа, кровию Его искупленныя, за которыя вы в день судный страшному Судии имеете отдать ответ; отвращайте вы их от сего нечестия десными и шуими (1:96–97). Пастыри грешников к покаянию приводят, но грехам их не сообщаются Отсюда учатся пастыри со грешниками обращаться и всяким образом приводить их к покаянию, но грехам их не сообщаться. Пастырское дело есть искать заблудшия овцы. И добрые лекари там наипаче обращаются, где болящие лежат. «Не требуют бо здравии врача, но болящии» ( Мф. 9, 12 ) (4:254). Пастырь не должен молчать, когда знает, что люди беззаконуют Когда люди, какие бы они ни были, беззаконуют, и ты известно знаешь, крайне берегись молчать, но везде беззакония их в слове твоем обличай, да не уподобишься псу немому, который не лает, хотя тати находят на дом, и расхищают его, и волки нападают на стадо и поражают то. Стани зде, возлюбленне, и показуй пастырское дело свое, хотя и следовало тебе пострадать. В сем деле имеешь во образ себе Пророков и святителей Христовых, в древности поживших (5:171–172).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Испытание есть наказание Божие за грех, для спасения души Отец детей за погрешности наказует, но с любовью: тако Бог, Отец небесный, наказует ХРИСТИАН не от ГНЕВА, но от ЛЮБВИ, за согрешения их. «Егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец?» ( Евр. 12, 6–7 ). Дети добрые смиряются, погрешности свои исповедуют, и признают себе виноватыми пред отцем своим: так должно христианам смиряться, от сердца исповедовать согрешения своя, и неправду свою признавать и исповедаться: «благо мне, яко смирил мя еси» ( Пс. 118, 71 ). Отец наказует детей своих, чтобы честными были: Бог наказует нас «да причастимся святыни Его» ( Евр. 12, 10 ) (4:15). Христианин со Христом страдает и прославляется (4:42, см. ХРИСТИАНИН , 1068). Испытывать не чужие дела, но свое СЕРДЦЕ. От этого СМИРЕНИЕ Людских дел берегись испытывать. Таковое бо испытание подает повод к КЛЕВЕТЕ, ОСУЖДЕНИЮ и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей? Знай и испытывай себе. Поминай прежде бывшия твоя ГРЕХИ, и ПОКАЯНИЕМ и сокрушением сердца отирай их, и не будешь смотреть, что люди делают. Посматривай часто в СЕРДЦЕ свое, и испытывай, коль пагубное зло в нем кроется,– и довольно будешь иметь что испытывать. Никогда бо СЕРДЦА нашего испытать не можем, но точно знаем, что в нем всякое зло содержится. Сие полезно тебе испытывать. Оттуда бо родятся смирение и СТРАХ и ТЩАНИЕ о себе самом, и воздыхание и молитва к Богу: а испытание чужих грехов есть начало ко всякому беззаконию, и есть Богу и человекам ненавистное любопытство. Берегись убо того (5:160). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

3) Друг за друга, якоже Апостол увещевает: «молитеся друг за друга, яко да исцелеете» ( Иак. 5, 16 ). Откуда и Христос повелел молитися небесному Отцу вообще, как единым гласом, всем христианом, и глаголати: «Отче наш, Иже еси на небесех» ( Лк. 11, 2 ; Мф. 6, 9 ). 4) Не токмо за братию и другов, но и за врагов молитися христианам должно. «Молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы», глаголет Христос ( Мф. 5, 44 ), «да будете», придает далее, «сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5, 45 ). Тако молился Сам Христос за врагов Своих: «Отче, отпусти им» ( Лк. 23, 34 ). И святый Стефан: «Господи, не постави им греха сего» ( Деян. 7, 10 ) (3:105–106). Необходимо призывать Бога во имя Иисуса Христа Молитися, или призывати Бога должно нам: Во имя Христа Иисуса Сына Божия, якоже Сам глаголет: «аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин. 16, 23 ). То есть молитися и просити Бога, не на свою правду и дела надеяся, но на правду Христову и заслуги Его высочайшия, и ради Его неповиннаго страдания и смерти, своей повинности просить прощения, по подобию мытаря, молившагося: «Боже, милостив буди мне грешному» ( Лк. 18, 13 ). «Зане тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу» ( Еф. 2, 18 ). И: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною», глаголет Сам Христос ( Ин. 14, 6 ). Ибо какое ни обещал Бог подать нам благословение, о имени Его обещал, яко «в Нем благословятся вся колена земная» ( Пс. 71, 17 ; Гал. 3, 8 ), глаголет Писание. И тако с сею надеждою приступать ко Отцу небесному, и ради Единороднаго Сына от Отца милосердия просить и ожидать без сумнения (3:103). Имя Иисуса да будет на сердцах Сладко нам грешным имя сие «Иисус». Напишем имя сие на сердцах наших, и всегда тое с любовью да поминаем; и тем яко щитом крепким, да ополчаемся противу врагов душ наших, и защищаем себе и прогоняем их от себя. Трепещет бо имене сего все их темное полчище. Узнали они, что то «Иисус». О, Иисусе, надежда и хвала Израилева, помощи нам и спаси нас! Буди имя сие благословенно во веки! (5:88).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

2) Бога сердечно призывает, МОЛИТСЯ и благодарит Ему за вся Его благодеяния. 3) Со всяким УСЕРДИЕМ тщится жить достойно звания христианского и Евангелия. 4) Веру свою к Богу оказывает ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ, якоже требует Апостол: «покажи ми веру твою от дел твоих» ( Иак. 2, 18 ). 5) Всякаго ГРЕХА бережется и противу всякого греха ПОДВИЗАЕТСЯ и не допущает, чтобы он владел им. 6) В мире сем живет как странник и пришлец, и всегда к небесному отечеству сердечныя очи возводит и воздыхает; и потому к мирским вещам не прилепляется сердцем, но все со страхом и к нужде употребляет. Таковаго ничто в мире сем не веселит, кроме единаго Бога и надежды вечнаго живота. 7) Явный знак светильника веры, горящаго в сердце человеческом, есть РАДОСТЬ ДУХОВНАЯ, в СЕРДЦЕ ощущаемая, радость о Дусе Святе, радость о Бозе, каковая радость во Псалмах изображается: «сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» ( Пс. 83, 3 ). Ибо где вера к Богу, тамо и любовь к Богу; где любовь к Богу, тамо и радость о Бозе. Что бо любим, о том и радуемся (4:165). В чем состоит живая сердечная вера Бог глаголет в Писании всякому от нас: «Аз есмь Господь Бог твой: Аще убо ты Его за Бога твоего признаешь, – чего живая вера требует, – познаешь, кто Он, и чего от Тебе требует, как не будешь Его почитать верою, страхом, любовью, послушанием? Сего бо всего вера твоя в Него требует. Како не будешь со тщанием, по слову Его, жити, когда точно познаешь, что слово, в Писании Святом содержащееся, есть слово Божие и как ко всем, так и к тебе глаголет Он тамо: веруй, люби, буди милосерд, отпущай обиды, терпи, просящему дай и проч.? Самое бо слово сие, яко слово Бога твоего, поощрит и подвигнет тебе к послушанию. Како бо не подвигнет, когда сердечно веруешь, что Он твой Создатель, промыслитель, хранитель, защитник, питатель, высочайший благодетель, и все твое блаженство временное и вечное, еще же и Судия праведный и мститель за ослушание?.. Царя своего земнаго, яко царя, и отца по плоти, яко отца, паче же и всякаго человека почтеннаго, почитаешь: како Бога, небеснаго Царя и Отца, создавшаго и искупившаго тебе, и пекущагося о тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Без благодеяний Божиих ЧЕЛОВЕК и минуты прожить не может Отсюду видишь, христианине, как ты убог и беден, что без благих Божиих и минуты жить не можешь. Убог есть и беден тот, который пищи не имеет, тот, который одеяния не имеет; тот, который дому не имеет, и прочая: ты всего того и прочаго не имеешь своего, но все от Бога, богатаго в милости, получаешь. И аще бы не подал тебе Господь всего того, то беднейший и окаяннейший был бы ты паче всея твари. Видишь убо, как ты нищ и убог! Познавай убо и признавай свою бедность и нищету, да обогатит тебе Господь богатый милостию (4:234). Если бы Бог отнял благодеяния за неблагодарность, то никто бы жив не остался (3:251, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ , 595). Внимательно следить, чтобы в душе была благодарность за бесчисленные Божии благодеяния (4:186, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 33). Благодеяния Божия так велики, что ни язык, ни ум не может их изобразить Мы от Бога нашего созданы, искуплены, и столько благодеяний от Него получили и получаем всегда, что не только словом изъяснить, но и умом понять их не можем: безмерна убо и безчисленна суть, ведома и неведома; словом, заключаемся в Божиих благодеяниях, и без них и минуты жить не можем (4:389). Бог промышляет о христианах и защищает их Отец о детях промышляет, печется и воспитывает их: тако Бог о ХРИСТИАНАХ промышляет, печется и воспитывает их словом Своим и животворящими тайнами. Дети от наветов злых людей под защиту отца прибегают: тако христиане, наветуемы от ДИАВОЛА и злых его служителей, под покров и защищение Отца небеснаго прибегают. «Отче, избави нас от лукаваго» ( Мф. 6, 13 ). Они дерзают и поют: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» ( Пс. 45, 2 ) (4:15). Бог ПРОМЫШЛЯЕТ и заботится о человеке Бог, Который как всякаго человека, так и тебе создал и любит, и от любви Своей как всем, так и тебе благая Своя подает, и как о всех, так и о тебе так милостивый и человеколюбивый чудный промысл в деле спасения показал (4:187). Бог не престает благотворить даже грешнику, ожидая его обращения (5:66, см. БОГ , 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Бог есть верховнейший Владыка Бог есть самоверховнейший властелин и владетель над всеми тварьми, видимыми и невидимыми, в числе которых и всякий грешник заключается, и власти Его «всякое колено небесных и земных и преисподних покланяется» ( Ис. 45, 23 ; Рим. 14, 11 ; Флп. 2, 10 ). Ангели святии со всяким усердием и послушанием волю Его исполняют; святии человеки велению Его со усердием, страхом и любовию повинуются; демони страшные власти Его трепещут, и вся тварь одушевленная, как-то скоты, звери, птицы, рыбы и прочая движущаяся, и бездушная, как-то: солнце, луна, звезды, огнь, и прочая «творит слово Его» ( Пс. 148, 8 ), и «всяческая работна Ему» ( Пс. 118, 91 ) (3:340). Бог есть любовь и источник любви (2:278, см. ЛЮБОВЬ , 474). Бог есть Свет При сем помянем о Свете, Который явился на земли. Свет Отец, Свет Сын, Свет и Дух Святый, Свет вечный и незаходимый. Свет Сын Божий, Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго, явился на земли и просветил во тьме и сени смертной седящия. О сем Свете написано: «Людие, седящии во тьме, видеша Свет велий, и седящии в стране и сени смертней, Свет возсия им» ( Мф. 4, 16 ). Сей Свет «бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» ( Ин. 1, 9 ), сей Свет блеснул лучи на горе Фаворстей, когда «просветилось лице Его, яко солнце, ризы же Его Быша белы, яко свет» ( Мф. 17, 2 ). Сей Свет увидевши Петр святый, так обрадовался, что с горы святой не хотел снити, но жити тамо хотел: «Господи, рече, добро есть нам зде быти», и проч. ( Мф. 17, 4 ). Он глаголет о Себе: «Аз есмь Свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный» ( Ин. 8, 12 ). И паки: «Аз Свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет» ( Ин. 12, 46 ). И паки: «Сей есть суд, яко Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: Быша бо их дела зла», и проч. ( Ин. 3, 19 ). К сему Свету приступили Апостоли, и в след Его пошли, пошли святители, мученицы, преподобнии и вси святии и просветилися, и ныне сияют, яко светила во царствии Его (5:79; также 2:54, см. ГРЕХ , 289).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Бог попускает искушения для нашей пользы (4:36, см. ИСКУШЕНИЯ, 404). Бог ожидает от христианина в искушении терпения (4:13, см. ИСКУШЕНИЯ, 413). Бог отображается в чистой и непорочной душе (4:12, см. ДУША , 318). Бог радуется о верных душах Отец о детях радуется, и дети о отце своем взаимно утешаются: тако небесный Отец о верных душах радуется и верныя души о Нем радуются. «Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» ( Пс. 83, 3 ) (4:15). Бог беседует с человеком в Священном Писании и человек с Богом в молитве Отец с детьми, и дети с отцем любовно разглагольствуют: тако Бог с верными душами любовно в СВЯТОМ ПИСАНИИ беседует, и верныя ДУШИ с Богом любезно в МОЛИТВЕ и в славословии беседуют. О любезная и сладкая беседа, которая бывает между величеством Божиим и подлым человеком, иже есть земля и пепел! «Господи! что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его?» ( Пс. 143, 3 ) (4:15). Бог стучится в СЕРДЦЕ каждого ЧЕЛОВЕКА «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною» ( Апок. 3, 20 ). Вот сам Бог хощет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у всякаго при дверех стоит, и всякому хощет познатися: но мало кто слышит Его, толкающаго в двери! Понеже у всякаго слух заглушен похотьми греховными и любовию мира. И тако, потолкавши в двери, и ничего не успевши, отходит празден от человека. Успокой убо и утиши УМ и СЕРДЦЕ твое от похотей плотских и шума мирских вожделений; от всего того отвратись, и внимай Ему единому. Тогда воистинну познаешь, что Он близ тебе стоит и толкает в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий глас Его, и отверзеши Ему двери. Тогда внидет в дом твой, и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда «вкусишь и увидишь коль благ Господь»! ( Пс. 33, 9 ) (4:158). Бог зрит не на лица, но на сердце и веру человека (3:22, см. БЛАГОДАТЬ , 41). Бог лица человеческаго не приемлет, но всем хощет спастися (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ , 905). Бог сокрывается от ведущих греховную жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Бог Сам пришел спасти человека Сам Бог, Создатель его, пришел взыскати и СПАСТИ его. Не послал ангела, или архангела, но Сам вступил в дело сие. Сам во плоть человеческую облеклся, и на земли пожил, и пострадал, и умер за ЧЕЛОВЕКА. Видишь благость Божию, видишь и достоинство человека. Сам Бог ради его погибшего пришел, так, что чим более обезчестился человек хитростью змеиною, тем более паки почтен, и превознесен от Создателя своего. Слава Богу, благоволившему тако! Слава Богу, пришедшему спасти нас (5:7). Бог Сам пришел на землю искупить род человеческий Великое бы было дело, и удивления достойное, ежели бы царь земной своею особою пришел к пленным рабам своим искупити их. Бог, Слово Божие, Сын Божий, Царь небесный пришел Сам к нам, плененным, искупити нас через Себе Самого. Царие земнии по большей части искупают пленных ради своей корысти: Царю небесному никакой корысти в нас не было; Он блажен без нас, и от нас никакого не требует послужения; и предстоят Ему тысячи тысяч ангелов, и служат день и нощь непрестанно; но однакож Сам Собою пришел на землю взыскати нас: за корысть Себе тое только поставил, чтобы нас спасенных видеть ( 1Кор. 13, 5 ). Се есть истинная и горячая любовь, которая «своих не ищет»! (5:84). Бог, хотя спасти человека, Сам пришел в мир и соделал спасение (5:8, см. СЫН БОЖИЙ , 1030). Бог не оставил род человеческий в погибели, но послал Сына Род человеческий погиб лукавством и прелестным советом змииным. Бог преблагий над ним умилосердился, и не восхотел его оставити в погибели. Послал единородного Сына Своего в мир спасти мир. О сем Сам единородный Сын Божий благовествует и уверяет нас: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй вонь не погибнет, но имать живот вечный. Не послал бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» ( Ин. 3, 16 и 17) (5:82). Бог, сойдя на землю, не оставил небо Однакож не думай того, что аки бы Бог оставил Свое небо, когда явился на земли. Бог с места на место не переходит, яко везде и на всяком месте есть, как я тебе прежде писал о том. Но когда говорится, что Бог пришел на землю, сие говорится к нашему понятию, яко мы иначе понять не можем, как и того не можем понять, како и зде и на другом месте, и на небеси есть Он и тогда на небеси был, и славим был со Отцем и Духом Святым, когда по земли ходил, и между человеками обращался, и от Ангелов на небеси покланяем и воспеваем был (5:84).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Вера зависит от надежды: кто на кого надеется, тот тому и верит Ибо кто на кого НАДЕЕТСЯ, тот в того и верует, и потому кто на человека надеется, в человека, как идола, верует, и тако от Бога сердцем отступает, как Пророк глаголет, хотя устами исповедует и почитает Его. Таковый бо грешит противу заповеди Божией: «Аз есмь Господь Бог твой», и тако духовное совершает идолопоклонство (3:17). Вера учит НАДЕЯТЬСЯ не на человека: силу, честь и т.д., но на Бога Вера сия отвлекает человека верующаго от НАДЕЖДЫ на создание, на князей, сынов человеческих, на честь, богатство, силу свою, благочестие свое, на себе самого, и от всего того, что кроме Бога есть; но на единаго Бога надеятися, в Нем едином почивать, от Него единаго милости, защищения, избавления и спасения искати и надеятися научает. Надежда бо от веры неотлучна, но с верою всегда пребывает; и потому как вера зрит, так и надежду с собой влечет и к единому Богу привязывает, и на Него единаго надеятися верующаго научает. Люди плотские, то есть, по плоти и миру сему живущие, на честь свою, на богатство, силу и хитрость свою надеются и потому в нуждах своих и случаях к тем прибегают, и защищения и помощи от тех просят. Верный Божий раб не тако: всю сию, яко суетную, надежду оставивши, к единому Богу, яко отроча малое к матери своей, прибегает и прилепляется, и от Него единаго всего просит с надеждою, крепко держася за милостивое Божие обещание: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» ( Пс. 49, 15 ): и паки: «егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь» ( Ис. 49, 15 ) (3:17). Во всем прибегать к Богу Видишь, что малое отроча всегда во всяких нуждах к матери своей прибегает; ясти, пити, или инаго чего хощет, у матери просит; беду ли какую видит, к матери прибегает. И хотя от матери биение или наказание какое приемлет, однакож не отлучается от нея, но при ней держится и прилепляется ей, любит ее и всего от ней просит. Такова имеется вера христианская, которая, Бога за Отца признает и имеет. Она все, что кроме Бога есть, оставляет позади, и к Нему единому во всяких нуждах прибегает... И хотя от Отца небеснаго наказание приемлет, однакож не отступает от Него; за благо приемлет все, что от благаго Бога посылается (2:88).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Мир с Богом наступает после примирения с ближними (5:185) (см. ОСКОРБЛЕНИЕ , 628). III. МИР-ВСЕЛЕННАЯ Какие значения слову «мир» придаются в слове Божием Мир в Святом Писании не в едином разуме берется. 1) Мир разумеется за весь небесный и земный круг, в котором все созданныя вещи заключаются. Тако разумеется оное слово: «в мире бе, и мир Тем бысть» ( Ин. 1, 10 ). (О создании сего мира пишется в главе 1-й и 2-й книги Бытия). 2) Мир означается за лучшую мира сего часть, то есть человека. О сем мире глаголет Христос: «тако возлюби Бог мир» ( Ин. 3, 16–17 ) и проч. 3) Мир берется за все, что в мире сем услаждает и увеселяет нашу плоть, разжигает похоть ея, и от Христа отводит и ведет к вечной погибели. О сем глаголет Апостол: «все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть» ( 1Ин. 2, 16 ). 4) Мир приемлется за людей, которые, своим прихотям работая, не хотят истины евангельской принять и последовать. Сей мир означает Христос, глаголя Апостолам: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» ( Ин. 15, 18 ) (2:266). Мир-вселенная имеет своего Создателя Ничто само от себе не бывает. Всякий град не от себе, но от инаго; всякий дом не от себе, но от инаго созидается; всякое письмо не от себе, но от инаго пишется; всякая книга не от себе, но от инаго сочиняется; словом, всякая вещь не от себе, но от инаго делается, тако мир сей не от себе, но от Создателя своего сотворен. «Той рече и Быша; Той повеле, и создашася» ( Пс. 148, 5 ) (4:7). Мир-вселенная управляется и сохраняется Творцом Небо и земля с исполнением своим стоит и пребывает, как создана от Создателя, и будет стоять, пока Всемогущей воли Его угодно будет. «Постави я в век, и в век века; повеление положи и не мимо идет» ( Пс. 148, 6 ). Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывати будет, всесильным словом утверждена. Небо, и воздух, и земноводный круг неподвижимо на своих местах пребывают. Бог тако повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их тако. Земля прорастает плоды и животныя плодятся, хлеб питает скоты и человеки и всякое животное: сие действует всемогущее слово Его и повеление. Облаки, премножеством вод исполненныя, по тончайшей стихии – воздуху ходят, и с места на место переходят; и не падают на землю, но только дождь из себе испущают: сие всемогущей силе Его причитаем, и проч. Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, тако Бог, яко Господь, весь мир во всемогущей руце Своей содержит, хранит и управляет. «В руце бо Его вси концы земли суть» (5:64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010